- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,29 Кб
Религиозные организации в России
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и содержание исторического формирования религиозных объединений
.1 Понятие свободы совести и ее история в России
.2 Характеристика религиозного объединения
Глава 2. Современное развитие религиозных объединений в России
.1 Статус современных религиозных организаций
.2 Законодательство о свободе совести в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно – правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.
Нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, отличается своим несовершенством. Подтверждением этому является ряд постановлений Конституционного суда Российской Федерации о проверке конституционности положений Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях". Одной из причин несовершенства действующего законодательства, регламентирующего функционирование религиозных объединении, является отсутствие теоретических исследовании, посвященных их административно-правовому статусу в Российской Федерации.
Как показывает практика, в административно-правовом регулировании нуждается не только внешняя деятельность религиозных объединений как коллективных субъектов административного права, но и часть внутренних взаимоотношений, возникающих между участниками религиозных объединений. Такая регламентация необходима, поскольку при таких взаимоотношениях затрагиваются права и законные интересы личности, интересы общества и государства, которые не должны оставаться вне сферы административно-правового воздействия. Помимо этого об актуальности исследуемой проблемы свидетельствуют принятые Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. и "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. Данные акты имеют самое непосредственное отношение к исследованию административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации. Поэтому положения вышеприведенных законодательных актов должны получить свою теоретическую оценку именно при исследовании административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.
Степень изученности темы. При написании данной работы были использованы исследования следующих авторов: Бахрах Д.Н., Иванова Л.А., Козлов Ю.М., Понкин И.В., Тимошенко И.В., Томпсон М. и дрегих.
Цель работы состоит в проведении исследования административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.
Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
рассмотреть процесс становления отечественного законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений;
проанализировать современную модель отношений государства и религиозных объединений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и содержание исторического формирования религиозных объединений
1.1 Понятие свободы совести и ее история в России
Свобода совести – это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом.
В мифах Древнего мира получила утверждение идея естественного божественного права государственной власти, согласно которой земной правопорядок являлся составной частью мирового космического порядка. В Древнем мире было распространено религиозно-мифо- логическое подражание и заимствование мифов разными народами друг у друга. Пантеон существующих богов тех или иных народов оставался открытым для принятия иноземных богов. В античном мире не было духовенства как специального сословного института, не было обязательных для всех священных, богоустановленных книг. Только исполнение обрядов было обязательным для всех.
В Древней Греции такое важное понятие, как "совесть", появилось довольно рано. Оно означало ответственность человека за свои дела перед людьми и самим собой. Например, Демокрит указывал на необходимость соблюдения справедливости для того, чтобы человек не находился в состоянии самоосуждения. Совесть, считал Аристотель, – это правильный суд доброго человека. Утверждение справедливости, поступков по совести в широком смысле предполагает терпимость к убеждениям других людей.
Понимание совести в античном мире во многом определялось демократической формой правления в городах-полисах. Наиболее смелые мыслители выступали за осуществление права высказывать свои мысли и взгляды, невзирая на авторитеты. В трактате "О природе богов" Цицерон показал пример свободного обсуждения проблемы богов представителями разных философских направлений.
В IV-V вв. христианство стало государственной религией Римской империи. Государственный статус церкви позволял ей использовать всю систему власти для борьбы с инакомыслящими и различными нехристианскими верованиями. Всякое учение исходит от единого Иисуса Христа – провозгласила христианская церковь. Однако история свидетельствует о различных еретических течениях в Средние века. Они принимали форму радикальных оппозиционных течений, выступающих с идеями антиклерикализма и секуляризма. В IX в. Иоанн Скот Эриугена (810-877), опираясь на авторитет Библии, отстаивал идею независимости мировоззренческих представлений от церковных властей. В XI в. богослов Пьер Абеляр обосновал право на свободное толкование священных текстов. Большую роль в деле реформирования идей свободы совести сыграл английский философ XIV в. Уильям Оккам. Все люди по природе рождаются свободными, отмечал он, рабство – унизительное состояние для человека. Он выступал против приоритета церкви над государством.
В эту эпоху массовое распространение получили религиозно- политические оппозиционные движения с популярными идеями религиозного равенства, требованиями свободы религии. Однако все представители еретических течений были подвергнуты гонениям, а многие из них казнены.
В эпоху Возрождения широкое распространение находят идеалы светского гуманизма. Английский мыслитель Томас Мор (1478-1535) провозглашал право каждого человека следовать какой угодно религии, свободно ее пропагандировать и воздерживаться от оскорблений других религий. Идеология Возрождения в качестве одного из своих принципов содержала принцип веротерпимости. Практическое же воплощение этого принципа начиналось в эпоху Реформации. В известных 95 тезисах Мартина Лютера уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы выбора вероисповедания, вольной проповеди, свободы религиозных союзов.
Принцип свободы совести получил свое теоретическое обоснование и развитие в работах философов Нового времени. Согласно нидерландскому философу Бенедикту Спинозе (1632-1677), каждый человек по праву природы является господином своих мыслей. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) требовал отделения высшей школы от церкви, организации обучения на основе разума. Соотечественник Гоббса Джон Локк (1632-1704) в своих письмах о веротерпимости выдвинул требование отделения церкви от государства. По его мнению, государство должно предоставлять людям право религиозного самоопределения, оно не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от определенной принадлежности к религии.
Наиболее радикальными проводниками идей свободы совести в XVIII в. были французские материалисты-просветители. Так, П. Гольбах отмечал, что истинная терпимость и свобода мысли должны быть противоядиями против религиозного фанатизма. Французские просветители защищали право каждого человека мыслить по- своему, обладать индивидуальной духовной жизнью. Отчитываться о своей вере человек должен только перед самим собой, писал К.А. Гельвеций. Далее он отмечал, что от природы каждый получает право думать и говорить то, что он думает. Вольтер провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе использовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получили законодательное закрепление во французской "Декларации прав человека и гражданина" (1789), положенной в основу законодательств эпохи буржуазных революций, в том числе в Конституции США (1787) и Билле о правах человека (1794).
История европейских буржуазных революций показывает, что, чем позже они совершались, тем более радикально решались проблемы свободы совести, утверждения принципов свободы вероисповедания. В определенной степени такая ситуация объяснялась участием в революционных процессах зарождающегося пролетариата. Их антиклерикализм был близок к отрицанию религии вообще. В преддверии Парижской Коммуны в защиту свободы совести выступали французские социалисты и революционные демократы. Многие из них были агрессивно настроены по отношению к религии. В опубликованном О. Бланки и его сторонниками в 1869 г. "Манифесте свободомыслящих" отмечалось, что они провозглашают свободу совести, свободу критики, человеческое достоинство. Кроме того, бланкисты требовали, чтобы на всех ступенях образования обучение было бесплатным, светским и материалистическим. В 1871 г. Парижская Коммуна приняла декрет об отделении церкви от государства. В нем провозглашалось, что принципом Французской республики является свобода совести, которая представляет собой важнейшую свободу из всех свобод. В декрете предлагалось отделить церковь от государства, передать церковную собственность в распоряжение народа.
В процессе развития общественных отношений, демократизации общества в развитых странах Европы, а также в США свобода совести стала реализовываться уже не только как право на свободный выбор вероисповедания, но и как право гражданина на свободу своих убеждений, в том числе и в отношении свободы религиозного выбора.
Формирование государственности на Руси сопровождалось деятельностью по централизации власти. Одновременно создавалась единая церковная структура. Православная церковь неоднократно пыталась усилить свое влияние на государственную власть. Однако эти попытки успеха не имели. С укреплением монархии при Иване IV приоритет государственной власти усилился еще больше. Усиление монархии сопровождалось возникновением антиклерикальных настроений. В царствование Петра I была создана государственная система управления церковью и упразднено патриаршество. Все это ограничивало религиозную свободу самой православной церкви, лишало прав другие вероисповедания.
В сложившихся условиях борьба за свободу исповедания велась под лозунгами нравственного возрождения христианства, освобождения церкви от мирских пут. Эта борьба была направлена на ликвидацию сложившегося союза между церковью и государством.
В XIX в. в "Настольном словаре", написанном под руководством революционера М.В. Петрашевского, утверждалось, что веротерпимость – это высшая ступень свободы вероисповедания. А Огарев считал, что в деле выбора религии или науки не должно быть никакого государственного принуждения. Он выдвинул мысль о том, что чистота религии для верующих не требует вмешательства государственной власти в религиозные дела. Признание свободы убеждения, религиозного или научного, считал Огарев, является не только правовым требованием, но и нравственной установкой.
Россия позже других стран Европы пошла на признание принципов свободы вероисповедания. В "Своде законов Российской Империи", изданных в 1875 г., все религии на территории страны делились на три группы: государственная (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые ("секты" – духоборы, молокане, иудействующие, скопцы, иконоборцы). В "Уложении о наказаниях" особым видом государственного преступления объявлялось отвлечение и совращение людей из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги или ссылки в Сибирь. Вне- исповедное состояние государством вообще не признавалось. Деятельность по распространению материалистических и атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию. В конце XIX в. в связи с ростом революционного движения ужесточилась политика государства в отношении сектантских общин. В 1894 г. к числу запрещенных религий были причислены так называемые "штун- дисты" – русское наименование баптистов и евангельских христиан. Их вероисповедания были объявлены вредными, а молитвенные собрания запрещены.
В начале XX в. революционная ситуация в России вынудила царское правительство вносить существенные изменения в религиозную политику. В царском манифесте в феврале 1903 г. содержалось обещание даровать свободу вероисповеданий. В Указе царя от ноября 1904 г. "О предначертании и усовершенствовании государственного порядка" предписывалось принять меры к устранению религиозных "стеснений". В царском манифесте "Об усовершенствовании государственного порядка", изданном в октябре 1905 г., также говорилось о необходимости предоставления населению России гражданских свобод, в том числе и свободы совести.
После Февральской революции постановлениями от 20 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" и от 17 июля 1917 г. "О свободе совести" были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием. Сюда входили отмены ограничений на жительство, передвижение, приобретение права собственности, занятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступление на государственную службу, на учебу, участие в выборах и т.д. Под свободой совести по-прежнему понималась свобода выбора вероисповедания. При этом постановления Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской Православной Церкви по отношению к другим религиозным организациям. Это обосновывалось тем, что православие являлось религией большинства населения России.
После Октябрьской революции и установления советской власти был принят ряд декретов, кардинально изменивших положение православной церкви и других религиозных организаций. Например, декретом "О земле" от 26 октября 1917 г. (по старому стилю) все монастырские и церковные земли были национализированы. "Декларация прав народов России", опубликованная 2 ноября 1917 г., отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению" из-под контроля церкви изымались все учебные заведения. Другими декретами советской власти регистрация рождения, смерти, браков передавалась государственным органам. В этом случае церковный брак утрачивал юридическую силу. В январе 1918 г. были уничтожены ведомства придворного духовенства, управления духовного ведомства армии, прекращена выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства. Обобщающим документом в области свободы совести стал декрет Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церквей", изданный 23 января 1918 г., в котором раскрывалась сущность свободы совести и обосновывались ее правовые гарантии. Декрет предоставлял возможность каждому гражданину исповедовать любую религию или быть атеистом. На территории страны запрещалось издавать местные законы, постановления, ограничивающие свободу совести, а также предоставляющие какие-либо преимущества той или иной религиозной организации.
В конце 1920-х годов в стране обострилась борьба в коммунистической партии и в правительстве между разными подходами к дальнейшему экономическому и социально-политическому развитию страны. В этой борьбе одержали верх представители жесткой административно-командной системы. Это отразилось и на отношении к церкви. Религиозные организации объявлялись силой, враждебной советской власти. Началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов и монастырей, ограничивалась деятельность духовенства. Необходимость этих жестких мер обосновывалась "обострением классовой борьбы". Подобная политика в отношении к церкви проявилась в ряде правовых документов.
Советское государство стало создавать систему всеохватывающего контроля за деятельностью религиозных организаций, что в определенной мере следовало прежней российской традиции. В этом смысле важным было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 г. "О религиозных объединениях". В нем закреплялось право религиозных объединений на осуществление единственной функции – удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Однако и это обставлялось рядом ограничений и запретов. Например, в статьях 17 и 18 религиозным организациям запрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей, допускать преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях. Массовые репрессии во второй половине 1930-х годов не обошли стороной и священнослужителей. В принятой в декабре 1936 г. Конституции СССР в статье 124 говорилось: "В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".
Во время Великой Отечественной войны как никогда сильны были патриотические чувства советского народа, в том числе и верующих. Многие главы церквей выступили с призывом встать на защиту Родины и организовать сбор средств в фонд обороны страны. В этих условиях правительство приняло ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Однако коренной поворот в деле нормализации отношений церкви и государства произошел в 1943 г. после встречи И.В. Сталина с руководством Русской Православной Церкви. На Архиерейском соборе в сентябре 1943 г. был избран Патриарх Московский и всея Руси. Совнарком СССР принял постановление, в котором предусматривалось создание Совета по делам Русской Православной Церкви, открытие Православного богословского института, православных курсов и порядок открытия церквей. Однако улучшение отношений между церковью и государством продолжалось недолго. В конце 1940-х годов этот процесс приостановился.
В 1975-1977 гг. в целях единообразия законодательства о религиозных культах в республиках СССР были приняты акты "О религиозных объединениях". В Конституции СССР 1977 г. принцип свободы совести был изложен следующим образом: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести религиозную пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается".
1.2 Характеристика религиозного объединения
Религия – одно из самых сложных общественных явлений. Поколения величайших мыслителей пытались понять происхождение и сущность религии. Литература о ней необозрима. Тем не менее, "истоки и сущность религии скрыты обманчивым полумраком". Ни страх, ни любовь, ни почитание предков и т. д. не могут рассматриваться как единственный исток религиозной веры. Дать точное и однозначное определение религии невозможно. Если начать с термина "религия", то "rеligio" в буквальном переводе с латинского означает "связывание, повторное обращение".
В произведениях Цицерона это слово противопоставлялось другому слову, означавшему суеверие, простонародное верование. Отсюда понятно, что религия предполагает не всякую веру, а веру осознанную, привязывающую человека к чему-то священному, незыблемому. Вера – основополагающий фактор религии, ее субстанция. Она всегда предполагает отношение, взаимосвязь, как бы для того, чтобы сказать: "Я верю в бога". Нужно внутренне, духовно соотносить себя с Ним, быть направленным всей мыслью к Нему. Вера предполагает самоотдачу, определенную жертвенность в виде познанной необходимости платить за любое желание определенную цену. Ритуал жертвоприношений – самый архаичный ритуал человеческого социума.
Попыток объяснения сущности и цели жертвоприношения достаточно много. Но тут опять приходится признать, как и в случае с сущностью религии, что проблема еще далека от разрешения. Тем не менее, в качестве общепризнанных, устоявшихся взглядов на сей счет можно указать концепции, которые выдвигают на первый план регулятивную функцию религиозных представлений. Иначе говоря, они пытаются выявить социо-творческую функцию жертвоприношения, веры, религии.
Общности людей бесконфликтно существовать не могут. Первые формы объединения людей не могли не быть пронизаны насилием, "войной всех против всех" (Т. Гоббс). Объединяясь в единое, люди в то же время постоянно находились под угрозой распада, дезинтеграции. Выходом из такой ситуации было жертвоприношение, являющееся своеобразным "молниеотводом" разбушевавшихся страстей. Таким образом, жертвоприношение, как один из аспектов веры, несет в себе защитный механизм для общества, спасающий его от дезинтеграции. Подобно своим первичным проявлениям сама религия тоже ставит практическую цель – остановить действия разрушительных сил насилия, зла, раздора с тем, чтобы привнести согласие, добро, мир и покой.
Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали нечто постоянное, неизменное, вечное и святое. Различные виды религии мира были ответом на эти искания. Поскольку религия является порождением души, она черпает свое содержание из множества источников и создает регламентирующие нормы для многих сфер жизни человека.
Она является точкой пересечения, в которой встречаются все чаяния и устремления души, поэтому небезосновательно было бы утверждать, что религия – одна из категорий, которая позволяет изобразить всю полноту жизни.
Под религией подразумевается идеологический механизм, обеспечивающий солидарность людей, целостность общества через их стремление к поиску и установлению сакральных связей. Основу религии составляет ритуал, жестко предписывающий правила социального поведения индивида. То есть ритуал устанавливал и поддерживал общественный порядок задолго до того, как появились институты власти и гражданского общества.
Социальный принцип бесконфликтного существования лежит в основе всех зрелых религий. Уже в иудаизме был установлен порядок, согласно которому споры между членами общины выносились на рассмотрение всей общины. То есть религиозная община выступает здесь как арбитр, как гарант обеспечения мира для дальнейшего благополучного существования самого Целого – общности. "Религия представляет собой, так сказать, субстанцию мирной жизни, ту вылившуюся в образе идеи форму групповой жизни, которую мы называем "миролюбием" (Г. Зиммель).
Надежное функционирование и выживание общества предполагает непрерывность и устойчивость его жизнедеятельности и социально-целесообразное поведение его членов. Нахождение некоторых оснований, стоящих "над" конечностью жизни человека, – непременное условие бытия религии. В обществе люди испытывают потребность в решении фундаментальных смысло-жизненных проблем, и решение это они пока не представляют без веры в бога, т. е. без религии. Проблемы эти вечны, они определяются спецификой человеческого существования. И поэтому важность роли религии в любом типе общества неоспорима.
Первоначально религия непосредственно была связана с государством, с властью. Например, во многих культурах бронзового века зачастую очень трудно было разделить политические и ритуальные (или религиозные) функции. В древних восточных цивилизациях религиозные организации входили в систему государственной власти. Таково было положение дел и в средневековой Европе, пока в духовной жизни не произошел коренной переворот в эпоху Нового времени. Начиная с Возрождения в Европе культурно-общественная жизнь стала освобождаться от церковного попечительства. Этот процесс ускорился благодаря Реформации. "Обмирщение" культуры было связано с расширением сферы действия общественно-политических и экономических ценностей, быстрым развитием научных исследований и технического изобретательства. Такая секуляризация привела к тому, что церковь стала отдаляться от власти, от государства, в результате чего она оказалась изгнанной из политической общности в сферу частных интересов, перемещенной из государства в гражданское общество.
В то время как Запад отошел к легальному типу власти, Восток сохранял смешение сакрального и профанного, религиозного и светского. Яркими примерами вышесказанного могут служить великие культуры исламского мира и Китая.
Надо отметить, что, в отличие от христианства и буддизма, одна из трех универсальных мировых религий – ислам – по своей сути активно вторгается в земную жизнь людей. Поэтому в исламе ярко выражена связь религии и политики, религиозных организаций и государственных органов.
Религия в общедоступной форме ставит вопрос о смысле и специфике человеческой истории, выдвигает идею всех людей, дает представление о нравственной личности, о совести. Она служит способом регулирования и ориентации не только внешнего поведения, но и внутреннего мира людей, давая возможность надежды и веры в Добро, Любовь и Истину. Человек современности, который внутренне слабо связан с какой-либо из существующих ныне религий, находится сегодня в тревоге – либо он должен утратить веру в собственный законодательный разум, либо веру в великих пророков, великих учителей человечества. Независимо от того, что выберет наш современник, одно ясно – религиозная потребность несомненна. А это особенно важно в периоды крутой ломки общественных отношений, сопровождающихся нарастанием у личности чувства неуверенности в своем будущем. Поэтому именно после распада СССР, т. е. после разочарования в передовом общественном идеале – в "советском коммунистическом будущем" – люди повсеместно потянулись в различного рода религиозные конфессии.
В наши дни на Западе, во многих светских государствах Востока, в том числе и у нас, религия выступает большей частью как интеграционно-контрольный механизм гражданского общества. Функцией религии в гражданском обществе является сохранение целостности социокультурной системы, частью которой она сама является. Ряд религиозных конфессий совмещает религиозную пропаганду с хозяйственной деятельностью, создает на территории республики малые частные предприятия и фирмы, способствуя развитию экономики и созданию новых рабочих мест. Церкви, мечети ведут благотворительную деятельность, оказывая материальную помощь особо нуждающимся – инвалидам, престарелым, одиноким и т. д. Вся деятельность религиозных организаций направлена на претворение идеалов мира, терпимости и любви по отношению к себе подобным человеческим существам вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.
Хорошо известно, что развязать насилие значительно проще, чем остановить уже начавшиеся насильственные действия, поскольку насилие, подчиняющееся глубинным инстинктам, природному началу в человеке, слепо, иррационально. Насилие как таковое "заразно", оно способно вызвать подражание. Начавшись, насилие забывает о своих подлинных причинах, выставляя напоказ мнимые. Трудно добиться хорошего результата, противодействуя насилию насилием, поэтому разумному человеку, которому знакомо "чувство нравственной тошноты" (Е. Трубецкой) от насилия, необходимо всеми своими силами и всеми своими возможностями утвердить принцип ненасилия как единственно пригодный принцип сосуществования. Поскольку вся социальная жизнь есть взаимодействие, то именно в силу этого она есть и единство, общность, где судьба каждого индивида не должна оставаться в стороне от любого другого и социума в целом.
"Единение и примирение, излучаемые религией на весь мир, выражаются в том, что гражданский мир, до известной степени определяющий духовную атмосферу внутри каждой группы, каждой общности, в религиозном объединении достигает своего наивысшего развития" (Г. Зиммель). В саморегулирующемся, т. е. в гражданском обществе человек должен жить в согласии с самим собой и с ближайшим окружением, он должен достичь также универсальной конвенции со всем социумом. Здесь на помощь человеку приходит религия. Э. Дюркгейм рассматривает религию как систему коллективных представлений, выполняющих функцию сплочения общества, установления связи между индивидом и обществом или между группами и обществом. При таком рассмотрении религия предстает как система институционализированных норм, верований и ценностей, в той или иной степени разделяемых всеми членами общества, что и поддерживает его целостность.
Религия задает определенные стереотипы поведения, которые в некоторой мере способствуют эффективному приспособлению человека к социальным условиям. Так, особенности христианства (любовь к ближнему, значимость духовно-сакрального, соблюдение заповедей, спасение души и т.д.) и ислама (путь к богу через преодоления индивидуального несовершенства, ценность сплоченности и морального единства членов общины, необходимость соблюдения пяти требований религии и т.д.) способствуют укреплению человеческой солидарности и сотрудничества.
Мировые религии задают императивы поведения, которые позволяют выйти за рамки сугубо этнических ценностей. На уровне конфессионального единства были разработаны принципы ограничения конфликтности и девиаций в межличностном и межгрупповом поведении. Социальная стабильность требует, чтобы части культуры поддерживали друг друга. Религия, как неотделимая часть культуры, поддерживает статус-кво, усиливая устойчивые ценности. Отсюда и привлекательность религии для современного человека. Ведь он – человек маргинальный, омассовленный, теряющий ценностные ориентиры прошлого, подхваченный быстрым потоком постиндустриальной цивилизации. Измотанному быстрым ритмом бытия религия кажется той соломинкой, ухватившись за которую, можно восстановить разорванную нить времени.
Однако религия пока не может стать выше оппозиции "мы" и "они", разделенность мира не преодолевается, разные конфессии не могут прийти к согласию. С другой стороны, углубляющаяся универсализация и модернизация приводят к существенному нивелированию и унификации этнокультурных и религиозных ценностей, идеалов, стереотипов поведения и соответственно уменьшают их значимость и влияние на поведение членов религиозных групп. Все чаще раздаются призывы к созданию религии всеединства.
Религии эволюционируют и могут существенно влиять на механизмы регуляции межличностных отношений в гражданском обществе. Правовые нормы более фиксируют внешнюю сторону поступка, они не могут регулировать помыслы, помочь в индивидуальном страдании, надежде, раскаянии – во всем, что предполагает религиозные чувства, что связано с внутренним миром человека. В настоящее время наряду с традиционными древними религиями идет процесс формирования новых, современных религиозных конфессий и движений. И те, и другие пытаются органично вписаться в современные жизненные реалии, привлечь свою паству. Об этом говорят такие примеры, как миротворческая и правозащитная деятельность церквей, благотворительность (например, действия Матери Терезы), образовательная направленность некоторых религиозных институтов (например, исламские университеты), воспитание и спасение заблудших душ (храмы в колониях и тюрьмах), примирение ожесточенных (армейские священники).
Религия, будучи важнейшей формой социокультурной регуляции человеческих отношений, по-своему решает бытийные, экзистенциональные проблемы жизни и смерти: поиск их оснований и пределов, смысла и назначения, идеала и абсолюта, рождения и смерти. Преодолевая страдания, страх и отчаяние, связанные с конечностью человеческого бытия, с неизбежными ошибками и заблуждениями относительно целей существования, религия пытается направить поиск человека к духовному совершенствованию, сохранить человеческое в человеке, спасти его душу, видеть божественное в прозаическом, вечное – в преходящем.
Подчеркивая позитивные ценностные ориентиры религии в гражданском обществе, в то же время нельзя представлять ее в качестве абсолютно беспроблемного феномена, разрешающего все вопросы жизни человека. В свободном обществе имеют право на существование не только религиозная вера, но и сомнения в ней, секуляризм и даже атеизм.
Интересный подход к религии в постиндустриальном обществе намечает постмодернизм. С точки зрения постмодернистского мышления, нельзя причислить религию к идеологическому ряду. Всякая идеология – это зло, поскольку она навязывается людям. Идеология, в особенности в ее наукообразной форме, деструктивна для культуры, потому что политики, которые контролируют идеологические построения, "воруют душу" людей для своих собственных целей. Постмодернизм пытается создать "культурную терапию", давая возможность услышать голоса людей. Рассуждая о религии, ученый должен стоять в стороне и позволить людям критиковать религиозную систему или ориентировать даже самого ученого. Религиозные идеи воспринимаются здесь как форма протеста против чрезмерно рационализированного духовного мира человечества. Религия выступает в роли "сакрального текста", "спасительного круга", давая людям вполне понятные и легко выполнимые средства выхода за узкие рамки индивидуального бытия.
Для традиционных (ближневосточных, исламских, конфуцианских, буддийских и т.д.) культур характерна постоянная мобилизованность нравственно-религиозных критериев, требующих сохранения традиций и ставящих под сомнение самонадеянность рационального проективизма и социального экспериментаторства. Презумпция доверия к истории приспосабливается к современности и отвечает на ее вызовы не путем самоотказа и подражания чужим образцам, а на основании выявления скрытых альтернатив собственной культуры, развертывания ее потенциала в пространстве и во времени. Таким образом, ценности развития и инноваций не отрицаются, но встраиваются в консервативные и охранительные начала культурной традиции.
Но в современных условиях традиционные формы культуры и религии неизбежно подвергаются модернизации. Во всем мире происходит постепенный, но неуклонный процесс секуляризации, заключающийся в растущем разделении светской и сакральной сфер, отстранении последней от экономической и политической регуляции. Религия все больше уходит в сферу частной и личной жизни, хотя и остается важным средством регуляции межцивилизационных отношений. Некоторые ученые (например, С. Хантингтон) даже предрекают глобальное столкновение цивилизаций, основанных на конфессиональном признаке. Но последние тенденции мирового развития свидетельствуют о единении мировой культуры. Мир становится все более терпимым, толерантным и открытым.
В демократическом обществе, где религия объявлена частным делом граждан, она продолжает оказывать влияние на политическое поведение граждан. Ведь даже одна и та же религия может служить основой разных политических ориентаций, так как религиозные верования существуют не в тесном виде, а, комбинируясь со светской идеологией, образуют определенную систему ценностей, влияющую на политические ориентации верующих. Миллионы мусульман со всего света едут в Мекку, визиты римского папы вызывают скопление сотен тысяч верующих, буддийские праздники привлекают огромную аудиторию. Укрепляются не только универсальные религии. Ширится мода на нетрадиционные религиозные секты, различного рода магию и астрологию, восточные техники медитации. Все это следует учитывать и действовать сответствующим образом при изучении современной мировой культуры.
Роль религиозных институтов в гражданском обществе представляет не только теоретический интерес. Это особенно видно на примере Казахстана с его своеобразным геополитическим положением и историей. Согласно упомянутой концепции С. Хантингтона, Казахстан расположен на стыке трех цивилизаций (исламской, конфуцианской и православной) и представляет собою зону разлома, где возможны крупные конфликты. Это действительно так. Но, с другой стороны, следует учитывать многовековой опыт совместного сосуществования на территории Казахстана различных этносов, религий и культур. Как отмечают исследователи этой проблемы, "…в Казахстане функционируют 1300 религиозных объединений, более 30 конфессий. В одном только Алматы действуют 100 религиозных организаций: из них 18 мусульманских, 4 православных прихода, 2 католические, 7 баптистских общин, 2 лютеранские общины, 10 собраний свидетелей Иеговы, 20 протестанских и пресвитерианских, общество Бахайя (синтетическое сознание), 2 старообрядческие общины, 4 общества пятидесятников, общество сознания Кришны, религиозное общество Вайшинавов, 8 культурно-про- светительских и благотворительных миссий, иудейские общины, адвентисты Седьмого дня, армянская церковь, 4 религиозных общества харизматического направления, 2 буддийские общины, общество сатанистов".
Сложный конфессиональный состав населения Казахстана отвергает идею создания этнократического и исламистского государства. Возвышение ценностей одной религии в условиях нашей республики вызвало бы раскол гражданского общества на непримиримые группировки. Поэтому курс на построение в Казахстане демократического и гражданского общества требует межрелигиозного диалога и согласия.
В гражданском обществе, где на первый план выдвигаются демократические идеалы, отношение к религиям терпимое. Религия в гражданском обществе выполняет важную роль в деле нравственного возрождения общества, в упрочении мира и взаимопонимания, в подъеме духовной культуры, в возрождении национальных традиций и обычаев. Таким образом, религия, наряду с остальными институтами гражданского общества (семья, школа, общины, добровольные организации, профсоюзы и т. д.), является средством, с помощью которого общество может заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы, благодаря чему только возможна совместная жизнь.
Построение религиозного объединения, взаимоотношения их высших и низших органов, система внутреннего управления, порядок отправления религиозного культа и другие элементы, определяющие характер их деятельности, зависят преимущественно от вероучения. В то же время законодательство, исходя из необходимости охраны интересов личности, общества и государства, регламентирует порядок образования и деятельности религиозных объединений, устанавливает их права и обязанности. Эффективность контроля за соблюдением законодательства о религиозных объединениях, совершенствование форм и методов научной работы в немалой степени зависит от правильного понимания социального и правового характера религиозных объединений.
Глава 2. Современное развитие религиозных объединений в России
.1 Статус современных религиозных организаций
Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г., постановлением Правительства РФ "О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 г. и другими нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Содержание Закона соответствует Конституции России, иным российским законам и общепризнанным принципам и нормам по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они в свою очередь не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.
Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.
В Законе дается четкое юридическое определение религиозным объединениям, группам и организациям. Так, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. Кроме нарушения общественной безопасности и действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя России, сюда включены принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.
Впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. Иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат, а он, в свою очередь, выдается по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания.
Некоторые иностранные религиозные деятели нередко нарушают нормы российского законодательства о статусе иностранных граждан, порядке их регистрации и передвижения по стране. Поэтому постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. утверждено Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российский Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Министерство юстиции РФ ведет реестр указанных представительств, открытых в РФ. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за получением визы на въезд в Россию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел РФ для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в РФ.
Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства в данной сфере.
Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.
Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
Впервые в нашем законодательстве закреплены положения, касающиеся права военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. указано, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
Таким образом, органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. Так же исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Религиозное образование или его основы могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
2.2 Законодательство о свободе совести в современной России
Международные соглашения по вопросам, касающимся соблюдения прав человека, сыграли определенную роль в изменении государственно-церковных отношений в нашей стране не только в 70-е, но и в последние десятилетия XX в. В 1980-х и 1990-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. В это время были сняты ограничения, которые на протяжении многих лет в определенной степени связывали деятельность религиозных организаций, что, в свою очередь, способствовало активизации различных религиозных конфессий, действующих на территории страны.
октября 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР был принят Закон "О свободе совести и о религиозных организациях", который в соответствии с нормами международного права гарантировал гражданам СССР право на выражение и определение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести.
Закон "О свободе вероисповедания" 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О свободе вероисповедания", который гарантировал осуществление свободы совести и значительно расширил рамки прав и свобод верующих граждан России. Этот закон содержит три раздела.
В первом разделе раскрываются наиболее важные общие принципы осуществления свободы совести: (1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии; (2) отделение религиозных и атеистических организаций от государства; (3) светский характер системы государственного образования; (4) равенство религиозных объединений перед государством; (5) наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих ответственность за их нарушение.
Статья 3 данного Закона обозначила принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии – соблюдении законов государства. В статьях 6-13 Закона раскрывается содержание названных выше принципов. Например, равноправие граждан не допускает каких-либо ограничений или установлений преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти либо оскорбления граждан.
Отделение религиозных объединений от государства в Законе трактуется как невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии. С другой стороны, в Законе отмечается, что и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Однако служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами. Общественные организации, разделяющие и распространяющие атеистические убеждения, также отделяются от государства и не получают от него ни материальной, ни идеологической помощи.
Закон гласит, что система государственного образования носит светский характер и не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Преподавание вероучений и религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. На основе этого Закона доступ к образованию предоставляется всем – верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государственных учебных заведениях не допускаются религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, хотя не исключается изложение истории религии, ее функций в жизни общества и человека. В равной степени недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. В целях изучения религиозных вероучений региональные церковные конфессии могут создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых, детей и т.д. Такие же права имеют и атеистические организации. В общеобразовательных программах учебных заведений должны быть прописаны отношения терпимости и уважения между верующими и неверующими гражданами, между представителями разных религий. Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.
Раздел второй Закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. В статье 15 гарантируется право граждан выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспрепятственно совершать религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объединения и выходить из них. Религиозные объединения определяются как добровольные организации совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания (статья 17). Они наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава в Министерстве юстиции РФ или его органах на местах (статьи 18, 20). Деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его самоликвидации, либо по решению суда (статья 21).
Третий раздел Закона регулирует имущественные и финансовые противоречия религиозных объединений. В соответствии с Законом религиозным объединениям были предоставлены мирские права в общественно-политической и религиозной сфере, в исповедании и распространении веры, убеждений непосредственно или через средства массовой информации. Религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения. Религиозные объединения получили право образовывать региональные и центральные структуры со своими органами управления (статья 17).
В Конституции Российской Федерации 1993 г., являющей Основным законом государства, придается важное значение свободе совести в системе гражданских прав и свобод. Во второй главе Конституции, которая называется "Права и свободы человека и гражданина", в статье 14 Российская Федерация провозглашается светским государством. Поэтому никакая религия в таком государстве не может считаться государственной или обязательной. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Законом закрепляется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В статье 19 Основного закона РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозный принадлежности.
В статье 17 в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В статье 28 утверждается, что каждому гражданину РФ гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со статьей 29 каждому гражданину предоставлена свобода слова и мысли. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В статье 39 Конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.
Гражданин Российской Федерации, говорится в статье 59 (2), несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Таким образом, положения, сформулированные в главе Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", гарантируют реализацию свободы совести в России.
Заключение
Проблема свободы совести, ориентирующей на безусловное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, – одна из важнейших проблем, характер и способы решения которой во многом определяются исторически складывающимися отношениями между религией и государством.
История богата примерами как признания и поддержки религии со стороны государства, так и ее осуждения и преследования. Достаточно вспомнить гонения на первых исповедников христианского учения со стороны правителей Римской империи, где произошло окончательное размежевание церкви и государства. Римское государство в лице Нерона, Диоклетиана и других императоров обязывало граждан поклоняться только римским богам и самому императору. Чувства верующих игнорировались, свобода вероисповедания исключалась. Невзирая на гонения, мученическую смерть христиан, христианская религия становилась все более влиятельной, что в конечном счете привело к ее признанию в качестве официальной религии Римской империи. Идеологическое противостояние уступило место добровольному соглашению о функциональном разграничении полномочий между государством и Церковью. В ведении государства оказались земные дела и заботы, в ведении Церкви – небесные, что впоследствии нашло отражение в известном изречении: "Кесарево – кесарю, а Божие – Богу".
Однако реальная жизнь оказалась намного сложнее всех теоретических установлений и благих пожеланий. В одних государствах Церковь фактически растворялась в государственной системе власти (симфония властей), когда царь считался помазанником Божиим, как это было, например, в Византии и на Руси. В других же, что особенно характерно для латинского Запада, духовная власть папы и первосвященников была незыблемой и абсолютной.
Отношения Русской православной церкви и Российского государства характеризовались сложностью и противоречивостью фактически на протяжении всей многовековой истории.
Но особого драматизма они достигли в годы революционных преобразований, когда разрушались храмы, объявлялись классовыми врагами и подвергались жестоким репрессиям представители духовенства, создавались многочисленные пародии на верующих, а сама религиозная вера провозглашалась "опиумом для народа". 70 лет такого ожесточенного противостояния, бескомпромиссной борьбы государства против Церкви значительно подорвали духовные устои российского общества. Сформировавшийся за годы советской власти воинствующий атеизм заявлял о своей безусловной монополии на формирование нравственного сознания общества.
Униженная и оскорбленная, Русская православная церковь все же сумела не только выстоять в этой разрушительной стихии тотального зла, но и возродиться, восстав из "мерзости и запустения", в новых исторических и социальных реалиях. Начался серьезный, плодотворный, хотя и не всегда простой, диалог Церкви и Российского государства. Осуществляются поиски не компромисса, а реального сотрудничества и взаимопомощи. Идея духовного обновления и возрождения российского общества в одинаковой степени близка как церковной, так и светской власти. Реализация этой идеи становится одной из важнейших и первоочередных задач всего общества.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что в современном обществе религиозное объединение – это добровольное, негосударственное, некоммерческое объединение индивидов, законно реализующих право на свободу совести, обладающее общими и специальными признаками. Данное определение отражает правовую природу религиозных объединений, являющихся, с одной стороны, свободными коллективными образованиями, а с другой – воплощающих признанное в международно-правовых документах право на свободу совести как составную часть неотъемлемых прав личности.
религиозный свобода совесть церковь
Список использованной литературы
1.Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. – 2003. – № 3. – С. 22-24
2.Зиммель Г. Избранные труды. – М.: Мысль, 2006. – 812 с.
.Иванова Л.А. Административное право. – М.: Юридическая литература, 2003. – С. 115
.Козлов Ю.М. Административное право. – М.: Юристь, 2001. – 448 с.
.Культурология. Под ред. Т. Габитова. – Алматы: Раритет, 2008. – 424 с.
.Общечеловеческие и национальные ценности в изменяющемся обществе. Сост. А. Авдеев. – Алматы: Галым, 2007. – 303 с.
.Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). – Алматы: Аркаим, 2002. – 414 с.
.Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс. 2003. – 388 с.
.Русская Православная Церковь и право: комментарий. Под ред. М.В. Ильичева. – М.: Дело, 2002. – 270 с.
.Салищева Н.Г. Административное право. – М., Проспект, 2003.
.Тимошенко И.В. Административная ответственность. – М.: ИКЦ "МарТ", 2004. – 500 с.
12.Томпсон М. Философия религии. – М.: Мысль, 2001. – 400 с.
13.Яблоков И.Н. Религиоведение. – М.: Прогресс, 2008. – 367 с.