- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,99 kb
Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Иосиф Волоцкий
Перевезенцев С. В.
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель “иосифлянства”.
Происходил из дворян Волоколамского уезда. В двадцать лет принял монашеский постриг в Боровском монастыре. Монашеский постриг приняли три его родных брата и два племянника, а двое из них стали епископами. После смерти основателя Боровской обители Пафнутия, в течение двух лет был игуменом. В 1479 году Иосиф вместе с несколькими иноками покинул Боровскую обитель и основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоколамский монастырь.
На рубеже XV–XVI вв. принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Иосиф Волоцкий возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью “жидовствующих”. Основные принципы борьбы с еретичеством он изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием “Просветитель”. Первые главы “Просветителя” были написаны еще в 90-е гг. XV в., а последние — незадолго до смерти. Впрочем, А.И. Плигузов считает Иосифа Волоцкого автором лишь 12-ти глав “Просветителя”, а 13–16-е главы приписывают его ученикам и последователям. “Просветитель” был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв. (известно более 100 списков).
В 1504 г. по его инициативе состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына, брата Федора Курицына.
В 1507 г. Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Князь посягнул на монастырское имущество, после чего Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. Новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.
В начале 10-х гг. XV в. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и “нестяжателем” Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.
Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября.
Все мировоззрение преподобного Иосифа определялось идеей социального служения и призвания Церкви, как организующего начала человеческого общежития. Своими главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви и превращение ее в решающую общественную силу в целях утверждения в русском обществе церковно-православных идеалов. Поэтому, в отличие от многих других монашествующих, — и предшественников, и современников, — он не “бежал от мира”, а, наоборот, активно участвовал в церковно-политической жизни, оказывая влияние не только на церковную, но и на светскую политику.
Впрочем, причинами столь активной жизненной позиции Иосифа Волоцкого можно считать и внешние обстоятельства — широкое распространение еретических учений и серьезные споры о сущности веры в богословской и мирской среде, некоторый упадок авторитета Церкви и усиление авторитета светской власти. Все это и побуждало волоколамского игумена к активным действиям.
Духовные истоки мировоззрения Иосифа Волоцкого восходят к синайским и египетским подвижникам IV–VII вв. Воспитанный в духе иноческого подвижничества, он был полностью проникнут верой в то, что Христос — это “Истинна и Любовь”. Поэтому Христос “всех приводить от нечестиа въ благочестие не ратью, ни оружиемь, ни водою потопляа, ни огнемь жегы, но кротостию и тръпениемъ и смирением, и милосердиемь и любовью”.
Однако люди, забывшие о Христе, “прельщены дьяволом”. И потому человеческое существо, отягощенное многочисленными и греховными страстями, не может само по себе от этих грехов избавиться, ибо бессильно перед дьявольскими искушениями. Единственное средство для изменения человеческой природы и общества — страх Божий. “Имей ключ — Божественный страхъ: тъ да отврьзае уста твоа, тъ да затворяе”, — утверждал преподобный Иосиф. Развивая эту тему, он писал: “Преж въплощениа Христова страха ради Божиа и правды ради, нынеже всякъ бояися Бога и творяи правду, приятень Ему есть на крещение… Немощно убо есть прийти на крещение неимущему страха Божиа и не творящему правды”. Больше того, если человек только дал обет принять крещение, “тогда и страх Божий имееть и правду творит, отрекает бо ся от сатаны и всех делъ его, и обещается Христу и всемъ святымъ Его и бывать бояися Бога и творяи правду”.
Как можно видеть, в понимание Иосифа Волоцкого именно страх Божий оказывается единственной побудительной причиной, направляющей человека к спасению, как главной цели человеческой жизни. По сути дела, Иосиф Волоцкий в буквальном смысле понимал древнюю библейскую истину: “Начало мудрости — страх Господний”. Причем, Иосиф Волоцкий акцентировал внимание именно на страхе Божием, — он и только он способен привести и человека, и все общество к покаянию, очистить их от скверны.
Представление о Церкви как о мощном орудии, организующем общество на христианских началах, и идея страха Божиего, как главного средства Церкви, и стали краеугольными камнями всего учения, созданного Иосифом Волоцким, позднее прозванного “иосифлянством”. Это учение находило свою реализацию в деятельности Иосифа Волоцкого, в которой можно выделить несколько направлений, связанных, естественно, между собой единой целью и едиными мировоззренческими установками.
Одно из главных направлений деятельности Иосифа Волоцкого — устройство монастырской жизни. Ведь именно монастыри он считал оплотом распространения истинного христианского благочиния. В своем монастыре он установил самый строгий общежительский устав, какого не было ни в одной другой русской обители. Идея “соборного спасения” была главной в этом уставе. Аскетическая строгость в монашеской жизни, послушание без рассуждения, беспрекословное соблюдение церковной обрядности и соборная молитва — вот основные пути для настоящего устройства монашества, по убеждению преподобного Иосифа.
Согласно уставу, жизнь иноков была регламентирована до мельчайших подробностей. Все они были обязаны каждодневно трудиться, ибо праздность почиталась грехом. При этом они не имели никакой личной собственности, даже икон, а средства к существованию получали из общей казны. Очень важно, что принцип “общежития” совпадал с принципом “личного нестяжания”. Иосиф Волоцкий не просто настаивает на “личном нестяжание” иноков, но превращает этот принцип в важнейший в своей обители. По его убеждению, монах, живущий в общежительном монастыре, не должен даже употреблять слов “твое” и “мое” или “сего” и “оного”. Если же этот принцип не соблюдается, то “не подобает сиа общая житиа нарицати, но разбойничскаа съборища и святокрадениа и всякого лукавьства и злобы исполнена”.
Правда, позднее, с расширением числа иноков, с появлением в их среде богатых и знатных пострижеников, он был вынужден поделить братию на три разряда, причем от одних требовал ограничиться единственной сменой обуви и одежды, а другим позволял иметь две смены, шубейку и даже особное питание.
В целом же, Иосиф Волоцкий выше всего ставил внешний порядок и послушание, а не внутреннее убеждение, ибо полагал путь от внешнего к внутреннему единственно возможным путем к Богу. “Преже о телеснем благообразии и благочинии попецемся, потом же и внутренем хранении и внимании”, — писал Иосиф Волоцкий.
Еще одно направление деятельности Иосифа Волоцкого — борьба с еретиками, особенно, с ересью “жидовствующих”. Стоит напомнить, что центром распространения ересей был Новгород, хотя множество сторонников ереси “жидовствующих” оказалось и в Москве, причем, в самых высших кругах. Среди них — митрополит Зосима и многие другие новгородские и московские священники, а из светских лиц — Федор Курицын, дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III и его брат Иван Волк Курицын (ум. в 1504 г.). Одно время благоволил к еретикам и сам великий князь Иван III.
Однако это не остановило преподобного Иосифа, и он приложил все усилия к искоренению еретиков, встав во главе этого процесса и в теоретическом отношении, и на практике. Основные принципы борьбы с еретичеством он изложил в главном сочинении своей жизни, поначалу называвшимся “Книга на еретиков”, а позднее известном под названием “Просветитель”.
Вооруженный идеей страха Божиего и стремящийся к очищению общества от скверны, Иосиф Волоцкий выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких — заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл “отступниками” — эти заслуживают лишь смерти. Больше того лютой казни заслуживают даже те православные, которые не сообщили о еретиках властям: “Се убо явъствено есть, яко не точию осужати подобаетъ, но и казнем лютымъ предавати, и не точию еретики и отступъники, но аще и правоверии будутъ сами, и уведавше же еретики или отступъники, и не предадятъ судиямъ, конечную муку подъимутъ”.
Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси. По его убеждению Русское государство, не погибнувшее в ожидавшемся конце света, только-только стало приобретать благочестие и преисполняться благодатью, как именно еретики стали покушаться на благочестие Руси: “Христе милостивый, отнели же солнце благочестиа начя сияти в Российской земли. Възвеяша бо пагубнии жидовстии тлетворънии ветри, хотяще разбити душевъный наш корабль, и потопити богатство благочестиа слаными водами скорбей”. Следовательно, опасность еретичества заключалась именно в этом — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси, становящуюся постепенно избранным Господом государством.
Подобное мнение волоколамского игумена вызвало неоднозначную реакцию среди церковных деятелей, и некоторые из них, считавшиеся последователями Нила Сорского и прозванные позднее “нестяжателями”, выступили против подобной жестокости. “Слово ответное” Вассиана Патрикеева и более поздний “Ответ кирилловских старцев”, автором которого, предположительно был тот же Вассиан, требовали раскаявшихся еретиков прощать и принимать в лоно Церкви, а непокаявшихся заточать в темницы, но не предавать смерти. Однако влияние Иосифа Волоцкого было уже столь велико, что изменить приговора не смогли.
В спорах с еретиками сформировалось еще одно направление деятельности преподобного Иосифа — развитие православного богословия. Дело в том, что еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.
Единственным священнослужителем, кто смог противостоять еретикам, оказался Иосиф Волоцкий. Поэтому “Просветитель” — это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви. Конечно, сочинения преподобного Иосифа представляет собой, в основном, искусно составленный сборник разных по объему фрагментов из ветхо — и новозаветных книг, из трудов Отцов Церкви. Однако в этом и состояла значение “Просветителя” — в нем, по сути дела, было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. И недаром, позднее “Просветитель” был одной из самых популярных книг — известно более чем сто его списков.
В итоге, Иосиф Волоцкий сыграл самую значительную роль в усилении роли Церкви в жизни русского общества в XV–XVI вв. Поначалу он вообще утверждал принцип превосходства “священства” над “царством”, ибо считал светскую власть зависимой от Закона Божиего — только подчинение государя Божиим заповедям делает его власть законной: “Царь бо Божий слуга есть… — писал Иосиф Волоцкий. — Сего ради подобает тем преклонятися и служити телесне, а не душевне, и вздавати им царскую честь, а не божественную”. Если же царь не способен побороть в себе “скверны страсти и грехи”, то “таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель”.
Впоследствии, убедившись, что без поддержки великого князя Церковь не может в полной мере осуществить на земле свою миссию, Иосиф Волоцкий склонился к признанию приоритета власти государя. В своих посланиях, обращаясь к великому князю Московскому Василию Ивановичу он постоянно именовал его не просто великокняжеским титулом, но и “самодержцем”, “царем” и “государем всея Рускыя земля”, то есть теми титулами, которыми Василий Иванович официально еще не обладал. Больше того, одним из первых в то время Иосиф Волоцкий задумался и начал говорить о божественном происхождении власти русского государя, уподобляя его земную миссию Божиему Промыслу: “Ты же убо, о дръжаны царю, и скыпетр царствиа приим от Бога, блюди, како угодиши давшему ти то, не токмо бо о себе ответ даси ко Господу, но еже инии зло творят, ты слово отдаси Богу, волю дав им. Царь убо естеством подобен вышеяму Богу. Но якоже Бог хощет всех спасти, такоже царь все подручное ему да хранит, яко да Божию волю сътворив, приимеши от Бога присносущное радование и воцаришися с Ним во векы радуася”.
Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния.
В то же время, он настаивал на том, чтобы все монастырские богатства направлялись на благотворительность и исполнение иных социальных целей. Кстати, в своем монастыре Иосиф Волоцкий вел широчайшую благотворительную деятельность.
Учение, созданное Иосифом Волоцким, оказалось самым влиятельным в русской религиозно-философской мысли. И если в первые десятилетия XVI века “иосифлянство” было лишь одним из ведущих религиозно-философских направлений, то с 30-х годов XVI столетия “иосифлянство” — это основная идеология Русской Православной Церкви XVI — первой половины XVII вв.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/