- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,13 Кб
Романтизм как направление культуры
Балтийская академия туризма и предпринимательства
Факультет менеджмента и предпринимательства
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Контрольная работа
по учебной дисциплине «Культурология»
На тему:
Романтизм как направление культуры
Санкт-Петербург – 2016
Содержание
Содержание
Введение
.Романтизм как направление культуры
.1 Романтизм в европейской литературе
.2 Романтизм в русской литературе
.3 Романтизм в американской литературе
Заключение
Список литературы
Введение
Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы).
Русский литературный критик Белинский В.Г., исследуя следы романтизма по миру, вполне естественно находит их во всех странах, во все периоды развития мировой литературы, так как "человек по натуре своей всегда был, есть и будет один и тот же".
Романтизм есть и на Востоке, "мифы которого – самое верное свидетельство романтической жизни народов и выражают одно неутолимое вожделение – одно чувство: сладострастие, – одну идею: вечную производительность природы". В греческом романтизме "любовь является уже в высшем моменте своего развития: там она – чувственное стремление, просветленное и одухотворенное идеей красоты; это изящное, проникнутое грацией наслаждения". В этом античном романтизме был сильный мистический элемент, выражавшийся в "борьбе титанических естественных и сердечных стремлений против олимпийских богов". В средние века романтизм составлял беспримерную самобытную силу, которая, не будучи ничем, ограничиваема, дошла до последних крайностей противоречия и бессмыслицы, так как этим странным миром средних веков управлял не разум, а сердце и фантазия".
Романтизм нашего времени есть сын средних веков, но он же очень сродни и романтизму греческому, он есть органическая полнота и все целостность романтизма всех веков и всех фазисов развития человеческого рода. Вначале XIX в. слово «Романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного Классицизму. Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е гг. XIX в.
1.Романтизм как направление культуры
Романтизм (франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца ХVIII – 1-й половины XIX вв. Французский «romantisme» ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века Романсы испанские, а затем и Рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное».
Романтическому искусству свойственны:
·отвращение к буржуазной действительности
·решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма
·недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.
Романтизм – в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова – явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принёсшем новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности.
«…Установленные „победой разума общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 193).
Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого просветительства и нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту.
Сущность романтического настроения выясняется Белинским в его статьях о Пушкине:
"В теснейшем и существеннейшем своем значении, – говорит Белинский, – романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма: чувство, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек – романтик. Исключение остается только или за эгоистами, которые кроме себя никого любить не могут, или за людьми, в которых священное зерно симпатии и антипатии задавлено и заглушено или нравственной неразвитостью, или материальными нуждами бедной и грубой жизни. Вот самое первое, естественное понятие о романтизм".
Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали, как самое «естественное» и «разумное», лучшие умы Европы, постепенно разрослось до «космического пессимизма» (особенно у поздних западноевропейских романтиков). Принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадёжности, отчаяния, «мировой скорби».
Определение романтизма дает и Аполлон Григорьев.
"Романтическое в искусстве и жизни, – говорит он, – на первый раз представляется отношением души к жизни несвободным, подчиненным, несознательным, а с другой стороны, оно же – это подчиненное чему-то отношение – есть и то тревожное, то вечно недовольное настоящим, что живет в груди человека и рвется на простор из груди и чему не довольно целого мира, – тот огонь, о котором говорит Мцыри, что он от "юных дней, таяся, жил в груди моей… и он прожег свою тюрьму…".
Романтизм – прямой наследник классической рефлексивной культуры с ее нарциссической тягой к самовыражению как самолюбованию. Тема выражения звучит и в эстетизме романтиков. Глобальная эстетизация бытия, стремление видеть в искусстве «метафизическую первооснову мира», а в природе – «бессознательное художественное произведение духа».
Романтики абсолютизируют художественное творчество, как единственный путь полной реализации свободы, понятой, как выражение многомерности и бездонности человеческого Я. Центральное место в эстетике романтизма занимает учение о гении как творце художественного произведения. В нем явственно просматриваются новоевропейские корни романтизма. Художественное произведение – не откровение бытия и не «окно» в трансцендентное, а продукт бессознательной деятельности гения.
Главная идея практически каждого произведения – постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно – изменения в окружающем его мире.
Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд – главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин – из «Героя нашего времени» Лермонтова.
Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения – разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.
Романтики глубоко интересовались неповторимым в нации (своеобразными, первоосновными чертами национального характера, особенностями национального духа и культуры), а также своеобразием и самоценностью различных исторических эпох.
Требование историзма и народности искусства, верного воссоздания колорита места и времени – одно из важнейших непреходящих завоеваний романтической теории искусства. Историзм мышления романтиков особенно наглядно и целостно реализовал себя в созданном ими жанре исторического романа (Ф. Купер, Виньи, В. Гюго и перераставший рамки романтизма В. Скотт), в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).
Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определённый философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого – универсума.
Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, реформировали сцену.
Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма – лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, а также за счёт открытий в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы.
Высшие художественные достижения романтизма – гротескно-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы и др. – были унаследованы Реализмом 19 в.
1.1 Романтизм в европейской литературе
Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по-своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.
Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.
Данное художественное явление имеет несколько этапов:
.1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
2.1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
.1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.
Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.
В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.
В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.
Наиболее знаменитыми произведениями европейской литературы в стиле романтизма являются:
.трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;
2.романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;
.роман «Адольф» Бенжамена Констана;
.роман «Исповедь сына века» Мюссе;
.роман «Сен-Мар» Виньи;
.манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель»
.роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;
.драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;
.романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;
.манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;
.поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;
.«Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;
.роман «Айвенго» Вальтера Скотта;
.сборники новелл, сказки и романы Гофмана.
1.2Романтизм в русской литературе
Русский романтизм XIX века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. Социально-исторические предпосылки зарождения романтизма в России – обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъём 1812, формирование дворянской революционности.
Романтические идеи, настроения, художественные формы явственно обозначились в русской литературе на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантическими традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтической «лёгкой поэзии» (К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, юный Пушкин, Н.М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы – К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл «южных поэм»).
После 1823 в связи с поражением декабристов романтического начала усиливаются, обретают самостоятельное выражение (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е.А. Баратынского и поэтов – «любомудров» – Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырёва, А.С. Хомякова).
Получает развитие романтическая проза (А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М.Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление русского Р. и одновременно завершение романтической традиции в русской литературе – философская лирика Ф. И. Тютчева.
В литературе того времени выделяется два направления:
Психологическое – которое было основано на описании и анализе чувств и переживаний.
Гражданское – основано на пропаганде борьбы с современным обществом.
Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.
Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века – это:
.повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;
2.сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;
.«Ночь перед Рождеством» Гоголя;
.«Герой нашего времени» Лермонтова.
романтический европейский русский американский
1.3 Романтизм в американской литературе
В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий – 1840-1860 годами XIX века.
На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).
Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами:
аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства
восточным, идеализировавшим плантаторство.
Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.
Примеры романтизма в американской литературе:
.цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;
2.роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;
.романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;
.сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.
Романтизм был детищем эпохи революционных преобразований в духовной жизни и культуре большинства европейских стран. Обновляющее, глубоко новаторское романтическое искусство, нацеленное на всеобъемлющий охват действительной жизни, возвращало утраченную гармонию человека с природой. Гениальность художника, призванного достичь согласия самоценного индивидуума с божественным универсумом, провозглашалась «актом свободы». Осознание непримиримости конфликта духа и материи побуждало «раскованный» человеческий ум решительно отвергать навязываемые извне всякого рода императивы и противопоставлять всему существующему свою действительную свободу. Проявляя себя в окружающем мире, личность действовала и размышляла, страдала и боролась, выбирала новые пути в жизни, в любви и ненависти, и даже в смерти. В самопознании тождества объекта и субъекта видели гарантию исторического и нравственного прогресса всего человечества. Романтикам казалось, что они рождены осуществить особую высокую миссию – изменить течение человеческой истории.
«Фрагментарное» романтическое мировоззрение не обладало стройностью и цельностью, но включало в себя и художественные и эстетические представления, и философские и социальные взгляды, и разрозненные суждения о смысле бытия и характере жизни. Весьма обширный и разносторонний круг проблем, в совокупности представляющий литературную теорию романтизма, устремлен исключительно в сферу умозрительного решения насущных вопросов бытия, что особенно характерно для романтизма немецкого. Литературная теория, коренящаяся в учениях идеализма от Канта до Фихте и Шеллинга, стремилась вырасти до уровня философской системы, объяснить и преобразовать мир специфическими средствами искусства.
Литература на исходе Просвещения сделалась важнейшим из искусств. Сформировался новый читатель, выросла заинтересованность читательской аудитории в литературе, которая в той или иной степени отвечала бы ее запросам. Обновилась сложившаяся система традиционных жанров, что вызвало появление новых литературных форм, имевших невероятный читательский успех. Реформировались жанровые структуры, пересматривались художественные принципы и приемы; индивидуальной стилевой манере придавалось особое значение; определенные сюжеты и мотивы становились знаковыми в поэтике. Романтическое требование своеобразия (народности) литературы скорректировало формирование мировой литературы. В общем хоре «голосов народов» немецкие гении должны заявить о себе. Эту гердеровскую концепцию «культурного национализма» романтики взяли за основу собственной программы обновления отечественного искусства.
Германию принято считать классической страной романтизма, только здесь принципы нового романтического искусства, соединившись с традициями национальной культуры, оформились в последовательную эстетическую программу. История романтической школы в Германии есть история литературной революции, означавшей переворот в культурной жизни. Манифесты ранних романтиков, основательные философские работы, поэтические сборники и публицистические выступления поздних романтиков способствовали утверждению в литературе «непосредственного чувства жизни». Классические авторитеты романтикам ниспровергнуть не удалось – слишком велико было обаяние просветительского наследия, нация преклонялась перед двумя великими классиками – Гете и Шиллером. Романтический порыв к свободе, романтическое неприятие злополучного «немецкого убожества» не могли не вызвать в современниках сочувствия и симпатий. Романтики привнесли в жизнь то, чего так не хватало обществу – поэтику тайны и настроения.
Романтическая школа – ярчайшее явление культуры Германии. Истинное значение немецкого романтизма – оригинального интеллектуального продукта немецкого идеализма и духовной культуры Германии – всеобъемлюще, не ограничивается историей «немецкого ума» и национальной литературы. В специфических художественных формах романтизма нашли свое адекватное отражение актуальные проблемы действительности. Идейное и художественное наследие романтической школы имеет особый эпохальный смысл для культуры и истории этой великой страны. Исключительна роль романтизма в формировании новых ценностных ориентиров общественного сознания немецкого народа в условиях становления единого национального государства и укрепления суверенитета немецкой нации как равноправного члена европейского сообщества. Велико глубокое и всестороннее воздействие его на культурную и общественно-политическую жизнь народов Европы на протяжении всего XIX столетия; неоромантические отклики присущи культуре XX века. Значение концептуальных эстетических, философских и религиозно-этических идей теоретиков немецкого романтизма трудно переоценить: «эстетика жизни» окончательно победила традицию «эстетики вещей».
Манифесты немецких романтиков отличает поразительный синкретизм, амальгама (характерное для романтического языка слово) совершенно разнородных, казалось бы, понятий из различных областей человеческого знания. Броский стиль, остроумие и ироничность манеры изложения сложнейшего материала делают каждый эстетический фрагмент – оригинальную жанровую находку романтиков – подлинным литературно-публицистическим шедевром. Этот комплекс полемически заостренных концептуальных тезисов и эстетических представлений и есть романтический синтез искусств. Философско-эстетические труды, публицистические сочинения и поэтические творения романтиков раскрыли эпохальные перспективы «самоопределения» немецкого национального духа.
Формально-художественные предпосылки романтизма сложились в стилевых течениях рококо и сентиментализма, однако, решающий сдвиг в сознании произошёл под влиянием французской революции. Особенный интерес вызвала попытка решения проблемы свободы и глубокое разочарование – неудачный финал этой попытки.
Как сказал русский философ Бердяев Н.А.: Идея свободного человека пронизывает, объединяет культуру романтизма. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени
Заключение
Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.
Но время шло, и они начали замечать, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.
В философии и искусстве начала века, у романистов начали закрадываться сомнения возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее, вызвали появление новой мировоззренческой системы – романтизма.
И, несмотря на заблуждения, которые так явственно казались реальностью, хочется сказать и о заслугах этого направления. Романтизм ускорил продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он отобразил всю внутреннюю сущность человеческих реалий. Показал и открыл человеческую красоту. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.
Именно это направление открыло для современного общества, те имена, которые звучат до сих пор. Произведения, актуальность которых, не исчезла по истечении времени.
Список литературы:
1.Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
2.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
.История Философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный Дом. А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко. 2002.
.Романтизм в художественной литературе. Гуляев Н.А. – Казань. 1972
.Реферат «Культура романтизма»