- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,6 Кб
Православное и католическое понимание церкви
Оглавление
Введение
. Римо-Католическая Церковь
.1. Власть папы
.2. Структура Римо-Католической Церкви
. Православная Церковь
.1. Апостольское приемство
.2. Структура Русской православной Церкви
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Религия бесспорно имеет положительное влияние на жизнь человека: егоповедение, быт, характер, если конечно это не вера в Молоха или Вуду. Дажесовсем не верующий в Бога человек, атеист, временами обращается к Богу, когдау него большое горе или радость. Иногда человек в приливе чувств говорит:Помоги Боже мне, или там кому-нибудь, или Спасибо тебе господи и т.д. ит.п. Во всем мире много религий и верований. Данная работа посвященахристианству – тому христианству к которому относятся большинство людей во всем мире – православию и католичеству.
Религия является продуктом духовной деятельности человека, частью культурного потенциала каждого народа.
Православие и католицизм – две основные ветви христианства, представляющие его восточную и западную традиции, имеющие свои характерные особенности и различия.
На осмысление христианских догматов представителями христианского богословия запада и востока в определённой мере повлияла характерная для их культур ментальность.
Особенности и различия двух конфессий в свою очередь неизбежно оказывают влияние на развитие культур христианских народов.
Степень разработанности проблемы. Тема «католического и православного понимания церкви» получила довольно серьезное развитие в истории философии и философии истории. Их можно встретить в трудах Оригена, Игнатия Богоносца, Иеринея Лионского, папы Калиста, Киприана Карфагенского, папы Марцелина, папы Виктора I и других древнехристианских мыслителей.
В то же время, специальных работ по сравнению католического и православного понимания церкви существует немного. Если говорить о конкретных персоналиях, то необходимо отметить работы в этой области В.В. Болотов, Ю.Н. Табак, Е.Г. Волконской, А.Р. Устян, А.А. Радугин которые проанализировали историю папства. За рубежом достаточно известными авторами по этой проблематике являются Я.В Ковальский, М.М. Шейнман, Е.Герей.
Поэтому с одной стороны мы можем констатировать достаточно высокую степень разработанности данной проблематики. С другой стороны, многие концепции истории формально никогда не относились к проблемам конкретно «католического и православного понимания церкви», авторы их об этом никогда не заявляли, а выражение «католическое и православное понимание церкви» могут никогда не встретиться на страницах произведений данных авторов. Таким образом, мы можем видеть, что проблема «католического и православного понимания церкви» не теряла своей актуальности на протяжении практически всей истории христианства. Все вышеизложенное определяет выбор объекта и предмета дипломного исследования.
Объектом исследования является сравнительное богословие.
Предметом исследования являются католическое и православное понимание церкви..
Цель исследования – является сравнения католического и православного понимания церкви.
Для раскрытия цели данного исследования предполагаются решение несколько задач:
1.Рассмотреть католическое понимание церкви и ее устройство.
2.Рассмотреть православное понимание церкви и ее устройство.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
1. Римо-Католическая Церковь
.1 Власть папы
Папа римский (римский понтифик (лат.PontifexRomanus), или верховный суверенный понтифик (PontifexMaximus)) – в международном праве – суверенная персона исключительного свойства (personasuigeneris), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
1. Монарх и Суверен Святого Престола,
. как преемник Святого Петра (первого римского епископа) – глава римско-католической церкви и её верховный иерарх,
. суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет папы римского, как монарха Святого Престола, сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтвержденный Лютеранскими cоглашениями 1929 г., проистекает от суверенитета папы (Святого Престола).
Термин «папа» (pappas) по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, а первоначально – ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались «папами». Но начиная с VII века по настоящее время титул «папа» давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.
Согласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в церкви.
В настоящее время (с апреля 2005) папой является Бенедикт XVI.
По современным правилам русского языка, термин «папа римский» везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать «Папа Римский» с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.
Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения – что бывает крайне редко). Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.
Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан.
После того, как камерленго официально удостоверит смерть папы, начинается период Sedevacatne – вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика.
Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от престола. На текущий момент, последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году.
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас <#”center”>1.2 Структура Римо-Католической Церкви
В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.
В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов, либо утверждает их избрание; епископы, в свою очередь, назначают приходских священников и епархиальных должностных лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть католической церкви осуществляется либо в форме торжественного догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и проповеди).
Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.
Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности.
Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.
Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей «имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом» (энциклика ImmortaleDei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.
2. Православная Церковь
.1 Апостольское преемство
"Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин. 20, 21). "Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф. 2, 19-20).
Исходя из этих слов Писания, мы постараемся показать цепь апостольского преемства нашей Церкви в соответствии со словами Тертуллиана: "если Господь Иисус Христос послал апостолов проповедывать, нельзя признать других проповедников, кроме назначенных Христом, ибо Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын открыл (Мф. 11, 27); а Сын, как представляется, не открыл никому, кроме апостолов, и послал их на проповедь того именно, что Он им открыл. А то, что они проповедывали (именно то, что открыл им Христос), нужно доказывать не иначе, как через те Церкви, которые сами апостолы основали, когда проповедывали, как говорится, и живым словом, и впоследствии через послания. Если это так, тогда ясно, что всякое учение, единодушное с этими апостольскими Церквями, нужно считать истинным; в нем без сомнения содержится то, что Церкви получили от апостолов, апостолы – от Христа, а Христос – от Бога. Все прочие учения нужно считать ложью, ибо они противны истине церковной, апостольской, Христовой и Божьей… Мы имеем общение с церквями апостольскими, ибо у нас нет различия в учении: таково свидетельство истины". Подобно этому говорил и св. Ириней Лионский, ученик духовного сына ап. Иоанна – свмч. Поликарпа Смирнского: "Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти еретики бредят". И вот "как и в каком порядке и в каком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде" (Обличение и опровержение лжеименного знания. Кн. 3, Гл 3, 3):
Бог Отец
Господь Иисус Христос (1-34 гг.)
св. ап. Андрей 37 г. – основал Церковь в г. Византии.
св. ап. Стахий 38-54 гг. – (Рим 16, 9)
Онисим 54-68 гг.
Поликарп 68-70 гг.
Плутарх 70-84(-86) гг.
Седекий 86-95 гг.
Диоген (Диомен) 95-110 гг.
Епевферий 110-123(-127) гг.
Филикс 127-137 гг.
Афинодор (Афиноген) 137-141 гг.
Евзой 141-157 гг.
Олимпий (Алипий) 157-171 гг.
Пертинакс 171-192 гг.
Олимпиан 192-203 гг.
Марк I 203-216 гг.
Кастин (Кистин) 232-240 гг.
Тит (Трат, Торат) 240-276 гг.
Дометий (Дометиан) 276-301 гг.
Пров 301-313 гг.
Патриархи Константинополя:
св. Митрофан 315-325 гг. I Вселенский Собор.
св. Александр 325-340 гг.
св. Павел 340-350 гг.
Македоний I 341-360 гг. – осужден как духоборец.
Евдоксий 360-370 гг. – арианин.
Евагрий 370 г. – изгнан.
Демофил 370-380 гг. – арианин.
св. Григорий Богослов 381 г. – возобновил Православие и цепь законных иерархов.
Нектарий 381-397 гг. II Вселенский Собор.
св. Иоанн I Златоуст 398-404 гг.
Арсакий 404-405 гг.
Аттик 406-425 гг.
Сисиний I 426-427 гг.
Несторий 428-431 гг. – осужден на III Вселенском Соборе.
св. Максимиан 431-434 гг.
св. Прокл 434-447 гг.
св. Флавиан 447-449 гг. – убит на Разбойничьем соборе.
св. Анатолий 449-458 гг. IV Вселенский Собор.
св. Геннадий 358-471 гг.
Акакий 471-489 гг.
Франт 489-490 гг.
Евфимий 490-496 гг.
Македонии II 496-511 гг.
Тимофей I 511-518 гг.
Иоанн II Каппадокианин 518-520 гг.
Епифаний 520-535 гг.
Анфим I 535-536 гг.
св. Мина 536-552 гг.
св. Евтихий 552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.
Иоанн III Схоластик 565-577 гг.
св. Иоанн IV Постник 582-595 гг.
Кириак 595-606 гг.
св. Фома I 607-610 гг.
Сергий I 610-638 гг. -монофелит.
Пирр 639-641, 654-655 гг. – монофелит.
Павел II 641-654 гг. – монофелит.
Петр 655-666 гг.
Фома II 667-669 гг.
св. Иоанн V 669-674 гг.
Константин I 674-676 гг.
св. Феодор I 676-678, 683-686 гг.
св. Георгий I 678-683 гг. VI Вселенский Собор.
Павел III 686-693 гг.
св. Каллиник 693-705 гг.
Кирр 705-712 гг.
Иоанн VI 712-715 гг.
св. Герман I 715-730 гг.
Анастасий 730-753 гг. – иконоборец.
Константин II 754-766 гг. – иконоборец.
Никита I 767-780 гг. – иконоборец.
св. Павел IV 780-784 гг.
св. Тарасий 784-806 гг. VII Вселенский Собор.
св. Никифор I 806-815 гг. – (+ 828)
Феодот I Касситер 815-821 гг. – иконоборец.
Антоний I 821-832 гг.
Иоанн VII 832-842 гг.
св. Мефодий 842-846 гг. Торжество Православия.
св. Игнатий 846-857, 867-877 гг.
св. Фотий 857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси.
Начало отпадения Рима:
св. Стефан I 886-893 гг.
св. Антоний II Кавлей 893-895 гг.
Николай I 895-906, 911-925 гг.
Евфимий 906-911гг.
Стефан II 925-928 гг.
Феофилакт 933-956 гг.
Полиевкт 956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги.
Василий I Скамандрин 970-974 гг.
Антоний III Студит 974-979 гг.
Николай II Хрисоверг 983-996 гг.
Крещение Руси (988 г.).
Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав
Константинопольского Патриархата.
Первоиерархи Русской Церкви:
Митрополиты Киевские:
св. Михаил I 988-991 гг. Крещение Руси.
Леонтий I 992-1007 гг.
Иоанн I 1008-1035 гг.
Феопемт 1035-1049 гг.
Кирилл I 1050 г.
св. Иларион 1051-1054 гг.
Ефрем I 1055 г.
Георгий II 1067-1077 гг.
Иоанн II 1077-1089 гг.
Иоанн III 1089-1091 гг.
св. Ефрем II 1092-1097 гг.
Николай 1097-1102 гг.
Никифор I 1103-1121гг.
Никита 1122-1126 гг.
Михаил II 1129-1145 гг.
Климент Смолятич 1147-1154 гг.
св. Константин I 1155-1158 гг.
Феодор1161-1163 гг.
Иоанн IV 1164-1166 гг.
Константин II 1167-1177 гг.
Никифор II 1182-1198 гг.
Гавриил.
Дионисий упомянут в 1205 г.
Матфей упомянут в 1209-1220 гг.
Кирилл II 1224-1233 гг.
Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.
Кирилл III 1243-1281 гг.
Максим 1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.
св. Петр 1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве.
св. Феогност 1328-1353 гг.
св. Алексий 1355-1378 гг. Преп. Сергий.
св. Киприан 1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва.
св. Дионисий 1383-1385 гг.
св. Фотий 1408-1431 гг.
Исидор 1437-1441 гг. – подписал унию и изгнан.
– Автокефалия Русской Церкви:
св. Иона I 1448-1461 гг.
Феодосии 1461-1464 гг.
Филипп 1464-1473 гг.
Геронтий 1473-1489 гг. Свержение татарского ига.
Зосима 1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.
Симон 1495-1511 гг.
Варлаам 1511-1521 гг.
Даниил 1522-1539 гг.
Иоасаф 1539-1542 гг.
св. Макарий 1542-1563 гг.
Афанасий 1564-1566 гг.
св. Филипп 1566-1568 гг. – убит во времена Иоанна IV Грозного.
Кирилл 1568-1572 гг.
Антоний 1572-1581 гг.
Дионисий 1581-1586 гг.
св. Иов 1586-1589 гг. Установление Патриаршества.
Патриархи Всероссийские:
св. Иов 1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I.
Игнатий 1605-1606 гг.
свщмч. Гермоген 1606-1612 гг. Смутное время.
Местоблюстители:
митр. ПафнутийКрутицкий 1612-1613 гг.
митр. Ефрем Казанский 1613г.
Митр. Филарет (Романов) 1614-1619 гг. – в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя.
Иосиф 1642-1652 гг.
Никон 1632-1666 гг. Начало старообрядческого раскола.
Иоасаф II 1667-1672 гг. Большой Московский Собор.
Питирим 1672-1673 гг.
Иоаким 1674-1690 гг. Осуждение хлебопоклонной ереси.
Адриан 1690-1700 гг.
митр. Стефан (Яворский) 1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.
С 1721 г. до 1917 Русская Православная Церковь управлялась постоянным собором архиереев (Синодом).
Московская епархия управлялась с 1721 г. по 1742г. св. Синодом.
Архиепископы:
Иосиф (Волганский) 1742-1743 гг.
Платон (Малиновский) 1745-1754 гг.
Тимофей (Щербацкий) 1757-1767 гг.
Амвросий (Зертис-Каменский) 1768-1771 гг.
еп. Самуил Коломенский 1771-1776 гг.
Платон (Левшин) 1775-1812 гг. – с 1787 г. – митрополит.
Отечественная война.
Августин (Виноградский) 1818-1819 гг.
Митрополиты:
Серафим (Глаголевский) 1819-1821 гг.
св. Филарет (Дроздов) 1821-1867 гг. – русский перевод Библии.
св. Иннокентий (Вениаминов) 1868-1879 гг. – Апостол Америки.
Макарий (Булгаков) 1879-1882 гг. – Великий догматист и историк.
Иоанникий (Руднев) 1882-1891 гг.
Леонтий (Лебединский) 1891-1893 гг.
Сергий (Ляпидевский) 1893-1898 гг.
свщмч. Владимир (Богоявленский) 1898-1912 гг. Принял мучения за Христа от большевиков в Киеве.
св. Макарий (Невский) 1912-1917 гг. Апостол Алтая.
Святой Поместный Собор 1917-1918 гг. восстановил в Русской Православной Церкви Патриаршество.
св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель.
митр. Агафангел 5.06.1922 – лето 1922 г. местоблюститель.
св. патр. Тихон 14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. Вместо него церковь возглавляли заместители Патриаршего Местоблюстителя.
митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг.
митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг.
архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг.
митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.
В это время появились Карловацкий и Катакомбный расколы.
митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. назначен Синодом Местоблюстителем.
Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.
Патриарх Сергий (Страгородский) 30.08.1943-2(15).05.1944г.
Патриарх Алексий I (Симанский) 31.1.1945-1970 гг.
Патриарх Пимен (Извеков) 1970-1990 гг.
Патриарх Алексий II (Ридигер) 11.6.1990 г., 15-й патриарх Русской Церкви, 178-й архиерей от святых апостолов. При нем Русская Церковь, сохраняя единство со всеми другими Поместными Церквями, неповрежденно хранит апостольскую веру и готовит Своих чад к встрече со Своим Небесным Главой, Христом.
Если рассматривать православность нашей Церкви с точки зрения верности Ее Божественному Откровению, то можно засвидетельствовать, что источником нашего вероучения являются Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (в том составе канона, как он был принят Вселенскими Соборами) и Священное Предание. Мы принимаем все постановления Семи Вселенских Соборов, каноны святых апостолов, десяти поместных Соборов и 13 святых Отцов. Также мы принимаем постановления Константинопольских Соборов 543, 843, 879-881, 1076, 1156, 1157, 1341, 1351, 1484 годов, Иерусалимского Собора 1640 года, Большого Московского Собора 1666-1667 гг. (кроме анафемы на старые обряды) и Послание Восточных Патриархов (1848 г.). В понимании Откровения мы руководствуемся учением святых Отцов в том, в чем они не противоречат тому, чему учили все, всегда и всюду. Если у раскольников есть какие-то вопросы относительно нашего вероучения, то пусть они обращаются к этим источникам чистой воды Христова учения и пытаются найти в них нечто, могущее повлечь за собой потерю нами спасительной благодати.
Если касаться вопроса об апостольском преемстве в Московской Патриархии, в котором сомневаются некоторые схизматики и еретики, то надо сказать, что большинство наших архиереев в своем рукоположении так или иначе восходят к патриарху Алексию I (Симанскому), хиротонисанному в 1913 году патриархом Антиохийским Григорием IV, и все без исключения они имеют апостольское преемство от епископов Синодального постановления. Итак, у нас нет реальной возможности усомниться в том, что истинной Церковью Христовой является лишь Вселенская Православная Церковь, частью которой является наша Русская Православная Церковь. Все остальные церкви, не имеющие евхаристического общения со Вселенской Православной Церковью – еретические или раскольнические сообщества. О членах этих церквей можно со слезами сказать словами св. КиприанаКарфагенского: "Всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене прелюбодеице и делается чуждым обетования Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для Нее чужд, непотребен, враг Ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя, Господь так говорит в поучение наше: кто не со Мною, на Мя есть; иже не собирает со Мною, расточает (Мф. 12, 30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающийся в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову".
2.2 Структура Русской православной Церкви
Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих доброе свидетельство от внешних людей. Сан Патриарха является пожизненным.
Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся: Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют:
Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья;
Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в Интернете;
Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал «Церковь и время».
С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Издательский совет Московского Патриархата – коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает «Журнал Московской Патриархии» и газету «Церковный вестник» – официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник «Богословские труды», официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Соловьев.
Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Евгений Верейский.
Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко Крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на обще-церковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляются бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела – митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам.
Председатель Миссионерского отдела – архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырскоеокормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
Русская Православная Церковь разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
Заключение
Православная каноническая оценка системы управления Католической Церковью. Рассматривая вопрос о структуре высшей власти Римско-католической Церкви, с характерным для нее безграничным абсолютизмом папской власти, мы сталкиваемся с иной экклезиологией, чем та, которая лежит в основе древнего церковного строя, который сохранился в Православной Церкви. Но предыстория папизма начинается еще тогда, когда Римская Церковь оставалась в лоне Православия, а что касается догматов веры, то она была тогда их твердой хранительницей и защитницей. Уже в древности Римские епископы претендовали на первенство не только чести, но и власти во Вселенской Церкви. Эти притязания и привели, в конце концов, к возникновению монархического папизма, не известного Древней Церкви.
Католическая Церковь, по ее собственному самосознанию, является Церковью вселенской, тождественной Церкви Символа веры. Но исторически Римско-католическая Церковь – это отделившийся от Вселенского Православия в 1054 году Западный Патриархат, в прошлом – одна из Поместных Православных Церквей.
Таким образом, основные отличия православия от католицизма следующие:
У католиков есть догмат о непогрешимости папы. Согласно православию, человек не может быть непогрешимым;
Догмат о чистилище. Чистилища в православии нет;
"Филиокве". Католики во время службы произносят это слово означающее по латыни "и от сына". Что означает что от Бога сына исходит также и святой дух. Православие расценивает это как серьезное отступление от триединости Бога. Это наиболее серьезное разногласие;
Вопрос о том лежит ли на Богородице первородный грех.
С богословской точки зрения эти противоречия – кардинальные. Идеологические и культурные (а потому – и социальные) последствия этих различий двух патристических традиций были громадны. Они не могли не выразиться и выразились в различиях религиозных ментальностей, формировавшихся христианским воспитанием западной и восточной традиций.
В работе были кратко охарактеризованы католичество и православие, их направления, течения, секты; было показано положение религий в настоящее время (количество последователей, территория распространения и т.д.). В реферате было проведено подробное исследование католичества и православия – была достигнута поставленная цель.
Подводя итоги работы можно обозначить следующие выводы:
) Католичество и православие неразрывно связаны друг с другом, они являются конфессиями одной религии – христианства
) Верующие каждой религии должны терпимо относится друг к другу, нельзя допускать появление межрелигиозных и межконфессиональных конфликтов.
) Никакая религия не должна быть установлена государством в качестве обязательной, у человека должна быть свобода выбора
Православие и католичество в совокупности исповедуют 1,5 млрд человек во всем мире. Это немаленькая цифра. Поэтому имеет смысл говорить о большом влиянии, оказываемой данными религиями на мир в целом.
Список литературы
1) Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви /Под ред. А. Бриллиантова. – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994.
) Волконская Е.Г. О Церкви / Е.Г Волконская. – С.-Петербург 1909.
) Волконский А. Католичество и Священное Предание Востока /А. Волконский. – Париж 1933.
)Витковский Е.В. Раннее христианство /Е.В.Витковский. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.
) Герей Е. История папства /Е. Герей. – М.: Республика, 1996.
6) Глубоковский Н. Православие по его существу. М., 1991
)Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 1992.
8) ЕвсевийПамфил Церковная история: / ЕвсевийПамфил. – М.: Изд. отдСпасо-Преображенского Валаамского Монастыря, 1993.
9)Завершинcкий К. Культурология.- М.,2000.
10) История Средних Веков / Под ред. П. Г. Виноградова. – Выпуск 1-ый. – Т. 1. – М., 1898.
) Католическая энциклопедия: Справочное пособие. М.: Изд-во Францисканцев, 2002.
) Карташев А.В. Вселенские соборы / А.В. Карташев. М.: Эскмо, 2000.
13) Ковальский Я. В. Папы и папство / Я. В. Ковальский. М.: Политиздат, 1991.
) Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник .М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2002.
15) Лозинский С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. Смоленск: Русич, 2004.
16) Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. Учеб.пособие. М.: НОУ, 1998.
17) Митропольских С. История вселенских соборов/ С.Митропольских. – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1995.
18) Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.
19) Покровский А.И., Соборы древней Церкви / А. И. Покровский. – М.: , Сергиев Посад, 1914.
) Покровский А.И. Католицизм / А.И. Покровский. М., Политиздат, 1970.
) ПосновМ.Э. История христианской церкви / М.Э.Поснов. Брюссель: изд-во «Жизнь с Богом», 1964.
22) Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. Учеб.пособие – М., 1997.
) Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2000.
24) Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви: курс лекций. М.: Православное Товарищество «Колокол»: Христианская Литература, 1994.
) Стасюлевич М. История Средних Веков в ее писателях и новейших исследованиях ученых. Т. I / М. Стасюлевич. СПб., 1863.
26) Табак Ю.Н. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения.- СПб., 1996.
27) Тальберг Н. История христианской церкви / Н. Тальберг. М.: Астра, 1991.
28)Удовик С. О причинах раскола между Православием и Католицизмом. М.: Мир философии, 2001.
)Устян А.Р. История религий. М., 2005.
30) Шейнман М.М. Папство / М.М. Шейнман. М., 1961.
) АсмусВалентин, протоиерей. Деяния Вселенских Соборов. Том III. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
) Деяния Вселенских Соборов. Том 3. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Режим доступа: http://www.lib.rus.ec
34) Книга правил. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
) Краткая история собора халкидонского, вселенского четвертого. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
) Робертсон Дж. История христианской церкви. Том I. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
) ТышкевичС. Единство Церкви и Византии. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
38) Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Том I. – Режим доступа: http://www.axion.org.ru
)Цыпин В.А.Церковное Право. – Режим доступа: http://www.catholic.uz