- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,39 Кб
Ранние отцы и апологеты
Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия
КОМПЛЕКТ МИНИ-РЕФЕРАТОВ
(Патрология)
"Ранние отцы и апологеты"
Выполнил: Аристов Дмитрий Сергеевич, иеродиакон
Студент: 2 курса ЗО бакалавриата
Санкт-Петербург 2015 г.
Содержание
1. Дидахи как древнейший катехизис: структура, главнейшие идеи, особенности, учение о таинствах
. Пастырь Ерма: цель написания, особенности жанра, богословие
. Главнейшие богословские темы посланий сщмч. Игнатия Антиохийского
. Сравнительный анализ учения о Священном Предании у сщмч. Иринея Лионского и Тертуллиана
. Основные темы произведений сщмч. Киприана Карфагенского «О падших» и «О единстве Церкви» – общее и особенное
. Учение о семенах Слова у св. Иустина Мученика и Климента Александрийского (св. Иустин Мученик «1-ая Апология» и Климент Александрийский «Строматы» (по Кн. 1., гл. 1 – 13, 19 – 20)
Список использованных источников
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… (Мф. 28, 19)
1. Дидахи как древнейший катехизис: структура, главнейшие идеи, особенности, учение о таинствах
«Дидахе» или «Учение Господа (преданное) через 12 Апостолов народам» по праву может считаться древнейшим и заслуживающим внимания памятником литературы эпохи раннего христианства. Об авторе учения сложно что-то сказать, но то что он был последователем апостолов и был посвящен в их проповеди и произведения, это однозначно. В учении изложены, в довольно сжатом виде, основные направления жизни и деятельности христианина и организации церкви. Все написанное в рукописях это изложение учения Господа, проповеданное через двенадцать апостолов всем народам.
«Дидахе» по своей смысловой значимости и характеру изложения материала представляет сборник напоминающий древний катехизис, который состоит из нескольких частей содержащих катехизические, литургические, дисциплинарные и эсхатологические (апокалиптические) поучения. Учение 12 апостолов тесно связано с книгами Ветхого и Нового Завета. Данный факт вызывает определенные споры относительно времени происхождения «Дидахе». Некоторые говорят, что до Рождества Христова, для катехизации язычников. Большинство исследователей относит время создания «Дидахе» ко второй половине I, возможно первой половине II веков. Это было время становления христианской церкви, существующей уже отдельно от иудейских синагог, но все еще подверженной влиянию иудейской культуры, религии и образа жизни. Основываясь на времени создания «Дидахе», можно с большой уверенностью констатировать, что данное произведение является первым освящающим учение о «двух путях»: «один – жизни и один – смерти…» (Дид. 1, 1).
Очень тесно первые катехизические главы «Дидахе», где описаны два пути, перекликаются с Новым Заветом, с Нагорной проповедью Спасителя, в Его притчах и разговорах с фарисеями и саддукеями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). Высокая нравственность двух путей уходит корнями в глубокую древность в Ветхий Завет: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30, 15).
Автор затрагивает путь воссоединения Церкви Христовой, которая рассеяна по всем сторонам земли и все ее члены должны соединиться во едино, через Евхаристию. Причем в Евхаристии могут принимать участие только крещенные, исповедавшие свои грехи и примирившиеся с ближними. Воссоединение Церкви возможно, если христиане будут благоговейно почитать апостольское Предание и бережно относиться к нему, т.к. «апостольское учение есть знамя истины, с которым Церковь всегда должна сообразовываться.» Пусть не стало 12-ти апостолов, но Церковь была и остается в учении этих великих мужей, проповедовавших слово истины от Спасителя. В «Дидахе» содержатся указания о крещении: «крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде» (Дид. 7, 1), полностью соответствующее описанию в Евангелии: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф., 28, 19). Кроме того, перед крещением, а также по средам и пятницам устанавливается пост, с чтением молитвы «Отче наш». Можно сделать вывод, что автору произведения, известно учение о Святой Троице. Оно не вызывает ни какого сомнения и является общепринятым. Отец является Святым праведным Творцом создавшим человека: «Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего…» (Дид. 10, 3). Сын есть ни кто иной как Иисус Христос и Бог Отец открыл нам ведение, веру и спасение от смерти: «чрез Иисуса, Отрока» Своего (Дид. 10, 1). Святой Дух является Богом наравне с Отцом и Сыном и: «хула на Духа не простится человекам…» (Мф. 12, 31) и «этот грех не отпустится» (Дид. 12, 7).
В заключении произведения автор особое внимание уделяет концу мира, явлению человека погибели: «и тогда явится мирообольститель, как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса…» (Дид. 16, 4) воскресению праведников, пришествию Господа «грядущего на облаках небесных» (Дид. 16, 8). Во всех стихах этой главы четко прослеживается тесная связь с синоптическими Евангелиями и посланиями апостола Павла. «Дидахе» может считаться катехизическим произведением являющимся поучительным для наставления христиан, к сожалению только в первые века становления Церкви, вероятно до начала VI века, затем про него забыли.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 3, 2)
2. Пастырь Ерма: цель написания, особенности жанра, богословие
«Пастырь» Гермы или Ерма, является древним памятником христианской литературы периода мужей апостольских, причем одним из самых трудных в понимании и самым объемным. Свое название произведение получило из-за описания видений, показанных автору ангелом представшим в виде пастыря (пастуха). Данное произведение по своему характеру и жанру написано в виде Откровения, как и Апокалипсис Иоанна Богослова. Но в отличие от Канонической книги, ангелы приходящие в видениях объясняют автору все, для лучшего понимания читателями. Состоит «Пастырь» из трех частей: Видения, Заповеди и Подобия (Притчи).
Многие христиане считали произведение священной книгой, а богословы даже приписывали его к каноническим книгам Нового Завета. Следует заметить что книга была широко распространена среди христиан первых веков, но сравнительно не долго, ориентировочно до IV в. и в дальнейшем ее постигла судьба подобная «Дидахе», про нее забыли. Профессор Епифанович С.Л. считает, что скорее всего время написания «Пастыря», приходится на период после гонений императора Траяна, в относительно мирное правление Антонина Пия и в ожидании гонений Марка Аврелия, т.е. около 130-140 гг..
Про автора книги и времени написания существует несколько предположений: Ерм – современник священномученика Климента Римского; про него пишет апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. 16, 14); Герма творил при папе Пие I, епископе Рима с 142 по 154 гг.. Скорее всего автор, судя по идеологии произведения, был выходцем из низов, разбогатевшим на торговле, но в последствии обедневший. Как пишет Ерм, хотя не факт, что его звали именно так: у жены был сварливый характер и она отличалась «недержанием языка», дети отреклись от Христа, предали родителей и вели беспутную жизнь. Кара Божия из-за этого постигла Ерма и он лишился своего благосостояния. После раскаяния они получили надежду на спасение.
Автор «Пастыря» продолжает традиции пророчеств и описания видений исходящих именно от Бога. Ерм объясняет их довольно просто и доходчиво, поэтому многие верующие принимают произведение достаточно близко. Скорее всего, благодаря этому «Пастырь» включили в Синайский кодекс. Главной целью автора книги был призыв христиан к покаянию и выработка системы этических и нравственных норм. Пока идет строительство башни (Церкви) можно покаяться, затем Второе пришествие и конец мира.
С богословской точки зрения догматы Ерма порой очень смутны. Например, в учении о Боге понятие «Отец» встречается редко, чаще всего Ерм называет Его «Господом», хотя уже в те времена это имя относится обычно к Христу. Бог предстает как Господин над своими рабами, а не как Отец своих чад. Автор говорит что Бог присутствует везде и непостижим: «Он все объемлет, Сам будучи необъятен… ни умом постигнут» (Зап. I, 1). Он Творец мира обладающий большой силой, и «Владыка» любой твари, основатель неба и земли на водах, а не только людей, наконец Бог: «всемощною Силою Своею создал Свою святую Церковь, которую и благословил». Бог изменит небо, землю и моря, уровняет все для своих избранных «если они соблюдут заповеди Божии, полученные ими с великою верою» (Вид. I, 3, 3).
Про лиц Святой Троицы автор говорит очень запутанно и двусмысленно. Имени Иисуса Христа не упоминается, а говорится о «Спасителе» и «Сыне Божием». Лица Святой Троицы иногда неразличимы: «Сын есть Дух Святый» (Под. V, 5, 2), скорее всего здесь «Дух Святой» обозначает Божество Сына. Ерм подчеркивает и божественную природу Сына. При сотворении мира Отец и Сын были вместе, т.к. Сын древнее тварных существ, но является как бы «новой дверью для того, чтобы желающие спастись через нее вошли в царство Божие» (Под. IX, 12).
Церковь в «Пастыре» представлена в двух образах. Первый: «Кто, ты думаешь, та старица… Она есть Церковь Божия» (Вид. II, 4, 1). В виде Церкви-старицы приходит к Ерму «Дух Святой», а Он «есть Сын Божий» (Под. IX, 1, 1). Старая она, т.к. создана «прежде всех» и ради нее «образован мир» (Вид. II, 4, 1). Образ второй: «башня, которую видишь строящейся, – это я, Церковь…» (Вид. III, 3, 3). Строится она на воде, которая является символом Крещения, потому-что жизнь «будет спасена через воду» (Вид. III, 3, 5).
Во главе строительства башни Архистратиг Михаил и «шесть мужей», а строят ее, нося камни, «великое множество мужей… и сверх того еще очень многие славные мужи» (Под. IX, 6, 1), которые «первозданные ангелы Божий» (Вид. III, 4, 1) и участвуют в Совете Божием (Под. V, 6, 4). У человека тоже есть два ангела: «Ангел правды», а другой – «ангел лукавства». Камни это люди: апостолы, епископы, учителя, диаконы, пресвитеры, мученики и прочие. Камни без изъянов, это те которые ходят в святости, а с изъянами грешники, которые могут покаяться и быть использованы в строительстве. Но есть такие которые не получат прошения – вероотступники и нераскаянные (Вид. III, 5-7). Такое суждение автора может быть расценено, так, будто воплощение было совершено в Лице Духа, а Сын Божий наравне с Ангелами находился с Отцом.
В видении существует еще одна башня построенная на большом древнем белом камне, с дверью. Камень это образ Сына Божиего, как уже написано ранее про Лиц Святой Троицы. В данном моменте подразумевается то, что «никто не войдет в царство Божие, если не примет имени Сына Божия» (Под. IX, 12). У автора это «имя» отождествляется с Христом. А Сын держит Церковь Христову, тех людей «которые от всего сердца носят Его имя» (Под. IX, 14, 5-6). Церковь, являясь венцом творения, можно понимать как некий «Домостроительный план» созданный Богом необходимый для спасения людей. Сын Божий, краеугольный камень в основании на котором основана Церковь, типичное представление о Христе как о камне.
Ерм не обходит стороной и два Таинства Крещения и Покаяния, как необходимым средствам для спасения души. Без соединения человека со Христом в Таинстве Крещения человек остается мертв, но «как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь». Под печатью в данном случае подразумевается вода «в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми». Интересная мысль проскальзывает про ветхозаветных праведников, что они тоже были крещены апостолами: «те, которые почили прежде, нисходили мертвыми, а вышли живыми» и приняли имя Сына Божия, поэтому оказались их камни в башне (Под. IX, 16).
Тема Покаяния прослеживаемая во всей книге и занимающее центральное место, должна привести христианина к мысли о сердечном раскаянии и следованиям заповедям Христа. Потому, что Покаяние «есть великий разум» (Зап. IV, 2, 2-4). Ерм не признает возможность единственного Покаяния перед Крещением. Ерм уточняет, что если после Крещения, христианин «будучи искушен диаволом, согрешил, то он имеет одно покаяние», но если это происходит постоянно «то бесполезно для такого человека покаяние и жизнь его будет трудной» (Зап. IV, 3, 1-6). Только в постоянном раскаянии и чистосердечии возможно спасение человека.
Един есть врач Иисус Христос – Богочеловек. Сщмч. Игнатий Антиохийский (Ефес. 7, 2)
3. Главнейшие богословские темы посланий сщмч. Игнатия Антиохийского
Послания священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского приобрели огромную славу в Древней Церкви и пользовались популярностью в дальнейшие времена. Св. Игнатий был непосредственно знаком с апостолами и носил еще одно имя Богоносец и для него это было не прозвище. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал, что св. Игнатия был эталоном добродетели и воистину проявил себя достойным епископом, казалось через него говорил сам Господь: «Благодать Духа сплела Тройственный венец и украсила им эту святую голову». Он был казнен при императоре Траяне, в Риме между 107 и 118 гг.: «О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностию бросились на меня» (Рим. 5).
История сохранила для нас 7 подлинных посланий св. Игнатия которые обращены к малоазийским Церквам, их связывают вопросы единства Церкви, роли епископства, большой опасности еретических заблуждений и др. В отдельных посланиях освящены темы: мученичества и пастырского служения.
Св. Игнатий со свойственной ему пламенной любовью к Спасителю отвергает ересь докетизма: «Этого иные не признают в нем и отвергаются Его…» (Смирн. 5) и ересь тех, кто навязывал христианам принять иудейство, призывая: «Не обольщайтесь чуждыми учениями…» (Магн. 8). Обличая ересь иудейства св. Игнатий также утверждает, что нельзя быть холодными к Божией благости, если стали христианами, то и жить надо по закону Христа, иначе придет погибель. Глупо призывать Имя Христа, а все делать как иудеи «ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство…» (Магн. 10).
Пламенная сердечная любовь ко Христу стала причиной постоянного упоминания о нем в посланиях: «Ни видимое, ни невидимое – ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу» (Рим. 5). При этом он четко разграничивает две природы Спасителя: «Един, есть Врач, телесный и духовный…» (Ефес. 7). О единстве Бога и человека в Личности Христа св. Игнатий говорит впервые в богословии и стоит у истоков учения о «взаимообщении свойств» двух природ Спасителя: «Ожидай Того, Кто выше времени – безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым…» (Пол. 3).
Божественные предикаты соотносятся с Человеком – Христом, а человеческие – с Логосом. Христос не подверженный страстям, ради людей подвергает Себя страданию. Рождение и смерть Спасителя разрушили смерть, но в Его смерти сияет жизнь христиан и таким образом рождается вера пишет св. Игнатий в своих посланиях (Магн. 9; Тралл. 2).
Тему единения св. Игнатий продолжает в учении о Святом Духе. В Домостроительстве Божием участвуют верующие как «истинные камни храма Отчего», которые возносятся вверх при помощи креста Спасителя, посредством спущенного каната от Святого Духа и только вера их тянет в высоту, «а любовь служит путем, возводящим к Богу» (Ефес. 9). Особенно сильно связь Святого Духа ощутима с Господом и их действие направлено на Церковь.
Именно св. Игнатий впервые в истории назвал Церковь кафолической (Смирн. 8), в смысле: где Господь, там и Церковь и наоборот, только Церковь представляет собой единое, неделимое и живое тело Христово, а Христос для верующих есть «общая наша жизнь» (Ефес. 3). Общая духовная природа кафолической Церкви, раскрывается в местных Церквях, которые также кафоличны, являясь малым образом всей Церкви.
Епископ Церкви это Господь (Рим. 9) и Он был, есть и будет «в едином теле Церкви Своей» (Смирн. 1), а все верующие это члены этой кафолической Церкви, если Отец, по их добрым делам, признал «членами Своего Сына» (Ефес. 4). Очень похожи небесная и земная Церкви, как одна структура, одна кафолическая Церковь, соединенная в одном теле, где во главе – Христос, а Его образ в поместной Церкви – епископ.
Не случайно св. Игнатий говорит «чада света и истины» будьте рядом с епископом и служителями Церкви, это верная защита от лжеучителей, держитесь друг друга, противьтесь «злых учений…» (Филад. 2). В церковных делах и таинствах нельзя ничего делать «без епископа» (Смирн. 8), потому-что главное таинство Церкви Евхаристия – «плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» (Смирн. 7), как и другие таинства, должны совершаться именно епископом или пресвитерами.
У св. Игнатия, тесно переплетаются два учения, в которых центром является христианская жизнь, в которой без Евхаристии нет продолжения бытия. Он знает о грядущем воскресении и ждет его, но всем дает понять, что начало этого великого события совершается на земле. Это «врачевство бессмертия», которое нас предохраняет от смерти и дарует жизнь вечную в Спасителе нашем Иисусе Христе (Ефес. 20).
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены… (2 Фес. 2, 15)
4. Сравнительный анализ учения о Священном Предании у сщмч. Иринея Лионского и Тертуллиана
Священное Предание является первоосновой и источником знаний для Священного Писания. Если человек безоговорочно доверяет Священному Писанию, то и Священное Предание для него также должно быть истинно. В Священном Предании с древних времен сохранились слова Спасителя и Его верных помощников – Апостолов, которые запечатлели для нас мужи апостольские и святые отцы. Только под воздействием Святого Духа было возможно появление Священного Предания и Священного Писания.
Святые отцы и церковные апологеты внесли большой вклад в дело разъяснения Священного Предания. В своем творчестве они внесли большой вклад в богословие ранней Церкви. И хотя многие отпали впоследствии от Христианской Церкви, пойдя по пути еретиков, но их учения о Священном Предании абсолютно не идут в разрез с учением Церкви. В своей работе я кратко остановлюсь на сравнении учений о Священном Предании у сщмч. Иринея Лионского и Тертуллиана.
В третьей книге сщмч. Иринея Лионского «Против ересей», он открыто обличает еретиков в отрицании Священного Предания, которое «происходит от апостолов» и хранится в лоне Церкви «чрез преемства пресвитеров». Он замечает, что еретики «противятся преданию», говоря, что только у них истинная вера и выставляя себя умнее пресвитеров Церкви и выше Апостолов. В учении о Церкви, сщмч. Ириней вводит понятие апостольского преемства, как верного способа передачи истин веры от Спасителя к народу. Ибо все желающие видеть свет «могут во всякой церкви узнать предание Апостолов, открытое во всем мире», через их преемников епископов.
Церковь в лице епископов и пресвитеров твердо и неизменно хранит истину, полученную от апостолов и этим обличает еретиков, т.к. последние «бредят» в своих попытках внести новизну. Сщмч. Ириней приводит пример передачи Церковного Предания и слов истины через служение в Церкви. Апостолы устроив Церковь на земле вручили ее епископу Лину, а затем двенадцатый «жребий епископства» получил Элевфер. По мнению сщмч. Иринея, именно таким образом Вера и Предание сохраняются в Церкви от времен апостольских и так утверждается истина.
В отличие от епископов, еретики появились гораздо позже. Они не видят истины и не понимают куда идут, заблуждаясь всю свою жизнь. Их учения изобилуют прорехами и огромными дырами, в них нет «согласия и связи». А те кто принадлежит к Церкви Христовой, держат свой путь во все концы вселенной, они имеют врученное Апостолами Предание и убеждают нас в единстве веры. Т.к. един Бог Отец от которого воплощается Сын Божий и исходит Дух Святой, едины и заповеди данные Спасителем и устройство Церкви апостольской. И все ждут пришествия Сына Божия для спасения душ и телес наших.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, пожалуй самый примечательный писатель эпохи раннего христианства. В одном из своих трудов «О прескрипции [против] еретиков» взяв за основу слова Священного Писания, что Отец известен только Сыну или тому, «кому Сын открыл» (Мф. 11, 27) делает вывод, что Сын открыл только апостолам сокровенные тайны и «послал их на проповедь того именно, что Он им открыл». Человеческая душа родственна Христу, т.к. «сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1, 27) и «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7) и ожила человеческая душа.
Божественное в человеке открывается через его нравственную составляющую, через отношение ко Христу, через Священное Предание и именно это отличает нас от других существ. Находясь в мире христианство может достичь господства над совестью людей, верующих во Христа и тех кто приходит к Нему. Но возможно это только после того, как установится взаимопонимание между Христом воплотившимся и находящимся внутри нас, лишний раз доказывая, что «душа человеческая по природе христианка».
Только кафолическая Церковь пользуется «неповрежденным Писанием», бережно сохраняет и толкует Его. Учение кафолической Церкви появилось гораздо раньше остальных учений, и именно это неоспоримое «свидетельство истины» и первенства. Только учение Церкви необходимо принять как истину, именно в нем заложено предание апостольское, которое они получили от Спасителя, а Он «от Бога». Все остальные учения по праву могут считаться подложными и еретическими.
Рассуждая об апостольском предании, Тертуллиан соглашается со сщмч. Иринеем. Он пишет, что если какие-либо ереси и могли быть отнесены ко временам апостольским, а также выданы за предания апостолов, то не нашлось бы такого количества епископов идущих «от начала через преемство». Тем более, что не могло быть у них в наставниках апостолов или мужей апостольских. Примечательно, что учение апостолов никогда не искажалось епископами или апостольскими мужами, в отличие от еретиков, что подтверждает подлинность и истинность апостольского предания. Апостолы учили народ истинной вере, в соответствии с Преданием, мужи апостольские также не отклонялись от этого курса.
Раздор не может удостоиться Царства Небесного и награды от Христа… Сщмч. Киприан Карфагенский
. Основные темы произведений сщмч. Киприана Карфагенского «О падших» и «О единстве Церкви» – общее и особенное
В своей книге «О падших» святитель Киприан говорит, что гонения и страдания обрушились на Церковь именно за грехи христиан. Потеряв бдительность они проводили дни свои крайне безнравственно, пренебрегали верою и наставлениями апостолов. Слишком долго жили они (христиане) в мире и спокойствии, что было чрезвычайно вредно для учения Христова. Народ позабыл о духовной чистоте, времен апостольских, заботился только о своем благополучии, богатстве, многие совершали жертвоприношения и клятвопреступления, ненавидели предстоятелей Церквей. Именно поэтому Господь устроил все так, «чтобы случившееся казалось более испытанием, чем гонением».
После окончания гонений встает вопрос о судьбах отступников. Очень многие люди претерпевшие гонения, муки пыток и страдания думали, что только они могут судить отступников. Но святитель Киприан считал, что только епископы должны нести ответственность за примирение с Церковью отступников и этому «должно предшествовать искреннее покаяние». В тоже время святитель Киприан считал, что нельзя слишком мягко относиться к падшим. Грех отступничества на земле не отпускается, один Господь может помиловать грешника и простить его, если будет осознана глубина падения: «Покаяние не должно быть менее преступления».
В результате ожесточенных споров о судьбе отступников, группа пресвитеров – исповедников, недовольная решением Карфагенского собора, основанного на мнении святителя Киприана, откололась от Церкви. Поэтому в своем сочинении «О единстве кафолической Церкви», святитель Киприан предлагает свой взгляд на вопрос единства Церкви. Ссылаясь на Священное Писание, он говорит о том, что могущество Вселенской Церкви возможно при существовании поместных Церквей, как «одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…» (Еф. 4, 4-6).
Луч отделенный от Солнца тускнеет, ветвь отломленная от дерева теряет способность расти, ручей отрезанный от реки высыхает, без единства не возможно их дальнейшее существование. Таким образом Церковь, «озаренная светом Господним», пускает лучи по всей вселенной от единственного, нераздельного источника. Невозможно спасение вне Церкви, как не возможно было спасение во времена потопа, никто не смог выжить кроме Ноя и его семьи. Господь призывая к единению, указывает на апостола Петра и говорит, что «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18-19). Апостолов много, но они едины духом, как должны быть едины епископы и едина Церковь Христова.
Ереси и расколы изобрел сатана, чтобы низложить веру, оторвать людей от Церкви, извратить истину и разъединить всех. Гордый и строптивый ум вредит человеку, не дает ему покоя и мирного сосуществования с ближними, сеет раздоры и хаос – утверждает святитель Киприан. Но порою Господь попускает расколы, чтобы отделить «плевелы – сыны лукавого» от пшеницы (Мф. 13, 38) и рассмотреть где вероломные враги, а где преданные друзья.
Святитель Киприан твердо уверен, что только в Спасителе, как в Главе единой и неразделимой Церкви, возможно спасение человека. Только так можно обрести жизнь вечную. Очень страшно становится за тех, кто разрывает с Церковью Христовой, хулит Бога и отрекается от Него. Господь может пребывать только среди верных, миролюбивых и исполняющих заповеди Его, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
6. Учение о семенах Слова у св. Иустина Мученика и Климента Александрийского (св. Иустин Мученик «1-ая Апология» и Климент Александрийский «Строматы» (по Кн. 1., гл. 1 – 13, 19 – 20)
В древней греческой философии возникло понятие Логоса, утвердившееся в последствии в христианском богословии и обогатившееся христианским содержанием. Возводя эллинскую философию в один ранг с иудейским законом, апологеты называют ее путеводной звездой, указывающей путь ученикам, ведущий ко Христу и соответственно к совершенству. Христианское учение не может содержать в себе ничего странного и не обычного, оно тесно переплетается с греческой мифологией и философией.
Христианские апологеты утверждают, что «Виновником всяких благ является Бог», а само христианство развивает «семя от Бога, Слова», которое от рождения дано всем верующим. С нравственной стороны Господь, промыслительно заботясь о человеке, воспитывает и просвещает как отдельных людей, так и весь человеческий род, «христианство заключает в себе высшее обоснование его просветительной философии». Если народы жившие до Христа поступали как учит Слово Господне, то можно причислить их к христианам, а сам Господь является воплощением божественного Слова.
Как человек происходит из капли семени, так истинно Воскресение Христово, говорит св. Иустин Философ в своей «Апологии». Все произошли от Одного Бога: христиане, иудеи и язычники, всем Он один является Отцом и Судьей, именно Логосу-Христу причастен весь человеческий род. В своем учении о «семенном Логосе» св. Иустин указывает читателю на высокую нравственность христианской религии. Человеческий разум подобен «семени Логоса», это не простая машина для обучения премудростям и наукам, он есть источник Богопознания, нравственное начало и основа духовной жизни.
Единственного сеятеля «Слова» приводит в своем произведении «Строматы», христианский апологет и проповедник Священного Писания Климент Александрийский. Логос говорит людям в Ветхом Завете, присутствует в эллинской философии и в конце приходит на землю и воплощается от Пресвятой Богородицы и Духа Святого, исходящего от Бога Отца. Божественное Слово, руководит человеческим разумом, который и является источником истины спасающей от вечной смерти.
Различные пути для спасения человека подготавливает мудрость Божия, которые «и по количеству многочисленны, и по качеству многообразны» и Господь по великой любви Своей использует различные средства. От начала мироздания Бог засеял земли семенами, которые смогли взойти и один Он способен обработать «человеческую почву». Но только если сами люди стремятся к богопознанию и истине. И поскольку истина заключена в самом Логосе, то «Слово спасения названо здравым учением».
Климент в своем произведении пишет о том, что и философы научившиеся в своем деле и достигшие определенной мудрости могут прийти к Богу. Он обосновывает необходимость философии как промежуточного звена при подходе к Церкви. Она была дана эллинам как инструмент богопознания. Но только если они не уклоняются к софистам и подобно им не будут искажать истинного учения Господа. Софисты подобны зверям «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15). Обличая софистов, Климент называет их рабовладельцами своих ближних, хитрыми и лукавыми, потому, что их не возможно уличить в обмане и коварных помыслах.
священномученик богословие учение дидахи таинство
Список использованных источников
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1998.
.Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии. / Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. СПб.: Воскресение, 2010. – 608 с.
.Ерм. Пастырь. Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс] // URL: http://krotov.info/acts/02/01/erm_02.htm.
.Игнатий Антиохийский, сщмч. Послания. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/
.Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 томах. Т. 2. Кн. 2. М.: Православная книга, 1994. – 979 с.
.Иустин Философ, мч. Апологии. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/
.Киприан Карфагенский, свт. Книга о падших. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_padshih/
.Климент Александрийский. Строматы. Т. 1 (Книги 1-3). Издание подготовил И.В Афонасин. СПб.: «Издательство Олего Абышко», 2003. – 544 с.
.Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. – 796 с.
.Сидоров А.И. Курс патрологии. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/kurs-patrologii-sidorov/
.Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. – 448 с.
.Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. [Электронный ресурс] // URL: http://iph.ras.ru/elib/Trubetskoy_Uchenie_o_logose.html#_edn37
.Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/
.Феофан, еп., затворник Вышинский. Толкование на книгу «Пастырь» Св. Апостола Ермы. М.: Лествица, 2004. – 288 с.
.Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – 541 с.