- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 38,28 Кб
Проблема культурогенеза в теории культуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
Школа искусства, культуры и спорта Филиал в г. Уссурийске
Проблема культурогенеза в теории культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Хорушкин Виталий Сергеевич
Руководитель доцент
_____________ В.В.Леонидова
г. Уссурийск
Содержание
Введение
Глава 1. Культурогенез как категория теории культуры
§1.1 Понятие культурогенеза
§1.2 Культурогенез, как концепт теории культуры
Глава 2. Генезис культуры. Теория происхождения культуры
§2.1 Трудовая и символическая концепции культурогенеза
§2.2 Психоаналитическая версия культурогенеза
§2.3 Концепция игрового генезиса культуры
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы. В последние годы возрос интерес к философско-историческому осмыслению процессов, происходящих в культуре и связанных с переходом общества от парадигмы линейно-поступательного развития к постмодернизму. В области гуманитарных наук активизировался поиск нового взгляда на общество, на человека – творца культуры, его образ жизни и мировосприятие, на духовную и предметно-материальную картину мира.
Один из аспектов этого поиска – выяснение сущности культурогенеза как процесса создания ценностей культуры, актуальность изучения которого всё острее осознаётся сейчас, когда возникла необходимость обращения каждого народа к осмыслению своей культуры и пройденного ею пути, возрождения и сохранения лучшего в культурном наследии для понимания своих корней и своего места в истории. В более широком плане – это создание оптимальных условий для дальнейшего развития культур разных этносов с учётом их менталитета, традиций, обычаев, психологического склада. Актуальность этого определяется там, где локальные особенности развития культурогенеза оказываются предметом споров, столкновения мнений, особенно в современном бурлящем мире противоборства сепаратистских, национально-шовинистических и прочих тенденций, порой приводящих к откровенному фашизму.
Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах
Это предъявляет требования к формированию категориального аппарата теории культуры, предполагающему, в частности, анализ сложившейся в ней трактовки понятия «культурогенез» и обоснования необходимости её углубления.
Выбранный ракурс проблемы исследования делает её методологически заострённой для понимания сущности культурогенеза и его особенностей. Актуальность исследования определяется логикой теоретического осмысления этого понятия. Всё большее место занимают цивилизационный и междисциплинарный подходы, «мышление в масштабах культуры», образующих целостную систему современных методов изучения культурогенеза, освоения культурного наследия и соответствующую им антропологическую ориентацию.
В курсовой работе избрана стратегия исследования, обеспечивающая раскрытие общих закономерностей культурогенеза
Теоретическая значимость работы определяется комплексным подходом к изучению культурогенеза.
Известные в научной литературе трактовки культурогенеза (Дж. Фрезера, Дж. Тайлора, А. Лосева, Э. Маркаряна, П. Гуревича и др.)
Практическая значимость состоит в том, что рассмотрение категории «культурогенез» как проблемы теории культуры дало возможность нового осознания этого процесса с позиций современных философских, культурологических, исторических и других гуманитарных наук.
Объект – Процесс развития культурогенеза культурогенез как процесс становления и развития культуры.
Предмет – сущностная характеристика культурогенеза.
Степень разработанности темы. Обращаясь к источникам и литературе, которые в той или иной степени освещают проблему генезиса культуры России, мы называем книги Б. Грекова, М. Грушевского, Л. Гумилёва, И. Забелина, М. Зезиной, И. Кондакова, Б. Краснобаева, Д. Лихачёва, С. Соловьёва, Б. Рыбакова и многих других авторов.
Цель курсовой работы – Познакомиться с понятием «культурогенез» и охарактеризовать его. Выявить сущность, направленность, уровень и темпы развития понятия «культурогенез», а так же особенности культурогенеза и общие закономерности развития. Выявить сущности культурогенеза как процесса, лежащего в основе развития и взаимодействия локальных культур.
Цель конкретизировалась постановкой и последовательным решением следующих задач: сформулировать определение культурогенеза как категории теории культуры; выявить основные подходы в исследовании этого процесса; раскрыть значение целостности и многомерности сторон культурогенеза.
Глава 1. Культурогенез как категория теории культуры
§1.1 Понятие культурогенеза
культурогенез игровой творческий психоаналитический
Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Культурогенез по своей сущности категория ценностная. Она есть нечто иное, чем реализация идеально-ценностных целей, чем «переселение ценностей из мира должного в мир сущий. Это – феномен, рождённый незавершённостью, открытостью человеческой природы, развёртыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.
Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов 19 в. (Спенсер, Л. Морган, Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. В 20 в. проблемами исторического генезиса культуры и ее отдельных специализированных областей занимались многие историки, социологи, этнографы, археологи, искусствоведы, религиоведы и пр., однако общая теория культурогенеза стала предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время.
Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации.
Генезис культурных форм можно структурировать на фазы инициирования новаций («социальный заказ», творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, «конкурса» их функциональной и технологической эффективности и внедрения, отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Некоторые формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые» из культур прошлого, сразу включаются в фазу «конкурсного» отбора.
Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе (институциональных – с императивной функцией, конвенциональных – с «разрешит.» характером, статистических – с неопр. типом регуляции), а некоторые формы входят новыми элементами в действующую систему образов идентичности воспри- нимающего их коллектива людей.
Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия субъектов), проходит фазы вызревания «социального заказа» на новые виды деятельности, практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, а также выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики, рефлексии эффективности и выработки стандартизированных норм осуществления этой деятельности и обучения ей (становление профессий, специальностей и специализаций), сложения профессиональных констелляций субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) и постепенного объединения родственных по социальным интересам констелляций в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.п.) с развертыванием специфических профессиональнокультурных черт в комплексные социальные субкультуры.
Генезис этнокультурных систем, к которым в конечном счете могут быть отнесены любые сообщества, формируемые по территориальному принципу, включает фазы появления факторов, локализующих группы людей на опр. территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия, накопления исторического опыта их совместной жизнедеятельности, аккумуляции этого опыта в ценностных ориентациях, реализации доминирующих ценностей в социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и, наконец, рефлексии черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и преобразования их в системы образов идентичности данных сообществ.
Культурогенез – категория теории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон. Это – интегративный процесс, соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности. Это – фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, представляющая собой сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою форму детерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами развития. Культурогенез осуществляется двумя путями: эволюционным, отражающим постепенные изменения в обществе, и скачкообразным, возникающим в связи с переменами, происходящими в обществе и, соответственно, в его культуре.
Во все времена мыслители-гуманисты задумывались над проблемами органической взаимосвязи культуры и человека, социального опыта, идей, духовных ценностей. Человек, считали они, должен задуматься над своей жизнью и властвовать над самим собой во имя культурного саморазвития и самосознания. Подлинная культура приходит к человеку только в результате его собственной активности, его личных стремлений постоянно впитывать родники духовной жизни, его настойчивых усилий и заботы о прогрессе своего внутреннего мира. Культура начинается с отношения общества к человеку. Её социальное назначение – раскрыть и развивать сущностные силы человека, смысл его жизни и общественной деятельности. Она направлена на расширение сферы жизненных интересов личности и повышение ценности человеческой жизни. Только через человека со всей яркостью и полнотой раскрывается социальное значение культуры. Она немыслима без него и вне него. Жизнь человека невозможна без накопления и воплощения культуры общества, ибо культурные ценности обладают поистине чудесным даром – они направлены на стимулирование социальной активности человека, его гражданского действия, на его идейное, духовное возвышение. Воздействуя на человека, культура получает возможность проявлять свою преобразующую социальную функцию по отношению к природе и обществу.
Культура – система, объединяющая не только накопленные ценности, но и всё новое. С точки зрения конкретно-исторического подхода можно рассматривать культуру как многогранную взаимосвязь традиционного и новаторского, прогрессивного и консервативного и т. д. Это- «скульптор и двигатель» человеческого чувства, сфера формирования духа, основа мышления, явление, отражающее идейную и психологическую настроенность людей, сознание и душу наций и народов. Она объединяет и консолидирует людей, позволяет им лучше понять друг друга.
Особенностью культуры является способность создания условий одновременного общения людей различных культур, их диалога и взаимопроникновения. Это – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах организации жизни и деятельности людей.
Человечество за свою историю накопило богатства духовных и материальных ценностей. Они начали складываться тысячелетия тому назад и впитали в себя разнообразие культур многих этносов, связанных общей исторической судьбой, геополитическими интересами, единством территории, традициями межкультурного диалога в ценностно-смысловом культурного пространства.
Культурогенез – закономерный, социально обусловленный интегратив-ный процесс. Он соединил стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности.
Культурогенез обладает собственными имманентными особенностями, но развивается на одном общем основании, построенном в результате развития нации и её культуры. На основе анализа и изучения множества трактовок понятия «культурогенез» можно дать следующее его определение: культурогенез – сложный, постоянно развивающийся процесс, способный к самовозобновлению, рождению новых форм и интеграции их в социальную практику; это творческая созидательная деятельность и общение, которые функционируют в социокультурном пространстве и социокультурном времени и способствуют духовному освоению действительности.
Культурогенез – категория теории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон, помогающая воспринимать окружающий мир. Это – часть культурологического понятийного аппарата, выполняющая интегративную функцию. Рассматриваемая категория имеет сложную многоуров-ненную систему организации, где каждый элемент обладает своей формой детерминации, обусловленной внешними и внутренними факторами. Наука накопила определённый материал для осмысления проблемы формирования культурогенеза как категории теории культуры. Но необходимо время для его осмысления и использования в разработке указанной проблемы на региональном уровне. На каждом этапе своего формирования культурогенез обрастает всё новыми и новыми характеристиками и методами заимствования и миграции.
Сущность, направленность, уровень и темпы формирования культуры как составляющего компонента культурогенеза детерминированы характером общественного строя. Анализировать его можно с разных точек зрения: под влиянием смены эпох, цивилизаций, орудий труда, информационных технологий и так далее. Независимо от содержания, культурогенез выполняет важнейшую социальную функцию – способствует поступательному развитию общества; он – не только результат развития материальных и духовных ценностей, но и сам процесс их создания., включающий многообразие культурных полей в едином культурном пространстве региона.
Важнейшим условием выявления особенностей культурогенеза является «социодинамика культуры», которая позволяет проследить на протяжении многих столетий различные формы и фазы культурного и социального развития общества, выявить их особенности в процессе взаимного влияния и взаимообогащения социальных и культурных явлений и выяснить общие закономерности и тенденции их дальнейшего развития.
На каждом историческом этапе культурогенез является теоретически актуальным. Культура любого общества не только единожды рождается, но и, как устойчивая социальная целостность, непрерывно воспроизводится. В исследовании делается попытка на конкретном фактологическом материале показать пути развития этого понятия и определить его место в исторической эволюции.
§1.2 Культурогенез, как концепт теории культуры
Как концепт теории и истории культуры культурогенез получил достаточно широкое распространение. Его изучение требует лояльного сопоставления различных идейно-мировоззренческих, философских, политических точек зрения на культурные явления, происходящие в течение многих веков. Такой подход помогает собрать определённое количество оценок, интерпретаций, установок, бытовавших в культурном пространстве, и дать им оценку
От сочетания слов «культура» и «генезис» произошло название исследуемого концепта – «культурогенез». Генезис – genesis – от греческого – происхождение, возникновение, развитие.
В 90-е годы XX в. в различных гуманитарных текстах начинают формироваться подходы и способы исследования феномена «концепт», который более активно входить в научный оборот, особенно при обращении к историко-философской традиции.
Сегодня эта тенденция продолжает существовать, формируются и более зрелые представления о концептах. В частности, в когнитивных науках «концепт» – это термин, обозначающий единицу ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающий знание и опыт человека. Это – оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, а также всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Наконец, это представления индивида о смыслах, «кванты знания, возникающие при построении информации как об объективном положении дел в мире, так и об воображаемых мирах. В целом концепты – это «интерпретаторы смыслов», форма обработки субъективного опыта путем подведения его под определенные категории и классы, основная единица хранения и передачи информации, достаточно гибкая и изменяющаяся с ростом знания. Общечеловеческие, универсальные концепты специфически группируются и вербализуются в разных языках в зависимости от лингвистических, прагматических и культурологических факторов. Концепты организуются также в иерархические, часто ассоциативные семантические сети, как это представлено, например, в одной из моделей хранения знаний в памяти человека. Можно утверждать, что существующий опыт использования феномена «концепт» находит все большее применение в различных гуманитарных науках, в частности, теории культуры.
Потребность в концепте особенно существенна там, где имеется «частный мыслитель», где объект наделен сознанием, где не может быть простого обобщения индивида как «экземпляра». Этот короткий и, разумеется, весьма не полный экскурс в существующие исследования о концепте убеждает, тем не менее, в том, что феномен, именуемый «концепт», имеет богатую предысторию, в определенной степени эксплицирован в топологически различных текстах и сегодня становится все более значимым в многообразных областях знания. Вместе с тем очевидно, что значения, вкладываемые исследователями в термин «концепт», достаточно серьезно расходятся, а его эвристические возможности используются недостаточно даже там, где исследователь в конструкте такого рода остро нуждается, как, например, в таких областях философии, как герменевтика и философия познания.
Генезис культуры неотделим от генезиса человека и человеческого общества, которое существует более 50 тысяч лет. Человек формировался долго, постепенно превращаясь из человекообразной обезьяны сначала в предлюдей, а затем – в человека современного типа. В этой ситуации исторической неизбежностью стало развитие производственной деятельности, так как вместе с ней складывалось мышление, причём также постепенно, как сам человек: сначала элементарные формы, при помощи которых пралюди могли добывать себе пищу и существовать, а затем постепенный переход к сложным действиям, связанным с теми же причинами. Путь от обезьяны к человеку современные учёные именуют «качественными изменениями в информационной системе жизнедеятельности, в восприятии, переработке информации, в создании нового языка – языка мышления, мышления знаками, перерастающего в словесно-понятийное сознание. В этой сфере формируется, главным образом, духовная область жизнедеятельности человека, проникнутая элементами духовной культуры».
Есть гипотеза, что первый человек был не человеком разумным, а «человеком культурным». Правильнее говорить о предпосылках человека культурного: ими были не только находящиеся на определённой стадии эволюции сообщества обезьян, но также экстремальные обстоятельства жизни, формирование парадоксального поведения, появление вместо сигналов знаков, формирование культуры.
Таким образом, появление культуры учёные связывают с появлением человека. Научные гипотезы подтверждают мысль о том, что ледниковая эра, продолжавшаяся около ста тысяч лет, в известной степени уже получила культурного человека из предыдущего периода.
Есть и другие версии появления культуры на земле. Существуют различные взгляды и на историю появления Древней Руси. Один из них основывается на точке зрения, согласно которой собственно русская история начинается с признания варяжских князей и последовавшего за этим принятия христианства. Славян называли исконными жителями, «но дикими, погружёнными в глубину невежества, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками».
Среди многочисленных версий происхождения и расселения народов – концепция о том, что именно российский Север – огромная приполярная территория Арктики – стал Прародиной русского человека. Земли эти были заселены протоиндоевропейцами и вошли в историю под названием гиперборейской цивилизации. Косвенным свидетельством этого стали мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники, которые функционально напоминают такие же каменные сооружения на территории древнекубанского региона.
Мы основываемся на мнении учёных о том, что нет «чистой» модели определённого типа культуры: в ней всегда присутствуют элементы, определяющие основные черты, рассматривающие её как уже прошедший этап, потерявший свою значимость, и элементы, которые в будущей культуре станут основными.
Культурогенез связан со становлением человеческого труда, который превратил человеческую жизнедеятельность в общественную. С целью выявления особенностей этой категории учёные выделяют несколько её концепций: орудийно-трудовую, психологическую, антропологическую, социокультурную.
К XXI веку сформировалось множество концепций формирования культурогенеза, которые, в свою очередь, оказываются в зоне критики ученых. Так, орудийно-трудовая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс), где главным тезисом является выражение «труд создал человека и культуру как способ его жизнедеятельности», подвергается критике за то, что в ней непонятно, как можно трудиться и создавать культуру, не обладая одновременно определенной степенью сознания. Хотя сложилось множество версий о происхождении человека, В.М. Вильчек, к примеру, утверждает, что «первобытный охотник» – обезьяна. А как она могла что-то придумывать, изобретать?
Этот ученый считает, что трудятся не только пралюди, но и животные, птицы, вообще все существа, которые вынуждены преобразовывать ту среду, в которой обитают. Но это, с ее точки зрения, не труд. И далее она спрашивает, если считать трудом нечто, что отделяет человека от природного царства, т.е. определенный способ жизнедеятельности, который можно было бы назвать еще и культурой, то когда он появился? В орудийно-трудовой концепции об этом ничего не говорится. Таким образом, образуется противоречие между дарвинским взглядом на природу человека и формированием его познания окружающей действительности. Лишь так можно найти способы приспособиться, чтобы выжить и овладеть способами борьбы за свое существование. Такая гипотеза ставится под сомнение. Оказывается, что человек, наоборот, стремился отдалиться от природы! Он искал свой смысл жизни. Так считает американский культуролог Т. Роззак. По его версии, до наступления палеолитической эры, господствовала палеотаумическая (от двух слов – «древний» и «достойный удивления»). Еще не было никаких орудий труда, но уже существовала магия: мистические песнопения, танцы, составляющие сущность человеческой природы, определяли его предназначение еще до того, как «первый булыжник был обтесан для топора».
Вот как складывался процесс формирования культурогенеза по этой версии: мистика, священный огонь, поклонение языческим богам, золотая ветвь вместо посоха пастуха и царского скипетра, а потом уже «последовательность чудодейственных благоприобретенных свойств, делающих человека человеком».
Другой американский культуролог Л. Мэмфорд тоже считал, что орудийно-трудовая концепция К. Маркса выделяет как направляющую функцию орудий труда в жизни человека. Это подтверждают многие антропологи, ссылаясь на сохранившиеся артефакты материальной культуры. Но Л. Мэмфорд, опираясь на новейшие исследования, показывает, что моторно-сенсорные координации, вовлеченные в трудовой «процесс», не требуют особого состояния сознания и мыслительной деятельности человека. Ученый считает, что до тех пор, пока человек не научился создавать орудия труда, основными орудиями труда у него были его руки, зубы, когти. По мысли этого ученого, возможность выжить без инородных орудий дала древнему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в значительной мере обогатили его технологию. Причем, выдвигается гипотеза, что многие живые существа оказались на том этапе более изобретательными, чем человек. И лишь производство символов обогнало производство орудий и способствовало развитию более ярко выраженной технической способности.
Ключевое значение для понимания культурогенеза и его методологической базы имеют слова Ф. Энгельса о том, что труд начинается с изготовления орудий. Благодаря совместной деятельности рук, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Сам труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремёслами появились, наконец, искусство и наука; из племён развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними – фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове – религия» (Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 20. – М., 1972. – С. 491, 493).
Делая вывод по названной концепции, эти ученые считают, что труд, рассматривается в ней как процесс взаимодействия человека с природой, позволил ему осуществлять преобразовательную функцию, осуществляя цель, определяющую способ и характер его действий.
Другой ученый, основатель психоаналитики, З. Фрейд в книге «Тотем и табу» раскрывает концепт «культурогенез» через первобытную культуру. По его мнению, именно творческая деятельность позволяет выявить культурогенез, причем, именно через систему запретов, т.е. табу. Исследование бессознательной части индивидуальной душевной жизни человека приводит к проблеме культурогенеза через психоанализ. Табу – результат амбивалентности чувств человека, которых нет больше ни у кого. Однако табу – не природное, оно приобретено, причем, как и когда – неизвестно. К примеру, З. Фрейд выводит сущность концепта «совесть» из первоприродного греха, совершенного пралюдьми (из-за сексуального соперничества дети убили первобытного «отца» и закопали его). Наступило раскаяние, и дети поклялись больше не совершать подобного. З. Фрейд считает этот момент рождением человека из животного и, соответственно, самого концепта «культура».
Однако он не исключает орудийно-эволюционного характера антропогенеза, соглашается с тем, что первыми предметами культуры были орудия, постройка жилища и, конечно, огонь. Наоборот, он соединяет с ним свою концепцию культурогенеза.
Концепция культурогенеза З. Фрейда подвергается достаточно аргументированной критике Ф. Боасом, А. Кребером, Б. Малиновским, У. Риверсом и другими учеными. Они считают, что тотемизм не является формой религии, а значит, эта концепция несостоятельна.
Культурогенез включает игровую деятельность, которая присутствует как предпосылка происхождения культуры в научных трудах Г. Гадамера, Е. Финка, Й. Хейзинга и других.
Культурогенез, по Э. Кассиреру, это не просто скопление расплывчатых и разрозненных фактов. Это – процесс последовательного самоосвобождения человека, заключенного в языке, искусстве, религии, науке и т.д., которые уходят своими корнями в бытийный феномен игры. Человек постоянно восстанавливает свою связь с универсумом, ориентируясь на культурно-значимые предметы. Концепция символического игрового приспособления человека к природному миру, разработанная Э. Кассирером, обостряет интерес к категории «символ». Символическое начало, таким образом, также присутствует в культурогенезе. Это – философская герменевтика (Г. Гадамер), философия культуры (Й. Хейзинг), философия символических форм (Э. Кассирер), архетипы коллективного бессознательного (К. Юнг), философия языка (Ж. Лакан), концепция символического интеракционизма (Дж. Мид, И. Боффман).
Интересен подход к понятию «культурогенез» А. Флиера. Он считает, что вся история культуры представляет собой процесс постоянного самовозобновления, т.е. генезиса. Поскольку культура всякого общества не только единожды рождается, но и в последующем, покуда это общество существует как устойчивая социальная целостность, непрерывно воспроизводится, культурогенез в наиболее расширительном смысле слова тождественной истории культуры.
Культурогенез отражает качественное состояние культуры, процесс формирования её основных характеристик. Его очередной этап начинается тогда, когда у какой-либо группы людей, оказавшейся на одном культурном пространстве, появляется необходимость в своей особой жизнедеятельности, наиболее адаптированной к конкретным условиям места и времени, по содержанию и формам отличающихся от других такого же рода совокупностей форм бытия, сложившихся у других групп людей в другое время и на другой территории. Заканчивается этот очередной этап культурогенеза тогда, когда эта новая совокупность норм и стандартов деятельности институализируется в данном обществе уже в виде более или менее сбалансированной и отрегулированной системы, что проявляется в нравах и обычаях или выражается в кодифицированных сводах норм, правил, законов и т. п.
Среди основных параметров концепта «культурогенез» А. Флиер выделяет морфогенез, этногенез, социогенез, формогенез.
Все вышеперечисленные характеристики культурогенеза взаимодействуют между собой, находясь в иерархическом соподчинении.
Так, А. Флиер пишет, что формирование культурогенеза связано с его историей, смысл которой заключается в эволюции институализированных форм человеческой деятельности, т.е. в общественно приемлемых нормах и стандартах коллективного бытия.
Итак, истоки культуры давно и устойчиво находятся в пространстве познавательного интереса широкого круга наук. Масштабность концепта «культурогенез», его многообразие, многоликость проявления, представленность практически во всех точках пространственно-временного континуума социального мира предопределяет разнохарактерность наук, в фокус интересов которых он попадает, и обширность накопленного фактологического знания о нём.
Культурогенез формируется на принципах культурной преемственности и «социального заказа» населения, живущего на разных этапах его развития. Его истоки берут начало в далёкой древности, несколько сотен тысячелетий назад. Процесс этот постоянен и непрерывен.
Начало формированию вышеназванного концепта было положено ещё в период возникновения человека. Так, немецкий историк культуры прошлого века Р. Пэнтер писал, что культура «обнимает» всякую человеческую деятельность, поскольку она отличается от деятельности животного. «Время возникновения первых зачатков культуры покрыто глубоким мраком, равно как и место первоотчизны человеческого рода. Культура начиналась с тех пор, как человек сделался человеком.
Особенностью культуры первобытного общества был её антропосоцио культурогенез, который заключает в себе нерасчленённость трёх форм бытия: культуры, общества и человека. Синкретизм как основной признак этой социокультурной системы проявлялся и далее на всех уровнях культуры и во всех её разрезах.
Характеризуя культурогенез в его начальной стадии, нужно подчеркнуть нерасчленённо-целостное мышление первобытного человека, которое связывает, а не разделяет, отождествляет, а не противопоставляет, даёт волю фантазии, превосходящей во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.
Культурогенез в истории культуры определяет, прежде всего, понимание самого концепта «культура». Всеобщность функции культуры заключается в нормированности и стандартизированности любых общественно-приемлемых технологий и продуктов деятельности человека и общества в целом. Значит, процесс происхождения, становления норм и стандартов деятельности, который включает обязательно элемент адаптивной и творческой новации, без которого, как известно, нет развития вообще, можно назвать феноменом культурогенеза в его наиболее общем понимании.
Исследование этого концепта осуществляется на нескольких уровнях: философском, социологическом, культурологическом, историческом, археологическом, демографическом, этнографическом и других. Многообразие подходов в его изучении объясняется тем, что оно выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Культурогенез входит в состав различных гуманитарных знаний, в недрах которых и зародилось научное представление о нём.
Культурогенез, как исторически развивающийся, сложный и многогранный концепт, как способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материального и духовного производства представляет не просто сумму предметов и вещей, а процесс раскрытия способностей и дарований человека. С помощью культуры человек совершенствует свой образ жизни.
Она возникает прежде, чем складывается новый тип общества, и определяет, «как будет воспроизводиться деятельность людей».
Это – процесс происхождения, становления норм и стандартов существования человека, а также компонент адаптивной и творческой новации, без которого невозможно развитие общества.
В культурогенезе, как в органе самоконституацирования человечества, речь идёт о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести ту универсальную меру, которая не нарушила бы собственную меру каждой из конфликтующих сторон.
Культурогенез – компонент жизнедеятельности человека. Без него люди «были бы недееспособными чудовищами, обладающими очень незначительным числом полезных институтов и ещё меньшим числом чувств при полном отсутствии интеллекта – умственными инвалидами.
Сущность, направленность, уровень и темпы развития культурогенеза детерминированы характером общественного строя. Он выполняет важнейшую социальную функцию – способствует поступательному развитию общества. Это – не только результат, но и сам процесс создания материальных и духовных ценностей.
Культурогенез создаёт условия для одновременного общения людей различных культур, их диалога и взаимопроникновения. В процессе эволюции культурогенеза обогащается его содержание, усиливается внимание к его внутреннему устройству, в которое входят условно-рефлекторные и приобретённые обучением виды деятельности и произведённый ими продукт. В структуру культурогенеза входят: инструментальная система, при помощи которой человек решает задачи, возникающие перед ним в окружающей среде; объекты, виды деятельности, позиции, связанные друг с другом и служащие средством для достижения поставленных целей.
Интересной и полезной для исследования культурогенеза стала классификация культуры Б. Малиновского, который выделяет три её измерения, тесно связанные одно с другим, – артефакты, организованные группы людей и символизм.
Культурогенез включает виды деятельности, позиции и объекты, которые организованы вокруг важных и жизненно необходимых задач в обществе. Его можно анализировать как процесс формирования образования, социального устройства, экономики, системы знаний, верований и морали, способов художественной деятельности.
Сущность культурогенеза можно определить только с позиции философского подхода, как способ деятельности человека и как результат этой деятельности. «Идеальное непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека, направленная на внешний мир».
Деятельность мышления, реализация его цели сосредоточены на том, чтобы посредством логической переработки или изменения форм предметов и отношений внешнего мира дать новую реальность, очеловеченную действительность.
Современный отечественный философ и культуролог М. Каган пришёл к выводу, что в культуре происходит нечто, подобное теоретическому исследованию человека и искусства: «потому что, если искусство моделирует, иллюзорно воссоздаёт целостное бытие, то культура реализует это бытие именно как человеческое во всей полноте исторически выработанных им качеств и способностей.
Всё, что есть в человеке, как человеке, предстаёт в виде культуры, и она оказывается столь же разносторонне-богатой и противоречиво-дополнительностной, как сам человек – творец культуры и её главное творение.
Но в отличие от человека и от искусства, культура многоэлементна и разнородна по своему составу, что даёт право редуцирования её разными науками и использования её характеристики и при анализе культурогенеза.
Образ культуры можно представить как «тройную спираль», благодаря которой прогрессивное развитие человечества идёт не прямолинейным, не цикличным, а именно спиралеобразным путём постоянного обогащения, расширения, возвышения исходной данности.
Содержание первой спирали – предметная деятельность человека, как основа культуры.
Вторая спираль – человеческое общение, которое развивается как в синхронии – в социокультурном пространстве, так и в диахронии – в социокультурном времени. Культура передаётся от человека к человеку, охватывая общением в процессе совместной деятельности самостоятельные формы связи личностей, поколений, культур. Содержание этой спирали – движение от человека к другому человеку как к партнёру, как к равному себе субъекту, с которым делишься тем, что имеешь, и тем самым обогащаешь его, обогащаясь при этом сам.
Третья спираль образуется движением художественного освоения жизни. Это связывает творчество одного человека с творчеством других людей, соединяет личность с личностью, поколение с поколением, народ с другими народами, человека с человеком как субъектов, творящих культуру и творимых ею.
Такое трёхслойное понимание культуры и трактовка каждого слоя как спиралеобразного движения помогает накапливать новые ценности, знания, представления, опыт; реализует связь человека с человеком в тех её формах, которые можно считать необходимыми и достаточными для целостного бытия человека как культурного существа и целостного бытия культуры как очеловеченного мира.
Очевидно, что культурогенез сложный, постоянно развивающийся процесс, способный к постоянному самовозобновлению, рождению новых форм и интеграции их в социальную практику; это – творческая созидательная деятельность и общение, которые функционируют в социокультурном пространстве и социокультурном времени и способствуют духовному освоению действительности; это – категория теории и истории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон; это – интегративный процесс, соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности; это – фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, имеющая сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою форму детерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами.
Культурогенез формируется двумя путями: эволюционным, отражающим перемены в обществе и в культуре, и скачкообразным, возникающим в связи с переменами, происходящими в жизни общества и его культуры.
Как концепт теории и истории культуры, культурогенез представляет собой фундаментальное, субстанциальное, субстратное образование, помогающее обозначить основные закономерности, явления, процессы, происходящие в культуре, на основании которых возможно изучение культурных феноменов, их систематизация, разработка методологии и методов исследования. К сожалению, теория культуры пока не имеет целостного категориального аппарата, поэтому его формирование происходит, в основном, путём заимствования из философии, социологии, психологии, истории и других научных знаний, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими проблемами культуры. Этим объясняется тесное взаимодействие теории культуры с гуманитарными науками.
Культурогенез формируется на категориях философии (духовности, гуманности, просвещённости, креативности, творческой ориентированности и других); антропологии, характеризующих культурогенез как микро- и макропроцесс (эволюция, прогресс, универсалии, адаптация и др.); истории, отражающих аспекты локальности и самодостаточности культурных явлений и процессов и других наук.
Как процесс формирования культуры, культурогенез фиксирует её состояние, модели в разные временные периоды, культурно-историческую типологию, тип цивилизации, этничность, самобытность, цикличность, фазы существования, включающие её расцвет, надлом, закат и другие. Его рассматривают как исток культуры, генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологии и инструментария деятельности, знаний, символов, способов обмена информацией, форм организации и регуляции. Это понятие включает в своё содержание процесс распространения культурных ценностей, включающий социальную интеграцию, расширение территории, на которую распространяются культурные системы, а также увеличение числа субъектов, вовлечённых в него. Благодаря культурогенезу происходит социокультурное коммуницирование между людьми, посредством которого осуществляется трансляция информации, регулируется порядок её обработки и сохранения. Культурогенез, как категория теории культуры, фиксирует изменчивость культурных явлений, их трансформацию, эволюцию или, наоборот, деградацию. Она имеет самостоятельное исследовательское поле и нуждается в конкретизации, обосновании и изучении. С нашей точки зрения, этот концепт разработан ещё недостаточно, хотя к её исследованию обращались как отечественные, так и зарубежные учёные.
Важными компонентами этого концепта являются дифференциация и интеграция. Подтверждением этому стали исследования Г. Спенсера – английского философа-позитивиста. Он считал, что развитие начинается с количественного роста – увеличения объёма и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведёт к функциональной и структурной дифференциации целого. Эти структурные части становятся всё более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. Развитие культур идёт в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Идеи этого учёного оказали огромное влияние на развитие и анализ европейской культуры конца XIX – начала ХХ века.
Культурогенез формируется и под воздействием этносов. Исследуя проблему взаимодействия общества и природы, роль этноса и этнических систем, а также специфику связи истории этносов и истории культуры, можно прийти к выводу, что нация (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы.
Фазы этногенеза, как важнейшего компонента исследуемой категории, складываются путём интерпретации исторических событий на культурном пространстве региона и формирования всё новых и новых этнических общностей. На этом построена и культурно-цивилизационная проекция биосферной концепции. Важнейшими категориями теории культуры, участвующими в культурогенезе, выступают традиции, культурное наследие и духовный опыт народа, которые формируют духовный мир, образ жизни и мировоззрение человека.
Эффективное решение проблемы генезиса культуры невозможно без целостного осмысления явления культурной традиции, так как именно в ней выражается характерный для общественной жизни механизм аккумуляции и передачи социально-исторического жизненного опыта людей. Осмысление проблемы генезиса культурных смыслов, механизмов перестройки ценностно-смысловых ориентиров культуры, возможности свободного выбора индивидами определённой культурной модели «выхода» из своей культуры и освоения ценностных и смысловых богатств иных культур стало важной стороной исследовательской деятельности на современном этапе.
Осмысление символических форм культурных явлений, разработанных Э. Кассирером и О. Шпенглером, исследование проблемы соотношения традиций и инноваций как основы культурно-исторической периодизации, использование системно-функционального анализа при исследовании категорий философского знания помогают понять принципы и стадии формирования культурогенеза, разобраться в сложной проблеме образования культурного пространства исследуемого региона и методике его изучения, исследовании теоретического, духовного и практического аспектов генезиса культуры.
Культурогенез – это не только уникальный в своей единократности процесс «изначального формирования культуры, а, скорее всего, это совокупность целого ряда процессов становления культуры и её наиболее фундаментальных параметров», как связанных между собой, так и автономных в своём развитии.
Генезис культуры исследуется в рамках генезиса общественной жизни в двух аспектах: антропологическом и социогенетическом. Э. Маркарян, учитывая выделение культуры как специфического класса явлений, предложил выделить и аспект культурогенетический. Ученый считает, что антропологический аспект изучает проблему формирования человека, социогенетический – становление форм взаимоотношений наших далёких предков, а культурогенетический – вырабатывает присущий людям качественно особый способ деятельности в целом. На основе взаимоотношений и единства вышеуказанных аспектов появилось понятие «системогенез» человеческого общества, введённое Э. Маркаряном.
Оно по существу подводит нас к проблеме генезиса культуры, так как означает адаптивный переход от животного состояния к человеческому. В качестве генетически первичного элемента и решающего фактора развития культуры, «как специфического, уникального способа её функционирования и развития, предполагается выделение материально-производственной деятельности, соотнесение её не с сознанием, как одним из универсальных механизмов этого способа, а с различными видами духовного производства, т. е. единицами, структурно-однопорядковыми с выделенным элементом».
Таким образом, культурогенез как проблема теории и истории культуры в своём развитии соотносит две стороны: материально-производственную и духовно-производственную. Но исходным, определяющим звеном, которое повлекло за собой всю структурную цепь трансформаций при выработке определённого социокультурного типа общества, всё же является сфера материального производства.
А теория и история культуры накопила определённый материал для осмысления проблемы формирования культурогенеза как её концепта.
Можно сделать вывод, что культурогенез – это процесс, характеризующийся определёнными принципами построения и формообразования; это – часть философского понятийного аппарата, выполняющая интегративную функцию, это – категория теории культуры, которая помогает осуществлять исследование о культуре и её истоках.
Глава 2. Генезис культуры. Теории происхождения культуры (концепции)
§2.1 Трудовая и символическая концепции культурогенеза
Культурогенез связан со становлением человеческого труда, который превратил человеческую жизнедеятельность в общественную.
В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие – психологические, антропологические, социокультурные. Как в природном мире возник радикально новый феномен – культура? Что явилось истоком культуры? Рассмотрим основные версии происхождения культуры.
Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных усматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком.
Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира. Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873–1876 гг. Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Энгельсу принадлежит классическая формула- «Труд создал человека». Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.
Социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширяет пространство культуры. В этом отношении человек с самого начала выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем (генетически), а вне его, в социальной форме общения. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок – возникновения процесса речи и труда – огромны. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.
Согласно трудовой концепции антропо- и культурогенеза, обезьяны сообразили, что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных. Тогда они стали создавать эти орудия и сообща трудиться. Труд сотворил человека и культуру как способ его жизнедеятельности. Но для того, чтобы трудиться, важно обладать сознанием. Неплохо также для этой цели жить в группе и общаться в процессе обретения трудовых навыков.
Однако эти рассуждения образуют замкнутый круг. Сознание рождается только как результат труда, но, чтобы заняться деятельностью, нужно иметь нечто подобное интеллекту. Речь обретается внутри общности. Но какая сила побуждает жить сообща и искать общения? Все эти компоненты культурогенеза сцеплены, связаны, но непонятно, как они порождают друг друга.
Авторы трудовой концепции культурогенеза, к сожалению, не могут объяснить эти противоречия. Критикуя сложившиеся взгляды на трудовую деятельность как основу антропогенеза, В.М.Вильчек отмечает: «Они пишут: первобытный охотник догадался, понял, открыл, изобрел и т. д. Но этот «первобытный охотник» – обезьяна. Действительно, существо очень догадливое, умное, но, чтобы обладать хотя бы частью тех свойств, которые ей были необходимы, чтобы произойти в человека в соответствии с «трудовой» гипотезой, она, обезьяна, предварительно должна уже быть человеком, находящимся на относительно высокой ступени развития. Чтобы снять это внутреннее противоречие в «трудовой» гипотезе, надо объяснить, каким образом прачеловек мог нечто выдумать, изобрести, открыть, не умея придумывать, изобретать, открывать и решительно ничего не выдумывая, не изобретая и не открывая…».
Американский культуролог Л. Мэмфорд тоже считал, что орудийно-трудовая концепция К. Маркса выделяет как направляющую функцию орудий труда в жизни человека. Это подтверждают многие антропологи, ссылаясь на сохранившиеся артефакты материальной культуры. Но Л. Мэмфорд, опираясь на новейшие исследования, показывает, что моторно-сенсорные координации, вовлеченные в трудовой «процесс», не требуют особого состояния сознания и мыслительной деятельности человека. Ученый считает, что до тех пор, пока человек не научился создавать орудия труда, основными орудиями труда у него были его руки, зубы, когти. По мысли этого ученого, возможность выжить без инородных орудий дала древнему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в значительной мере обогатили его технологию. Причем, выдвигается гипотеза, что многие живые существа оказались на том этапе более изобретательными, чем человек. И лишь производство символов обогнало производство орудий и способствовало развитию более ярко выраженной технической способности.
Делая вывод по названной концепции, эти ученые считают, что труд, рассматриваемый в ней как процесс взаимодействия человека с природой, позволил ему осуществлять преобразовательную функцию, осуществляя цель, определяющую способ и характер его действий. Однако, труд – это еще не причина, согласно которой обезьяна превратилась в человека. И эволюционная теория, которая здесь берется за основу, бессильна. Предполагается, что появление человека связывается с качественными прорывами в живой материи, которая по пока невыясненным причинам, стала одухотворенной, мыслящей. А культура – это радикальный сдвиг в развитии окружающего мира.
Итак, орудийно-трудовая концепция подтвердила мысль о том, что труд сотворил человека и культуру как способ его жизнедеятельности и стал сильным импульсом, приведшим к культурогенезу, а социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширил пространство культуры. Труд – это то, что отделяет человека от природного царства, подразумевая под ним специфический способ жизнедеятельности, приведшей к культуре.
Концепция символического, игрового приспособления к природному миру разработана в трудах Э. Кассирера. Отметим также, что социокультурная ориентация философии обострила интерес к категории символа, символического. Символическое стало фундаментальным понятием современной философии наряду с такими, как наука, миф, тело, субъект и т.п.
Поле исследований символического велико: философская герменевтика (Г .Гадамер), философия культуры (Й. Хейзинга), философия символических форм (Э. Кассирер), архетипы коллективного бессознательного (К. Юнг), философия языка (Л. Витгенштейн, Ж. Лакан и др.). Исследования символического представлены в концепции символического интеракционизма (Дж. Мид. Г. Блумер, И. Боффман), где символическое рассматривается как «обобщенный» «другой».
Кассирер намечает подступы к целостному воззрению на человеческое бытие как протекающее в символических формах. Он обращается к трудам биолога И. Юкскюля, последовательного сторонника витализма. Ученый рассматривает жизнь как автономную сущность. Каждый биологический вид, развивал Юкскюль свою концепцию, живет в особом мире, недоступном для всех иных видов. Вот и человек постигал мир по собственным меркам.
Однако человеческий мир есть нечто качественно иное, поскольку между рецепторной и эффекторной системами развивается еще третья система, особое соединяющее их звено, которое может быть названо символической вселенной. В силу этого человек не только в более богатом, но и качественно ином мире, в новом измерении реальности.
Э. Кассирер отмечает символический способ общения человека с миром, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, естественного, или субстанциального бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью. Животные ограничены миром своих чувственных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. Поэтому животные не способны сформировать идею возможного. С другой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта или для божественного духа, как подмечает Кассирер, нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное становится для него реальностью. И только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность.
По мнению ученого, человек – это незавершенное животное, которое несовершенно в своем биологическом естестве, т.к. меньше чем животное приспособлено к жизни в природе, поэтому создание некой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку (это проявление определенных защитных механизмов). В результате таких изменений человек выпадает из системы естественных взаимосвязей, что приводит к его первичному отчуждению от мира природы. Ослабленность инстинктов привела в итоге к подсознательному поиску способов выживания, что изменило сами формы жизнедеятельности человека. Культура заменила человеку инстинкты и способствовала созданию мира человека.
Из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической – наиболее разработанной и убедительной выглядит, по моему мнению, символическая. Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры.
§2.2 Психоаналитическая версия культурогенеза
Древний человек скорее проявил себя как искатель смысла, творец видений, нежели как homo faber. Американский культуролог Теодор Роззак утверждает: до наступления палеолитической эры господствовала другая – палеотаумическая (от двух греческих слов – «древний» и «достойный удивления»). Еще не было никаких орудий труда, но уже была магия. Мистические песнопения и танцы составляли сущность человеческой природы и определяли его предназначение еще до того, как первый булыжник был обтесан для топора.
Основатель психоанализа З. Фрейд в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу.
По мнению Фрейда, всякий, кто подходит к проблеме табу со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни, тот после недолгого размышления скажет себе, что эти феномены ему не чужды. Всем известны люди, которые создали для себя табу, и крайне строго их соблюдают. Точно так же чтят свои запреты дикари. Часть запрещений сама собой понятна по своим целям, другая, напротив, кажется бессмысленной.
Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности чувств. Человек, как он разъясняет, обладает свойством, которого нет в животном мире. Но это качество не прирождено человеку, не соприродно ему. Оно возникает неожиданно, случайно, хотя и не бессмысленно, потому что в самой природе человека заложена возможность такого благоприобретения. Речь идет о совести как даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.
Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца». Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили избавиться от него. Вот почему дети убили главу рода, а затем закопали его. Однако этот поступок не прошел для них бесследно. Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше не совершать таких деяний. Так произошло, по Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры как средства преодоления навязчивых видений.
Но как могло проявить себя чувство, которое прежде не было свойственно человеку? На этот вопрос Фрейд отвечает: «Я должен утверждать, как бы парадоксально это ни звучало, что чувство вины существовало до поступка….Людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины». По убеждению Фрейда темное ощущение изначальной вины имело своим источником комплекс Эдипа.
Каждая культура, по словам Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции. Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. Благодаря им культура безвестные тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.
Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству. Главная задача культуры, по Фрейду, настоящая причина ее существования в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.
Пожалуй, стремление Фрейда преодолеть эволюционно-орудийную концепцию культурогенеза заслуживает внимания. Он пытается подойти к этой проблеме через истолкование психической деятельности человека как существа, не обладающего феноменом совести. Эволюция, таким образом, выглядит как такой процесс, в ходе которого выявляется нечто радикально иное, хотя и заложенное в поступательном движении живой материи.
Фрейд пытается соединить собственную концепцию культурогенеза с представлениями об орудийно-эволюционном характере антропогенеза. «Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать,- пишет он,- что первыми деяниями культуры были – применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется, как нечто чрезвычайное и беспримерное,- укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует: легко догадаться о мотивах, приведших к их открытию».
Концепция культурогенеза З. Фрейда подвергается достаточно аргументированной критике Ф. Боасом, А. Кребером, Б. Малиновским, У. Риверсом и другими учеными. Они считают, что тотемизм не является формой религии, а значит, эта концепция несостоятельна.
§2.3 Концепция игрового генезиса культуры
Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различные версии такой концепции находим в творчестве Г. Гадамера, Е. Финка, Й. Хейзинга. В частности, Г. Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать.
Голландский историк культуры Й. Хейзинга в книге «Homo Ludens» отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Вот почему автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.
Хейзинга считает, что игра старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеческим сообществом. Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. «Игра как таковая перешагивает рамки биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла».
Каждый, по мнению Хейзинги, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала до той фазы культуры, в которой живет сам. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.
По мнению Хейзинги игра – это прежде всего свободная деятельность. Она не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.
Голландский историк культуры был убежден в том, что игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Хейзинга оперирует широким понятием культуры. Она не сводится к духовной культуре, не исчерпывается ею, тем более не подразумевает преобладающей ориентации на культуру художественную.
Понятное дело, уязвимость концепции Хейзинги не в идеализме как таковом. Правильно подчеркивая символический характер игровой деятельности, Хейзинга обходит главный вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к игре. Откуда же берется «тяга к игре»? Л. Фробениус отвергает истолкование этой тяги как врожденного инстинкта. Человек не только увлекается игрой, но создает также культуру. Другие живые существа таким даром почему-то не наделены.
Пытаясь решить эту проблему, Хейзинга отмечает, что архаическое общество играет так, как играет ребенок, как играют животные. Внутрь игры мало-помалу проникает значение священного акта.
Когда Хейзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что игры занимают важное место среди различных форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из игры в результате эволюции. Не следует понимать концепцию Хейзинги в том смысле, что первоначальная игра преобразовалась в нечто, игрой уже неявляющееся, и только теперь может быть названо культурой.
Культура возникает в форме игры. Вот исходная предпосылка данной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.
Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в современной философии не только Хейзингой. Обратимся к работе известного феноменолога Е.Финка «Основные феномены человеческого бытия». В типологии автора их пять – смерть, труд, господство, любовь и игра. Последний феномен столь же изначален, сколь и остальные. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.
Игра, по мнению Финка, пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Игра есть исключительная возможность человеческого бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут.
Эти утверждения нуждаются в пояснении, поскольку они противоречат привычному жизненному опыту. «Каждый знает игру по своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, цирковые массовые представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых; каждый знает об игровых элементах в сфере труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры».
Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке – это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование, подобное движению человеческого бытия в себе самом. Чем меньше мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями, чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное в себе счастье.
С игрой у Финка связано происхождение культуры, ибо без игры человеческое бытие погрузилось бы в растительное существование. По мнению Финка, человеческую игру сложно разграничить с тем, что в биолого-зоологическом исследовании поведения зовется игрой животных. Поскольку для человека игра объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.
Заключение
Современная философская мысль концентрируется сегодня на поиске национальной, культурной и даже цивилизационной идентичности, которая стала бы отправным пунктом выработки нового общественного сознания в целом и исторического самосознания, в частности. Важный аспект формирования теории культуры – философское осмысление проблемы культурогенеза как её категории.
Изучение культурогенеза требует лояльного сопоставления различных идейно-мировоззренческих, философских, политических точек зрения на культурные явления, происходящие в течение многих веков.
Используя эти теоретические рассуждения, можно сделать вывод, что в обществе постоянно происходит процесс формирования культуры, который влияет на собственно социальные процессы, способствуя их эволюции в сторону, намеченную в сфере культуры. Выстраивается непрерывная «цепочка», которая может быть прервана или разорвана в любом своём звене – по преимуществу социальном или преимущественно культурном. Важно усвоить сам момент перехода социального в культурное и наоборот. В нём и состоит суть социодинамики культуры: каждое социальное явление обладает культурной «проекцией» и, соответственно, каждое культурное явление находит себе опору в социуме.
Следовательно, «социодинамика культуры» является важнейшим условием выявления особенностей культурогенеза. Она позволяет проследить на протяжении многих лет различные формы и фазы культурного и социального развития общества, выявить их особенности в процессе взаимного превращения и взаимоосвещения социального и культурного явлений и выяснить общие закономерности их развития. Итак, выводы.
Сущность, направленность, уровень и темпы развития понятия «культурогенез» детерминированы характером общественного строя. Анализировать его можно с разных точек зрения: под влиянием смены эпох, цивилизаций, орудий труда, информационных технологий и так далее. Независимо от содержания, культурогенез выполняет важнейшую социальную функцию – способствует поступательному развитию общества; он – не только результат развития материальных и духовных ценностей, но и сам процесс их создания.
Культурогенез – это категория теории культуры, закономерный, социально обусловленный процесс, обладающий собственными имманентными особенностями, но развивающийся на одном общем основании, построенном в результате развития нации и её культуры. Он начал складываться тысячелетия тому назад и впитал в себя разнообразие культур многих этносов, связанных общей исторической судьбой, геополитическими интересами, единством территории, традициями межкультурного диалога в ценностно-смысловом культурном пространстве.
Культурогенез характеризуется стабильностью и развивается на основе социодинамики культуры. Это – процесс культуры, характеризующийся определёнными принципами построения и формообразования; это – часть философского понятийного аппарата, выполняющая интегративную функцию, это – категория теории культуры, которая помогает осуществлять исследование о культурогенезе. Наука накопила определённый материал для осмысления проблемы формирования культурогенеза как категории теории культуры.
Подходы к исследованию культурогенеза весьма разнообразны. Они органично вписываются в контекст самой проблемы, сочетающей синтез философии культуры, теории культуры, культурологии, культурной антропологии, истории и других научных знаний.
Культурогенез в своём постоянном движении способствует возникновению и, одновременно, разрушению более или менее устойчивых образований, существование которых обусловлено открытостью, незавершённостью, а также интенсивным информационным обменом с окружающим миром. Существование таких образований помогает культуре постоянно трансформироваться, менять траекторию развития. Обладая своеобразными культурами, народы, населяющие исследуемый регион, несмотря на национальную независимость и государственную самостоятельность, принадлежат к единой цивилизации, подчиняются её законам.
Список используемой литературы
1. Афанасьева, В.К. Гильгамеш и Энкиду / В.К. Афанасьева. – М. : ТЕИС, 1979. – 56с.
. Блистательный Гильгамеш // Древнешумерский и аккадский эпос. – 1999.
. Горюнков, С.В. Введение в мифологическую теорию культурогенеза: проблема предпосылочных оснований / С. В. Горюнков. – М. : Наука, 1983. – С. 230-231
. Гуревич, П.С. Словарь по культурологи / П.С. Гуревич. – 1996 г.
. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2005. – 280 с.
. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М. : Искусство, 1968. – 654с.
. Драч, Г.В. Культурология: краткий тематический словарь // М. – 2001.
. История первобытного общества // Проблемы антропосоцигенеза. – М. : Наука, 1983. – 174с.
. Кассирер, Э. Философия символических форм : В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. – М. : Университетская книга, 2002. – 160 с.
. Любимов, Л. Д. Искусство древнего мира / Л. А. Любимов. – М. : Просвещение, 1971. – 319с.
. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания / В. М. Найдыш. – М. : Гардарики, 2003. – 476с.
. Первобытное общество // Основные проблемы развития. – М. : Наука, 1975. – 206с.
. Першиц, А.Ц. История первобытного общества / А.Ц. Першиц. – М. : Наука, 1974. – 350с.
. Риккерт, Г. Философия истории: Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М. : Дом интеллектуальной книги, 1998 -320с.
. Сапронов, П. А. Культурология: курс лекций по теории и истории куьтуры / П. А. Сапронов. – М. : Союз, 2003. – 560с.
. Соколова М. В. Мировая культура и искусство / М. В. Соколова. – М. : Академия, 2007. – 368с.
. Тавризян, Г.М. две концепции кризиса культуры / Г.М. Тавризян. – М. : Искусство, 1989. – 304с.
. Флиер, А.Я. Культурогенез в истории культуры / А.Я. Флиер. – М. : РИК, 1995. – 258с.
. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 1913. – 256с.
. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. – М. : 1989. С. 568-575.
. Хейзинг, Й. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинг. – М. : Прогресс – Традиция, 1997. – 416 с.
. Штомпель, О. М. Культурология / О. М. Штомпель. – СПб. : Питер, 2010. – 384с.
. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. – М. : Отдельное Издание, 1934г. – 353с.
Электронные ресурсы.
режим доступа:
<http://pro7.kmx.ru/sess2010/kul/07.htm Теория происхождения культуры/> Ф. Гельдерлин – режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2961/ЛИТЕРАТУРА