- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,45 Кб
Петербургские порты. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и его современное использование
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств
Факультет социально-культурных технологий
Кафедра социально-культурной деятельности
Реферат
по дисциплине: История и культура Санкт-Петербурга
Тема: Петербургские порты. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и его современное использование.
Санкт-Петербург
г.
Содержание
Введение
. Петербургские порты
. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и его современное использование
Заключение
Источники
Введение
Санкт-Петербург возводился Петром I <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I> в 1703 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1703_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> как морской, портовый город. Требованием ко всем постройкам и районам города была максимальная доступность водным транспортом. [1] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0>[2] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0> До строительства тракта Санкт-Петербург Москва <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C10_(%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0,_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F)> транспортное сообщение с остальной Россией <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> осуществлялось по Неве <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B0> через Верхневоложскую водную систему.
В городе были возведены пристани, причалы, порты. Практически вся береговая линия имела различные причалы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Все крупные предприятия города имели выход к воде.
По состоянию на начало XXI века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XXI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> город обладал большим количеством пристаней, причалов и портов. Раздельно осуществлялось пассажирское и грузовое морское сообщение, речное прогулочное, пассажирское и грузовое сообщение, речная связь с другими городами.
Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. С конца ноября – начала декабря и до конца марта – начала апреля Невская губа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B0> в прибрежных районах покрыта льдом. В этот период движение судов обеспечивается с помощью ледоколов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB>.
Заложив Петропавловскую крепость <#”868278.files/image001.gif”> <http://www.ptmap.ru/square/6>
Кстати, именно Том де Томон сформировал и саму площадь с полукруглым выступом, для чего к берегу пришлось даже подсыпать грунт в сторону реки на расстояние более ста метров. Здание Биржи стало центром архитектурного ансамбля. По сторонам площади размещены Ростральные колонны. В 1826-1834 гг. появились Южный и Севернуй пакгаузы, которые получили одинаковое архитектурное оформление. Сейчас в этих зданиях расположены Зоологический музей в Южном и музей Почвоведения в Северном.
В 1896 г. на площади разбит сквер, планировку выполнял Визе. В 1926 г. перепланировкой сквера занимался архитектор Ильин. К столетию со дня гибели Пушкина в 1937 г. площадь была переименована в Пушкинскую. В 1989 г. площадь вернула свое историческое название.
В 2003 г. в сквере на площади появился якорь, который относится к началу 18 в. Он был выловлен в районе Шкиперского протока и установлен к 300-летию города с соответствующей памятной доской. Также установили рельефный бронзовый план самой Стрелки Васильевского острова, на котором указаны названия зданий, годы их постройки и имена архитекторов.
Северный и южный пакгаузы Биржи
Северный и южный пакгаузы, расположенные на набережных Большой и Малой Невы, по сторонам здания Биржи, были построены после грандиозного наводнения 1824 года, когда старые помещения биржевых пакгаузов оказались непригодными для хранения товаров. Строительство пакгаузов завершило оформление двух больших площадей: перед зданием Биржи и позади него. Идея сооружения пакгаузов, их местоположение и конфигурация определились в проекте планировки стрелки Васильевского острова, разработанном А. Д. Захаровым в 1804 году.
Проект пакгаузов был утвержден 12 августа 1825 года. Постройка велась в 1826-1832 годах под наблюдением архитектора И. Ф. Лукини. Расположенные симметрично относительно здания Биржи, оба пакгауза были решены в одинаковых архитектурных формах и лишь незначительно отличались по конфигурации в плане. Композиция главных фасадов, обращенных на набережные и украшенных портиками из 12 полуколонн, а также торцевых, обращенных к Ростральным колоннам, подчинена архитектурному решению здания Биржи и отличается строгостью и простотой.
Южный пакгауз стоит на месте снесенного в середине 1820-х годов старого здания Академии наук (в прошлом дворца царицы Прасковьи Федоровны), северный – на месте жилых домов на берегу Малой Невы. В южном пакгаузе было создано обширное помещение для экспозиции Первой русской промышленной выставки. По словам современника, «огромность и красивое величие сей залы производило удивительное впечатление». Выставка была открыта в 1829 году. В ней приняли участие 326 заводов, фабрик и ремесленных предприятий. После закрытия выставки южный пакгауз был передан в распоряжение Академии наук и приспособлен для размещения в нем Зоологического музея. В 1895-1897 и 1910-1915 годах архитектор Р.?Р. Марфельд <http://www.ilovepetersburg.ru/content/marfeld-robert-robertovich>дважды перестраивал южный пакгауз. При этом первоначальный облик здания, в особенности его северный фасад, претерпел значительные изменения.
Северный пакгауз Биржи, близкий по своей внутренней планировке южному, подвергся ряду переделок и перестроек, вплоть до сооружения новых железобетонных перекрытий, но сохранил неизменными свои фасады.
Здание Таможни
Здание Таможни, входящее в архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, построено почти одновременно с пакгаузами Биржи. Его строителем был архитектор И. Ф. Лукини. Возможно, что в разработке проекта участвовал архитектор В. П. Стасов. Сооружение здания Таможни в 1829-1832 годах было вызвано развитием Петербургского порта в первой половине XIX века, когда таможенные учреждения уже не могли разместиться в приспособленных для них старых домах на берегу Малой Невы.
Решенное в формах русского позднего классицизма, здание Таможни по силуэту отвечало Кунсткамере, расположенной симметрично относительно оси ансамбля стрелки Васильевского острова. Прямоугольное в плане, оно обращено главным фасадом на Малую Неву и увенчано куполом на высоком барабане. Главный фасад выделен портиком из восьми ионических колонн, опирающихся на выступ первого этажа, трактованного как цоколь и обработанного рустами. На фронтоне, завершающем портик, помещены статуи Меркурия, Нептуна и Цереры, отлитые из меди. Постройка здания закончила формирование ансамбля стрелки.
Внутри здания очень интересно решен главный зал с двумя парами дорических колонн желтого искусственного мрамора, ограничивающих центральную часть, перекрытую крестовым сводом. Стены центральной части завершены карнизом с модульонами и розеттами. Перекрытие расписано под лепку растительными орнаментами с включением женских и детских фигур. Аналогичная роспись сохранилась и в соседнем зале, перекрытом коробовым сводом. При переделке парадной лестницы в 1907 году была уничтожена роспись и изменена архитектурная обработка стен. После передачи Таможни в 1927 году Институту русской литературы Академии наук в парадных залах располагается экспозиция Музея русской литературы.
Здание Двенадцати коллегий
Здание «Двенадцати коллегий» – ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова. Оно предназначалось для высших органов государственного управления – Сената и коллегий, учрежденных Петром I взамен «приказов». Вначале Сенат и коллегии располагались на Петербургской стороне в мазанковом здании, построенном по проекту Д. Трезини <http://www.ilovepetersburg.ru/content/trezini-domeniko>.
Здание состояло из расположенных по одной оси двухэтажных корпусов, имеющих самостоятельные крыши. Тот же композиционный прием лег в основу решения каменного здания коллегий, заложенного в 1722 году. В 1724 году, уже после начала строительных работ, состоялся первый в России архитектурный конкурс на разработку проекта здания «Двенадцати коллегий». В нем приняли участие архитекторы Д. Трезини <http://www.ilovepetersburg.ru/content/trezini-domeniko>, Т. Швертфегер, Б. Растрелли и др.
Ни один из этих проектов не был утвержден. Нижний этаж возводился на основе проекта Трезини <http://www.ilovepetersburg.ru/content/trezini-domeniko>, архитектурный же облик верхних этажей сложился в результате переработки варианта, предложенного Швертфегером. Строительством коллегий руководил Доменико Трезини <http://www.ilovepetersburg.ru/content/trezini-domeniko>, а после его смерти в 1734 году – Джузеппе Трезини. Здание коллегий состоит из двенадцати связанных воедино самостоятельных корпусов. Громадный по протяженности главный фасад обращен на восток. По первоначальному замыслу вдоль него, на месте Менделеевской линии, должен был проходить судоходный канал к так называемому старому Гостиному двору, расположенному в обширном квартале, ныне занятом библиотекой Академии наук и рядом других зданий. Как это видно из сохранившихся изображений «Двенадцати коллегий», канал был вырыт, но не на всем протяжении, и впоследствии он был засыпан.
В нижнем этаже здания «Двенадцати коллегий» предполагалось разместить лавки. Вдоль всего фасада тянулась открытая аркада. Декоративные детали верхних этажей здания – плоские лопатки, фигурные наличники и аттики, украшенные лепкой, – характерны для петровского зодчества, как характерна и окраска фасада в два цвета. Внутренняя отделка, относящаяся ко времени сооружения здания, сохранилась лишь в Петровском зале.
Скульптурные украшения стен и потолка этого зала исполнены в 1736 году по проекту и под наблюдением мастера Игнацио Росси. Большую роль в декоративном оформлении интерьера играет живопись – плафон и живописные вставки в верхней части стен. Убранство дополняется двумя угловыми каминами со скульптурной отделкой. Галерея вдоль западного фасада здания коллегий построена архитектором Д. Трезини в 1737-1741 годах. Во втором этаже, над аркадой, расположен значительный по протяженности коридор.
Министерства, образованные в 1802 году вместо коллегий, были размещены в других зданиях. В 1819 году помещения четырех из двенадцати коллегий были заняты университетом, а в 1835 году все здание перешло в его распоряжение. В связи с этим архитектор А. Ф. Щедрин произвел ряд перестроек
Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.
По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I. Он обратил внимание на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее. Первоначальный проект здания был, по всей вероятности, составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра. Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым. После пожара в здании Кунсткамеры в 1747 г. были выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так, на потолке зала второго этажа восточного флигеля Кунсткамеры (зал библиотеки; ныне Зал барокко, где расположена экспозиция «Естественно-научные коллекции Кунсткамеры») художник Д. Джанни в 1757 г. создал лепной узор, а скульптор М. Павлов в 70-х гг. XVIII в. – два горельефа – «Празднующая Европа» и «Триумф России». Плафон и горельефы сохранились до наших дней. Сгоревшая во время пожара 1747 г. деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля)
Главное здание Академии наук
Здание Академии наук на Университетской набережной <http://walkspb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=145> (дом №5) построено согласно проекту планировки Васильевского острова 1767 года. Первоначально предполагалось, что оно будет повторять облик дома, находящегося по другую сторону от Кунсткамеры – дворец Прасковьи Фёдоровны. Таким образом на берегу Невы должна была возникнуть архитектурная композиция из здания Кунсткамеры в центре и двух одинаковых боковых корпусов. Однако, сразу после утверждения проекта реализовать его не удалось.
Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Джакомо Кваренги <http://walkspb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1216>создал соответствующий проект, который начал реализовываться уже в августе. Вчерне дом был готов к 1787 году.
Построенное Кваренги здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Длина его фасада 100,97 метра.
Внутренняя планировка и отделка конференц-зала созданы архитектором А. Порто. Стены конференц-зала украшены широким фризом работы скульптора К. Гофферта. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.
С этим зданием была связана деятельность таких учёных как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, А. Н. Крылов.
В 1826 году был утверждён проект застройки квартала за зданием на набережной. Здесь к 1831 году построили музейный флигель Академии наук (Биржевой проезд, дом №2). В 1828 году в здание Академии наук из Кунсткамеры <http://walkspb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=127> перевели Физический кабинет, преобразованный в начале ХХ века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году был образован Физико-математический институт. Он был переведён в Москву в 1934 году вслед за Академией наук.
Постепенно в облик здания Академии наук вносились изменения. Так в 1870 году кирпичом была заложена дверь в цоколе, ведущая с набережной в первый этаж. В 1881 году сделанная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решёткой. [2, с. 101]
Малый конференц-зал здания Академии наук связан с деятельностью В. И. Ленина. Здесь в весеннюю и осеннюю сессии 1891 года он сдавал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. Несколько помещений в 1913-1922 годах здесь занимал "Пушкинский дом".
При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1925 году на верхней площадке парадной лестницы была помещена мозаичная картина "Полтавская баталия", созданная Ломоносовым в 1764 году. Во время Великой Отечественной войны для защиты от возможного попадания бомбы мозаика была заклеена марлей и заложена кирпичной стеной. Раскрыли её в октябре 1944 года.
В 1934 году Президиум Академии наук СССР перевели в Москву, здесь оставили архив и библиотеку, Ленинградский научный центр НИИ СССР. В здании на берегу Невы в 1930-х годах работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. С 1937 по 1945 год здесь находилась квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.
Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года
Интересные факты о Стрелке Васильевского острова:
В советское время появилась устойчивая традиция. Молодожёны приходят на стрелку и разбивают о причальную стенку бутылку шампанского – в знак предстоящего долгого и счастливого совместного семейного плавания. Здесь же, на спусках к Неве, молодожёнам предлагают запустить в небо белых голубей.
Как уже говорилось выше, в 2003 году при содействии фирмы "Экрос" в сквере был установлен якорь-кошка. Этот якорь был найден при работах на Шкиперском протоке. Рядом с ним находится памятная доска: "Русский якорь корабля Русского флота Олонецкий завод 1723 год. Найден на Васильевском острове в 2001 году. Установлен в честь 300-летия Санкт-Петербурга". В это же время здесь был установлен рельефный бронзовый план стрелки Васильевского острова с наименованием всех зданий, датами их строительства и именами архитекторов. Его авторы – А. В. Тимофеев, Ю. Никитин и Д. Никитин. Этот барельеф был установлен в дар городу от Северо-Западного таможенного управления.
С 12 июня 2006 года напротив стрелки Васильевского острова плавал один из самых больших фонтанов Европы. Он работал с музыкальным сопровождением, в тёмное время суток – со световым представлением. Этот фонтан быстро стал одной из популярных петербургских достопримечательностей. Но в Петербурге нашлись недовольные тем, что струи фонтана закрыли ансамбль стрелки Васильевского острова с прилегающих к ней набережных. В 2009 году фонтан спускать на воду не стали, сославшись на сложную экономическую ситуацию. В дальнейшем он свою работу так и не возобновил.
В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был, по мнению специалистов, непоправимо искажен строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Когда в мае 2008 г. по этому поводу разразился скандал, и городская общественность назвала эту стройку «градостроительным преступлением», правительство Санкт-Петербурга предложило застройщику, которому ранее было выдано разрешение на строительство, уменьшить этажность возводимого здания. Застройщик отказался это сделать и заявил, что иначе обратится в суд.
Заключение
Санкт-Петербург – крупный портовый город, важный экономический центр и транспортный узел. Именно поэтому тема водных сообщений всегда останется актуальной для Санкт-Петербурга.
В данной работе было рассказано об основных портах, причалах, пристанях, терминалах Санкт-Петербурга, их современное применение, значение. Так же подробно был описан архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и его современное применение.
С течением времени менялось местоположение портов, вымывались или засыпались устья рек, но водные коммуникации всегда были и есть очень важной частью жизни Санкт-Петербурга.
Источники
1. Канн П. Я. Стрелка Васильевского острова <http://walkspb.ru/istochniki/140.html>. – Л: Лениздат, 1973. – 144 с.
. Шуйский В. К. Тома де Томон <http://walkspb.ru/istochniki/139.html>. – Л: Лениздат, 1981. – 160 с.
. Канн П. Я. Стрелка Васильевского острова <http://walkspb.ru/istochniki/140.html>. – Л: Лениздат, 1973. – 144 с.
. Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Дома и люди Васильевского острова <http://walkspb.ru/istochniki/85.html>. – М: Центрполиграф, 2007. – 735 с
. Морской Петербург. Информационно-издательская компания [Офиц. сайт]. URL: http://www.morspb.ru/ (дата обращения: 22.11.2015).
. По рекам и каналам [Офиц. сайт]. URL: http: http://porekamkanalam.ru/ (дата обращения: 22.11.2015).