- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,5 Кб
Рококо в разных видах искусства
Содержание
Введение
. Возникновение художественного стиля рококо
. Художественный стиль в различных видах искусства
.1Рококо в архитектуре
2.2Рококо в скульптуре
.3Рококо в интерьере
.4Рококо в живописи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рококо – стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин "рококо" возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины – его главный признак. Искусство рококо – это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу – они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного "века" рококо становится "искусство как наслаждение", цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Цель представленной работы заключается в исследовании проблематики художественного стиля рококо в разных видах искусства.
Для достижения цели решались следующие задачи:
рассмотреть возникновение художественного стиля рококо
исследовать стиль рококо в различных видах искусства
В исследовании приведены сноски на первоисточники.
1. Возникновение художественного стиля рококо
Рококо – стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. С началом нового, XVIII столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 году короля-солнца Людовика XIV, в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги, предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Рококо – порождение исключительно светской культуры, ещё уже – двора, французской аристократии, тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее её развитие. Рококо (или рокайль – от названия орнаментального мотива) – стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Развивалось главным образом в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в изобразительном искусстве. Рококо получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Рокайль (от фр. rok – скала, утес) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями, имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Этим объясняется происхождение название рокайль. В последствии этот термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину, камень. В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Рассмотрим подробнее столь необычный и своеобразный стиль в различных направлениях искусства.
2. Художественный стиль в различных видах искусства
Стремления, которым следовали мастера эпохи Регентства, достигают своей полной зрелости в 1725 году, и с этого момента начинается во Франции стиль Людовика XV, стиль рококо в собственном смысле. Утрачивается первоначальный вид архитектурных частей; не только карнизы, но и поддерживающие элементы мало-помалу превращаются в исключительно декоративные мотивы, и внешняя их форма едва намекает на их статическое назначение. Исчезают крупные формы; они становятся все слабее и, наконец, совсем разлагаются, образуя лишь тонкий остов плавно-извилистых рамок и орнаментики. Геометрические очертания, преобладавшие до тех пор в дверях и стенных обшивках, уступают место эластично изогнутым линиям. Сложившись в 20 гг. XVIII века, рококо достигло рассвета в 30-40 – е гг. Это время знаменуется перенесением строительства из Версаля в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы. Дворянство, которое при жизни Короля – Солнца было привязано к Версальскому двору, теперь ощутило некоторое ослабление королевского надзора. Многие представители знати решили не возвращаться в свои родовые замки в провинции, а поселиться в Париже.
Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному участку XVII века пришел городской дом, получивший название «hotel» (отель) – утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из под деспотической опеки королевского двора. Назрела потребность в более камерном, гибком стиле, дававшем возможность лучше приспосабливаться к индивидуальной фантазии, нетронутой классицистическими догмами.
В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца XVII века, то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась. Художественное знамение этих зданий проявляется лишь во внутренней oтделке. На место пышного великолепия стиль рококо выдвигает здесь кокетливую грацию, в которой с подкупающим блеском выражается необузданная, но вместе с тем изящная и утонченная жизнерадостность.
Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначены для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Основная идея разделения плоскости пилястрами и рамками, заимствованная из стилей барокко и Регентства, удерживается, но конструктивные элементы и крупные тяги стиля барокко становятся тоньше и нежнее и, наконец, сами получают органическую жизненность, растворяясь в своеобразной орнаментике, которая не передает ни листьев, ни лент, ни фигур, а представляет собой невиданное дотоле разложение.
Также стиль рококо нашел свое применение и развитие даже в устройстве садов, нежели просто в архитектуре. Еще Петр I придавал садам огромное значение. Наряду с архитекторами и скульпторами он приглашал садовников, огородников, мастеров "фантанных дел". В эстетике рококо сформировалась идея живописного парка, пришедшего на смену барочному регулярному ландшафту.
Появление пейзажных парков произвело переворот в эстетике садово-паркового искусства XVIII столетия. Парк обладал особой мягкостью, которая определялась самим характером природы с ее далями – холмами, оврагами, небольшими речушками. И все-таки эстетика сада рококо, предназначенного в большей мере для частной жизни, постоянно изменяла облик прилегающего к зданию ландшафта. Дорожки получают как бы случайные криволинейные очертания. Вода течет свободно, а не по заданным руслам фонтанных аллей. Лабиринты из растений приобретают эстетическое значение, несут в себе символику.
Сад тесно связан с интерьером посредством цветочно-травяной орнаментики декора, больших застекленных окон, галереи, террас первого этажа, широко распахнутых высоких дверей с круглыми арочными завершениями. Пейзажный сад рококо стал предвозвестником романтического парка XIX столетия, тоже предназначавшегося для частной жизни на природе, вдали от цивилизации.
В архитектуре французских отелей пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика. Выдающимися архитекторами эпохи стиля рококо были такие мастера, как Ж.М. Оппенор, Ж.О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.
Таким образом, стиль рококо в архитектуре повлиял главным образом на характер декора, который приобрёл манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы.
2.2 Рококо в скульптуре
Скульптура рококо не менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.
С начала века скульптура в значительной мере развивалась в зависимости от принципов убранства интерьера рококо, она часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. Так же как и в живописи, в ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Пластическое начало в ней уступало место живописному. Моделировка становилась мягкой, использовались все возможности передачи тончайших переходов светотени. Но с середины XVIII века появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму.
Одним из выдающихся скульпторов эпохи рококо и непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741-1828), создателя французского гражданственного портрета. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей. Точно воспроизводя внешний облик модели, общественное положение, улавливая изменчивость настроений, мгновенность выражений, улыбку, быстрый, живой взгляд, скульптор не забывал о сохранении устойчивой целостности образа. Он воплощал в своих работах богатство духовной жизни, склад ума, характер, чувство самосознания личности. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей); точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр); «Трибун» 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью; мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787-1792) – весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ компози-тора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. 1787 г., Париж, Лувр).
Шедевр Гудона – мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Ленинград, Эрмитаж). Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье. В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется – Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.
Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы – Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции. Контуры статуи с их волнообразными линиями как бы повторяют очертания стволов деревьев, движение листвы и ветвей. Такому зрительному впечатлению помогают и те приемы в проработке скульптурных форм, к которым обращаются братья Гропелли. Статуя сделана как произведение круглой скульптуры, благодаря чему она воспринимается в пространстве удивительно пластично и непосредственно. Свободная динамическая поза и композиция, при которой создается просвет между формами, также придает ей необычайную легкость и стремительность.
Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, в котором преобладают рельефы, предназначенные для убранства интерьера, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора. Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.
2.3 Рококо в интерьере
Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве, в частности в интерьере, в декоре и даже во внутреннем убранстве помещений. В мебели, как и во всех видах искусства изначально развивается так называемый стиль регентства.
Мебель стиля регентства сохраняет черты французского барокко (стиль Людовика XIV) как в композиции, так и в орнаментике изделий, но формы предметов и их декоративное решение становятся значительно легче. Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками. В орнаменте главенствует симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление лёгкости.
Именно в орнаменте рококо и кроется сущность этого стиля, т. к во всех рассмотренных до сих пор стилях орнаментация всегда представляла собой лишь декоративный момент, подчиненный конструктивному; здесь же она выступает в качестве обнимающего все части здания самостоятельного организма, в воздушно легких узорчатых формах которого растворяются даже архитектонические мотивы. Пышно расцветающий натурализм придает орнаменту его особую прелесть: из него как бы вырастают длинные, напоминающие камыш вытянутые листья, которые изгибаются вдоль рамок и местами непосредственно переходят в форму раковины. Изумительная фантазия художников и необычайная легкость творчества, характерная для орнаментики стиля рококо, вызывают у зрителя невольное уважение и восхищение. художественный стиль рококо искусство
Этот орнамент стиля рококо вполне захватывает систему рамок, которые окружают отдельные поля стен. Тяги, изогнутые уже и раньше в виде самых разнообразных кривых, еще более загибаются внутрь и к наружи, переплетаются между собой вверху и внизу и по большей части и в середине.
Следовательно, рамы не представляют теперь собой конструктивного обрамления орнаментов, но представляют совершенно сросшийся с ними декоративный мотив. Их внутренние поля почти всегда оставляются гладкими, если же и украшаются, то разве что трофеями, эмблемами и фигурными орнаментами; меньшие же по размеру поля иногда перекрываются сетчатым плетением наподобие решетки, применявшимся уже в стиле барокко, и с насаженными розетками.
При таком характере внутренних форм скоро пришлось отказаться от симметрии орнаментов. Асимметрия, которую с самого начала требовал Ж.О. Мейссонъе – ювелир, скульптор и архитектор, автор многочисленных проектов и изделий декороативно-прикладного искусства постепенно возводится в правило. Но в самом применении орнаментов французы пока вполне соблюдают симметрию; более же поздние немецкие художники не допускают ее и здесь, соблюдая лишь своеобразное причудливое равновесие, которое удерживает волнообразно выпуклые массы в отведенных им рамках.
В размещении декоративного убранства руководствуются соображениями единственно живописно-пластичного расчленения. Только большие парадные и торжественные залы сохраняют колонные и пилястровые постановки; в залах меньшего размера и в комнатах преобладает рамочная система.
С пришествием стиля рококо даже кривые линии утрачивают свою эластичность, становятся мягче, непринужденнее и, под конец, представляют собой не связанные друг с другом завитки, слегка соединенные в точках соприкосновения. Излюбленным мотивом становится раковина; однако Оппенор и мастера эпохи Регентства применяют ее пока только в виде отдельных створок, свободно вставленных в орнаменты, в чем и заключается характерный признак эпохи Регентства. Поэтому с преобладанием раковинных форм в вычурный декоративный мотив, лежащий в основе всей орнаментики, мы вступаем в новую стадию развития – стиль Людовика XV.
Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686-1768). Большого совершенства мастер достиг в маркетри, используя древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Мебель Крессана обильно покрыта прихотливо извивающимися бронзовыми украшениями, изображающими стебли растений, листья, цветы, которые обвивают ручки комодов, их ножки и профили. Крессан сам исполнял модели своих бронзовых украшений. Особенно славились выполненные им угловые украшения, изображающие в изящном повороте женские головки с высоко зачесанными волосами и словно цветок вырастающие из стебля.
Во второй четверти XVIII века сформировался в основных чертах стиль рококо. Во Франции стиль носит название рокайль (rocaille франц.) – отделка кусками камня и раковинами, развитие которого совпало с правлением Людовика XV (1723-1774), и по принятой в прошлом традиции этот стиль в литературе часто называют стилем Людовика XV.
Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Светлый камень приглушенных тонов, нежно – розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стен, то, как бы растекается по их поверхности.
Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства.
Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного, характера с уютными изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. Меняется характер структурной организации помещений. В интерьерах более значительную роль начинает играть мебель, которую размещают группами с целью создания большего комфорта. Центр интерьера – невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Каминную доску украшают часами, канделябрами, разнообразными украшениями. Над камином размещают большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще значение зеркал в убранстве интерьера, особенно в салонах и будуарах, чрезвычайно возрастает.
В интерьерах стиля рококо отсутствуют монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Предпочтительные колористические решения также призваны создавать впечатление легкости, праздничности. Наиболее распространенные цветовые решения – белое с голубым, светло-зеленым или розовым (пастельные тона). Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо-позолота.
Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче.
В результате стремления к комфорту появились новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло), диван в форме соединенных двух-трех кресел, секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, разнообразные рабочие столики.
Стулья, диваны и кресла обивают бархатом или шпалерами. Орнамент обивки менее торжественный. Известна серия шпалер "Басни Лафонтена", исполненная по рисункам художников Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Батиста Удри (1686-1755) для Версаля, а затем неоднократно повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.
Для отделки мебели стиля рококо применяют дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму, лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рококо заменили бронзовые накладки.
Интерес к искусству Востока, в частности Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных изделий. В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вделывают в новую мебель. С модными китайскими ширмами сочетались восточные безделушки и хрустальные сверкающие и переливающиеся оттенками люстры, бра в виде вьющихся веток, настольные жарандоли с трепещущими хрустальными навесками, хрупкие фарфоровые статуэтки, гобелены, изящные мелочи – драгоценные игрушки из серебра, черепахи, перламутра, эмали, янтаря и т. д. Заплетающий их формы, струящийся орнамент с его сложным ритмом связывает все эти предметы в единый ансамбль с интерьером.
.4 Рококо в живописи
В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись: традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. В Академию проникали новые течения. С конца XVII в. распространялась чисто декоративная нарядная живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.
Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Надо отметить, что художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Все, что невозможно выразить языком жеста, взгляда, позы, поворота, движения, ракурса, раскрывается средствами живописи, легким вибрирующим движением мазка, колорита, трепетного, мерцающего, зыбкого.
На примере рассмотрим творчество художника Антуана Ватто, он был основоположником рококо в живописи. Его скусство, тонкого наблюдателя жизни, часто принимало романтическую окраску, окрылялось мечтой о прекрасном, вместо с тем в нем звучали то скептические, иронические, то пессимистические интонации.
Ватто проходит широкий круг. В картинах и в многочисленных, полных неповторимой прелести рисунках характерных типов, наблюденных в жизни. Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им – светские дамы н кавалеры, чернокожие слуги. В пестрой толпе Ватто открывал неистощимый материал для тонких психологических эскизом, он был способен находить в любом мотиве неповторимое очарование.
Особая сила Ватто в том, что он не просто уходил в царство мечты, а соотносил этот уход с действительной печалью жизни и действительными переживаниями реального человека. Отсюда его тонкая лирическая ирония, понятная и сейчас. Ее не было даже у его последователей.
Он изображал парады и выходы актеров к публике, подчас превращая свои картины в своеобразные групповые портреты. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин н др.) Ватто дал яркий портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок. 1712 г., Санкт – Петербург, Эрмитаж). В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. 1717-1718 гг., Берлин, Государственные музеи) актеры не объединены общим действием, но тонкий анализ состояния героев, их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей, исполняющих ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. 1717-1718 гг., Берлин, Государственные музеи).Часто художник превращается в стороннего иронического наблюдателя. Любуясь живописностью раскрывающегося перед ним праздничного зрелища, он подмечает пустую суетность и тщеславие светской жизни.Все, что невозможно выразить языком жеста, взгляда, позы, поворота, движения, ракурса, раскрывается средствами живописи, легким вибрирующим движением мазка, колорита, трепетного, мерцающего, зыбкого. Ватто писал светлыми нежными полупрозрачными красками, достигая созвучия блеклых розовых, голубых, золотистых, зеленоватых оттенков. Цвета то рождаются один из другого, то контрастируют, то ярко вспыхивают, то замирают, то гаснут. Знаменитое «Паломничество на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Как обычно в картинах Ватто, действие, лишенное узловых моментов и главных героев, располагается как на сценической площадке. В этом действии нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары; их легкие, начинающиеся и не завершающиеся грациозные движения, останавливающиеся как бы на мгновение, образуют волнообразную линию, уводящую взор от переднего плана вглубь – в туманную, окутанную дымкой мечты даль, из которой вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья. С чисто французской зоркостью художник запечатлел тончайшую игру изменчивых чувств, начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии.
Последнее крупное произведение «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург), исполненное для антикварной лавки друга. Это панель улицы и интерьер лавки, в которой знатоки и любители искусства, покупатели – выбирают и рассматривают картины разных эпох и стилей, стоящие на прилавке или развешанные на стенах. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупку, среди них портрет «короля – солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Психологические характеристики покупателей и слуг, то восхищенных, то иронически настроенных, раскрывают различное отношение присутствующих лиц к искусству и современного и прошлого века. Вереница характеров завершается образом прекрасной дамы, созерцающей шедевр, который является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. Ватто как бы разрушает грань между возвышенным миром искусства, изысканным сообществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, между утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином. Большинство других художников были его последователями.
Заключение
Художественный стиль рококо нашел свое отражение практически во всех видах искусства, и в целом в искусстве Франции, привнося в каждый из них свои индивидуальные, неповторимые и изящные черты. Рококо принес с собой нечто новое, чего не было в стилях барокко и Регентства – это и изящество, и ассиметрия, и легкость, и игривость.
Живопись рококо отличается мягким колоритом и доброй ассиметрической композицией. В скульптуре и прикладном искусстве – сочетание изящества отделки и экзотических мотивов китайского искусства. Утратив присущие барокко монументальность и размах, стиль рококо был обращен к удобству повседневного быта, утонченности обстановки.
Культура рококо занимает огромное историческое пространство: рубеж XVIII – началом XIX века. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.
Мир рококо столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам антиномии рококо уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота и игривость искусства рококо – залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание – вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.
Список использованных источников
1. Виллер М. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. М.: «Наука», 1966, 134с.
. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8 т. Т.1. СПб.: «ЛИТА», 2000, 97с.
. Гартман К.О. Стили. М.: «Искусство», 1998, 122с.
. Дмитриева П.А. Краткая история искусств. М.: «Искусство», 1975, 137с.
. Ильина Т.В. История искусств. М., 1997, 56с.
. История западноевропейского искусства III – XX вв. М.,1940, 175с.
. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964, 201с.
. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. М.: «Искусство», 1971, 83с.
. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001, 91с.
. Хорст В. Я. Основы истории искусств. СПб: «Икар», 1996, 59с.
. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995.
. История искусства. Электронная версия.
. Рококо или «умирающее барокко» 1730-1789.
. Н. Иконникова Стиль рококо – позднее барокко?