Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Религиозное образование

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,82 kb

Религиозное образование

Религиозное образование

В Самарканде есть знаменитое медресе Мир-Араб. Основано оно в Средние века и до сих пор остается главным центром мусульманской учености в Узбекистане, да и во всей Средней Азии. Питомцы медресе наряду с религиозным получают вполне современное светское образование. С дипломом Мир-Араб можно поступать в любой университет, но большинство выпускников все же выбирают Ташкентский Исламский институт.

В XV-XVI веках Узбекистан был одним из крупнейших центров исламской мысли. Сюда приезжали набираться мудрости даже из Аравии. Изучали Коран и его толкования в специальных учебных заведениях – медресе, но можно было делать это самостоятельно под руководством ученого муллы. Такой порядок сохранялся вплоть до прихода советской власти, которая поначалу просто закрыла все медресе, а позже, разрешив открыть одно-единственное, неусыпно следила за каждым шагом учеников и преподавателей. Сегодня религиозное образование в Узбекистане тоже находится под контролем светской власти. Преподавание религиозных дисциплин разрешено только в государственных учебных заведениях. Это, по мнению правящей верхушки, гарантия того, что в среду учащихся не проникнут идеи радикального толка. Первой ступенью религиозного образования по-прежнему являются медресе. В 1946 г. в Бухаре открылось медресе “Мир-Араб”. Оно дает среднее богословское образование. Срок обучения – четыре года. В советское время сюда принимали учеников со всего Союза. Отбор кандидатов происходил в республиках. Принимали в медресе сорок человек в год, что для огромной страны было каплей в море.

Поскольку “Мир-Араб” долго оставался единственным подобным заведением в СССР, не приходится удивляться, что все мусульманские лидеры сегодняшней Росси и стран СНГ – выпускники этого медресе. Его закончили верховный муфтий мусульман России Талгат Таджутдин, муфтий Пензенской области Аббас Бибарсов, его сын – Мукаддас Бибарсов – председатель духовного управления мусульман Поволжья, муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков. Ахмад Кадыров, кстати, тоже питомец “Мир-Араб”.

Сейчас здесь учится около тысячи студентов. Несмотря на то что после распада СССР в бывших республиках открылись новые медресе, конкурс в “Мир-Араб” больше, чем в МГУ, – 14 человек на место. Основал это учебное заведение в XV веке выходец из Аравии богослов Мир-Араб. Он же убедил бухарского эмира Убойдолохана построить для медресе здание. Находится оно в старинном районе Бухары Шахристане. Для узбекских медресе, которые, как правило, не имеют куполов, выглядит “Мир-Араб” необычно – у него два купола. Один из них украшает мавзолей. В нем хоронили эмиров и их приближенных. Закрыв медресе, большевики разместили в его здании советские учреждения. До 41-го года в нем располагался военкомат, а во время войны – жили беженцы. Сейчас здесь на первом этаже аудитории, а на втором и третьем комнаты учеников. Живут они по двое – по трое. Обстановка крайне простая, почти монашеская…

В учебную программу медресе входят все светские дисциплины, которые изучают в узбекских школах, – математика, физика, астрономия, информатика. Поэтому диплом “Мир-Араб” признается во всех вузах республики. Некоторые выпускники медресе выбирают светскую карьеру. Те же, кто хочет продолжить религиозное образование, поступают в Ташкентский Исламский институт имени Аль-Бухари. Кстати, имам обязательно должен иметь высшее духовное образование. Слово “имам” произошло от арабского “амма” – “стоять впереди”. Имам – глава мусульманской общины. Он ведет молитву и произносит пятничную проповедь. Кроме того, имам имеет право устраивать для молодежи занятия по исламским дисциплинам.

Выпускники института сдают четыре экзамена – тафсир, или толкование Корана, фикх – мусульманское правоведение, хадисы – предания о деяниях и речах Пророка, арабский язык. Но читают здесь и светские курсы – историю, иностранные языки, математику, географию, и даже экологию. Первокурснику Джабару 21 год. Как лучший выпускник медресе “Мир-Араб”, он был в прошлом году принят в институт без экзаменов. Среди студентов Джабар известен как прекрасный знаток Корана. В исламском университете учатся и женщины. Правда, применить свои знания им удается разве что при воспитании детей.

Пять раз в день муэдзин поднимается на минарет при мечети и громко, нараспев произносит азан – призыв верующих на молитву. Утренний призыв может закончиться такой фразой – “Ассалятхерминаннаум”, что значит “Лучше молиться, чем спать”. Пятница для мусульман – священный день. На полуденную пятничную молитву салят-аль-джамаа собираются все взрослые мужчины. Тот, кто без уважительной причины пропустил три пятницы подряд, считается вероотступником.

Напротив медресе “Мир-Араб” в Бухаре стоит соборная мечеть “Пои- Калян” – “Подножие Великого”. Она самая большая в городе. Когда народу собирается слишком много, молитву проводят прямо во дворе. Направление на Мекку указывает михраб, ниша в стене. Она украшена тонкой резьбой и мозаикой. Несмотря на то что в “Мир-Араб” есть своя мечеть, преподаватели и студенты медресе по пятницам приходят в “Пои-Калян”. Перед началом службы имам читает проповедь. Весь мир сотворен для молитвы, он чист и опрятен” – это слова пророка Муххамеда. Отсутствие мечети – не препятствие для мусульманина. Воздавать хвалу Аллаху можно везде, главное – правильно определить направление на священную Мекку, чтобы во время молитвы быть к ней лицом.

Сегодня конец занятий в Исламском институте совпал со временем вечерней молитвы. Не всегда ее возглавляет преподаватель. Бывает, что роль имама поручают кому-то из студентов. Это что-то вроде практических занятий. Здесь же в институтской мечети студенты перед своими сокурсниками учатся произносить проповеди. Искусство говорить с людьми, убеждать их пригодится этим молодым людям в любом случает, как бы ни сложилась их судьба.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru

Похожие записи

«Серапионовы братья»

Культурология

Троице-Сергиева Лавра

Культурология

Мозаїки Київської Русі

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.