- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,52 kb
Православие и самоидентификация России в XXI веке
Православие и самоидентификация России в XXI веке
Кугай А.И., д.ф.н., ст. преподаватель Военно-медицинской академии
Проблема идентичности на индивидуальном уровне выступает как проблема отождествления, идентификации двух сторон личности: «я» и самости, взаимодействие между которыми складывается отнюдь не просто. Однако здоровый человек все же не утрачивает связь со своей самостью – субъективностью и телом. Патология же связана с рассогласованием между индивидуумом и его самостью. Тело шизофреника – есть тело чемодан, его содержание определяется внешней средой, с которой он взаимодействует. Это связано с тем, что шизофреник обладает зеркально интервентируемой структурой обладания. Не он обладает миром, но мир обладает им. Поэтому жизнь психически больного человека героическая. Отсюда характерные имена, с которыми он себя идентифицирует: «Пугачева», «Наполеон», «Маршал», «Фараон» и т.п. Все это симптомы тяжелейшего душевно-духовного кризиса индивидуальной идентификации. Однако процессы рассогласования между «я» и его самостью могут охватывать и целые народы. Именно такой период переживает современная Россия. Утрата идентичности выражается в существенном сужении геополитической конфигурации России. Представьте себе человека, который лег спать здоровым, а проснулся безруким. Потеря исторической памяти является еще одной причиной проблем, связанных с идентичностью. Поскольку моя коллективная самость в значительной, мере сформирована своим прошлым, забвение прошлого затрудняет понимание собственной самости и идентификацию с ней: реакции самости становятся сюрпризом для «я». Иначе и быть не могло, поскольку идентификация России в последние годы осуществлялась на ценностях, чуждых российской культуре. Не будем лукавить, отметив то, что вину за процессы культурного растождествления. России несут не только всем известные политики. Она на совести нашей интеллигенции, которых Америка соблазнила не оружием массового поражения, а оружием массового восхищения. Не случайно Данте соблазненных грешников забрасывал в круги ада с зашитыми проволокой веками.
Сегодня, заглядывая в ХХI век, можно со всей определенностью сказать, что наиболее опасными странами являются те, которые лишены устойчивой культурной идентификации, и, соответственно, для обеспечения духовного единения нуждаются в национальной консолидации перед образом врага. Нет сомнений в том, что терроризм являет собой величайшую угрозу современному миру. Но нельзя не видеть и то, что международный терроризм, возникший не в последнюю очередь, как следствие американской внешней политики последних десятилетий, и есть тот во многом намеренно созданный «козел отпущения», борьба с которым призвана удержать США от надвигающейся социально-экономической катастрофы в конкурентной борьбе со странами Европы и Азии. Сегодня американская геополитика перешла в радикальную, крайне агрессивную патологическую фазу. Современное положение США в мире таково, что только перманентная война может сохранить ее претензии на мировое господство.
Так, как вернуть утраченную идентичность? Как беду превратить во благо? На основе патриотизма! Однако патриотизм, отнюдь, не есть метафизическое, абстрактное понятие, лишенное живого содержания. Во все времена он обретал конкретную духовную размерность. Суть духовного кризиса, охватившего современную Россию, состоит в утрате надындивидуальных ценностей. Духовные ценности стали подменяться ценностями «желудочного» порядка. Родина стала восприниматься не как духовная реальность, где родился, а где хорошо живется, как-то, что находится в своем кармане. Героем нашего времени является не трудоголик, а баксофил. Нигилистический индивидуализм, захлестнувший современную Россию вызван и тем, что значительная часть сегодня молодых людей пытается устроить свою жизнь, как выразился Ф.М.Достоевский «без Бога навсегда и окончательно», свести жизнь исключительно к имманентному без всякой связи с трансцендентным, лишить землю неба, не коперниковского, холодного, астрономического неба, но божественного. Однако, устранив Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное в своей душе. Утрата значительной частью религиозно-нравственных ориентиров, понимания значимости труда как жизненной важнейшей ценности грозит дальнейшим углублением негативных тенденций в обществе.
Казалось бы, то особое место, которое занимает Православие в судьбе России, на фоне растущих внешних угроз и внутреннего кризиса, охвативших ее, должно было бы обеспечить пристальное внимание общества к изучению православных ценностей и их активное внедрение в практику повседневной жизни. Однако этого не происходит. Очевидно, это связано с тем, что большинством в обществе Православие еще не осознается в качестве позитивной созидательной силы, способной обеспечить стабильность, благополучие и безопасность, как отдельным гражданам, так и России в целом. Между тем именно православие, Православная Церковь с русской литургией, ориентированной на святыни и знаковые обусловливания Русского Православия, как качественной традиции всегда служила фундаментом самоидентификации России, обеспечивало духовное единение нации на самых крутых поворотах истории.
В психиатрии используется терапевтический прием, когда больным дается гипс, для того, чтобы они вылепливали собственное лицо. Если обратить данную методологию в сферу коллективной идентификации, это означает, что сложившейся ситуации, для сохранения российского государства, национальная специфика которого отрицается глобализмом, есть только один путь возрождения – действовать, опираясь на систему ценностей, сформированных тысячелетней культурной традицией, обеспечивая превосходство православного начала во всех сферах общественной жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://iccr.sutd.ru/