- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,79 kb
Процессы развития и распространения культуры
Бакинский Государственный Университет
Реферат
Факультет_________ Химия ____________________________________________
Специальность _____ Химия ____________________________________________
Курс__»2»________________________Группа____КК024R_____________________
(И.Ф.О)____ Амирова__Нигяр_М. ______________________________________
Название работы______Процессы_развития_и_распространения_культуры___________
Дата:____01.05.12______________
Баку 2012
План работы
1. Понятие культуры .Культура как фактор социальных изменений .Что дает культура человеку?
2. Развитие культуры.
3.Распространение культуры .Распространение культуры путем миграций. Миграционизм
4.Источники развития и механизмы распространения культуры.
5.Заключение.
Слово “культура” произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова “возделанное человеком”, “облагораживание” стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие “культура” в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.
Каждое новое поколение, чтобы существовать, должно усвоить опыт, которым обладало уходящее. Таким образом, в обществе идет смена поколений и передача культуры от одного поколения к другому. Эти два процесса являются необходимым условием развития общества, но они, сами по себе взятые, не представляют собой развития общества. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к процессу развития общества.
Упор на преемственность в развитии культуры дало основания для трактовки этого развития как совершенно самостоятельного процесса, а выявление аккумуляции в развитии культуры дало возможность трактовать этот процесс как поступательный, восходящий. В результате возникли эволюционистские концепции, в которых развитие культуры рассматривалось независимо от эволюции общества в целом. Центр тяжести в этих концепциях был перенесен с общества на культуру. Такова концепция крупнейшего английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора (Тэйлора) (1832 — 1917) — автора знаменитой в свое время книги «Первобытная культура» (1871; послед. русск. изд.: М., 1989). Он был убежденным поборником эволюционизма. С его точки зрения, любое явление культуры возникло в результате предшествующего развития, появилось в обществе как продукт культурной эволюции.
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни.
Эти способности характеризуются
· уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы,
· совершенствования социальной жизни в интересах общества.
· . в преодолении в нем “грубости и животности”.
Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.
КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Культура – это освоение, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе и обществе, в себе самом; все созданное разумом и руками человека. Культура представлена в продуктах материального и духовного труда, в нормах и ценностях, существующих в обществе.
Культура не существует без человека. Он осваивает ее через ценности, язык, общение, воспитание. Именно приобщение человека к культуре определяет степень его развития. Человек осваивает нормы, обычаи, но в то же время и изменяет культуру.
В культуре существуют различные сферы отношений. Особое место занимают моральные и эстетические аспекты. Мораль определяет человеческие положения «плохо – хорошо», причем для разных народов и в разное время моральные принципы различны. Моральные аспекты общества на протяжении столетий очень изменились (например, институт семьи и брака – сегодня гражданский брак считается нормальным, но этого не было какое-то время назад, а для отдельных народов и сегодня считается аморальным).
Культурные нормы и правила поведения людей тоже складываются на протяжении столетий, передаются от поколения к поколению, но тоже претерпевают определенные изменения. Знание о культуре приобретается путем сложного процесса, который в сущности является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными.
Нормы культуры изменчивы, так как сама культура носит открытый характер и отражает все те изменения, что происходят в обществе, т. е. культура содержит в себе и устойчивые, и изменчивые моменты. Устойчивыми являются традиции – те ценности, обычаи, обряды, которые передаются поколениям. Благодаря им общество продолжает развиваться, уже опираясь на имеющийся человеческий опыт.
Традиции общества нельзя грубо разрушить. Но и не обновляясь культура тоже не может существовать. Единство традиций и обновления – универсальная характеристика любой культуры.
Не всегда все новое становится частью культуры, оно должно стать общественным, получить отзыв в сердцах людей. Хотя признание чего-то нового не обязательно происходит «здесь и сейчас», это может произойти и по истечении столетий. Все новое проверяется временем, оценивается поколениями людей.
Современное общество пронизано новизной, каждый пытается стать создателем нового, войти в историю и культуру.
Развитие культуры – очень противоречивый процесс. Обновление в культуру вносит мода, которая олицетворяет изменчивость, непрерывную смену культурных образцов и норм.
Таким образом, культура (ее обновление) является одним из факторов, благодаря которым происходят социальные изменения в обществе.
Таким образом , не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку
· чувство принадлежности к сообществу,
· воспитывает контроль за своим поведением,
· определяет стиль практической жизни.
Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество. _____________________________________________________________________________________
Развитие культуры
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет сделать вывод, что долгое время человек по своему образу жизни практически не отличался от животных. Древнейшие люди, наши предки, не имели каких-либо сносных построек, одежды, домашних животных, не использовали огня. Источником питания служили плоды растений.Археологические раскопки показывают, что должны были пройти тысячи лет, прежде чем человек научился готовить себе пищу, строить жилища и разводить скот. Нам,ожидающим каждый год серьезных изменений в своей жизни, трудно представить себе эпоху, когда на протяжении жизни многих поколений практически не менялись привычки и образ жизни человека.
Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобретения и открытия, которые стали культурной основой для лавины открытий и изобретений будущего. Несколько сотен тысячелетий понадобилось человеку для изобретения колеса, которое использовалось затем в тысячах других изобретений и открытий. Этот и многие другие при-меры показывают, что в человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время. Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре.
Если попытаться даже поверхностно сравнить культуры, например древних германцев или других народов, населявших в то время территорию Европы, с современными европейскими обществами, то станут очевидными поразительные перемены, происшедшие буквально во всех сферах общественной жизни. Даже оставляя в стороне значительный прогресс материальной культуры и многократное развитие средств распространения культурных образцов,нельзя не увидеть коренных изменений в нормах повседневной жизни, политических нормах, законах и государственном устройстве. В результате полностью преобразовались государственные, религиозные, экономические, образовательные и семейные институты, а также структуры взаимоотношений между членами общества.
Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий, следствием чего было сплочение людей в нацию, привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям: 1)в политической сфере – от простых племенных или деревенских властных систем к сложным системам избирательного права, политическим партиям, представительной и гражданской бюрократии; 2) в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений; 3) в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований; 4) в семейной сфере прекращается распространение родственных и клановых объединений; 5) в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем
Распространение культуры. Один из самых существенных и важных моментов в развитии культуры – распространение культурных образцов. История развития общества показывает, что технический прогресс, открытие новых средств массовой информации сыграли главную роль в деле распространения культурных образцов и ценностей. Действительно,первоначально образцы культуры и ценности обычно не выходили за рамки семьи,рода или племени. Каждое племя использовало свою собственную систему символов,свои обычаи, традиции и систему верований (например, племенных тотемов).Развитие языка и письменности позволило распространять культуру на значительные расстояния, и с этого времени культура начала переходить границы различных обществ, стран, государств. Самым ярким примером такого распространения культуры может служить проникновение идей христианства, которые с помощью”Евангелий” и “Деяний апостолов” охватывали различные общества и государства. Дальнейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций стерли все физические границы для передачи информации и создали условия для глобального распространения любых культурных образцов.
Каковы же последствия распространения культуры? В настоящее время исследователи культуры полагают, что каждый культурный элемент или комплекс начинается с открытий и изобретений, сделанных отдельными индивидами (конечно, с использованием коллективного опыта). После этого вновь созданный образец культуры последовательно распространяется и принимается в малых группах, а в случае его полезности затем с помощью средств массовой коммуникации переходит в более крупные социальные общности. В ходе такого распространения и принятия культурный элемент изменяется, и потому его можно считать продуктом коллективного творчества людей.
Французский исследователь культуры А.Моль разработал универсальную модель, по которой можно определить различные этапы распространения культурных образцов и барьеры, возникающие на пути этого процесса. Модель (см. рис. 3) представляет собой замкнутый цикл, который начинается с индивидуального творчества и заканчивается слиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества (68, с. 94)
В соответствии с моделью А. Моля любое распространение культурных образцов начинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основе своей умственной деятельности,экспериментов, прошлого опыта создает продукт или произведение культуры, по своим качествам пригодный для использования в некоторой социальной группе. При демонстрации нового культурного образца в малой группе происходит его первая оценка. В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается, и это считается первым распространением культурного образца в микросреде. На этом распространение культурной нормы или ценности может закончиться. Очень часто можно наблюдать нормы, которые характерны только для определенной семьи или какого-либо рабочего малого коллектива и не распространяются на большую социальную совокупность.
Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества; во-вторых, он должен быть растиражирован в доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. Но для того чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны в полезности. Это достигается путем поиска аналогичных или близких культурных образцов в банке информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей. При этом выход нового культурного образца на средства массовой коммуникации во многом подвержен случайностям, обусловленным конкуренцией и чисто техническими условиями.
Средства массовой коммуникации доводят новую ценность либо социальную норму до широкой публики, или до макросреды. Однако это не означает, что каждая идея, распространяемая средствами массовой коммуникации, может стать частью массовой культуры. Мы получаем ежедневно огромный объем информации и отбираем из нее лишь незначительную часть для усвоения. Если новая культурная норма или ценность принимается широкой аудиторией, макросредой как необходимая, полезная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры данного общества, она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный образец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется.
Гибкость культуры, ее способность изменяться и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.
Распространение культуры путем миграций. Миграционизм
Слово «культура» проникло в археологию, где получило особое значение. Объекты изучения этой науки принято именовать археологическими памятниками. Они обычно скрыты под землей и археологи занимаются их раскапыванием. Очень часто результат раскопок — выявление группы памятников, объединенных общим временем, общей территорией и общими характерными чертами. Эти группы получили название археологических культур. Эти культуры обычно именуются по месту нахождения (гальштатская, висло-неманская), народу (иберийская) или особо бросающемуся в глаза признаку (культура ямных погребений, культура боевых топоров, культура колоколовидных кубков). За культурами обычно скрываются те или иные демосоциорные общности (генетические демосоциорные конгломераты, ассоциации, союзы и сверхсоюзы).
Выше уже говорилось об иерархической структуре генетических демосоциорных общностей. Такая иерархия обнаруживается и в археологических культурах. Так, например, культуры ладьевидных топоров, одиночных погребений, саксо-тюрингская, висло-неманская и еще несколько других культур Европы второй половины II тысячелетия до н.э. образовывали область шпуровой керамики.
Исследуя культуры, археологи обнаруживали распространение той или иной культуры на территории, на которых раньше ее не было, перемещение культур в пространстве. Наблюдали они и такую смену культуры на одной и той же территории, которая никак не могла быть объяснена эволюцией, т.е. трансформацией более ранней культуры в более позднюю. И естественно иной культуры. В течение всей эпохи доклассового общества миграция была напрашивалось объяснение всего этого миграцией людей — носителей той или обычным явлением, причем мигрировали чаще всего не просто люди, а социоисторические организмы. Ведь социально-исторические организмы этой эпохи были демосоциальными. Он не были неразрывно связаны с территорией, были мобильными, подвижными.
Нередко для археологов миграции заслоняли эволюцию. Возникала тенденция сводить всю историю первобытного общества к одним лишь миграциям, игнорируя развитие. Так возник миграционизм, получивший в археологии определенное распространение и иногда вытеснявший эволюционный подход к истории общества.
ПУТИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Социальная культура – это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия, между людьми.
В культурологии принято выделять следующие источники развития культуры:
1) инновацию как изобретение или выработку новых идей, образов, моделей или принципов действия, политических или социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества;
2) обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохранившийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новой эпохе;
3) заимствования (диффузионизм, распространение культуры). Если традиция – передача культуры из поколения и времени, то заимствования – это ее распространение в социальном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника в другое как принимающее. Среди факторов, влияющих на характер займа культурных ценностей, их степень и эффективность, выделяют:
а) степень интенсивности контакта;
б) условия контакта;
в) состояние и степень дифференциации общества;
4) синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникают культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющие собственное качественное содержание и форму. Распространение ценностей культуры осуществляется через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т. д.). От степени развития и качественных характеристик данной системы во многом зависят уровень духовной жизни общества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации.
Важным механизмом распространения культуры является тиражирование, в ходе которого уникальный образец воспроизводится во многих экземплярах.
Распределение многообразной духовной деятельности членов общества по различным родам и видам делает необходимым обмен элементами культуры, осуществлению которого способствуют духовное общение людей, обмен опытом, достижениями науки. Важны коммуникативное сохранение и передача информации, составляющей достижения культуры. В этой связи используются устные, письменные, аудио-визуальные или электронные типы передач. Разработчик общей теории коммуникаций – социолог и культуролог Г. Мак-луэн. По его концепции именно развитие коммуникативных средств определяет и общий характер культуры, и смену исторических эпох. Безусловно, здесь трудно переоценить важность введения письменности. Во-первых, она служила сохранению прошлого опыта знаний. Во-вторых, возникла возможность принятия новых элементов.____________________________________________________________________________
Процесс развития и распространения культуры является довольно обширной темой как для обсуждений,так и социальных исследований.На земле существует огромное множество различных стран со своими традициями и культурой. Изюминка населения любой страны мира заключается в ее ментальности, поведении и культурных обычаях и традициях. Но часто люди, приехавшие из другой страны, не понимают, как правильно вести себя в незнакомой атмосфере и среди чужих обычаев и традиций. Мир велик! И в синей раме замкнут он семью морями, И на свете разных множество племен, То, что в Дели неприлично, то в Рейкьявике обычно, Из Гаваны не получится Сайгон! Конечно эту тему можно рассматривать бесконечно много,однако в качестве заключения скажу следующее:Необходимо глубоко изучить культуру своего народа,знать и положительные,и отрицательные стороны своей культуры.Наряду с этим необходимо также «правильно» преподносить свою культуру другим народам,уметь распространять и развивать культуру во всех сферах жизненной деятельности.Следует также отметить,что для высоких темпов развития государства в первую очередь важно достижение культуры этого государства самой высшей ступени развития.
Список использованной литературы
1.Лихачев Д. Духовное одичание грозит нашей стране из ближайшего будущего // Известия. 30.05.1991.
2.Киплинг Р. (в переводе В. Бетаки). В эпоху неолита… // Р. Киплинг. Стихи. Париж, 1986
3.Основы социологии. Курс лекций под ред. А. Г. Эфендиева. М.:1993
4.Социологический словарь. Минск, 1991.
5.С.С. Фролов. Социология: учебник.Происхождение, развитие и распространение культуры
6.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
7.Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Т. Парсонса. — М.: 1972.