- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5 Мб
Разработка и изготовление комплекта картин в технике вышивки крестом и текстильной апликации для оформления интерьера аудитории
Разработка и изготовление комплекта картин в технике вышивки крестом и текстильной апликации для оформления интерьера аудитории
Введение
Декоративно-прикладное искусство – это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. [26.С.13]
Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий, картины). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком. [6.C.25]
Вышивка – это широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. п. [4.C.57]
Бесконечно разнообразны виды швов: для вышивки по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др. Для вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, – мережка, "перевить", настил, гипюр и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых ("кружевных") до "ковровых", плотно укрывающих всю поверхность изделия. [5.C.49]
Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времён и народов. Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов, удерживаясь в народном творчестве ряда стран до наших дней. [7.C.135]
Если взять все способы оформления интерьера, то вышивка считается самой элегантной, утонченной работой. Издавна панно и салфетки, скатерти, рушники считались фамильными оберегами. Изделия, украшенные кропотливой работой хозяйки дома, передавались по наследству, их хранили как драгоценную реликвию.
Вышивка может присутствовать в любой детали интерьера – вышитые шторы, вышитая мебель, часы с вышивкой. Очень колоритно смотрятся вышитые картины. При помощи вышивки можно украсить интерьер любого дома. Ведь даже маленькая вышитая салфеточка придаст неповторимый шарм вашему журнальному столику, а вышитая картина на стене, произведет неизгладимое впечатление на ваших друзей. [8.С.10]
Вышитые картины удовольствие не из дешевых, в большинстве случаев это ручной труд, требующий очень кропотливого подхода и немалого терпения. Но с таким изделием любая комната обретет частичку индивидуальности.
Трудоемкий процесс занимал целые дни, недели, месяцы, а иногда даже годы. В России, да и во многих странах восточной Европы трудно было представить себе интерьер без вышитых элементов. Но с тех пор, как женщины отвоевали право на труд рядом с мужчинами, на рукоделие осталось совсем мало времени. Сильный удар нанес и период СССР, когда промышленность уверенно стала на конвейерное производство: дизайн интерьеров, мебель, текстиль стали типовыми, одинаковыми. Выделяться из массы стало некультурно. Да и во времена голода, репрессий, постоянных проблем, связанных с неуверенностью в завтрашнем дне, вышивка стала считаться вульгарной и кощунственной. Более того, партия не жаловала тех, кто хочет выделяться, ибо это шло в разрез с «общественными» концепциями равенства. [9.C.32]
К счастью, в современном мире люди начали уделять больше внимания дизайну интерьера, стремление к индивидуализму стало модным, в итоге интерьер становится более роскошным и красивым <#”576861.files/image001.gif”>
Вариант 2
Вариант 3
Приложение 2
Эскизы интерьера для размещения коллекции картин в технике вышивки крестом и текстильной аппликации
Вариант 1
Вариант 2
Приложение 3
Технология выполнения аппликации
Для выполнения аппликации вам потребуется ткань для фона и лоскуты, чтобы вырезать детали узора. Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань. Повторяющиеся детали аппликации кроите по шаблону. Лоскутки деталей должны быть контрастны к общему фону.
Выкроенные лоскутные детали разместите на подготовленном к работе (отутюженном и выровненном) лоскуте фоне в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом.
Есть много разнообразных технологий нашивания деталей аппликаций на фон. Рассмотрим основные из них.
Пришивание детали вручную «втай». Технология та же, что и при закреплении деталей «втай» в некоторых узорах лоскутной мозаики.
Эту технологию часто используют при аппликации по традиционным рисункам. Она требует значительных затрат ручного труда.
Машинный шов «зигзаг». Выкройте деталь точно по рисунку, закрепите ее на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг» на швейной машинке – так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами.
Эта технология очень ускоряет выполнение аппликации по рисунку, но сам шов «зигзаг« как бы размывает границу детали, поэтому в традиционных рисунках его применяют не всегда.
Машинная аппликация с использованием тесьмы «въюнчик». Выкройте деталь аппликации с запасом на подгиб (0,8-1 см) и настрочите на ее лицевую сторону, точно по границам подгиба, тесьму «вьюнчик». Подогните лишнюю ткань детали так, чтобы половина ширины тесьмы образовала по границам готовой лоскутной детали волнистый край. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Тщательно отпарьте обработанную деталь, закрепите ее на ткани фона и пришейте машинной строчкой по тесьме там, где тесьма стыкуется с тканью детали.
Работая по этой технологии вы сможете дополнительно украсить границы аппликации.
Машинная аппликация с использованием канта из тесьмы косого переплетения. Хорошо тянущуюся тесьму косого переплетения (например, ляссе) можно использовать для предварительной обработки края детали для аппликации. Оберните сложенной пополам тесьмой срез детали. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Закрепите кант на детали и пристрочите обработанную деталь на ткань фона. Строчите по тесьме, рядом с ее внутренним краем.
Работая по этой технологии, вы сможете дополнительно подчеркнуть границы рисунка и выделить его детали контрастными полосами канта.
Аппликация вручную с использованием шнурка. Свободный срез детали, пришитой к лоскуту фона, можно закрыть шнурком, закрепив его по границам детали вручную косыми стежками. Концы шнурка спрячьте под деталь.
Работая по этой технологии, вы можете достичь дополнительного объемного декоративного эффекта.
Особую выразительность рисунку аппликации придают также специальные вышивальные швы. Ими одновременно обрабатывают края детали и пришивают ее к ткани фона. Выполнять эти швы лучше толстыми нитками (например, ирисом), контрастными по цвету и к ткани фона, и к детали аппликации.
Приложение 4
Техника текстильной аппликации
Условные обозначения: Л – лицевая сторона детали, И – изнанка детали, Ф – лоскут фона, на который нашивают деталь.
– пришивание детали вручную «втай» (к – картонный шаблон без припуска на шов, н – наметочный шов)
– машинный шов «зигзаг»
– машинная аппликация с использованием тесьмы «вьюнчик»
-машинная аппликация с использованием канта из тесьмы косого плетения (т)
-аппликация вручную с использованием шнурка (ш).
Аппликация с использованием вышивальных ручных швов:
а – простого петельного шва
б – зубчатого петельного шва
– шва «крестик»
а – шва «елочка»
б – широкого тамбурного шва
а – шва «козлик»
9 б – шва «восьмерка»
Приложение 5
Техника шва крест
Виды швов
Вышивка простым крестиком
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.
Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.
Удлиненный крестик
Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.
Удлиненный крестик со строчкой
Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6, выполнив стежок швом "назад иголка" в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороны под точку 3, чтобы начать следующий крест слева.
Вышивка прямым крестом
Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4 После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следующий элемент вправо.
Чередующиеся крестики
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.
Шитье двойным крестом
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.
Шов звездочка
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь справа налево.
Шов левиафан
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь справа налево.
Техника выполнения стежка – счетный крест
Если ряды вышиваются снизу вверх, то первый ряд нижних стежков выполняют справа налево.
Затем слева направо выполняется ряд верхних стежков и после его окончания игла выводится в верхнем правом углу следующего ряда для выполнения его нижних стежков.
При этом игла вкалывается снизу вверх, но если Вы хотите вкалывать иглу сверху вниз, то ряд нижних стежков начинайте всегда с левого нижнего угла, а закончив ряд верхних стежков, выводите иглу ниже в начале следующего ряда.
При выполнении отдельного вертикального ряда крестиков, каждый крестик вышивается сразу полностью. При вышивке ряда сверху вниз нижний стежок крестика выполняется из левого нижнего в правый верхний угол, верхний стежок ложится на нижний крест-накрест, и игла выводится уже для нижнего стежка следующего крестика.
Если отдельный ряд вышивается снизу вверх, то стежки выполняются наоборот, а игла вкалывается снизу вверх.
Диагональ из крестиков можно вышить следующим образом: первый нижний стежок – из левого нижнего в правый верхний угол, затем игла выводится в правом верхнем углу и выполняется верхний стежок. Далее игла идет вниз наискосок и выводится в левом нижнем углу для выполнения нижнего стежка следующего крестика. Каждый крестик также вышивается сразу полностью.
При смещении начала рядов, закончив один ряд, иглу ведут наискосок влево или вправо и выводят в намеченном месте начала нижнего стежка следующего ряда.
Если несколько клеточек надо пропустить, то нить ведут с изнаночной стороны дальше наискосок и продолжают стежки в том же порядке.
Техника – Гобелен
Самое главное при выполнении гобелена – класть стежки все в одну сторону и туго натянуть и при этом не перекосить ткань на пяльцах или станке. Выполнять гобелен на ненатянутой ткани не рекомендуется, так как очень сложно потом геометрически выровнять готовую работу.
Гобеленовый стежок представляет собой половину креста и выполняется слева снизу направо вверх. В рядах справа-налево стежок выполняется справа сверху налево вниз. Стежки кладутся параллельно в одну сторону не затягивая нить.
Приложение 6
Схемы для вышивки крестом
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Приложение 7
Примеры размещения вышитых картин в интерьере