- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,87 kb
Подмосковье сувенирное
Подмосковье сувенирное
Изделия наших умельцев известны как русские сувениры не только в России, но и далеко за рубежом. Иностранцы с удовольствием принимают в подарок русских матрешек. А знаете ли вы, что первая русская матрешка была выточена и расписана именно в Подмосковье? Сувенирный образ России и символ русского народного искусства – матрешка – впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах Х1Х века. Пусть и по образцу, привезенному из Японии, но она стала нашей.
С давних времен география русского народного художественного промысла тесно связана с Подмосковьем. При слове «Жостово» ассоциация подбирает к нему пару – «расписные жостовские подносы». Меж тем, деревня Жостово находится в Мытищинском районе Подмосковья. Недалеко от города Лобня расположена деревня Федоскино, которая известна своими замысловатыми шкатулками и лаковыми миниатюрами. В селе Вербилки Дмитровского района уже почти 250 лет изготавливают рукотворный фарфор. А самые красивые платки до сих пор ткут в Павловском Посаде. В Раменском районе в художественных мастерских Гжели воплощаются традиции керамического народного промысла. В наши дни на территории Московской области в сфере художественных народных промыслов работают частные предприятия и государственные организации, всего их насчитывается около 20-ти.
ГЖЕЛЬ – ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ КЕРАМИКА
С середины ХУ11 века Гжель славилась своими глинами. В Раменском районе Московской области насчитывают 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». До середины ХУШ века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. После 1800 г. была найдена светлая серая глина, возникло производство полуфаянса. Гжель постепенно становится одним из крупнейших районов по производству керамики. Вторая половина Х1Х века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. На рубеже Х1Х-ХХ веков многие заводы приходят в упадок. Только с середины ХХ века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего тогда 670-летие. В эти годы здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Как тогда, так и сейчас, Гжель – это самые популярные фарфоровые изделия с нарядной синей росписью на белом фоне: фарфоровые чайные сервизы, вазы, подсвечники, скульптура. Каждое изделие, выполненное художниками уникально, нет двух одинаковых изделий потому, что они расписаны вручную. Традиционный мотив гжельской росписи – птицы и петухи – трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины в сине-голубой тональной палитре.
Сейчас в селе Гжель в живописном месте на берегу реки Гжелка занимаются ручным производством высокохудожественных фарфоровых изделий в лучших традициях на- I родного промысла. Это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров. Ассортимент керамики: чайники, кумганы, сахарницы, масленки, предметы сервировки стола, шкатулки, подсвечники, вазы, лампы, настенные часы, светильники, изразцы для облицовки печей и каминов и др.
В селе Гжель Раменского района Московской области (34 км Егорьевского шоссе) расположено предприятие по производству фарфора. На территории предприятия царит удивительная атмосфера, в которой сочетается производство и неторопливая русская сельская благодать. Все, что окружает работников предприятия, что помогает им творить и создавать необычайной красоты традиционные сине-белые фарфоровые изделия, можно увидеть своими глазами. Цех по производству фарфора встретит необычайным интерьером: цветы, музыка, камин. Далее можно посетить участок релаксации работников предприятия – турецкую баню и шун-гитовую комнату, на себе испытать целебное воздействие уникальнейшего минерала – шунгита. По территории завода туристов сопровождает экскурсовод, и по желанию художники проводят мастер-классы по живописи. В завершение экскурсии – посещение фирменного магазина, где более 1000 наименований изделий по заводским ценам, от мелкой пластики до больших напольных ваз.
ФАРФОР ВЕРБИЛОК
Фарфоровый завод в Вербилках существует почти 250 лет и берет свое начало от небольшого частного заводика, открытого в селе Вербил-ки близ г.Дмитрова обрусевшим английским купцом Францем Гарднером. Высочайшим указом от 23 октября 1762 г. Францу Яковлевичу Гарднеру было дозволено завод открыть. С этого времени и начинается история предприятия в Вербилках, ныне Дмитровского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода. Фарфор вскоре начал поставляться к императорскому двору. В 1892 г. завод в Вербилках был продан известному заводчику М.С.Кузнецову. Однако слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менять клейма фирмы. Начав с творческой переработки западноевропейских образцов, завод к началу Х1Х века нашел собственный стиль, в котором формы ампира сочетались с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора. Во времена СССР Дмитровский фарфоровый завод неоднократно расширялся, был реконструирован, и уже в 1937 г завод имел собственную художественную лабораторию. Сегодня у Дмитровского завода свой фирменный знак, свое клеймо: голова жителя здешних лесов – лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в руках фарфоровая вещица с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице двухсотлетний опыт, мастерство, искусство русских мастеров «фарфора Вербилок». Известны изделия с российской символикой, продукция, посвященная отдельным городам и памятным местам нашей Родины. Широко представлены изделия с военно-морскими мотивами и др.
В наши дни фарфоровый завод выпускает художественные изделия и обычную посуду. Многие известные российские художники и скульпторы сотрудничают с этим заводом. «Фарфор Вербилок» неоднократно отмечался высшими наградами: золотая медаль в Париже в 1937 г., серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г, бриллиантовая и золотая звезды Союза предпринимателей Америки и Европы.
Для посетителей разработан маршрут экскурсии: посещение музея фарфора и производства завода «Фарфор Вербилок», посещение торговых точек, где можно приобрести изделия местных мастеров.
РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА, ШКАТУЛКИ ИЗ ФЕДОСКИНО
В конце ХУШ века в селе Федоскино Мытищинского района возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Все это знаменитый старинный народный промысел, основанный русским купцом П.И.Коробовым на базе картонной фабрики в селе Данилково, смежном с Федоскино. С 1818 г. Коробов привлекает к делу своего зятя Лукутина, который, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. При Лукутине искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России. С 1828 г. на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, известных под названием «Лукутинских». Совершенствуется технология живописи, приемы декоративного оформления изделий (под «черепашку», слоновую кость, «шотландку», скань, цировка). В третьем поколении Лукутиных в 1904 г. фабрика была закрыта. С закрытием фабрики история русской лаковой миниатюры не прервалась. Федоскинские мастера открыли артель в 1910 г., несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. В советское время Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие.
Лаковая миниатюра Федоскино – один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являются истинным народным промыслом. На шкатулки Федоскино дается столетняя гарантия. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, шотландкой, инкрустацией перламутром создают неповторимое убранство лаковым изделиям.
В наши дни Федоскинская фабрика миниатюрной живописи изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле: шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер-министру Великобритании.
Для посетителей организованы экскурсии, каждый день с 10.00 до 17.00.
Увидеть производство шкатулки, посетить живописную мастерскую и экспозиционный зал лаковой миниатюры можно в сопровождении гида. Здесь проводят мастер-классы, во время которых можно почувствовать себя художником-миниатюристом.
ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС
Самый яркий образец народного творчества. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Эта история – любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой мало общего. Русский купец П.И.Коробов устроил в конце ХVШ века в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Наряду с табакерками, портсигарами, шкатулками, здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, при столкновении на выставке в 1836 г. с сибирскими железными подносами, уступили им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов. Вновь возникшее производство изготавливает только подносы, а в стареющих мастерских делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов, технически совершенно различных, но связанных исторически.
Каждый поднос индивидуален, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению, но с соблюдением традиционных жостовских технологий. Букеты цветов, в центре которых чаще всего изображение розы – самого любимого цветка жостовских мастеров, являются главной темой украшения жостовских подносов уже более 150 лет. Когда рассматриваешь рисунок, создается впечатление, что яркие, насыщенные объемы цветов вырастают из глубины фона и оживают на глазах. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ИГРУШКА, РУССКАЯ МАТРЕШКА
СУВЕНИРНЫЙ образ России и символ русского народного искусства матрешка впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах XIX века. В слободах и селах, окружавших Троице-Сергиеву лавру, процветало множество ремесел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Знаменитый Музей игрушки разместился в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В музее хранится более 30 тыс. игрушек разных народов мира. Богатейшая коллекция сергиево-посадской и богородской игрушки представлена здесь. Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России». Игрушечным символом города является матрешка. Деревянная токарная игрушка-матрешка, выполненная профессиональными художниками, получает второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшего многочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшие потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрешки в первые десятилетия ХХ века. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрешки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Ее делают до сих пор в огромных количествах. Одна из первых российских матрешек хранится в музее. Ей уже более 100 лет.
Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой. Открыта выставка игрушек детей последнего российского императора Николая II. Научно-технический прогресс Х1Х-начала ХХ вв. также нашел свое отражение в игрушке.
Двери музея игрушки открыты для посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника, а также последней пятницы каждого месяца.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Богородская резьба, богородская игрушка – русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Нельзя не восхититься игрушкой мастеров древнего села Богородское, расположенного недалеко от Сергиева Посада. На живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны, стоит село Богородское – родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. В 1595 г. село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. Богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские мастера резьбы по дереву режут игрушку из липы сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Планки приводят игрушку в движение, что всегда вызывает восторг взрослых и детей. Игрушке «Кузнецы» более 300 лет, она стала символом богородского промысла. Стоит подвигать планками – и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В игрушке с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
Богородские мастера-художники – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» – в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В 1960 г., в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику художественной резьбы. В наше время работает Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, куда можно поехать на экскурсию.
ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов Х1Х века – спустя полвека с момента основания фабрики. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним менялись поколение за поколением. К середине Х1Х века предприятие перешло к правнуку Лабзина, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма. Купцы из подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять в жесткой конкуренции того времени, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи. Об успехах нового производства Лабзина-Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г. После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В 1928 г. объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики изготавливают платки шерстяные и полушерстяные, набивные и гладкие, грунтовые и кремовые, с шелковой и шерстяной бахромой. После Великой Отечественной войны, в 50-60-е годы, на фабрике продолжали печатать платки по старым рисункам, но в новых разработках, на грунтах самых разнообразных расцветок: «пунц, бордо, золото, салат, оранж, зеленый, бирюза, фиолет» и другие. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью. Принадлежность павловских шалей, дошедших до наших дней, можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка – клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления. Шали с традиционным цветочным орнаментом нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество – «классикой» искусства павловского платка.
В экспозиции музея представлены клейменные платки Х1Х века Мануфактуры Я.Лабзина и В.Грязнова, платки разных периодов ХХ века, платки текущего ассортимента, рукописные платки. Во время экскурсии рассказывается о старинном способе изготовления платка – ручной набойке, о современном способе – печати сетчатыми шаблонами, об истории павловопосадской шали и о шали как части мировой культуры.
В Павловском Посаде открылся Музей истории русского платка и шали, над созданием которого группа энтузиастов во главе с Владимиром Шишениным работала более полутора лет.
Список литературы
Родник №30 (16861) 4 августа 2010