- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,48 Кб
Роль и значение в развитии мирового кинематографа Л. Висконти
Роль и значение в развитии мирового кинематографа Л. Висконти
Аристократ по рождению, марксист по убеждениям. Эта броская формула, весьма, долгие годы служила чем-то вроде фирменной этикетки Лукино Висконти <#”justify”>Завершал «немецкую трилогию» фильм «Людвиг» – о короле Баварском, ставшем олицетворением тщетных попыток создать «царство Красоты». Висконти любил рассказывать истории поражений, описывать одинокие души, судьбы, разрушенные реальностью.Висконти довёл съёмки до завершения, когда 27 июля 1972 года у него случился удар. Перед этим Лукино чувствовал себя так, как чувствует себя человек после нормального трудового дня, с учётом той нестерпимой жары, которая стояла в Риме, и того, что было выкурено исключительно много сигарет.В результате инсульта его тело оказалось частично парализованным. Висконти был доставлен в Цюрих, но, не завершив курс лечения, он с согласия врачей покинул клинику, чтобы на вилле своей сестры заняться монтажом «Людвига».
Режиссёр мечтал превратить «немецкую трилогию» в тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна, и таким образом завершить кинематографическую карьеру.
В этих картинах Висконти снова объединил две главные страсти своей жизни – к политике и к музыке. В одной только "Смерти в Венеции" – истории трагического разлада между эстетическим кредо художника и реальностью – равноправно с актерами действует и Венеция как символ прекрасного увядания, и музыка Малера, Бетховена, Мусоргского, вплетенная в звучания старинного, вечно тонущего города. Журналистка Лина Колетти спросила, почему он изменил теме униженных и угнетенных: "Мир идет прахом, а вы предлагаете нам истории одиночества!" "Ваша наивность меня умиляет", – ответил он. И стал говорить о продюсерах, которые никак не одержимы темой социальной несправедливости. Он назвал их дельцами, а иногда и грязными, трусливыми аферистами. Он в них видел главную причину уже тогда очевидного ухода великого итальянского кино.
Еще один вариант гибели семейного рода дан в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз Венецианского кинофестиваля). В 1967 г. экранизировал роман Альбера Камю «Посторонний». В 1960-х гг. работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 г. он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 г. – новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья». Как истинный эстет, он на склоне лет остро мучился ощущением старения. Повторял строки Платена: "Кто увидел красоту воочью, тот уже отмечен знаком смерти" – даже хотел сделать их рекламным слоганом "Смерти в Венеции".
Тема спора поколений стала главной в его лиричной, почти интимной картине "Семейный портрет в интерьере"(1974). Здесь схлестнулись молодые "с их жизненной силой и безрассудством" и старики – одинокие и уже бессильные что-либо изменить, но по-прежнему "гордые своим опытом и культурой". Трагедия в том, что эта культура уже отринута новыми поколениями, слепыми и безжалостными в своем отрицании прошлого, и в этом Висконти видит следы никогда не умирающего фашизма. В отличие от постановочных – эта камерная работа. Все снято в декорации одной большой квартиры в Риме, в которой живет пожилой профессор-американец (Берт Ланкастер). К нему приезжают родственники. Пейзаж за окном квартиры – декорации знаменитых архитектурных сооружений Италии. Фильму свойственна некоторая безжизненность, но она искупается великолепной игрой Ланкастера.
В 1976 году Висконти снял последнюю свою картину «Невинный» по роману Габриэле дАннуцио. Этот фильм стал своеобразным завещанием режиссера. Он об итальянской аристократии начала 20 века. Основная идея фильма – себялюбие и эгоизм, которые приводят к страшным последствиям.
Отдельную часть его творческого наследия составляют постановки опер. Первая опера поставлена в 1954 году ("Весталка" Спонтини с Марией Каллас). Он любил оперу, особенно Верди. Из 20 оперных постановок Висконти на долю Верди приходится ровно половина, причем к "Травиате", "Дону Карлосу" и "Трубадуру" режиссер обращался неоднократно. Оперная эстетика во многом пересекалась с его творческими поисками, особенно в области совершенства формы.
В последние годы он много и тяжело болел, воспринимая недуг как поражение свободы: "Это удар, пощечина, полный пересмотр всего: вдруг оказалось, что многие вещи я уже не могу делать. Что свобода ушла навсегда. За это я и ненавижу болезнь – она лишила меня свободы, унизила и продолжает унижать. Бывают дни, когда я сам себя не выношу". Но со смертью не смирился до самого конца. "Я чувствую себя в силах сделать ещё не один, а десять фильмов! – говорил он за полтора года до кончины. – Кино, театр, мюзикл – хочется браться за все. Со страстью! Потому что, берясь за дело, всегда надо гореть страстью. Для чего мы здесь, как не для того, чтобы гореть до тех пор, пока смерть, этот последний акт жизни, не завершит нашу оперу, превращая нас в пепел…"
Фильм "Невинный" Висконти уже не закончил, и финал смонтировали его коллеги. Но умер он, как хотел, – сгорая в работе. До самого своего ухода из жизни Лукино Висконти оставался истинным аристократом во всем. Своим творчеством он сумел доказать, что жизнь и искусство не замкнутый интерьер, а открытый мир, в котором продолжают жить люди. Лукино Висконти просил, чтобы на его надгробии было начертано: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». Этот сплав имён и времён, любимых Висконти, очень точно обозначает необходимость присутствия в сегодняшнем мире великих картин великого Мастера.
Лукино Висконти скончался 17 марта 1976 года на 70-м году жизни от сильнейшей простуды.
висконти режиссер фильм неореализм
Список использованной литературы
1.Лукино Висконти. «Висконти о Висконти». – М.: Радуга, 1990
2.Лукино Висконти. «Статьи. Свидетельства. Высказывания». – СПб.: Искусство, 1986