- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,69 Кб
Религия в контексте культуры
Содержание
Введение
1. Культура и религия, ее сущность и формы существования
2. Религия и культура: происхождение понятия и смысла
3. Сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека
4. Современные аспекты культуры в современном обществе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, в последнее время в общественных дискуссиях активно поднимается вопрос о месте и роли религии и культуры в нашем обществе на современном этапе его развития, о соотношении религии и науки.
Диапазон мнений здесь довольно широк. Но обозначились и крайние позиции.
Одни утверждают, что религия и культура – это источник всякого добра, важнейший ориентир и идеал.
Поэтому они должны быть широко представлены в любом сегменте общественной жизни.
Изучению вопросов религии и культуры посвящено (большое количество) множество работ следующих авторов: Белла Р., Дюркгейм Э., Сорокин П.А., Столяренко В.Е., Самыгин С.И., Томарев С.В., Хромова Е.В. и многие другие.
Цель работы выяснить, каким образом проявляется религия в контексте культуры.
Для выявления цели работы, необходимо решить следующие задачи:
.Изучить сущность культуры и формы ее существования;
2.Проанализировать происхождение понятия и смысла религии и культуры;
.Раскрыть сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека;
.Представить современные аспекты культуры в современном обществе.
Для того чтобы выявить проблему данной темы, выставим ряд вопросов которые необходимо раскрыть при ее изучении.
.Что из себя представляет культура?
2.Какие функции выполняет религия?
.Каково содержание культуры?
.Какие формы существования имеет культура?
Культура представляет собой сосредоточие духовной жизни общества. В самом общем виде ее можно определить как искусственный мир, созданный руками человека. В этом мире формируются и развиваются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая самыми утонченными; в нем осуществляется производство идей и их потребление; в нем реально существуют духовные отношения, отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и, в конечном счете, ко всей действительности.
Религия выполняет различные функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур. Функциональный подход оказался чрезвычайно плодотворным для изучения и объяснения религии как социального феномена. Но вместе с тем функциональный подход должен быть четко разработан и предполагает ряд ограничений. Пожалуй, самое важное – понимание того, что в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции, т.е. универсальный функционализм как попытка просто перечислить функции религии, которые она выполняет в любом обществе, или предположительно должна выполнять, неприемлем [1,112].
Культура неоднородна. В ее содержании принято выделять материальную культуру и духовную культуру.
В культуру входят, прежде всего, энергетические и сырьевые ресурсы. Технологии, орудия труда индивиды практической деятельности человека, производственные отношения, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта и т.п. Духовная культура включает в себя обычаи, нормы и образцы поведения человека, символы, идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
Очевидно, что мир духовной культуры безграничен, он имеет множество элементов, форм и способов их взаимосвязи. В зависимости от особенностей производства и потребления духовных ценностей выделяют три формы существования культуры: массовую, элитарную и народную [2, 94]. Само понятие "массовая культура" указывает на то, что в современном обществе культура (в отличие от предшествующих исторических эпох) становится достоянием масс. Ее появление в XX столетии связано с целым комплексом разнообразных явлений, среди которых необходимо отметить разрушение локальных общностей и размывание территориальных, социальных границ, урбанизацию, научно-техническую революцию, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга и затрат на него в бюджете средней семьи.
Массовизация культуры непосредственно связана с развитием средств массовой коммуникации – радио, теле-, кино – и видеопродукции и т.п. Фактически ее использование через систему массовой коммуникации превращает массовую культуру в отрасль экономики. Массовая культура охватывает подавляющее большинство членов общества, через единый механизм моды она ориентирует и подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до выбора идеологической ориентации.
В области художественного творчества массовая культура выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная, приобщающая человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез.
2. Религия и культура: происхождение понятия и смысла
Рассмотрим изученную нами при написании данной работы литературу.
Анализ этой литературы позволил выявить несколько точек зрения на рассматриваемую нами проблему.
Прежде всего это касается самого происхождение понятия и смысла слова "культура".
Например, Н.П. Семин говорит, что "культура" происходит от латинского слова "культивировать" – обрабатывать почву. Так как, по мнению автора первым проявлениями культурной деятельности человека была обработка земли [8, 44].
А.С. Голикова приводит совершенно другие аргументы, а именно по её мнению понятие "культура" произошло от слова "культ", так как основой культурной деятельности человечества по мнению автора являются именно религиозные и ритуальные действия, с помощью которых человек призывал высшие силы, "общался" с ними [2, 64]. То есть можно сделать вывод о том, что базой для развития культуры послужила имена религия.
Этой же точки зрения придерживается и Л. Мамфорда – анализ его работа показал, что автор полагает, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд [6, 91]. То есть важнее, чем обработка земли, было создание тотемных столбов, молитвенных дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть совершение чисто человеческих действий, преображавших душу человека. Да и сама обработка земли была священным обрядом, частью культа – то есть именно "культ" дал рождение "культуре".
Теперь рассмотрим вопрос о религии. Здесь также существуют различные точки зрения и подходы.
С точки зрения Р. Белла религия – призыв к осмысленной жизни (или точнее – один из призывов) [7, 14]. По мнению автора, главная проблема заключается в осуществлении этого призыва, в том, чтобы найти такие средства, которые, делая осмысленной жизнь одних индивидов или групп, не создавали бы больших трудностей для развития других.
А.В. Смирнов больше говорит о взаимосвязи культуры и религии. Он считает, что религия во многом дала толчок развитию культуры. Многие предметы искусства, являющиеся сейчас культурным наследием мирового масштаба, были созданы именно на религиозной основе. Более того, зачастую именно представители религии являлись покровителями деятелей искусства.
Таким образом, подводя итоги изложенных точек зрения авторов, чьи работы послужили основой для настоящей работы, можно сделать вывод, что большинство из них отмечают тесную взаимосвязь религии и культуры. Более того, они считают, что именно религия послужила отправной точкой развития культуры. И мы поддерживаем данную точку зрения, поскольку история мировой культуры и различные предметы искусства позволяют нам понять, что действительно очень многие произведения искусства были созданы благодаря религии – особенно это заметно на примере раннего периода развития человечества и средних веков.
3. Сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека
Для того чтобы составить четкую картину о религии и культуры, раскрыть все "за" и "против", необходимо остановиться на проблеме сущности религии и культуры, их структур, компонентов структуры религии и культуры.
В научных кругах появляется все больше академической рефлексии о том, что, несмотря на процесс секуляризации, религия во многих обществах относится к базовым структурным элементам.
По мнению Ю. Дюркгейма религия есть важный и необходимый элемент духовной жизни общества [4, 114]. Она представляет собой веру в сверхъестественное. А по мнению американского социолога Крэйга Кэлхуна – "Религия угрожает, вдохновляет, утешает, провоцирует, обнадеживает в обыденности и требует привести свою жизнь в соответствие с нормами. Это путь к достижению мира и причина объявления войны".
"Религия – удивительный феномен, который играет противоречивую роль в жизни людей. Она может разрушить и оживить, усыпить и пробудить, поработить и освободить, научить послушанию или призвать к революции", – отмечает его иранский коллега Али Шариати. Примечательно, что социологи из двух стран, находящихся в состоянии антагонистического ценностного противостояния, сходятся в оценке роли религии в жизни человека и в публичной сфере.
Противоречивые взгляды по поводу религии позволяют раскрыть данный вопрос более обширно. По мнению Ю. Дюркгейма религия есть важный и необходимый элемент духовной жизни общества [4, 116]. Она представляет собой веру в сверхъестественное. Эта вера на разных стадиях общественного развития принимала различные формы и выражалась в почитании камней, растений, животных, огня, человека. Но П. Бергер опровергает высказывание Ю. Дюркгейма, он убежден в том, что религия формирует у человека особый взгляд на окружающую действительность.
Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь в своих учениях гласит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно, а в материалистических учениях религия рассматривается продуктом развития человеческого сознания.
Люди неверующие утверждают, что сверхъестественного просто не существует и живут в реалии, а верующие люди убеждены, что сверхъестественное не просто существует, но и может влиять на его жизнь и судьбу. Поэтому они эмоционально переживают свое отношение к сверхъестественному, верят, что с помощью особых действий могут оказать влияние на него. В структуре религии выделяют три основных компонента, которые заключаются:
в религиозном сознании;
в религиозном культе;
в религиозной организации.
А.В. Смирнов в самом общем виде культуру определяет так: культура – это все то, что не природа. Это все, что сделано руками человека. Культура – это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем искусственном, то есть человеческом состоянии [9, 132].
С.В. Кириенко также определяет культуру – как мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и желаний [10, 172].
4. Современные аспекты культуры в современном обществе
Может ли современная культура быть религиозной? Приведем пример и попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях религии и культуры в сегодняшнем дне.
религия культура общество человек
Одной из фундаментальных характеристик человека, выделяющей его из всего биологического мира, является познание им действительности. Этот процесс, как и все процессы объективного мира, подчиняется определенным законам, таким как единство многообразного; единство и борьба противоположностей; качественные и количественные изменения; отрицание отрицания; причинность явлений; сохранение материи и энергии; динамическое равновесие и прочее [3, 179].
В 90-е гг. распалась наша великая страна – Советский Союз. Рухнули социалистическое общество и коммунистическая идеология. Начался беспорядочный переход к дикому капитализму. Стали закрываться многочисленные производства, школы и училища, научно-исследовательские институты, учреждения культуры и искусства. Многие лишились работы, уверенности в завтрашнем дне, обнищали. Людей охватили чувства отчаяния и безысходности. Участились конфликты на бытовой и межэтнической почве, случилось несколько крупных терактов. В этих тяжелых кризисных условиях понадобились новые идеи и концепции, а, может быть, и не совсем забытые старые. Сильно востребованной оказалась религия.
В отличие от Советского времени, религию широко стала использовать государственная власть, частично компенсируя этим отсутствие четкой государственной программы развития современной России. В этом смысле весьма показательно, что на официальных приемах в Кремле рядом с Президентом страны сидит наш Патриарх, а высшие руководители страны нередко посещают храмы и стоят со свечкой в руках. В религию огромным потоком ринулись массы народа, чтобы найти в ней хотя бы какое-то успокоение для себя и надежду на лучшую жизнь. В разы возросло число прихожан в храмах. Даже бывшие воинствующие атеисты сделались глубоко верующими людьми.
Церковь воспользовалась благоприятной ситуацией и стала всемерно укреплять свои позиции в обществе. Благодаря значительным преференциям со стороны государства, солидным пожертвованиям со стороны отдельных богатых граждан в большом количестве восстановлены старые и построены новые храмы. Появились новые духовные академии и семинарии, возникли многочисленные воскресные и церковно-приходские школы. Церковь получила широкий доступ к государственным СМИ, к Интернету и успешно ими пользуется. Она свободно выступает с различными общественными инициативами, например, против абортов, против войны, за права человека и пр. Но ей показалось этого недостаточно. Она хочет идти гораздо дальше, проникать повсюду, куда только можно: в государственные учреждения, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в армию и на флот, в места заключения, в вузы, колледжи, школы, даже в детские сады.
Заключение
В заключении сделаем выводы о том, что в органическом единстве своих функций религия и культура играет важную роль в жизни современной цивилизации.
Церковь как религиозная культура в особенности православная, стремится фактически стать государством в государстве, как это было в давние века. К сожалению, наше государство всячески этому потворствует. Такие действия активно поддерживают определенная часть российской интеллигенции, различные группы населения. И результаты налицо. В ВАК активно обсуждается вопрос о присуждении ученых степеней кандидата и доктора богословских, теологических наук и уравнивании их в правах со светскими учеными степенями. В ряде ведущих вузов страны, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаются курсы теологии. Так или иначе, религию изучают во многих общеобразовательных школах всех субъектов РФ. А с 2010 г. по распоряжению Правительства РФ (октябрь 2009 г.) в общеобразовательных школах 19 регионов России в качестве обязательного апробируется комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", включающий ряд наиболее распространенных у нас в стране религий.
По государственным каналам радио и телевидения транслируются различные религиозные проповеди, крестные ходы, ритуалы освящения бесчисленных объектов. Нас регулярно потчуют всевозможными выдумками о многочисленных ангелах и Сатане, о всезнающем и всемогущем Боге; рисуют красочные картины про загробный мир с его Раем и Адом, про путешествие человеческих душ в этом загробном мире и пр. Служители культа активно участвуют во многих передачах на актуальные темы. В газетах и журналах широко печатаются их статьи, интервью, публичные выступления. Страна в целом все более погружается в пучину клерикализма.
Список используемой литературы
1.Белла Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. – 2011. – № 8 С. – 112-116.
2.Голиков А.С. Вся надежда на культуру // Культура и религия. – 2013. – № 6 С.94-96.
.Гончаров В.П. Проблема взаимоотношения науки и религии // Философия и общество, 2009, №2 С.179-180.
.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество, 2012, №6 С.155-156.
.Мамфорда Л. Культура – человеческие действия, преображавшие душу человека // Культура и религия, 2012, №7 С.91 – 92.
.Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество.М., Политиздат, 2011, №4 С.91-93.
.Семин Н.П. Культура и труд // Культура и религия, 2012, №1 С.44 – 47.
.Смирнов А.В. Культура – искусственный мир // Культура и религия, 2011, №2 С.132 – 134.
.Кириенко С.В. Культура и восприятие мира // Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 2011, №5 С. – 172-173.