Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

«Пополь-Вух»

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,94 kb

«Пополь-Вух»

«Пополь-Вух»

“Пополь-Вух” (“Книга народа”) – эпос индейцев киче (народ майя; Центральная Америка). Вероятно, первоначальная версия книги, написанная пиктографическим письмом, погибла в ходе испанского завоевания. Дошедшая до наших дней рукопись написана уже латиницей. В середине прошлого века Ш.Э. Брассер де Бурбур обнаружил рукопись “Пополь-Вух” и опубликовал в 1861 г. вместе со своим переводом. С этого времени памятник (иногда его называют “Библией Центральной Америки”) стал достоянием мировой культуры.

Издатели разделили “Пополь-Вух” на четыре части: первая – космогония и борьба героев с демонами, вторая – нисхождение героев в преисподнюю, третья – антропогония, сотворение человека и деяния праотцев, четвертая – завершение жизни праотцев и дальнейшая судьба народа киче. С точки зрения происхождения, книга включает в себя три произведения: собственно история народа от сотворения мира, рассказ о чудесном рождении героев Хун-Ахпу и Шбаланке после гибели их отцов в преисподней и о мести юных героев за них, сказание о борьбе Хун-Ахпу и Шбаланке с демоном Вукуб-Какишем и его сыновьями. Вероятно, эти три произведения в доиспанское время существовали самостоятельно, и только составитель позднейшей рукописи объединил их, поставив оба эпических сказания о Хун-Ахпу и Шбаланке в середине истории о сотворении мира и человека.

Индейские мифы поражают сходством с Библией, при том что ее влияние на “Пополь-Вух” большинству исследователей видится маловероятным. Прежде всего обращает на себя внимание то, что и там, и там триединый бог-громовержец творит мир Словом. Это отражает общечеловеческие мифологемы о противопоставлении небесного земному как нечетного четному (небесное единство или триединство – и земная парность); понятие о триединстве как знаке совершенства и представление о небытии как тишине, когда жизнь возникает с первым звуком (ср. “Мемфисский теологический трактат”). Творение человека также происходит трижды: поколения глиняных и деревянных людей погибают, тогда из зерен кукурузы возникают четыре прародителя киче, которые, в соответствие с мифологемой первопредка, являются не только учредителями обычаев племени и посредниками между людьми и богами, но и источником бед своего народа, встающего на путь вражды с ними и в конце концов вынуждающего их уйти. Борьбой героев с титанами можно назвать сказание о победе Хун-Ахпу и Шбаланке над Вукуб-Какишем и его сыновьями. Противники героев связаны с силами земли и гор, Хун-Ахпу и Шбаланке уничтожают их по приказу громовержца Хуракана, причем дистанция между богами и героями здесь практически отсутствует; все действующие лица – герои и титаны – выглядят не рожденными, а бывшими всегда.

Совершенно иная картина в сказании о борьбе с владыками Шибальбы (преисподней). Здесь подробно описываются происхождение рода героев и обстоятельства гибели их отцов, чудесное рождение братьев-близнецов от девы, их месть владыкам Шибальбы, причем испытания, которые герои проходят в преисподней, имеют ярко выраженные черты инициационных мифов.

Несмотря на свою уникальность как источника по религии, культуре и языку индейцев киче и выдающиеся литературные достоинства, эпос “Пополь-Вух” в России мало известен. Перевод, сделанный К.Д. Бальмонтом с французского издания и опубликованный в его книге “Змеиные цветы”, далек от оригинала. Современное издание эпоса Р.В.Кинжаловым прошло незамеченным. Но, несмотря на незаслуженную безвестность, “Пополь-Вух” был и остается не менее значимым для мировой литературы произведением, чем “Теогония” Гесиода, “ Эдда”, “Гильгамеш” и другие эпические памятники.

Список литературы

Кинжалов Р.В. Книга народа киче // Пополь-Вух. М.;Л., 1959. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской философии. Новосибирск; М., 1997. С.755-762.

Похожие записи

Искусство древней Индии

Культурология

Чудеса света в Греции

Культурология

Живопись на Руси

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.