- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,46 kb
Религиозный фактор в национал-патриотическом движении
Религиозный фактор в национал-патриотическом движении
Интерес к религиозной проблематике чаще проявляют радикальные политические движения и партии, чем умеренные. С одной стороны, это свидетельствует о некоторой маргинальности темы, а с другой, о свойстве радикалов интересоваться тем, что становится все более значимым для пропаганды.
Динамика религиозного фактора в идеологии радикальных национал – патриотов в целом совпадает с динамикой их собственного организационного развития, т.е. со сложной историей расколов, объединений и реорганизаций национал – патриотических сил.
Существует много радикальных партий, для которых православие не более чем один из элементов национальной культуры, который совершенно ничем не выделяется. Такие партии и движения можно, по сути дела, считать внерелигиозными, это даже в том случае, если они в своих материалах и программных документах время от времени упоминают православие. Многие движения считают необходимым преференциально относится только к Русской православной церкви (РНС, ЛДПР). Однако немалая часть радикальных национал – патриотов исповедуют неоязычество. Все они, с теми или иными вариациями придерживаются т. н. “ведической” религии, имеющей некоторое отношение к верованиям славян, но в немалой степени сходной с языческими изысканиями немецких нацистов и других западных ультраправых (2).
Неоязычество очень существенно для любой околонацистской по своей идеологии организации, поскольку языческая мифология играла большую роль в Третьем Рейхе, а неонацисты чрезвычайно трепетно относятся к его истории и пытаются воспроизводить все ритуалы, о которых сохранилась хоть какая-нибудь информация. Сейчас появилось достаточно много публицистической литературы, а также программ на телевидении, рассказывающих о мистическом нацизме. Надо сказать, что это сыграло значительную роль в его пропаганде в национал – патриотической среде. Но прямое заимствование оккультных ритуалов у немецких нацистов стало немодным, хотя склонность к околоязыческой и расово-окрашенной мистике остается. Не всегда ту или иную самодеятельную идеологию можно совершено определенно и без сомнений отнести к неоязычеству, но сущностно они практически всегда очень близки.
Казалось бы, в конце ХХ – начале ХХI века неоязычество в национал – патриотическом движении должно было остаться экзотической крайностью, но это далеко не так. Без сомнения, собственно языческие группировки очень малы, но, во-первых, они чрезвычайно активны в пропагандистском отношении и оказывают немалое влияние на других, более “вменяемых” национал – патриотов, а во-вторых, среди этих “вменяемых”, в большинстве случаев ориентирующихся на православие, элементы язычества остаются заметными. Имеется ряд организаций, которые формально являются православными, но на практике исповедуют синтез православия и неоязычества, причем и то и другое активисты знают лишь “понаслышке”. Это, конечно же, не удивительно для нашего общества, которое более семидесяти лет было атеистическим, тем более что и в православной Церкви все еще есть случаи грубого смешения православия с теми или иными языческими верованиями или оккультизмом, с чем тщетно борется Епископия.
В некоторых партиях (например, Русская партия) язычество готово во имя свободы совести признать некое “православие”, но считает вредным христианство в целом, а слово “Бог” пишет с маленькой буквы. В данном случае происходит обратный процесс – язычество в разных видах включается в православное мировосприятие, что сильно облегчается ориентированностью последнего на этническую основу. Этнически ориентированное православие не всегда декларирует себя явно (можно и избегать декларирования), ведь можно просто подменять религиозное этническим (“Русская гвардия” М. Власов). И эти примеры религиозной неразборчивости весьма многочисленны (ПРНС, РНЕ). Есть партии, которые считают себя “истинно православными”, вследствие чего связывают себя с церковью (РНЕ). Другое дело, что когда они вмешиваются во внутрицерковные отношения, то делают это не с христианских, а с расистских позиций.
Многочисленность языческих и полуязыческих группировок не отменяют того факта, что среди радикальных национал – патриотов господствует, безусловно, православие (Союз православных граждан, “Христианское возрождение”, Черная сотня, РНС, СРН и т.д.). В подавляющем большинстве православные национал – патриоты исповедуют те или иные варианты правой идеологии, возможно, по мнению ряда исследователей, близких к монархизму, идеям патернализма в экономике, антибольшевизму (3). Если говорить о последнем, то существуют странные метаморфозы – попытки скрестить православие со светским коммунизмом (“красный дьякон”). Партии, которые придерживаются православия, но не пропагандируют расизм (по крайней мере, не афишируют это), имеют активную поддержку церкви. Есть сведения, что Патриархия РПЦ хотела бы вместо политической линии выработать неполитическую социальную доктрину церкви (1). Однако до реального документа дело пока не дошло. Возможно, что это происходит от недостатка внимания к данному вопросу, а возможно, дело как раз в его неизбежной политизации, что в настоящее время совершенно не нужно ни власти, ни самой церкви. Само руководство православной Церкви до президентских выборов 1996 года практически не вмешивалось в политику. Но нельзя отрицать, что церковь всегда имела огромное влияние на политику, даже в советское время (вспомним, как Иосиф Сталин разрешил церковные богослужения во время Великой Отечественной войны). Церковь говорит о том, что не вмешивается ни в какую политическую активность клириков, если она не противоречит решениям Архиерейских Соборов о неучастии во власти и в избирательных кампаниях. Она отказывается высказывать суждения о какой бы то ни было организации до судебного решения о преступности ее деятельности. У разных иерархов церкви свое особое отношение к национал – патриотам, но ни один из них никогда не был вовлечен в радикальную политическую деятельность, которая бы имела скандальную окраску.
Политическая поддержка церкви объясняется всего лишь одним фактором – боязнью возвращения к коммунизму. Однако церковь готова играть полновесную роль политического арбитра в межпартийных отношениях.
Список литературы
1. “Благовест-инфо”, N 48, 1997 г.
2. “Политическая ксенофобия” / “Панорама”, М., 1999 г.
3. Прибыловский В., Трифонов А. “Русские монархисты” М., 1998 г.