- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 948,95 Кб
Псковские храмы
РЕФЕРАТ
Тема реферата: "Псковские храмы"
Оглавление
Введение
Действующие храмы Среднего города
Церковь Николы со Усохи
Церковь Петра и Павла с Буя
Церковь Василия на Горке
Церковь Анастасии Римлянки
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца
Действующие храмы Окольного города
Церковь Покрова и Рождества от Пролома (Покрова в углу)
Церковь Преполовения Пятидесятницы (подворье Спасо-Елеазарова женского монастыря)
Церковь Успения с Полонища (Успения Пресвятой Богородицы с Полонища)
Церковь Иоакима и Анны на Полонище
Церковь Старое Вознесение
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Храм (от старорусского "хоромы", "храмина") – архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов – отправление религиозного культа. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии – бескровного жертвоприношения. Христианский храм также называют "церковью".
Псков наполнен древними церквами. Их беленые стены воспринимает все оттенки природных красок: из утренних туманов храмы выступают плотными угловатыми объемами, которые в вечерних сумерках кажутся невесомыми, а днем – четким контрастным рисунком света и тени останавливают взгляд среди примелькавшихся жилых домов. Всегда необычно это слившееся с природой и временами года, драгоценное наследие псковичей.
Строительство первых храмов, деревянных и каменных, велось по греко-византийским образцам новгородскими мастерами, у которых обучались псковичи. Техника их возведения и архитектурные формы характерны для Русской земли – местный тесаный камень-известняк перемежался с рядами крупного кирпича – плинфы на известковом растворе, смешанном с мелкой керамической крошкой. Кубический объем храма – четверик, был завершен плавными очертаниями сводов, над которыми высился барабан, увенчанным шлемовидной главой с крестом.
Древнейшие соборы Пскова XII – начала XIV столетий: Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре, Иоанно-Предтеченский в Ивановском монастыре и Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре донесли эту архитектуру до нашего времени.
Самостоятельная школа псковского церковного зодчества сложилась к концу XIV века, когда Псков почувствовал свою экономическую свободу, политическую мощь и снискал уважение "старшего брата" Новгорода, а также многих западных врагов. Из псковских летописей известно, что за короткий период на небольшой территории Среднего города, защищенной крепостными стенами, было построено более 38 церквей и основано 27 монастырей, часть из них находилась за городскими стенами. Храмы этого времени не сохранились в первозданном виде, но известно, что некоторые были расписаны фресками, и это положило начало псковскому иконописанию.
Непрерывный труд и архитектурные эксперименты последующих двух столетий принесли псковским мастерам опыт храмостроения и известность за пределами своей земли. В XV столетии они славились как лучшие строители Руси и наряду с итальянскими зодчими были приглашены в Москву для возведения великокняжеских храмов Кремля – Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и позднее – знаменитого храма Василия Блаженного. Торжественные, царские традиции московского белокаменного зодчества и псковской школы, сложившейся в суровых условиях жизни порубежного города, отражены в лучших образцах городских и монастырских храмов.
Псков стремился сохранить свою духовную чистоту, честь и достоинство созданием множества храмов. На иконах XVII века выписан образ города-предстоятеля, всеми своими церквами утверждающего божественное покровительство над псковичами. Каждый псковский храм – это символ совершенства мира и возможности самосовершенствования человека в этом мире. Поэтому так чисты архитектурные формы внутри храмов – мощные стены и столбы поднимаются арками и сводами к центру освещенного барабана.
Естественная неровность поверхности стен, обработанных штукатурной лопаткой, и кремовый, желтоватый или слегка розоватый естественный цвет штукатурки, покрытой известковой побелкой, – великолепно использовались в их натуральном виде. Старая псковская штукатурка была не только наиболее легко исполнимой и дешевой, – одновременно она была и наиболее красивой штукатуркой.
Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец – на апсидах и барабанах, бровки – над оконными проемами, валики и другие.
Фасады храмов строги и скупы на украшения: резной крест над луковичной главой, треугольные скаты кровель, белые стены четверика, прорезанные узкими окнами, священный пояс-оберег из треугольных впадинок – только на барабане и алтарных апсидах, арки киотов, иногда – вкладные каменные кресты в стенах – вот основные черты псковского храма. К его стенам пристраивали маленькие зимние приделы, повторявшие форму главного храма и своими галереями охватившие его.
Устойчивая атмосфера древнерусского средневекового города, поддержанная многими храмами, сохраняется в Пскове до наших дней.
Сейчас в Пскове насчитывается 48 культовых сооружений.
В настоящем реферате мы рассмотрим 12 действующих церквей, расположенные в границах Среднего и Окольного города.
Действующие храмы Среднего города Церковь Николы со Усохи
Кончанский храм древнего Опоцкого конца (т.е. района города). Впервые был построен в 1371 г., в 1536 г., после пожара, был возведен заново. В то время это было второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с XVI века.
Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца.
Притворы – главный, западный, и боковые – северный и южный, – соединялись галереей. Однако переделки XVII – XIX вв. значительно исказили облик храма.
Реставрация 1946 – 1974 гг. (архитекторы – Ю.П. Спегальский, В.А. Лебедева, Б.С. Скобельцын) вернула памятнику древние формы одного из самых значительных памятников псковского церковного зодчества XVI в.
Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как "часовня неугасимой свечи". Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, – и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, – отсюда и название часовни.
псков храм собор зодчество
В интерьере храма – высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. В люнетах голосники – керамические сосуды, вставленные в стены для облегчения кладки и улучшения акустики и создающие особый, светотеневой орнамент. В вышине купола недавно чудесным образом проявились фрески.
По характеру декора: лопатки, "поребрик – бегунец – поребрик", "бровки", валиковые разводы на апсидах, также украшенных "псковским ожерельем", – это подчеркнуто псковский храм, с сознательным отношением к своей исторической традиции, и вместе с тем – он неповторим (часовня, изящная двухпролетная звонничка на северной стене, компоновка форм).
Блистательный образец псковской школы XVI века, храм создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города.
Действующая с 2005 года. Церковь Петра и Павла с Буя
Каменный храм Петра и Павла с Буя был возведен поблизости от разрушенного первого в 1373 году, а в 1540 году он был перестроен. Этот последний и дошел до нашего времени, претерпев, естественно, с той поры переделки и подновления. Стоящая на крутом берегу Псковы кончанская церковь Петра и Павла и в наше время играет заметную роль в архитектурно-композиционном облике этого района. Четыре-пять веков назад четверик ее выглядел значительно выше – культурный слой вокруг него достигает ныне большой толщины. Торжественно, монументально виделся храм и со стороны Крома, и особенно со стороны Запсковья, хотя и не обладал внушительными размерами. Этому способствовало не только удачное расположение его на краю обрыва, у извилистой береговой линии, но и живописный силуэт самого сооружения. Три больших ремонта, чередовавшихся со столетними интервалами (1610, 1713 и 1818 гг.), привели к тому, что храм потерял часть приделов, звонницу в два пролета на южной стене четверика, старую главу и т.д. В последние годы реставраторы частично восстановили храм. Исключительно своеобразной была внутренняя компоновка церкви. Четырехстолпная, с красиво очерченными высокими сводами, опирающимися на соединенные арками столбы. Церковь имела в юго-западном и в северо-западном углах основного объема палатки, служившие небольшими приделами, которые были соединены деревянными хорами. Снаружи к северо-западному углу четверика примыкал еще один придел; четвертый и пятый приделы располагались на обычных местах – у северо-восточного и юго-восточного углов четверика – и соединялись галереями. Причудливость внешнего облика храма определялась также сочетанием разноразмерных главок приделов, обступивших основной купол. Главы основного храма и приделов были покрыты первоначально черепицей, что соответствовало и изразцовой лепте в верхней части барабана, на которой имелась надпись о сооружении церкви. Нынешнее железное покрытие главы с фигурным тиснением, как и ажурный крест, выполнено, видимо, при ремонте в начале XVIII века. Узкие окна барабана имеют в верхней части знакомые бровки, карниз его украшен рядом арочек-кокошников. Боковые фасады церкви с трехчастным вертикальным членением имеют с северной и южной сторон несимметричное завершение прясел: с одной стороны двух-, с другой – трехдужное. Три апсиды, разновысокие, симметрично расположенные, имеют конические покрытия и украшены рядами "вдавленных" треугольников и квадратов, средняя из них – еще и четырьмя дугами валиковых разводов.
В начале XVIII века церковь Петра и Павла стала соборной. Во время подготовки Пскова к возможному нападению на город Карла XII ее посещал приезжавший в город царь Петр I, останавливавшийся неподалеку от этого места – в палатах купца Ямского.
Действующая с 2006 года. Церковь Василия на Горке
Церковь Василия на Горке – единственный сохранившийся до настоящего времени храм архитектуры начала XV века, времени расцвета Псковской вечевой республики.
Храм Василия Великого был поставлен близ стены Среднего города еще в XIV веке; в летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. При нем был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г.
В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок.
Северный придел храма, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был построен позже в 1585-87 гг. XVI века и имел пристройку, не сохранившуюся до наших дней, в виде часовни-усыпальницы, по форме напоминающей часовню храма Николы со Усохи.м веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви), в котором в 2002 году при проведении ремонтно-восстановительных работ была обнаружена "домовинка" – детский гробик с останками 2-х летнего ребенка XVI-XVII вв. в очень красивых башмачках: из кожи, с загнутыми носами, судя по которым он принадлежал к знатному роду.
Наряду с широко развернувшимся строительством одним из значимых событий первой четверти XVI века явилась роспись храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – небольших прямоугольниках на иконе, иллюстрирующих житие Пресвятой Богородицы. Эта икона была встроена в один из верхних ярусов древнего иконостаса (сейчас она находится в Псковском музее-заповеднике). О судьбе других почитаемых икон храма – Казанской Божией Матери, св. Василия Великого, св. Николая Чудотворца с житием (древне византийской иконописи), иконе XVII века Распятии – ничего неизвестно.
В начале XVI века (1533 г.) для храма к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола – 20-ти и 15-ти пудовые по заказу старост города, воеводы и соседей церкви. Место нахождения древних колоколов и тех, которые их заменили в 1920 г. так же неизвестно.
В отличие от XVI века – эпохальной вехи расцвета и приобретений в истории церкви св. Василия Великого, XVII и XIX века являются периодом лишений и лихолетий. С ними пришли попытки к разрушению храма, потеря древней утвари и, наконец, его закрытие. Первоначально храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи, а с 1875 года выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря и является его подворьем до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь пустовала.
Интерьер храма – четырехстолпный, с повышенными подпружными арками.
Великолепны пропорции церкви, чудом не утратили "псковское ожерелье" ("поребрик – бегунок – поребрик"), барабан и апсиды; изумительна "вписанность" храма в пейзаж, – точно он вырос, как творение самой природы, на этом живописном холме.
Действующая с 2003 года.
В 2009 году началась комплексная реставрация храма.
Церковь Анастасии Римлянки
(Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы (в Кузнецах)
Впервые церковь Анастасии в Полонище, на Кузнецкой улице была поставлена в 1488 г; она была "обетной" однодневкой и находилась в центральной части Полонища, недалеко от Трупеховских ворот в стене 1374-1375 гг., недалеко от Торга, доходившего до Трупеховки.
По преданию, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, носивших имя Анастасии.
Настоящая церковь построена в 1539 г. Это крупный памятник псковского зодчества, большая приходская церковь. Она полностью, всеми своими объемами установлена на мощный сводчатый подклетный этаж, т.е. ее можно рассматривать как двухъярусную.
Четверик храма четырехстолпный, трехапсидный, имеет одну главу со световым барабаном на повышенных подпружных арках. Северный придел 1639 г., с юга пристроена ризничная палатка, закрытая галерея, включающая в себя притвор и подходящая к приделам.
Притвор и ярусная колокольня, скатные кровли, – перестройки 1819-1827 гг., с ориентацией на стиль классицизма.
Фасады четверика и придела членятся лопатками, апсиды и завершение барабана декорированы бегунцом и поребриком, проемы барабана – бровками.
Несмотря на все переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство былого интерьера. В XVI в. это была одна из красивейших церквей Пскова.
После передачи епархии началось возрождение былого великолепия храма, стоящего в историческом центре Пскова – и в сегодняшнем его административном центре.
Действующая с 2007 года. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца
Михайловская церковь – кончанский храм Городецкого района (конца), стоит в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову.
Церковь была построена в 1339 году.
Одним из первых, а может быть, и самым первым каменным кончанским храмом был построенный в 1339 году храм Михаила-архангела в Городце. Несмотря на тяжелые невзгоды, выпавшие на долю этого памятника, и неоднократные перестройки, он все же сохранил древние стены, столбы, а судя по некоторым данным, даже своды четверика, древнюю апсиду и основную часть притвора, примыкающего к четверику с западной стороны.
В храме Михаила-архангела псковичи применили ступенчатые своды – конструкцию, изобретенную более 100 лет назад южнорусскими мастерами-каменщиками. При этой конструкции арки, поддерживающие барабан главы, располагаются несколько выше сводов, и благодаря этому глаза оказывается значительно приподнятой над основным объемом здания. Такие ступенчатые своды стали в дальнейшем любимым приемом псковских зодчих. К сожалению, глава и барабан храма целиком перестроены при капитальном ремонте в 1694-1695 годах. К этому же времени относится и пояс из печных изразцов, украшающий барабан. Сильно пострадавшие от переделок приделы Михаило-Архангельской церкви, вероятно, относятся к XV веку.
Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города; к ней стекались все дороги: Великая (ул. Советская), Трупеховка (Октябрьский проспект), Петровская (Новгородская, ныне – К. Маркса), Званница (Леона Поземского) с Запсковья, Изборская (Рижский проспект) – от Завеличья. Рядом был знаменитый псковский Торг.
Церковь доныне сохраняет это значение, хотя претерпела много изменений.
Древний четверик (1339 г.) с одной главой и одной апсидой, четырьмя столпами, приделом, притвором, галереями, папертью, к сожалению, не сохранил позакомарного покрытия.
Храм стал соборным с 1429 г. и особенно обустраивался в конце XVIII века. Двухъярусная надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами тяготела к московским вкусам, а древнейшие формы храма – к новгородско-псковским.
Барабан храма декорирован полихромными печными изразцами, паперть – фреской с изображением Архангела Михаила (выполнена знаменитым современным иконописцем архимандритом Зиноном).
В 20-30-х гг. прошлого века церковь Архангела Михаила являлась кафедральным собором, т.к. Троицкий собор был передан "обновленцам". В 1936 г. храм закрыли, а в 1948 г. здесь проводились реставрационные работы под руководством Ю.П. Спегальского, удалившего некоторые напластования XIX века.
Действующая с 1995 года.
Действующие храмы Окольного города
Церковь Покрова от Торга (Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу)
Выстроена на Новом Торге, на месте сгоревшей в 1590 г. деревянной церкви (1522 г., обетная, по случаю морового поветрия).
Основной четверик храма небольшой, с одной глухой декоративной главой над сомкнутым сводом в бесстолпном интерьере, где сохранились фрагменты живописи 19 в. (изображение псковских святых). Фреска 20 века (работы знаменитого иконописца архимандрита Зинона) – в нише над входом.
Поздний характер архитектуры храма сказывается в возведении колокольни типа "восьмерик на четверике" над главным входом по основной оси храма – вместо традиционной псковской звонницы на одной из стен.
Несмотря на перестройки и утраты, общие, типично псковские скромные пропорции и удачная постановка храма на пересечении важных городских улиц – Псково-Новгородской (К. Маркса) и Большой (Некрасова), позволяют считать храм удачно вписанным в ансамбль старого Пскова.
Местность, где находится эта церковь, была в древности сплошным болотом, из которого вытекала речонка Зрачка. К XV столетию болото, очевидно, было отчасти замощено, так как в 1410 г. в этой местности была уже сооружена Никольская церковь. Через 100 лет, когда, по уничтожении Псковской независимости, торг был переведен на нынешние Губернаторскую и Гоголевскую улицы, вся эта часть города получила название "Нового торга". Вблизи находящихся здесь Петровских ворот в начале XVI века стояла какая-то "мотыльная гридница".
В 1522 г. в Пскове начался великий мор. Первое заболевание появилось как раз на Новом торге, на Петровской, ныне Новгородской улице, а затем зараза охватила весь город. Воевода князь Михайло Васильевич Кислой (Кислица) запер Петровскую улицу с обоих концов, но мор не прекращался. Сам великий князь Василий III плакал, узнав о постигшем псковичей несчастии, и велел, во умилостивление Божьего гнева, поставить из своей государевой казны деревянную церковь у креста, где раньше была мотыльная гридница. Так была сооружена первоначальная церковь Покрова Пресвятой Богородицы от нового торга, поставленная, по причине топкости места, на плотах.
Время построения нынешней каменной церкви неизвестно. Некоторые ее архитектурные детали дозволяют отнести ее не позже как к XVII веку.
Церковь Покрова от Торга была закрыта 5 мая 1936 года. Вначале она передана "Псковторгу" под склад, а в 1939 г. в ней устроены клуб и контора линейно-технического узла.
В 1957г. – разобран южный придел с притвором в связи с расширением улицы К. Маркса.
В 1990-е годы церковь Покрова от Торга была передана Псковской епархии под ныне действующий храм Псковского духовного училища.
Церковь Николы от Торга (Николы Явленного)
Церковь расположена на Новом Торге, что появился в Пскове в 1510 г., после присоединения к Москве. Церковь Николы от Торга известна с XVI века, но позднее она значительно перестраивалась.
Любопытно появление этого храма в ансамбле Пскова: его пятиглавие от XVII века, (знаменующее московские, общерусские веяния), причем малые главы над сомкнутым сводом бесстолпного четверика – декоративны. Нехарактерный для псковской архитектуры многоглавый силуэт соседствует с традиционной псковской звонницей, (достроенной в XVIII в. еще на один ярус). Храм имеет притвор, паперть и ризничную палатку. Прямоугольные апсиды на востоке также выдают позднюю традицию, но вся многообразная асимметричная композиция со звонницей в северо-западной части – типично псковская.
Так архитектура демонстрирует "адаптацию" московских традиций Пскову.
Перестройки храма были связаны с передачей его в свое время единоверческой общине.
Ю.П. Спегальский отмечает прошлое богатство интерьера: "его железные входные двери, хранившиеся до Великой Отечественной войны в Псковском музее, были покрыты медными пластинами с выгравированными на них картинами, изображающими историю трех христиан-мучеников: Анании. Азарии и Мисаила".
Крупный масштаб храма, массивные его формы эффектно оттенялись маленькими луковицами главок и фресковыми украшениями в нишах.
Ныне Никола Явленный – храм псковского Духовного училища. Церковь Покрова и Рождества от Пролома (Покрова в углу)
Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы "Покровского от Угла" или "От Пролома" мужского монастыря – известна с XIV века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на Великую и огромной башне, названных в честь обители также – Покровскими.
Покровский монастырь самым тесным образом был связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581 году. "Повесть о Печерском монастыре" сохранила до нашего времени рассказ старца-кузнеца Дорофея (рассказ старца Дорофея был так же включен в некоторые поздние редакции "Повести о прихождении Стефана Батория на Псков").
Дивное видение старцу Дорофею было запечатлено на многих псковских иконах. Благодаря иконам этого цикла до нашего времени сохранились точнейшие планы средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Изображения на иконах являются уникальными источниками для изучения архитектуры и исторической топографии Пскова.
После снятия осады Пскова благодарные псковичи вместе с воеводой князем И.П. Шуйским соорудили в монастыре рядом с Покровской другую церковь – во имя Рождества Богородицы, которое празднуется 8 сентября, в день отбития штурма. Впоследствии две церкви были соединены в одну, причем вторая церковь стала придельной, а между ними была поставлена классическая псковская звонница.
С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные; – и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое.
Церковь Покрова (и Рождества) – редкий пример храма – исторического памятника. Отреставрирован по проекту знаменитого архитектора и кузнеца В.П. Смирнова, поставившего в память о событиях 1581-1582 гг. и каменный крест на валунном основании.
До революции в церкви Покрова Богородицы находилась чудотворная икона "Образ Богородицы Псково-Покровской", над которой теплилась неугасимая лампада. Икона была покрыта массивной серебряной вызолоченной ризой. На иконе сохранилась надпись, передающая рассказ старца-кузнеца Дорофея и рассказ о события, связанных со штурмом Пскова войсками Стефана Батория. О владениях монастыря сохранилось очень мало сведений.
Чудотворная монастырская икона "Образ Богородицы Псково-Покровской" был вывезен немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время находится в частном собрании в Берхтесгадене (Австрия).
Монастырь был упразднен до 1764 года. По духовным штатам 1764 года церковь была оставлена с окладным жалованием без прихода, а с 1813 года приписана к Никитской церкви, вместе с которой состояла приходской.
Ныне в храме Покрова – историческая экспозиция; церковь Рождества принадлежит казачьей общине Пскова. Церковь Преполовения Пятидесятницы (подворье Спасо-Елеазарова женского монастыря)
Церковь преполовения Пятидесятницы бесстолпный одноапсидный храм. Общая композиция – четверик, трапезная, крыльцо, – вытянута по оси восток, запад. Четверик претерпел значительную реконструкцию в XIX и XX вв. Полностью переделаны перекрытия четверика и апсиды. Каменные своды заменены на деревянные.
Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье изначально принадлежала Спасо-Елизаровскому монастырю. В летописи она упоминается под 1468г. В январе 1468г. приехавший из Новгорода владыка Иона: -". призвал в Пустынский двор посадников Пскова и священство". Клировые ведомости 1707 г. говорят:. устроена от Великопустынского монастыря в 1707г.; в 1766 г. перенесен из Великопустынского монастыря в Рожницкой засаде образ локотной в киоте." По-видимому, подворье Великопустынского монастыря в Пскове на Спасской ул. тогда же и перешло Елизаровскому монастырю. Клировые ведомости за 1916г. отмечают, что церковь каменная, холодная, находится на Спасском подворье в г. Пскове на углу Успенской и Спасской улиц. Ранние очень скудные исторические сведения не датируют ныне существующей церкви, только дают основания предполагать, что в ХV в. на этом месте храм существовал. По архитектурным формам и по литературным источникам существующая церковь датируется ХVII в. В 1822 г. снята часть кровли, сломаны своды. В 1867 г. над папертью храма вместо прежней звонницы на столбах, устроена каменная шатровая колокольня. В 1950 г. церковь приспособили для реставрационной мастерской. С 1960 г. в апсиде размещена кузница, в четверике с пристроенным тамбуром – гараж. Трапезная – административное помещение, в обстроенном крыльце – кладовая. В 1995 г. церковь передана Русской Православной Церкви.
В августе 2009 года освящены и подняты на звонницу новые колокола.
Действующая с 2007 года. Церковь Успения с Полонища (Успения Пресвятой Богородицы с Полонища)
Успенская церковь в Пскове была построена в 1811 году. Ранее в этом месте уже существовала церковь Успения Пресвятой Богородицы женского Успенского монастыря, но в 1784 году обитель упразднили, а чуть позже церковь пришла в негодное состояние. Тогда и приняли решение о строительстве нового храма. Его возведение проводилось на деньги родных декабриста М.А. Назимова – жителя города Пскова. Возведенный храм был построен в стиле провинциального классицизма девятнадцатого столетия. Основной объем здания украшает огромный барабан, увенчанный куполом с фонарем. Все стороны церкви украшают портики, из четырех колонн. Недалеко от храма построили очень высокую и стройную колокольню, которая в своем архитектурном плане гармонирует с самой церковью.
В годы советской власти Успенская церковь была закрыта. Очень долго здание храма пустовало. Только в девяностых годах прошлого столетия святыню возвратили православным верующим.
Единственный в Пскове храм, построенный в стиле классицизм. Это была попытка обновления города современными постройками, но идея не получила распространения.
Действует с 1991 года.
Церковь Иоакима и Анны на Полонище
Храм Иоакима и Анны прямоугольный в плане, имеет притвор с двухпролетной звонницей, пристройку без алтаря с северной стороны, придел с южной стороны и паперть в виде крыльца традиционных псковских форм. Трехапсидный четверик перекрыт коробовыми сводами с повышенными подпружными арками. Западные столбы четверика круглые, восточные округлены со стороны алтаря. Подпружные арки на уровне пят образуют напуск: нижние – на столбы у северной и южной стен, верхние – с обеих сторон угла.
Церковь Иоакима и Анны на Полонище является монастырским храмом. История и время его возведения неизвестны. Якиманский женский монастырь впервые упоминается в грамоте 1308-1312 гг. В грамоте говорится о том, что Яков Голутвинич и брат его Прокопий отдали свою землю, выпасы, рыбные ловли и сенные покосы за рекой Великой в Якиманский монастырь. Время передачи не известно. В 1544 г., по свидетельству 1-й Псковской летописи, монастырь горел во время пожара.
Церковь Иоакима и Анны с Полонища представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII вв. Строгая почти симметричная композиция храма с приделами и звонницей, придают зданию определенное художественное своеобразие.
Церковь Иоакима и Анны в XVII веке подверглась серьезной переделке, во время которой были перестроены ее галереи и притвор. Галереи перекрыли сводами, по обеим сторонам – южной и северной – устроили приделы. В это же время вместо старого сложили новый притвор и на его внешней стене поставили двухпролетную звонницу. К притвору было приделано крыльцо. Большие реставрационные работы были проведены в конце 40-х годов XX века, когда церкви Иоакима и Анны вернули прежний древний барабан и первоначального вида главу, очистили заложенные боковые стены крыльца и заменили четырехскатное покрытие первоначальным – восьмискатным. Церковь Старое Вознесение
Храм Старое Вознесение – центр ансамбля Старо-Вознесенского монастыря известного с XIV века. Это был парадный ансамбль на традиционном месте встречи чудотворных икон, владык, князей – на древней улице Пскова.
Точное время основания монастыря неизвестно. Старый Вознесенский монастырь располагался на Полонище, в южной его части, вблизи внешней стены псковских укреплений на участке между Сокольими и Великими воротами, ближе к последним. Примечательно, что уже в первом упоминании присутствует название "Старое", что говорит о несомненной древности монастыря. В момент возникновения, а также в течение XIV века и части XV века монастырь располагался вне города и посада. С постройкой деревянной стены вокруг Полонища в 1465 году монастырь вошел в городскую территорию.
Во второй половине XV века Старое Вознесение было традиционным местом встречи владык и князей при вступлении их в город. Обычно посадники и бояре выезжали навстречу знатному гостю, а священники и дьяконы встречали его с крестами у Старого Вознесения.
Главная святыня монастыря – Вознесенский собор – был построен в камне в 1530-х гг. на месте предшествовавшего ему собора 1467 года. Собор представляет собой типичный памятник псковской архитектуры XVI столетия.
После революции монастырь был упразднен и разорен. В настоящее время древний собор Вознесения – действующая приходская церковь. От монастырского ансамбля также сохранились: церковь Рождества Богородицы, нижний ярус колокольни, дом настоятельницы и Сестринский корпус.
Храм – одноглавый, трехапсидный с притвором и трехпролетной звонницей, папертью на столпах; в интерьере – четырехстолпный с повышенными подпружными арками. Церковь стоит на сводчатом подклете (под всем храмом, с двумя лестничными спусками вдоль северного и южного фасадов). Декор традиционен: лопатки, бегунец и поребрик в завершении апсид и барабана.
Поставленный на холме, идеально вписанный в ландшафт, храм собирает воедино пирамидальные очертания, – от апсид и скатов галерей, до ритмов покрытия и формы конусообразной, вытянутой главы, – и действительно "возносится" к небу. Изящество и живописность церкви подчеркивают ее градостроительное значение.
Реставрация в 1960-1969 годах по проекту архитектора В.А. Лебедевой.
Разнородно использование храмов Вознесенского монастыря в нынешнее время: церковь Новое Вознесение – это планетарий, Старое Вознесение – действующая приходская церковь.
Заключение
В настоящее время в Пскове существует 48 культовых построек. Из них: 2 церкви – XII века, 3 церкви – XIV века, 9 церквей – XV века, 17 церквей – XVI века, 7 церквей – XVII века, 2 церкви – XVIII века, 2 церкви – XIX века, 1 церковь – XX века, 1 церковь – XXI века.
Также 2 костела – 1 действующий, 1 бывший; 1 бывшая лютеранская кирха; 1 бывшая старообрядческая церковь.
зданий находится в сильно руинированном состоянии.
здание исчезло с лица земли (в том числе 1 синагога, 1 лютеранская кирха, 1 старообрядческая церковь). Из числа исчезнувших о 51 здании известно место, где они стояли, о 20 известно только примерное местонахождение.
Таким образом, за период с XII по XXI век в Пскове было построено 132 церкви (включая 2 костела, 2 лютеранских кирхи, 1 синагогу, 2 старообрядческих церкви). Многие из них по несколько раз перестраивались.
Самая замечательная часть архитектурного наследия Пскова – сохранившиеся древние церкви, побеленные, одноглавые, с характерными звонницами (иногда отдельно стоящими, иногда построенными на скате храма) и крыльцами. Эти черты резко отличают их от других памятников русской архитектуры того времени, что дает возможность говорить о псковском архитектурном стиле. В городе есть церкви XII-XV веков – в большей части России все здания этого времени были разрушены монголами и междоусобными войнами. Многие церкви Пскова относились к ныне разрушенным или упраздненным монастырям.
Древнейшие храмы Пскова почти целиком погибли, и наши сведения о них базируются на свидетельствах письменных источников, результатах археологических раскопок и архитектурных реконструкциях. Зато памятников зодчества XV – XVI веков много, и, что очень важно, они дошли до наших дней в почти неискаженном виде. По сохранившимся сооружениям XV века можно судить о жизненной силе архитектурных традиций, родившихся столетием раньше. Архитектура церквей этого времени дает разнообразные сведения об эпохе расцвета псковского градостроительства. Именно к этому периоду относятся храмы, рассмотренные в данном реферате.
Классические памятники псковской архитектуры занимают самостоятельное место в истории средневекового русского зодчества. Архитектурный облик любой постройки старого Пскова проникнут особым интимным настроением. Псковские мастера умели строить прочно и одновременно красиво и несложно. Традиционная архитектурная схема, раз и навсегда установленная каноном, не мешала им разнообразить устоявшиеся формы чисто псковскими художественными деталями. Строители средневекового Пскова находили оригинальные решения для каждого вновь возводимого храма. Древние церкви Пскова лишены официальной представительности новгородской архитектуры, внешний эффект уступает здесь место более земному толкованию архитектурных образов.
Своеобразие силуэта псковского храма особенно усиливают сквозные, различные по постановке, формам и величине звонницы. Судя по иконным панорамам старого Пскова, они были почти обязательной принадлежностью каждого храма в XVI – XVII веках, а появились не позднее XIV века. Они ведут свое происхождение от простых деревянных звонниц в виде столбов с перекладинами для небольших колоколов. При этом зодчие делали столбы звонницы различной толщины в зависимости от величины и веса колоколов, что обнаруживает трезвый реалистический ум строителей и усиливает разнообразие и живость силуэта сооружения. Характерно также, что звонница никогда не строилась практичными псковичами как специальная постройка: она обычно органически вырастает над стеной храма, над крыльцом паперти, над гладким и простым фасадом какой-либо хозяйственной пристройки к церкви.
Лучшие традиции псковского зодчества жили на протяжении всего XVI века, когда, несмотря на постоянные столкновения с врагами города и полную утрату республиканской самостоятельности в 1510 году, в Пскове продолжают строить культовые здания. Зодчие Пскова вплоть до XVII века строго соблюдают основные принципы местной архитектурной школы и используют проверенные временем псковские строительные навыки, работая вдалеке от родного города.
Список использованных источников и литературы
1. Псковские летописи. Выпуск I. Академия наук СССР. Москва-Ленинград. 1941
2. Лабутина И.К. Псков через века: памятники Пскова сегодня. СПб, 1994.
. Шулакова Т.В. Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества. Псков: Изд-во Псков – Инфопресс, 2007
. Электронные ресурсы
. Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова. [Электронный ресурс] #”813102.files/image001.jpg”>
Церковь Николы со Усохи
Церковь Петра и Павла с Буя
Церковь Василия на Горке
Церковь Анастасии Римлянки
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов
Церковь Покрова от Торга
Церковь Николы от Торга
Церковь Покрова и Рождества от Пролома
Церковь Преполовения Пятидесятницы
Церковь Успения с Полонища
Церковь Иоакима и Анны с Полонища
Церковь Старое Вознесение