- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,52 Кб
Роль мужа и отца в семье
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВИДЕНИЕ»
Филиал F00149ukr99
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «Роль мужа и отца в семье»
ПО КУРСУ: «Социология брака и семейной жизни»
Студента 1 курса:
Барабаша Сергея
Преподаватель:
Денисов Алексей
г. Благовещенск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. РОЛЬ МУЖА В СЕМЬЕ
. РОЛЬ ОТЦА В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
муж отец семья завет
ВВЕДЕНИЕ
Мужчина в силу заложенного в него стремления к лидерству и успеху ищет способы быть лучшим во всех сферах своей жизни. Двумя основными определяющими качествами мужчины являются роли мужа и отца. Поэтому каждому поколению мужчин необходимо иметь перед глазами совершенный пример и авторитетный опыт других мужей, чтобы быть успешным, проходя эти два этапа своей жизни.
Слово Божье устанавливает особый порядок общественных взаимоотношений. Этот порядок касается всех сфер общественной жизни: отношений между рабами и господами, между царём и народом, между преступниками и законопослушными, между нищими и живущими в достатке, между собирателями податей и народом, и так далее. Порядок необходим для того, чтобы отношения были здравыми, праведными, наполненными взаимным уважением, любовью.
В первой главе будет рассмотрена роль мужа в семье. Далее во второй главе будет проведено исследование литературы на предмет того, каким должен быть настоящий отец.
. РОЛЬ МУЖА В СЕМЬЕ
В Новом Завете можно найти восемь основных областей ответственности мужа в семье.
Во-первых, любить свою жену. Это заповедь, которая очень ясно выражена в Послании к Ефесянам 5:25: «Мужья, любите своих жён…» [1]. Данный стих говорит также о том, как необходимо её любить: «…как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» [1]. Здесь говорится не о том, чтобы принимать любовь, а чтобы её отдавать, т.е. имеется в виду любовь, которая жертвует собой. Муж должен брать на себя инициативу в том, чтобы отдавать себя жене. Глядя на жизнь Господа Иисуса Христа, видно, как Он проявлял Свою совершенную любовь изо дня в день. И можно учиться на Его примере.
Во-вторых, быть внимательным и восприимчивым. Муж всегда должен давать жене возможность свободно выговориться и быть чувствительным к тому, что она думает или чувствует, даже когда она не может это выразить словами. Её невыраженные чувства часто являются самыми сокровенными, и о них муж должен больше всего знать. Муж также должен помнить, что у его жены есть её собственная, особенная мудрость, которую часто называют интуицией. Он может прийти к какому-нибудь выводу через трудоёмкий процесс взвешивания всех «за» и «против», и, когда говорит об этом своей жене, бывает удивлён, услышав в ответ: «Я знала это с самого начала».
Необходимость быть внимательным также объясняется в следующем стихе: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7) [1].
В-третьих, принимать решения. После свободного и уважительного обмена мнениями муж и жена подходят к моменту, где следует принять практическое решение. И здесь обязанностью мужа является принятие окончательного решения. «Народам, семьям, женщинам, детям – всем нужны те, кто принимает решения» [3]. Принятие решений – это одна из черт настоящего мужчины. Мужчины несут полную ответственность за свои решения.
В-четвёртых, муж должен начать действовать. Обычно именно муж является ответственным за практические шаги, необходимые для осуществления принятого решения. Муж может нуждаться в том, чтобы передать многочисленные практические ежедневные обязанности жене, но он должен быть внимательным в том, чтобы не возложить на неё непосильную долю обязанностей в семье. Решение семейных проблем должно начинаться с мужчины. Жена же должна иметь возможность рассчитывать на своего мужа в том случае, если она попадает в кризисную ситуацию и не знает, как с ней справиться. От женщины можно получить духовность, но сила всегда приходит от мужчины. «Церковь, семья, нация сильны настолько, насколько сильны там мужчины» [3].
В-пятых, питать и греть. В Послании к Ефесянам 5:28-29 Павел говорит, что мужчина должен любить и заботиться о своей жене особенным, личным образом: «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь» [1]. Эти два слова «питает» и «греет» подразумевают отношение интимной заботы, которая включает в себя также внимание к тому, что может показаться мелочами. «Мужа должно заботить самочувствие его жены, её внешность, прическа, духи, которыми она пользуется. Все, что волнует её, должно волновать и его. Жена всегда должна иметь уверенность, что для своего мужа она самый важный человек на земле» [5].
В-шестых, хвалить. Заключительная часть последней главы книги Притчей описывает и превозносит характер добродетельной и превосходной жены. Она указывает на множество её достижений, а заканчивается словами похвалы: «Встают дети и ублажают её, – муж, и хвалит её: «Много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их»» (Притч.31:28-29) [1].
Мужчина служит своей жене, давая ей уверенность. Каждая женщина должна знать, что она является особенной для своего мужа.
В-седьмых, «муж должен быть духовным руководителем и главой своей жены» [2]. В Ефесянам 5:23-24 сказано: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём» [1]. Именно Бог поставил мужчину главой семьи, сказав Еве: «К мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) [1].
«А также самым высоким долгом мужа-христианина является забота об освящении его жены. Примером ему служит Христос, который пожертвовал Собою за Церковь Свою, чтобы освятить её. Дома, через молитву и Слово, он должен поддерживать её духовность, развивать и укреплять её стремления к возвышенному и небесному, углублять её познания как христианки» [4].
И наконец, «изучая Новый Завет, мужчина найдёт, что Бог предназначил его для роли защитника семьи, который будет заботиться о жене» [2]. Во все времена женщин нужно было защищать от опасностей, тяжелой работы и трудностей.
При этом нужно помнить, что «мужская суть – в духе. Неважно, какое у тебя физическое сложение, самое главное, какой у тебя характер» [3].
Таким образом, через разбор и изучение Библии можно узнать, что идеальным супругом становится тот, кто соблюдает указания, данные в пятой главе Послания к Ефесянам, а также в третьей главе Послания к Колоссянам и 3 главе Первого послания Петра. Но большего успеха добивается мужчина, который, проявляя свою мужскую суть, стремится быть похожим на Христа.
. РОЛЬ ОТЦА В СЕМЬЕ
Вторая важнейшая роль мужчины в семье – это роль отца. Отцовство в семье является отображением отцовства Бога. Эдвин Коул сказал в своей книге: «Отец должен быть для своего дома всем, кем Христос является для церкви, и не надо никаких списков домашних обязанностей» [3]. Есть три основных служения Христа, в которых отец должен представлять Его в своей семье: священник, пророк и царь.
Во-первых, отец является священником в своей семье. Отец в качестве священника представляет свою семью Богу: предлагая благодарение, совершая ходатайство, обеспечивая путь к спасению, практикуя веру за своих детей.
Предлагая благодарение. Наше основное служение в качестве священников в Новом Завете описано в Послании к Евреям 13:15: «Итак, будем через него (Иисуса) непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» [1]. Кульминацией священнического благословения, которое Аарон и его потомки должны были произносить на израильский народ, были следующие слова: «Так пусть призывают Имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Чис.6:27) [1].
Через молитвы-ходатайства отец-священник приносит своих детей Богу.
Обеспечивая путь к спасению. В таинстве пасхи виден пример служения отца в качестве священника. Обряд пасхи зависел от отца семейства. Каждый отец нёс ответственность за то, чтобы обеспечить жертвенным агнцем весь свой дом. Как Господь сказал Моисею: «Скажите всему обществу израильтян: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство» (Исх.12:3) [1]. Чтобы жертва возымела действие, отец семьи должен был предпринять ещё один шаг. Моисей сказал народу: «И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Исх.12:22-23) [1]. Другими словами, на отца было возложено помазанное Богом служение священника, который представлял интересы всей своей семьи. Его обязанностью было позаботиться о том, чтобы Божье спасение совершилось в его доме. Сегодня для нас есть другая жертва, но обязанность отца остается прежней.
Практикуя веру за своих детей. Случай с мальчиком-эпилептиком, описанный в 9-й главе Евангелия от Марка, преподает множество уроков веры. Ученики не могли исцелить его, и поэтому отец мальчика привел его к Иисусу. После того, как Иисус выслушал отца обо всех страданиях мальчика, Он ответил: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк.9:23-24) [1]. Впечатляет не то, что мальчик не мог верить за себя, но то, что Господь возлагает ответственность на отца в том, чтобы он имел веру за своё дитя.
Во-вторых, отец выступает в качестве пророка. Пророк представляет Бога своей семье. Нести пророческое служение можно не просто через своё слово, но и через своё поведение. Есть четыре пути, как можно это делать.
Первый путь – представлять Бога своим примером. Ребёнку легко представить Бога таким, если таким является его папа. Прежде всего, это достигается с помощью любви. Каждый ребенок рождается в этот мир с врожденной потребностью и желанием любви. Любовь матери прекрасна и незаменима, но её одной недостаточно. Любовь отца иного качества. Даже младенцу эта любовь вкладывает чувство силы, защищенности; чувство, что ты важен и ценен.
Божья Отцовская любовь не бывает слабой или сентиментальной. Его любовь выражается в твёрдой дисциплине: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6) [1]. По всей книге Притчей Соломона также красной нитью проходит мысль о важности и необходимости отцовского наказания. Поскольку отец является главой семьи, всякое наказание должно, видимо, исходить от него. «Любовь так же, как наказание, требует физического выражения. Невыраженная любовь не может восполнить потребность ребенка в любви. Иногда проблема состоит в том, что отец, хотя и любит своих детей, но не знает, как её выразить» [5].
Апостол Павел мог сказать: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1) [1]. «Во всех нравственных аспектах родители должны вести себя так, чтобы могли предложить своим детям подражать им» [4].
Второй путь – представлять Бога через учение. Павел говорит: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4) [1].
Часто этим занимается мать ребёнка, что не является Божьим порядком.
Священник обязан знать закон Господа и растолковывать его народу Божьему. Это также относится к отцу, выступающему в качестве священника. Его дети и вся семья должны искать слова Господа из его уст.
В книге Малахии 2:7 пророк указывает на основную обязанность отца, которую он несет по отношению к своей семье в качестве священника: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он – вестник Господа Саваофа» [1].
Третий путь – осуществление взаимного обмена общением. Для наставления своей семьи в Боге, необходимо прямое общение и обмен информацией. Самое эффективное общение между отцом и ребенком обычно проходит вне религиозной обстановки. Важно не просто что-то говорить ему, но дать ему возможность высказаться.
Четвёртый путь – спасая свою семью в последние дни. «Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего…» (Евр.11:7). Ной услышал от Бога о надвигающейся беде, сделал необходимые приготовления и спас свою семью. «Время, в которое мы живём, призывает отцов с пророческим духом, как у Ноя, отцов, которые будут чувствительны к предчувствиям опасности, с которой сталкиваются их семьи, которые будут предпринимать действия по защите своих близких» [5].
В-третьих, отец предстаёт в качестве царя. В качестве царя отец управляет своей семьей от лица Бога. Порядок, установленный Богом для семьи, выражается в стихах: «Всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3); «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20) [1].
Муж живет, подчиняясь авторитету Христа и ответственен перед Ним за руководство своей семьей и за заботу о ней. Жена подчиняется во всем авторитету мужа и ответственна перед ним за ведение хозяйства и заботу о детях. Дети в семье подчиняются авторитету обоих родителей. Однако, по сути, над ними один авторитет, а именно – отца.
Греческое слово, переведенное как «управлять», в буквальном смысле означает «выступать вперед» или «стоять во главе». Ему родственны такие понятия, как «управлять», «защищать» и «контролировать». В сущности, это слово обозначает, что отец стоит во главе своего дома. Он добровольно встаёт между своей семьёй и всяким давлением и опасностями жизни, и защищает её. Он также идёт впереди своей семьи и показывает пример благочестивой жизни.
Таким образом, очевидно, что роли отца в семье никто заменить не может; эта роль велика и значима для детей. Если в доме есть четкое различие в мужском и женском образе, мальчики вырастут мужественными, а девочки – женственными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая выводы по проведённому исследованию, надо сказать следующее.
Во-первых, мужские роли в семье, определённые выше, это не просто обычаи или традиции, но Богом установленный порядок.
В-третьих, максимального успеха в семейной жизни добивается муж, который стремится быть похожим на Христа.
И наконец, нужно знать, что три основных служения Христа, в которых отец должен представлять Его в своей семье: священник, пророк и царь.
Стоит также заметить, что в данной работе был сделан лишь первый шаг к освещению вопроса роли мужчины в семье. Необходимо более подробно рассмотреть рекомендации по осуществлению той или иной функции мужчины в семье со стороны христиан-консультантов по вопросам семьи и брака, а также следует более подробно изучить библейские примеры мужей и отцов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и словарём. – М.: Русское библейское общество, 2000.
. Уит Э. Любовь в браке / Э. Уит, Г.О. Перкинс. – Ровно, 2006.
. Коул Э.Л. Мужчины. Достигая максимума. – СПб.: Христианская миссия, 2007. – 192 с.
. Кристенсон Л. Христианская семья. – Б. м.: Б. и., 1991. – 220 с.
. Принс Д. Мужья и отцы: открывая цель Создателя для мужчин. – СПб.: Новое и старое, 2000. – 158 с.