- Вид работы: Сочинение
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,06 Кб
Происхождение многобожия
СОЧИНЕНИЕ
По Догматическому богословию
На тему: "Происхождение многобожия"
Многобожие, или язычество, является более низшей формой религии, чем любая монотеистическая религия и тем более христианство. Поэтому противники христианства утверждают, что оно появилось как результат развития религиозного сознания человека. Современные язычники справедливо утверждают, что язычество древнее христианства. Но их этого они делают вывод, что оно лучше него. Христианская Церковь на основании Божественного Откровения и современных научных данных дает ответ атеистам и язычникам о происхождении многобожия.
Согласно Библии первой религией был монотеизм. Это подтверждается данными современной науки. Древнейший памятник религиозной литературы – корпус текстов из пирамиды царя Унаса (середина 3-го тысячелетия до Р. Х.) – "…прямо говорит о едином Творце "видимого и невидимого мира" Ра-Атуме". Индийские Веды не простираются далее 2 тыс. лет до Р.Х. Они говорят о Боге и о богах. "При этом более древние тексты, как считают многие исследователи, ближе к монотеизму, в то время как поздние – к политеизму и пантеизму". Об этом же свидетельствуют и другие религиозные источники иных цивилизаций: ассиро-вавилонской, греческой, римской и др. "За лежащим на поверхности политеизмом исследователи находят очевидные следы более древнего монотеизма".
В Послании к Римлянам ап. Павел "…раскрывает психологический процесс постепенного превращения данной истины боговедения в нечестие и идолопоклонство". Он пишет: "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Рим.1: 21-23). Свт. Феофан Затворник в толковании на эти стихи выделяет четыре ступени отпадения от Бога. Первая ступень – это забвение Бога. Люди перестали "…исповедовать и славить Его беспредельные совершенства и дивные дела и, позабыв Его благодеяния, не питали к нему благодарных чувств и не старались постоянно благоугождать Ему". Вторая ступень – это то, что люди осуетились. Суета – это то, что не представляет истинной ценности. Люди занялись предметами земными, ища в них блага и счастья для себя. Они привязались к земному и поработились ему. Но на этом этапе истина богопознания еще оставалась в сердце человека. "…Временами совесть пробуждается и укоряет человека за забвение Бога, и страх Божий грозит за это наказанием". Третий этап отступления от Бога – это заглушение совести и происходящее от этого омрачение сердца. Совесть "…постепенно заглушается, отходит страх Божий, оживлявший совесть, темнеют истинные понятия о Боге и назначении человека". Четвертая ступень – это оправдание человеком такого положения "…и установление его, как единственной разумной и должной нормы жизни, свойственной человеку. Это – есть верх безумия, но по-ихнему – это есть верх мудрости". Именно такое развращение ума и сердца людей и привело их к идолопоклонству. Отличительной чертой такой ложной мудрости являются самомнение и самонадеянность. "…Она все надеется получить от себя, от свого умения и своих способов. Но, заботясь исключительно о телесном и не имея ни знания, ни силы устранить от человека разные несчастия, она впадает в малодушие, печаль, отчаяние, страх… Сколько самонадеянности, столько, или еще больше, трусости…". В результате люди стали искать помощи не у Бога, а у солнца, Луны, звезд, животных, своих предков и т.д. "Этих грубых, мертвых вещественных истуканов стали почитать не только как символы Божества, а и самим Богом…. Святой Златоуст говорит, что до такой нелепости люди сами не могли дойти без участия злого духа. Он постарался, пользуясь омрачением людей, унизить их до поклонения разным гадам и тем подчинить самым несмысленнейшим тварям. И даже не тварям, а их подобиям: такие боги не требовали ничего, кроме внешнего, обрядового почитания".
Согласно Преданию Церкви, язычество возникло после вавилонского столпотворения сначала в Месопотамии (на территории современного Ирака), а затем в Египте. "Библейская хронология не является догматом Церкви – она служит ориентиром для последовательности событий". Согласно одной из хронологий, Вавилонское столпотворение произошло примерно в 2716 г. до Р. Х, т.е. в первой половине третьего тысячелетия до Р.Х. К 2040 г. до Р.Х., т.е. к концу третьего тысячелетия до Р.Х. – к тому времени, когда Авраам был призван Богом язычество уже распространилось по всей земле.
Первый шаг на пути к идолопоклонству – забвение Бога – был сделан Хамом, средним сыном праведного Ноя. Согласно преданию, Хам был настолько невоздержен в плотском сладострастии, что когда семья Ноя была в ковчеге во время потопа и". когда все боялись грозы Божией и видели смерть пред своими глазами…", он вступил в супружеское соитие со своей женой и зачал своего сына Ханаана. Затем поступок Хама по отношению к Ною показал, что у него не было не только страха Божия, но и благоговения перед своим отцом, которому он был обязан своею жизнью. Священное Писание свидетельствует, что благоговение перед Богом является одним из главных условий почитания Бога, ибо "…Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его" (Еккл. 3:14). Страх же Господень есть начало мудрости (Притч. 1:7;9:10) и "источник жизни" (Притч. 14:27).
Праведный Ной был патриархом для послепотопного человечества. Он имел огромный авторитет и влияние на него и своею праведной жизнью и своим словом наставлял его и учил благочестию. Через 350 лет после потопа он почил (т.е. в 2896 г. до Р. Х.), и послепотопное человечество, распространяясь по земле, стало все больше и больше склоняться к греху. Через 47 лет после смерти Ноя (т.е. в 2849 г. до Р. Х.) семиты спустились из предгорий Арарата в плодородную и обширную равнину Сеннаар, которая находилась в низовьях Тигра и Евфрата. Приходя на новые места, они приступали к строительству городов, оросительных систем и т.д. Они стали заботиться об устроении и улучшении материальной стороны своей жизни. В этом состояла суетность их умствований, о которой говорит ап. Павел, ибо в этих попечениях они стали пренебрегать прославлением Бога и забывать истинные понятия о Нем. "Расходясь все дальше от первоначальной колыбели человечества и тех родоначальников, которые хранили истинную веру в Бога и в связанные с нею истины…", народы стали утрачивать память об общих преданиях и истинное понятие о Боге. Во время перехода симитов в их среде родился Евер (слово "Евер" значит "переходящий"). В этих же годах родился внук Хама по имени Нимрод. Его имя означает "восстанем, возмутимся". В Библии о нем сказано, что он "начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом…" (Быт.10: 8-9). В славянской Библии добавлено, что он был исполином. В Библейском справочнике Г. Геллея говорится, что Нимрод "…был защитником людей от диких зверей, которые в те времена были постоянной угрозой. На ранних вавилонских печатях он изображается борющимся со львом". По преданию, Нимрод был ефиопом и очень гордился своей силой. Он выступил "…дерзким мечтателем, носителем и выразителем убеждения в себе, что в нем, в его талантах и дарованиях, в его преимуществах пред другими открывается и свидетельствуется сила Божия, даруемая ему от Бога; что он…есть вождь людей, призванный и воодушевляемый Богом, ибо никто другой, а Господь руководит им. И не сам он от себя говорит и действует, а говорит и действует чрез него Господь, воодушевляя и вдохновляя его, даруя ему силы и преимущества пред всеми другими". "Сыны человеческие, пораженные очевидными земными преимуществами и достоинствами личности Нимрода, как знаками печати силы Божией в нем, верят ему и следуют за ним…". В силу своих природных дарований он возвысился "…на степень царственного и господственного положения в своем роде, вопреки установившемуся и прежде бывшему истинно теократическому порядку жизни…" и "…сделался первым среди людей царем", т.е. с помощью своей силы и авторитета он стал подчинять себе людей. Это было попущено Богом за то, что люди не хотели подчиняться Богу и Его закону, действующему в совести и стали уклоняться ко всякому греху. "Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар" (Быт.10: 10) . Так Нимрод склонил уже уклонившийся от Бога человеческий род "…к принятию такого миросозерцания, в котором впервые положена основа смешения человеческого с Божественным, и усмотрено чрезвычайное отображение Божества там и в том, где и в чем являлось и действовало одно обыкновенное и естественное…". Нимрод обожествил себя, и люди, прельстившись его земными преимуществами, приняли это. Так было положено начало обожествлению естественного, "…почему-либо необыкновенного поразившего собою мысли и воображение людей, как отображение силы и присутствия Божества и как посредства или свидетельства его приближения к людям".
Усилившиеся потомки Хама, "помня, что Ной предсказал им рабство, и не желая, чтобы исполнилось это пророчество, …сказали: "построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде нежели разсеемся по всей земле", и начали строить". Башню строили 40 лет. За это время Нимрод "…создал башню, великую от основания и превосходящую по высоте горы, в знамение того, что там имеет быть царство царств во веки…". Башня строилась для прославления хамитов и, конечно же, самого Нимрода. Она являлась символом власти хамитов над человеческим родом, поддавшимся влиянию Нимрода и подчинившимся ему. Только праведный Евер с трудом убедил свое племя не подчиняться Нимроду и не участвовать в богопротивном деле. Прот. Иоанн предполагает, что эта башня строилась как "…жертвенник, храм-капище для приближения "на высотах" избранника Божия, вдохновенного Богом царя и вождя, к Небу и Богу". Господь разделил языки людей. "И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город" (Быт. 11: 8). По исчислению прот. Николая, это было в 2716 году до Р. Х.
После смерти Нимрода Ассур, сын Сима, покорил Вавилонию. Будучи притесняем Нимродом, он ушел на север и основал там Ассур, переименованный впоследствии в Ниневию. У Ассура был сын Вил, который царствовал над Ассирией и Вавилонией. После Вила царем стал его сын Нин, который и положил начало идополоклонству. "Этот Нин, жалея и тужа по отце своем, сделал его тесаный образ, или идола, который был во всем подобен отцу его, как лицом, так и величиною тела, и поставил его посреди города на столпе в память отца своего, желая, чтобы народ почитал его и после смерти, и издал следующий закон: "Если кто из виновных и достойных казни притечет к столпу и идолу сему и поклонится ему, тот от вины да будет прощен и да от казни освободится". Люди же, нуждавшиеся в царской милости, стали притекать и поклоняться сему идолу, изображавшему отца его, видя, что это угодно царю.
Народы прочих стран, подражая ассириянам и халдеям, таким же способом начали почитать прежних своих владетелей и славных мужей, поставляя в их память столпы и идолов. Бесы же, видя творимое людьми почитание бездушных идолов, начали вселяться в этих идолов и издавать в них человеческий голос, и говорить на прельщение человеческому роду. Они стали давать ответы приходящим к ним и вопрошающим их о чем-либо, как бы предсказывая будущее. И безумные люди, считая сих идолов живыми, начали почитать их как богов и веровать в них, и жертвы им с поклонением приносить. Так началось и усилилось многобожие и идолопоклонство среди человечества….
В египетских странах и сие к началу идолопоклонства присоединилось: некий славный вельможа именем Сирофанис, плача и рыдая по умершем своем сыне и желая иметь отраду в печали своей, сделал идола, подобного сыну, и поставил его над гробом умершего; взирая на него, он отчасти умерял свою скорбь. Бывшие же под его властью люди, творя угодное господину своему, начали кумир сей почитать жертвами и поклонением.
О сем и святой Златоуст в беседах на послание к Ефесянам вспоминает…
…Сей египетский вельможа Сирофанис, видя творимую его подручными людьми честь изображению его сына, создал в память последнего над гробом умершего храм и приставил к нему жрецов, чтобы они постоянно пребывали, служа в храме том, для чего установил для них и очередь…".
Так возник культ предков – почитание душ умерших родственников, соединенное с верой в их постоянное покровительство. Следующим шагом к идолопоклонству было обоготворение предков. Нимрод был обожествлен и назван Сатурном, а по другим источникам – Меродахом. "Одним из главных древних идолов был Ваал", имя которого, по одной из версий, происходит от имени Вила, сына Ассура. Так люди, как пишет ап. Павел, "…славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…" (Рим.1: 23). Затем люди стали обожествлять живых людей, причисляя их к полубогам.
Но деградация религиозного сознания на этом не остановилась. Другим видом идолопоклонства явился сабеизм – поклонение видимому небу, звездам, Луне, солнцу. Наиболее он был распространен в Месопотамии, потому что там сельское хозяйство там было основано на искусственном орошении, для которого большое значение имеют приливы и отливы, которые зависят от Луны звезды; для путешествий большое значение имели звезды. В Уре – одном из главных городов Месопотамии – был огромный храм, посвященный Луне. Этот вид идолопоклонства и получил название от арабского племени сабеев.
Третьим видом многобожия явился зоотеизм – почитание одушевленной природы. Блаженный Феодорит Кирский пишет, что Бог после потопа разрешил употреблять в пищу животных, птиц и рыб потому, что он предвидел, что люди начнут им поклоняться. "Для сего-то одних животных называет нечистыми, а других – чистыми, чтобы, гнушаясь одними, как нечистыми, не обоготворяли их, а другим не поклонялись, употребляя в пищу". У многих народов до сих пор распространена зоолатрия – культ животных, основанный на вере в их особую связь с миром духов и богов. Появились "…промысловые культы – почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени". Наряду с культом животных появился и культ растений – фитолатрия.
По всей вероятности, следующей ступенью деградации религиозного создания явились анимизм и фетишизм. Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – … вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы и в их вмешательство в повседневную жизнь, в одушевленность процессов в природе и обществе. Фетишизм выражается в обоготворении всевозможных предметов, фетишей. Когда португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они увидели, что местные жители "…поклонялись различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами (от португ. feitiço – "амулет", предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм". Еще более низшей формой язычества является тотемизм – "…система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением". "Слово тотемизм происходит от "от-отем", что на языке североамериканских индейцев оджибве означает "его род"".
Распространено мнение, что одной из первых формой язычества был анимизм. Затем вследствие развития религиозного сознания появились и другие, более возвышенные формы многобожия. Но Священное Писание и современная история свидетельствует о регрессе религиозных верований.
многобожие идолопоклонство бог христианство
Список литературы
Источники:
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета В русском переводе с параллельными местами и приложениями. – М.: Российское библейское общество, 1999. – 1371 с.
2.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. – М.: Российское библейское общество, 1997. – 1658 с.
.Блаженный Феодорит Кирский. Т.1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 440 с. (Серия "Творения святых отцов и учителей Церкви".)
Литература:
4.Гелей Г. Библейский справочник. Пер. с англ. – СПб.: Христианское общество "Библия для всех", 2004. – 884 с., илл.
5.Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. Сост. свящ.Н. Рудинский. – Изд. 2-е, доп. и переработ. – М.: Правило веры, 2002. – 894 с.
6.Иванов И., прот. Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания. – СПб., 2004. – 655 с.
.Келейный летописей святителя Димитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и киевского синопсиса архимандрита Иннокентия Гизеля. – Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 703 с.
8.Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Т.1. – Минск, Харвест, 2005. – 911 с.
9.Ляшевский С., прот. Библия и наука: богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, палеография, антропология, история с элементами других наук. – М., Изд. православного братства во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", 1996. – 288 с.
10.Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.) – М.: Даниловский благовестник. – 1997. – 336 с.
11.Попов Н., прот. Священная история Ветхого Завета. / Репринт. Изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. – 224, III с.
.Слово истины: Начала познания вещей Божественных и человеческих. – М.: Сибирская Благозвонница, 2003. – 1384 с.
.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред.Д.Н. Ушакова. – Электронная версия. – Россия: ООО "БИЗНЕССОФТ", 2004.
.Энциклопедия для детей Аванта+. Т.6. Религии мира. Ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. – изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Аванта+, 2002. – 703 с.