- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 467,44 Кб
Роль инновационных технологий в библиотечно-информационной деятельности
Оглавление
Список сокращений
Введение
Модель гипертекста
Пояснительная записка к гипертексту
Библиотека
Библиотечный web-сайт
Библиотечный персонал
Виды библиотечных инноваций
Изменение услуг
Инновации
Инновационная деятельность
Инновационные проекты
Инновационный процесс
Инструментальные инновации
Информационные запросы пользователя
Использование новых технических средств
Мнимые "лженовации"
Модифицирующие (улучшающие) инновации
Объекты библиотечных инноваций
Организационные инновации
Пользователь библиотеки
Продуктовые инновации
Радикальные (базисные) инновации
Реальные инновации
Сервисы сети Интернет
Социальные инновации
Стратегические инновации
Структура управления библиотекой
Структурные изменения в библиотеке
Технологические инновации
Технология внедрения инноваций
Этапы инновационного процесса
Web-сайт МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска
Библиографический список
Алфавитно-предметный указатель
Список сокращений
АБИС – автоматизированная библиотечно – информационная система.
БП – библиотечный персонал.
МБУК – муниципальное бюджетное учреждение культуры.
ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина.
РБА – Российская библиотечная ассоциация.
ЦБС – центральная библиотечная система.
ЭК – электронный каталог.
WWW – World Wide Web.
CD – Compact Disc.- File Transfer Protocol – Uniform Resource Locator
Введение
Актуальность темы
В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом.
Инновации – необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.
Инновации могут быть в любой сфере библиотечной деятельности, на любом участке библиотечной работы. Признаки любой инновации – новизна, изменение, результат и обязательно ресурс.
Библиотечные инновации не появляются из «ничего». Они возникают на пути следования традициям, будь то содержательные или организационно-технологические аспекты деятельности.
Внедрение инновационных технологий в практику работы библиотеки значительно повысили ее статус.
Внедряют инновации для того, чтобы пользователю было интересно и комфортно пользоваться услугами библиотеки, поэтому изначально, чтобы разработать какое-либо «новшество», необходимо провести анализ среди потребителей информации библиотечной среды, и только уже потом делать вывод о том, что конкретно нужно создать и внедрить.
Библиотека, как и любая иная организация, функционирующая в современных условиях, должна перейти на инновационный путь развития, который требует интеллектуализации всех сфер ее деятельности.
Выбор темы курсовой работы продиктован интересом в изучении роли инновационных технологий в библиотечно-информационной деятельности.
Изученность темы:
Интересующая информация по данной теме, рассмотрена в таких журналах как «Научные и технические библиотеки», «Библиотека», «Библиотековедение» Среди авторов статей «замечены» практически все известные сегодня специалисты библиотечной сферы. Лидеры инновационной тематики Е. Н. Гусева [12, 13, 14, 15, 16], Е. Ю. Качанова [20, 21, 22], С. Г. Матлина [29, 30, 31], Н. С. Редькина [33, 34].
Характеристика инновации как процесса распространения и адаптации отражена в работах О. Мироновича [39], С. Д. Бородина [4], И. Ю. Матвеевой [29], С. А. Бражниковой [5], Н. Т. Чуприной [44, 45].
Тема внедрения инновационных технологий оказалась не такой популярной как сам процесс их распространений, но все же специалистом в этой области можно назвать Качанову Е. Ю., т.к. в ее работах предельно четко выражена технология.
Источниковая база: При написании курсовой работы было использовано учебное пособие Е. Ю. Качановой «Инновационно-методическая работа библиотек» [22, с. 336], а также использовались материалы к.п.н. Матлиной С. Г.
В пособии рассматриваются основные понятия инновационной деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, особенности реализации инноваций различных видов, технология внедрения.
В список профессиональных просмотренных журналов вошли «Библиотека», «Библиотековедение» «Научные и технические библиотеки», «Библиотечное дело» и др. за 2009-2011 г.г., несмотря на многообразие статей на тему инноваций в библиотеках, в профессиональных журналах за 2013-2014 г.г. тему внедрения описывают не охотно, более распространена тема новшеств уже используемых библиотеками.
Поиск литературы производился в МБУК «ЦБС» г. Ноябрьска, библиотеке № 4 филиала МБУК «ЦБС» г. Ноябрьска, а также использовались материалы из Тюменской областной научной библиотеки им. Д. И. Менделеева.
Цель курсовой работы: рассмотреть внедрение инновационных технологий в деятельность библиотек.
Исходя из целей, были выявлены следующие задачи курсовой работы:
. Рассмотреть объекты библиотечных инноваций;
. Проанализировать виды библиотечных инноваций;
. Описать технологию внедрения инноваций.
Структура курсовой работы: обусловлена ее основными задачами и целью, включает в себя введение, список сокращений, пояснительную записку к гипертексту, модель гипертекста, «узлы» гипертекста.
Библиографический список состоит из 46 названий.
Алфавитно-предметный указатель отображает содержание курсовой работы и помогает ориентироваться в тексте.
Модель гипертекста
Пояснительная записка к гипертексту
Для более полного и детального рассмотрения темы, к курсовой работе прилагается модель гипертекста.
Гипертекст – это форма организации текста, при котором смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как сеть явно указанных возможных переходов и связей между ними.
Переходы в модели гипертекста, обозначенные стрелками, позволяют рассмотреть взаимосвязи, существующие между формами данной темы.
В модели разными цветами выделены различные формы данной темы. В информационных фрагментах составляющих единое информационное пространство, гиперссылки выделяются цветом.
Основными «узлами» являются: «Виды библиотечной инновации» – голубой цвет, «Технология внедрения инноваций» – красный цвет, «Объекты библиотечных инноваций» выделены розовым цветом.
Библиотека
Библиотека – это информационная система, предоставляющая в распоряжение общества (см. также пользователь библиотеки) сконцентрированные в ней информационные ресурсы.
В юридическом смысле под библиотекой понимается информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Под библиотекой подразумевают собрание произведений, подобранных согласно известным руководящим принципам, приведенных в порядок, каталогизированных по известной системе, легко доступных для пользования и сохраняемых в том виде, который был придан им автором и издателем. Библиотека объединяет некоторую часть книг и имеет задачей организовать их чтение в коллективной форме.
Слово библиотека в узком смысле означает также помещение, специально предназначенное для того, чтобы сделать чтение удобным и приятным.
Общественные библиотеки, достойные этого имени, представляют собой собрания произведений, отобранных системно по всем отраслям знания (или по той специальности, которая составляет задачу данного учреждения), безупречно каталогизированных и предоставленных читателям, которые могут прибегать к ним как к обширным хранилищам сведений и документов [20, с. 71].
Библиотечный web-сайт
Феликс Семенович Воройский дает следующие определения данному понятию: «Web-сайт от англ. -website – место в сети (узкое понятие)», так же выделяется более широкое определение, «Web-сайт – тематически или концептуально объединенная информация предоставляемая пользователю узлом интернета, однозначно определяющаяся уникальным адресом» [7, с. 234].
Библиотечный сайт – это системный, структурированный продукт, созданный библиотекой (см. библиотека) для предоставления информации, услуг, поощрение потребностей пользователей (см. пользователь библиотеки) , сетевое представительство библиотеки в глобальной сети. [9, с. 121].
Цель библиотечного сайта – информирование удаленных пользователей (см. пользователь библиотеки) о работе библиотеки и предоставление необходимой справочной и полнотекстовой информации.
Задачи библиотечного сайта:
. Предоставление информации о библиотеке и ее сервисах.
. Библиографическое информирование.
. Организация доступа к полнотекстовой информации.
. Обучение пользователей основам информационной грамотности.
Простота навигации зависит от логичности схемы построения сервера, которая обычно имеет иерархическую структуру. Важно обеспечить посетителям возможность без труда двигаться от раздела к разделу, легко возвращаться назад или получить справку. Ключевое значение при этом имеет разработка титульной страницы, которая содержит самый общий перечень разделов сервера, его своеобразный "основной ряд" [3, с. 41].
Библиотечный персонал
Работник библиотеки, выполняющий профессиональные библиотечные операции в библиотеках (см. библиотека) и аналогичных информационных учреждениях, а также должность, требующая специального библиотечного образования.
Библиотекарь организует библиотеку и управляет ею, при этом удовлетворяя запросы (см. также информационные запросы пользователей) читателей (см. пользователь библиотеки). Библиотекарь является одновременно воспитателем, человеком знаний, человеком дела, администратором и организатором. Высшая цель, которую он должен себе ставить – это научить понимать, что может сделать книга. Библиотекарь должен руководствоваться тройственной идеей: 1) идеей интеллектуальной: неустанно помнить, что книга, а следовательно и библиотека, относятся к области ценностей научных, эстетических, моральных, духовных; 2) идеей технической: стремиться к тому, чтобы всякое начинание, всякое дело всегда выполнилось с наибольшим овладением техникой, по лучшим методам, из лучшего материала, лучшими орудиями, лучшим персоналом, и. таким образом, достигало бы наибольшей производительности: 3) идеей социальной: стремиться сделать ощутимой, реальной общественную работу, желать принести пользу для наибольшего числа людей, работать над улучшением общества. Сотрудниками библиотеки являются: помощник библиотекаря, каталогизаторы, библиографы [31, с. 145].
Виды библиотечных инноваций
По уровню новизны инновации (см. инновации) подразделяются на улучшающие (модифицирующие) (см. модифицирующие (улучшающие) инновации) и базисные (радикальные) (см. радикальные (базисные) инновации). Улучшающие инновации предусматривают модификацию существующих объектов: услуг/продукции (см. также продуктовые инновации), технологии (см. также технологические инновации), организационных (см. также организационные инновации) и социальных (см. также социальные инновации) приемов управления. При этом предполагается постепенное их обновление с использованием преимущественно собственных возможностей и поддержки уже сложившейся социальной системы [27].
С. А. Басов предложил классифицировать новшества по сферам применения, выделяя при этом пять основных классов:
• продуктные, направленные на изменение репертуара библиотечных услуг, создание новых их видов в соответствии с ростом общественных потребностей;
• технико-технологические, направленные на совершенствование библиотечной технологии и техническое обновление библиотек;
• организационно-управленческие, направленные на развитие прогрессивных форм труда и управления;
• социальные, призванные способствовать профессиональному росту, удовлетворению социально-культурных потребностей работников библиотек;
• комплексные новшества, способные оказать влияние на все стороны библиотечной деятельности [22, с. 138].
Подобную классификацию библиотечных новшеств по сферам применения предлагает и Е. С. Мартин, выделяя в качестве основных три класса:
• продуктные, осуществление которых предполагает внедрение новых видов услуг, предоставляемых читателям библиотек;
• технологические – направленные на изменение технологии библиотечных процессов и операций;
• управленческие, предполагающие изменения процессов управления библиотечной системой или коллективом библиотечных работников.
Как Басов, так и Мартин принимают за основной аспект характеристики новшеств объект изменений. Эти подходы, как подчеркивается авторами, основаны на использовании достижений общей инновационной теории в области типологии инноваций.
Представленные выше классификации инноваций являются линейными, т. е. новшества (инновации) характеризуются только на основе одного («объект изменений» у С. А. Басова, Е. С. Мартина) или двух аспектов («реальность характера изменений», «тип воспроизводства инновации» у С. Г. Матлиной) [20, с. 142].
Изменение услуг
Библиотека (см. библиотека) на изменение потребностей пользователей (см. пользователь библиотеки) отвечает изменением услуг, которое сопровождается изменением технологии их производства, структуры (организации) обслуживания, изменением всей библиотечной среды [11, с. 94].
В последнее десятилетие библиотеки не ограничиваются наблюдением за меняющимися запросами (см. также информационные запросы пользователей), но все чаще прибегают к маркетинговому исследованию. При этом исследуется мнение пользователей об обслуживании по широкому спектру вопросов (услуги, отказы, степень комфорта, режим работы, требования к библиотекарю и др.), а также изучается информационный рынок в целом. Таким образом, библиотека обретает механизм постоянного положительного изменения. На базе этих исследований библиотеки определяют возможные новые услуги, связанные с современными техническими средствами и информационными технологиями. Библиотеки предоставляют электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных (в том числе, библиографические, реферативные, полнотекстовые БД на CD-ROM), делают распечатки из них, запись на дискеты пользователя. Выполняют копии звукозаписей, видеозаписей, предлагают услугу сканирования документов. Полнотекстовые электронные документы тоже становятся доступными пользователям. Предоставляются сетевые услуги (Интранет, Интернет), машинное время для персонального пользователя ПЭВМ, распространяются программно-информационные продукты. В рамках Интернет предлагаются электронная почта, WEB-страницы, телеконференции.
На WEB-серверах библиотек, как правило, можно найти самую новую информацию, в ряде случаев обеспечивается возможность выхода к электронным каталогам, базам данных (БД) с различными запросами. В интернете сейчас широко используются мультимедийные технологии, позволяющие организовать трехмерное пространство, представлять не только статическую визуальную информацию (текст, графика), но и динамическую (речь, музыку, видео, анимацию и др.) [31, с. 121]
По-прежнему пользуются вниманием пользователей услуги ксерокопирования, факса. Расширяется спектр информационноемких услуг, эффективных только при использовании компьютерных технологий и предполагающие анализ текста. Это фактографические, концептографические, аналитические, переводческие услуги. Так, библиотеки проводят маркетинговый анализ, конъюнктурные исследования, предоставляют аналитические обзоры, дайджесты, фактографические досье на основе данных Интернета, осуществляют поиск покупателей или продавцов товаров, услуг и др. Одновременно, выполняя такие услуги, библиотекари (см. также библиотечный персонал) овладевают методами научного исследования, деятельность библиотекаря приобретает более высокий интеллектуальный уровень [31, с. 137].
Инновации
Инновация – оригинальная, нестандартная, выходящая за пределы существующих канонов и традиционных форм работы идея, методика, проект, которые отражают новый подход к содержанию и организацию библиотечного обслуживания, к технологии и управлению библиотекой (см. библиотека). Инновация обеспечивает развитие библиотеки в целом или позитивно сказывается на качестве и эффективности отдельных элементов и процессов её функционирования. Инновация имеет большое значение для развития интеллекта, потенциала сотрудника (см. библиотечный персонал) или пользователя библиотеки (см. пользователь библиотеки), для их профессиональной и личностной самореализации. Отслеживание и стимулирование инновационного творчества становится одной из задач современного библиотечного менеджмента. В крупной библиотеке – методическом центре эту задачу решают в несколько этапов. Сначала выявляют авторов оригинальных идей «у себя», формируя из них творческую команду. Затем анализируют инновации в других библиотеках, проводя их профессиональную диагностику и экспертизу, стремясь к взаимодействию нововведений. Далее способствуют их дифференцированному тиражированию в ЦБС.
В последние годы по мере информатизации оригинальные идеи и проекты (см. также инновационные проекты), представленные на сайтах (см. также библиотечный web-сайт), позволяют вовлекать в этот процесс в качестве экспертов сотрудников низовых библиотек. Это обстоятельство содействует распространению инноваций. На достижение этой цели также направлены общероссийские и региональные конкурсы и ярмарки идей, подготовленных и реализованных проектов. Уровень инновационного творчества служит одним из критериев оценки работы библиотеки. Социальный эффект библиотечной инноватики усиливается при её трансляции, творческом применении в других условиях.
Многие универсальные, научные и крупные библиотеки создают специальные подразделения, отвечающие за управлением инноваций, а также временные коллективы для воплощении той или иной инновационной идеи [2, с. 409].
Инновационная деятельность
библиотечный инновация технический интернет
Инновационная деятельность – независимо от сферы ее реализации – носит комплексный системный характер и содержит в себе все черты сферы человеческой деятельности – от возникновения идеи как творческого акта до ее практической реализации и получения эффекта от этой реализации (в т. ч., естественно, и коммерческого). Эта деятельность имеет многогранный, многоплановый характер и часто слабо отделима от других видов управленческой, производственной, научной и творческой деятельности [14, С. 8].
Три условия успешной инновационной деятельности:
. Инновационная деятельность – это труд, требующий обширных знаний, изобретательности, предрасположенности. Исполнители должны быть усердными, настойчивыми, целеустремленными. Без этих качеств невозможно введение инноваций.
. Чтобы преуспеть, новаторы должны исходить из своих сил и способностей. Ответственность принимаемых решений требует учета и оценки собственных сил.
. Нововведения воздействуют на общество, оказывая воздействие на процесс деятельности людей.
Осуществление инновационной деятельности предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новаций и их внедрением (см. также технология внедрения инноваций);
проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области в структурных подразделениях библиотеки (см. библиотека);
обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом [11, с. 67].
Инновационный процесс
Под процессом понимается последовательность стадий его осуществления, обеспечивающих достижение желаемого результата [20, с. 125].
Инновационный процесс можно понимать как генерацию и потребление новшества (см. также инновации), которые, в свою очередь, обладают неким инновационным потенциалом, что и позволяет этому новшеству удовлетворять вызвавшую его общественную потребность. Иными словами, инновационный процесс есть создание, развертывание и исчерпание научно-технического, производственно-экономического и социально-организационного потенциала новшества [5, С. 41-42].
Инновационный процесс в библиотеках должен строиться на основе проектной деятельности, осуществляться специально созданным творческим коллективом – проектной группой, выполняющей весь комплекс работ от разработки новшества до его внедрения. Проектная группа представляет собой временный творческий коллектив, состоящий из представителей различных отделов библиотеки и сторонних исполнителей, которые осуществляют детальное проектирование инновационного процесса, расчет средств и привлечение ресурсов, создают новый объект, проводят лабораторные и рыночные испытания, определяют все нюансы производственного внедрения новшества и готовят информационную базу для превращения нововведения в инновацию.
Эффективность инновационного процесса в библиотеке зависит, прежде всего, от готовности руководителя к управлению изменениями. Эта готовность проявляется в освоении определенных инструментов управления.
Инновационные процессы всегда требуют ресурсного обеспечения и поддержки их как персоналом, так и общественностью. В этом плане чрезвычайно важно развитие инновационных коммуникаций библиотек. Установление и расширение их сети предполагает систематическое изучение внешней среды функционирования библиотеки [20, с. 165].
Под инновационным библиотечным проектом чаще всего понимается программа развития, комплекс действий (мероприятий), обеспечивающих получение инновационного результата – внедрение (см. также технология внедрения инноваций) и распространение различного рода новшеств в деятельности библиотеки (см. библиотека).
Е. Н. Гусева дает определение: « инновационный проект (в библиотеке) – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных (по ресурсам, срокам и исполнителям) мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач), которые будут способствовать развитию (изменению, модернизации) деятельности библиотеки» [13, С. 100].
Инновационный проект можно рассматривать как форму инновационной деятельности.
Инновационные проекты могут быть различными как по масштабам, назначению, так и по своему содержанию. По масштабам инновационные проекты подразделяются на монопроекты (для одной библиотеки); мультипроекты (для нескольких библиотек); мегапроекты (для библиотек определенного региона). По содержанию – на проекты по разработке новшеств; внедрению (адаптации к новым условиям) конкретных новшеств; разработке и реализации инноваций (см. инновации); поддержке инновационной деятельности (см. инновационная деятельность).
Проект по разработке новшества нацелен на то, чтобы воплотить инновационную идею в инновационную разработку – в новшество. Если же при анализе рынка было найдено готовое новшество, пригодное для заимствования, то осуществляется проект внедрения (заимствования) новшества.
Как любой документ, инновационный проект имеет определенную структуру. В соответствии с существующими методическими рекомендациями в состав проектной документации включают: краткое описание проекта; его роль и место в проектной деятельности данной библиотеки; список ключевых фигур проекта с кратким описанием обязанностей; первоочередные задачи проекта; график работ, включающий сроки выполнения заданий и даты отчетов [13, С. 85].
Инструментальные инновации
Инструментальные инновации – те, которые способствуют осуществлению окончательных инноваций. Инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения инноваций (см. инновации).
В ходе разработки и реализации программ организационного развития инструментальная инновация является частью продуманной интервенции в организации. В этом плане решающим критерием для принятия решения о проведении преобразований является знание о том, что данные нововведения в организации и среде могут повлечь за собой другие нововведения [20, с. 117].
В данной работе все же акцент уже сделан на внедрении (см. также технология внедрения инноваций) такой инновации, как библиотечный web-сайт (см. библиотечный web-сайт), но для того, чтобы его создать, а в последующем еще и внедрить в деятельность библиотеки, необходимо предусмотреть с помощью каких инструментов это будет реализовываться.
Чтобы легко внедрить вышеуказанную инновацию, нужно первоначально использовать такие инструменты, как анализ новшества, способность инновации представить положительный результат. Проведя опрос пользователей, специалисту будет понятнее, что и для кого он должен создать, а также продумать какие инструментальные средства будут при этом использованы.
Информационные запросы пользователя
Информационный запрос – это запрос, в котором содержится требование получить информацию о запрашиваемом предмете или явлении.
Особая технология выполнения информационного запроса складывается в условиях электронной среды. Библиотекарь-консультант, получив запрос от читателя, «входит» в различные базы данных, в электронные библиотеки и т. д. и выполняет запрос, используя технологию электронной доставки документа или выявив наличие литературы по теме и местонахождение необходимого издания [22, с. 119].
Несмотря на все технологические различия выполнения запросов, можно выделить некоторые общие элементы в этом процессе.
В любом случае обязательный технологический этап выполнения запроса – это прием (устный или письменный), фиксация и уточнение (например, в отношении написания фамилии автора запрашиваемой книги, года издания, языка и т. п.), которое позволит легче выполнить запрос. Другой важный момент – уточнение цели запроса (для научной работы, для учебной, любительской и т. п. деятельности и т. д.).
Как уже говорилось, в основе каждого запроса лежит читательский интерес, или информационная потребность. Уточнение запроса – необходимый этап его выполнения – сводится, в сущности, к выявлению наибольшего соответствия запроса с интересом и потребностью пользователя [22, с. 134].
Использование новых технических средств
Деятельность библиотекаря (см. также библиотечный персонал), библиографа связана с созданием, поиском, передачей и использованием массива информации, преимущественно в документированной форме. Сокращение трудозатрат, связанных с обработкой информации, повышение качества работы с документами достигаются различными путями. Один из наиболее эффективных – использование в деятельности библиотекаря технических средств [33, С. 70-72].
Технические средства – это широкий спектр приборов, аппаратов, устройств, систем, механизмов используемых в работе, в том числе и библиотечно-библиографической деятельности.
Чаще всего технические средства позволяют достичь несколько целей сразу. Например, механизация транспортировки литературы и требований читателей одновременно избавляет библиотечных работников от трудоемкого физического труда и сокращает время ожидания книги читателем; использование копировально-множительной техники приводит к устранению излишней ручной работы (раньше значительная часть рабочего дня каталогизатора уходила на дублирование каталожных карточек), способствует повышению культуры обслуживания и позволяет достичь оперативности подготовки библиографических изданий. Еще один пример: использование проекционной, звукозаписывающей, видео- техники предоставляет библиотекарю новые возможности воздействия на аудиторию, которыми он не мог располагать ранее, облегчая вместе с тем восприятие информации читателем.
Активным фактором, стимулирующим необходимость механизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов, является постоянный рост потока печатной продукции. Это заставляет библиотеки (см. библиотека) искать новые пути в комплектовании и использовании фондов, что связано с применением тех или иных технических средств [20, с. 169].
Мнимые "лженовации"
Мнимая «лженовация» не отвечает на поставленный вопрос и, даже будучи умелой имитацией нововведения, лишена смысла.
Один из ее типизированных вариантов связан с подменой содержательного развития кипучими организационно-управленческими перестройками. Сливают и разъединяют подразделения; создают новые со звучными названиями, выдавая такую деятельность за реформирование. Фактически же происходит деформация сложившихся структур, и в итоге библиотека утрачивает способность реализовать традиционные и часто необходимые функции [22, с. 150].
Примерами таких «лженоваций» Матлина С. Г. называет необоснованные организационно-управленческие перестройки в библиотеках, «когда сливают и разъединяют подразделения, создают новые, со звучными названиями, выдавая такую деятельность за реформирование». Указывается, что в результате таких инноваций происходит деформация сложившихся структур и библиотека утрачивает способность осуществлять традиционные и необходимые функции. Под «лженовацией» рассматривается и некритическое, без учета традиций данной библиотеки, заимствование чужого опыта (такое распространение «опыта» долгие годы являлось имитацией библиотечного развития, компрометацией авторской идеи) [20, с. 112].
Модифицирующие (улучшающие) инновации
Улучшающая инновация – это вид библиотечной инновации (см. виды библиотечных инноваций), нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов (см. также продуктные инновации) и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.
Улучшающие инновации (см. также инновация) предусматривают модификацию существующих объектов: услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления. При этом предполагается постепенное их обновление с использованием преимущественно собственных возможностей и поддержки уже сложившейся социальной системы.
На реализацию улучшающих инноваций объединения различных организаций оказывают существенно меньшее влияние, чем на развитие базисных (см. также радикальные инновации). Для создания и распространения улучшающих инноваций важное значение имеет организационная специфика, особенности инновационной деятельности (см. инновационная деятельность) в той лᴎбо иной организации, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные [12, С. 20].
Объекты библиотечных инноваций
Основными объектами инноваций (то, что можно изменять) являются: средства производства (см. сервисные инновации), технологические процессы (см. также технологические инновации), организационное развитие (см. организационные инновации), социальная база библиотечной деятельности (см. социальные инновации); услуги и продукция (см. продуктные инновации).
Средства производства:
1. технические средства;
2. поиска, обработки, преобразования и предоставления информации;
3. новые виды носителей информации;
4. автоматизированные библиотечно-библиографические средства учета, обработки и систематизации информации (документов).
Технологические процессы:
1. изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;
2. разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;
. обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования и пр.).
Организационное развитие:
1. создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд);
2. изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки;
3. изменения в практике планирования;
4. изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);
5. изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.
Услуги и продукция:
. заимствование из сопредельных сфер деятельности новых нетрадиционных видов обслуживания (услугпродукции), поиск новых потенциальных рынков);
. разработка принципиально новых видов обслуживания в соответствии с потребностями категории пользователей;
. использование различных видов специализации (отраслевой, жанровой, функциональной).
Социальная база библиотечной деятельности:
. приемы управления персоналом (профилактики конфликтов, функциональной разгрузки, стимулирования труда персонала, в формировании кадрового корпуса (привлечение в штат высококвалифицированных сотрудников и пр.);
. повышение квалификации, карьерного роста сотрудников (содержание и методика производственного обучения, наставничества и пр.);
. профессиональные коммуникации и «сетевое» взаимодействие библиотекарей (организации конференций, семинаров, собраний, внутриорганизационных мероприятий (посвящение в профессию, проводы на пенсию, профессиональных праздников и пр.) [27].
Организационные инновации
Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в структуре организации библиотеки. Цели осуществления организационных инноваций (см. инновации):
. реализация новой стратегии развития;
. изменение структуры библиотеки с учетом нового законодательства и стандартов;
. устранение внутриорганизационных проблем.
Организационные инновации – это новые формы организационной деятельности, а именно: организация технологических процессов, организация трудовой деятельности, организации передачи информации [27].
Организационные инновации – один из самых распространенных видов инновационных изменений в библиотеках России. Однако содержание изменений далеко не всегда спланировано, редко обеспечено проектной документацией или целевой программой, не связано с миссией и стратегией развития библиотек (см. библиотека). Проектная документация составляется, как правило, лишь при поиске инвесторов. В последние годы наиболее перспективны организационные изменения, связанные с усилением публичной активности библиотек. Представляется, что повысить эффективность общественных коммуникаций библиотек возможно только в том случае, если рассматривать разработку нового коммуникационного средства в контексте решения инновационной задачи.
Условиями эффективности этих инноваций являются адекватный ситуации выбор партнеров по проекту и способность персонала к продвижению инновации.
Особого внимания в современных условиях заслуживает создание Web-сайтов (см. библиотечный web-сайт) библиотек, открывающих новые возможности общения как с пользователями, так и с профессиональным сообществом. Разработка структуры, содержательного наполнения и путей продвижения Web-сайта рассмотрена в данном пособии в контексте решения инновационной задачи [22, с. 92].
Пользователь библиотеки
Пользователь библиотеки – это отдельное лицо или организация, обращающаяся к ее услугам. Здесь имеются в виду как пользователи, которые находятся физически в сфере обслуживания библиотеки (см. библиотека), так и те, кто «входит» в нее через локальные сети или с помощью Интернет и которых библиотекарь (см. библиотечный персонал) не знает лично, а лишь обслуживает их адресные данные на своих серверах. Этот термин не упраздняет понятия «читатель». Пользователь библиотеки может быть посетителем выставки, участником мероприятия, получателем справки и т. д. Главная же задача библиотеки – это формирование из пользователя настоящего читателя. Поэтому справедлива формула: «в библиотеке все начинается с читателя и возвращается к нему».
Эффективность и целенаправленность библиотечно-библиографического обслуживания на каждом этапе развития общества во многом зависит оттого, насколько четко разработана национальная доктрина страны (раскрыта ее высшая идея, проблемы, приоритеты, ценности, то есть духовное поле идеалов и ценностей современного общественного развития) и как она воспринята библиотекарями публичных библиотек. Это основополагающее правило раскрыто Дж. Широй: «…Цели публичной библиотеки впрямую зависят от целей самого общества. Ни один библиотекарь не сможет четко определить цели, к которым ему следует стремиться, если его страна не уверена, в каком направлении она движется; когда люди твердо знают, к каким целям они стремятся, становятся очевидными и цели публичной, библиотеки» [37, с. 169].
Продуктные инновации
Продуктные, означающие разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов (см. также технология внедрения инноваций). При этом технологически новый продукт – продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов; а технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность [27].
Замысел продуктной инновации строится на понимании основной выгоды, получаемой потребителем при удовлетворении базовой потребности. Именно выгода для пользователя определяет основные характеристики (свойства) услуги /продукции, которые учитываются при производстве нового продукта. Каждая базовая потребность требует удовлетворения еще целого комплекса сопутствующих потребностей, неразрывно с ней связанных. Поэтому при разработке продуктных инноваций возникает необходимость в определении комплекса возможных дополнительных сервисных услуг, так называемого “подкрепления”, обеспечивающего гарантии, стимулирование и дополнительное обслуживание.
В большинстве случаев продуктные инновации связаны либо с повышением комфортности традиционного для библиотек документного и библиографического обслуживания, либо с предоставлением фактографической или аналитической продукции. Последнее требует от сотрудников библиотек освоения приемов аналитической переработки информации. В том случае, если дополнительные услуги создаются в рамках профильной деятельности, речь идет о стратегии интеграции [22, с. 162].
Базисные инновации предусматривают технологическую модернизацию библиотеки (см. библиотека) на основе новых информационных технологий, требующих перестройки всей системы ее функционирования [27].
Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывают необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств (см. также технология внедрения инноваций), так называемых инновационных кластеров. Кластером в инноватике называется совокупность инноваций (см. инновации), сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве как целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований.
Базисные инновации должны осуществляется на основе кластерных стратегий, т.е. применения взаимообусловленных и взаимосвязанных инноваций различных видов. Это позволяет упорядочить инновационные процессы (см. инновационный процесс), направить их на достижение главных целей организации. Разработка кластерных стратегий является одним из основных условий эффективности базисных инноваций, перспективным направлением развития инновационной деятельности библиотек. Инновационный кластер как "цепь" взаимосвязанных инноваций применим при изменении любых объектов жизнедеятельности библиотеки, при базисных технологических инновациях возникает необходимости в разработке взаимосвязанных инновационных кластеров (кластерных стратегий). Именно базисные технологические инновации наиболее актуальны для современных библиотек [16, С. 45-49].
Внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов, отразится на комфортности библиотечной среды, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, поведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления, без учета его связей, совсем не обязательно приведет к улучшению деятельности библиотеки в целом [45, с. 91].
Необходимость в радикальных изменениях вызвана рассмотрением библиотек частью национальной информационной инфраструктуры. Считается, что библиотеки, как и другие информационные учреждения, должны включиться в реализацию государственной информационной политики [20, с. 128].
Реальные инновации
Матлина Слава Григорьевна предложила в качестве аспекта характеристики инноваций (см. инновации) использовать реальность изменений. Ею отмечалось, что важно уметь отличать подлинные инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, т.е. решить вопрос о том, какие библиотечные инновации считать действительно существующими, т.е. реальными, а какие – нет [31, с. 269].
Помимо реальности изменений, Матлиной С. Г. предлагается за аспект характеристики изменений принимать их воспроизводство. Подчеркивается, что социальная ценность инноваций проявляется лишь в том случае, когда они поддаются трансляции, т. е. могут быть воспроизведены. По формам воспроизводства выделяются две разновидности инноваций – экстраполяция и интерпретация. Отмечается, что экстраполяция как перенесение готовых устоявшихся образцов и ценностей на ту или иную предметную область всегда условна, делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старого содержания. Поэтому заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт может выглядеть инородным телом. Указывается, что интерпретация придает осмысленность заимствованию. Она наполняет его новым содержанием, целями, закрепляет связь между уже сложившимся и случайным порядком вещей и, в отличие от экстраполяции, формирует соответствующую новому смыслу систему ценностей. Анализируя практику воспроизводства инноваций, С. Г. Матлина указывает на характерные недостатки. В качестве основного называется тиражирование опыта, отчужденного от непосредственного пользователя. Причина отчуждения, по ее мнению, состоит в том, что нередко сведения о нововведениях (их описание в информкартах) оказываются «бледной копией исходной творческой находки, они не дают необходимых сведений для эффективного заимствования» [31, с. 153].
Сервисы сети Интернет
Сервис – услуга, являющаяся особым видом деятельности, который характеризуется неосязаемостью, неотделимостью, несохраняемостью и собственностью. Данная услуга не может принадлежать ее потребителям. Широкой популярностью пользуются информационные услуги [3, с. 225].
Сервисами Интернета являются теледоступ, перенос с различных серверов и сайтов на компьютер пользователя необходимой ему информации для последующей ее обработки [3, с. 299].
При необходимости пользователь (см. также пользователь библиотеки) может переслать информацию любому абоненту сети или послать ее на определенный сервер, например для размещения там на некоторое время. В этом случае обычно используются два вида представления данных на серверах: WWW и FTP.
Сервисом Интернета называют также программу, выполняющую определенные функции для обеспечения работы пользователей в Интернете [9, с. 115].
В настоящее время в сети Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются, например web-сайт (см. также библиотечный web-сайт).
Социальные инновации
Явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления – государства, церкви и т. д. В первом случае формализация социальных инноваций (см. социальные инновации) в виде регламентирующих нововведения документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру. Во втором – формальные процедуры, как правило, предшествуют началу реальных инновационных процессов. Естественные социальные инновации, выступая закономерным следствием функционирования механизма общественной координации, обеспечивают развитие социальной структуры и взаимную адаптацию ее компонентов. Обоснованность "субъектно-инициативных" инноваций (см. инновации) определяется степенью их соответствия действию объективных социально-экономических законов. Органичное сочетание социальных инноваций обоих типов выступает необходимой предпосылкой общественного прогресса и является ключевой задачей социального управления [36. С. 31].
При анализе социальных инноваций следует различать их причины и содержательные источники, которые относительно закономерностей развития конкретного общества могут быть как внешними, так и внутренними.
Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как методы и технологии источников открытого доступа [27].
Стратегические инновации
Стратегические инновации (прорывные инновации) – это радикальные (см. радикальные (базисные) инновации) управленческие инновации, т.е., например, новый подход к управлению каким-то социально-экономическим объектом, новый способ осуществления чего-либо нового, новый способ ведения конкурентоспособности и выделения значимости библиотеки [11, с. 97].
Последние иϲϲледования выявили, что прорывным стратегическим инновациям присуши определенные характеристики:
эти инновации нацелены на другие свойства продуктов лᴎбо услуг по сравнению с традиционными подходами;
эти инновации обычно инициируются библиотеками, которые находятся в сельских поселениях или совсем малых городах, так как в случае успешной реализации инновации начинают пользоваться спрос (см. также информационные запросы пользователя) у читателя (см. пользователь библиотеки).
Библиотекам, осуществляющим стратегические инновации, как правило, удается показать свои достоинства. Они развиваются и совершенствуются, что позволяет им достигать достаточно хорошего уровня как по старым свойствам продуктов лᴎбо услуг, так и наивысшего уровня по новым характеристикам продукции [22, с. 113].
Структура управления библиотекой
Структура управления библиотекой – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие библиотеки (см. библиотека) как единого целого. Элементами структуры являются отдельные руководители, службы и другие звенья аппарата управления. Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми, вертикальные – это связи подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями. Функциональные связи действуют по линии движения информации и управленческих решений в зависимости от различных функций управления.
Структура управления библиотекой является формой разделения и кооперации управленческой деятельности. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, права и ответственность за их выполнение, а также полномочия по принятию управленческих решений.
В небольших библиотеках чаще всего встречается линейная структура управления, основанная на взаимодействии руководителя и подчинённого. Руководитель единолично отвечает за работу подчинённых звеньев, причём их число, как правило, колеблется от семи до десяти.
Самой распространённой является линейно – функциональная структура управления. Она возникает в результате синтеза линейного и функционального управления. В библиотеке создаются специальные управленческие отделы и службы (кадровая, финансово – экономическая, маркетинговая, организационно – методическая и др.), которые готовят информацию для принятия управленческих решений (собирают её, анализируют и обобщают) [37, с. 251].
Структурные изменения в библиотеке
Работа структурных подразделений библиотеки (см. библиотека) направлена на создание комфортной информационно-образовательной среды для ее пользователей, развитие информационных сервисных и других видов услуг, повышение культуры обслуживания читателей (см. также пользователь библиотеки) [37, с. 143].
Структурные изменения – часть организационного процесса – относятся к изменениям в системе распределения полномочий и ответственности, в координационных и интеграционных механизмах, делении на отделы, управленческой иерархии, комитетах и степени централизации.
Структурные изменения – одна из самых распространенных и видимых форм изменений в организации. Они – реальная необходимость, когда происходят значительные изменения в целях или стратегии [20, с. 47].
Технологические инновации
Технологические инновации – результат разработки и внедрения оптимального набора технологических процессов, совершенствования отдельных работ и включающих их операций. Предполагают модификацию (см. модифицирующие (улучшающие) инновации) или радикальное (см. радикальные (базисные) инновации) обновление/замену старой технологии новой.
Технологические инновации – ориентируют библиотеку (см. библиотека) на использование стандартизированных типовых решений, позволяющих выполнить присущие ей функции и создать условия для ее вхождения в корпоративные библиотечные системы.
Технологические инновации в любых отраслях и сферах деятельности различаются по степени (уровню) новизны. Выделяют улучшающие и базисные (радикальные) технологические инновации. Первые направлены на упорядочение (совершенствование) существующей технологии, ее модернизацию (улучшающие технологические инновации). Они предполагают поиск внутренних резервов, упорядочение процессов и операций, являются менее затратными и безболезненными для персонала. Вторые – направлены на радикальное обновление, замену старой технологии осуществления процессов принципиально новой (базисные технологические инновации). Они основаны на разрушении существующей технологии, влекут большие финансовые затраты и социальные проблемы.
В недалеком прошлом наибольшее применение в библиотеки имели улучшающие технологические инновация. Их связывала с сокращением рутинных операций, частичной модификацией процессов. Сегодня гораздо более актуальными являются радикальные инновации, позволяющие заменить традиционные технологии и автоматизированные. Они требуют особой подготовительной работы, больших финансовых и временных затрат, поиска дополнительных источников финансирования, мобилизации всех ресурсов и кооперации [20, с. 128].
Технология внедрения инноваций
Технология – весьма многозначное понятие. В контексте инноваций она рассматривается как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств объектов, осуществляемых в процессе производства товаров.
В инновационной теории следует рассматривать инновационные технологии – способы соединения рабочей и интеллектуальной силы, средств и методов труда, обеспечивающего либо новый продукт или услугу, либо более экономичное получение традиционного продукта (услуги).
Технология внедрения представляет собой описание способов, включающих:
. характеристику предполагаемого к созданию ( производству) нового продукта (услуги) в виде чертежа, схемы, описания с достаточной детализацией для установления необходимых операций, нужного оборудования и инструментов, квалификации персонала и пр.;
. перечень и характеристики операций для придания предмету труда необходимых потребительских свойств;
. перечень и характеристику устанавливаемого оборудования, комплектующего изделие и поставляемого в соответствии со схемами кооперации;
. режимы работы оборудования в разрезе операций, наличие и пропускную способность схем функционирования;
. способы контроля над соблюдением требований стандартов и качества;
. требования к квалификации персонала и организации труда;
. условия соблюдения требований безопасности [20, с. 124].
Считается, что любые усовершенствования, приносящие экономию ресурсов, сокращающие время производства, повышающие качество продуктов/услуги в разрезе указанных выше аспектов, делают технологию инновационной [20, с. 125].
Наблюдения, которые происходят на этапе подготовки библиотеки (см. библиотека) к инновациям:
· формирование умений и навыков исследования – новатора (анализировать инновационную ситуацию, реальный и потенциальный спрос на новшества, осуществлять проектную работу, развивать инновационные отношения и коммуникации;
· обучение методикам инновационной деятельности (см. инновационная деятельность) и навыкам рискового поведения;
· определение степени ответственности и функций каждого сотрудника в реализации инноваций (см. инновации).
На этапе внедрения новшества и реализации нововведений в инновации:
· учет и своевременное определение позитивных и негативных, прямых и опосредственных, ожидаемых и неожидаемых последствий влияния инновационных изменений на деятельность персонала (см. библиотечный персонал);
· изучение комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих характер отношения работников к инновационному процессу: изучение психологических барьеров и причин сопротивления библиотекарей изменению;
· преодоление сопротивления, корректировка установок персонала на продвижение инноваций в профессиональной среде [20, с. 177].
В качестве основных трудностей, отрицательно сказывающихся на внедрении новшеств, были названы: неудовлетворительное материально-техническое оснащение библиотек, организационные и социально-психологические условия их деятельности. Созрели необходимые предпосылки для изменения принципов, задач и содержания методической работы. Новые условия и новые задачи требовали создания нового облика научно-методической службы адаптирующейся к интересам и потребностям коллективов библиотек, развивающей не свойственные ей прежде направления работы: прогнозирование, менеджмент, маркетинг, социологические исследования, новые виды научно-методических услуг: разработку по заказам и продажу методических пособий, организацию консультаций, стажировок, курсов, лекций, рекламы [22, с. 182].
Этапы инновационной деятельности
. Анализ потребностей библиотечной практики:
сбор информации об изменениях в деятельности библиотек (см. библиотека)
пожелания, требования;
сбор информации о потенциальных возможностях библиотеки в отношении разработки и освоения новаций, определение степени и размера риска.
. Отбор выявленных идей и определение целей и задач инновации (см. инновации):
определение возможности и практической реализации;
выяснение степени технологической общности;
соответствие имиджу библиотеки и стратегии ее развития.
. Анализ влияния внутриорганизационных факторов и субъективного отношения участников инновации на её потенциал.
. Анализ экономической эффективности:
оценка потенциального спроса;
определение расходов на создание и освоение инновации;
наличие необходимых ресурсов для внедрения: кадрового потенциала, финансовых, технологических, технического оснащения, фондовых;
сроки освоения новшества и использование его в деятельности.
. Принятие решения о внедрении инновации (см. также технология внедрения инноваций).
. Апробирование инновации.
. Оценка эффективности инновации:
определение её положительных и отрицательных сторон.
. Распространение инновации среди библиотек с учетом специфики деятельности каждой.
. Адаптация инновации в библиотечной практике.
. Рутинизация инновации, превращение её в привычный элемент библиотечной деятельности [24].
Web-сайт МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска
-сайт библиотеки (см. также библиотечный web-сайт) – это ее имидж в информационном пространстве, и от того, как он представлен, будут непосредственно судить о ней.
Сайт библиотеки МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска (см. рис. 1) является помощником, как библиотекарю (см. библиотечный персонал), так и простому пользователю (см. пользователь библиотеки). Вся информация, которая содержится на сайте, является необходимой. Следует сразу принять за правило, что сайт создается именно для читателей, а не для самих библиотекарей, поэтому пользовательские интересы должны быть в первую очередь учтены при выработке общей структуры и стратегии наполнения виртуального ресурса.
Сайт библиотеки (см. библиотека) очень разнообразен новыми технологическими решениями, например это электронная библиотека, виртуальная справка, электронный каталог и самое интересное это электронная доставка документов (см. рис. 2), причем, она может быть разнообразной, доставка может осуществляться по электронной почте и запись на внешние носители информации. Создали сайт в 2010 году, но перед тем как представить его читателю, велась активная работа по сбору и размещению материалов на сайте библиотеки. Так как библиотека массовая, нужно было исходить из того, что на сайт будут обращаться не только взрослые, но и дети, поэтому сайт получился довольно красочным и "живым". С годами он стал более информативным. Специалисты, которые занимаются его наполнением размещают информацию не менее 3 раз в месяц, при этом прежде чем дать читателю воспользоваться ресурсами сайта, документы проходят слишком долгий путь: это поиск интересного материала, корректировка текста, подбор фото или иллюстрированного материала, размещение в папке согласно рубрике и только затем происходит размещение материалов на сайте библиотеки. Пользователь может воспользоваться виртуальной справкой, если ему интересно, то он может посмотреть интерактивные презентации или виртуальные выставки.
Очень удобно в пользовании переходы от одной ссылки к другой, точнее их название и расположение, можно сказать, что пользователю не придется что-то искать, ведь при создании сайта понятность была основной задачей.
Рис. 1 Главная станица МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска
Рис. 2 Главная страница сайта с перечнем ресурсов и услуг
Библиографический список
1. Бабий, Е. Л. В хитросплетениях реформ. Библиотеки сельских поселений в системе координат развития культуры / Е. Л. Бабий // Библиотечное дело. – 2009. – № 3. – С. 13-15.
. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил.
. Большая энциклопедия по информатике : основные термины и определения / под ред. А.С. Колесникова, Р.М. Немировского. – Москва : Техкомиздат, 2006. – 534 с.
. Бородина, С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей / С. Д. Бородина // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 1. – С. 112-117.
. Бражникова, С. А. Инновации в библиотеках : теоретические и методологические аспекты / С. А. Бражникова // Библиография. – 2003. – № 4. – С. 35-47.
. Волик, А. П. Библиотеки России : выбор пути / А. П. Волик // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 16-24.
. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь справочник, вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах / Ф.С. Воройский. – Москва : Либерея, 2001. – 536 с.
. Воройский, Ф. С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем / Ф. С. Воройский. – Москва : ГПНТБ России, 2002. – 389 с.
. Воройский, Ф. С. Словарь по информатике : термины и определения / Ф. С. Воройский. – Москва : Профиздат, 2005. – 357 с.
. Ганзикова, Г. С. Результаты исследования библиографических инноваций в юношеских библиотеках / Г. С. Ганзикова // Библиография. – 2011. – № 2. – С. 71-76.
. Головко, С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления : науч.-метод. пособие / С. И. Головко. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. – 128 с.
. Гусева, Е. Н. Библиотечная инновация / Е. Н. Гусева // Вестник библиотек Москвы. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
. Гусева, Е. Н. Инновации в библиотеках страны : подходы, проблемы, проекты / Е. Н. Гусева // Библиотечное дело – XXI век. – 2010. – С. 93-116.
. Гусева, Е. Н. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы / Е. Н. Гусева // Научные и технические библиотеки. – 2009. – № 11. – С. 7-15
. Гусева, Е. Н. Управление инновациями в библиотечной сфере. Особенности, факторы, условия / Е. Н. Гусева // Информационный бюллетень РБА. – № 53. – 2009. – С. 7-8.
. Гусева, Е. Н. Успешное инновационное развитие : научно-методические подходы / Е. Н. Гусева // Библиотечное дело – XXI век. – 2009. – № 2 – С. 35-52.
. Дмитриева, Л. А. Роль патентно-информационных подразделений в инновационной деятельности региона / Л. А. Дмитриева // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 77-79.
. Доматова, Е. Н. Использование Интернет-ресурсов в справочно- библиографическом использовании / Е. Н. Доматова // Библиография. – 2006. − № 3. – С. 64−68.
. Евстигнеева, Г. А. Библиотеки в электронной среде – куда стремимся и обо что спотыкаемся / Г. А. Евстигнеева // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 7. – С. 5-9.
. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках : практ. пособие / Е. Ю. Качанова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2003. – 318 с. : ил.
. Качанова, Е. Ю. Инновационная политика : цели, этапы, методы / Е. Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 35-38.
. Качанова, Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек : учеб. пособие / Е. Ю. Качанова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 335 с. : ил.
. Кисловская, Г. Быть в курсе инноваций – наша профессиональная обязанность / Г. Кисловская // Библиополе. – 2011. – № 1. – С. 23-24.
. Колин, К. К. Роль и задачи библиотек в инновационном развитии России / К. К. Колин // Библиотечное дело. – 2009. – № 17. – С. 33-36.
. Коробкина, Т. Е. Публичная библиотека крупного города / Т. Е. Коробкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 4. – С. 96-107.
. Кузнецова, Т. Инновационные практики современной библиотеки / Т. Кузнецова // Библиотека. – 2009. – № 2. – С. 10-13.
. Лапшакова, В. Библиотечные инновации : виды инновационных продуктов [Электронный ресурс] / В. Лапшакова. – Электрон. дан. – Москва : 2008. – URL : http://innovaciya.blogspot.ru/ (дата обращения : 17.03.2015).
. Лотова, Е. Ю. Традиции и инновации : (к 50-летию Научной библиотеки РУДН) / Е. Ю. Лотова // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 2. – С. 80-85.
. Матвеева, И. Ю. Юношеская библиотека : инновационно-библиографический аспект : науч.-практ. пособие / И. Ю. Матвеева. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 224 с. : ил.
. Матлина, С. Г. Об инновациях, научной честности и профессиональной этике : (письмо в редакцию) / С. Г. Матлина // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 5. – С. 114-118.
. Матлина, С. Г. Публичная библиотека : пути инновационного развития : избранное / С. Г. Матлина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2009. – 376 с.
. Мигранова, И. С. Библиотечные инновации – для молодых! / И. С. Мигранова // Молодые в библиотечном деле. – 2009. – № 1. – С. 28-42.
. Редькина, Н. С. Нужны ли инновации? / Н. С. Редькина // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 69-72.
. Редькина, Н. С. Службы информационных технологий в научных библиотеках / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 11. – С. 34-43.
. Романов, П. С. Экономическая сущность библиотечных инноваций : взгляды зарубежных библиотековедов / П. С. Романов // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 3. – С. 39-45.
. Саломатова, О. Интеллектуальный капитал в профессии. Влияние корпоративных проектов на инновационную деятельность библиографов / О. Саломатова // Библиотечное дело. – 2006. – № 7. – С. 29-31.
. Справочник библиотекаря / ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 496 с.
. Ступкин, В. В. Проектирование интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-инновационной и образовательной деятельности / В. В. Ступкин. – Москва : ГПНТБ России, 2007. – 169 с. : ил.
. Миронович, О. Внедряя новое, сохранять традиции : из опыта Псковской ОУНБ / О. Миронович // Библиотечное дело. – 2011. – № 3. – С. 28-30.
. Сукиасян, Э. Инновации в реальной практике / Э Сукиасян // Библиотека. – 2009. – № 11. – С. 26-27.
. Суслова, И. М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой : учеб. пособие / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенок. – Москва : Профессия, 2008. – 190 с.
. Суслова, И. М. Проектная деятельность библиотек : науч.-практ. пособие / И.М. Суслова, З.И. Злотникова. – Москва : ФАИР-ПРЕСС : ГРАНД, 2005. – 176 с.
. Чуприна, Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики / Н. Т. Чуприна // Научные и технические библиотеки. – 2009. – № 12. – С. 52-55.
. Чуприна, Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки / Н. Т. Чуприна // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 9. – С. 4-16.
45. Шрайберг, Я. Л. Автоматизированные информационные системы России ; составление, внедрение, выбор, развитие / Я. Л. Шрайберг, Ф. С. Воройский. – Москва : Либерея, 1996. – 273 с
. Шуйская, Т. Работать по-старому уже нельзя / Т. Шуйская // Библиотека. – 2009. – № 8. – С. 40-41.
Алфавитно-предметный указатель
Алфавитно-предметный указатель отражает весь текст курсовой работы кроме библиографического списка. В едином алфавитном ряду даны понятия, раскрывающие тему курсовой работы.
Цифры, указанные около предметной рубрики означают номера страниц работы, где указываются эти понятия. Предметные рубрики сформулированы в единственном числе за некоторыми исключениями.
База данных 16
Библиотека 11[3], 13, 16, 18
научные 19
общественная 11
универсальные 19
Библиотечный персонал 13, 18, 32
Библиотечный сайт 12 [2], 18, 31, 37
см. также Web-сайт библиотеки 12 [2], 24, 49
Виртуальная справка 49
Виртуальные выставки 50
Внедрение инноваций 20, 22
см. также Технология
внедрения 20
Запрос 16, 25
информационный 16, 25, 39
Изменение услуг 16
Инновации 14, 18, 47
виды 14
инструментальные 24
мнимые 27 [2]
модифицирующие 28, 43
организационные 14, 31 [3]
продуктные 14, 33
радикальные 34 [3], 39, 43
реальные 36
сервисные 14
социальные 14, 38
стратегические 39
улучшающие 28 [3]
технологические 14, 43 [3]
Инновационная деятельность 20 [2], 46
этапы 47
Инновационные проекты 22 [3]
Инновационный процесс 21 [3]
Интерактивные презентации 49
Информационная система 11
Информация 12
полнотекстовая 12
Мегапроекты 22
Монопроекты 22
Мультипроекты 22
Обслуживание 43
Объекты инноваций 29
Пользователь 12, 16, 32
Проектная группа 21
Сервисы сети 37 [2]
Структура управления 40 [20]
Структурные изменения 42 [2]
Технические средства 26
Технологические процессы 29
Технологический продукт 33
Технология внедрения
инноваций 20, 33, 45, 47
Услуги 16
сетевые 16
Электронная доставка 25, 49
Электронный каталог 16
Web-сайт 12 [2], 24, 49
см. также Библиотечный сайт 12, 18, 24
Web-сервер 16
Web-страницы 16