- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,95 Кб
Развитие оформительского искусства
Содержание
Введение
Глава 1. История развития оформительского искусства
.1 История развития оформительского искусства в России
.2 Современное состояние оформительского искусства
Глава 2. Оформление интерьера учебного кабинета
.1 Технологии выполнения оформления интерьера учебного кабинета
.2 Материалы и инструменты для оформления интерьера
Глава 3. Технология выполнения настенной росписи
.1 Материалы и инструменты для настенной росписи
.2 Технология и приемы выполнения настенной росписи
.3 Этапы выполнения стены в технике настенной росписи
.4 Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении оформительских работ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В качестве своей практической части работы я выбрала стенопись учебного кабинета. Потому что это техника меня привлекла своей богатой историей развития и видами её использования. Роспись стен по-другому просто стенопись позволила мне проявить все свои идеи и фантазии в реальность. До практической части работы я практиковала свои навыки у себя дома.
Я использовала различные методы нанесения изображения на стену, вспоминая все, что мы изучили во время учёбы, например: трафарет, стилизация и техническое копирование. Мне всё это понравилось, вдохновило и подтолкнуло на выбор своей практической работы.
Выполнение работы очень изменило мой взгляд на современные материалы, технологии и приемы стенописи. Составляя теоретическую часть, я многое узнала из истории развития стенописи, и современное состояние, о материалах для выполнения работ, и познакомилась с различными технологиями и техниками росписи, оформления интерьера. Это искусство было незаменимо во все времена, начиная с самых древних и заканчивая нашим временем, оно формировало эстетический вкус, идейную направленность и восприятие окружающих.
Настенная роспись имеет самое актуальное место в современном искусстве, ведь именно с применением современных материалов, и знаний я могу творить воистину безграничные и творческие работы, в моих руках сосредоточены огромные возможности.
Глава 1. История развития оформительского искусства
Оформительское искусство область декоративного искусства; временное художественное оформление домов, улиц, площадей, производственных территорий, садов и парков в дни общественных празднеств, а также оформление витрин, демонстраций и праздничных шествий, спортивных выступлений, парадов, различного рода экспозиций и выставок. Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на участника или зрителя. Взаимодействуя с городской, спортивной, выставочной и т.п. архитектурой, оформительское искусство, в отличие от нее, обычно заключает в себе программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание. Оформительское искусство родственно театрально-декорационному искусству; но если в традиционном театре декорации, оформляющие единовременное действие на сценической площадке, воспринимаются извне, из одной точки зрительного зала, то оформительское искусство зритель обычно воспринимает, находясь внутри многопланового пространства (например, выставки), или же сам становится участником художественно оформленного действия, развивающегося во времени и пространстве (колонны демонстрации, народные гулянья и др.).
Если монументальное искусство отражает дух и господствующие идеи эпохи в обобщённых, статичных, в значительной степени непреходящих художественных образах, рассчитанных на длительное и многократное восприятие, и использует "вечные" материалы (камень, металл, смальта и т.д.), то оформительское искусство, призванное быстро, публицистически остро откликаться на события сегодняшнего дня и украшать массовые празднества со всей их живой динамичностью, предполагает относительно беглый и преимущественно одноразовый осмотр. Поэтому в целях усиления своего воздействия на зрителя оформительское искусство прибегает к плакатному лаконизму образов, использует лёгкие и мобильные материалы и конструкции, острые пространственные и цветовые решения, сложные художественные эффекты (сочетание различных видов искусства, материалов, осветительных приёмов и т.д.). Произведения оформительского искусства в сочетании с архитектурой могут играть как подчинённую (включаясь в формы и ритмы архитектуры или подчёркивая её контуры или детали), так и самостоятельную роль, создавая пространственные композиции и декоративные решения в художественно-нейтральных внутренних объёмах (например, оформление выставочных павильонов).
Истоки оформительского искусства лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т.п., в древнегреческих процессиях, связанных с общественными событиями и военными победами, древнеримских триумфах. Театрализованное оформление средневековых массовых действ – религиозных процессий, карнавалов – часто становилось ярким проявлением народного художественного творчества. Если в средние века эстетическое единство произведений оформительского искусства складывалось более или менее стихийно, нося характер массовой импровизации, то с эпохи Возрождения усилилась организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчинявшего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области оформительского искусства работали такие крупные мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, П. Леско, Ж. Гужон, И. Джонс, П.П. Рубенс и др.).
В XV-XVIII вв. оформительское искусство развивалось в рамках ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма и нередко являлось составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (гирлянды, декоративные арки колонны, костюмированные композиции и сцены). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода часто прославляли с помощью эмблем и аллегорий отдельные исторические события, личность монархов, создавая яркие жизнеутверждающие, проникнутые праздничным светским духом образы. В церемониях Великой французской революции 1789-94, в оформлении которых принимал участие Ж.Л. Давид, и празднествах Парижской Коммуны 1871, в подготовке которых участвовал Г. Курбе, оформительское искусство выступало как средство наглядной политической агитации, обращённой к народным массам. В нём важную роль играли аллегория, социальная сатира и гротеск. В конце XIX-XX вв. возрастает роль технических средств в оформительском искусстве, всё чаще применяются аудиовизуальные методы воздействия на зрителя (например, киноискусство), фотография и фотомонтаж, светокинетические конструкции. Важное место в современном оформительском искусстве занимает работа по усовершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции, изучаются закономерности их восприятия зрителем. В тесной связи с проблемами музееведения мастера оформительского искусства стремятся активизировать зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные и ценные экспонаты и самые существенные черты произведения, находя наиболее удачные сочетания экспонатов (в том числе различных видов искусства; например, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства).
Оформительское искусство капиталистических стран, с конца XIX в. всё чаще применяемое для коммерческой рекламы и официальной пропаганды достижений капиталистической промышленности (цветовая реклама, иллюминация, панно, плакаты, мобили, специально оформленные витрины, образцы промышленных изделий), нередко в чрезмерном изобилии "обрушивается" на зрителя, подавляя и ошеломляя его своей "кричащей" роскошью. Причём оно часто насыщается анти-художественными штампами так называемой массовой культуры, а порой и воинственно бесчеловечным милитаристским духом. Вместе с тем многие крупные зарубежные мастера добиваются оригинальных художественных решений, главным образом на национальных выставочных павильонах Всемирных выставок (А. Аалто в Финляндии, Тангэ Кэндзо в Японии). Оформительское искусство в социалистических странах служит целям утверждения социализма, пропаганде его завоеваний и прогрессивных общественных идеалов, борьбе за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами.
Человек устроен так, что еще с древних времен, делал все, чтобы его жилище выглядело оригинально и красиво. Привычке украшать свое жилище по последнему слову моды, он не изменил, даже переселившись из холодных и сырых пещер в современные комфортабельные дома и офисы
Художественный уровень росписей жилищ человека рос вместе с развитием цивилизации. Вполне удачные попытки нанесения рисунков на стены своих домов можно встретить и у древних египтян, греков, римлян, славян и т.д. Большей частью эти росписи носили бытовой и религиозный характер, выражая точку зрения человека как на мир "лунный", где жили те, кто управлял им, так и "подлунный", близкий и понятный ему.
Современный человек имеет значительно больше возможностей расписывать свое жилье, так как ему заблагорассудиться. Изменилось общество, в котором стало на порядок больше свободы, усовершенствовались технологии, которые позволяют воплощать в жизнь самые, казалось бы, безумные поступки. В конце концов, за спиной сегодняшнего человека стоит огромная история росписи стен, на достижения которой он смело, может опираться.
За века культивирования человеком росписи стен сложилось несколько основных техник, с помощью которых, или на основе которых человек украшает стены домов. Расскажем об этом чуть подробнее.
Одной из наиболее популярных техник росписи стен является фреска (от итальянского fresco, буквально – свежий). В этом случае живописное и яркое полотно пишется по сырой штукатурке. При этом используются краски, растворенные в воде. Когда фреска высыхает, на ее поверхности образуется тонкая пленка, которая защищает ее от неблагоприятных воздействий и делает ее фактически долговечной.
Хотя фреска встречается уже среди находок, относящихся к Эгейской культуры, ее истинный расцвет приходится на эпоху европейского Ренессанса. В этот период художники, практиковавшие фресковую живопись, значительно усовершенствовали технологию ее создания. Они использовали многослойные шлифованные грунты в которую добавляли мраморную пыль.
Величайшие мастера фресковой живописи той поры нам хорошо известны – в Италии средних веко – это Микеланджело и Рафаэль, на Руси – божественный Дионисий, расписавший стены Ферапонтова монастыря. Поэтому нет ничего удивительно, что фреска, соединившая в себе богатство красок, долговечность, масштаб и публичность изображения, легко вошла в христианскую культуру и заняла там очень достойное место, присутствуя как внутри христианских храмов, так и снаружи их.
Асекко (от итальянского – a secco – по сухому) – это уже роспись по сухой штукатурке красками, которые растираются на растительном клее, яйце или смешиваются темперными, масляными или акриловыми красками с известью.
Буон фреска (от итальянского buon fresco – "чистая фреска") – фреска, которая пишется без примеси темперы.
Сграффито, или граффито (от итальянского sgraffito или grafrito, буквально – выцарапанный) – особая фресковая живопись, создаваемая с помощью довольно сложной технологии. При ее использовании стена, на которую должна быть нанесена фреска, сначала покрывается черным, а затем белым грунтом. В последнем из созданных слоев рисунки выскабливается до черного грунта.
Эту технику открыли еще древние греки, а благодаря прочности нанесенных с помощью ее нее рисунков, в Италии эпохи Возрождения сграффито очень широко применялись при украшении стен различных архитектурных сооружений
Еще одна интересная техника – венецианская штукатурка. Ее отличает очень сложный состав, в который входит мраморная, гранитная пыль, а также гашеная известь и красители. К достоинствам венецианской штукатурки относится ее удивительная способность создавать очень реалистичные имитации текстур. Своим названием эта техника украшения интерьера обязана тем, что с ее помощью в Италии эпохи Возрождения и на Мальте украшали огромное количество дворцов, замков, соборов, домов общественного назначения.
Более того, покрытая воском венецианская штукатурка создает впечатляющий эффект глубины рисунка и полупрозрачности стен. Недаром с помощью нее художники эпохи Возрождения обогатили интерьеры зданий той поры великолепными художественными изображениями.
Отделка декоративной штукатуркой в истории
Все прекрасное, которое связанно с искусством, пришло к нам из глубин истории. Так, например, архитекторы Древнего Рима широко использовали венецианскую штукатурку в своем ремесле. Возможно, что венецианская штукатурка нашла свое применение еще раньше.
Отделка декоративной штукатуркой весьма распространена и сегодня, но кто же впервые стал практиковать такой изысканный способ декорирования стен и потолков? Увы, история этот факт не открывает. Одно известно точно, это умелец использовал удачное сочетание компонентов – песок, крошка камня, мрамор. Используя такой материал, лучшие мастера постепенно возводили римские знатные дома и святые обители.
Чего стоят неповторимые памятники архитектуры Венеции, в которых прекрасно сочетаются материалы имитирующие мрамор и некогда популярный и дорогой Истрийский камень! Для города, раскинувшего ожерелье своих островов посреди воды – это не только потрясающе красиво, но и практично, так как отделка декоративной штукатуркой именно из таких материалов долго могла не поддаваться влаге, была износоустойчива и долговечна.
.1 История развития оформительского искусства в России
Советское оформительское искусство возникло в первые дни Октябрьской революции 1917. Для него характерны поиски форм, которые могли бы утверждать пафос героического революционного подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-историческое, значение и смысл происходящих событий. Оформительское искусство 1918-20-х гг. объединяло усилия многих мастеров различных творческих направлений, стоящих на позициях социализма, и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистической культуры. Для оформительского искусства этой эпохи, тесно связанного с агитационно-массовым искусством и ленинским планом монументальной пропаганды (оформление отдельных кварталов города, шествий в дни революционных празднеств, убранство агитпоездов, трамваев, пароходов), были характерны выразительные объёмные пространственные построения, проникнутые динамикой конструктивных ритмов (Н.И. Альтман, В.Е. Татлин, Л.В. Руднев, братья В.А. и Г.А. Стенберги и другие), более спокойные, традиционные архитектурно- пространственные и декоративные решения оформления площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М.В. Добужинский), а также живописные тематические панно и плакаты, нередко использующие традиции народного лубка (С.В. Герасимов, П.В. Кузнецов, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин и др.). С ростом экономической мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, в том числе международных, пропагандирующих достижения социалистического строя. В нём принимали участие и крупные мастера (Л.М. Лисицкий, В.И. Мухина, Б.М. Иофан, Н.П. Прусаков, Н.М. Суетин, Р.Р. Клике и др.). Художники М.Ф. Ладур, Я.Д. Ромас, братья Стенберги участвовали в оформлении парадов и демонстраций на Красной площади в Москве.
Мастера советского оформительского искусства (К.И. Рождественский, Е.А. Розенблюм и др.), широко используя возможности и средства всех искусств, а также достижения современной техники, стремятся создать идейно насыщенные и ярко эмоциональные образы, нередко используют символические решения, ведут поиски художественно-эстетического оформления городов и сёл, разрабатывают новые методы музейной и выставочной экспозиции, новые формы наглядной агитации.
.2 Современное состояние оформительского искусства
В России все большее и большее количество отдают предпочтение украшению своего дома или офиса фресками.
Современная роспись стен – это совершенно новый вид искусства, который опирается на многовековой опыт живописцев прошлого и современные технологии. Сегодня появились современные краски и материалы, которые позволяют не только ускорить процесс работы, но и придать поверхности дополнительную прочность.
Роспись стен получило такое широкое применение благодаря своей изысканности, оригинальности, и эксклюзивности. В сочетании с самыми различными способами нанесения красок настенная роспись способна преобразить любой интерьер и сделать его оригинальным. Роспись стен – это вид эксклюзивного искусства, который в сочетание с любыми бытовыми предмета способен создать особую атмосферу в любом помещении.
Можно сказать, что древняя техника декорирования стен и потолков, как фреска возрождается, она обрела свое второе дыхание. Фресками издавна украшались различные знаменитые, и значимые здания – например знаменитые соборы и дворцы, которыми люди любуются и по сей день.
Сегодня в оформлении помещений происходит революция, наступает период творческих экспериментов и новшеств. В моду входит индивидуализм, который диктует свое представление о красоте. Невозможно перечислить все возможности для воплощения творческих замыслов, которые дарят разнообразные технологии декорирования стен и потолков. Например, модные флуоресцентные краски заставят любое помещение, в буквальном смысле светиться, технику патирования по достоинству оценят любители классики и старины, а аэрография позволила живописи выйти на совершенно новый уровень развития.
Первая технология довольна близка к классической: на стену наносится тонкий слой извести с промытым речным песком. Размер песчинок определяет степень шероховатости покрытия. При высыхании, под воздействием углекислого газа, гидроокись кальция преобразуется в карбонат кальция. Карбонат кальция образует очень прочный слой, который делает фреску долговечной. Процесс высыхания происходит при естественном освещении и температуре, что занимает довольно долгое время. Сам рисунок наносится на влажную штукатурку.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные. Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») – совокупность художественных практик, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму. Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт – процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры – кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве – всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х – видео и аудио, затем – компьютеры, и в 90-х – Интернет.
Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт – системы, и пессимизм у художников.
Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.
Виды современного искусства:
Аэрография – это особое направление в изобразительном искусстве, которое отличается от других использованием специального приспособления, аэрографа (небольшого пневматического инструмента, устроенного по принципу пульверизатора, с помощью которого художник наносит красящие вещества).
Аэрограф способен распылять жидкую краску любого сорта, поэтому он нашёл своё применение при создании картин на самых различных поверхностях. Это могут быть бумажные поверхности: холст, дерево, пластик, бетонные конструкции, стены зданий, тело человека и, конечно же, металл. Поэтому неудивительно, что именно в оформлении автомобилей аэрография стала наиболее широко распространена.
Спрэй пэинт арт (англ. spray paint art) -рисунки спреем, которые наносятся на картон, дерево, специальную плотную бумагу. Фактически рисование баллончиками – это «отпрыск» аэрографии, но оно имеет некоторые чисто художественные особенности. Своеобразна тематика рисунков спреем: как правило, фантастические или даже сюрреалистические пейзажи – космические, инопланетные и т.п. Кроме того, сам процесс создания шедевров в жанре spray paint – это увлекательное «уличное» шоу, которое собирает десятки зрителей. Искусство рисования баллончиками возникло в Европе и в настоящее время пришло и в Россию.
Глава 2. Оформление интерьера учебного кабинета
Оформление кабинета – это сложная, творческая работа. Оформление кабинета должно отвечать назначению образовательного учреждения – обучению и воспитанию подрастающего поколения, создавать приятную и интересную рабочую обстановку.
Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер кабинета – немаловажный стимул и ключ к успешному обучению, ведь учащейся проводит в учебном заведении большую часть своего времени.
Оформление кабинетов, имеет ряд строгих ограничений:
·при оформлении коридоров, спортивных и актовых залов приветствуется использование ярких насыщенных цветов, красочных композиций;
·при оформлении кабинетов следует использовать исключительно безопасные материалы, избегать использования стекла и вредных красителей;
·интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках русского языка и литературы.
.1 Технология выполнения оформления интерьера учебного кабинета
Оформление кабинета требует определенного порядка:
. Определение и изучение внешнего вида. Надо учитывать то, что в кабинете не могут использоваться слишком яркие, отвлекающие от внимания, цвета. В интерьере кабинета не могут присутствовать мрачные цвета, такие как фиолетовый и черный. Должны использоваться пастельные цвета, которые не мешают получению той и иной информации во время учебных занятий.
2. При обустройстве кабинета можно придерживаться тех же правил создания интерьера (хотя и здесь строгих правил нет). Поскольку кабинет является местом, где человек занимается умственной работой, требующей внимания и благоприятных условий для этого, прежде всего, необходимо позаботиться об освещении комнаты, сочетании цветов интерьера. Благодаря этому можно добиться уютной обстановки в кабинете. Нужно учитывать конструктивные особенности кабинета. Если кабинет маленький, но высокий то следует зрительно его уменьшить в высоте с помощью цветов и изображения. Если же кабинет находится с южной стороны, где постоянно светит солнце нужно использовать холодные цвета. И наоборот где мало естественного освещения надо, использовать больше теплых тонов и цветов. Так же надо учитывать, что кабинет должен освещаться естественным и искусственным светом.
. Техника безопасности. Используемая краска для учебного кабинета должна быть не токсичной, без запаха. Чтобы не отравить учащихся. Во время учебного процесса.
.2 Материалы и инструменты для оформления интерьера
В настоящее время отечественная химическая промышленность выпускает огромный ассортимент различных красок и лаков, которые находят своё применение в различных областях народного хозяйства: в транспорте и машиностроении, сельхозтехнике и строительстве.
В последнее время необходимость в необычных дизайнерских решениях интерьера значительно увеличилась. Обычные материалы и технологии отделки помещений уже никого не удивляют – всем нужен эксклюзив. Декоративные штукатурки, настенные роспись, стенная и потолочная живопись стали возвращаться в богатые интерьеры. Художественные способы отделки отлично подходят для оформления квартир и для частных домов, для гостиных и для спален, для бассейнов и ванных комнат – оригинальная живопись на стенах и потолках может украсить любое помещение. Роспись стен и потолков гарантирует единичный экземпляр. Художественная роспись, выполненная профессионалом – уникальная и неповторимая работа.
.Масляные краски:
Масляные краски начали использовать в XV в. Приготовляют масляные краски на основе минеральных и органических красителей и высыхающих масел.
В настоящее время масляные краски, связующим в которых служат высыхающие жирные масла – это самый популярный художественный материал. Самый простой способ использования масляный красок для выполнения задуманной работы на стене – это приготовление нужных колеров желательно в больших количествах сразу.
Масляные краски более выгодны, если понадобилась копия какой – либо картины или нужно выполнить насыщенную различными цветами и оттенками палитру. Долговечный и прочный материал, состоящий из масла, красочного пигмента и растворителя. Краски имеют богатую цветовую палитру, обладают свойством плавного перехода из тона в тон. После нанесения сохраняют яркость цвета. Долговечность рисунков, составляет 20 – 30 лет. К минусам красок можно отнести их токсичность, резкий запах. Медленное высыхание.
.Гуашь:
Относится к клеевым водоразбавимым краскам. С гуашью чаще работают плакатисты и граффити. Ее широко используют в декоративной живописи, эскизах, цветных набросках.
.Темпера:
Применяют для художественных и декоративных работ. В работе ее можно комбинировать с акварелью, маслом, гуашевыми красками, пастелью, углем. Быстро высыхает, высохший слой имеет матовую пленку.
. Акриловые краски:
Акриловые краски появились более полувека тому назад и сразу получили широкое признание из – за простоты применения, универсальности и быстроты высыхания. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся нерастворимы. Они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Акриловые краски имеют в качестве связующей основы водную суспензию синтетических смол, к которой добавлены натуральные и чистые синтетические пигменты, коалесцентные вещества и стабилизаторы. В результате переработки этих материалов получают очень эластичные и яркие краски, которые отлично сцепляются с любой поверхностью. Не имеют запаха, не тускнеют.
Акриловые краски лучше подходят для росписи стен, потому что они быстро высыхают, легко наносятся и перемешиваются. Акриловые краски не токсичны, разбавляются водой, быстро высыхают на любой поверхности. После высыхания дают прочную пленку, не смываемую водой и устойчивую к лучам солнца.
.Пигменты.
Измельченные порошки минерального, органического или искусственного происхождения, нерастворимые в воде и органических растворителях, но способны равномерно смешиваться с ними.
.Эмалевые краски.
Применяются для наружных и внутренних окрасочных работ по металлу, дереву и штукатурке. Обладают светостойкостью, дают ровную, гладкую, прочную пленку.
Инструменты:
Используют разные виды малярных инструментов, множество разновидностей кистей, валики, мастихин, аэрограф. Так же могут использовать столярные и слесарные инструменты, ножи, электро-механические инструменты
Глава 3. Технология выполнения настенной росписи
Традиционная роспись – это монументальная живопись, которую выполняют вручную без современных аппаратов.
Фреска. Техника нанесения рисунка водорастворимыми красками на сырую штукатурку. После высыхания, на ее поверхности остается тонкая защитная пленка, надежно защищающая живопись.
Алсекко. Представляет собой нанесение рисунка на высохшую штукатурку.
Сграфитто. Данная технология сложна, тем что перед началом работы, стена покрывается грунтом сначало черного, а потом белого цвета. При создании рисунка художник скоблит белый грунт до тех пор, пока не появится черный.
Энкаустика. Техника нанесения расплавленных на воске или масляных красок на сухую штукатурку.
Роспись акриловыми красками. Краски быстро сохнут и не имеют запаха, легко наносятся.
Флуоресцентные краски заставят любое помещение, в буквальном смысле светиться.
Граффити. Техника нанесения рисунка с помощью аэрозольных баллончиков с краской.
Декорирование и роспись по виниловым обоям. Какой-либо орнамент или рисунок наносится непосредственно на обои, что облегчает работу.
Аэрография. Техника распыления рисунка с помощью аэрозоля.
3.1 Материалы и инструменты для настенной росписи
Материалы для росписи стен являются одним из самых важных компонентов, так как от них зависит качество и долговечность изображения. Для оформления стен и потолков можно использовать масляные, акриловые или темперные краски. Если вы захотите украсить свой интерьер фрескам, то здесь уже будет актуальным использование красочного пигмента. В качестве инструментов для настенной живописи используют: кисти – для создания контуров и закрашивания небольших фрагментов, валики – для росписи с помощью трафаретов, пульверизаторы – для закрашивания крупных фрагментов, аэрографы – для создания тонких линий.
Материалы:
Используют все, что связано с лакокрасочными веществами – это краски, лаки, грунтовка, шпаклевка, Уайт-спирит, разбавители, растворители обязательно перчатки (для защиты кожи рук) маски чтобы не вдыхать вредные вещества.
В своем проекте я использовала материалы и инструменты:
.Карандаш, линейка, ластик, циркуль, рулетку для нанесения карандашного наброска
.Акриловые краски для покрытия стены
.Баночки для разведения краски, чтобы краска не стекала
.Колеры для разведения нужных оттенков
.Кисти (плоские (синтетика, щетина, белка))
.Поролон (губка)
.Валики малярные (средние)
.Перчатки одноразовые для защиты кожи
.Скотч малярный, трафареты для точного и аккуратного контура
. Емкости (лотки, тары) для красок для удобства нанесения
.2 Технология и приемы выполнения настенной росписи
Фреска. Техника нанесения рисунка водорастворимыми красками на сырую штукатурку. После высыхания, на ее поверхности остается тонкая защитная пленка, надежно защищающая живопись.
Алсекко. Представляет собой нанесение рисунка на высохшую штукатурку.
Сграфитто. Данная технология сложна, тем что перед началом работы, стена покрывается грунтом с начало черного, а потом белого цвета. При создании рисунка художник скоблит белый грунт до тех пор, пока не появится черный.
Энкаустика. Техника нанесения расплавленных на воске или масляных красок на сухую штукатурку.
Флуоресцентные краски заставят любое помещение, в буквальном смысле светиться.
Граффити. Техника нанесения рисунка с помощью аэрозольных баллончиков с краской.
Декорирование и роспись по виниловым обоям. Какой-либо орнамент или рисунок наносится непосредственно на обои, что облегчает работу.
Аэрография. Техника распыления рисунка с помощью аэрозоля.
Роспись акриловыми красками. Краски быстро сохнут и не имеют запаха, легко наносятся.
Я в своей работе использовала роспись стен акрилом. Это самый подходящий выбор краски для росписи кабинета.
3.3 Этапы выполнения стены в технике настенной росписи
На первом этапе работы я ознакомилась с будущим участком для последующей росписи, этот этап включает в себя поиски композиции. Для хорошего состояния эскиза, необходимо измерить длину, ширину и высоту стены.
Я подготовила эскиз для будущей росписи, с учетом основных требований и решений, согласование деталей и объектов в едином цветовом решении, с применением основных законов и требований композиции и цветоведения.
После утверждения эскиза, посредствам математического распределения длины и ширины стены, я начала наносить карандашные рисунки на стену.
Далее я уделила особое внимание целостности работы, перенесенной на стену, исправила недостатки и сравнила карандашный рисунок на стене, с эскизом на бумаге. И приступила к основной части настенной росписи.
Перед самой росписью стены, я подготовила объект к мерам безопасности: расстелила на полу газеты, приготовила ветошь, краски и тару под колеры. Необходимо так же иметь ведро или емкость с водой, чтобы при попадании ненужной краски, сразу же ее удалить.
Начинать нужно роспись нужно с самых верхних деталей и объектов, во избежание попадания краски на нижние детали работы. Работа должна идти от общего к частному, т.е. начинать роспись мы должны с крупных планов, завершая самыми мелкими деталями.
В связи с некоторыми проблемами с выбором цвета я немного подправила эскиз, присматриваясь к работе в целом, обращала внимание на цветовое соотношение и гармоничность работы в целом.
После окончания нанесения краски и проработки деталей, я согласовала готовую работу с руководителем. После ее утверждения необходимо провести заключительный этап – стереть или удалить ножом попавшую на не расписываемый участок краску, подкрасить некоторые участки, стереть остатки краски с пола, убрать газеты, протереть мокрой тряпкой используемые во время работы стулья и столы, привести рабочее место в порядок.
3.4 Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении оформительских работ
Организация рабочего места.
Подготовить стену под роспись необходимо очень качественно, поскольку от этого зависит долговечность самой росписи. Если стена подготовлена плохо, то роспись со временем может потрескаться вместе со штукатуркой или шпаклевкой, отслоиться, осыпаться или поменять цвет. Поверхности стены под художественную роспись начинается с ее очистки от старой краски, слабо держащейся штукатурки, побелки, старых обоев и прочего, если роспись планируется создать не на новых стенах. Также необходимо обнаружить все трещины стены. Избавившись от дефектов, далее необходимо обезжирить поверхность, для хорошего сцепления следующих слоев штукатурки с поверхностью стены. Сделать это можно с помощью строительных специальных грунтовок, а также обычным уайт-спиритом. Следующее, что нужно сделать – это выровнять стену. Обычно это происходит в два этапа. Первый – удалить большие неровности с помощью нанесения на стену одного или нескольких слоев штукатурки. Второй – довести всею поверхностью стены до идеальной плоскости, используя финишную шпаклевку. После высыхания всю выровненную поверхность стены необходимо шкурить, а образовавшуюся пыль убрать. Если стена была выровнена или сделана при помощи гипсокартона, то тогда можно прошпаклевать только места крепления и стыков листов. Также необходимо сказать, что штукатурка и шпаклевка, а также гипсокартон, для сухих и влажных помещений различаются, и это нужно учитывать. Последнее, что остается сделать с выровненной стеной для ее окончательной подготовки к росписи – это прогрунтовать всю поверхность акриловым грунтом, используя кисть валик. Грунтовка дает прочный защитный слой, предотвращает обсыпание поверхности, укрепляет ее. Обеспечивает отличную связь краски со стеной.
При производстве художественно – оформительских работ необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
при использовании красок, клеев, шпатлевок, самоклеющихся пленок особое внимание обращать на безопасность их применения, а также на взрывоопасность паров, выделяемых растворителями клея и других материалов;
строго соблюдать инструкции фирм, выпускающих материалов;
запрещается использовать импортные материалы, не имеющие фирменных инструкций на русском языке;
немедленно прекращать работу с материалами, вызывающими аллергию в любой форме;
каждый исполнитель должен быть обучен первой медицинской помощи при несчастных случаях;
освещение рабочего места должно соответствовать СН и ПУ;
весь режущий инструмент должен быть зачехлен и убран в специальную упаковку;
курение, а также использование источников открытого огня в пожароопасных помещениях – запрещается;
материалы должны храниться в строго отведенных, проветренных, недоступных посторонним помещениях в герметично закрытой таре, вдали от нагревательных приборов.
Заключение
интерьер роспись оформление искусство
Мне очень понравилось выполнять практическую часть работы, я получила много опыта. Составляя теоретическую часть, я узнала многое об истории техники оформления росписи стены, о материалах и инструментах.
Выполняя и вникая в мою работу, я поняла особую значимость и большую роль стенописи в современном мире. Роспись стен внесла огромный вклад в советское и современное монументальное искусство.
При составлении эскиза, и советуясь с руководителем, я выбрала более подходящий вариант для стены кабинета русского языка и литературы. Трудности возникли при размешивании колеров для стены, так как объема работы много понадобилось много красителей. Но в итоге я справилась с работой, преодолевая все трудности. Мне необходимо было создать спокойную, для получения информации, атмосферу. Использовала я более приглушенные и мягкие цвета, с добавлением холодных, не ярких оттенков из цветовой гаммы.
Выполняя работы, я использовала теоретические знания и навыки, полученные на учебе и учебной практике: основы дизайна, материаловедение, шрифты, рисунок, живопись, черчение, цветоведение, техника подготовительных работ, оформительские работы и так далее. Полученные мной знания и умения обязательно понадобятся мне в дальнейшей жизни, как на работе, так и в быту.
Список использованной литературы
Учебники и учебные пособия:
1. Автономов П.П. «Художественно-тематическое оформление школы: учебно-методическое пособие» 1986
2. Барабошина Д.А., Фиталева С.В. «Основы технологии художественно-оформительских работ» 2012
. Бербер Э. «История развития техники стенопись»
. Бетин Л.В. «К вопросу об организации работ древнерусских живописцев. Средневековая Русь» 1976
. Валериус «Монументальная живопись. Современные проблемы» 1953
. Ваннер А.В. «Материалы и техника древнерусской стенной живописи XI – XVII веков» 1948
7. Демчев П.Г. «Художественное оформление в школе: Учебное пособие для вузов» 2004
8. Киплик Д.И. «Техника живописи. Акварель, темпера, пастель и рисунок»
. Комаров «Технология материалов стенописи»
. Крестов «Техника Фрески»
. Сокольников Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» 1999.