- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,23 Кб
Религия как особая форма мировоззрения и способ духовно-практического освоения мира
Оглавление
Введение
Глава I. Мировоззрение как способ духовно-практического освоения мира
.1 Понятие мировоззрения, его сущность и структура
.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Глава II. Религия в системе познания мира
.1 Религия как форма мировоззрения: происхождение и сущность, функции
.2 Принципы типологизации религий
Заключение
Библиографический список
Введение
Данная работа посвящена изучению религии как особой формы мировоззрения и способа духовно-практического освоения мира.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека, в первую очередь, это осознание своих жизненных ориентиров и целей для его практической и теоретической деятельности, истинных ценностей жизни и культуры, это способствует пониманию того, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей с помощью методов познания и деятельности.
Религия как одна из форм мировоззрения является важной частью культуры и общества. Религия возникла как результат специфических закономерностей, возникающих в человеческой истории, она отразила и воплотила в себе всю эту специфику через конкретно – исторические этапы и формы своего существования и развития. Однако при этом всегда остаётся важнейшим фактором духовной жизни людей.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день необходимым и непременным атрибутом человеческого существования является одно из распространённых мировоззрений – это религиозное мировоззрение, как самая общая форма проявления человеческого интереса к миру и к самому себе. Следовательно, человек на протяжении многих тысячелетий воспринимает, осмысливает и оценивает окружающий его мир, определяет свое место в нем и выражает при этом свое специфическое отношение к миру и к самому себе с помощью религии (веры в сверхъестественное). В связи с тем, что мир и человек постоянно изменяются, то очевидно, что происходят изменения и развитие в человеке новых форм или уровней мировоззрения. Однако религия как новая, дуальная форма мировоззрения способствовала осмыслению сложной картины мира и самого человека, его внутренних и внешних состояний, изменчивой и в то же время достаточно постоянной природы.
Цель контрольной работы – выявить роль и сущность религиозного мировоззрения как способ духовно-практического освоения мира и неотъемлемую часть жизни человека.
Задачи контрольной работы:
)охарактеризовать понятие мировоззрения, его основные компоненты и структуру;
)изучить основные исторические типы мировоззрения такие, как мифология, религия, философия;
)определить значение религиозного мировоззрения в процессе формирования новой картины мира;
)рассмотреть принципы типологизации религий.
Глава I. Мировоззрение как способ духовно-практического освоения мира
.1 Понятие мировоззрения, его сущность и структура
Понятие мировоззрения, значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миров опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нём, на смысл и цель жизни.
Развитые системы современных мировоззрений включают в себя эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение – это не набор взглядов и сведений, это определенная целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со всем его духовным миром – знаниями, нравственными, художественно-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.
В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.
С точки зрения исторического процесса выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
·Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos – сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
·Религиозное мировоззрение (от лат. religio – благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
·Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
·Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
·Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
·Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
В сословном, классовом обществе каждый класс имеет своё специфическое мировоззрение (социальные стереотипы), выражающее его ценности и ориентации. Вместе с тем в ходе развития общества вырабатываются общечеловеческие гуманистические ценности. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного слоя, класса, сообщества, социальной группы с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным.
В содержательном отношении мировоззрение носит интегральный характер: в него входят эмоции, чувства, настроения, ощущения людей; их знания (как повседневные, так и научные, философские и в целом – профессиональные). Кроме того, в структуре мировоззрения важное место занимают ценности, идеалы, вера и убеждение людей.
В каждой форме мировоззрения эти элементы представлены по-разному в том смысле, что одни из них являются ведущими, основными, определяющими, а другие – занимают второстепенную, не основную, определяемую роль. Кроме того, в различных формах мировоззрения, а точнее, в мироощущении, мировосприятии, миропонимании по-разному представлены эмоционально – чувственный и рационально – теоретический опыт людей:
)эмоционально – чувственный опыт людей, в основе которого лежат настроения, чувства, эмоции, составляет содержание мироощущения;
)опыт, в основе которого лежат познавательные образы, основывающиеся на наглядных представлениях о мире, составляет содержание мировосприятия;
)рационально – теоретический опыт, основывающийся на сознательном, рефлексивно – теоретическом осмыслении мира, составляет содержание миропонимания.
Таким образом, мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности.
Мировоззрение способствует формированию у человека целостной системы ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику – в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое ещё не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами. «С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite – склад ума). Менталитет – это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»)».
1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека, в первую очередь, это осознание своих жизненных ориентиров и целей для его практической и теоретической деятельности, истинных ценностей жизни и культуры, что позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Мировоззрение – это своего рода итоговый «сплав», который определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими ему основными структурообразующими элементами. К их числу относятся, прежде всего, ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений природы и различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении человека в этом мире. Также в состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные.
Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обуславливают взаимное влияние различных мировоззрений. Принято выделять три основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества. религия мировоззрение менталитет духовный
Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение – это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем – философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности, т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества.
Глава II. Религия в системе познания мира
.1 Религия как форма мировоззрения: происхождение и сущность, функции
Формировался новый тип мировоззрения – религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Особенностью религиозного мировоззрения является то, что на место присущему первобытному мифологическому мировоззрению или осознанию убежденности в непосредственном тождестве человека и мира, человека и природы, появляется такая дуальная форма осознания мира, в которой противопоставляется естественный, природный мир миру сверхъестественному, надприродному, потустороннему при определяющей роли второго. Религиозное мировоззрение – это широкое мировоззрения обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий.
В религиозном сознании или мировоззрении, по сравнению с мифологическим, иначе предстал как сам человек, так и мир, а также их отношения между собой. В самом понятии «религия» (от лат. -religio набожность, святыня, связь) отразилось особое видение, особое ощущение и понимание мира, в котором культовая деятельность (или действия) опирается на веру в существование сверхъестественных сил, основной формой проявления которых является бог или боги.
В религиозном мировоззрении человек понимается двояко: с одной стороны, он существо земное, естественное, посюстороннее, а с другой, он является результатом акта божественного творения. Связующим элементом между миром и человеком выступает Бог. В религиозном мировоззрении имеют место как элементы рационального (например, моральные наставления), так и иррационального (фантастические образы надприродных сил)
Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям.
Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. Практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.
Религия является одной из древнейших форм общественного сознания, мировоззрения, в которой специфически фантастическим – для неверующего – образом отражается мир. Фантастические образы религии – это особая форма отражения действительности, присущая всем народам мира. Она являет собой необходимую ступень в историческом восприятии и понимании мира, обусловленным как его неоднозначностью, сложностью, так и неоднозначностью и сложностью человека, его мозга.
Религиозно – фантастическое понимание мира обусловлено не просто верой как ее атрибутом, а религиозной верой в реальное существование надприродного, которое оказывает огромное влияние на жизнь человека. Кроме того, религиозная вера предполагает двойственное отношение между земными и надприродными силами, при определяющей роли последних.
Религия, возникла в сознании людей в силу различных: причин: это и проблемы социального бытия (трудности в его реализации в полном объеме, трудности познавательного процесса, потребности выхода из безвыходных ситуаций, эмоционального отношения к миру и.т.д.). Кроме того, в религии мы обнаруживаем попытку человека ответить на вопросы, возникавшие в процессе осмысления сложной, противоречивой картины мира и своего собственного бытия. Одним словом, в религии отражается как реальный мир со своими проблемами, так и иллюзорный мир для неверующего (надприродный, сверхестественный).
Неотъемлемой частью любой религии является культ как форма реализации в повседневной практической деятельности символических действий в виде обрядов, ритуалов, богослужения, постов, молитв и т.д., через храмы, церкви, священные реликвии и т.д.
Основные функции религии:
. Основной функцией религии является компенсаторная. С момента своего возникновения, религия компенсирует либо бессилие человека перед природой, либо ограниченность его знаний, либо объясняет несовершенство социального устройства. Главная идея любой религии – идея Бога, через которого компенсируются идеи гуманизма, человеческих отношений к Богу и людей друг к другу.
Данная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается «свободой в духе»; социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; изоляция заменяется братством в общине; разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является психологический аспект компенсации – снятие стресса, угнетения, релаксация и катарсис
. Мировоззренческая функция религии состоит в том, что религия нередко объясняет мир в целом, отдельные явление и отдельные процессы в нём, тем самым формируя определённую картину мира человека и общества. Реализует данная функция благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочуствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку).
Религиозное мировоззрение дает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек, цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия, поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.п.
. Регулятивная функция религии состоит в том, что она создает «свою» систему норм и ценностей, в которой вера в сверхестественное начало является абсолютной и незыблемой. Таким образом, религия приспосабливает к своим потребностям или создаёт заново определённую систему духовных ценностей, нормы и правила поведения, обряды и ритуалы, которые контролируют жизнь и поступки человека, это одна из самых важных функций, выполняющая идеологический контроль в жизни верующих.
Особенно большое значение имеет система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.
. Интегративная функция религии нацелена на объединение в ней только одноверцев и единоверцев. Реализуется в пределах общины или конфессии единомышленников. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, то религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Таким образом, религия возникла как результат специфических закономерностей, возникающих в человеческой истории, она отразила и воплотила в себе всю эту специфику через конкретно – исторические этапы и формы своего существования и развития. Религия является важной частью культуры и общества, она возникла в первых человеческих коллективах, развивалась и изменялась вместе с развитием общества, но при этом всегда остаётся одним из важнейших факторов духовной жизни людей.
Роль религии в обществе неоднозначна, но, тем не менее, сегодня историческая миссия религии как формы мировоззрения – формирование единства рода человеческого, актуализация всеобщности непреходящих общечеловеческих ценностей, и прежде всего – моральных.
2.2 Принципы типологизации религий
История религиозных верований – это часть истории человечества в целом. Данные археологии и этнографии позволяют утверждать, что простейшие формы верований возникают с появлением человека разумного. В ходе дальнейшего развития у разных народов складывались и развивались отличные друг от друга религиозные системы, но в то же время их эволюция подчинялась определённым общим закономерностям. Для того, чтобы систематизировать всё разнообразие религий и провести их сравнительный анализ им нужна типологизация. Типы религий отражают самые общие для некоторых религий признаки, поэтому любая типология достаточно условна, но при этом, она помогает дать грамотный анализ большинства религиозных систем. Самые популярные типологизации выделяют религии по:
)Историко-стадиальному развитию этносов;
2)По объекту веры.
·Историко-стадиальное развитие этносов. Согласно этой типологизации, выделяют:
Родоплеменные религии (ранние формы религии) – это религиозные верования и практики, свойственные людям родоплеменного общества (к примеру, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, культ вождя, культ племенного бога, шаманизм);
Национальные религии – это религии, распространяемые в границах одного народа. С развитием общественных отношений на смену родоплеменным общностям приходит территориальное объединение. Начинается всё большая дифференциация внутри общества, появляется государственная власть, и ранние формы религии сменяются национальными. Но национальные религии включают в себя большинство элементов родоплеменных.
Национальные религии:
·Возникают путём слияния родоплеменных религий. При этом главными объектами религиозного культа становятся объекты, почитаемые или наиболее многочисленным племенем или наиболее могущественным (у кого сосредоточена власть);
·Распространены в границах одного этноса;
·Идейно сплачивают народ в единое целое – выражают идею превосходства своего народа над другими;
·Строгая система религиозных предписаний и запретов, что отделяет представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей;
·В качестве объекта религиозного почитания – национальные (часто мифические) герои, географические места (священные рощи, горы, города и т.п.).
Мировые религии – это религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов.
Мировые религии:
·Объединяют крупную общность людей;
·Имеют последователей во многих странах и среди различных этносов;
·Имеется четкая религиозно-философская школа с несколькими, но сходными течениями;
·Влияют на ход развития мировой истории и мирового искусства;
·Культура мировой религии в разных регионах имеют разные черты;
Мировые религии появляются в эпохи великих исторических поворотов, когда идёт переход от одних общественных отношений к другим. Буддизм появляется в 6 в. до н.э., когда в Северной Индии расшатывается сословный варно-кастовый слой. Христианство возникает в 1 в. н.э., когда в восточных провинциях Римской империи начинается кризис рабовладельческого строя и идёт переход к феодализму. Ислам возникает в 7 в. н.э., когда в Западной Аравии идёт переход от первобытного к классовому обществу. Кроме того, они формируются в условиях складывания мировых империй, когда появляется потребность дополнить мировую империю мировой религией, которая смогла бы дать общие идеологические основания жителям разных регионов этой империи.
Прозелитизм – готовность принимать новых приверженцев и активная пропагандистская деятельность, обращение к людям разных этносов и социальных групп.
В становлении и развитии мировых религий огромную роль играет основатель или группа основателей, которые смогли объединить вокруг себя и повести за собой массы.
·По объекту веры выделяют два вида религии анимистические и теистические религии.
Анимистические религии не содержат идею богов или бога, основываются на вере в духов и души. Духи от божеств отличаются следующими чертами: духи живут в том же мире, что и люди, а божества обитают в особом мире, недоступном для обычных людей; образ божества более конкретен, чем образ духа; духов намного больше, чем богов, поэтому духи безымянны. В условиях поздне-родового строя, духи могут становиться более конкретными, наделяться именами и выполнять определённые функции – это начало перехода к теистическим религиям.
Теистические религии основаны на вере в богов или единого Бога (политеизм, супремотеизм, генотеизм, монотеизм).
Политеизм – система религиозных верований, основанная на представлении о многобожии, вера во многих богов, все национальные религии Древнего мира были политеистическими. В современном мире к политеизму относится индуизм, синтоизм, конфуцианство.
Супремотеизм – почитание многих богов, но при приоритете одного.
Генотеизм – почитание одного бога, но признание существования множества богов (зороастризм).
Монотеизм – представление о существовании единственного Бога.
Таким образом, если сравнивать эти две типологизации, то становится очевидно, что родоплеменные религии в большинстве своём анимистические, национальные религии изначально политеистичны, но затем некоторые из них приходят к идеям монотеизма. Кроме того, иногда ученые говорят о религиях без бога и даже без духов – это те доктрины, которые обходятся без божеств в узком понимании этого термина (буддизм, конфуцианство, даосизм). Но, так как в них придается большое значение духовной жизни человека, они указывают путь, который помогает избежать страданий, многие их последователи воспринимают эти доктрины как религиозные.
Заключение
Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии – религия. Религия описывает мир как целое и человека как часть мира, формулирует наиболее общие программы (мировоззрение).
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.
Религия является той формой мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Таким образом, религиозное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему, представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.
Библиографический список
1.Алексеев, П.В. Философия [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
2.Андрейченко, Г.В. Философия [Текст] / Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева (и др.). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
.Беляев, И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение / И.А. Беляев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/09/pdf/29.pdf
.Богомолов, А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса [Текст] / А.С. Богомолов, Т.И. Ойзерман. – М.: Изд-во МГУ, 1983
.Васильева, Т.С. Основы философии [Текст] / Т.С. Васильева. – Пермь.: Изд-во Томского ун-та, 1991. – 276 с.
.Гусейнов, А.А. Великие моралисты [Текст] / А.А. Гусейнов. – М.: Республика, 1995. – 351 с.
.Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания [Текст] / Т.Я. Дубнищева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 608 с.
.Крапивенский, С.Э. Социальная философия [Текст] / С.Э. Крапивенский. – Волгоград.: Комитет по печати, 1996. – 352 с.
.Яблоков, И. Н. Основы религиоведения [Текст] / И.Н. Яблоков, Е.В. Рязанов, А.Н. Красников (и др.). – М.: Высшая школа, 2011. – 480 с.
.Яскевич, Я.С. Основы философии [Текст] / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – Минск.: Высшая школа, 2009. – 268 с.