- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,88 kb
Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях
Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях
С.В.Римский
В данном исследовании автор хотел получить ответы на вопросы: кого из святых более всего почитали донские казаки и в чем это почитание выражалось? Основой исследования послужили “Донские дела” – источник, хорошо знакомый историкам казачества и России.
Специалистами давно установлено, что мировоззрение средневекового человека было религиозным. Это значит, что всё, абсолютно всё, происходившее с ним или вокруг него, вообще в мире, воспринималось и осмысливалось человеком через призму его личной веры. В нашем случае – через православие. Вполне естественно поэтому, что, попадая в какую-то трудную ситуацию, казак просил помощи у Господа, Божией Матери, Святых Угодников, обычно давая обет исполнить нечто важное, как только представится возможность. Как следует из исторических источников, очень часто обет заключался в совершении паломничества к святыням земли русской. Известны наиболее распространенные маршруты выхода в пределы Московского царства. Они пролегали через Воронеж, Елец, Курск, Оскол, Белгород, Валуйки. Если паломник направлялся к святыням без заезда в столицу, то специального обращения к государю не требовалось. Царь, по челобитью Войска, время от времени давал указания воеводам соответствующих приграничных населенных пунктов, чтобы они беспрепятственно пропускали казаков. Так, например, грамотой от 26 февраля 1637 г. воронежскому воеводе князю Савелью Ивановичу Козловскому было велено свободно пропускать казаков и не взимать с них лишних сборов за имущество. “А вперед будут з Дону учнут приезжать на Воронеж Донские атаманы и казаки по обещанью в которой монастырь помолитца, или с родители своими повидатца, и ты б их во всем оберегал и тесноты и насильства никакова им чинить не велел”, – говорится в грамоте 1.
Но для того, чтобы исполнить обещание с обязательным проездом через Москву, необходимо было получить от московского самодержца так называемую проезжую грамоту. Для чего казаки, заручившись специальным ходатайством от Войска, обращались к царю с челобитьем (прошением). Поскольку Донское казачество находилось в юрисдикции митрополитов Московских, а затем – патриархов Всея Руси, а государь выступал в качестве высшего покровителя и защитника православия, проситель обычно без особых проблем получал проезжую грамоту. Хотя процедура порой несколько затягивалась, получение официального разрешения на проезд по территории Московского государства оборачивалось немалой выгодой, потому что казак-паломник получал от государя вполне приличное ежедневное содержание и право беспрепятственного путешествия туда и обратно. Так как прошение подавалось на границе, точнее, из пограничного города, где находился глава административного округа – воевода, то последующий путь к святыням обычно лежал не просто через Москву, а через соответствующие приказы. Каждого богомольца власти рассматривали ещё и как ценного информатора. Его подробно расспрашивали (обычно в Посольском приказе) о ситуации в донских степях. Ещё больше внимания приказные люди проявляли к тем, кто вышел из плена, желая прознать даже мелкие детали недавних событий в Турции или Крыму. Паломникам задержка в Москве была не только не обременительна, но выгодна. Все знали, что государь щедр к защитникам рубежей России, а потому всегда обращались к нему со второй челобитной, прося вознаградить за полонное терпение или тяжкие воинские труды. Чтобы не быть голословным, я сделал выборку из “Донских дел”. И вот что получилось.
Паломничество казаков к святыням России
Год и месяц |