- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,07 kb
Ранний гуманизм в Италии
Реферат
на тему: Ранний гуманизм в Италии
Мировоззренческой основой Возрождения стал гуманизм. Идейное содержание ренессансной культуры выразилось в научных, литературных, философских, педагогических и иных воззрениях, которые поставили в центр мира человека. Родиной гуманизма (как и Возрождения) стала Италия. В первой половине ХVв. итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas” (человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus” “человеческий”. Поэтому весьма часто “гуманизм” трактуют как синоним слова “человечный”,”человеколюбие”.
Сами гуманисты (Ф.Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни) употребляли этот термин в том смысле, который вкладывали в это слово во времена Цицерона – самим Цицероном и его современниками. Например, Авлом Гелием, римским ритором II в. н.э. По Авлу Гелию термин «humanitas” означал не только” проявление человечности”, сколько “человеческую натуру”. Авл Гелий писал, что “гуманизм означает не … доброе отношение и благожелательство ко всем людям без разбора”, а называет гуманизмом – “эрудицию и осведомленность в науке и искусствах”. Итак, гуманизм – это “эрудиция и осведомленность в науке и искусствах”, в таком значении этот термин и употребляли сами гуманисты. Одним словом, в Италии ХV-ХVI вв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки (studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina).В противовес studiadivinitatis – познанию божественного (наукам о божественном, составившим основу схоластической системы знания) – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studiahumanitatis, куда входила грамматика, риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология (преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов), история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мира сего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика (должна была сформировать гармонически – духовно и физически – совершенную личность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современной поэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новый комплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого и латинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в которой особое место было отведено светской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека, основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.От термина «studiahumanitatis» ведут начало термины »гуманист» (знаток и приверженец studiahumanitatis) и гуманизм.
Окончательно термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрожджения») сложился в научной литературе ХIХ в. на основе двух понятий «humanitas” (в значении – приущая человеку духовная высоконравственная культура) и “studiahumanitatis” (т.е. термин, обозначивший новый комплекс гуманитарных дисциплин). Профессионально изучением комплекса наук “studiahumanitatis” занимался новый слой людей – главным образом светской интеллигенции (кстати, весьма разнородный по своему происхождению. Среди ее представителей можно было встретить выходцев из самых в общем-то полярных слоев общества – от представителей купеческой среды и потомственных аристократов до сыновей крестьян и ремесленников) – гуманисты.
Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В середине ХУ1 в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэтики, читавших дисциплины комплекса studiahumanitatis на младших артистических факультетах университетов. Хотя в то же время следует сказать, что термин «гуманист» не имел строго профессионального звучания. Скорее он был признанием определенных качеств или (что особенно важно!) степени образованности в науке и искусстве. Безусловно, в Италии ранее всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю литературу, философию, поэзию и т.д.
Итальянский гуманизм захватил три столетия – с ХIV в. до начала ХVII столетия (в странах Северного Возрождения – Германии, Франции и др. – гуманизм начал развиваться значительно позже – только в конце ХУ в. и достиг своего расцвета, а затем и пережил упадок в течение ХVI столетия). По мнению профессора МГУ Лидии Михайловны Брагиной – крупнейшего специалиста в области изучения итальянского гуманизма – последний имел 5 стадий (или периодов) своего развития: 1. Период раннего гуманизма (в Италии) продолжался со второй половины ХIV в. до начала ХV столетия; 2. Следующий период захватил начало ХVв и длился до середины 40-х гг. ХV в.; 3. Третий период – это 40-е—90-е гг. ХV в.; 4.Четвертый – продолжался до 20-30-х г. ХVI в и, наконец, 5 период – охватывал 40-е—90-е гг. ХVI в. (либо начало ХVII в.), особенности первых трех (что объясняется хронологическими рамками лекциионной темы) мы рассмотрим несколько ниже.
Программа становления новой гуманистической культуры в основных чертах была намечена великим поэтом итальянского Возрождения Франческо Петраркой (1304—1374), а ее разработку завершили его последователи и друзья – Боккаччо (1313—1375) и Салютати (1331—1406), чье творчество пришлось на период Раннего гуманизма, охватившего в Италии более 60 лет и закончившегося с уходом Салютати.
Заметим, однако, что итальянцы со времен Ренессанса считают, что начало итальянской литературе Возрождения положили три флорентийских светоча: предтеча Возрождения, “последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени” (переходная фигура от средних веков к Ренессансу) Данте, Франческо Петрарка и Боккаччо. Впрочем, на наш взгляд, более справедливой представляется позиция тех исследователей, которые считают основателем Возрождения Петрарку. И с его творчеством связывают начало итальянского гуманизма.
Великий поэт и мыслитель, первый гуманист и первый человек Возрождения Франческо Петрарка (1304-1374) родился вдали от родного города Флоренции в г.Ареццо, поскольку его отец состоятельный флорентийский нотариус, принадлежавший к партии белых гвельфов, в 1302 г. был изгнан из Флоренции и вынужден был искать приют на чужбине. В 1312 г. Петрарка с семьей попал в Прованс и поселился вблизи Авиньона, который, как известно, в то время был папской столицей (см.”Авиньонское пленение пап”). Случилось так, что сам Петрарка провел в Авиньоне лучшие годы жизни и переселился на родину в Италию лишь в ее конце. Учился Петрарка в двух университетах – в Монпелье и в Болонье, где изучал право, но юристом становиться не собирался. Еще в юности у него появился покровитель – представитель влиятельного рода Колонна – кардинал Джованни Колонна, при дворе которого он прожил ряд лет.Тогда же (в молодые годы) он решил принять духовный сан. Это и позволило Петрарке, получая церковные бенефиции (пусть и очень скромный, но постоянный доход), вести достаточно независимый образ жизни, а затем всецело заняться любимым творчеством.
Долгие годы Петрарка провел на юге Франции (в Авиньоне (с 1326 г.) и Воклюзе (живописная долина около Авиньона, где в полном уединении, предавясь чтению древних авторов, он провел 4 года.Воклюз – время расцвета его творчества, здесь были написаны либо задуманы и начаты почти все его сочинения, такие, например,как “Жизнь знаменитых мужей” – биографии героев Античности, начиная с Ромула; латинская поэма “Африка”, посвященная Сципиону Африканскому Старшему, за которую 8 апреля 1341 г. на Капитолийском холме он был объявлен “великим поэтом и историком Италии”, а его голова была увенчана лавровым венком); много путешествовал (хотя эти путешествия не были деловыми, что было обычным делом для человека Средневековья:“истинной причиной” путешествий было “желание видеть многое”, а это было новым явлением для ХIV в.), бывал в Германии, Фландрии, северных городах Франции, а последние двадцать лет жизни жил в Милане (с 1353 г. у архиепископа Джованни Висконти), Венеции (с 1361 г.), Падуе, Акве (вблизи Падуи с семьей своей незаконной дочери Франчески, где и умер, как он мечтал, внезапно, за столом, склонившись над древней рукописью, не дожив 2 дня до своего 70-летия).
Наследие Петрарки огромно. Его имя обессмертила лирическая поэзия на вольгаре (народный итальянский язык), собранная в “Книге песен” (“Канцоньере”, 366 стихотворений, из которых 317 — сонеты) и посвященная Лауре. Благодаря Петрарке эта авиньонская женщина стала бессмертной. Лауру Петрарка встретил в 1327 г. в Авиньоне, и с первого взгляда полюбил, любил всю жизнь, и своими стихами в ее честь обессмертил. Впрочем, нельзя не признать, что до сих пор существуют исследователи сомневающиеся в реальном существовании этой особы, но столь ли это существенно? Как равно и то, что, вероятнее всего, она была не юной и восторженой поклонницей поэта, а женой дворянина, матерью семейства и скорее всего особой весьма равнодушной к сонетам Петрарки. Важнее другое: эта красавица смогла вдохновить 23-летнего поэта на утонченную любовную лирику, которая до сих пор считается эталоном любовной поэзии Ренессанса и одной из вершин мировой поэзии вообще. Ведь, с “Канцоньере”, в сущности, начинается вся ренессансная поэзия, воспевающая красоту вполне обычной земной женщины. Главным содержанием любовной поэзии Петрарки (в отличие от абстрактной любви поэтов предшествующего времени) было глубоко индивидуальное чувство к городской женщине. Любовные сонеты Петрарки обнажили особый внутренний мир автора и глубину его переживаний.
Часть “Канцоньере” (и это, думается, нельзя не отметить) составляли стихи гражданского звучания: политические канцоны, сонеты против авиньонской курии и т.д. Пожалуй, лучшей политической канцоной считается “Моя Италия”, где Петрарка призвал к единству страны и прекращению междоусобиц.
Помимо “Книги песен” на итальянском языке была создана и аллегорическая поэма “Триумфы”. Большинство же сочинений Петрарки написано на классической латыни. Подчеркнутое предпочтение латинского языка было вызвано увлеченностью поэта древностью. На латыни написаны поэма “Африка” (о героических деяниях победителя карфагенян Сципиона Африканского), эклоги “Буколических песен”, произведение биографичесого жанра “О знаменитых людях”, исповедь “Моя тайна”; ряд трактатов: “Об уединенной жизни”, “О невежестве своем собственном и многих других людей”, “О средствах против всякой Фортуны” и др. Обширный пласт латинских сочинений Петраки составляют его эпистолярные циклы – “Стихотворные послания”, “Старческие письма”, “Письма без адреса” и др. Здесь подняты мировоззренческие и научные проблемы, волновавшие поэта, – философские, этические, религиозные, политические и мн.др.
Идейной доминантой творчества Петрарки стала “любовь к древним”, Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии,философии, истории и мифологии. Он стремился уподобить свою жизнь античному образцу, считал себя преемником поэтов древности и, находя свой век испорченным, искал убежище в Античности. Занятия античностью поглощали львиную долю его времени: он неутомимо разыскивал рукописи (этим также были продиктованы многие его поездки и путешествия), нашел не известные в средние века 2 речи и письмо Цицерона, трактат о красноречии римского писателя Квинтилиана и др. Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений более 30 древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии.В целом, усилия Петрарки положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с Античностью.
Писатели Античности для Петраки были живыми людьми, он писал им письма и мысленно общался с ними. Первым из гуманистов Петрарка очень высоко оценил Платона и, очистив идеи античных авторов от позднейших искажений, использовал их под новым углом зрения. Первым он начал осознавать необходимость критического отношения к древним авторам. И, обратившись к классической латыни, он открыл ее силу и изящество.
Свое увлечение Античностью Петрарка не противопоставлял христианским идеалам, они у него не противоречат друг другу. Мало того, на протяжении всей жизни он пытался примирить языческую Античность и христианство, т.е. Христа с Цицероном. И считал, что светская образованность, знание античной философии, поэзии не противоречит принципам христианства, а скорее наоборот, наследие древних и языческая мудрость (например, языческой поэзии) способны обогатить мир христианства.
Петрарка первым (чем и объясняется сила его воздействия на умы современников) выразил основные принципы гуманизма (В его произведениях содержались в неразвернутом виде все те идеи, которые его преемники развили и затем превратили в стройную систему) и первым почти полностью подчинил свою жизнь занятиям литературой и философией. В сущности, Петрарку можно рассматривать как первого интеллигента в узком смысле слова, поскольку он занимался исключительно умственным трудом.
Главным содержанием его произведений – трактатов и писем – является нравственная философия, рассматривающая эти проблемы. В трактате “Об уединенной жизни”он утверждал, что для того, чтобы иметь возможность погрузиться в науку, нужны уединение и деятельный досуг (в сочетании с науками уединение и есть (по Петрарке) свобода и наслаждение).
Он считал необходимым обращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятий стал термин “humanitas” (т.е. ,как мы уже говорили, дословно “человеческая природа”, “духовная культура”). Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развития комплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его «человечность». В одном из писем он писал, что «Многое весьма удивительное создал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле – человек». Эта мысль о человеке, владеющем могущественным разумом, и легла в основу гуманизма. Далекий от душевной гармонии, человек беспокойной натуры, Петрарка был снедаем внутренними сомнениями и противоречиями (чем в определенной степени также объясняется его страсть к частой перемене мест). Наиболее яркое воплощение колебания Петрарки нашли в трактате “Моя тайна”, написанном в почти 40-летнем возрасте. Это большое прозаическое произведение – исповедь мятущегося в поисках истины человека. В этом сочинении были заложены почти все этические идеи и основные черты мировоззрения Петрарки. Трактат представляет собой диалог Августина и Франциска (т.е. Петрарки). Это спор между двумя сторонами сознания поэта.
Еще при жизни слава о Франческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались.Особенно сильным влияние Петрарки оказалось в поэзии – его”Книга песен” дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма.
Младшим другом Петрарки был итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313—1375). Уроженец Флоренции, купеческий сын, Джованни Боккаччо свои лучшие юные годы провел в Неаполе. Здесь он изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия (сочинения Вергилия, Овидия, Данте) и рыцарская литература. Боккаччо – автор многих поэтических и прозаических произведений, написанных на народном итальянском языке – вольгаре. Первые, наиболее ранние его сочинения – стихи, воспевающие Фьямметту, роман “Филоколо” (начат в 1336 г.), поэма “Филострато” (1338). В 1340 г.Боккаччо вернулся во Флоренцию, где пробовал свои силы на поприще дипломатии и торговли, занимался литературной деятельностью.
В это время он (обратившись к новым жанрам) написал роман в прозе и стихах “Амето, или Комедия флорентийских нимф”,начало ренессансной пасторали; роман-исповедь о любви “Элегия Мадонны Фьямметты”; и возвеличивающую человека лирическую поэму “Фьезоланские нимфы”.
Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл “Декамерон”( в переводе на русский язык означает “Десятиднев”;греческое название этого сочинения в сущности было данью греческому языку, которым Боккаччо овладел одним из первых среди гуманистов), созданный в конце 40-х-начале 50-х гг. Х1У в. “Декамерон” состоял из 100 новелл, рассказанных в течение 10 дней поочередно, уединившимися от чумы в предместья Флоренции, девушками и юношами из благородных семей. Новеллы были популярны среди современников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести).
Кроме того, в своих новеллах автор с необычайной проницательностью раскрыл пестроту окружавшей его реальной жизни с богатством людских характеров и обстоятельств. Герои новелл – это представители разных общественных слоев (купцы, врачи, школяры, ремесленники, судьи и т.д.,являвшиеся этим разнообразным итальянским обществом эпохи Треченто), но вместе с тем люди, ценящие земные, плотские радости и удовольствия (кстати, считавшиеся церковью низменными, так что в данном смысле автор фактически выступил против церковного аскетизма.И недаром официальная римская церковь с неприязнью отнеслась к “Декамерону”, осудив его как произведение безнравственное, и настаивала на отречении автора от своего сочинения).
Вклад Боккаччо в создание литературы Возрождения, безусловно, огромен. Его считают подлинным новатором городской новеллы Ренессанса, жанр которой он довел до совершенства, открыл путь всей новеллистике эпохи Возрождения.
В “Декамероне” и других своих произведениях Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека, с реалистическим изображением нравов своего времени.
“Декамерон” имел огромную популярность в Италии, где Боккаччо имел немало продолжателей (Например, Франко Саккетти, Мазуччо и др.). В Х1У в. его сборник новелл был переведен на французский и английский языки. Сюжеты “Декамерона” в дальнейшем часто заимствовались в писателями-гуманистами других стран Европы (Например, в ХУ1 в. во Франции в подражание “Декамерону” появился ”Гептамерон” Маргариты Наваррской).
Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение “Генеалогия языческих богов” – филологический труд, явившийся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом,“Генеалогия” Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиций новой филологии.
Дело основателей новой культуры продолжил их младший современник и последователь КолюччоСалютати (1331—1406). Представитель старинного тосканского рыцарского рода, юрист по образованию (он закончил юридический факультет в Болонье), Салютати, начиная с 1375 г. и до конца своих дней (т.е. до 1406 г.) занимал должность канцлера Флорентийской республики (Впрочем, до этого он попробовал себя в качестве судьи, нотария и канцлера коммун Тоди, Лукки и Стиньяно).
В своих сочинениях – многочисленных трактатах, речах и письмах – он развивал программу ренессансной культуры. Он считал, что путь к истинному знанию открывает не схоластика, а античная мудрость, заключенная в поэзии, философии, мифологии, а также в раннехристианском учении.В своих трактатах (“О роке, судьбе и случайности”, “О подвигах Геракла”,“О жизни в миру и монашестве” и др.), публицистических письмах, инвективах, посвященных проблемам морали, он (в противовес аскетизму церковной морали) отстаивал идеал активной гражданской жизни, доказывал главенствующую роль этики ссистеме гуманитарных знаний.
Основная заслуга Салютати состоит в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. В своем творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин –studiahumanitatis – включая в них грамматику, филологию, историю, поэзию, риторику, диалектику и педагогику (выдвинув их на первый план), но главное место отводил этике. Особый смысл и значение он придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), трактуя его как цель новой образованности (в ней должны были сочетаться высокий уровень знания, основанного на классическом наследии и разносторонний опыт, активная созидательная деятельность личности). Он считал, что новая образованность поможет глубже проникнуть в смысл Священного Писания, хотя до конца своих дней он не мог примириться с аскетизмом церковной морали. Канцлер Флоренции К.Салютати, ратовавший за распространение гуманистических идей, открыл свой дом для занятий кружка молодежи, из которого вышли в дальнейшем очень известные гуманисты Италии Леонардо БруниАретино, ПоджоБраччолини, Пьетро Паоло Верджерио.
В сущности, деятельностью Салютатив начале ХУ в. завершается шестидесятилетний этап раннего гуманизма в Италии. На этом этапе была выдвинута программа построения новой культуры на основе комплекса гуманистических дисциплин studiahumanitatis. Его главными итогами были переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация наследия Античности и зарождение ренессансной литературы. Выдвинутую же в этот период гуманистическую программу претворили в жизнь люди Кватроченто (т.е. ХV века.).
На ХV век приходятся соответственно второй и третий периоды итальянского гуманизма.
Список источников литературы
1. Баткин Л. М.. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. Изд. на ит. яз. 1990.
2. Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995.
3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002
4. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977
5. Корелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография, т.1-4, СПб, 1914
7. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново, 1993
8. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000