- Вид работы: Лекция
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,75 Кб
Религия как мировоззренческая форма общественного сознания
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-КОММЕРЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЛЕКЦИЯ
«Религия как мировоззренческая форма общественного сознания»
г. Уссурийск
План
1. Происхождение религии
2. Понятие религии
3. Основные компоненты религии
4. Формы религиозных верований
5. Основные мировые религии
6. Роль религии в современном обществе
1. Происхождение религии
Религия возникла в эпоху верхнего палеолита (40-50 тысяч лет назад). Это связано с методологическим сознанием, в соответствии с которым качества и атрибуты предмета отрывались от него, обособлялись и как бы становились самостоятельным существом.
На первых этапах развития человеческого общества религия является продуктом освоения человеком мира. В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое осознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя еще от природы, первобытный человек переносит на нее отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся те природные явления, с которыми человек связан в повседневной деятельности и которые имеют для него жизненно важное значение.
Первоначально объектом религиозного отношения становится реально существующий предмет – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении. Это осуществлялось с помощью колдовских обрядов, ритуалов и жертвоприношений. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа – «духов». Возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм). Мир, таким образом, удвоился: реальный мир и мир сверхчувственный, сверхъестественный.
В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли религии раннего классового общества. Фантастические силы природы, которые ранее были объектом поклонения, дополняются и заменяются общественными атрибутами и становятся выражением социальных и исторических сил. По своему характеру религии раннего классового общества сначала родоплеменные, потом – национально-государственные (например, индуизм, иудаизм, конфуцианство); они выражают такие формы вероисповедования, которые характеризуют этническую связь между людьми и социально-государственные отношения, их объединяющие.
На более позднем этапе появляются мировые религии, или наднациональные: буддизм, ислам, христианство.
. Понятие религии
Религия – одна из древнейших форм культуры.
Смысл современного слова «религия» многозначен.
I. Религиозные определения
· В античности у древних греков и римлян религию выводили из слова – связывать, привязывать.
· В санскрите у древних жителей Индии религия соответствует добродетели, учению, долгу, закону, идеалу.
· В исламе у древних арабов – религия понималось как подчинение, предание себя Богу.
· В Китае – религия – учение.
· На славянском – это вера.
Но в этимологии всех этих слов можно найти смысл «связи» – связь человека с Богом, священным, сверхъестественным, или тем, что так называют. Практика религиозной жизни и ее осмысление обогатило содержание этого слова.
Выделено множество видов связи человека с Богом, священным, сверхъестественным.
Виды связи человека с Богом
. Связь посредством сознания, познания, бессознательного. Бога, священное, сверхъестественное можно ощущать, воспринимать, воображать, эмоционально переживать. Наиболее часто – это переживание страха и любви, страдания и покорности, чувства веры, умиления и восторга. Бога, священное, сверхъестественное осознают и познают непосредственно и опосредованно. Непосредственно – через откровения, озарения, видения, просветления, интуицию. Опосредованно – в мышлении – путем суждений, умозаключении, выводов и доказательств, в более или менее систематизированных учениях. При этом в развитых религиях Бог понимается как источник абсолютного Знания, носитель абсолютной Истины. Последняя, так или иначе, передается людям и со временем фиксируется в Священных писаниях:
· в буддизме – это Трипитака,
· в иудаизме – Тора,
· в христианстве – Библия,
· в исламе – Коран.
Предназначение человека – двигаться от незнания и невежества к Знанию, от заблуждений и лжи к Истине.
В религиозной духовности различают религиозную идеологию (доктрину) и религиозную психологию.
Рисунок 1
2. Связь предметно-практическая – в виде религиозного культа, или ритуала, в соответствии с религиозными представлениями человека.
К культу относятся все виды духовно-практического воздействия на Бога, священное, сверхъестественное, или то, что так называют:
· поклоны,
· коленопреклонения,
· определенные жесты,
· жертвоприношения,
· магия,
· богослужения,
· праздники,
· таинства,
· добрые дела,
· паломничества и др.
Неотъемлемой составляющей современных культов, или ритуалов, является чтение Священных писаний. Во время чтения приверженцы религии переживают драматизацию текста через веру в реальность и воспроизведение описываемых сюжетов.
Культовая деятельность обычно предполагает использование различных материальных средств: церкви, мечети, синагоги, живопись, скульптура, музыка, культовые предметы, например, кресты, четки, коврики, благовония и др.
. Связь через общение непосредственно верующего индивида или посредника с Богом, священным, сверхъестественным.
Функции общения переносятся на социальные институты – Церковь в христианстве, Сангху в буддизме, Умму в исламе в качестве мистических коллективных, соборных субъектов общения людей с Богом, священным, сверхъестественным. В процессе религиозного общения религиозные группы сплачиваются в единые социальные организации.
. Ценностно-ориентационные виды связи человека с Богом, священным, сверхъестественным представляют собой ценностные ориентации, деятельность по выбору между Богом и его противниками в поисках религиозного добра или зла, навыки различать «истинную» или «ложную» религию, прекрасное и безобразное в сфере религии.
Таким образом, с теологической точки зрения сущность религии заключается в том, что она связывает человека с Богом, священным и сверхъестественным.
Нерелигиозные определения религии, ее сущности даются представителями философии.
В XVII в. французские просветители (Вольтер, Гольбах, Дидро) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежества людей, она исчезнет в результате просвещения.
Немецкий философ Фейербах усматривал сущность религии (христианства) в чувстве зависимости людей от неподвластных их воле сил, понимал религию как извращенное, фантастическое осознание и восполнение этой зависимости как самоотчуждение человеческой сущности на небо в Бога. В нем компенсируется утраченное единство индивида и человеческого рода. Богу приписаны свойства, принадлежащие человечеству, – бессмертие, всесилие, всезнание, вездесущность, любовь и др.
Маркс, отталкиваясь от фейербаховского понимания сущности религии, рассматривал религию как «опиум народа», «превратное мировоззрение превратного мира». По его мнению, религия возникает естественноисторическим образом как продукт противоречий общественного развития.
Российские мыслители в лице Достоевского, Вл. Соловьева, Бердяева видели в религии стержень культуры, основу и оправдание нравственности.
Многие связывают появление и существование религии с феноменами несвободы, ограниченности, зависимости человека от господства над ним сил природы и общества. Другие, наоборот, полагают, что религия коренится в свободе человека, в его стремлении к абсолютному Добру, Красоте, Истине и Любви.
Светские определения религии.
Например, Вебер, характеризует ее как способ придания смысла социальному действию: в качестве явления культуры она задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым вносит рациональный момент в объяснение мира и повседневную этику.
Дюркгейм определяет религию как целостную систему верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды.
Психологи искали сущность религии в индивидуальной или групповой психике человека, в его эмоциональной сфере: зависимости и страхе, любви и умилении, в переживании бесконечности, возвышенного и др.
Как видим, существует множество определений религии и понимания ее сущности, которые отражают различные моменты содержания понятия религии.
. Основные компоненты религии
Религия как система включает:
· Религиозное мировоззрение – совокупность представлений о мире, связанных с верой в сверхъестественный абсолют, который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей, а также (либо) в существование духовных, «священных» объектов, сущностей, независимых от природного мира или человеческого сообщества и несводимых к ним, т.е. проще говоря – «вера в сверхъестественное». К религиозному мировоззрению могут быть отнесены как «наивная вера» простых людей, предполагающая наличие слабо согласованных и даже взаимно противоречивых представлений, так и сложные вероучительные религиозно-философские системы, детально описывающие и комментирующие религиозное учение, духовный опыт.
· Религиозные организации представляют собой систему учреждений и форм деятельности, призванных удовлетворять религиозные потребности верующих определенной конфессии, регламентировать, контролировать и определенным образом регулировать их поведение. Во многих религиях принято считать, что религиозная организация (церковь) является связующим звеном между Богом и верующими. Вообще для практики религиозных организаций на современном этапе характерна тенденция расширять свои функции за счет вне религиозной деятельности. При этом внешне – это вне религиозные формы, но, как правило, они наполняются религиозным содержанием и преследуют цель вовлечь человека в орбиту религиозного влияния либо усилить свое влияние на верующего человека.
· Религиозные ценности (нормы) включают в себя все множество моральных ценностей и убеждений, представлений «о хорошем и плохом» для верующих соответствующей религии, религиозной группы. Подобные ценности могут, с одной стороны, отражать некоторые общие принципы приемлемого или неприемлемого поведения («не убий», «не укради», вегетарианство, необходимость заниматься благотворительностью и т. д.). С другой стороны, как правило, предписывается регулярное выполнение определенных действий, в том числе и культового характера: соблюдение поста в определенное время, регулярное посещение богослужения, даже конкретная регламентация стиля одежды, образа поведения и мыслей.
. Формы религиозных верований
религия ритуал буддизм ислам
Существуют различные формы религиозных верований, среди которых выделяются культ природы, анимизм, шаманизм, тотемизм, культ предков, пантеизм, религиозный дуализм, политеизм, монотеизм.
Культ природы.
Это первичная форма религии. Все явления природы рассматриваются как влияющие на жизнь людей, они вызывают страх и поклонение. Чаще всего предметом поклонения становится безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Это высшая природная сила, приобщение к которой делает человека сильным, здоровым и счастливым.
В культе природы выделяются культы Неба и Земли. Небо населяется богами, которые управляют жизнью людей. Небесные божества персонифицированы и фигурируют в различных исторических и житейских ситуациях. Боги Земли также персонифицируются, они управляют разливами рек, плодородием.
Анимизм
Это вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах, способных помогать или мешать человеку. Все вещи и предметы, как и явления природы наделяются духовным началом. Анимиз был свойственен первобытному мышлению и его элементы сохранились сегодня у аборигенов Австралии в виде примитивных верований.
Шаманизм
Слово «шаман» переводится с тунгуско-манджурского языка как глагол – «знать». История шаманизма насчитывает тысячелетия. Шаманизм является особым способом восприятия мира, возник в палеолитической охотничьей культуре. Основа шаманизма – понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного Великим Духом. Шаманизм выражается в шаманской практике (обрядах, ритуалах, жертвоприношениях Великому Духу). Шаман выполнял также лечебную функцию, был жрецом, пророком, судьей, хозяином промысла животных, хранителем традиций.
Тотемизм
Такая форма верований, в которой человек рассматривается как имеющий родственную связь с тотемом. Тотем – это объект (животное или растение), которое служит эмблемой или символом рода или индивида.
Существовал групповой и индивидуальный тотемизм. Групповые тотемы являются символом клана или рода, индивидуальные – выражение близкого (родственного) отношения индивида с каким-то определенным животным или природным объектом, который дает человеку особую силу.
Культ предков
Это характеристика разнообразных верований и религиозной практики, связанная с поклонением духам умерших людей, предков. Некоторые из них являются мистическими или сверхъестественными личностями. Это вера в существование после смерти и в тесную взаимную связь между живыми и умершими, которые продолжают оказывать влияние на ход событий.
Пантеизм
Пантеизм – такое религиозное мировоззрение, согласно которому бог – это мир. Божественными качествами наделяется вся природы, все существующее. Бог растворен в мире и весь мир является его проявлением.
Религиозный дуализм
Это учение о том, что мир основывается на двух противоположных друг другу началах, которые пронизывают все существующее. Дуализм противоположен монизму и рассматривает мир как производное духа и материи. Эти начала не сводятся друг к другу и находятся в вечном конфликте (мир земной и мир божественный). Первый мир конечен, смертен, второй – вечен и бесконечен. Человек сам будучи двойственным началом (тело и душа) находится в вечном противоречии в стремлении получить телесные удовольствия и влечении к духовному.
Политеизм
Это вера во множество богов, которая характерна для многих религий. Обычно политеистические религии содержат в себе веру и множество потусторонних демонических сил, которые действуют наравне с богами. Часто политеистические религии имеют верховное божество, как, например, Зевс в религии Древней Греции. Остальные боги являются подчиненными ему, его детьми и родственниками.
Монотеизм
Монотеизм – это единобожие, вера в существование единого Бога. Бог монотеизма – единственный Бог, он имеет уникальные качества и сверхъестественную природу, ему присуща святость, высшая сила, мудрость, провидение. Любые сомнения в этом – ересь. Его трактуют как Творца, реальное начало мира, Господа, Царя Небесного. Он с помощью божественного Слова порождает мир.
Монотеизм непримирим к другим религиям, он является абсолютистской религией.
. Основные мировые религии
Прежде всего, религии разделяются на политеистические и монотеистические.
· Политеистическая религия предполагает веру в существование множества богов, которые могут находиться в определенной субординации, но качественно при этом располагаются на одном уровне, не превосходят друг друга. Подобные верования были широко распространены в прошлом у большинства народов: в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, среди древних народов Междуречья (рек Тигр и Евфрат), у европейских и славянских народов, индейцев Америки и др.
· Монотеистическая религия основывается на вере в существование единого, абсолютного Бога, творца всего сущего и принимающего участие в судьбе каждого человека. Традиционно к этому типу относят (в порядке истории их возникновения) – иудаизм, христианство, ислам.
Несколько в стороне от упомянутых религий находятся так называемые восточные религии – буддизм и индуизм.
Иудаизм – религия еврейского народа (возникновение в конце II тысячелетия до н.э.). Термин «иудаизм» происходит от названия одного из еврейских племен – племени Иуды, которое в конце XI в. до н.э. стало господствующим среди еврейских племен. Согласно этой религии, Бог избрал еврейский народ для того, чтобы через него поведать о себе всем народам мира. Евреи должны были при этом четко следовать данным им божественным заповедям и обрядам, избегая любого иного религиозного поклонения («идолопоклонства»). Позднее на основе иудаизма возникли христианство и ислам
Христианство. Название свое получило от греческого слова «Христос» – «помазанник», «мессия». Возникло в I веке в Палестине в контексте мистико-мессианских процессов иудаизма, с которым сразу вступило в открытый конфликт. Первоначально распространилось в среде евреев в Палестине и в их среднеземноморской диаспоре, затем стало религией других народов. В IV веке распространяется в Римской империи и официально провозглашается как имперская религия. До этого официальная римская идеология рассматривала христианство как человеконенавистническое верование, преследовала его. В 311 году император Константин I принимает христианство и с этого времени оно становится мировой религией.
Христианство проповедует веру в единого Бога, обладателя абсолютной благодати и совершенства. Бог не нуждается в мире и сотворил его в акте свободной воли. Основным догматом христианства является триединство – выражение трех ипостасей или лиц Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Духа святого. Все эти три лица существовали всегда (предвечны) и равны по достоинству (равноценны).
Образ посредника между божественным и человеческим бытием воплощается в Иисусе Христе, который был распят при наместнике Рима в Иудее Понтии Пилате. Христос, будучи началом человеческим (рожден земной женщиной Марией после непорочного акта зачатия) и началом божественным, умирает на кресте, приняв на себя все грехи рода человеческого.
К этому искуплению его ведет долгий путь сомнений, колебаний, искушений. Такое схождение Бога к человеку является требованием восхождения человека к Богу: он должен быть не просто приведен к послушанию и исполнению заповедей Бога, а преображен. Если он не исполнит этого предназначения, не освободится от земных грехов, не выполнит божественных заповедей и установлений, то его душа будет обречена на вечные муки. Те же, кто пойдет по этому пути, спасутся. Вообще греховность и спасение являются главными идеями христианства.
В дальнейшем христианство претерпело много изменений и было представлено различными ветвями и учениями, доктринами и ересями. Возникло папство как организованное христианство во главе с наместником Бога на земле – великим Понтификом, Папой Римским. Папство долгое время являлось не только духовной, но и светской властью. Официальной религиозной идеологией папства стал католицизм. В условиях развития раннего капитализма в Европе возникло такое направление христианства как протестантизм; оно протестовало против излишней помпезной обрядности, ведения службы только на латинском языке. Это направление упростило процедуру богослужения, разрешило толковать священные тексты на национальных языках. Во Франции возникло гугенотство, в Англии пуританство и пресвитерианство «англиканство». Все эти течения отличались обрядностью и были схожими по существу. На Руси было принято христианство в виде православия, наследованное Русью из Византии.
Главными каноническими источниками христианства являются Ветхий и Новый завет (Библия).
Буддизм. Это религиозно-философское учение зародилось в древней Индии в VI-V веках до н.э. Основателем буддизма считается принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, получивший впоследствии имя Будды, т.е. «просветленного». Буддизм, возникший в Индии, быстро распространился в Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири.
Происхождение буддизма связано с одной легендой, согласно которой принц Сиддхартха жил во дворце, окруженный необычайной роскошью и проводил жизнь в развлечениях. Его отец, царь Суддходана хотел, чтобы ничто не печалило наследника. Но однажды принц вышел из дворца, и ему попались на глаза дряхлый старик, затем покойник, которого везли хоронить, он повстречался с прокаженным и нищим монахом, нашедшим в аскетизме душевный покой. Так принц узнал, что удел всех людей болезни, старость, страдания и смерть. Это так потрясло его, что он покинул дворец и отправился странствовать, размышляя о том, как можно избавиться от страданий. Плоды размышлений принца Сиддхартха и стали основаниями такой мировой религии, как буддизм.
Уже в самом начале своего существования буддизм насчитывал 18 школ, которые имели между собой много разногласий.
Главная идея буддизма – «освобождение» изложена в первой проповеди Будды о четырех благородных истинах:
· существуют страдание,
· причина страдания,
· освобождение от страдания,
· путь, ведущий к освобождению от страдания.
Страдание и освобождение являются различными состояниями единого бытия. Страдание есть бесконечное волнение, безличный жизненный процесс, вспышки жизненной энергии – дхармы. Это волнение вызвано отсутствием постоянного, независимого первоначала мира, нереальностью «Я», психологическим страданием, страхом, непостоянством бытия, неопределенностью будущего и т.д.
Освобождение – это создание в противовес существующему непостоянству чего-то постоянного, следовательно, сущностного. Им является определенное психическое состояние – нирвана. Характеризуемое с разных позиций, это состояние безгрешности, отрешенности, независимости от внешнего мира, отсутствия воли, правильное отношение к миру и вещам, терпимость, мягкость, непричинение вреда никому, выполнение нравственных норм, доброжелательность, сострадание, укрощение страстей и желаний.
Для достижения нирваны использовались специальные методы – в частности, медитация: погружение в самого себя, внутреннее созерцание, впитывание мудрости, заключенной в Будде.
Разновидностью буддизма является ламаизм. Столица этой религии тибетский город Лхаса, который считается священным. Именно туда стекаются монахи-паломники. Культ поклонения Будде в ламаизме выродился в пустую формальность и сводится к произнесению молитвенных формул, главной из которых является – «Ом мани падме хум!» («О сокровище на лотосе!»). Эта короткая молитва пишется на камнях, на дорогах, на листках бумаги, потом помещается в специальные молитвенные мельницы, которые вращаются в руках молящихся; каждый поворот мельницы равнозначен повторению молитвы. Верховным жрецом ламаизма является Далай-лама, которого выбирают по указаниям священных книг.
Буддизм оказал влияние на все стороны жизни народов, принявших его в качестве своей религии. Он предопределил культуру этих стран, их традиции, уклад, но и сам дополнился самобытными национальными обрядами и ритуалами.
Ислам. Слово «ислам» буквально означает «покорность», «предание себя богу». Ислам или мусульманство возникло в начале VII века среди арабских племен Западной Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, который выступил как проповедник, диктующий приверженцам нормы поведения в различных сферах жизни.
Основной источник мусульманства – Коран, понимаемый как «Слово Божие». Бог как бы продиктовал Мухаммеду заповеди Корана. Другой источник ислама – «Сунна», предания о жизни и деяниях пророка. Сунна состоит из текстов, содержащих приписываемые Мухаммеду высказывания. В них обосновывается строгий монотеизм, утверждается единственность бога, проповедываются догматы.
Коран содержит в себе множество запретов и наставлений. Он предопределяет и регламентирует ритуалы поклонения богу.
Ислам представлен несколькими основными течениями: сунниты, шииты, которые различаются обрядностью и некоторыми предписаниями.
Так, например, шииты считают, что власть может принадлежать только прямым потомкам пророка. Различием является и понимание культа имама (духовного наставника). С точки зрения шиитов, имам не просто проповедник, но и самый безгрешный, обладающий тайным знанием в делах веры. Имамом его делает не человеческое волеизъявление, а божественное предначертание. Всех своих имамов шииты возводят к прямым родственникам и потомкам Али, зятя Мухаммеда.
Главное в исламе – проповедь покорности. Само слово «ислам» переводится как «покорность», «послушание». Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен верить, что есть только один бог- Аллах, а Муххамед был его посланником-пророком. Существуют добрые ангелы и злые (джины). В I последний день мира все мертвые воскреснут и получат воздаяние за свои земные дела. Праведники, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, а грешники – гореть в геенне. Существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Как проста догматика ислама, так же просты и его обрядовые заповеди и ритуалы. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой; ежегодный пост (ураза, в девятом месяце – рамазане). Паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни.
Ислам содержит в себе много предписаний и запретов: запрет есть свинину, пить вино, изображать бога и вообще живые существа. Одним из предписаний ислама является священная война за веру (джихад). Коран призывает воевать с иноверцами (неверными), истреблять их, захватывать их имущество. Эта заповедь Корана является побудительным мотивом для многих фанатичных и экстремистских мусульманских движений.
Самым ортодоксальным течением ислама является движение ваххабитов. Он возникло в XVIII веке, основано аль-Ваххабом. Это течение отвергает все новшества, проповедует традиционализм.
Ислам как религия во многом копирует христианство, но переносит его на арабскую почву. В исламе, как и в христианстве, идея мессианства, воздаяния за грехи, искупления их, спасения. Основа верования – почитание единого бога и его пророков. В отличие от христианства, ислам мелочно регламентирует жизнь верующих, предписывая, когда и как молиться, как совершать посты, устанавливает массу запретов, существенно принижает место и роль женщины не только в делах веры, но и в светской жизни, определяя смысл ее жизни в служении мужчине, его услаждении.
. Роль религии в современном обществе
Роль религии в жизни общества нельзя оценить однозначно. Так, с одной стороны важно подчеркнуть ее позитивное влияние, которое выражается в укреплении и поддержке социального взаимодействия и достижения согласия и сотрудничества между людьми. Религия не только регламентирует вопросы социальных и бытовых отношений, но и укрепляет моральные устои общества, формирует критерии нравственного воспитания и поведения, призывает людей соответствовать им, смягчает и сглаживает развитие конфликтных ситуаций в обществе. Кроме того, обращение к религии позволяет получить людям мощную психологическую поддержку, помогая решению их внутренних психологических проблем, утешая и умиротворяя их. Религиозные организации стремятся бороться с такими острыми проблемами общества, как наркомания, алкоголизм, поддерживают малоимущих и социально незащищенные слои населения.
С другой стороны, религиозный консерватизм порой проявляет себя и с негативной стороны. Например, в качестве удобного инструмента для отвлечения общественного внимания от существующих в социуме острых противоречий и проблем и даже для оправдания политики государства, когда приоритет над общегосударственными интересами получают интересы отдельных классов, групп или партий. Подобную «идеологическую функцию» берут на себя, как правило, традиционные религии, действующие длительное время на данной территории. В то же время нередко именно в религиозной сфере возникали и развивались социально-политические движения, направленные на реформирование либо революционные изменения сложившихся общественных отношений. Как правило, процесс разрешения подобных острых конфликтов и противоречий (наряду с расхождениями в вопросах догматики и обрядового культа) стимулировал раскол внутри существующих религиозных организаций, появление религиозных сект либо возникновение новых религиозных движений.