- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,05 Кб
Пропильная резьба в экстерьере русского крестьянского дома XIX-XX веков
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства»
на тему: «Пропильная резьба в экстерьере русского крестьянского дома 19-20 веков»
Выполнила:
Макина Е.А.
Липецк 2015
Оглавление
Введение
Глава 1. Возникновение пропильной резьбы
Глава 2. Пути развития пропильной резьбы
Глава 3. Формы и мотивы пропильной резьбы
.1 Развитие наличника. Классификация
.2 Развитие карниза
.3 Развитие светелки
Глава 4. Художественные особенности пропильной резьбы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Почти целое столетие самой распространенной формой декоративного убранства русского народного деревянного зодчества является пропильная резьба. Она стала сегодня, пожалуй, наиболее излюбленным видом народного архитектурного творчества на селе. Ей присущ ярко выраженный национальный характер, она удержала в себе до наших дней множество исконно русских орнаментальных мотивов и отражает традиционное стремление русского народа к декоративному осмыслению окружающей природы. Она несет на себе печать характерной жизнерадостности, сказочности, эмоциональной наполненности. В ней присутствует то специфическое понимание орнаментальной формы, которое свойственно всему русскому народному искусству.
Целью данной работы является изучение полезной и интересной информации об истоках резьбы, о том, как она развивалась, о том, откуда брались многие мотивы и художественные особенности пропильной резьбы преимущественно в XIX-XX вв.
Основные задачи вытекают соответственно из цели:
ознакомление с историей и истоками возникновения пропильной резьбы в экстерьере русского крестьянского дома;
выявление художественных особенностей пропильной резьбы;
анализ путей развития, форм и мотивов пропильной резьбы;
эстетическая задача, воспитывающаяся через культурные ценности, бережное отношение к общественному достоянию и природе;
Изучаемая проблема находится в сфере развития русского искусства начала ХIX-XX вв., следовательно это и является объектом исследования.
Предмет теоретического исследования – пропильная резьба в экстерьере русского крестьянского дома.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ художественных произведений, стилей, направлений, сравнительный анализ, и т.д.
Актуальность. Несмотря на огромную популярность и широкую распространенность, пропильная резьба как художественное явление на сегодняшний день совершенно не изучена, поскольку не попала в орбиту заинтересованного внимания со стороны исследователей русского народного искусства. Ею в большей мере занимались этнографы. Это является следствием общей недостаточной исследованности русского народного зодчества второй половины ХІХ-ХХ веков, с которым пропильная резьба неразрывно связана. Последнее же произошло в силу ряда причин.
Во-первых, наука о русском народном зодчестве зародилась лишь в последней трети XIX века. И связано это было с тем огромным вниманием к народной жизни и народному искусству, которое возникло в то время среди художественной общественности.
Это было, в свою очередь, отражением нарождающейся в России широкой волны поисков самобытности русского национального искусства, которая закономерно приковала внимание исследователей как к искусству Древней Руси, так и к старому крестьянскому искусству.
Когда же в конце XIX века "ропетовщина" или так называемый "петушиный стиль", распространившийся в основном на городское и пригородное дачное строительство, был подвергнут критике, то последняя распространилась и на народную пропильную резьбу, которая теперь твердо стала считаться продуктом профессионального архитектора. Так, в известной "Истории русского искусства", вышедшей в начале XX века под редакцией И.Э. Грабаря, в деревне усматривались лишь "приемы современного подгородного и дачного русского стиля".
Во-вторых, само творчество народных масс второй половины XIX века расценивалось исследователями того времени как явление глубоко упадочное, ничего общего не имеющее с традиционным крестьянским искусством, ибо было порождением капитализма, "В крестьянстве народное искусство процветает и держится долго и крепко, – писал А.А. Бобринский, – пока живо натуральное хозяйство, но с появлением и распространением фабрик местное искусство начинает быстро разлагаться, заражаясь ее бесхарактерными, пошлыми, шаблонными мотивами и мертвыми фабричными приемами" Поэтому из его монументального труда "Народные русские деревянные изделия" образцы пропильной резьбы оказались декларативно исключенными, хотя она и бытовала в то время уже повсеместно.
Следует, однако, отметить, что в 1920-е годы В.С. Воронов, исходя из критериев чисто «крестьянского искусства», закономерно ограничился в своих исследованиях сугубо традиционными формами домовой резьбы и заканчивал ее рассмотрение серединой XIX века. А.И. Некрасов, хотя и пришел к признанию пропильной резьбы как нового вида декора сельского жилища, был еще далек от подкрепления своего суждения обстоятельным анализом и не вышел за рамки уже установившегося мнения о ней. Близкими были и взгляды А.Б. Бакушинского.
Можно считать, что лишь 1960-1970-е годы стали временем, когда постепенно утверждалась общественно-эстетическая значимость пропильной резьбы и создавались предпосылки для начала осмысления ее в научно-теоретическом плане. В 1957 году М.П. Званцев констатировал, что в «отношении новой формы в архитектурной декорации деревни – выпиловочной резьбы – исследование почти не начато, а между тем она представляет исключительный интерес». В 1962 году Г.К. Вагнер опубликовал статью «Древние мотивы в домовой резьбе Ростова Ярославского», в которой впервые в искусствоведческой литературе была сделана попытка не только доказать глубокую традиционность многих мотивов пропильной резьбы, но и взглянуть на нее как на важный элемент народной культуры.
Пропильная резьба – основная форма декора народного жилища второй половины ХIХ-ХХ веков. Но твердо установившегося определения ее до сих пор нет. Ее называют то "выпиловкой", то "кружевной прорезью", то "ажуром", то "силуэтной" или "сквозной резьбой". При всем различии указанных названий в них вкладывается всегда одинаковый смысл, заключающийся в том, что в основе подобной резьбы лежит пропиливание. Поэтому термин "пропильная резьба" наиболее приемлем. Но анализ декора народного зодчества второй половины XIX-ХХ веков показывает, что пропильная резьбы часто применяется не в "чистом" виде, а совмещенной с другими видами декоративной обработки дерева: топорной теской, плоскорельефной и выемчатой резьбой, точением, насечкой и т.п. Оставаясь главенствующей, пропильная резьба подчиняет себе все остальные формы, придает им черты определенного художественного единства. Поэтому нами данный термин употребляется с определенной долей условленности и в более широком смысле.
Глава 1. Возникновение пропильной резьбы
деревянный зодчество пропильный резьба
Возникновение пропильной резьбы большинство исследователей относило к различным годам пореформенной эпохи, некоторые же ограничивались общей констатацией ее широкого бытования со второй половины XIX века. Во всех этих случаях авторам нельзя отказать в объективности их конкретных наблюдений. Но именно в силу конкретности этих наблюдений по отношению к отдельным локальным районам распространения пропильной резьбы, они не исчерпывают существа вопроса. Пропильная резьба предстает сразу с целым комплексом уже сложившихся характерных ее признаков.
Т.В. Станюкович, специально рассматривавшая вопросы происхождения пропильной резьбы, впервые установила не только близость многих ее мотивов с древнерусскими образцами, но и указала на ее связь со сквозной резьбой Древней Руси. Но за основу близости пропильной резьбы со сквозной брался лишь факт наличия "ажура" в том и другом случае. Поэтому к рассмотрению были привлечены весьма разнохарактерные образцы древнерусской сквозной резьбы, от архитектурной и бытовой, выполненной прорезью или в плоскорельефной манере, до церковной, барельефной по характеру, построенной на сложных пространственных соотношениях узора и фона. Верно наметив общую генетическую связь пропильной резьбы со сквозной, она не коснулась самих истоков пропильной резьбы.
Процесс создания пропильной резьбы не сложен. От руки или с шаблона на доску наносится узор. Затем в нужных местах доски просверливаются отверстия, куда вставляется пила, которой плотник выпиливает орнамент по нанесенному рисунку. Существует несколько способов изготовления пропильной резьбы с помощью различных пил, но в каждом случае неизменными остаются три момента: наличие пиленой доски как исходного материала для резьбы, наличие сверла или коловорота, посредством которых наносятся сквозные отверстия на доске, и наличие пилы, которой производится внутреннее пропильное соединение этих отверстий с целью создания узора. Пилой обрабатываются и внешние края доски. В зависимости от того, что выпиливается, фон или узор, соотношение между ними может меняться. В одном случае узор может быть сквозным и смотреться на фоне доски, в другом, напротив, узор смотрится на сквозном фоне. При определенном построении композиции между фоном и узором устанавливается равновесие, и они становятся равноценным орнаментом.
Само понятие "пропильная резьба", прочно закрепившееся за этим видом декора народного зодчества, убедительно показывает, что в нем, с одной стороны, отражены определенные приемы технического исполнения резьбы с помощью различных пил (лучковой, ножовки, лобзика и т.п.), а с другой, сохраняется определение "резьбы", что указывает на ее неотрывность от традиционных видов художественной обработки дерева. Тем самым понятие "пропильная резьба" отражает определенную историческую обусловленность процесса своего сложения. Следовательно, возникновение пропильной резьбы следует рассматривать в двух аспектах: как со стороны развития и усложнения самой техники резьбы, так и со стороны ее образной эволюции, в основе которой лежит сквозной узор как важнейшее средство художественной выразительности дерева.
Пила, а вместе с нею и пиленый тес сравнительно поздно стали входить в строительную практику русских мастеров – лишь с конца XVII-начала XVIII века, с появлением больших судостроительных верфей, с началом усиленной продажи древесины на экспорт, строительством новой столицы и интенсивным освоением Севера. То, что древнерусские плотники были знакомы с пилой, не вызывает сомнений. По новейшим данным, пилы известны на Руси уже с X-XI веков. Но плотниками они использовались крайне редко. Чаще они употреблялись в столярном деле или в мелких работах по дереву. Это было обусловлено тем, что тесаные доски были более практичны в строительстве, так как меньше поддавались гниению, чем пиленые. К тому же пилы долгое время были очень несовершенны, и пользоваться ими было трудно. Наконец, обилие лесов не ставило вопроса об экономии материала, а трудоемкость изготовления тесаных досок окупалась за счет дешевой рабочей силы.
В 1720-х годах в России насчитывалось уже около тридцати больших лесопильных заведений. Среди них были и очень крупные по тому времени, например, Ижорская пильная мельница в Петербурге. Пильные мельницы ставили на многих реках Севера. В первую очередь они создавались там, где был наибольший спрос на лесоматериалы – вокруг Петербурга, Архангельска, в Олонецкой губернии. С этих лесопильных заведений и началось внедрение в строительную практику пиленых досок, постепенно заменявших собою тесаные. Но первоначально, в первой половине XVIII века, на продажу жителям пиленые доски почти не поступали. В народном зодчестве по-прежнему употреблялся тесаный материал.
Дело существенно меняется только в середине XVIII века. Усиленная промышленная лесоразработка вокруг Петербурга, Архангельска и Москвы привела к уничтожению огромных лесных массивов в этих районах, что заставило правительство серьезно задуматься над проблемой экономии леса. Уже в 1749 году появляется указ, предписывающий заготовлять пиление доски не только для промышленного потребления, но и для жилого строительства с продажей их на рынке.
В первой половине XIX столетия пропильная резьба еще больше стала определять характер декорации крестьянской избы. Отверстия, просверленные коловоротом, теперь более уменьшаются в диаметре, а их расположение на доске уже не ограничивается лишь ее краем, а занимает всю ее поверхность. Они то сбегаются в тесные компактные группы, образующие своим контуром круги или квадрат, то выстраиваются в длинные ряды, наподобие ажурной цепочки. В свою очередь пила, прорезая края досок самым причудливым образом, все глубже уходит в их "тело", в результате чего происходит, наконец, соединение пропила, краев доски со сквозными отверстиями, расположенными на ее поверхности. С этого начинается и осознание возможности их активной взаимосвязи. Резчик, просверливая ряд мелких отверстий и вставляя туда лучковую пилу, соединяет их друг с другом в различном сочетании. Когда сквозные кружки располагаются по кругу, их соединение пропилом образует ажурную розетку. Часто прорезь кружков соединяется под самыми разными углами. Особенно часто так соединяли два или три рядом лежащих кружка. Вариации подобных приемов были самыми неожиданными.
Возникнув во второй половине XVIII столетия в местах интенсивного лесопиления и строительства, пропильная резьба как форма украшения народного жилища широко распространилась и стала очень скоро уже довольно заметным явлением в русской жизни. В начале XIX века к ней проявили живейший интерес многие архитекторы.
Глава 2. Пути развития пропильной резьбы
Развитие пропильной резьбы в Верхнем Поволжье отмечено определенным своеобразием. Во второй половине ХVIII века, в то самое время, когда на Севере и Северо-западе России, а также в некоторых ее центральных районах пропильная резьба получала все большее распространение, в Верхнем Поволжье ее развитие было замедлено появлением здесь барельефной (глухой) резьбы, исполняемой с помощью долота.
Хотя самые ранние избы Поволжья были украшены скромной геометрической резьбой, последняя была уже к середине XIX века вытеснена травным узорочьем. Древний геометрический стиль резьбы, зародившийся еще в архаических пластах крестьянского искусства и имевший некогда повсеместное распространение, постепенно затухал.
К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы иметь довольно полное представление о пропильной резьбе Верхнего Поволжья в первой половине XIX века. Можно лишь отметить, что она имела некоторое распространение. О ее характере можно судить в самых общих чертах по рисункам и литографиям, запечатлевшим виды сельских домов Ярославской, Владимирской и Костромской губерний этого периода, а также по упоминавшимся выше зарисовкам архитекторов. В технике пропильной резьбы уже выполнялись подзоры, причелины, полотенца, карнизы, гребни крыш. Резьба имела преимущественно геометрический характер.
Поначалу процесс создания орнамента начинался с предварительного нанесения круглых сквозных отверстий на поверхность доски. После этого туда вставлялись пила, которой выпиливался узор, имевший сквозной характер. По отношению к оставшемуся фону пропиленный узор занимал незначительное место. Такой прием некоторые исследователи называли «прорезью по фону доски»6. Точнее же узор создается пропилом по фону доски и унаследован по традиции от древнерусской сквозной резьбы, где процесс также начинался с отверстий, куда вместо пилы вставлялся резец. Близкими были и орнаментальные мотивы.
В указанном типе пропильной резьбы фон доски еще долго преобладал над самим узором, сквозные отверстия определяли ход создания орнамента, основой которого по-прежнему оставались геометрические мотивы. Забегая вперед, отметим, что лишь к концу XIХ-началу XX века декоративные доски с подобной резьбой становятся более ажурными, в них достигается равновесие фона и узора. Выпиленная плоскость доски и оставшийся фон начинали смотреться равноценно. В дальнейшем эволюция шла ко все большему удалению фона и вычленению из него орнамента, который постепенно начинал превалировать над фоном. Узорное дерево смотрелось уже на воздушном фоне. С этого времени стали усложняться и мотивы орнамента. Помимо известных геометрических элементов, появляется трилистник, заключенный в сердечкообразную форму. Располагаясь в различном сочетании, друг с другом, подобный узор образует очень живописную композицию. Теперь орнамент свободнее по построению, а резьбе придается эффект ажурного кружева. Но геометрический орнамент по-прежнему составляет основу всего декора.
В середине ХIХ века дома Верхнего Поволжья повсеместно одеваются в пышное травное узорочье с фантастическими образами фараонок, берегинь, сиринов, а также львов и различных птиц.
По-видимому, непосредственные истоки этого вида декора лежат в художественных традициях древнерусской рельефной резьбы, в частности резьбы XVI-ХVII веков. В это время наибольшего развития церковная сквозная резьба достигла как раз в богатых поволжских городах – Ярославле, Ростове, Костроме, Нижнем Новгороде.
Примером может служить декор царских врат Варвары Великомученицы в Ярославле. Резьба эта повторяется также в царских вратах церквей Воскресения на Дебре в Костроме, Рождества Богородицы в Сельце близ Суздаля и в других церквях.
В этой резьбе, по существу, заложены все основные орнаментальные мотивы и композиционные принципы поволжской домовой резьбы. Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки, и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Если вспомнить, что домовая резьба возникла в Поволжье во второй половине XVIII века под непосредственным воздействием искусства барокко и классицизма, то становится ясным, что эти стили как бы вдохнули в традиционные приемы и мотивы новую жизнь, сделали все более значительным и емким, более мощным и полнокровным по звучанию. Крестьянское мировоззрение во многом трансформировало городские заимствования, наделило их особым характером интерпретации.
Что касается изображений в домовой резьбе сказочных существ и реальных животных и птиц то и здесь мы находим для них непосредственные источники. Указанные образы издавна жили в русском народном искусстве, в том числе и в искусстве Поволжья, особенно в народных росписях по дереву. Кроме того эти образы могли быть широко заимствованы и с владимиро-суздальских белокаменных храмов. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838 году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов. Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц и других сказочных существ.
Исследователями глухая резьба Поволжья изучена довольно хорошо. Все они признавали, что ее приемы и мотивы постоянно развивались. Во второй половине XIX века в ней все более возрастает плоскостность рельефа и измельченность орнаментальных форм, сопровождающаяся густым заполнением фона доски. Кроме того, здесь также начинала постепенно входить в употребление все более тонкая и узкая доска, которая диктовала плотнику и меньший рельеф и более дробную разработку декоративных форм.
Резец все чаще становился под прямым углом к фону, вследствие чего узор становился все более графичным. происходит это в 70-80-е годы XIX века.
Дальнейшей ступенью развития этого вида резьбы был переход к чисто пропильной технике, когда весь орнамент создавался с помощью одной пилы. Такая резьба стала распространятся в Поволжье в конце XIX – начале XX века. При этом в орнаменте развивались прежние растительные мотивы, дополняясь новыми. Геометрических элементов почти не встречается, что свидетельствует об устойчивости местных традиций.
Следует отметить, что уже в технике моделированной резьбы наряду с накладной прорезью появился и ажурный узор, смотрящийся на просвет, которым украшали чаще всего подзоры домов и очелья наличников.
Глава 3. Формы и мотивы пропильной резьбы
Развитие пропильной резьбы было тесно связано с развитием самого народного зодчества XIX-ХХ веков, и в первую очередь с развитием его основных архитектурных форм. За этим стояло яркое и самобытное творчество русских плотников, чье декоративное дарование наиболее полно выразилось во внешнем убранстве народного жилища.
.1 Развитие наличника. Классификация
Когда в обиход русских плотников стала входить пропильная резьба, то часть прежних форм наличника была переработана в соответствии с новым видом декора, а часть создана заново. Все бытовавшие с середины XIX века формы наличников, в той или иной степени, воспринявшие прощальную резьбу, можно разделить на две большие группы, одна из которых возникла под непосредственным воздействием архитектурных форм и восприняла их конструктивно декоративные особенности, а другая родилась в сфере народного творчества.
Классификация наличников
Е.Н. Бубнов в своей книге «Русское деревянное зодчество Урала», предлагает следующее деление на группы:тип: наиболее древний, наличник представлен только очельем – доской, прикрывающей осадочный паз между верхним бруском окна (притолокой) и бревном стены.тип: Развитые наличники, охватывающий оконный проем со всех сторон всеми своими частями. Верхняя часть сделана в виде фронтона – целого или раскрепованного.тип: Наличники с развитыми составными элементами, верхняя часть которых завершается четким горизонтальным карнизом с высокой подкорнизной доской – фризом. Фриз – декоративный элемент в виде сплошной горизонтальной полосы или ленты, увенчивающий или обрамляющий ту или иную часть архитектурного сооружения – стены, пола и т.д. Карниз может быть как горизонтальным, так и изогнутым.тип: Более развитый наличник, пышная резьба которого не помещается на фризе и выходит на верх горизонтального карниза, образуя гребешок. Нагруженные резьбой, такие карнизы, как правило, имеют кронштейны-поддержки, простые, чаще изогнутые, декоративные. тип: Самобытные наличники, не связанные с установившейся системой оформления оконного проема.
Так же 5 типов предлагает исследователь А.С. Максяшин («Окон резное украшенье: наличники Урала»). Его деление основано на усложнении элементов декора. И построено следующим образом:
Наиболее простой прием украшения «лишь фронтона» (позднее становится понятным, что фронтоном автор называет верхнюю часть наличника вообще, в то время как фронтон является совершенно конкретной архитектурной формой; налицо крайне некорректное обращение с терминологией).
упрощены элементы декора в технике глухой резьбы. Вертикальные тяги и подоконная доска художественно не оформляются.
упрощенные резные и накладные элементы декора на фронтоне (терминология автора), вертикальных тягах и подоконной доске;
наиболее сложные детали и элементы украшения на фронтоне;
используются многочисленные приемы и виды художественной резьбы;
необычные по форме и содержанию элементы декора.
Такое деление представляется не совсем корректным и, кажется, строится по принципу: простые – не очень простые – сложные – еще более сложные – необычно сложные. Изображения, которые автор приводит, опять же не подписаны соответственно предложенной схеме и не очень аккуратно датированы.
В силу вышеизложенного возникла идея предложить свою классификацию наличников, этому помогла вышедшая недавно замечательная книга А.В. Долгова «Деревянное зодчество Свердловской области», в которой автор «расставил все точки над i», четко и с хронологическими привязками прописав эволюцию наличника в нашем регионе. Теперь, опираясь на нее, можно выстроить четкую типологию и подтвердить ее визуальными рядами, обратив внимание на разнообразие деталей, декоративных форм и художественных тенденций.
Типы наличников на Урале
Первый тип наличника появился на Урале в 50-е – 60-е годы XIX в. Состоит из четырех частей – верхней (лобовой) доски, боковых стоек и подоконной доски. Но части эти довольно просты, с резьбой (как правило, только на верхней доске), или без. Карниз, если есть, то представляет собой чуть выступающую досочку. Детали таких наличников не очень декоративны, но абсолютно функциональны.
Наличники с выраженным прямым карнизом (условно II тип) сформировался в конце 60-х гг. XIX в. Развился в 70-е гг. Этот тип хорошо нам знаком. Подобные наличники имеют многие дома в Свердловской области.
Наличник этого типа характеризуется высокой подкарнизной доской (фризом), на которой расположены разнообразные украшения, и хорошо выраженным карнизом. Узор фриза повторяется и на подоконной доске, и на боковых брусьях, и на ставнях (не всегда). Часто массивный карниз поддерживается кронштейнами, которые могут выполнять и чисто декоративную функцию.
Чаще всего такая конструкция украшена солярными знаками – солнечными дисками, полудисками и знаками земли – чешуйчатыми ромбами и квадратами. Встречаются и другие узоры. Позднее стали добавляться и накладные детали, создающие различные декоративные сюжеты.
Наличники с изогнутыми лобовой доской и упрощенным карнизом (условно III тип). Этот тип сформировался в 80-90-е гг. XIX в. Вместо обычной лобовой доски и прямого, четко выраженного карниза мы видим изогнутые лобовую доску и карниз. Такие наличники могут иметь кронштейны, которые чаще всего выполняют декоративную функцию.
Верхняя часть такого наличника изогнулась вслед за самим окном, изменившим свою форму. Это связано с появлением в городах и деревнях каменных домов. Согласно существующей технологии, свод из кирпича можно было выложить только "в замок", подобно сводам церквей, что и определило форму самого окна. Каменные дома имитировали некоторые элементы деревянных зданий, а деревянные, следуя моде, подражали каменным, в данном случае, позаимствовав новую форму окна. А новое окно изменило и наличник.
Наличники с волютообразным завершением (условно IV тип).
Наличник такого типа так же появился в 80-90-х гг. XIX в. У этого наличника карниз превратился в изогнутую усложненную декоративную деталь. Чаще всего волютообразное завершение имеют наличники с изогнутой лобовой доской, что позволяет предположить, что IV тип развился из III путем дальнейшего усложнения и изменения своей формы.
Наличники с раскрепованным фронтоном и богатым декором (условно V тип). Эти наличники получили распространение начиная в конце 90-х гг. ХIX в. и были популярны фактически до 30-х гг. ХХ в.
Такие наличники характеризуются раскрепованным фронтоном, наличием точеных башенок, пирамидок, других объемных фигур, а так же пропильной резьбой, украшающей карниз.
.2 Развитие карниза
Архитектурной формой, определяющей переход бревенчатого сруба к дощатому фронтону, является карниз, который возник в народном зодчестве с переходом от кровли на самцах к кровле на стропилах, когда выпуски слег на фронтоне стали обшиваться тесом. Сначала они были гладкими и профилированы горизонтальными тягами, но с развитием форм пропильной резьбы, с усложнением декора фасада они также стали претерпевать изменения, становиться все более узорочными.
В конце XIX века на лицевых досках появляются декоративные кронштейны. Они то резные, то точеные, то ажурные, в их основе лежат то голова коня, то растительный завиток, а иногда солнышко с веерообразно распущенными лучами. Профиль их сложен и причудлив.
Между кронштейнами на подкорнизной доске иногда размещались накладные розетки, что напоминало антаблемент с его триглифами и метопами. На лицевой доске между кронштейнами шли орнаментальные вставки в виде прорезных геометрических или растительных мотивов, иногда вазонов.
Наиболее распространенными формами покрытия сруба в Верхнем Поволжье являются двухскатные и трехскатные кровли. Фронтонные доски более раннего времени декорированы преимущественно выпиловкой по краям в виде традиционных полукружков и зубчиков с коловоротными отверстиями в них.
3.3 Развитие светелки
Наряду с развитием вариантов оформления верха кровли народные мастера постоянно искали и способы повысить декоративное звучание тимпана фронтона. Главным его декоративным элементом было окно светелки. Значительной декоративной деталью фронтона при двускатном покрытии кровли были чердачные или слуховые окна. Форма их была очень разнообразной. Вначале чердачное окно представляло собой небольшое окошечко полукруглой формы. С начала XX века большое распространение в Средней России получают чердачные окна в форме пропильных парно расположенных сердечек. Иногда это карточные «пики» или «буби».
Наиболее развитой формой чердачного окна является прямоугольное окошко, обрамленное наличником, убранство которого часто повторяет декор наличника красных окон фасада.
С приспособлением чердачного помещения под летнюю комнату овна на чердаках начинают обрамляться балконом, часто имевшим чисто декоративную функцию. В основном все виды светелок Верхнего Поволжья можно разделить на два типа:
светелки, фронтон которых сильно вынесен вперед и поддерживается колонками;
светелки, фронтон которых колонок не имеет, вследствие чего его выступ вперед незначителен.
Глава 4. Художественные особенности пропильной резьбы
Хотя прощальная резьба рождалась из экономии материала и быстроты исполнения, народные мастера нашли возможность и в этих условиях выработать такие средства художественной выразительности, которые позволили значительно повысить эстетическую ценность внешнего убранства дома.
Наиболее полное раскрытие художественных особенностей пропильной резьбы представляется возможным не только в рассмотрении ее внутренней художественно-композиционной структуры, но и в определении ее роли и места в системе декора народного жилища в целом.
В своих наиболее сложившихся образцах пропильная резьба работает как бы в двух планах: издали она впечатляет общим эффектом белоснежного деревянного кружева, а вблизи – мелким узорочьем орнамента. Восприятие ее протекает в прямой эмоциональной форме и предполагает непосредственный отклик без каких-либо логических опосредований. В этом отношении весь декоративный строй пропильной резьбы пронизан этим чувством, которому подчинены и ее основные художественные особенности.
Пропильная резьба имеет, прежде всего, ярко выраженный принцип "наборности", который лежит в основе как самого орнамента, так и доски, из которой он выпилен. Вся резьба, как правило, составлена из простых элементов узора и отдельных деревянных дощечек, которые будучи сгруппированными на фасаде в определенном порядке и соединенными вместе, составляют цельные композиции, подчас очень сложные по построению.
Отсюда же проистекает и необычайная вариантность этих композиций, для создания которых иногда достаточно небольших перестановок в размещении одних и тех же орнаментальных элементов. Поиск и эксперимент со стороны мастеров создавали все новые вариации и сочетания приемов и мотивов, а природная любознательность и одаренность еще больше разнообразили их. Здесь был заложен принцип монтажности резьбы, близкий приемам мозаики или аппликации. В пределах отдельных композиций часто происходит и совмещение разных видов пропильной резьбы (сквозной, накладной, смешанной) и разных видов орнамента (геометрического, растительного, зооморфно-антропоморфного). Это позволяет мастерам достигать большой насыщенности декора, его разнообразия, а зачастую и подлинного орнаментального богатства. К тому же, кажущаяся элементарность в построении композиций всегда предполагала широту и единство общего художественного замысла. Поэтому в пределах отдельных самостоятельных композиций элементы орнамента, даже, казалось бы, случайно обрывающиеся, всегда имеют прочную взаимосвязь друг с другом, заложенную изначально. Орнамент как бы перетекает с одной дощечки на другую, а линия механической стыковки их, диктуемая размерами доски, исчезает в общем узорочье.
Композиционная цельность резьбы достигается также и за счет ее органической согласованности с архитектурными объемами и конструктивными членениями дома в целом. Причелины, орнаментированные ажурным узором, четко выделяют фронтон кровли, придают ему как архитектурной форме завершенность в пространстве. Пилястры оформляют края фасада, ограничивают его сбоку. В целом, композиционно отделяясь орнаментальными полосами от остального пространственного окружения, декор дома получает определенную замкнутость, сосредотачивая на себе все зрительное внимание. При этом с помощью орнаментальных форм дается и четкое структурное деление внутри этой отграниченной плоскости: подзоры подчеркивают переход от фасада к фронтону, а наличники оформляет стеклянную гладь ритмически размещенных окон. Между всеми членениями фасада достигается пропорциональная согласованность, которая дополняется и слаженностью орнамента, выполненного как бы в одном ключе. Даже в том случае, когда узоры на отдельных частях фасада варьируются, единство впечатления не нарушается, поскольку в основе орнамента лежит тот же композиционный ритм и тот же технический прием.
При всей цельности композиционного размещения орнамента на фасаде отдельные его части никогда не производят впечатления статичности. Это особенно заметно в произведениях последних десятилетий. Важнейшие композиционные построения орнамента всегда потенциально тяготеют к движению, к растеканию по плоскости фасада. Подзоры свисают вниз и зрительно объединяют вместе два важнейших структурных членения фасада – крышу и сруб. Наличники окон в свою очередь получают вверху трехчастную композицию орнамента с вертикальной осью посередине, а иногда и двумя дополнительными вертикалями по бокам в виде древ и луковок. Они устремляют ритмическое движение вверх, к карнизу, и там взаимосвязываются с узорочьем подзоров. Но наличник прорастает и вбок: сверху к нему подвешиваются ушки, посередине появляется росток, который часто превращается в густую поросль растительных завитков, а снизу к боковине стойки прикрепляется тоже подвеска. Все вместе включается в единое движение орнамента, предполагающего постепенное поглощение свободного пространства между наличниками.
Снизу со стоек наличника свисают капельки, а к подоконной доске подвешивается подзорчик – и вновь движение орнамента уводит взгляд вовне, за пределы самой формы, туда, откуда оно будет вновь возвращено вверх, к самому коньку крыши.
Такое свободное варьирование движением орнаментальных форм в пропильной резьбе происходит в первую очередь за счет того, что в ней почти отсутствуют замкнутые композиции. Чаще всего это подзоры, карнизы, фризы, пояса, каемки, бордюры, то есть удлиненные по горизонтали плоскости, орнаментированные узором из отдельных несложных элементов, имеющих бесконечное повторение. Момент движения заключен в самой повторности. Убыстренный ритм этих элементов как бы по инерции выбрасывает таящуюся в них поступательную энергию за пределы самой формы.
Из этого же принципа рождается и активная взаимосвязь орнаментальной композиции фасада в целом с внешним окружением. Декор фасада не только замкнутая в себе система, но и система, раскрытая вовне. Те же ажурные карнизные подзоры и фронтонные доски выводят орнамент из внутреннего состояния во внешнее. Окружение как бы просачивается по этим протокам на фасад, увлекая за собою воздух, который рыхлит резьбу, придает ей легкость. Гребни, взбегающие по кромке кровли, еще более впитывают это окружение и передают его на фасад, являясь своего рода связующим звеном. Даже пилястры, имея всевозможные прорастания, становятся его проводником.
Заключение
Русская народная архитектурная пропильная резьба представляет собою сложное и своеобразное художественное явление в народном зодчестве. Подводя итоги проведенного нами исследования пропильной резьбы, можно сделать следующие выводы:. Рассмотренный материал позволяет заключить, что развитие народной пропильной резьбы носило последовательный характер и прошло три довольно заметных этапа:
. Возникновение ее относится ко второй половине ХVIII века и связано с целым рядом факторов технического прогресса в деревообрабатывающем производстве, и в первую очередь с широким распространением в жилом строительстве продольных пил различных конструкций и употреблением вместо топорных пиленых досок.
Непосредственные стилистические истоки ее лежат в архитектурной сквозной резьбе, в которой органическое развитие нашли почти все важнейшие принципы пропильной резьбы. Но последняя еще не претендовала на этом этапе своего развития на ведущую роль в убранстве домов и постоянно совмещалась с другими способами декоративной обработки дерева.
. Проникновение пропильной резьбы на территорию Верхнего Поволжья относится ко второй половине XIX века. Здесь она сложилась из форм предшествующей ей барельефной домовой резьбы и наследовала ее основные орнаментальные мотивы. Это был этап формирования художественного языка и выразительных средств пропильной резьбы. Постепенно она становилась самостоятельным видом убранства народного жилища.
. Пропильная резьба советского времени – качественно новый и наиболее плодотворный этап ее развития. Идет процесс ее совершенствования, наиболее полного раскрытия ее свойств и особенностей.
II. Украшение жилища – глубоко традиционная черта русского народного зодчества. Но на протяжении веков характер взаимосвязи декора с архитектурой не оставался неизменным. Во многом это было результатом общей эволюции народного жилища. Изучение материала в указанном плане показало следующее:
. Декоративное убранство традиционной крестьянской избы Верхнего Поволжья с самцовой конструкцией покрытия, имевшей широкое распространение вплоть до середины XIX века, было логическим выражением художественно-композиционной системы древнерусского народного жилища. Архитектура дома, рассчитанная на выразительность с любой точки зрения, закономерно определила и объемно-пластическое понимание образа ее декора.
. К середине XIX века, когда самцовая конструкция кровли крестьянской избы стала вытесняться стропильной, декор постепенно принимал все более самодовлеющий характер. Декоративные элементы обнаруживали теперь явное тяготение к воздействию на всю плоскость фасада, не оставляя без внимания ни одной архитектурной формы. На первый план выступила самоценность узора.
. При этом в народной строительной практике шел естественный процесс поиска нового органического единства декора с архитектурой дома. Декор не остался чуждым структуре сооружения. Он подчеркивает основные архитектурные членения здания, вносит в его облик определенную завершенность.
Будучи плоскостной по природе, пропильная резьба определила и плоскостность декора. Она подчиняет себе и остальные элементы убранства и сводит их к художественной согласованности и законченности: узорная обшивка сруба еще более упрощает фасад, белое кружево резьбы становится еще более неразрывным с монохромной окраской обшивки, ажурное просечное железо не только тесно соседствует с формами пропильной резьбы, но и стилистически слитно с нею. А все вместе это взаимосвязывается в единый декоративный ансамбль.
III. Проведенное исследование архитектурной пропильной резьбы Верхнего Поволжья позволило выявить некоторые закономерности ее художественно-стилистического развития и отметить особенности ее эстетической природы:
. Рассмотренные центры архитектурной резьбы (якушевский, аргуновский, суздальский, осеневско-писцовский) отмечены определенным художественным своеобразием, складывавшимся в результате особенностей развития местного края, его культурно-экономических связей и древних традиций.
. Между указанными очагами творчества постоянно шел процесс взаимообогащения архитектурно-декоративным опытом, особенно заметный в cсопредельных районах. Более того, между ними обнаруживается общность художественного развития форм и мотивов пропильной резьбы.
. Поэтизация форм природы, всегда являвшаяся отличительной чертой народного искусства Верхнего Поволжья, достигает и в пропильной резьбе такого мощного выражения, что в ней повсеместно закрепляются растительные мотивы. При этом то импровизационное начало, которое в последние годы все более усиливается в деятельности народных мастеров, проявляется в этом же направлении, придавая многообразию творческих устремлений все большее единство видения мира, и в первую очередь природы, как постоянного источника вдохновения архитектурно-декоративного наследия, пропильная резьба вместе с тем – живая и развивающаяся форма народного художественного творчества. Как показал анализ, она и в перспективе находит широкое применение в народном и профессиональном зодчестве, становясь важнейшим средством повышения художественной выразительности архитектурных сооружений, придания им неповторимости и своеобразия.
. Непреходящее историческое значение пропильной резьбы и ее роль в истории русского народного искусства состоит в том, что она продолжает национальную традицию узорочности в убранстве народного зодчества. Став сегодня самым популярным видом художественной деятельности на селе, она как бы аккумулирует в себе его творческую энергию, становясь показателем непрерывности развития народного искусства и постоянного обновления его содержательной сущности и художественных форм.
Список использованной литературы
1.Бломквист Е.Э. Постройки Мологского уезда / Е.Э. Бломквист – Л., 1926.
.Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия / А.А. Бобринский – М., 1910.
.Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала / Е.Н. Бубнов – М., 1998.
.Вагнер Г.К. Древние мотивы в домовой резьбе Ростова Ярославского / Г.К. Вагнер – советская этнография, 1962.
.Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой / Л.И. Данилова – М., 1986.
.Званцев М.П. Народная резьба / М.П. Званцев, – г. Горький, 1957.
.Колчин Б.А. Новгородские древности / Б.А. Колчин – М., 1971.
.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву / О.В. Круглова. – М., 1986.
.Ополовников А.С. Сокровища русского Севера / А.С. Ополовников – М., 1989.
.Скворцов А.И. Русская народная пропильная резьба / А.И. Скворцов – Л., 1984.
.Станюкович Т.В. Происхождение русской народной пропильной резьбы. – Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. Вып. 10 / Т.В. Станюкович.