- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 36,56 kb
Религия и свобода совести
Министерство образования и науки РФ
РЕФЕРАТ
ТЕМА: “РЕЛИГИЯ И СВОБОДА СОВЕСТИ”
УЦЕНИЦЫ МОУ СОШ №4
КЛАССА 9″б”
ДЖАВАДЯН КАРИНЫ
АЛЕКСАНДРОВНЫ
г. НОВОКУЙБЫШЕВСК 2006г.
Содержание
I. Вступление…………………………………………………………….3
II. 1.Что такое религия? Понятие «Верование»……………………….4
2.Миф. Мифология. Понятия: тотемизм, фетишизм, анимизм……5
3.Что такое культ и символ?………………………………………………………8
4.Понятие: «Религиозная вера»……………………………………..10
5.Понятия: «Откровение», «Канон». Какие бывают каноны?………11
III. Вероисповедания:
1. Христианство……………………………………………………..12
2. Буддизм…………………………………………………………….15
3. Ислам………………………………………………………………18
IV. Свобода выбора религии и вероисповедания.
1.В чем состоит притягательная сила и гуманистический смысл религии……………………………………………………………………20
2.Право на свободу совести и её гарантии…………………………21
V. Заключение……………………………………………………………23
VI. Список литературы…………………………………………………..24
ВСТУПЛЕНИЕ.
Каждый человек верит во что – то, но во что он решает сам. Человеку дано право выбирать и исповедовать ту религию и вероисповедание, которую он считает присущими только ему. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
II. 1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? ПОНЯТИЕ “ВЕРОВАНИЕ”.
РЕЛИГИЯ – ( от лат. religio – набожность святыня, предмет культа ) – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной вышей силы – Бога(или богов), который является предметом поклонения. Религия предполагает принятие в качестве абсолютных, достоверных определенных утверждений (догматов), а также определенных правил поведения ,которые, по убеждению верующих, установлены Богом.
Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и соответствии с ними при условии соблюдения законов.
1)Религия один из компонентов духовной сферы общества, наряду с культурой, образованием и наукой.
2)Религия один из фундаментальных институтов человеческого общества.
3)Религия – сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями) отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.
4)Религия – специфический тип мировоззрения и мироощущения, т. е. совокупность взглядов на мир, как творение Бога.
5)Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведения людей, разделяющих данное верование.
6)Религия совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношений и т. п.
7)Религия – группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, акты.)
8)Религия – система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни.
Решаемые религией вопросы, являются фундаментальными или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.
Все религии подразделяются на:
-АРХАИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ (тотемизм, фетишизм, анимизм),
Архаичные религии – более древние. Они основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии.
Мировые религии – более молодые.
Архаичные верования выступают ранней формой современной религиозной веры. Потому они и называются верованиями, а ни верой.
ВЕРОВАНИЕ – убежденность, эмоциональная приверженность какой – либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому, как к доказанному знанию. На верованиях основаны мифы.
2. МИФ. МИФОЛОГИЯ. ПОНЯТИЯ: тотемизм, фетишизм, анимизм.
МИФ – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном или античном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном.
МИФ – (от греч. mythos – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования.
Мифы, как и легенды, вобрали в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. Верования и мифы объединяются в мифологию.
МИФОЛОГИЯ – самая ранняя форма мировоззрения, через которое человек выражал свое отношение к миру и происходящим в нем событиям.
МИФОЛОГИЯ – всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установленных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива – в сверхъестественный мир, а его – космос.
Появление мифологии представляло грандиозную “революцию в сознании”, сопоставимую, быть может только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку, важно было не просто придумать какие – то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрений, которая объясняла и земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы загляните в мир древних мифологий, вы ощутите величие и грандиозность этого здания. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из нее вдохновение.
Согласно “мифологии славян” в центре вселенной находится земля, а в ее недрах помещался ад, где горел страшный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем – помещались дожди, снега, роса и прочие метиоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды находились на четвертом небе. Седьмое небо – рай (отсюда поговорка: “почувствовать себя на седьмом небе от счастья “). Земля выглядела плоской и плавала в океане – море на трех китах. Светила представлялись живыми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном представлении были душами людей и умерших крещёных детей, души праведников светят – ярко, а грешников – тускло
Архаичные религии, кроме верований, мифов и мифологий, включали также особые обряды и ритуал. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии – ТОТЕМИЗМ, ФЕТИШИЗМ, И АНИМИЗМ.
1. ТОТЕМИЗМ представляет собой комплекс верований и обрядов первобытного общества (раннеродового строя), связанных с представлением о родстве между группами людей ( обычно родами ) и так называемыми “тотемами” ( на языке оджибве “ототем” – его род ) видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с какими – либо “тотемом”, который считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Первым объектом верования выступало “животное”. Наши предки ощущали с избранным в качестве тотема (родового символа) животным, скажем медведем или волком, такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми. Члены группы, тотемом, который был, например, медведь, считали себя медведями и всех медведей членами своей группы. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное – умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались. Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла человека: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть – проходили через специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение обычаев, традицией и ценностей общины.
2. ФЕТИШИЗМ представляет собой религиозное поклонение не живым, а конкретным предметам. ФЕТИСЛ (фр. fetiche/ португ. fetiko – амулет, волшебство) – неодушевленный предмет, который по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения. Фетишем мог стать любой предмет, почему – либо поразивший воображение человека; камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудотворная сила. У первобытного человека фетиш встречается везде – на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезней, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля.
Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементом более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом, какой – то “счастливый” предмет, бизнесмен или автогонщик пользуются более дорогими реликвиями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, государственного флага, символа клуба, чести мундира. Современные амулеты, которые берут с собой на соревнование спортсмены, являются “пережитком фетишизма”. Разновидность фетишизма считают “идолопоклонство”. ИДОЛ ( от греч. eidolon, букв. – образ, подобие) имеет два значения:
а) материальный предмет, которому предана форма человека или животного;
б) изображение человека или духа, служащие объектом религиозного поклонения. В переносном смысле идол – предмет слепого преклонения. Поклонение иконам и святым мощам, существующие в современных религиях – это пережиток одновременно и фетишизма и идолопоклонства.
3. Третьей формой архаических верований является АНИМИЗМ (от лат. anima, animys – душа, дух.) – вера в существование души и духов. Его суть состоит в признании “духовной силы”, которая способна существовать отдельно от человека, животных и растений. Она переходит из одного места обитания в другое, вселяясь в человека или в животного, и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая вселенную, или как конкретный человек, но не материальный, а именно умерший предок. В Полинезии обитают племена, верящие в духов. До сих пор многие интеллигентные люди подобно полинезийцам, занимаются вызыванием духов. В конце 20-го века миллионы все еще верят в спиритизм, общение духов, переселение душ и т. п. Видимо, анимизм отражает какую – то глубинную потребность человека. Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души. Душа может переселяться в других людей, животных, в растения. Вселяясь в мертвое тело, душа оживляет его. Когда человек умирает, душа отлетает от тела. Без души он вовсе не человек. В дальнейшем люди стали мыслить душу, как двойника конкретного человека, его второе “Я”. В современной литературе мы часто наблюдаем, как у злого человека его душа, оставаясь не испорченной, играет роль внутренней совести, призывающей его одуматься и заняться добрыми делами.
Тотемизм, фетишизм, анимизм построены на неразмерном возвеличении чего – либо, или кого – либо животного предмета, духа. Следующий шаг на этом пути – превращение почитания отдельных предметов в сложную систему преклонения перед святыней, включающую не одно, а множество действий, ритуалов, обрядов, придание им особого космического смысла и значения. Иными словами, появление “религиозного культа”.
3. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТ И СИМВОЛ?
КУЛЬТ (от лат. cultus – почитание) – один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.) имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной “силы” (религиозные таинства). Некоторые ученые видят в “культовой системе” основной элемент всякой религии. Она представляет собой совокупность определенных “обрядов”. Здесь характерен “символический” характер обряда.
СИМВОЛ (от лат. sumbolon – знак, опознавательная примета) – это идеальный знак, который замещает материальный предмет. Корона символизирует царскую власть. В религиозном обряде любое движение, жест, слово или предмет, наполнены определенным значением и выступают символами.
Многие обряды и культы, возникнув в архаических религиях, перешли затем в современные. Так, например, “очистительные обряды”, связаны с погружением в воду и символизирующие очищение от скверны, возникли в первобытном обществе, но успешно прижились и в современном. В христианстве очистительный водный обряд приобрел значение “крещения” знаменующее собой очищение от первородного греха и приобщение к церкви. Не менее древним считается обряд “жертвоприношения”, который относится к ряду умилостивительных действий. С древних времен люди совершали жертвоприношения к предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жертву приносили животных, обычно овцу или корову. В древнем обществе были распространенны три типа жертвоприношений:
– жертвы – угощения;
– жертвы – очищения;
– жертвы – гадания.
В первом случае жертва принималась как угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. Когда ели, то откладывали для бога специально выпеченное печенье или медовую лепешку. Во втором случае жертва принималась в знак виновности человека. Если человек совершил нечаянное убийство, он должен был покинуть родину и искать очищение на чужбине. Жрец зажигал огонь на алтаре, закалывал, молочного поросенка, обрызгивал его кровью пришедшего, а потом омывал их священной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью и человек может возвращаться к сородичам. Жертвы для гадания приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на алтаре его мясо, особенно хвост; если хвост скручивался, это провещало трудности, если конец его опускался вниз – неудачу, если поднимался вверх – удачу. Иногда жертвоприношениям служил отказ человека от удовольствий или богатства. Христианство отказалось от реальных жертвоприношений, заменив их символически. Примером выступает ритуал возжигания свечей и лампад перед иконами. Одним из древнейших обрядов является КУЛЬТ ПРЕДКОВ. Духам умерших предков приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Не только древние, но и многие ныне живущие народы верят в то, что между жившим человеком и умершим предком существует незримый контакт. Духов предков просят о помощи и защите. Отсюда возник “институт покровительства” мертвых над живыми. Дух предка регулярно наведывается “в гости”, ограждает от невзгод и болезней, наказывает за неправедные поступки, подсказывает правильные решения в трудных жизненных ситуациях, влияет на урожай и прирост скота и т. п. В некоторых архаичных обществах бытует вера в то, что останки влиятельных людей сохраняют часть силы, которой эти люди обладали при жизни. В большинстве азиатских стран древний культ предков “модифицировался” в современную этику “сыновей почтительности”. Она потеряла свое религиозное содержание, став основной не только светского, но и народного восприятия. Так, уважение к родителям и забота о них – священная обязанность верующего. Конец мифологической эпохи означал наступление новой – “эпохи мировых религий” и одновременно переход от верований к религиозной вере.
4. “ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА“.
РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – это сложнейший культурный феномен, соединяющий в себе высокую интеллектуальность вдохновенность, смирение перед духовно превосходящим тебя мирам, осознание своей тварьности и вместе с тем, особенную гордость за преобщенность к этому настоящему миру. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) “вера” представляет сложный “культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы. Так в исламе вера состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:
1) веру в единого и единственного Бога;
2) Ангелов;
3)Богооткровенные книги (в Коране названы пять таких книг, свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);
4) Божьих пророков и посланников;
5) Судный день, рай и ад воздаяние и наказание.
Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения ) – вера в предопределение ( все происходящее в мире – как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего ).
От слова “вера” происходит научное понятие вероучения, которым обозначают систематическое учение, концепцию, совокупность идей, в основе которых лежит вера в сверхъестественный мир, божество. В этом смысле христианство, буддизм или ислам относятся к вероучениям. Источником вероучения выступает система фундаментальных принципов, изложенных в священном придании – у мусульман это Коран, а у христиан – Библия. Основной источник вероучения понимается как предвечное, несотворенное
“слово Божье”, откровение. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действий Бога называется “теологией” (от греч. theos – Бог и logos – слово) буквально означающей “богословие”. Оно предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Важным элементом теологии выступает “Божественное откровение”.
5.ПОНЯТИЕ “ОТКРОВЕНИЕ”. “КАНОН”. КАКИЕ БЫВАЮТ КАНОНЫ.
ОТКРОВЕНИЕ – это непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражает в тексте, “Писания” (в иудаизме и христианстве – Библия, в исламе – Коран) и в “предании”, также получающем письменную фиксацию ( в иудаизме – Талмуд, в христианстве – сочинения “отцов церкви”, в исламе – сунна). Главные идеи мировых религий выражаются в так называемом “каноне”. Различают церковный и библейский каноны:
Жанр “канона” сложился в византийской гимнографии в 18 в. н.э. и постепенно вытеснил “кондак”. Содержание канона было также посвящено прославлению отмечаемого в этот день события. Предназначенный для хорового исполнения, канон отличается от кондака торжественной статичностью и даже некоторой витиеватостью. Обычно канон состоит из девяти песен, каждая из которых открывается особым зачином – ирмосом и ряда тропарей. В 11 – 12 вв. каноны только пелись, образуя своеобразную музыкально – поэтическую композицию. Однако со временем пение тропарей было заменено их чтением. А ирмосы были собраны в особую книгу ирмологий и стали исполняться в определенные дни. Таким образом, исполнение канона приобрело трехчастную форму: начальный ирмос, чтение тропаря и повторение ирмоса в исполнении двух хоров. Подобный прием назывался катавасией (от греч. – katavacia – схождение), поскольку для пения финального ирмоса хор с правого и левого клиросов объединялись в середине храма.
ЦЕРКОВНЫЙ КАНОН (от греч. kanon – норма, правило) – правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон.
БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН – совокупность книг Библии, признаваемых церковью “боговдохновенными”, применяемых в богослужении в качестве “священного писания”. В обычном языке слово “канон” обозначает все, что твердо установлено, стало общепринятым.
III. ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ:
1.Христианство.
Христианство существует 2000 лет. Сначала это была единая религия, но сегодня она существует в виде нескольких самостоятельных направлений.
Католицизм.
Первое разделение христианства произошло в XI веке. Появились две крупные церкви: западная, с центром в Риме, и восточная, с центром в Константинополе (Византия). Западная церковь получила название католической греч. Katholicos (всеобщий, вселенский). Это название отразило стремление западной церкви к вселенскому всемирному распространению. Глава западной католической церкви имеет титул папы Римского. Восточная церковь оставила за собой название православной. В этом названии представители восточного христианства стремятся подчеркнуть свое правильное понимание учения Христа и считают, что лишь они правильно, истинно говорят (славят) о Боге.
Догматические особенности.
1. Католическая церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. 2. Католическая церковь создала и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению. В православии такого учения нет. 3. В католицизме существует практика индульгенций лат. Indulgentia (милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.
4. С этим же связано и католическое учение о чистилище (принято на Флорентийском соборе в 1439г.) где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище. 5. В католицизме принята догма о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов. 6. Католики признают догмат о непогрешимости Римского папы в делах веры. 7. Католическая церковь признает святость и богодуховность Священного писания (Библии) и Священного предания (всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховным считает только священное писание.
Обрядовые отличия.
1. В католицизме крещение производят обливанием, в православии – погружением в воду. 2. Миропомазание в католицизме (католики называют его конфирмацией) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем. 3. В католицизме вином и хлебом причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый. 4. У католиков крестное знамение пятипёрстное, т. е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято троеперстие. 5. В богослужении католическая церковь использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и диалектике.
Канонические отличия.
1. В католицизме принят обязательный целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов. 2.Католическая церковь не допускает выхода из духовного знания. В православии оно возможно. 3. В католицизме существует институт кардиналов и первенство пап. В православии этого нет. 4. Католическая церковь признает решение всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы Поместные.
5.У католиков существует запрет мирянам читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета. 6.Католический брак считается нерасторжимым. В православии возможен развод супругов.
Православие.
Другое крупное направление христианства – православие (около 170 млн. человек) широко распространено в основном в странах восточной Европы. В отличие от католицизма православие не имеет религиозного единого центра. Каждая более или менее крупное православное образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий, официальный перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Литва), Иерусалимская ( Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская.
Старообрядничество.
В середине XVII века русское православие претерпело раскол. Возникло старообрядничество. Богословы видят его причины в действии Божественного промысла и спорах о правильности богослужения. Сторонники научного понимания религии связывают его с социально-экономическими прогрессами, происходящими в России этого времени. В настоящее время в России существуют общины старообрядцев. В 1988 г., отметив тысячелетие крещения Руси, старообрядцы страны объединились в единую Русскую православную старообрядническую церковь.
Протестантизм.
Третьим крупным течением христианства является протестантизм (около 550 млн. человек). Эта разновидность Христианства широко распространено в западной Европе, Америке, России. Наиболее активными представителями являются евангельские христиане – баптисты (ЕХБ), адвентисты седьмого дня (АСД), пятидесятники, Свидетели Иеговы. К протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры, мормоны, моравские братья, «христианское содружество», «христианская наука» и т. д.
Протестантизм возник в XYII веке в Германии. Свое название, он получил потому что, представлял собой протест верующих Западной Европы на административное заселение Ватикана и римских пап. Т. е. Протестантизм явился не только причиной второго раскола христианства, но и его следствием. Основателем протестантизма был немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.); его последователи называли себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации был французский теолог Кальвин (1509-1564); последователи которого стали называться кальвинистами. В Англии протестантизм получил название англиканства.
2.Буддизм.
Свое название религия получила по имени своего основателя Будды (с санскр. – просветленный). Буддизм – это одна из трех мировых религий. Распространен в странах Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете). В форме ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии. Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э. как оппозиция брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского общества не имел широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов называют себя буддистами. Основателем буддизм считается Гаутама (563-483 до н. э.) Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом. Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов. В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты» считают Гаутаму исторической личностью, действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении «северных буддистов» первостепенное значение придается этике и нравственному образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной фантазией. О Будде есть целая легенда, и самое главное в ней, это « Четыре Великие встречи», во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись «Четыре благородные истины», показавшие путь к спасению:
1. Гаутама понял, что всякое существование есть страдание. Не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение, и подчинение закону рождения есть страдание. 2. Причиной страданий являются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатства и т. д. 3. Прекратить страдание возможно. Для этого нужно отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда ничего не хочется. Состояние без желаний называется нирваной (с санскр. – покой). 4. Гаутаме открылся так называемый «восьмеричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил: – «Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том, что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний. – «Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний; – «Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им. – «Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие. – «Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому (ахимса). – «Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти. – «Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосредоточиться, самоуглубиться, и созерцать себя. Постигнув эти «Четыре Великие истины», Гаутама стал Буддой (просвещенным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись от искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики, и он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда брили голову, надевали желтые одежды, были вегетарианцами и имели при себе самое необходимое: кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую часть времени они находились в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на этих местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри. С появлением монастырей монахи перестали странствовать. Вскоре монастыри превратились в главную и единственную форму организации буддистов. Они стали центрами буддизма, своеобразными университетами и библиотеками. Ученые буддистские монахи записывали древние священные тексты, изучали и комментировали их. Так, возникло Священное писание буддистов – Трипитака (в переводе с пали – тройная корзина). Впервые буддистский канон был записан на пальмовых ветках, которые заняли три корзины. Трипитака состоит из трех частей: Винайя – питака излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая догматику, Абидхаша – посвящена философии. В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны (большая Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый – для всех, второй – монахов, полностью отказавшихся от земной жизни. В III веке до н. э. индийский император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже, вытесненный индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в мировую религию. Во II веке проник в Китай, где изменился под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций. Результатом творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в YII веке чань-буддизм. Через Китай буддизм пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри, устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм испытал на себе влияние японской культуры и, прежде всего, японского синтоизма. Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить представление простого народа и привилегированной верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния – сатори. В VI веке буддизм пришел в страны Тибета, где получил название ламаизма. Тибетские монахи называются ламами. Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине иерархической пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан). Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман, начало нового года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный приходу грядущего Будды.
3. Ислам.
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») – третья и самая поздняя по возникновению мировая религия. В настоящее время в мире начитывается более 800 млн. мусульман. Ислам распространен более чем в 120 странах, в 35 из них – это самая влиятельная религия, в 28 – ислам является государственной религией. Ислам возник на ближнем востоке, т. е. там же, где иудаизм и христианство. Исследователи считают, что ислам воспринял те же идеи, которые питали иудаизм и христианство. Однако ислам отличается от других религий следующими особенностями: 1. В исламе, более четко, чем в других религиях проведена идея монотеизма. 2. Ислам более чем другие религии, требователен соблюдению своих правил. 3. Ислам вобрал в себя много бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений. Ислам действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие люди. 4. Ислам оказал большое влияние на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане. Мусульманское придание так объясняет появление ислама: есть лишь один, единый для всех людей Бог – Аллах. Именно ему поклоняются все народы мира (язычники, и иудею, и буддисты, и христиане). Но их религия является неправильной, так как их пророки не были верны Богу. Мусульмане считают, что Аллах посылал уже несколько пророков на землю. В XIV веке до н. э. он послал людям пророка по имени Мусса (Моисея), но он извратил слово Бога и создал религию иудаизма, в VI веке до н. э. был послан Гаутама, но и он не был верен Богу, объявил себя Буддой и создал Буддизм. В I веке Аллах послал пророка Ису (Иисуса), но и он извратил сущность Бога, возникло христианство. Лишь пророк Мухаммед остался верным богу, а ислам стал единственно правильной религией. Отсюда мусульмане называют себя «правоверными» (т. е. верными Богу, имеющим правильную веру, а представителей всех других религий называют «неверными» Богу). Пророк Мухаммед (он же Мухаммад, Мохаммад, а до середины XX века в России часто Магомед) – историческое лицо. Датой рождения считается 570 г. Он стал проповедником идеи веры в единого Бога – Аллаха. Мусульманские предания содержат сведения о том, что пророк Мухаммед неоднократно встречался и беседовал с христианскими монахами. Основной общий догмат иудаизма и христианства о единобожии был воспринят Мухаммедом и лег в основу его учения об Аллахе. Позднее, уже в 53-х летнем возрасте переезд Мухаммеда в Ясриб изменил его социальный статус: из проповедника новой религии Мухаммед превратился в посланника Аллаха, пророка, передающего людям божественные законы, которым они должны следовать в их земной жизни. Краеугольным камнем религиозной веры в исламе является широко употребляемая известная фраза: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». В этом выражении четко выражено самостоятельное главное положение ислама: существует один Бог (Аллах). Он безлик, не имеет конкретного образа. Мусульмане никогда не изображают Бога и отрицают иконы. Аллах всемогущ, мудр, всемилостив. Он творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми. От Аллаха зависит все. Люди должны безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха». Мусульмане поклоняются Аллаху, падая ему ниц (это и есть выражение покорности). Ислам учит верующих смиренно, терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного существования, не завидовать богатым, жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и бессмертие, загробное воздаяние, рай и ад, ангелов и демонов, конец света и предшествующую эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные положения ислама изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится на 114 глав, которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово «аят» означает «знамение, чудо». Другой религиозной книгой мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Муххамеда остались устные предания о его жизни и деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны. Вероучение Ислама обязует каждого мусульманина соблюдать «столпы веры» – пять обязательных правил: 1. Исповедание веры. 2. Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную элиту ислама называющую себя улемами. 3.Соблюдение поста. Рамадан (рамазан). 4. Милостыня. Основанием для милостыни является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого. Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем – то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана. 5.Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.
Кроме этого мусульмане соблюдают еще несколько обрядов: обрезание – суннат, свадебный обряд – никах, похоронный обряд – джиназа. У мусульман много праздников: Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам – великий праздник жертвоприношения. Мавлюд – день рождения пророка Мухаммеда. Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный вознесению пророка Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру (Шахсей–вахсей) – день всеобщей скорби. Уже отмечалось, что отличительной чертой ислама является то, что он оказал и оказывает большое влияние на все стороны жизни мусульманского общества. Подтверждением тому является Шариат – мусульманское законодательство, который был создан в VII-XVII веках. Шариат от араб. Шарма – (ясный путь), по которому надлежит следовать – мусульманское законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно – брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман, а так же определяющие условия действия верховного суда. Ислам, как и др. религии не избежал расколов. Существуют два основных течения: шииты и сунниты (противостояние шиизма и суннизма находило свое выражение в борьбе за устройство мусульманского государства между сторонниками халифата и имамата), и так же есть другие течения: хариджиты, исмаилиты, суфизм. Сунниты занимают большую часть мусульман 90 %. Центральный объект любой религиозной веры – идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное содержание религии. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая по продолжительности воздействия могла бы сравниться с идеей Бога, с тем комплексом ощущений, чувств и побуждений, которые с ней связаны и которые составляют основу целостного религиозного жизнепонимания, мировоззрения.
IV. Свобода выбора религии и вероисповедания.
1. «В чем состоит притягательная сила и гуманистический смысл религии?»
Долгое время деятели церкви, люди верующие именовались в нашем Отечестве «нашими идеологическими противниками». Их взгляды упрощались, подавались в карикатурном виде. Считалось, что религия – «опиум народа», «фальшивые цветы на цепях человечества».
Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Наряду с традиционно верующими существуют верующие особого склада. Среди них немало высокообразованных людей, в том числе ученых-естественников, в сознании которых совмещаются научные представления о мире, стремлении рационально осмыслить действительность с религиозным верованием.
Они признают существование не столько личности Бога, например, Христа, сколько некоей высшей духовной силы, надмирового разумного начала – Абсолюта, которой определяет наше нравственное поведение. Следовательно, верующие нового склада принимают лишь общую гуманистическую направленность вероучения, т.е. рассматривают религиозные нормы морали в качестве абсолютных ценностей. Сущность права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, пути их реализации, характеристика роли религии в истории народов России, правовое положение религиозных объединений закреплены законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Важнейшие положения закона сформулированы в его преамбуле. Закон подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от религии и убеждений. Закон указывает, что РФ является советским государством. Закон признает особую роль религии и истории России, в становлении и развитии ее духовной культуры, уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм, составляющие, как отмечено в законе, неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В законе подчеркивается важность содействия к достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Отметим, что даже последовательные атеисты (люди, отрицающие существование Бога, Абсолюта, невидимого мира) убеждаются в том, что в священных книгах зафиксировано немало мудрости, накопленной за тысячелетия существования человека, что придаёт религии неповторимую притягательную силу. В религии, священных книгах воплощены многие элементы мировой культуры, это не только храмовое зодчество и духовная музыка, иконопись и утварь. Религиозная философия и религиозная поэзия. Это ещё и культурно – национальная традиция, тот образ жизни, те устои, которые религия веками сохраняла, которые передавались от поколения к поколению. Крещение, причастие, воскресное обедня, порядок религиозных празднеств и связанные с ними обычаи, посты, особенности кухни не только предписания религии, но и часть жизненного многовекового уклада, это – национальная традиция. Всё это усиливает притягательную силу религии.
2. Право на свободу совести и её гарантии.
Гражданин самостоятельно решает: быть ли ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных, какой именно религии следовать; выполнять ли религиозные обряды или не выполнять, требуется ли ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется. Не случайно свобода такого выбора закреплена правом, получившим название права на свободу совести. Оно также как и право на свободу убеждений, мысли и слова, относится к гражданским правам и свободу религии и атеизма, отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.
Наиболее полно содержание этого права раскрывает в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Оно включает следующие свободы: а) принимать религию или атеистические убеждения по своему выбору; б) иметь религию или убеждения; в) менять религию или убеждения; г) исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком в учении, богослужении; д) отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; е) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей родителями или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями.
Итак, согласно международным стандартам прав человека, каждый может принимать, иметь, менять и распространять религиозные убеждения (как и атеистические). Не ущемляется ли это право в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви, утверждением светского характера системы государственного образования? Ведь в международных – правовых актах не содержится требований обязательного отделения церкви от государства! Не так ли?
Правомерно ли религиозное или атеистическое воспитание детей без согласия родителей, если, скажем, родители настаивают на религиозном обучении своего ребёнка, а он, 14-летний подросток, сопротивляется этому, т.к. хочет иметь светское образование?
В международных актах закрепляется норма, согласно которой не допускается навязывание ребёнку религиозного сознания или атеистических убеждений вопреки желанию родителей. Причем руководящим принципом являются интересы ребенка.
Итак, свобода совести является одним из основных гражданских прав человека и означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.
Гл.2 статья 28
Права и свободы человека и гражданина.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть «спасён». Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьёзной, чем смерть тела, – от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь истина должна быть одна, а религий – много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие – вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие – неистинными, не ведущими к подлинному спасению.
Первый из них заключается в том, что ни одно из великих вероучений не может быть совершенно ложным, иначе оно не смогло бы развиваться в религиозные представления, существующие веками и тысячелетиями. Вместе с тем абсолютная истина никак не может стать достоянием человека просто потому, что ни один человек не является всеведущим. Не является всеведущей и какая-либо религия или церковь. Поэтому говорить можно лишь о степени истинности той или иной религии, т.е. о ступенях восхождения к абсолютной истине, а также о том, что каждая религия отражает ту или иную грань (или несколько граней) абсолютной истины, практически бесконечно многогранной.
Список литературы
1. «Введение в общество – знание»
Авторы: Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Э. Н.Егорова
2. «Конституция Российской Федерации»
Издательство АСТ, 2002. – 64 с.
3. «Религия и вероисповедания»
Автор: М.Р. Степанов, С.П.Соколов.