- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,92 Кб
Профессиональные хореографические коллективы России
Контрольная работа
Профессиональные хореографические коллективы России
Введение
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах.
Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία – танец, хоровод и γράφω – пишу) – искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение – искусство записи танца балетмейстером.
Сценический танец – один из основных видов танца, предполагающий создание хореографического образа на сцене. Максимально развивает образные возможности, присущие всякому танцу, и исполнение его на сцене становится определяющим признаком. Возникновение сценического танца связано с появлением профессионального танцевального искусства.
Развиваясь и видоизменяясь на протяжение веков, сценический танец вместе с тем опирался на народный и бытовой танец претворяя их в сценические образы. Уже в античности возникло разделение танца и пантомимы.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день в России танец является одним из популярных видов творчества. Существует множество профессиональных коллективов танцующих в разных стилях, направлениях. Цель данной работы: выяснить разницу между профессиональным и любительским коллективом и осуществить анализ деятельности профессиональных хореографических коллективов России.
1. Танец и виды танцевального искусства
Танец – форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. (Начни с этого первый параграф)
Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Существует много разных видов танца: спортивный, акробатический, бальный, уличный, и т.д. При изучении данной темы было выявлено, что профессиональные коллективы, чаще исполняют народный, эстрадный и современный танец.
Народный танец – фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом – для зрителя (общества, группы) Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в европейской культуре и истории. Для других культур термины «этнический танец» или «традиционный танец» иногда используются, хотя («традиционный танец») может включать в себя условия церемониального танца. Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере – степенно, величаво. В Центральной части-то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге – задорно, с удалю. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно
Эстрадный танец – вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографической выразительности. Истоки Э. т. – в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских xopax, на народных гуляньях (с середины 19 в.). В начале 20 в. на эстраде появился сценический жанр танцевального лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от которого началась традиция комедийного номера на фольклорной основе (сохраняется и в современном Э. т.). Перед 1-й мировой войной 1914-18 на эстраде были популярны «салонные» и «декадентские» танцы, основанные на модных в то время бальных танцах (танго, кэк-уок и др.), усложнённые элементами акробатических поддержек.
Советская танцевальная эстрада унаследовала опыт дореволюционного искусства, но репертуар требовал обновления. С начала 20-х гг. появились новые разновидности Э. т., в том числе сюжетная танцевальная миниатюра. Эти танцы отличались энергичными ритмами и такой же пластикой. Лучшие номера характеризовались драматургической завершённостью, идейностью, доходчивостью выразительных средств. Ставились спектакли-обозрения с танцевальными сценками, построенными на основе бытовой пластики, решенной эксцентрично. В процессе развития Э. т. оказал значительное влияние на всё советское хореографическое искусство. Современный Э. т. характеризуется созданием больших концертных программ, он многонационален по своему составу и органично входит в культуру народов Советского Союза. Современный танец (Contemporary Dance) – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Современный танец имеет много направлений: джаз – модерн, постмодерн, импровизация и свободный пластический танец. В настоящее время хореографы в своих постановках совмещают несколько стилей одновременно. Свободный пластический танец – новый вид танца рождается на рубеже XIX-XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей – отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов – музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.
. Отличие профессиональных хореографических коллективов от любительских и их характеристика
танцевальный искусство коллектив профессиональный
В нашей стране, как известно, функционируют две образовательные системы подготовки профессиональных кадров в области хореографии. Одну из них (систему искусства) составляют учебные заведения, готовящие кадры для профессиональной хореографии. Это хореографические училища, художественные ВУЗы типа Московской и Санкт-Петербургской Академий хореографии, РАТИ (ГИТИСа), Санкт-Петербургской консерватории. Другую (систему культуры) составляют учебные заведения, призванные готовить кадры руководителей для любительского хореографического творчества. Это колледжи культуры, училища искусств, академии, институты, университеты культуры и искусств и их филиалы.
Перед этими двумя системами стоят принципиально разные цели. Каждая из них готовит своих специалистов. Обе системы работают по разным Учебным планам. У них разные программы, разные методы подготовки профессиональных кадров. Наборы они осуществляют из абитуриентов своего профиля. Их выпускники имеют разные квалификации.
Подавляющее большинство специалистов, связанных с профессиональным образованием (педагоги учебных заведений, министерские служащие, работники соответствующих методических служб), считает, что хореография едина и делить её на «профессиональную» и «самодеятельную» не имеет смысла. На самом деле, речь в данном случае должна идти не о самой хореографии, а в первую очередь о принципиально разном назначении, которое выполняет в обществе, с одной стороны, профессиональная хореография, с другой стороны, самодеятельное хореографическое творчество.
Проблема состоит в том, что подавляющее большинство руководителей любительских хореографических коллективов сегодня не знают, как профессионально работать с непрофессионалами. В учебных заведениях культуры, которые готовили их, они усвоили, что учить профессионально любителей надо так же, как учат, к примеру, будущих артистов в хореографическом училище.
На данный момент в России существуют 3 основные категории профессиональных хореографических коллективов: Ансамбль народного танца России, Труппы Современного танца в России и Шоу-Балет, как правило, третья категория является смешенной из профессиональных исполнителей и любителей танца.
Шоу – балет – это театрально – танцевальное искусство, зародившееся в городской среде в местах проведения массового досуга, в годы после Французской революции, среди представителей среднего и более чем среднего класса населения. В дальнейшем это направление распространилось по всей Европе, США, Канаде и других странах. Представление с участием шоу – балета чаще носят несерьезный характер, однако могут затрагивать актуальные темы в комическом стиле.
Государственные ансамбли народного танца отличаются от других, тем, что государство им оказывает финансовую поддержку. Все участники ансамбля получают заработную плату из бюджета, и репертуар согласовывается с министерством культуры и Правительством РФ.
Профессиональные хореографические коллективы в России.
В данный момент на территории Российской федерации осуществляют свою деятельность много профессиональных хореографических коллективов, занимающих разные статусы, носящих звания и танцующие в различных направлениях. (См. приложения 1)
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева организован в 1937 году. День рождения коллектива – 10 февраля, день первой репетиции в Доме учителя, в Леонтьевском переулке, 4. С 1940 года репетиционная база труппы находится в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Первый концерт состоялся 29 августа 1937 года, в московском театре «Эрмитаж».
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.
Главными художественными принципами развития ансамбля являются преемственность и творческое осмысление традиций и новаторства. За семьдесят шесть лет существования коллектива, благодаря беспрестанным усилиям Игоря Моисеева и его артистов, сохранено и творчески осмыслено фольклорное танцевальное творчество нашей страны и народов всего мира.
Главная задача, которую Игорь Моисеев поставил перед артистами первой труппы, – творческая обработка бытующих в то время образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь, благодаря чему сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Сегодня творческое освоение фольклора происходит во время зарубежных гастролей.
С 1938 года и по сей день ансамбль беспрерывно гастролирует по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945) ансамбль Игоря Моисеева является негласным Российским послом мира.
В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США, что положило начало культурных связей между СССР и США.
В 1989 году сразу после гастролей ансамбля в Израиль между Россией и Израилем были установлены дипломатические отношения.
В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив удостоен звания академического.
К 50-летию со дня образования ансамбль награжден Орденом дружбы народов (1987).
Сегодня Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева продолжает развивать и обогащать творческий метод интерпретации фольклора, пропагандируя его приемы и принципы в своих выступлениях на лучших сценах всего мира.
Моисеев первый обратился к музыке композиторов классиков, таких как: Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Глинка, М. Мусоргский.
Благодаря высокой исполнительской культуре, ансамбль по сути является Театром народного танца. В его репертуаре несколько ярких одноактных спектаклей, поставленных Игорем Моисеевым с привлечением всех средств и приемов мировой хореографической и театральной культуры.
Труппа ансамбля состоит из высокопрофессиональных универсальных танцовщиков-актеров, способных на высоком исполнительском уровне воплотить сложные хореографические задачи, обладающих умением перевоплощения, владеющих искусством танца в образе и национальном характере.
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» – хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 году Надеждой Сергеевной Надеждиной, с июня 2000 года носящий имя его создателя – Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» им. Н.С. Надеждиной.
Тридцать лет Надежда Сергеевна являлась художественным руководителем коллектива и от своих слов не отступалась никогда. Наверно, это тоже в какой-то мере объясняет феномен «Березки», которая очень быстро стала одним из своеобразных и прекрасных символов России. Первоначально коллектив являлся женским (до 1959 года) и первое выступление коллектива с одноимённым танцем состоялось в театре Эрмитаж в 1948 году и имело оглушительный успех. В дальнейшем Н.С. Надеждиной были поставлены такие шедевры русской народной хореографии как: Вальс «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», «Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл хореографических композиций «Времена года» и другие. Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она – родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии
Выступления ансамбля «Берёзка» имели и имеют большой успех в России и в зарубежных странах. Визитной карточкой ансамбля является знаменитая «плывущая» походка, техника которой хранится в секрете.
После ухода из жизни Н.С. Надеждиной (1979) художественным руководителем коллектива стала М.М. Кольцова – народная артистка СССР и Украины, профессор, которая бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивает его и преумножает. Ее постановки: хороводы «Радуга», «Реченька», «Кружевницы», плясовая «Раздольная», народная сцена «Петрушка», танцевально-игровое действо «Московский двор» – продолжение, творческое переосмысление и развитие надеждинского стиля.
«Березка» давала концерты более чем в 80 странах мира: США, Япония, Франция, Южная Корея, Колумбия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Греция, Китай, Италия, Северная Корея, Турция, Швейцария, Бельгия, Хорватия, Сербия, Польша и др.
Наряду с Государственными, в России существуют ансамбли народного танца, труппы и коллективы современного танца. Примеры некоторых из них:
Эксце́нтрик-бале́т Серге́я Смирно́ва – танцевальный коллектив из Екатеринбурга, создан в 1995 году хореографом Сергеем Смирновым. Лауреат международных фестивалей современного танца, трижды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска». Участник культурной программы XXII зимних олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г.
В феврале 2005 года хореографической компании Сергея Смирнова исполнилось 10 лет, а театральная Россия открыла для себя «Эксцентрик-балет» из Екатеринбурга весной 2002 года. Тогда мало кому известные провинциалы со спектаклем «Голос» неожиданно для многих стали лауреатами национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца». В родном Екатеринбурге «эксцентрики» были известны и любимы много раньше как коллектив, проповедующий авторскую хореографию Сергея Смирнова. Они учились побеждать на российских фестивалях современного танца, в 1998 покорили своей эмоциональностью на конкурсе «Утренняя звезда», в 2000 привезли «гран-при» Всероссийского фестиваля «Лиса», а в 2003 стали фаворитами Международного Витебского фестиваля.
Эксцентричность, смещение привычных центров и акцентов для компании Смирнова – не самоцель, а, скорее, способ творческого движения. В 2003 году «эксцентрики» решились на рискованный эксперимент и стали частью большого коллектива Свердловского академического театра музыкальной комедии. Риск обернулся двойным выигрышем: «Эксцентрик-балет» с успехом осваивает территорию нового для себя жанра, а театр увлеченно «впитывает» эстетику contemporary dance.
Почерк Сергея Смирнова – сегодня уже такой узнаваемый в пространстве российского современного танца – по-прежнему вызывает немало споров, особенно у московской критики. О хореографе пишут: «это и не contemporary, и не эстрада» и, кажется, совсем «не в тенденциях европейского танца»… А, между тем, по рейтингу 2006 года, опубликованному в немецком журнале «Danza», «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» оказался в тройке самых ярких европейских данс-коллективов. И, кто знает, возможно, именно уникальная самобытность, неповторимый колорит уральской танцевальной команды привлек внимание и поразил воображение искушенных европейских экспертов? Так или иначе, но Сергей Смирнов осознанно идет в искусстве своей дорогой, путём, направление которого он сверяет не с «модными тенденциями» в искусстве, а с биением собственного сердца.
Профессиональный шоу-балет «Ликк» – История шоу балета Ликк началась на стыке двух веков 20-го и 21-го. Отпраздновав миллениум, было принято решение о создании шоу балета. Первая репетиция шоу-балета прошла 16 февраля 2000 года на базе Московского Государственного Университета Культуры и Искусств, который находится на левом берегу Москвы реки в Московской области. Для нас это был достаточно трудный день. В балет были приглашены лучшие на тот момент студенты Московского университета.
Первое выступление шоу-балета состоялось в мае 2001 году в Москве в Центральном Доме Культуры Железнодорожников. Как всегда в жизни бывает «первый блин комом!» Затем сразу состоялись гастроли в Пензу на 3 концерта и там принимали очень хорошо. В Пензе это был первый шоу-балет из Москвы. Там же был сделан и первый в истории балета рекламный видео ролик.
В октябре 2001 коллектив подписал контракт с одним из фешенебельных отелей Объединенных Арабских Эмиратов. И начались гастроли, длинною в год. Поначалу было тяжело из заснеженной Московской области перебраться в страну, где всегда знойная жара, и на небе отсутствуют облака, всегда теплое «горячее море». Отработав год по контракту, вернулись в любимую Москву.
Анализируя различные источники информации можно сделать вывод, что хореографическое искусство в России на данный момент очень популярно и востребовано. По этому, количество профессиональных коллективов на территории России огромно. Автор считает целесообразным сделать акцент на коллективах города Перми и Пермского края.
Заключение
Анализируя деятельность профессиональных хореографических коллективов в России можно сделать вывод, что танцорами, в зависимости от направления деятельности, используются все вышеперечисленные танцевальные направления. Одним из распространенных направлений хореографии является народный сценический танец, так как это неотъемлемая часть Русской культуры.
В основной части работы дана характеристика профессиональных и любительских хореографических коллективов. Главное отличие между ними – наличие профессиональных хореографов – постановщиков и исполнителей (со специальным образованием «Артист балета») в профессиональных коллективах и наличие профессионального хореографа – постановщика и педагога и исполнителей не профессионалов – в любительском коллективе (Художественная самодеятельность).
При изучении данной темы был проведен анализ деятельности действующих профессиональных хореографических коллективов. В России существует множество Государственных ансамблей песни и танца, основным репертуаром которых является народная тематика, в зависимости от географического местоположения (Адыгея, Башкирия, Киргизия и т.д.). Главное отличие Государственных ансамблей то, что они находятся на полном обеспечении государства.
Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. Но к сожалению, на сегодня, крупные театры страны страдают от нехватки профессиональных артистов. Как считает хореограф Борис Эйфман: «Балет стал непрестижной профессией коммерчески и морально. Социальный статус очень низкий». В настоящее время балет существует с различными модернистскими течениями – в России открыто много балетных трупп разных жанров и направлений. Наиболее популярным стало направления модерн танца и современного танца contemporary dance. Со временем и этот, современный стиль, приобрел своего зрителя. Начало развиваться, уже популярное в Европе, направление «Театр танца».
Шоу – балеты в России продолжают набирать популярность. Ведь это яркое, феерическое и несерьезное шоу, а в каждой шутке есть доля правды. В такой шутливой форме шоу – балет в мире совершил немало революций. И что не менее важно зрителю понятно и просто воспринимать шоу – программы, поэтому данные проекты являются экономически выгодными, из – за этого профессиональные исполнители часто становятся артистами шоу-балета.
Подводя итог о деятельности профессиональных хореографических коллективов в России, стоит заметить, что количество профессиональных коллективов растет, и развивается. Количество студентов – хореографов, хоть и уменьшилось (что связанно с низким заработком при работе по профессии), но они продолжают работать и заражать своей энергией и любовью к танцу других. И именно это говорит о том, что хореография в России будет развиваться.
1.М. Мойжет («Русский журнал», №6,2002)
2.«Пермский Государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского нам 140» под ред. Ада Шмерлинг Пермь, 2012
.Художник в балете: хрестоматия/ сост., краткий биогр. Словарь имен художников, подбор Ю.Г. Гришина; Перм. Гос. Ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2011. – 198 с
.https://ru.wikipedia.org/wiki
.http://pressria.ru/pressclub/20131203/948727963.
.http://www.moiseyev.ru/
.http://www.likki.ru/