- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 533,4 Кб
Ранний Ренессанс
Уральский государственный экономический университет
Нижнетагильский филиал
Контрольная работа по
Мировой культуре и искусству
На тему: Ранний Ренессанс
Выполнил: Попова Е. М.
СКС1 и Т
Проверил: Адам Д. А.
Нижний Тагил
Содержание
культурный ренессанс возрождение антропоцентризм
Введение
1. Общая характеристика культуры Ренессанс
2. Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития
. Представители
Список литературы
Приложение
Введение
Ренессанс – целая эпоха в развитии европейской культуры, последовавшая за Средними веками, и характеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма, эпоха расцвета литературы и искусства. Начало эпохи Возрождения обычно относят к 14 в., а вся эпоха продолжалась в течение 14 – 16 вв. Историки разделили эпоху Возрождения на Раннее, Среднее, Высокое и Позднее Возрождение.
Возрождение, Ренессанс – пора становления современной западной культуры. Ориентиры и принципы культурного развития, выбранные народами Европы в этот период, господствовали на Западе вплоть до рубежа 19 и 20 столетий; они сохраняют значение и поныне.
Ключевая особенность эпохи Возрождения – её переходный характер. Ренессансные мыслители и художники жили и творили в христианской средневековой культуре, но были устремлены в будущее, которое представлялось им принципиально иным, чем прошлое. Мир и человек приобретают в эту эпоху подчёркнуто обожествлённые черты: человек – сотворец Бога, мир природы – пронизанная божественными энергиями реальность.
Принято считать, что само понятие "Ренессанс" ("Возрождение") было окончательно утверждено в правах историком искусства середины 16 в. Джорджо Вазари (1511 – 1574). Он вводит в своём труде "Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), когда говорит об упадке со времён античности живописи, скульптуры и архитектуры и оценивает поступательный ход возрождения этих искусств.
Эпоха Ренессанса, с точки зрения современного историка, не имеет статуса эпохи – это лишь сравнительно небольшой, в три века, отрезок исторического времени, именуемого Средними веками. Перемены в эти три века произошли главным образом в сфере искусства и литературы, а не в области экономических и социально-политических отношений. Однако именно Возрождение впервые осознало себя эпохой и приняло название, исходя из своего положения в ряду других эпох. Язычник ведёт счёт времени на поколения, подчиняясь тем самым закону природного круговорота. Христианин исходит из противопоставления земного времени небесной вечности.
Называя себя эпохой, Ренессанс делает мерилом времени историю человечества.
Немецкий искусствовед и историк Я. Буркхардт в своей книге "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) представил Ренессанс как время небывалого духовного подъёма и расцвета, как время прогрессивного величайшего переворота во всех сферах человеческой деятельности.
. Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития
История Возрождения постоянно свидетельствует о переходном характере эпохи. Встреча культурных тенденций уходящего Средневековья и нарождающегося Нового времени насыщает Ренессанс противоречиями и порождает странные, но почти типические для того времени фигуры: церковный иерарх – поклонник языческой античности; серьёзнейший учёный – маг и алхимик; жестокий и вероломный тиран – щедрый и тонкий меценат.
Гуманитарное знание Ренессанс начинается с переводческой деятельности. Возвращаются к жизни греческие и восточные учения, излагающие магию и теургию, пользовавшиеся огромной популярностью в этот период. Среди наиболее известных сочинений по магии были "Корпус Герметикум", "Халдейские оракулы". Возрастал также интерес к Каббале – магической доктрине средневекового происхождения, но имевшей древние корни.
Переводились и произведения иного плана. Например, в 1488 году во Флоренции выходит первое печатное издание Гомера. В средневековой Европе его знали исключительно по цитатам латинских писателей и Аристотеля, к тому же поэтическую славу Гомера полностью затмевала слава Вергилия.
Средневековье также мало интересовалось диалогами Платона (за исключением "Менона", "Федона" и "Тимея"). В 15 в. все диалоги были переведены Леонардо Бруни на латинский язык и получили большое признание. В 15 в. в Западной Европе распространяется греческий язык.
Индивидуализм и антропоцентризм В Раннем Ренессансе (1320-1500) на первый план в культуре выдвигается свободная человеческая индивидуальность, мыслимая телесно, объёмно и трёхмерно, а не аскетически-символически, как она мыслилась в Средние века. Человек обновляется в артистически-эстетической самоудовлетворённости, в наслаждении красивой жизнью, о трагической напряжённости которой ему пока ещё не хочется думать. Для подлинного представителя Ренессанса всякий морализм представлялся наивным и даже смешным, возрожденческий человек исходил, прежде всего, из беззаботно-привольного мироощущения, и весь Ренессанс есть борьба между этой беззаботностью и постоянным поиском подлинного более основательного фундамента человеческого поведения.
Руководитель "платоновской академии" во Флоренции гуманист Марсилио Фичино (1433-1499) пытался создать обоснование возрожденческого индивидуализма на основе переосмысления философской традиции, полагая, что сочинения Гермеса, Орфея, Зороастра, Пифагора, Платона легко согласуются с христианской доктриной. Фичино разрабатывал теорию "платонической любви", сближая её с концепцией христианской любви.
Другой известный гуманист Лоренцо Вала (1407-1457) в своём труде "Об истинном и ложном благе" выступил с критикой аскетизма, пытаясь возобновить эпикурейскую традицию на христианской основе. Он использовал широко трактуемое понятие наслаждения: от чувственного до райского.
Видным деятелем Итальянского Возрождения был Пико делла Мирандола (1463-1494). Он в основном изучал философию Аристотеля, а не Платона, стремясь к объединению взглядов Христа, Платона, Аристотеля, Мухаммеда, Орфея и Каббалы в собственном учении о личностной активности человека. Его главная идея – тезис о творении человеком самого себя.
Эстетическое мировидение Традиционно считается, что период Возрождения начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона.
Ренессанс превратил священную таинственность мира в эстетически самодовлеющую конкретность, которой любуются, но не молятся, и религиозный смысл которой трактуется уже аллегорически: не как уже изначально недоступный и недостижимый, а напротив – так, как он понятен человеку.
в. произвёл подлинную революцию в умах. Именно в период Раннего Возрождения художественная предметность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникает чувственность и панибратство. Так для писателя Раннего Ренессанса Джованни Коломбини (1304-1367) мученица св. Мария Египетская становится прекрасной дамой, Христос – "капитаном", а святые – "баронами и слугами".
Изобразительное искусство Возрождения Ярчайшим очагом ренессансной культуры стала Италия. На рубеже 13 и 14 столетий в Италии появляются ранние, но мощные ростки новой культуры: поэт Данте Алигьери выступает как создатель итальянского литературного языка, а живописец Джотто ли Бондоне – как зачинатель реалистического изобразительного искусства. Подлинное начало Ренессанса в изобразительном искусстве пришлось на 1420-е гг.: исходная веха периода раннего Возрождения, когда совершенно независимо друг от друга во Флоренции и Нидерландах творили Ф. Брунеллески, Донателло и Мазаччо; Р. Кампен и братья Ван Эйк, чьи работы буквально взорвали мирное течение художественной жизни. Общий пафос реализма и гуманизма, отличающий их от средневековых предшественников, как итальянцев, так и нидерландцев, не отменяет глубоких различий между ними: в Италии новый взгляд художника на мир совпадал со страстью к исследованию природы, на Севере он окрашен мистическим чувством родства всех земных вещей, сотворённых Богом.
Художественная история Европы с середины 15 в. характеризуется прочным утверждением новых принципов искусства – и в Италии, и в Нидерландах, и в Германии они постепенно обретали устойчивость и даже жёсткость, образуя собственную традицию. Но пора отнюдь не миновала – в средней и северной Италии П. делла Франческа, А. Мантенья, А. да Мессина и Д. Беллини разными путями добивались живописного воплощения световоздушной среды. В орбиту нового европейского искусства входила школа Германии, специфическая черта которой – публицистичность – нашла выражение в зарождающейся там технике резцовой гравюры на дереве и металле.
Ведущими художественными школами в искусстве Итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. – флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская. Центром художественной культуры выступает город Сиена.
Сюжеты искусства Ренессанса также брались из Библии. И вот эти-то возвышенные сюжеты Ренессанс обычно трактует в плоскости самой обычной психологии, физиологии и быта. Например, очень распространённым сюжетом живописи была Богородица с младенцем.
Литература Раннего Ренессанса – стили и жанры В эпоху Возрождения определяющий литературу образ мира кардинально меняется: человек соотносится уже не с абсолютированным природно-социальным бытием, не с трансцендентным абсолютом, но с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. Индивидуализм осознаётся, хотя ещё и в традиционных формах.
Культура Возрождения высоко ценила литературу, и занятия литературой зачастую ставила выше всех других форм человеческой деятельности. Петрарка даже объявил поэзию особым путём к истине. Стиль – вот то главное, что отличает поэзию, по мнению писателей Возрождения, от прочих искусств и наук. Петрарка выделял три стиля: торжественный, умеренный и смиренный. Всё остальное вообще не относится к искусству речи, будучи просто плебейским словоизлиянием. Стихотворения Петрарки представляют собой аллегории отвлечённых истин: теологических, философских, моральных, астрономических. К обретению этих истин стремятся многие. Главная же забота поэта – стиль.
Одной из специфических черт литературы периода раннего Возрождения стало широкое распространение новеллы. В жанре новеллы впервые было осуществлено соединение гуманистической культуры с непосредственной смеховой культурой народных масс. Ренессансная новелла получила наибольшее развитие в Италии.
Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии – в драме, в Испании – в драме и романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях.
в. стал веком недолгого взлёта ренессансного рыцарского романа. Военная монополия рыцарства была сломлена на полях Столетней войны, и в то же самое время по всей Европе возникают новые рыцарские ордена. 15 в. рисует картину грандиозного рыцарского карнавала, черпающего свою энергию уже не столько из реальной традиции быта, сколько из традиции куртуазного романа.
3. Представители Раннего Ренессанса
Джованни Боккаччо (1313-1375) – стал первым новеллистом, которого мы знаем по имени. В жанре новеллы впервые, в "Декамероне" осуществил соединение гуманистической культуры с культурой народных масс. У него было много последователей и подражателей – Франко Саккети (ок. 1332 – ок. 1400); Мазуччо Гуардати (между 1410-1415 – ок. 1475); Лунджи Пульчи (1432-1487) и другие.
Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – итальянский архитектор, завершил в 1434 г. Гигантским куполом Флорентийский собор, в 1419-1424 гг. участвовал в строительстве Воспитательного дома во Флоренции. Едва ли не прекраснейшее из творений Брунеллески – капелла Пацци, семейная молельня влиятельного клана купцов (1430-1443).
Леоне Батиста Альберти (1404-1472) – первый итальянский зодчий. Палаццо семейства Ручеллаи Альберти придал античный декор (1446-1451). Построил церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460-1473).
Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди; около 1386-1446) – итальянский скульптор, изваял в 1416 г. Статую Св. Георгия. При работе над памятником кондотьеру Гаттамелате для Падуи в 1446-1453 гг. Донателло впервые избрал местоположением центральную городскую площадь. 1440 г. – исполнил небольшую скульптуру , которая представляет Время в образе малыша, играющего в кости,- так называемый Амур – Аттис.
Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи; 1401-1428) -флорентийский живописец, мастер, которого чтят как основоположника искусства Возрождения. Расписанная им в 1427-1428 гг. капелла Бранкачи во флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине сразу стала своего рода школой живописцев. В центре внимания Мазаччо – не драматичные "диалоги" фигур, а величавое единство пространства и масс.
Уччелло (Паоло ди Донно; 1397-1475) -флорентийский живописец, написал "Битву при Сан-Романо", случившуюся в 1432 г.
Беато Анджелико (Фра Джованни да Фьезоле; около 1400-1455) – флорентийский художник-монах. Мир, изображаемый Анджелико, – "зеркальное отражение" земного мира. "Снятие с креста" (1437), "Благовещение" (1438-1445).
Боттичелли (Алессандро Филипепи) – флорентийский живописец. Живопись Боттичелли в период его расцвета (1470-1480-е гг.) – странный мир с его зыбким пространством, хрупкими формами. Талант Боттичелли – дар по своему качеству не столь живописный, сколь поэтический или даже музыкальный. "Весна" (1478), "Рождение Венеры" (приложение 1).
Пьеро делла Франческа (около 1420 – 1462) – сиенский живописец; ранняя фреска "Крещение Христа" (1445). Вершиной творчества стали фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) – они посвящены истории Животворящего дерева, принесённого на землю из Эдема первыми людьми, которому потом суждено было стать орудием казни Христа. Алтарь Монтефельтро (1472-1474) – живописец запечатлел герцога Федериго, своего покровителя, молящимся царственной и тихой Мадонне. "Воскрешение Христа" (1459-1469), "Посещение Соломона царицей Савской" (1452-1466).
Пизанелло (Антонио Пизано; 1395-1455) – живописец Северной Италии. В портрете принцессы из феррарского дома д Эсте (1430-е гг.) мастер оттенил нежную умиротворённость лица девушки, поместив его на контрастном фоне тёмной листвы.
Антонелло да Мессина (около 1430-1479) – венецианский живописец. Работа в Неаполе помогла Антонелло овладеть секретами приготовления масляных красок. Знаменитая работа "Св. Себастьян" (1476) удивляет контрастом между трагизмом сюжета и радостным светом, заполнившим картину. "Мужской портрет" (1475).
Андреа Мантеньи (1431-1506) – герои его картин напоминают ярко раскрашенные статуи, помещенные, словно в окаменевший мир. Фресковый цикл, называемый Камера дельи Спози (Супружеской комнаты) дворца Гонзага, законченный в 1474 г., свидетельствует о том, что за годы работы в мантуанском дворе его живописная манера сделалась мягче. "Распятие" (1457-1459), "Семейство Гонзага" (1474).
Джованни Беллини (около 1430-1516) – венецианский живописец – положил в основу своей манеры колористическое начало. "Моление о чаше" (около 1465).
Среди крупнейших художников – Дуччо ди Буонинселья (ок. 1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344), Амброджо Лоренцетти (ок. 1280-1348).
Из художников Нидерландского Раннего Возрождения наиболее известны братья Губерт (умер 1426 г.) и Ян (ок. 1390-1441) Ван Эйки, Гуго Ван дер Гус (ок. 1435-1482), Рогир Ван дер Вейден (1400? – 1464).
Во Франции живопись Раннего Возрождения была представлена творчеством портретиста и миниатюриста Жана Фуке (ок.1420-1481).
Список литературы
1. Новая школьная энциклопедия, 2003 г. – Н. Е. Ильенко
2. Культурология: учебник для студентов вузов, 2009 – А. Л. Золкин
3. Борзова Е.П. История мировой культуры. Уч. пособие. Спб, 2002-12 экз.
4. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Уч. пособие. Р.-на-Д.1997-12 экз.
. Хроника мировой культуры. М2001-1экз.
Приложение