Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Психолингвистика как наука. Её связь с классическим языкознанием и отличие от него

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,23 kb

Психолингвистика как наука. Её связь с классическим языкознанием и отличие от него

Психолингвистика как наука. Её связь с классическим языкознанием и отличие от него

Реферат по курсу «Введение в языкознание» студентки 1 курса: Пахомовой Ж.И.

Министерство общего и профессионального образования рф

Мурманский государственный пединститут

Факультет ПиМНО ОЗО

Кафедра РЯЛ и МП

Мурманск

2001

Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представлениях.

Ключевая роль языкознания для многих смежных наук делает выводы языкознания важными  для всего гуманитарного знания в целом.

Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией, уже в 19 веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое направление в науке о языке. В 50-х годах 20 века образовалась новая пограничная с языкознанием наука -психолингвистика.

Психолингвистика – наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы  речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования ближе к психологии. Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое  осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно – иностранному языку; речевое воспитание дошкольников  и вопросы логопедии; клиника центрально – мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например, распознание  людей по особенностям  их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер; информатика).

Термин “психолингвистика” вошел в научный обиход с 1954 года после опубликования  в США коллективной работы  под этим названием ( под редакцией Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока ), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР еще в начале 30-х годов 20 века психолог Лев Семенович Выготский.  В России тогода еще советской, развитие собственно психолингвистики началось с середины  60-х годов 20 века, прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа велась также в институтах других городов страны.

Каждые  2-3 года  проводились всесоюзные симпозиумы по психолингвистике.  Советская психолингвистика опиралась на материалистическую психологию школы  Л.С Выготского ( прежде всего на понятие деятельности ) и на лингвистическое наследие  Л.В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая  Психолингвистику  как одну из дочерних областей разработанной  А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику “теорией речевой деятельности”, употребляя параллельно и термин  “психолингвистика”.

Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку  как носителю языка и стремление интернировать язык как динамичную систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека.

Внутри вышеописанной системы  психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем “классическое” общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним, в чем и состоит главное отличие психолингвистики от классического языкознания.

Список литературы.

«Лингвистический  энциклопедический словарь» Москва-1990г.

Ф.М.Березин, Б.Н.Головин, «Общее языкознание» Москва-1979г.

В.И.Кодухов «Введение в языкознание», Москва-1987г.

Похожие записи

Библия как культурно-исторический памятник

Культурология

Концепция пространства и времени в катренах Чакра Муни

Культурология

Искусство этрусков

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.