- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 42,54 kb
Пышность и комфорт в дизайне стран Северной Европы
ПЫШНОСТЬ И КОМФОРТ В ДИЗАЙНЕ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
В силу географических и исторических особенностей Швеция и Дания до середины 19в., а Норвегия, Финляндия и Исландия до конца 19в. были преимущественно крестьянскими странами. Это и обусловило на протяжении веков в Скандинавских странах высокое развитие крестьянской культуры. Традиции дизайна уходят в древнюю крестьянскую культуру.
Прикладное искусство играло большую роль в быту скандинавов. Крестьянская бытовая культура за многие столетия соответственного уклада быта приобрела своеобразный узнаваемый эстетический стиль, форма которого продиктована требованиями эргономики и удобства эксплуатации. Предметы быта нашли своё достойное место в интерьере и свою лаконичную форму вследствие эксплуатации в течение столетий.
Но для того чтобы понять скандинавские традиции, стиль и дизайн необходимо приоткрыть занавес времени заглянуть в Скандинавию и Финляндию конца XIX века, посмотреть на быт и комфорт скандинавов, сопоставить с менталитетом современной скандинавской пары. К примеру, заглянем в 1880г., который является точкой отсчета скандинавского дизайна, и проследим за его эволюцией до наших дней.
«Место женщины – в доме и её платье состязается с со временной меблировкой. Она похожа на павлина в своём платье с тюрнюром, в котором вся ширина юбки собирается в задней части. Жесткий корсет завершает «крепкий», «дородный» покров так, как это должно быть. Представительный мужчина в цилиндре гуляет по городу, и его накрахмаленный белый воротничок свидетельствует о том, что физическая работа ему незнакома.
Хозяйка дома придавала своему салону особое очарование. Спальные пружины в сиденье стульев, мягкие спинки и более пышная праздничная бахрома и кисти, чем когда-либо! По последней моде плюшевая мебель располагается на полу свободно, а не выстраивается вдоль стен, как раньше. Темное пианино расположенное наискось в углу, свидетельствует о культурном уровне хозяев. Оформленные как можно интереснее уголки и искусные украшения радуют глаз. Пальмы на подставках и бесчисленные безделушки, сувениры и трогательные статуэтки заполняют каждое свободное место и могут дать повод для приятной легкой беседы даже самому неловкому гостю. Шедевры современной техники-фотографии оставляют навечно незабываемые моменты, такие, как крещение ребенка или свадьба, сохраняя молодыми любимые лица. Лампочки раскаляются, и сияющий ореол хрустальных люстр отражается в их изящных подвесках!»1 [Папаскири Т.В. Искусство и дизайн стран северной Европы. М.- 2001 – C.12]
Индустриализм дает среднему сословию деньги и дешевые копии стильной мебели ранних «романтических» эпох. В эти 1888-1900 гг. наиболее молодыми считаются рококо и высокий ренессанс. Комнаты меблируются в этом духе, как для узкого круга, так и по более торжественным поводам.
«В будни красивые салоны запираются. Топливо дорогое, да и мебель не должна изнашиваться попусту. Семья собирается при хорошем освещении под лампой в столовой. Мать вышивает, отец читает вслух. Это выглядит так, будто они будут сидеть здесь всегда. Тяжёлые гардины препятствуют проникновению изменчивого внешнего мира в виде солнечного света.
В 1905-1910гг. наша пара одета для приятной воскресной прогулки. Шляпа обязательна для обоих, ее шляпа становится все больше и больше. Зонтик оберегает от солнца аристократическую бледность лица. Платье стало более удобным, «хвосты» и корсеты исчезли, так как в 1890 году в моду вошёл велосипедный спорт.»2 [там же – С.16]
Новое столетие только началось, и молодые деятели прикладного искусства полны решимости избавиться от старого с его безвкусными, наштампованными в громадных количествах копиями. Они поворачиваются к промышленности спиной и дают волю фантазии, независимой от старых традиций. Возникает совершенно новый стиль, гибкие линии которого похожи на живые растения; который оптимистически именуется «новым искусством» во Франции и «молодёжным» в Германии. Этот стиль основывается на уважении к хорошему произведению прикладного искусства и влечет за собой возникновение новых институтов таких, как художественно-промышленные музеи, художественно-ремесленные школы и т.д., ярмарки, выставки.
В Стокгольме национальные идеи, как и во всей Скандинавии издавна пестовались, и в 1873 г. был открыт этнологический музей (Норвежский музей) с целью сохранения крестьянской культуры, а в 1891 г. в Стокгольме открыт музей «Скансен» на открытом воздухе, включающий коллекцию быта, интерьеры крестьянских домов.
Уже в 1930-е годы происходят стремительные изменения в жизни. Дамский костюм допускает открытые ноги. Первая мировая война повлекла за собой интенсификацию профессиональной деятельности для женщин, а, следовательно, и необходимость более практично одеваться. Шляпа уменьшилась в размерах, но зато приобрела соблазнительную вуаль, дающую «загадочный взгляд». Практичная мужская одежда, спортивного покроя, сохранила свою актуальность вплоть до наших дней. И всё это влияло также на изменения в интерьере, на стиль жизни вообще.
Зарождается и наступает функционализм.
«Дом имеет жилой вид только тогда, когда внутрь его проникают потоки солнца и воздуха, а пол и стены безупречно чисты», – говорит швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье, великий идеолог функционализма, родоначальник и поборник высотного строительства.
«Возможно, плохое человеческое жилище является причиной нищеты и войн. Первая Мировая война поставила точку на старом обществе. Теперь необходимо строить новое общество без классовых различий и утомительной погони за положением. В новых высотных кварталах и вертикальных поселках сельского типа люди будут помогать друг другу и сообща пользоваться такими благами, как прачечная, детский сад, огород. Дом, мебель и предметы домашнего обихода должны отвечать практическим потребностям людей. Стиль, функциональная форма сама по себе достаточно красива!»3 [Папаскири Т.В. Искусство и дизайн стран северной Европы. М.- 2001 – С.17]
Квартиры уменьшаются в размерах, но стены-окна в комнатах выходят к солнцу и на веранды. Помещение выглядит так, как будто его очистил шторм: завернул гардины, смел с подоконников статуэтки, сорвал со стен картины. Всё окрашено в светлые тона, свежо и помыто с мылом. Цветущие растения в горшках заменяются кактусом; серебряная утварь -столовыми приборами и кухонной посудой из стали. Все, что требовало лишнего ухода и чистки, что искривляло пальцы и сокращало свободное время, ушло в прошлое. И, наконец, все вздыхают свободно в домашнем кресле.
В 1920-1930-е годы начинается основа функционализма в Европе, истоки которых лежат в Баухаузе.
Стул, созданный Мис ван дер Роэ, одним из приверженцев и основателей функционализма, который выдвинул идею использования стальных трубок при изготовлении мебели. Стул, изготовленный по эскизу Корбюзье, типа шезлонга, в котором позиция сидения могла легко регулироваться путём перемещения нижней части стула, и эти идеи повлияли на скандинавских дизайнеров. Эскиз стула Бруно Матссона, известного шведского дизайнера, является его первым стулом, изготовленным в 1934 году из гнутого бука. Спинка и сидение – в форме плетёной подпруги седла. Такие дизайнеры мебели, как Арне Якобсен, Алвар Аалто, Юрьё Куккапуро, Коре Клинт, Илмари Тапиовара, Симо Хейккиля, Юрьё Вихерхей-мо, Ханс Вегнер, Руд Тюгесен, Джони Сёренсен и многие другие, создавали шедевры в конструкции сидений, учитывая при этом изгибы человеческого тела и другие антропометрические параметры, выдвигая при этом самые невероятные конструктивные идеи.
Паулсон – шведский историк сделал вклад в историю дизайна до 1917 года, интересовался проблемой реализации дизайна в промышленности. Его книга «Больше красивых вещей для каждодневного использования» была опубликована 1919 году.
«В этих отдаленных странах мощное движение искусства силой прокладывает себе дорогу в общем развитии искусства Европы и, … несомненно, вскоре потребует большого общественного внимания» («Студио», Лондон, 1901). В высказанных словах критического обзора, посвященного выставке декоративного искусства «Экспозисьон универсаль» в Париже 1900г была выражена уверенность в большом будущем скандинавского дизайна.
Парижская выставка 1900 года также ознаменовала собой важное общественное признание нового органичного стиля Скандинавии, связанного с развитием «нового искусства» и оказавшего большое влияние на европейское искусство. Одновременно с этим наблюдалась приверженность скандинавских стран неоклассицизму; таким образом, параллельное существование двух стилей было весьма любопытным.
Итак, скандинавское «новое искусство» отличается чёткой ясностью, упорядоченностью и сдержанностью, в то время как неоклассический стиль (расцвет которого приходится на 20-е годы) был мягче, лиричнее и задушевнее чем стиль предыдущего столетия.
Дизайн скандинавских стран и Финляндии изначально стал отличаться от пышного европейского, который корнями уходил в культуру Римской империи, с излишествами барокко и ренессанса.
Первая выставка «Дизайн в Скандинавии» состоялась в 1954 году. Она обошла многие американские и канадские музеи, что означало международный успех скандинавского дизайна. Устройство выставки взяли на себя крупнейшие предприятия Скандинавии, Финляндии, короли Норвегии, Швеции, руководители организаций ремесел и дизайна в каждой из стран.
«После второй мировой войны мир был открыт заново. Тюки с товарами, которых так давно не хватало, хлынули через границу и с нетерпением вскрывались: апельсины и бананы, американская одежда и кока-кола, тиковая мебель. «После долгих лет «с капустой и сосной» вновь возвращается прежнее изобилие иностранных товаров, и Америка опять – «благословенная страна».
В провинциях появляются первые города-спутники, застроенные почти небоскрёбами. Свои жилища оборудуют практично и уютно, не слишком ломая голову над этим. Некоторые выделяются лишь, в крайнем случае, предпочитая быть такими же, как все. Даже герой маскируется в серый костюм.
Изящная, гладкая тиковая мебель округлых форм! Ее легко передвигать, легко чистить пылесосом.
Стулья с каркасом из стальных трубок изгоняются на кухни. Они успешно соперничают с холодными тонами бледно-голубых стен, серым линолеумом и светом плафона на потолке. Теперь же сюда надо добавить и хозяйку дома! Мать всегда дома, она моет и присматривает за детьми, штопает чулки, стряпает и вяжет одинаковые свитеры для всей семьи. Всё сверкает чистотой, норвежцы слушают по радио репортаж о лыжных гонках и едят свежеподжаренные вафли за столом, покрытом клеёнкой.»4 [там же – С.18]
Архитекторы интересуются не только тем, как построить дом, но и тем, как обставить его, а следовательно, и проектированием мебели.
У скандинавских мебельных дизайнеров идеи функционализма находят гармоническое выражение. Скандинавский дизайн становится образцом качества для непретенциозных стульев с удобными сиденьями, стул обязан своей комфортабельностью формам спинки и сиденья, а не мягким подушкам. К удовольствию изготовителей новая мебель может демонтироваться и укладываться в плоские свертки.
«Лампа, стул, колесо не являются датскими изобретениями, но датские дизайнеры, по-своему интерпретируя назначение этих важных изделий, разработали конструкцию, которая настолько неожиданно выявляет их назначение, что эта конструкция считается уже "классической" – это лампа Пауля Хеннингсена, колесо Йоргена Расмуссена, стул Ханса Вегнера и в этот перечень можно добавить десятки дизайнеров датских, шведских, норвежских, финских, исландских с их разработками: Луис Спарре, Элиел Сааринен, Коре Клинт, Арне Якобсен, Юрьё Куккапуро, Симо Хейккиля и многие другие.»5 [Журнал «Идеи вашего дома» №10. Папаскири Т.В., Кириленко И.В. Скандинавский дизайн мебели. Истоки и современность. – С.31]
Появление колготок укрепило позиции мини-юбок. Одежда шьётся в основном из синтетических тканей, а дамский грим напоминает кукольный. «Биттлз» превращают волосы в буйную растительность. «Надутые» куртки-поплавки являются повседневным земным вариантом спасательного костюма астронавтов.
Благосостояние процветает и наделяет своими благами все сословия общества. Люди верят в прогресс и опьянены перспективами будущего. Все новое прекрасно: новые формы, материалы и даже люди. В первую очередь молодые являются примерами для старших, а не наоборот. Молодёжная культура развивается и развивает все хорошее и плохое, что ей сопутствует все это начиналось невинно – с мини-юбок и успеха «Битлз».
Производители мебели радуются новым возможностям в области материалов и появлению новых технологий формовки, и все бросаются в низкие и легкие стулья и кресла, изготовленные цельно штамповкой. Яркие сочные краски смешиваются в пластике и придают помещениям ощущение свежести и обилие воздуха. В повседневных элементах интерьера возрастает популярность гардин с крупным рисунком в стиле «Маримекко» (финской фирмы по производству текстиля).
Армии Ратиа (1912-1979), основавшая в 1951 году семейное предприятие «Маримекко», нарушила традиционные понятия о цветовых сочетаниях и о «хорошем вкусе». Молодые, лишенные предрассудков художницы-прикладницы Майя Исола (1927). Вуокко Эсколин-Нурмесниеме (1930) и другие превратили «Маримекко» в именитую фирму, разрабатывая красочные и четкие линии, тканей в изделиях одежды, что принесло мировую известность «Маримекко».
В весенней коллекции 2004 года «Маримекко» по-прежнему узнаётся по характерным полосам, хотя художники за прошедшие годы сменились.
Все большее количество технических вспомогательных средств находит применение на всё уменьшающиеся кухни. Пластмассовые миски, ложки и ушаты становятся той красочной утварью, которая придает домашней работе праздничный характер. Телевидение и реактивные самолёты уменьшают весь мир в размерах. Технический прогресс быстро распространяется по нарастающей и увенчивается посадкой на лунную поверхность в 1969 году. Старый, добрый земной шар предстает как светящийся голубой игральный шарик в дали. А что с пластиковой мебелью?!
«Книжные полки, телевизор, стол и стулья, разноцветные и целиком отштампованные из пластика, удобные в обращении и не требующие практически никакого ухода! Простые, чистые формы, непретенциозная мебель веселых расцветок, рассчитанная, прежде всего для молодых людей. Гардины с крупным рисунком в том же цветовом решении. Но даже если нет гардин, скатываемых в валик – или вообще никаких гардин, – то обязательно есть подвесные украшения или какая-то другая декорация.
«Стул-гамак», на основе пластика, как молодёжный стиль появился в 60-е годы. Чаще всего его можно было обнаружить в комнате подростка или в квартире молодой семьи. Позднее он нашел дорогу и в столовую! Легко передвигается и легко принимает необходимую форму. »6 [там же]
В 60-е годы во всеобщее пользование вошла простая, дешёвая мебель фабричного производства. Кустарные и дизайнерские изделия становятся всё дороже, и с появлением новых технологий появляются новые виды мебели. Мягкие диваны изготавливаются из простых стальных трубчатых каркасов и больших подушек. Прочная хлопчатобумажная обивка ярких расцветок удешевляет такого рода мебель и придает ей декоративность. Все более непритязательный тип интерьера проникает, например, в норвежское жилище. Салонный стол с обручем и пластиковыми ящиками – пять лет назад о такой мебели никто бы не хотел знать.
Современная мебель становится низкой и мягкой. «С таких стульев трудно подниматься», – полагали многие. Кроме того, стоит обратить внимание на декоративные украшения. Они изготавливаются из керамики, стекла, но по форме и цвету напоминают эпоху пластмассы.
Достигнув вершины большой волны благосостояния, все отдают свою благосклонность брюкам из грубой бумажной ткани, которые десять лет назад считались примитивнейшей спецодеждой (я имею в виду джинсы).
В этих брюках теперь считают себя хорошо одетыми и по любому поводу. Наступило время женской эмансипации, «слабых мужчин» и унификации полов.
«Будущее больше, не кажется столь радужным, как раньше. Экономические и экологические кризисы последних лет вселяют в северян страх в своих собственных жилищах. Всё постоянно дорожает, дороже всего становится сама жизнь. Постоянно растущие новые кварталы и массивы преображают знакомый ландшафт.
Они устраиваются в мягком кожаном кресле и пытаются отдохнуть от всего этого, размышляя о старых, добрых временах когда вещи были прочнее, а отношениям устойчивы. Сегодня ничто не обладает долговечностью: ни стиральные машины, ни автомобили, ни брак, но стремление к обеспеченности и уюту, всегда актуально, вечно.
И вот в 90-е и последующие годы плюшевая софа с бахромой возвращается вместе с фамильными картинами в позолоченных рамках и велюровым ковром. Все это выглядит так солидно и прилично! Цветной телевизор дополняет диванную компанию как особо дорогой гость. Вместе с ним в дом приходят кино, театр, компьютер, рассуждающие на серьёзные темы политики и спортивные состязания, избавляя всех от необходимости когда-либо открывать дверь.»7 [Папаскири Т.В. Искусство и дизайн стран северной Европы. М.- 2001 – С.19]
Отпуск приносит радость! Большие группы единомышленников отправляются в далекие, загадочные страны – туда, где много солнца, а в старых городах живут веселые, бедные люди. Если бы можно было взять с собой бар и ванну для купания!
Скандинавы и финны снова воздвигают свои жилища в псевдоиспанском духе со ставнями и покупают табуретки для бара и салонные двери для кухни. Но как же насчёт плавательного бассейна? Мысленно возникает это идея и начинает увлекать. В задумчивости приходится почаще созерцать огромный от стены до стены ковер, скромную одежду и брюки из чёртовой кожи.
Еще в 70-е годы кожаная мебель вошла в каждый дом. То, что прежде было исключительным и изготовлялось по индивидуальным заказам, стало доступным для многих. Большие мягкие диваны и кресла с кнопками и фантазийными стежками принимали всех в свои объятия. Утопая в них, можно было насладиться благополучным обществом.
«Угловой диван заменил предыдущие комбинации из двухместных и трёхместных диванов и стульев. Тёмное мореное дерево стало материалом для изготовления столов и массивной секционной мебели, кожаное кресло с использованием высококачественных сортов кожи. Основным материалом явилась первоклассная толстая кожа, характерные детали: пуховые подушки и декоративные стежки: Такое кресло для «баловней судьбы» – опуститься в него с сигарой, бокалом коньяка и газетой!»8 [Журнал «Идеи вашего дома» №10. Папаскири Т.В., Кириленко И.В. Скандинавский дизайн мебели. Истоки и современность. – С.13]
Мебель из сосны считалась мебелью для легких дачных домиков, но в 70-90 и, наконец, 2000-е гг. сосна всерьез «переехала» в город.
Прежде всего, она обосновалась в кухне, а затем завоевала и весь дом. Светлее древесина сосны с ее крепкими, чистыми формами дала нам незамысловатую, нарочито небрежного вида мебель.
Значит, назад к природе? Удобная обувь и здоровая пища стали более актуальны, чем когда-либо. Это всё характеризует Норвегию, Данию, Швецию, Финляндию, с теми или иными акцентами для каждой из них.
Все вокруг, будь то мужчины или женщины носят активно смесь танцевального костюма со спортивными и теплыми носками до голени. Ставшие вдруг кудрявыми головы, подчеркивают, какие все озорные. Смешиваются все стили: брюки и треугольные узкие каблуки, прямоугольные и т.д.; толстые свитера и ювелирные украшения. Они используют сплошь натуральные материалы: хлопок, шерсть и лён. Одежда мужчин становится ярче, красочнее, а костюм встречается все реже даже в светском обществе.
«Дома все бытовые процессы механизированы: мытьё посуды и стирка производятся автоматически. Разнообразного типа стереоустановки играют музыку, а телевизоры волнуют всех одними и теми же проблемами и развлекают одними и теми же зрелищами. На видеопленке можно просматривать все, что захочется, сколько угодно раз.
Фермер имеет телеэкран, на котором видно, как чувствуют себя корова на скотном дворе. Сидя в автомобиле, есть возможность курсировать между тремя основными местами обитания: квартирой, службой и дачей.
Долгое время все занимались тем, что сидели и смотрели. Наконец тело затосковало по настоящей жизни. Оно вскочило и захотело заняться спортом, гимнастикой йогой или танцами.
Жилье постепенно превращается в оазис, где реализуются все способности.
Цветы и пальмы, светлая окраска стен, яркое солнце и освещение создают впечатление обилия воздуха, как посреди лета.
По горло все сыты педантичными правилами, как следует выглядеть и как следует себя вести. В комнату врываются велосипедный тренажёр и другие предметы всеобщих увлечений. Пол расчищается для танцев и игр, и если дети разливают какао на диванный чехол, мать воспринимает это с улыбкой и стиральной машиной. Производители мебели не жалеют фантазии, и все в первую очередь получают такую мебель, в конструкции которой изменена сама идея сидения; всячески варьируются конструкции стульев и кресел, на которых можно сидеть всеми возможными способами. Все любят как новинки, так и старые добрые традиции, и предпочитают иметь лучшее из всего предыдущего. Традиционные правила гармонии и соответствия утрачивают свою силу. К старому крестьянскому столу добавляются стулья из стальных трубок и яркого пластика.
Приходится пережевывать готовые синтетические продукты и хлеб домашней выпечки, из культивированного биодинамическим способом зерна, и улыбаться при мысли о том, что живём в период, который когда-то представляли худшим из всех вариантов будущего, в 1984 году.»9 [Папаскири Т.В. Искусство и дизайн стран северной Европы. М.- 2001 – С.19]
Большой светлый, легкий и мягкий диван, на котором достаточно места, в качестве стола при этом диване используется комплект столиков различного размера Их легко передвигать и складывать. Стулья и кресла с наклонными сидениями являются принадлежностью из настоящего и будущего. Этот вариант хорошо гармонирует со всем комплектом. Пушистая, мягкая овечья шерсть хорошо согревает, когда весь остальной пол покрыт виниловой плиткой. Воздух и свет, удобная мебель и легкодоступные материалы – все это является не только принадлежностью 80-х годов, но, несомненно, и будущим.
«Диван, который одним движением руки можно превратить в кровать, на нём можно растянуться и прекрасно отдохнуть – это также уголок для приятной беседы, книг и музыки. Не хватает телевизора? Семья выделила для этой цели специальную маленькую нишу. Небольшое помещение с телевизором, видеомагнитофоном, компьютером и прочими, что бы хотелось еще – вдобавок с большим матрацем и множеством мягких полушек – но кроме этого никаких лишних декоративных элементов. Быть может, это преддверие некоего дома будущего, каков когда-нибудь будет, наконец, для всех. Давайте сделаем так, как эта семья – пусть этот будет свой собственный «отдельный кабинет» – не разрушая при этом социальную жизнь людей.
Здесь не надо просить извинения за такую тренировку. Велосипед-тренажер стоит всё-таки у спинки дивана; и никому не нужно уединяться для тренировок. Родители оборудовали жилище так, как этого хотели бы они сами, и их дети имеют место, для расслабленной и спокойной жизни, без полированной мебели и престижных вещей, с которыми надо носиться и оберегать их. И это все входит в жизнь в 90-е – 2000-е годы, в т.ч. большая комбинированная кухня и гостиная. Помещение заканчивается верандой – оранжереей. Все стены здесь из стекла, а на потолке установлены панели с солнечными батареями. Вся поверхность пола покрыта клеящейся виниловой плиткой или другими синтетическими материалами в жизнерадостных белых и голубых тонах. Белая скамья начинается в кухне и заканчивается в углу оранжереей. Здесь можно заниматься любыми домашними делами, начиная от приготовления пищи и кончая письменной работой. Сиденья скамьи лежат на крепких основаниях из бука, как со створчатыми дверьми, так и без них. Стул из гнутых трубок с мягким сиденьем и пишущая машинка были новшеством в 60-е годы – и точно таким же образом, как столовая мебель Алвара Аалто, доказали, что многие предметы не теряют актуальности, не взирая на изменения в направлении моды, времени.» 10 [там же]
Кухонная скамья используется также как рабочее место. Пишущая машинка уходит в предание, на её место приходит компьютер, с огромными возможностями для разных профессий, и они стоят на открытой полке, когда их не используют. Стальные трубчатые конструкции в высоком табурете слегка изогнуты, и позволяют работающему занять наиболее удобное положение.
Сервизы так же, как и мебель, переживают не одно изменение в моде, и можно с уверенностью сказать, что многие из них, например такие, как «Килта» Кая Франка и чайник из голубой керамики Ойва Тойкка, (Финляндия) будут занимать надежное место в кухне и в будущем.
Потолок в «оранжерее» снабжен ребристыми выступами на которые можно ставить или вешать горшки с растениями. Здесь найдется также место для всех горшков с семенами, дающими побеги во второй половине зимы. Обычные гардины регулируемые дают доступ необходимого количества света и тепла. Квадратный стол дополняется прямоугольным из той же серии вечной мебели. Если для повседневной жизни используется другое место в доме, то и его оборудование должно осуществляться с учетом его комбинированных возможностей. Вся мебель Алвара Аалто, обладает хорошей сочетаемостью – даже маленькие разборные табуретки оказываются весьма полезными, когда приходит много гостей.
«Оранжерея» – один из современных вариантов застекленной веранды. Это уютное место, как для растений, так и для людей. В такие уголки обычно приходят отдохнуть, потренироваться, потанцевать или почитать. Удобные стулья можно сложить, табуретки уложить в штабель – и вот уже пол свободен для тренировки! Из окон виден хороший вид на окрестности.
Книжные шкафы вместе с сиденьем скамьи образуют в «оранжерее» удобный уголок с идеальными условиями для домашних растений. С помощью такой длинной скамьи, как эта, можно решать массу практических домашних задач: даже швейную машину можно извлечь из шкафа и поставить сюда. Мебель Алвара Аалто из прессованной березы проста, она мало подвержена изменениям моды и долговечна – это немаловажное обстоятельство важно сейчас, когда один и тот же стол используется для работы и для праздника.
«Что будет? Пришло время выбирать на клавиатуре компьютера то, что хотелось бы получать на обед, и наконец нажатием желтой кнопки «котлеты с жареным картофелем». Шипящий звук подтверждает, что все в порядке. Котлеты подаются из холодильника в микроволновую печь. Между тем обеденное меню сопровождается просмотром объемного фильма о ритуальных танцах в Африке. Домашний кинотеатр наполняет комнату звуками тамтамов. Возникает легкое ощущение присутствия при этом.
Вот современный дом! Желто-зеленый рай, защищенный стеклом от холодного зимнего света. Внутри уже пора снимать ранние апельсины Довольные садимся перед камином и приходит ощущение приятного тепла, отражаясь на лицах. Настоящее является зримым, неоспоримым фактом. Будущее же несет в себе все новые возможности.»11 [там же]
Что ждет всех: фигурная стеганая мебель? Может быть, надувная, которую можно принести домой в кармане? Или вообще никакой мебели, но при этом новая форма помещений?
Люди со своим взглядом на стиль, фантазией и оригинальным мировосприятием с помощью оборудования разных фирм могут создать интерьер квартиры по собственному вкусу. Это красивая мебель простых, чистых линий, созданная по проектам лучших мастеров скандинавской и финской мебельной архитектуры.
В основе финской национальной культуры лежат традиции эпоса «Калевала». К этим традициям в своих работах обращались все выдающиеся дизайнеры: Ээро Сааринен, Аксели Галлен-Каллела, Алвар Аалто и другие, которые своим талантом, отношением к труду и традициям заложили глубокие корни для дальнейшего развития финского дизайна и создали прочную преемственность для следующего поколения.
Простые формы и утонченное чувство материала, любовь к природе характерны для художественной промышленности во всех направлениях и проявлениях мастерства.
Самая удивительная черта современного скандинавского и финского дизайна – это его интернациональный характер. Сейчас трудно с первого взгляда определить место изготовления различных предметов. Отличительные национальные особенности уже постепенно утрачиваются. Новые тенденции выходят за рамки национальных, появляются одновременно в нескольких местах и лишены четких стилистических возможностей. Скандинавские и финские дизайнеры за более чем сто лет успешно выполняют задачу о создании красивых вещей для каждого дня и рассчитанные для обычного потребления.
Для всех скандинавских стран и Финляндии характерен интерес к старым традициям и одновременно поиск новых идей и функциональных форм. Скандинавы воспитывают чувство экономии, хорошей формы, показывают пример успешной торговли, а их дома заполняются не просто предметами нового стиля: обстановка подбирается с учётом индивидуальности каждого человека.
Многие уже успели забыть, что до 1980-х годов почти весь графический дизайн создавался за чертёжной доской при помощи скальпеля, рейсфедера и транспортира; работа, которая сегодня кажется довольно примитивной и медлительной в условиях нынешней компьютеризации.
В наши дни, благодаря появлению Интернета и компьютерных программ стало возможным работать, сидя в старой сосновой избушке где-нибудь в деревне или в красном домике в шхерах. И здесь также встречается новое время со старым.
ФИНСКИЙ ДИЗАЙН
Скандинавы начали украшать свои жилища уже столетия тому назад. Это были украшения дома, относящиеся к праздничной культуре, выполненные из дерева и глины, например, посуда и традиционные украшения, продиктованные темой праздника. К ним присоединяются предметы, представляющие виды женского рукоделия – узорное ткачество и вышивку, вязание и кружевоплетение.
«Финские мастерицы славились декоративным ткачеством. Дом украшали тканые одеяла, покрывала, занавеси. Вошедший 15в. в набор украшений для дома настенный коврик (ryijy) популярен в качестве украшения дома до сих пор. Для восточной Финляндии характерна многоцветная вышивка крестом, орнаменты которой отражают обоюдное влияние финских, карельских и северорусских мастериц. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся одним или двумя цветами нитей, каждый новый вводимый цвет строго подчинялся предним, отчего народная вышивка всегда удерживает национальное своеобразие колорита. Стойкость норманнских традиций проявляется и во многих традиционных скандинавских орнаментах (плетёнка, стилизованное изображение животных и растений). Праздничную одежду украшали пышные вышивки, имевшие множество местных вариантов. Тканый узор праздничной одежды – обычно это чередование полос определённого цвета – также рассказывает о географической принадлежности хозяйки. Вязание крючком и спицами также популярно и среди современных финских мастериц.»12 [Булавенко О.А. Мир финнов., СПб. – 2004., – С.14]
Процесс формирования национальной школы прикладного искусства Финляндии проходил на фоне контактов с художественной культурой восточной Швеции.
В старые времена предметы быта изготовлялись вручную для своей семьи или для населения родного прихода.
В начале 19-го века понемногу начался рост промышленности, и ремесленники стали перемещаться в города. Тогда кустарное производство стало постепенно уходить в прошлое и вместо него начало развиваться промышленное производство бытовых товаров. Механическое серийное производство заменило ручную работу. Бытовые предметы не изготавливались больше вручную, а стали продаваться в магазинах. Стали возникать различные производства промышленного искусства. Впервые возникла потребность в создании художественной модели предмета для серийного производства. Немало сомнений и опасений высказалось по вопросу качества и эстетики товаров, произведённых промышленным путём. С целью сохранения поддержания достойного уровня индустриально-художественной промышленности в 1870-х годах в стране появился ряд организаций и учреждений, которые ставили своей целью сохранение ремесленного наследия и продвижение дизайна. В их числе были
·Художественно-промышленное общество Финляндии (1870)
·Художественно-промышленная школа при обществе
·Музей искусства и дизайна
·Общество «Друзья финских народных промыслов»
Их совместные усилия послужили стимулом для развития художественной промышленности.
В современной Финляндии народные традиции прикладного искусства поддерживаются и культивируются отделениями творческих союзов и профессиональными художниками. Существует множество художественных мастерских по созданию изделий кустарных промыслов – ткацкие мастерские и мастерские вышивки и вязания, мастерские керамики и других видов прикладного искусства. Курсы прикладного искусства предлагаются как в лицеях и профессиональных школах, так и в т.н. «народных школах», разнообразные курсы которых посещают люди, руководствуясь своими хобби и интересами независимо от возраста. Разумеется, существуют профессиональные высшие заведения, выпускающие профессионалов прикладного искусства, как, например, Высшая Художественная школа.
История образовательных учреждений финского дизайна началась в 19 веке с учреждения художественно-промышленного общества Финляндии в 1870г.
Эти общества и учреждения ставили своей целью сохранение ремесленного наследия и продвижение промышленного планирования, которое сегодня известно под названием дизайн.
К концу 19 века в Европе сформировалось новое течение, главной чертой которого был поиск культурно-ориентированной национальной самобытности, которая служила бы источником вдохновения для всех форм материалов, рождённых на карельской земле и в финно-угорском эпосе «Калевала». Кульминационным моментом в развитии этого течения стала так называемая «концепция завершённого произведения искусства», согласно которой на архитектора возлагалась личная ответственность за все без исключения элементы его детища. Одновременно с этим происходило объединение дизайнеров и ремесленников в профессиональные группы.
В 1793г. возникает стеклодувный завод Нуутаярви, который и сейчас существует как завод «Иитала». В середине 70-х годов 19в. начала работать известная фабрика производства фарфора «Арабиа». В 1897г. в г. Порвоо был основан завод по производству мебели «Ирис».
В начале истории художественного производства образцы брались за границей. Образцами служили, в основном, предметы немецкого и английского производства. Позже финские художники и дизайнеры стали предлагать свои рисунки.
Проектировщиком образцом мебели стал Луис Спарре. Он и художник Аксели Галлен-Каллела стали первопроходцами в области прикладного искусства. Аксели Гален-Каллела был ярким последователем идей национального романтизма. Художники, работающие в этом направлении, вновь и вновь черпали вдохновение из мотивов народной поэзии, народного творчества и национального эпоса «Калевала». Благодаря «концепции завершённого произведения искусства», на Всемирной выставке 1900 года в Париже, павильон Финляндии, выдержанный в едином стиле от экстерьера до интерьера получил лучшую оценку – Гран-при выставки.
Победное шествие финского дизайна и его европейская слава начались в первых годах 20-го века. Промышленная продукция Финляндии получила известность на мировом рынке. Высоко ценилось финское стекло, керамика, мебель. Изысканная простота форм и крестьянская добротность привлекали покупателей.
«В ранние годы 20-го века на фоне национального романтизма стал рождаться более практичный, рационалистичный стиль, но наиболее полное выражение новые принципы получат несколько позже – в годы расцвета функционализма, который пришёлся на третье десятилетие нашего столетия. В 20-е годы, после объявления Финляндии независимой республикой, в архитектуре общественных зданий преобладал неоклассицизм. Приверженность историческим мотивам сохранялась вплоть до 30-х годов, когда вместе с функционалистическим стилем пришли принципы гуманизма и рационализма, а в сознании финнов прочно закрепилась идея изысканной простоты. Идея состояла в том, чтобы наладить промышленное производство рационально спроектированных товаров повседневного спроса по разумным ценам.»13 [Электронный ресурс: www.finpro.ru ]
С начала 1930-х годов ведущим направлением архитектуры стал стиль функционализм, который отказался от исторических мотивов художественных предметов. Принцип разумной практичности, доступности и простоты – принцип функционализма. Единство стиля и комфорта, обеспечение интерьера от мебели до освещения – вот ещё принцип функционализма. Всемирную известность получили работы финских дизайнеров и архитекторов эпохи функционализма Альвара и Айно ААлто. В архитектуре, мебели и стеклянных изделиях Аалто достиг рациональности, простоты, доступности – и красоты! Этим принципам до сих пор следуют мастера финского дизайна, хотя за это время переменились различные стили – от модерна начала века и неоклассицизма до функционализма 30-х годов до постмодернизма.
«В 30-х годах 20 века наметилась интересная линия дизайна украшений – чрезвычайно популярная серия украшений «Калевала», выполненная по археологическим образцам раскопок железного века. У общества «Калевальские женщины» возникла идея начать промышленное производство древних женских украшений, находимых в археологических раскопках в разное время. Образцами для этого производства послужили музейные экспонаты. Началась работа с Национальным музеем Финляндии. Для начала было выбрано 40 образцов, к которым художник Гермунд Пааер сделал эскизы. Украшения поступили в продажу в 1937 году и первая выставка серии состоялась в этом же году в президентском дворце. Теперешнее производство украшений «Калевала» связано тесным сотрудничеством с Национальным музеем. Украшения изготовляются из бронзы и серебра ,то есть из тех же материалов, из которых были изготовлены в своё время их древние образцы.»14 [Булавенко О.А. Мир финнов., СПб. – 2004., – С.15]
Согласно международным исследованиям, финская промышленность сегодня чрезвычайно конкурентоспособна: современные информационные технологии и инновации, объединённые с превосходными разработками и образованием, создают преимущество товара или компании и являются основанием успеха сейчас и в будущем. В 21-м веке более важную роль в конкурентоспособности стали играть такие факторы как промышленный дизайн и стоимость. Именно эти факторы зачастую определяют выбор покупателей в пользу финских товаров.
История финского дизайна – также часть этого успеха. Но сначала был построен миф о финском дизайне, чтобы создать ему репутацию на международной арене. Именно этот миф является сегодня краеугольным камнем успеха финского дизайна.
«Миф финского дизайна создавался в 1950-х гг. Его фундаментом стало Национально-романтическое движение (в конце 19 века), которое седлало часть промышленных дизайнов творческой культурой. Наряду с архитектурой и живописью. Конец 19 столетия также был отмечен систематизированными действиями по продвижению промышленного дизайна и ремесла, в результате которых было основано Финское Общество Ремёсел и Дизайна (1875г.) для подержания «воскресных школ» и поощрения навыков ручной работы. Общество также приобретало собрания коллекций промышленного дизайна в помощь обучающимся. Постепенно школа росла, становилась ведущим учреждением обучения в этой области, обучая множество талантливых дизайнеров, особенно в послевоенной Финляндии. Из них список международно-признанных имён включает Tapio Wirkkala, Timo Sarpaneva, Kaj Franck, Ilmari Tapiovaara и др.»15 [Журнал «Финфо» – «Финский дизайн нового тысячелетия». Издание Отдела печати и культуры Министерства иностранных дел Финляндии. Хельсинки – 2001 – С.5]
После Второй Мировой Войны, Финляндия нуждалась в новой и современной индивидуальности, поскольку огромное количество людей оставило свои деревушки ради городов, торговли и промышленности. И климат международной политики изменился. Вместе с промышленностью дизайнеры отвечали на вызов времени и начали создавать новый стиль, соответствующий повседневной жизни и международному представлению о Финляндии. Финское общество Ремёсел и Дизайна создало финскую секцию в знаменитом Миланском Triennales в 1950-1960гг. Благодаря успеху на Triennales, информация о финском дизайне быстро распространилась во всём мире, сделав его тем самым известным. В этот период появилось много классиков дизайна, изделия которых до сих пор популярны и пользуются спросом.
Ещё задолго до успеха в Triennales Alvar Aalto спроектировал инновационную мебель, а новые виды стеклянной посуды с 1930-х гг. привлекали внимание всей мировой общественности. Среди его самых известных изделий – его трёхногий табурет (1933г.)
Миф финского дизайна начинался с интерьеров национального стиля Элила Сааринена и многофункциональной мебели Аалто, прогрессирующей к несколько более романтичному стилю Вирккалы и скульптурным формам Сарпаневы. Легенда о борьбе маленькой северной страны против сил природы обеспечила возможность распространять дизайн с мифическими элементами. Снег, лёд, леса, озёра служили источниками вдохновения для дизайнеров. В 50-60гг. финская национальная индивидуальность проявлялась на международном уровне через дизайн, архитектуру и музыку. В результате, представления людей о финском дизайне заставили его отделиться от Восточного и Западного, тем самым создав свою уникальность. Таким образом, уникальный промышленный дизайн стал «экспортом». Миф о финском дизайне был завершён.
Миф о финском дизайне часто расценивается как героическая история отдельный личностей. Действительно, много талантливых дизайнеров из различных областей приняли участие в построении современной Финляндии в 50-60гг. Практичность, близость к повседневной жизни, экономичное использование материалов и методов, совмещенных с инновационными и проницательными решениями дизайна, стали вместе фондом ценностей в промышленном дизайне. «Стекло, керамика, мебель, текстиль и одежда – всё подверглось революции и приобрело форму, соответствующую новой ситуации в жизни финнов. К изделиям тех дней относятся стул Domus (1946), набор сервировки стола Kilta (1957), кастрюля Antti (1957), мебель Muurame (1955), ножницы Fiskars (1969) и трикотаж. Все эти изделия были связаны с духом времени и с новыми потребностями потребителей. Дизайн поддерживал социальные изменения на различных уровнях: равноправие мужчин и женщин, урбанизация и новые формы современной жизни.»16 [там же]
За эти годы миф приобрёл международную репутацию финского дизайна. Арктическая экзотика постепенно сменилась на представление о финском дизайне. Промышленный дизайн стал более повседневным и более реалистичным. И это предопределило новые аспекты. Финский дизайн стал понятием. Он получил репутацию, базирующуюся на сильной истории, оригинальном стиле и высококачественном производстве. Репутации дизайна также включала успех промышленности. Орудия, первоначально разработанные и произведённые просто для внутреннего потребления, быстро стали популярными на экспортных рынках. В 1960-70хгг. финский промышленный дизайн был очень экспортируемым.
В начале 1970хгг. Новые материалы типа пластмассы и стекловолокна привнесли большую податливость форм и более яркие цвета. Округлые линии и яркие цвета стульев Yryö Kukkapuro и Eero Aarnio завоевали мир. Однако, первый энергетический кризис 1970хгг. привёл производство пластмассовых стульев к остановке. Эргономика и экология стали важными критериями для дизайна. В мебели 1980хгг. стали использоваться такие материалы как древесина и различные комбинации древесины и металла.
Дизайну стало уделяться больше внимания на национальном уровне. Пример – открытие Музея Прикладных Искусств (позже названный Музеем Искусства и Дизайна) в 1978г. В поддержку международному сотрудничеству в области дизайна был создан англоязычный журнал «Forum Function Finland» (1980г.). Сегодня этот журнал публикуется более чем в 70 странах мира. Финский Дизайнерский Форум был создан в 1989г., чтобы способствовать развитию дизайна. Сегодня этот Форум поддерживается финским Обществом Ремёсел и Дизайна, имеет собственные выставочные залы и магазин в центре Хельсинки. Форум организует проекты по показу работ молодых дизайнеров на выставках и выдаёт различные призы, как на территории Финляндии, так и за её пределами.
Репутация финского дизайна также помогает молодым дизайнерам в освоении иностранных рынков.
Успех приходит вместе с хорошей репутацией. Репутация создаёт доверие, которое в свою очередь обеспечивает успех в бизнесе. Высокие технологии также обеспечивают успех. Как лидирующая страна по информационным технологиям, финская промышленность тесно связала современную технологию с превосходным дизайном. Это дало начало новым историям успеха на международном уровне.
Среди всемирно известных марок по производству электроники, в продукции которых технология объединена с практичностью и надёжностью, качеством и дизайном, отвечающим высоким стандартам. На слуху такие названия фирм как Nokia, Oras и Suunto.
Количество успешных фирм всё время растёт. Дизайн мебели пока не достиг таких высот как дизайн электроники, но такие марки как Avarte, Martela и Muurame постоянно модернизируют дизайн, чтобы сделать свою мебель конкурентоспособной.
Также не теряет своей актуальности дело ремесленников. Часто люди предпочитают заказные изделия ремесленников потому, что эти вещи эксклюзивны, уникальны. Изготовленные вручную изделия характеризуются высокой эстетичностью дизайна. В Финляндии еще в начале 20-го века наиболее развитыми видами прикладного искусства являлись текстильное, керамическое, стекольное и ювелирное. Высшее образование в этой области получают с конца 19-го века в Художественно-промышленном институте.
«Творческое начало промышленного производства зиждется на ручной работе. «Без мастерства ремесленников культура обречена». Это слова академика, серебряных дел мастера Бертеля Гардберга, родоначальника финского прикладного искусства. Для многих дизайнеров, работающих на промышленность, изготовление уникального произведения прикладного искусства представляет собой нечто вроде экспериментальной лаборатории, где можно свободно изучать материалы, методы работы и эстетику без характерных для промышленного производства точных указаний об экономичности, о пригодности для промышленного изготовления, о рынке, о факторах, связанных с производственными процессами завода, например, с занятостью машин и работников. Стекольная и керамическая отрасли рано развились именно благодаря этим возможностям экспериментальной работы. Большинство художников-керамиков работало на компанию «Арабиа», имея, таким образом, в своем распоряжении огромные ресурсы, в т. ч. для экспериментов. Лишь в 1980-е годы в Финляндии начали в более значительном количестве создаваться самостоятельные керамические и стекольные мастерские.»17 [Электронный ресурс: www.finljandija.ru]
Прикладное искусство находится в непосредственном взаимодействии с изящными искусствами своего времени, что отражается в экспериментах с новыми формами и материалами. Это взаимодействие особенно заметно в работе мастеров художественного текстиля.
Усиливающееся чувство уважения к природе проявляется в применении бросовых природных материалов при создании произведений прикладного искусства.
Непрерывность успеха финского дизайна заключается в образовании и молодых дизайнерах. С конца 1980хгг. молодые дизайнеры привнесли глоток свежего воздуха в дизайнерское искусство. Эксперименты с материалами, новые виды размещения и новый образ жизни дали новые формы в дизайне. Группа Snowcrash, сформированная в конце 1990х стала примером нового дизайна в духе времени. Snowcrash, завоевали признание на Миланской международной ярмарке мебели и стала всемирно известной фирмой.
Призы и соревнования устраиваются для того, чтобы поддержать усовершенствования в области дизайна и поднять уровень высококачественных изделий. Так соревнования за приз Fennia – самое большое международное соревнование в области дизайна. Первый приз составляет 25 000 евро. Этот конкурс проводится каждые 2 года.
Дизайн важен и в культурном и в экономическом смысле. Его культурное значение заключается в создании национальной и уникальной индивидуальности. Дизайн – также часть памяти и истории. Весёлые ткани 60х Marimekko являются частью юности многих финнов. Для молодых людей сегодня мобильные телефоны Nokia – ежедневные инструменты общения. В более широком смысле, Финляндия известна во всём мире следующим: Alvar Aalto, Jean Sibelius, финским дизайном, Лапландией, Nokia.
Экономическое значение дизайна зависит от величины его культурной важности. Все изделия сегодня находятся в руках высококвалифицированных дизайнеров, экспертов в области дизайна. Их проницательность, видение и навыки создают и будут создавать успешные проекты. Ядром успеха всех финских компаний является международное доверие качеству и красоте финского товара. Финский дизайн – это часть этого доверия и успеха.
ШВЕДСКИЙ ДИЗАЙН
Шведский дизайн был в центре внимания всего мира большую часть девяностых, но сегодня он стал еще более жизнерадостным, энергичным, разнообразным и новаторским, чем когда бы то ни было. Несмотря на потрясающий международный успех в начале прошлого столетия, именно сегодня впервые за всю историю своего существования шведский дизайн стал по-настоящему международным. Я говорю не только об экспорте шведского дизайна, но еще и о том, что в последнее время все больше и больше шведских дизайнеров в сотрудничестве со своими клиентами запускают интересные совместные проекты во всех уголках земного шара – никогда еще эта тенденция не приобретала такого размаха. В то же время, на шведские продукты буквально посыпались последнее время международные награды за дизайн, а благодаря политическим и личным инициативам стали развиваться широкомасштабные связи. Шведские компании также стали больше работать с иностранными дизайнерами, что оказывает стимулирующее воздействие, как на развитие форм, так и на укрепление профессиональных контактов.
«Развитие шведской декоративно-прикладной отрасли, чья история насчитывает более ста лет, сплетено со становлением индустриального общества, ознаменованного Всемирной выставкой 1897 года в Стокгольме. Здесь был фарфор с заводов «Густавсберга» и «Рёрстранда», оформленный такими мастерами как Гуннар Веннерберг и Альф Валландер. Художник Карл Ларссон, находившийся под влиянием английского течения «Arts and Crafts» («Искусство и ремёсла»), в своих акварелях впервые показал здесь интерьеры своего дома в Сундборне, для которого его жена Карин Ларссон спроектировала многие предметы мебели и ткани. Эти простые, необезличенные интерьеры, обставленные в сельском стиле и выдержанные в светлых тонах, привлекли международное внимание, их и по сей день считают квинтэссенцией «шведскости». Вдохновлённая ларссоновской эстетикой домашнего благополучия, писательница Эллен Кей выступила со статьёй «Красота в доме», сыгравшей программную роль. Сформулировав свою социальную заангажированность, она выдвинула требование «красоты для всех» в одноимённой статье, опубликованной в 1899г. В 1919г. Грегор Паульсон, ещё один видный идеолог раннего периода в истории шведского дизайна, обнародовал свои идеи в книге «Красота бытовых предметов». Дух Грегора Паульсона и Эллен Кей по-прежнему доминирует в шведском дизайне: дизайн есть достояние всех, а не только тех, кому это по карману. Ещё с приходом 20-го века практически всё производство бытовых предметов в Швеции долго оставалось кустарным. Шведское прикладное искусство в 1920-е гг. получило во всём мире обозначение «Шведское изящество», подразумевавшее скорее элегантность и красоту уникальных предметов, нежели массовой продукции. Такими были и изделия завода в Оррефорше, получившего международную известность благодаря Симону Гате и Эдварду Хальду, создавшим стиль современного шведского художественного стекла. Развитие в направлении индустриализации, стандартизации, массового производства и разделения на ручную и машинную работу, набравшее более высокий темп в 1930-е гг., продолжалось, хотя и не так быстро, и в 1940-е гг., а затем вновь ускоряясь в периоды подъёма экономической конъюнктуры 1950-х и 1960-х гг.»18 [Журнал «Культура Швеции» издано шведским институтом, – 2002 – С. 12]
Если присмотреться поближе к значительным событиям и дизайнерским именам периода шведского модерна, начало которого ознаменовалось прорывом функционализма, то можно отметить Стокгольмскую выставку летом 1930г. Как уже говорилось, эта выставка стала переломным моментом в истории шведского прикладного искусства. Она символизировала разрыв между старым и новым – однако больше в теории, чем на практике. Наиболее радикальной была архитектура и, отчасти, оформление интерьера – большие окна, чистые поверхности, открытые пространственные решения и скупой декор. Выставка дала карт-бланш на новаторство таким архитекторам, как Уно Орен, Сигурд Леверенц, Гуннар Асплунд и Свен Маркелиус. К числу художников, на которых Стокгольмская выставка 1930г. оказала решающее влияние, принадлежал Бруно Матссон, впоследствии один из самых известных в мире шведских дизайнеров мебели. Среди известных дизайнеров того времени можно отметить также Карла Мальмстена, который всю жизнь боролся за функциональный и ориентированный на ручную выделку дизайн мебели. За Стокгольмской выставкой стояла определённая политическая концепция: жгучее желание творить для нового мира – для коллектива и рабочего класса. В эстетическом плане Стокгольмская выставка черпала вдохновение прежде всего в Германии – организаторы находились под влиянием Немецкого Веркбунда (художественно-промышленное объединение) и движения «Баухауз» – и в раннее сформулированной там идее «художники – в промышленность» ради «красоты обиходных вещей». Многие предметы, разработанные для Стокгольмской выставки, были предвестниками будущего. На ней экспонировалось серебро Вивен Нильссон, мебель Гуннара Асплунда и Уно Орена, ковры Ингегерд Турхамн (прямое отражение модернистского искусства), плавленый хрусталь Симона Гате, наборы бокалов, миски из нержавеющей стали и практичный сервиз «Практика» керамиста Вильгельма Коге. Многие из получивших впоследствии дальнейшее развитие новаторских предметов мебели и интерьера также были впервые представлены на Стокгольмской выставке. Выставка в большой мере преследовала воспитательные цели.
Дизайн 1940-х годов много занимался предметами домашнего обихода. На фоне мировой войны предпринимались попытки заставить как промышленность, так и потребителей «изменить свои привычки к лучшему». Домашняя утварь модернизировалась, естественно, по практическим и экономическим соображениям. Женщины были нужны на рынке труда, так что необходимо было, в частности, упростить ведение домашнего хозяйства. Художницы по текстилю Астрид Сампе и Виола Гростен сыграли ведущую роль в обновлении шведских бытовых текстильных изделий в 1950-е гг. Виола Гростен модернизировала традиционное искусство макраме, и созданные ею пледы можно было найти в каждом доме. Полоски и цветовые сочетания Астрид Сампе получили широкое распространение. Некоторые из её рисунков вновь запускаются в производство, а некоторые изготавливаются непрерывно с 50-х гг. В провинции Даларна сёстры Лисбет и Гоккен Йобс создавали рисованные и живописные орнаменты с цветочными и другими природными мотивами для современных набивных технологий. А Йозеф Франк, эмигрировавший в Швецию из Вены в 1934г., своими классическими образцами мебели, ламп, предметов из стекла и набивных тканей ещё и по сей день оказывает влияние на стиль шведского интерьера. Всё это примеры удачного союза искусства с промышленностью. Профессия «промышленного дизайнера» после Второй мировой войны стала более распространённой. В этот период всерьёз заявила о себе шведская автомобильная промышленность. В 1952г. начался выпуск первого «Сааба» – прото-образца аэродинамической формы, разработанной Сикстеном Сасоном в сотрудничестве с самолётостроителями. В 50-е года промышленное производство потребовало тесного сотрудничества технологов и дизайнеров. Нужно было электрифицировать и модернизировать домашний быт, используя все современные технические достижения. Такие компании как «Электролюкс», «АСЕА», «Хюскварна», «Эрикссон» и другие запускали в производство новые бытовые приборы и модернизированные варианты старых. Многие из них имели американские прототипы. Оптимистическим взглядом на будущее характеризовалась также выставка Н55 (т.е. Хельсингборг 1955г.). На ней показали себя многие выдающиеся шведские мастера дизайна. Получили известность новые имена, многие из которых до сих пор на слуху: Сигурд Перссон создавал украшения, кухонную утварь, стекло и т.д. Стиг Линдберг в течение многих лет определял облик продукции фарфоровой фабрики «Густавсберг». Ингеборг Лундин проектировал воздушные, грациозные изделия из стекла для «Оррефорша». Салатницы Свена Пальмквиста из серии «Фуга» были технологической инновацией. Столовыми приборами Фольке Арстрёма многие восхищаются до сих пор. Нильсу Стриннингу принадлежит дизайн знаменитого «струнного» стеллажа «Стринг» – неотъемлемый атрибут каждого жилища в 50-е гг. – конструкции из обтянутой нейлоном стальной проволоки и полок, предпочтительно из тика. Керамические баночки для специй Сигне Персон-Мелин были типичной приметой 50-х годов в Швеции. Член королевской семьи Сигвард Бернадот по прозвищу «дизайн-принц» одним из первых основал собственное бюро промышленного дизайна. Оно занималось художественным конструированием по заказам крупнейших шведских компаний того времени.
Появление в 50-е гг. новых материалов и производственных технологий способствовало в Швеции, как и во многих других странах, всё более чёткому размежеванию дизайнерской профессии на промышленных дизайнеров и независимы художников-прикладников. Однако лишь в 60-е гг. прикладное искусство отошло от прежних традиций. Стало возможным ткать как угодно, выдувать стекло в собственной мастерской и отходить от проверенных временем технологий. Жажда экспериментаторства приветствовалась в конце 60-х начале 70-х гг., как никогда прежде, что имело как негативные, так и позитивные последствия. В то время как новообретённая свобода окрыляла многих умелых керамистов, художников по тканям и стеклу, сложные развитые техники оказались не в чести у духа времени, а старые проверенные традиции – под угрозой забвения. Предметы быта в конце 60-х гг. должны были быть рациональны и практичны, без декора и «ненужных» украшений. Так что же мы помним из этого преиода? Поток вещей, оформленных с весёлой изобретательностью и жизнерадостностью. Взять хотя бы рисунки тканей Свена Фристедта, выполненные под влиянием оп- и поп-арта или по-деревенски солидные бытовые изделия фирмы «Буда Нова». От взрыва красок в работах коллектива художников по тканям «10-Группен», оттиснутых на грубом хлопке, веет свежестью 70-х годов. Массивное стекло Бертиля Валина, разработанное для фирм «Офорш» и «Коста Буда», столь же типично для своего времени, как и вельветовая одежда в стиле «унисекс» со стилизованным цветочным орнаментом от «МаЙонг». Мебель стала простой и лёгкой, как те изделия из ДСП, которые выпускали «ИКЕА» и Кооперативный союз, а дизайнерский тандем «Линдау и Линдекранц» и конструкторы Хульдт и Дрангер из фирмы «Инноватор» проектировали вызывающе современные стулья и столы из стальных трубок. Многие помнят появление в продаже маргарина «Флора». Дизайн упаковки был разработан Карлом-Арне Брегером и с тех пор почти не изменился, оставаясь таким же современным. В 1980-е гг. дискуссии о дизайне во многом обращались вокруг противопоставления формы и функции, а международные постмодернисткие течения вызывали высокий накал чувств. Провокативный дизайн бетонного стула Юнаса Булина приобрёл большое символическое значение. Допустимо ли жертвовать функцией ради формы? – такой вопрос поставило время.
Что можно назвать собственно шведским в дизайне? Быть может, этот бытовой предмет в особом «северном освещении»: сдержанность форм, пастели, функциональность, мебель из дерева светлых пород, ткани с клетчатым и полосатым рисунком. Шведский дизайн обычно лишён избыточной декоративности, чаще – рационален и трезв. Замечу, что к многих молодых дизайнеров в последнее время это вызывает неприятие.
«Шведское стекло и стекло бытовое – это области дизайна, развивающиеся в тесной взаимосвязи. Большинство производств, выпускающих изделия из стекла, входят в состав концерна «Оррефорш-Коста Буда», который привлекает к сотрудничеству многих известных худождников. В этом ряду – Ингегерд Роман, чьи работы характеризуются строгостью форм и изысканным декором; Бертиль Валин и Ульрика Хюдман-Валлин, добившиеся больших международных успехов; Пер Б. Сундберг, сумевший обновит искусство художественного стекла, не в последнюю очередь благодаря менее благоговейному отношению к материалу. Органические формы, неправильные поверхности дают интересный конечный результат. Ряд независимых художников по стеклу не связаны с промышленным производством и работают в собственных стеклоплавильных мастерских. Улла Форшелль и Оса Брандт – среди тех, кто выбрал и давно отстаивает этот путь. Мортен Медбу – дизайнер-экспериментатор, а Гунилла Чильгрен работает в стиле, склонном к барочной преизбыточности.»19 [там же – С.14]
Шведское керамическое производство уже много лет находится в трудном положении: прославленная фирма «Рёрстранд» ныне находится в руках финских владельцев; «Густавсберг» больше не делает фарфоровых сервизов; «Хёганес» выпускает по преимуществу глиняные салатницы, чайники, кружки, чашки и блюда. Зато тем более жизнеспособным оказалось свободное искусство керамики. Независимые керамисты работают в широком диапазоне. Керамика Гертруды Боге является примером гармоничного сочетания формы и функциональности. Её блюда и горшки красивы и выделяются как размером, так и выразительностью. Три керамиста, Мари Поруп, Ригмор Рокснер и Элисабет Свенссон выходят за пределы сугубо прикладного искусства. В этом ряду можно назвать и Марию Энгквист-Клюваре. Мастерство у них становится искусством, глина превращается в средство украшения публичных мест, например, станций метро и больниц. Большой художественной выразительностью отличается керамика Эвы Бенгтссон. Эва Хильд увлекает воображение своими искусными экспериментами с формой. Оригинальны и непохожи работы керамиста Томаса Нурдстрёма, оформляющего общественные места.
«Искусство дизайна в области мебели и интерьера сейчас полна жизни. Движущая сила развития – не одни лишь известные фирмы, но и ряд увлечённых мелких производителей. Деятельность многих талантливых дизайнеров связана с крупными предприятиями. Среди них – Гунилла Аллард, Тумас Санделль, Матс Теселиус, Камилла Вессман, Тумас Бернстранд и другие. По большей части они работают в традициях сдержанного, функционального шведского дизайна. В последние годы источником новых идей в мебельном дизайне стали многие небольшие изготовители: «Сэ-бэ-и», «Бокс дизайн», «Асплунд» и в особенности «Давид дизайн». Среди их моделей можно найти также и аксессуары: ручки, вешалки, коврики и пр. Формы всегда просты – это практичные решения в истинно функционалистском духе. Такие небольшие компании с их особым отношением к дизайну наряду с признанными мастерами привлекают к работе и молодых художников, таких как Улоф Кольте, Бьёрн Дальстрём, Юнас Линдвалль и др. Большое влияние на дизайн интерьера оказали работы архитекторов Герта Вингорда и Клаессона Койвисто Рюне, оформивших Посольство и резиденцию посла в Берлине. Обе эти работы, завершённые осенью 1999 года, и оформленный Классоном Койвисто Рюне ресторан «МакДональдс» в центре Стокгольма, подлили масла в огонь споров – продолжающихся и поныне – о сущности «шведского минимализма».»20 [Электронный ресурс: www.timeout.ru]
Шведская текстильная промышленность переживает трудные времена. Текстильная фирма «Юнгбергс» хотя и выпускает качественные ткани, не имеет собственно дизайнерского бюро. До сих пор в ходу рисунки набивных тканей, созденные Виолой Гросткен ещё в 50-х гг. и переживших в 90-х свой ренессанс. «Линум», компания, чьи собственные фабрики с эффективным менеджментом размещены в Индии, в качестве основного направления избрала выпуск искусно подобранных коллекций тканей в традиционно шведском вкусе – в полоску и клеточку. Если говорить о просветах в этой картине, то следует назвать дизайнерскую группу «Сальдо», которая в период с конца 90-х гг. создала ряд освежающих образцов, запущенных в производство, в частности, на предприятиях «Рюдбухольмс Текстильтрюк» и «Сёльвеборгс Текстильтрюк». Упомянутый ранее коллектив «10-Группен» продолжает существовать, регулярно представляя новые коллекции. «Клэссбол» – ведущий изготовитель льняных тканей, как традиционных камчатных, так и современного дизайна. Независимое шведское искусство художественного текстиля имеет сильные традиции, но и ему пришлось нелегко в 80-е и 90-е годы. Однако в последние годы возрос интерес к старым методам ткачества, и многих молодых художников привлекают эксперименты с материалом. Искусство декоративного ткачества продолжает жить в творчестве Хелены Хернмарк, хотя она работает в США, в работах Эвы Эк-Шеффер и Аниты Граффман. Петер Хельсинг использует старинную технику текстильных мастеров для решения совершенно новых художественных задач; свободой эксперимента с текстильными материалами интересны работы Паси Вялима, Кайсы аф Петерсен и др. Быть модельером в небольшой стране нелегко. Ежегодно дизайнерские школы выпускают десятка два молодых художников-конструкторов одежды. Часть этого выпуска «поглощает» дизайнерский отдел фирмы «Хеннес и Мауритс», крупнейшей в Швеции компании готовой модной одежды. Другие находят себе применение, создавая костюмы для театра и кино. Несмотря на неблагоприятные условия, многим удалось добиться успеха в качестве создателей собственных линий одежды. Такова, например, Нюгордс Анна Бенгтссон, чья одежда обладает фольклорными оттенками, или Лувиса Бурфитт, представительница более «крутого» стиля. «Филиппа К» делает безошибочно модные коллекции, сдержанные по стилю. Ветераном, проработавшив в отрасли уже 15 лет, является Анна Хольтбалд, создавшая себе особую нишу в шведской женской моде.
Крупные дизайнерские проекты с 1960-х гг. выполнялись внутренними подразделениями компаний-экспортёров, как например «Вольво», «СААБ», «Электролюкс». В художественно-конструкторских бюро этих фирм проектировались автомобили и бытовая техника, которые с точки зрения формы связаны со скандинавскими традициями простоты и функциональности, но вместе с тем подвергаются всё большей интернационализации. Среди мастеров «фирменного дизайна», этих «безвестных героев» своей профессии, достойны упоминания Ян Вильсгорд («Вольво»), Хюго Линдстрём («Электролюкс»), Бьёрн Энваль («СААБ»). Сегодня независимые группы промышленного дизайна, такие как «Эргономидизайн», стали гораздо более обычным явлением. Такая тенденция – это в большей мере результат структурной перестройки и экономических условий. Немногие компании могут позволить себе штатных дизайнеров. Вместе с тем промышленные дизайнеры стали самостоятельней, они не столь зависимы от авторитетов и в значительно большей степени сознают свою роль и значение. Среди дизаёнерско-консалтинговых фирм – где художники иногда выступают как коллектив, а иногда имеют каждый свою специализацию – «Ноу пикник», «Монитор» и др. Они занимаются медицинским оборудованием, средствами помощи инвалидам, эргономическим инструментом, защитным снаряжением для безопасности труда и т.д., но также и товарами преимущественно потребительского назначения, такими как телефоны, пейджеры, малярные кисти, отвёртки, пылесосы, слуховые аппараты и т.п. Общим для всего качественного шведского дизайна сегодня является то обстоятельство, что форма предметов отражает эргономические соображения, но в той же мере связана с эстетическими. Сейчас, мне кажется, все согласны в том, что красота есть вместе с тем и функция.
В последние десятилетия интерес к культуре вещей – какой она предстаёт как в промышленном дизайне, так и в профессиональном декоративно-прикладном искусстве – повысился и среди широкой публики, и в деловом мире. Как никогда прежде в дискуссиях о том, какими должны быть предметы быта и потребительские товары, отражались заботы о качестве и окружающей среде. Сегодня дизайнеры привлекаются частными компаниями гораздо шире, чем это было 15-20 лет назад. Заказчики художественного оформления для общественных мест также прибегают к помощи профессиональных дизайнеров или художников-прикладников, стремясь соединить технику с благоприятной средой под знаком красоты. В последние годы проблемы дизайна не обходят вниманием и государство, проявляющее к ним больший интерес, чем прежде. В 1999г. была образовании комиссия по их изучению, а затем, начиная с 2001г., Министерство культуры увеличило размеры ассигнований на соответствующие цели, в частности, на просветительские мероприятия и исследования, связанные с декоративно-прикладным искусством и дизайном.
Шведский дизайн сохраняет высокий класс и вполне конкурентоспособен на международной арене. Однако число производителей товаров повседневного пользования в Швеции уменьшилось за несколько лет до уровня, которые находят угрожающе низки. Фарфор, бытовое стекло, столовые приборы, текстильные изделия для дома в Швеции теперь производятся лишь в очень ограниченном объёме. Развитие здесь пошло по тому же пути, что и во многих других западных странах: производство по экономическим соображениям размещается за границей, преимущественно в юго-восточной Азии. Как ни парадоксально, но число искусных мастеров – промышленных дизайнеров и художников-прикладников – возросло. Молодые художники-конструкторы – выпускники таких дизайнерских вузов, как Профессиональная художественная школа в Стокгольме и Высшая школа дизайна и декоративно-прикладного искусства в Гётеборге – реалистически представляют себе действительность, будущие перспективы и собственные возможности. Дизайнерское образование в этих, а также более молодых дизайнерских школах – Высшей школе дизайна в Умео и на отделении дизайна архитектурного факультета Высшей технической школы в Лунде – находится на высоком международном уровне.
Но чтобы полностью представит картину шведского дизайна в наши дни нельзя не упомянуть об известной фирме «ИКЕА». К 90-летнему юбилею Нобелевской премии фонд Нобеля заказал уникальный сервиз. Этому предшествовали бесконечные дискуссии о качестве и вкусе. Результат, явившийся соединением старого и нового, в 1992 году удостоился премии «Выдающийся шведский дизайн». Авторами Нобелевского сервиза были Карин Бьёрквист (фарфор), Гуннар Сюрен (столовые приборы и стекло) и Ингрид Дессау (текстиль). Так вот в том, что касается эксклюзивности, «ИКЕА», пожалуй прямая противоположность «Нобелю». Тем не менее, «ИКЕА» – самая известная эмблема шведского дизайна во всём мире, самого что ни на есть шведского по своей сути. Сегодня «ИКЕА» распространяет его в 33 странах. Компания тоже привлекает к созданию своих коллекций именитых дизайнеров, хотя надо сказать, что определяющим фактором в проектировании является логистика – разработка таких конструкций, которые позволяют упаковывать изделия в плоские пакеты, удобные для дистрибуции. Вместе с тем, оформление изделий, их «наружность» важны и существенны. Большая часть ассортимента «ИКЕА» создаёт ясный, светлый настрой, характерный для демократических традиций шведского дизайна. Нобелевский сервиз и «ИКЕА» – это как бы символическое отражение разнополюсности в широком диапазоне шведского дизайна.
В последние годы всё интенсивней становятся споры по эстетическим вопросам дизайна. В центре дискуссий – то, что для многих прежде было само собой разумеющейся сущностью шведского дизайна: простота, сдержанность, функционалистская ориентация. Критики же полагают, что эта простота – не более, чем одна из тенденций среди множества других. К их хору присоединяются и другие, молодые дизайнеры, возражающие против строгого минимализма. Сандра Аль, например, создаёт вазы и сосуды, дизайн которых идёт вразрез с прежним т.н. «идеалом вкуса». Густав Нурденшёльд делает вешалки для полотенец, похожие на зубы хищных зверей, соединяя функциональность с фантазией. В то же время линия «обтекаемых» по форме рюкзаков «Боблби» Юнаса Бланкинга «дышит» высокими технологиями, тогда как Миа Э Йоранссон демонстрирует чаши с очаровательными розовыми бутонами. Шведский дизайн начала 21-го века воистину многогранен!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Скандинавские страны (в частности Швеция и Финляндия) оказали огромное влияние на развитие современного дизайна в европейских странах.
Историю скандинавской культуры и дизайна можно проследить на постоянно действующих выставках, которые проходили и проходят в различных европейских странах и на других континентах.
История развития дизайна неразрывно связана с социальными изменениями, происходившими в обществе стран Северной Европы.
Для развития дизайна и культуры скандинавских стран и Финляндии большое значение имеют международные выставки достижений дизайна в разных отраслях.
ЛИТЕРАТУРА
1)Булавенко О.А. Мир финнов, – СПб. – 2004
2)Папаскири Т.В. Искусство и дизайн стран северной Европы. – М.- 2001
)Журнал «Идеи вашего дома» №10. Папаскири Т.В., Кириленко И.В. Скандинавский дизайн мебели. Истоки и современность.
)Журнал «Финфо» – «Финский дизайн нового тысячелетия». Издание Отдела печати и культуры Министерства иностранных дел Финляндии. Хельсинки – 2001
)Журнал «Культура Швеции» издано шведским институтом, – 2002
)«Мир финнов» О.А. Булавенко, Санкт-Петербург 2004г.
7)www.finpro.ru <http://www.finpro.ru>
8)www.finljandija.ru <http://www.finljandija.ru>
9)www.timeout.ru <http://www.timeout.ru>