- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,31 Кб
Роль библиографии в современном мире
РЕФЕРАТ
Роль библиографии в современном мире
Введение
Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным.
В настоящее время ежегодно в мире выходит до 3 млн. статей в 35 тыс. научно-технических журналов, свыше 150 тыс. новых научных книг. Кроме того, за последние века накоплено огромное количество книг, брошюр, журналов, газет, и других видов печатной продукции и рукописных материалов, отражающих развитие науки, техники, культуры.
От того, как это быстро умножающееся богатство хранится и используется, зависит дальнейший прогресс. Как же такое богатство использовать? Ведь буквально по каждому вопросу сегодня уже имеется масса источников и с каждым днем их становится все больше и больше – печатный станок мировой цивилизации не только не утомим, но и набирает все большую силу.
Здесь на помощь приходит библиография.
При написании своей работы я обратилась к ряду источников, где некоторое внимание отводится роли библиографии в современном мире.
Учебное пособие А.В. Кириленко «Основы информационной культуры. Библиография» выпуск 1 содержит основные сведения об информации и информационном обществе.
Кроме того, одним из основных источников для написания своей работы было учебное пособие – библиографоведение. В учебнике собраны описания опыта библиографической работы библиотек, описывается практика применения новейших информационных технологий. Учебник дает большую возможность для изучения библиографической деятельности.
1.Информация в современном мире
Человечество вступило в XXI век на новом этапе своего развития – этапе информационного общества. Лавинообразный рост объема информации, ее качественные изменения, развитие информационных технологий – все это привело к качественным изменениям самого общества. Ныне информация, знания, технологии становятся самыми востребованными товарами. Уровень развития страны определяется во многом уровнем ее информатизации, которая, прежде всего, обеспечивает ее процветание и конкурентоспособность. В этих условиях возрастает значение умения создавать, потреблять и распространять информацию, умения правильно ориентироваться в потоке информации, возрастает значение информационной культуры человека.
Очевиднейшим проявлением изменения информации в современном мире является ее количественный рост. Точные оценки этого роста сложны. Но вполне очевидно, что он носит экспоненциальный характер. Это явление стремительного роста объема информации получило название «информационного взрыва».
Еще важнее отметить, что в эру компьютеризации общества и внедрения информационных технологий информация меняется качественно, т.е. меняются ее содержание и структура.
С точки зрения изменения содержания информации можно выделить следующие моменты:
)Происходит расширение информационных ресурсов общества, появляются новые информационные продукты и услуги,
)Происходит интернационализация и глобализация информации,
)Увеличивается скорость старения и, соответственно, обновления информации,
)Значительно увеличивается дифференциация и специализация информации.
Количественное и качественное изменение информации, базирующееся на компьютеризации и внедрении новых информационных технологий, ускорило и, в значительной степени, предопределило качественные изменения в человеческом обществе, произошедшие в конце XX века.
2.«Информационный взрыв» и «информационный кризис»
«Информационный взрыв» – явление, о котором уже упоминалось, помимо огромного положительного эффекта, породило и серьезные проблемы, комплекс которых получил название «информационного кризиса». Одной из них является обилие избыточной информации, которая затрудняет доступ к необходимой информации.
Другая проблема заключается в противоречии между ограничениями возможностей человека по восприятию и потреблению информации и ростом информационного потока. Человек часто оказывается неспособен найти и использовать всю полезную для него информацию по интересующему его вопросу из-за ее обилия и вынужден ограничивать себя, делая выбор в пользу наиболее важной информации. Причем сделать такой выбор иногда оказывается сложно.
В эпоху растущей интеграции человеческого общества и интернационализации и глобализации информации все острее ощущаются многочисленные политические, правовые и экономические барьеры, препятствующие доступу к необходимой информации, что представляет порой значительную проблему для ученых, предпринимателей, деятелей искусства и т.д.
Информационный дефицит очень разнообразен, причем структура его различается у людей разных профессий, разных социальных и возрастных групп, он различается у ученых, занимающихся различными научными направлениями и т.д., не говоря уже об индивидуальных различиях. Однако, в целом, его можно свести к трем основным видам: фактографическому, концептографическому и документальному.
Фактографический информационный дефицит – это нехватка фактической информации, т.е. конкретной информации о конкретных реально существующих или существовавших объектах, процессах или явлениях. Удовлетворение фактографического дефицита предполагает обращение к полнотекстовым источникам информации, но не ради точного содержания именно данного источника или его части, а с целью извлечения из него искомых сведений. Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение фактографического дефицита – найденный конкретный факт. Это биографические данные, сведения об исторических и политических событиях, экономико-статистические данные, значения терминов и слов, формул.
Концептографический информационный дефицит – это нехватка обобщающей информации. Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение концептографического дефицита – найденная концептуальная или методическая информация. Это концепции, теории, гипотезы, методики, программы. Поиск такой информации требует порой привлечения большого числа источников, причем конечный результат поиска может содержаться по частям в разных источниках или не содержаться нигде и быть реконструированным на основе найденных источников.
Документальный информационный дефицит – это нехватка конкретных документов. Он возникает при отсутствии документа, содержание которого является директивным и не может быть сформулировано иначе, либо искомый документ уникален по содержанию. Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение документального дефицита – найденный конкретный документ. Это законодательные акты, положения, инструкции, стандарты, правила и т.д., это наиболее рейтинговые в данной области работы, обойтись без знания которых невозможно, это диссертации и научные отчеты, а также любые другие документы, сведения из которых не могут быть получены другим путем. Крайним случаем документального дефицита является нехватка конкретного экземпляра документа.
Пути удовлетворения информационного дефицита различны, но суть их сводится к поиску и последующему использованию необходимой информации, причем все разнообразие путей можно свести к удовлетворению информационного дефицита с помощью традиционных источников информации. Важнейшей частью поиска информации является библиографический список.
библиография информация общество
3.Значение и роль библиографии, библиографического поиска и библиографической информации в современном мире
Библиографический поиск с помощью традиционных источников информации не потерял своего значения. Библиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело, или с учетом современных достижений культуры и научно-технического прогресса – информационная деятельность (коммуникация, общение). Владение информацией и всеми методами, формами и средствами ее производства, распространения, хранения и использования – это объективная необходимость для каждого человека, особенно специалиста в области информации, книжного дела. Библиографическая информация как спутник сопровождает документ на всех путях его движения. Она извещает потенциальных потребителей документа еще до выхода его в свет. По выходе информирует об этом событии. По мере распространения документа и его воздействия – отражает отзывы о нем. И когда активная жизнь документа угасает, сохраняет память о нем. Мемориальная функция библиографической информации чрезвычайно важна в общечеловеческой культуре. Роль библиографической информации в культуре заключается в том, что она служит средством сохранения памяти о документах, особенно древних, редких, забытых, является средством распространения культурных ценностей.
Будучи отчужденной от документа, библиографическая информация является средством его поиска и способствует его известности и популяризации. Без библиографии издательское дело, книжная торговля, научно-информационная деятельность не в состоянии полноценно функционировать.
Выясняя роль библиографии в современном мире, прежде всего, отметим, что она интенсивно функционирует в науке, где выступает инструментом творческого процесса, своего рода отчетом и средством измерения научной продукции (библиометрии), определении ее ценности. Библиографическое обеспечение входит в инфраструктуру науки, библиография рассматривается в ней как вспомогательная дисциплина.
Библиография теснейшим образом связана с социальными и гуманитарными научными дисциплинами, особенно с текстологией, гражданской историей, историографией, языкознанием, историей литературы, семиотикой. Без опоры на библиографические ресурсы и применения методов библиографического поиска эти дисциплины не могут полноценно развиваться.
Важную роль играет библиография в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии их появления описания научных публикаций представляют ценнейший материал для суждения об истории научной дисциплины или конкретной проблемы, показывают всплески интереса к открытиям, методам, напротив, угасание, когда выясняется недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т.д. Науковедение, которое изучает науки в целом, закономерности развития научных направлений и школ, опирается на материалы библиографии.
Теснейшим образом библиография связана с научной, литературной и в меньшей степени – художественной критикой. Любой продукт критической деятельности (рецензия, заметка, обзор) содержит библиографические сведения (полные или краткие, стандартные и большей частью нестандартные) о произведениях научного, литературного, художественного творчества.
Общественное признание библиографии как ценного компонента науки и культуры находит многообразное выражение. В частности, об этом свидетельствуют статьи о библиографии, библиографических учреждениях и выдающихся библиографах в универсальных и отраслевых энциклопедиях.
Библиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело. Печатная книга – это универсальное средство информационного общения. Не случайно книгу называют графической памятью человечества, графической моделью культуры. Она и в современных условиях, когда активно идет процесс внедрения средств электронно-вычислительной техники во все сферы, играет доминирующую роль, особенно в системе массовой информационной коммуникации, сохраняя свое значение и в системе специальной, или научной коммуникации.
Библиографическая информация выступает в роли посредника в социальных (документальных) коммуникациях. Социальные коммуникации – это системы общения, связей обменов между людьми и / или социумами посредством обмена документами. В этих коммуникациях библиографическая информация служит средством преодоления барьеров между документами и потребителями, которые препятствуют прямым обменам информацией в социальной коммуникации.
Физические обозначают пространственное разделение документов и их потребителей. Библиографическая информация сообщает о местонахождении документов и тем самым способствует преодолению физического барьера.
Экономический барьер ограничивает доступ к документам по причине их высокой стоимости. Библиографическая информация сообщает о наличии потребных документов в общедоступных бесплатных библиотеках.
Социально-психологические барьеры препятствуют потреблению документов по причине непонятности, сложности их содержания, неизвестности фиксирующей их содержание знаковой системы. Библиографическая информация отражает документы учебные и популярные.
Многообразны информационные барьеры. Они воплощены главным образом в различных и часто несовместимых информационно-поисковых языках (способах описания документов, классификационных системах, тезаурусах). Библиографическая информация «находит» соответствия обозначений в национальных, профессиональных и других языках и жаргонах или близких по смыслу понятий и терминов и тем самым способствует преодолению информационных барьеров.
Таким образом, преодолевая вышеописанные барьеры, библиографическая информация способствует непосредственному доступу к документам, установлению связей между документами и потребителями и превращению системы «Документ-Потребитель» из противостояния во взаимосвязь.
Количество книг, изданных после изобретения книгопечатания, не поддается точному учету. Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество, достиг поистине грандиозных масштабов. По имеющимся оценкам, оно колеблется в пределах от 50 до 100 млн. названий. Между тем наши физические возможности воспринимать информацию от природы весьма ограничены. Поэтому огромную социальную значимость приобретает вопрос: что именно мы читаем, как выбираем объекты чтения из необозримых документальных массивов. Ведь то, что может прочесть за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно читать все случайно попадающиеся на глаза, и это очень много, если чтение правильно организовано. По образному сравнению академика С.И. Вавилова «современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Поэтому не нужно забывать об огромном значении рекомендательной библиографии, которая способствует воздействию на читательскую активность личности. Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. Рекомендательная библиография, как и критика, призвана играть роль компаса в информационном океане.
Заключение
Библиография играет очень важную роль в современном мире. Эта роль информационного управления – управления процессом производства, распространения, хранения и использование социальной информации в обществе.
Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Играя роль посредника между книгами и читателями, является неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.
В современном мире, четкие и научно обоснованные подходы библиографии помогают нормализовать и структурировать огромные потоки информации. Большая роль отводится управлению этими потоками, ведь влиятельные персоны, политические партии и движения эффективно использовали управленческую роль библиографии в системе четвертой власти – прессе (книжном деле, информационной деятельности, духовном общении).
Выводом могут послужить слова, ставшие эпиграфом учебника Гречихина А.А. «Общая библиография» – «Тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией, владеет миром».
Список источников и литературы
1.Библиография: Общий курс: Учебник / Под ред. О.П. Коршунова. М., 1981. – С. 9-10.
2.Диамидова, Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Диамидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.
.Кириленко, А.В. Основы информационной культуры. Библиография: Выпуск 1: Учебное пособие / Расплетина Е.Г. – СПб.: ИТМО Государственный Университет, 2008. – С. 6-7, 14-15.
.Моргенштерн, И.Г. Библиографические ресурсы: лекция по курсу «Общее библиографоведение» по специальности 052700 – библиотечно-информационная деятельность // Моргенштерн И.Г. Библиография. – 2003. – №6. – С. 31-42.
.Справочник библиографа. [Текст] / Науч. Ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.
.Гречихин, А.А., Общая библиография. – Режим доступа: #”justify”> – Дата обращения 21.03.2012.