- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,80 kb
Православная церковь в Украине: проблемы "объединения церквей" и автокефалии
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ “ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ” И АВТОКЕФАЛИИ
(Краткая справка)
Нынешнее состояние Православия в Украине крайне тревожно. Если раньше раскол Украинской Церкви и противостояние различных ее частей представляло собой угрозу только гражданскому миру внутри самой Украины, то сейчас подобный раскол грозит разделить все Вселенское Православие, и именно по причинам, связанным с жизнью нашей Церкви и событиями вокруг нее. В этом случае наша Церковь окажется в самом центре мирового раскола, полем, на котором разворачиваются его битвы, и его последствия больнее всего скажутся на ней и на всем нашем народе.
К сожалению, в мире пока недооценивают эту опасность и мало знакомы с проблемами, возникшими вокруг Украинской Православной Церкви. Данная справка имеет целью кратко ознакомить с современным состоянием Православия в Украине и возникшими в нем проблемами, которые сегодня стали проблемами Вселенского Православия.
Чтобы понять характер этих проблем, необходимо обратиться к событиям последних лет перестройки и первых лет независимости.
До последних лет советской власти в Советском Союзе легально функционировала единственная массовая православная церковь – Русская Православная Церковь (РПЦ), представленная в Украине своим Экзархатом. В первые годы советской власти существовала еще Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), созданная в 1921 году, но не имеющая канонического статуса и не признанная никакой из Православных Церквей. Первоначально советская власть поддерживала УАПЦ как альтернативу более влиятельной, а потому нежелательной РПЦ, но потом начала интенсивное преследование “националистической” УАПЦ и в 1930 году окончательно ее ликвидировала. Приходы УАПЦ остались только в эмиграции, главным образом – в США и Канаде.
В последние годы перестройки в западном регионе началось движение за восстановление УАПЦ, окончившееся ее официальным провозглашением на Соборе в июне 1990 г. На II Соборе УАПЦ в ноябре 1991 г. Патриархом был избран 92-летний Мстислав (Скрыпник), митрополит зарубежной УАПЦ с резиденцией в США.
Одновременно в руководстве Украинским Экзархатом РПЦ росли стремления к обретению большей самостоятельности. Московская Патриархия. идя навстречу этим стремлениям, в 1991 г. предоставила украинской церкви большую автономию и преобразовала Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь – УПЦ) – остающуюся, естественно, в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Однако, это не удовлетворило предстоятеля УПЦ Митрополита Филарета (Денисенко), который обратился к Синоду РПЦ с просьбой о предоставлении автокефалии. Между тем, сам Филарет, будучи фигурой достаточно одиозной в глазах священнослужителей и верующих, сумел восстановить против себя подавляющую часть церковной иерархии в самой Украине. На Архиерейском соборе РПЦ в апреле 1992 г. был поставлен вопрос о его несоответствии сану. и он вынужден был сделать заявление об отставке. Архиерейский Собор УПЦ в Харькове в мае того же года низложил его и лишил сана, а предстоятелем Церкви и Митрополитом Киевским и Всея Украины избрал Владимира (Сабодана).
Вместе с тем, идея автокефалии оказалась очень заманчивой для государственных властей Украины во главе с президентом Л. Кравчуком, а также для политиков национал-патриотической ориентации. Она открывала возможность поставить Церковь на службу “государственным интересам” и использовать ее как средство дополнительного влияния на массы. Заручившись поддержкой властей, Филарет отождествил себя с идеей автокефалии, яростным гонителем которой был до сих пор, отказался уходить в отставку и не признал правомочными решения Харьковского Собора. После этого он провозгласил автокефалию УПЦ. которую он якобы возглавляет, а в июне 1992 провел Всеукраинский Православный Собор, где было объявлена о соединении УПЦ и УАПЦ в новую церковь под названием Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат (УПЦ-КП). Предстоятелем этой церкви был избран патриарх УАПЦ Мстислав, заместителем предстоятеля – Филарет. Сам же Мстислав, отсутствовавший на соборе и не дававший согласия ни на объединение церквей, ни на свое избрание, заявил о недействительности этого объединения, ликвидировавшего УАПЦ. В январе 1993 г. архиерейское собрание епископов, духовенства и мирян УАПЦ во Львове заявило о независимости от УПЦ-КП и о воссоздании УАПЦ во главе с Патриархом Мстиславом. (Она была признана государством только в 1995г.)
Таким образом, с начала 1993 г. в Украине функционируют три православные юрисдикции: УПЦ, УПЦ-КП и УАПЦ. (УПЦ ввиду неканоничности двух других юрисдикций не называет их Церквами; мы, однако, для краткости будем их так называть.) Они заметно различаются по числу верующих. Так на 1 января 2000 г. УПЦ имела 8403 зарегистрированных общин (70,9% от всех православных), УПЦ-КП – 2471 общину (20,8%), УАПЦ – 988 общин (8,3%). На сегодня предстоятелем УПЦ остается Митрополит Владимир. Предстоятелем УПЦ-КП и Патриархам Киевским и Всей Руси-Украины стал (в октябре 1995 г.) Филарет. Местоблюстителем патриаршего престола УАПЦ избран в феврале 2000 г.) Митрополит Тернопольский и Подольский Мефодий (Кудряков).
В течение всего времени отношения трех православных церквей отличались высокой степенью противостояния, что повышало уровень конфликтности во всей Украине. В роли главного инициатора межправославного конфликта выступала УПЦ-КП, рассматривающая УПЦ как своего главного врага, которому она объявила непримиримую войну. В силу этого именно эти две церкви являются основными сторонами межправославного конфликта. УАПЦ, как правило, старалась воздерживаться от резких выпадов в адрес двух других церквей и способствовать снижению общего уровня конфликтности.
В первые годы своего существования (еще в период президентства поддерживавшего ее Кравчука) УПЦ-КП практиковала силовые действия и захваты храмов, прежде всего, принадлежащих УПЦ. Так боевики национал-радикальной военизированной организации УНА-УНСО захватили и передали в распоряжение УПЦ-КП кафедральный Владимирский Собор в Киеве; они же предпринимали попытки штурма православной святыни – Киево-Печерской Лавры. В июле 1995 г. попытка захоронения Патриарха УПЦ-КП Владимира (Романюка) на территории Софийского Собора привела к столкновению боевиков УНА-УНСО с отрядами ОМОНа, в результате чего пострадали мирные граждане.
Пропагандистская кампания УПЦ-КП против УПЦ отличалась крайней агрессивностью и непримиримостью и носила характер политических обвинений. Длительные действия УПЦ-КП во главе с ее основателем Филаретом против Украинской Православной Церкви привели к тому, что Архиерейский Собор РПЦ в феврале 1997 г. отлучил Филарета от Церкви.
Главными для всех трех православных церквей остаются проблемы будущего Украинского Православия: восстановления единства Церкви и обретения автокефалии. Все три церкви заявляют о стремлении к единству, но способы его восстановления видят по-разному. Еще более они различаются в отношении к перспективе автокефалии.
УПЦ разделяет эти два вопроса, рассматривая их как вопросы канонические, вопросы устройства церковной жизни. Единственную возможность восстановления единства она видит в возвращении в ее состав двух неканонических церквей после их покаяния. Относительно обретения автокефалии ее точка зрения сводится к тому, что, во-первых, такое обретение возможно только каноническим путем из рук Церкви-Матери, т. е. РПЦ; во-вторых, на сегодня вопрос об автокефалии не актуален и снят с повестки дня. Соображение о нецелесообразности автокефалии в нынешних условиях аргументируется отсутствием единства мнений по этому поводу среди духовенства и мирян и дискредитацией в их среде самого понятия “автокефалия” в результате раскольнических действий Филарета; таким образом, сама постановка вопроса об автокефалии могла бы привести к новому расколу внутри самой УПЦ. Вместе с тем УПЦ уже сейчас ставила перед Церковью-Матерью вопрос о предоставлении ей официального статуса автономии; однако Архиерейский собор РПЦ в августе 2000 г. отложил рассмотрение данного вопроса, мотивируя это отсутствием приемлемого для всех Православных Церквей механизма предоставления автокефалии.
УПЦ-КП ставит вопросы объединения церквей и автокефалии как политические; для нее это средство укрепления Украинского государства, торжества “национальной идеи” и т. п. Именно потому эти идеи встречают такую широкую поддержку идеологов и политиков, включая самых высокопоставленных. УПЦ-КП настаивает на том, что объединение в Единую Поместную Церковь должно произойти как можно быстрее на Объединительном Соборе, в котором все три церкви примут равное участие без каких-либо предварительных условий. На том же Соборе Поместная Церковь заявляет о своей автокефалии. Ввиду несогласия УПЦ на такой сценарий, УПЦ-КП и ее сторонники настаивают на том, что власти Украины должны принудить ее к этому. (Позиция УАПЦ близка к этому, но носит более миролюбивый характер: говорится о желательности Объединительного Собора, но нежелательности давления со стороны государства.) В сегодняшней Украине вопрос об объединении церквей стал пробным камнем для определения церковных симпатий той или иной политической силы. Сторонники УПЦ-КП, используя термин “объединение”, связывают с ним именно тот сценарий его реализации, который был изложен выше. Их противники не без основания считают, что рассмотренный сценарий включает также главенствующую роль УПЦ-КП в объединенной церкви, включая притязания Филарета на должность ее предстоятеля.
В течение длительного времени УПЦ-КП не удавались реальные шаги для реализации замысла объединения по своему плану. Препятствием служила прежде всего единодушная позиция Поместных Православных Церквей, заключающаяся в признании УПЦ как единственной Православной Церкви и объединения вокруг нее как единственного способа восстановления единства Украинской Церкви. Такую позицию поддержал, в частности, Вселенский Патриарх Варфоломей І на встрече с Московским Патриархом Алексием II в сентябре 1997 г. Оказавшись в изоляции от Вселенского Православия, руководство УПЦ-КП сочло наилучшим вариантом открыто противопоставить себя ему. Его иерархи озвучивают идею создания структуры, альтернативной Вселенскому Православию, включающей все неканонические самопровозглашенные церкви, своего рода “интернационал раскольников”, во главе с Киевским Патриархатом. Была открыто провозглашена идея формирования двух “самодостаточных семей поместных православных Церквей” и Киева как третьего центра Православия, противостоящего Константинополю и Москве.
Ситуация резко и неожиданно изменилась в 2000 г., толчком для чего стало установление контактов УПЦ-КП с Вселенским Патриархом. Информация о характере и результатах этих встреч со стороны Вселенского Патриархата поступала крайне скупо, а от УПЦ-КП и близких ей источников – весьма обширно. Воздерживаясь от оценок достоверности этих сообщений, излагаем их так, как они подавались украинской печатью, поддерживающей УПЦ-КП. Было сообщено, что представители УПЦ-КП и УАПЦ обратились к Патриарху Варфоломею с просьбой оказать содействие в создании единой Поместной Православной Церкви в Украине, заявив при этом о признании Украины канонической территорией Вселенского Патриархата. Варфоломей подтвердил желание Константинопольской Церкви решить проблему Украинского Православия и заявил, что Украинская Православная Церковь имеет право на автокефалию. Несколько позже сообщалась, что с Варфоломеем І встретилась делегация украинского парламента, передавшая ему обращение с поддержкой намерений Патриарха содействовать объединению Украинского Православия. Патриарху было передано также приглашение украинского парламента и Президента Л. Кучмы посетить Украину. По украинским данным, Патриарх заявил на приеме: “Если Москва откажется принять необходимое решение, Вселенский Патриархат единолично решит вопрос каноничности Украинской Церкви”. Сообщалось также о намерении Патриарха Варфоломея посетить Украину в мае и принять участие в работе Собора, на котором произойдет объединение УПЦ-КП и УАПЦ. Представители УПЦ-КП выражают надежду, что на этот Собор он привезет Томос, дарующий вновь образованной Поместной Церкви автокефалию.
Мы не беремся оценивать достоверность этой информации. Тем не менее, если все произойдет именно так, нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Для Вселенского Православия это раскол, сравнимый с расколом Единой Церкви на Православие и Католичество. Очевидно, Москва никогда не признает право Константинополя создавать Церковь на канонической территории РПЦ, как бы ни относиться к понятию “каноническая территория”. Между Москвой и Константинополем наступает полный разрыв канонического общения. Остальные Поместные Церкви начинают разделяться по признаку ориентации на один из двух основных центров Православия.
На территории Украины оказываются две церкви, относящиеся к сферам влияния двух враждующих центров. Учитывая сильнейший конфронтационный заряд УПЦ-КП, мир между ними невозможен. УПЦ-КП, почувствовав возросшую силу, возобновит захваты храмов. Она все более будет приобретать характер государственной церкви, а само государство в этом конфликте – все чаще становиться на ее сторону. В этих условиях легко прогнозировать рост настроений и действий протеста на Востоке и Юге, традиционно рассматривающих УПЦ как “свою” церковь, переходящий в своего рода “религиозную войну” с поправкой на условия ХХI века.
Список литературы
Белецкий М.И., Киевский центр политических исследований и конфликтологии. “Православная церковь в Украине: проблемы “объединения церквей” и автокефалии”