- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,85 Кб
Права и обязанности клириков
РЕФЕРАТ
По Церковному праву
Права и обязанности клириков
1. Природа и тройственность священнического служения
Права и обязанности клириков вытекают из природы священства. «…Священство есть продолжение и участие в одном и единственном священстве Христа, которое даровано Церкви». В служении Христа «…различают три служения: 1) пророческое, 2) первосвященническое и 3) царское». «По выражению апостола Павла, пастыри – соработники… слуги Христовы… посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1 Кор. 3, 9-10; 4, 1-2, 9; 2 Кор. 5, 20)». Они проводники Его тройственного действия, Его духа. «В Таинстве Священства пастырь получает дар ношения образа Христова, он должен быть живой иконой Христа». Как живой образ Христа, священник осуществляет в общине три служения Христова, священник на уровне прихода, а епископ – епархии. Тройственного служение священника состоит: 1) в проповеди слова Божия, 2) в совершении Таинств и 3) в управлении (приходом или епархией). Сущностью, т. е. внутренним содержанием, священнического служения является благодатное посредничество пастыря за паству пред Богом в деле возрождения людей, а его основная задача и конечная цель – в восстановлении связи человека с Богом и другими людьми. Служение священника состоит в созидании в себе и в своей общине Царства Небесного. Главной его задачей является то, чтобы его тройственное служение соответствовало своей сущности и конечной цели, т. е. совершать его «…в духе Христова священства и Христова Царства». в духе и истине. Если священническое служение не соответствует своей сущности и своему назначению, то из великой силы освящения мира оно превращается в великую силу соблазна. Ибо «всякое священнодействие есть великая духовная реальность, воплощение Духа Истины». «Внешнее, формальное, бездушное пользование священными предметами, действиями и словами (то есть исполнение священнических обязанностей – прим. автора) накапливает в мире смертельную отрицательную энергию». Священство – это сила крестной любви, излитая в мир нашим Спасителем и изливаемая на верующих через священников, на которых она сходит в хиротонии. Если священническое служение совершается не в духе Христовой любви к людям и не в истине, то оно превращается в безблагодатное жречество. Священник, не имеющий духа Христова, не приводит людей ко Христу, а отгоняет их от Него. Поставленный быть посредник между Господом и верующими, такой священник становится стеной подбеленной (т.е. благообразной по внешнему виду) между Господом и народом. Чтобы тройственное служение священника – проповедь, тайнодействие и управление – не свелось к простому учительству, требоисполнительству и управленчеству, его содержанием и целью должен быть Христос и Его невидимое Царство. Поэтому первая обязанность священника – заботиться о своем внутреннем состоянии, стремиться ко Христу и быть во Нем. К этому призваны все христиане, но священник в виду своего положения в Церкви несет за это особую ответственность.
2. Основные пастырские добродетели, делающие священническое служение соответствующим его природе
Основные пастырские добродетели, которыми стяжается дух жизни во Христе, являются молитвенность, любовь, смирение и терпение. Жизнь пастыря должна быть молитвой. «…Молитва домашняя для пастыря должна быть дыханием его души, без чего бы он не мог бы и жить». Священник «…должен преимущественно пред пасомыми жить беседой с Богом и общением с Ним». Он должен выработать в себе «сыновнее отношение к молитве, не вынужденное, а свободное предстояние Богу…», «нудить не на правило, а к молитвенному предстоянию, к вымаливанию дара самой молитвы». Без личного молитвенного подвига «…нельзя ни одному пастырю ни возгреть в себе благодати хиротонии, ни пастырски воодушевиться». «Пастырь-молитвенник приносит великую общественную пользу, поднимая общее молитвенное настроение в пасомых». «Во всех видах деятельности пастыря-молитвенника мотивом трудов делаются Господь Спаситель и приведение людей к спасению Божию». Если же священник не несет подвига личной молитвы, то он не приобретает опыта живого общения с Богом, а «от пастырского неумения руководить молитвенным подвигом верующих от неумения воодушевлять их к богообщению гаснет в них огонь благодати…»
«…Высочайшее из всех земных призваний, ответственнейшее из всех родов служений – священство – есть по преимуществу служение любви… Священнику, первому из всех учеников Христовых, надлежит облечься в любовь, которая есть, по слову Апостола, совокупность совершенства (см. Кол. 3, 14)». В хиротонии священнику дается дар пастырской любви, т.е. способность преодолевать свой индивидуализм, переносить свою жизнь в других и ради Господа жить в них и для них. Этот дар проявляется в том, что у священника обостряется сознание «…долга заботиться больше о других, чем о себе». Он теперь обязан заботиться не только о своем спасении, но о спасении всех, вверенных ему Господом. Возгревается этот дар главным образом самопринуждением к любви. Священник обязан духовную пользу прихожан ставить выше своей личной пользы, пусть даже и духовной. Он должен научиться охотно жертвовать ради них своим покоем, временем и силами, вопреки себялюбивым чувствам недовольства понуждать себя к умеренной внешней любезности и ласковости. Через это делание в нем постепенно усиливается подлинная отзывчивость и переходит в искреннее настроение. «Источник пастырской любви к людям заключается в любви к Богу, ради чего всякий истинный пастырь подвизается в очищении себя от страстей». Важным средством, возгревающим благодатно-пастырскую любовь, является молитва о благодатном укреплении любви. «Особенно на первых порах служения всякий пастырь-предстоятель, по словам Лествичника, «должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству»». Ярким свидетельством о необходимости для пастыря любви являются фарисеи. Они исполняли «… формальные требования закона, при этом упуская из вида его сущность, которая состоит в любви к Богу и ближнему. Выставляя себя судьями и защитниками закона…», они во имя ложно истолкованного ими закона, вознесли Подателя этого закона на Крест. То есть, если пастырь пренебрегает любовью, он становится ее гонителем и распинателем.
Смирение – это основа, фундамент и глубина любви. «По времени духовного обнаружения оно предшествует любви». «Сущность смирения состоит в самоотвержении и отречении от своеволия, что для пастырского служения совершенно необходимо». Если священник не имеет чувства собственного недостоинства, то постепенно он начинает вместо Христа в центр жизни общины ставить себя, «распространять кругом себя свое человеческое влияние» и «властно господствовать над окружающими». Возвышаясь в своем мнении над прихожанами и все более отчуждаясь и отдаляясь от них, священник разрывает духовное единение с ними и превращается в начальника.
Терпение скорбей для священника является не просто общехристианской заповедью, а пастырским долгом. «…Принимая на себя грехи своего прихода и сторонних лиц, отдающих себя его руководству…», священник становится причастником скорби Христовой за весь мир. Задача пастырского служения освободить и защитить себя и людей от диавола. Он вступает в более острую борьбу со злом. Поэтому «скорби – прямое отличие пастырского служения». «…Быть истинно добрым пастырем есть крест из крестов». Но в этих скорбях он внутренне обновляется. «…Пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но радостно терпеть их с верой в помощь Божию и с уверенностью в их спасительную необходимость».
3. Тройственное служение клириков
1. Пастырское учение. Учение словом. Господь возвестил людям истину и дал апостолам заповедь: «…идите, научите все народы…» (Мф. 28, 19). Поэтому «истина и проповедание её людям – фундаментальная задача пастырского служения». Проповедь является «…неотъемлемой частью священнического служения». По учению слова Божия, церковным канонам и указаниям церковного устава, проповедь слова Божия является главнейшей обязанностью пастырского служения. Истина существует как слово о Боге, т.е. как теоретическое учение, и как жизнь в Боге. Слово о Боге является важнейшей, но начальной степенью познания истины. Ее цель – прийти к опытному богопознанию, которое только одно является истинным богопознанием, ибо Христос есть истина и Он познается только через общение с Ним и исполнение Его воли. Задача священника – передавать верующим истины о Боге, призывать их к опытному богопознанию и помогать им в приобретении этого опыта жизни в Боге.
Для того чтобы слово священника назидало слушающих, необходимо следующее:
то, о чем он говорит, он должен понять и усвоить на своем личном опыте. Ибо «Предание Церкви нельзя понять рассудочно, путём внешнего знания, но только на основе личного опыта. Только в общении веры возможно внутреннее, личное усвоение её основ и соединение с Учителем веры». Как Спаситель сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6, 63), так и слова пастыря должны быть выражением его опыта жизни в Боге;
«…его слово, только что вдохновенно возникшее и услышанное или же заранее приготовленное» должно идти «… от сердца, от полноты веры, от сладкого желания утешить, укрепить, просветить и согреть человека»;
пастырь должен сам переживать то, о чем говорит, ибо «просвещает и укрепляет лишь то пастырское слово, которое просвещает и укрепляет самого пастыря, для него самого является поучением». То есть он действительно должен говорить от сердца. Тогда его слово будет воспринято сердцем;
пастырь должен смиренно сознавать, единственным истинным Учителем является Господь, и если Он не воздействует через его слово, то сам священник он не может принести пользу слушающим.
«Каждый преемник апостольской благодати получает в таинстве священства особый дар проповедания – от сердца к сердцу, от уст к устам». Священник обязан возгревать в себе этот дар благодати через изучения истины и преподания ее верующим. Ап. Павел заповедает ап. Тимофею всегда поучаться в слове Божием (1 Тим. 4, 13-16) и быть учительным (2 Тим. 2, 24). 2-е правило VII Вселенского Собора предписывает, чтобы «…имеющий быть возведенным на епископство знал псалтирь, дабы таким образом и народ свой наставлял… Чтобы он был испытываем… хочет ли он читать священныя правила, Евангелие, книгу Апостола и все божественное Писание. Читать же с истолкованием, так чтобы знать смысл каждаго слова и быть способным к научению порученнаго ему народа…» Согласно 19 правилу VI Вселенского Собора, «предстоятель церкви, по преимуществу в воскресные дни, должен учить догматам, и истолковывать их не от себя, но как понимали Божественные отцы». Согласно 58-му Апостольскому правилу, епископ или священник, если не заботится об учении народа, отлучается, а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению». Диаконы имеют право участвовать в служении слова.
Епископ, или священник, должен быть проповедником истины всегда. «Священнодействовать Истину: являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни. Свидетельствовать правду Христову на всех путях человеческих». А для того чтобы быть свидетелем истины, он должен жить соответственно этой истине. «Проповедь без подкрепления ее в своей жизни – все равно, что картина хлеба вместо хлеба». Как Христос есть воплощенная истина, так и священник, будучи живым образом Христа, должен воплощать истину в своих делах и в своей жизни. «Священник должен быть учителем святости и учителем покаяния, носителем благодати и живым доказательством неотступного пребывания Бога в мире».
Есть три основные формы проповеди слова Божия: богослужебная (при общественном или частном богослужении), лекционная (вне храма) и частная беседа. Частную беседу архиеп. Иоанн (Шаховской) называет свидетельской формой проповеди – «…в домах (а в годы гонений в судах)». Лекционная форма проповеди (или законоучительство) состоит в систематическом преподавании детям или взрослым Закона Божия, т. е. основ веры и нравственности. Наиболее удобной и распространенной формой для этого является воскресная школа. «…Воскресная школа – основа основ прихода, от деятельности воскресных школ во многом зависит наше будущее, будущее всей Церкви». Поэтому законоучительство является «одной из важных и наиболее ответственных обязанностей священника…» «Духовничество же как благодатная способность руководства людей в духовной жизни есть не институциональный, а редкий, личностный дар от Бога».
«Главным из бедствий сегодняшнего дня является массовое нравственное растление молодежи и детей». Поэтому «каждый священник должен считать своим первым долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению». Одной из главных задач пастырей является работа с молодежью. «Пастырям нужно учиться говорить с молодежью и не уклоняться от этого диалога».
Самообразование. Самообразование является одним из обязанностей священника, ибо незнание – причина многих ошибок, заблуждений и грехов. Господь сказал через пророка Осию: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною…» (Ос. 4, 6). «…Всякий священник, более чем какой-либо другой христианин, должен постоянно трудиться над своим образованием и пополнять свой духовный багаж, повышать свои знания сообразно запросам времени. Нужно быть начитанным в духовной литературе, знать древних святых отцов и близких к нам по времени замечательных русских духовных писателей, святителей, старцев, оставивших нам великие духовные сокровища. Нужно знать об основных достижениях современной церковно-исторической, догматической науки, библеистики, литургического богословия». В наше время «священнослужитель должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его «профессиональных» интересов и обязанностей».
. Совершение Таинств. В хиротонии епископ получает от Бога власть совершать все семь Таинств Церкви, священник – шесть (кроме таинства Священства), а диакон – прислуживать при совершении Таинств. Епископ и священник также получают право предстоятельствовать при богослужении. В полном смысле слова, «…священник не совершитель, а чиносовершитель Таинств». священнический служение клирик
Священник и диакон обязаны знать учение Церкви о Таинствах, порядок и особенности их совершения, изложенные в Настольной книге священно-церковно-служителя, составленной С.В.Булгаковым, находя-щееся в конце Служебника «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству…» Таинства необходимо совершать благоговейно внимательно и вдумчиво, с глубокой верой и живой молитвой к Богу, действующему в Таинствах. При совершении Таинств и обрядов, «…прежде всего Крещения, Покаяния и Брака, а также чина погребения… сердце человека особенным образом открыто спасительному действию благодати Божией». Если священник совершает священнодействие без благоговения, без внимания к Богу и человеку, то таким отношением он может оттолкнуть человека от Церкви. Перед Литургией, т.е. перед богослужением, за которым совершается самое высокое из всех Таинств – Евхаристией – священник обязан готовиться постом и молитвой, установленными Церковью. «Велико значение тайносовершительного служения священника. Это поистине Божественное служение, совершаемое Самим Христом. Но, чтобы зерна благодати Божией давали обильные и соответствующие плоды, необходимо подготовить почву для посева, необходимо научить паству достойно принимать благодатные дары Таинств, необходимо научить паству путям достижения единения с Богом». То есть священник несет ответственность за то, чтобы верующие, ради которых Таинства он совершает, сознательно и достойно участвовали в них. Задача пастыря – помочь своей пастве стяжать опыт жизни в Церкви, «…который приобретается, главным образом, путем участия в литургической, евхаристической жизни Церкви».
. Служение церковного управления. Епископ и священник (настоятель прихода) несет обязанность церковного управления. Конечной целью этого служения является созидание Царства Небесного в вверенной пастырю общине. «…Епископ в первую очередь – …пастырь и нежно любящий отец, а не администратор и начальник, осуществляющий безличное и холодное руководство, не основанное на любви и не развивающее общение личностей». «Епископ должен проявлять любовь к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою очередь, обязаны ему подчиняться как «отцу», «ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».
«…Приход – это не храмовое здание, а церковная община, объединенная христианской любовью и устрояемая силой благодати Святого Духа». «Приходская жизнь есть лестница в Царство Божие. Воспитание этого Царства и обучение этому Царству – в мыслях, чувствах и воле человека». Задача священника – объединить вокруг себя прихожан в одну дружную семью. Для этого «священник, по дару благодати священства являющий собой образ Христа, должен помнить, что каждого пришедшего в храм человека позвал Сам Христос, и с каждым он обязан найти личный контакт». Священник имеет право (а по словам патриарха Алексия II и патриарха Кирилла это является его обязанностью) организовать при своем приходе катехизаторскую, миссионерскую и социальную деятельность. «Через дела благотворительности члены Церкви ощущают себя одной семьёй во Христе».
. Внешний вид пастыря
Священник – это не профессия, это призвание служить Богу и в Боге каждому ближнему, это соответствующий этому призванию образ жизни и устроение души. Этому должен соответствовать и его внешний вид. Пастырь носит священническую одежду, которая для него является постоянным напоминанием о благодати, о святости и чистоте его служения, удерживающим от греха и мирских поступков, а для людей это напоминание «…о том, что священство не кончается в храме». «Согласно 16-му правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде…» «Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 года церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы… В послевоенные годы носить светское платье было дозволено у нас и клирикам…»
. Пастырская чистота
Пастырская чистота – это «…правильное поведение пастыря в мире, соответствующее его служению». Согласно канонам, клирикам запрещены пьянство и азартные игры (42-е Апост. правило), посещение корчемниц (54-е Апост. правило), ростовщичество(4-е прав. Лаод. Собора) и мирская торговля, особенно винная (18-е прав. Карф. Соб.; 9-е прав. Трулл. Соб.). Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося, устраивать у себя дома пиршества (канон 55-й Лаодикийского Собора), занимать общественные и государственные должности (6-е, 81-е Апост. прав.; 11-е прав. Двукр. Соб.), заниматься предпринимательством (3-е правило IV Вселенского Собора). Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что несовместимо с их призванием быть прямым проводником действий Божиих и живым свидетелем Божия присутствия в мире. Клирики не имеют права вступать в брак после хиротонии. Таинство хиротонии совершается так же, как и Брака: при пении тех же тропарей. Только ставленик обходит не вокруг аналоя, а вокруг престола. Это знак того, что он получает благодать, которая обручает его церковной общине. Теперь он служит Господу и в Нем людям. Центром его жизни становится престол. После этого он уже не может заключать таинство Брака, которое бы его обязывало угождать жене. Согласно канонам, если клирик совершит тяжкий грех: убийство, хотя бы и невольное, блуд, прелюбодеяние, воровство, он извергается из сана. Для клирика также недопустима пассивная бигамия, т.е. сожительство с женой, впавшей в прелюбодейство (8-е прав. Неокесар. Собора). Священникам запрещено вкушать пищу наедине с женщинами (22-й канон VII Всел. Собора).
. Почитание пастырей
Апостол Павел учит в Послании к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим. 5, 17). У епископов и священников берут благословение. Священники имеют право благословлять диаконов и мирян, а епископы – священников. Священников называют «отцами» потому, что они являют миру Божие Отцовство, являются проводниками любви к миру Отца Небесного, Который послал на землю Сына Своего и Духа Святого для спасения людей. Уважая священников «…люди уважают прежде всего благодать Божию и – самих себя, прибегающих к этому источнику благодати. Непростительная ошибка пастыря – отнести это уважение людей к себе и напитать этим уважением свое самолюбие». Как Господь через священника совершает Таинства, так Он же через Него принимает честь, воздаваемую священному сану. Задача священника – передавать ее Господу, а не присваивать ее себе и не навлекать тем самым на себя осуждение. Всякое неуважение нужно относить к себе, как напоминание о своем недостоинстве, а всякое уважение – к Господу, как напоминание о том, что Он действует и через недостойных священников.
Клирики должны оказывать честь и друг другу. Первенство чести для епископов определяется старейшинством хиротонии и значением занимаемых кафедр, а для пресвитеров, диаконов и низших клириков – саном, наградой, должностью, старшинством хиротонии (или хиротесии) и образованием. «Преимущества некоторых епископских кафедр, признан-ные священными канонами, не преимущества господства и власти, но – служения, которые свободно определились самой необходимостью». Таким образом, честь, воздаваемая клирикам, указывает на их служение.
Список использованных источников и литературы
I. Источники
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.
Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. Правила соборов 1-7. – Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Репринт издания московского Общества любителей духовного просвещения. – 1438 с.
II. Литература
Аксенов Роман, свящ. «Паси овцы Моя»: учение о пастырстве святого Иоанна Кронштадского. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 142 с.
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения (2000-2004). Т. 3. Ч. 1. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – 544 с.
Владимиров Артемий, прот. Евангельское милосердие в жизни пастыря. – М.: Изд-во Православного Братства Свт. Филарета Московского, 2001. – 31 с.
Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам.- М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. – 301 с.
Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Философия православного пастырства. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 159 с.
Константин (Зайцев), архим. Пастырское Богословие: Курс лекций, прочитанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. – с. Решма, Редакция «Свет Православия», 2002. – 364 с.
Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. – М.: ПСТБИ, 2003. – 485, II, XXXIII с.
Цыпин Владислав, прот. Курс церковного права: учебное пособие. – Клин, Круглый стол по религ. образованию в РПЦ; Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 703 с.