Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,54 kb

Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время

Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время

I. Шаманский миф.

1.Шаманский миф (повествование о странствии шамана в ином мире) есть источник мифа, сказки. Чем архаичнее произведение любого из этих жанров, тем больше общих черт с другими жанрами, и наоборот – чем больше общего, тем ближе сюжет к шаманскому мифу.

2.Место действия шаманского мифа (и сюжетов, восходящих к нему) – иной мир – мир хозяев стихий, мир совершенного знания (мудрость мертвых), мир совершенства вообще (охотник бьет без промаха). Древнейшая форма хозяина иного мира – всемудрая прародительница, чьи функции в сказке перешли к Яге. Сюжет шаманского мифа – инициатические странствия героя в ином мире и его брак с хозяйкой.

3.Со сменой мышления в конце первобытности иной мир начинает оцениваться негативно (хозяин превращается в змея-вредителя), а сюжет брака в ином мире – в отвержение героем любви богини.

II. Эпос.

1.Если эпический сюжет начинается с отлучки героя из дому, то далее он так или иначе развивается по клише шаманского мифа.

2.В русском эпосе есть былина об инициатическом странствии – “Илья и Святогор”: горы – типичная форма иного мира, центральное звено сюжета – поглощение и изрыгание (в роли поглотителя представлен гроб), в результате чего герой возрастает силой (Илья получает мощь Святогора) и получает магическое оружие (ср. бурятский эпос). Любовные отношения Ильи с женой Святогора – форма брака в ином мире.

3. В раннегосударственном эпосе герой, связанный с иным миром, вызывает двоякое отношение: он и желанен (как самый могучий защитник) и гоним (поскольку он необычный человек). На этот исходный мифологический конфликт затем может быть наложен социальный (“Ссора Ильи с Владимиром”). Страх перед магической силой героя приводит к изгнанию его из мира людей (мотив гибели богатырей).

III. Роман (на примере “Евгения Онегина”).

1. Клише шаманского мифа (или его отдельные элементы) очень часто встречаются в литературе.

2. Анализ “Онегина” с точки зрения воспроизведения клише:

Завязка – отлучка и подразумеваемая недостача (герой должен встретить героиню, обрести духовную силу).

Деревня – мир, лишенный лжи и “мишуры”,- аналог иного мира.

Татьяна – совмещение чистой и глубокой русской души и европейской образованности – “милый ИДЕАЛ” – аналог хозяйки иного мира.

Ленский – тянется к ложным ценностям (Ольга), посему неизбежна гибель.

Аналог ложного героя, который обязательно наказан или убит.

Настоящая любовь Татьяны и Онегина – аналог отвержения героем любви богини (сюжет воспроизводится во всех подробностях мифа).

Онегин в начале IX гл. – духовно изменившийся и потому чуждый свету. Его духовная сила не находит применения. Аналог судьбы архаического героя в раннегосударственном эпосе. Неудивительно, что именно в “Евгении Онегине” базируется понятие ТИПИЧЕСКОГО.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://venec.com/

Похожие записи

Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации

Культурология

О постмодернизме замолвите слово

Культурология

Биоэтика в либеральном и консервативном контекстах

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.