- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,81 Кб
Российские духовные миссии в Китае. Влияния на развитие востоковедения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Введение в востоковедение"
Направление "Востоковедение и африканистика" 032100.62
на тему
"Российские духовные миссии в Китае. Влияния на развитие востоковедения"
г. Владивосток
Оглавление
Введение
. Русская православная духовная миссия в Пекине
1.1История основания духовных миссий в Пекине
1.2Вклад Пекинских духовных миссий в развитие востоковедения
Заключение
Список литературы
Введение
История русско-китайских отношений насчитывает множество веков. На протяжении длительного времени основным связующим звеном между Россией и Китаем была Пекинская духовная миссия.
Долгое время Миссия оставалась единственным центром отечественного китаеведения. К середине XIX века фундаментальные труду ученых, прошедших школу Миссии вывели российское китаеведение на уровень мировой науки.
Мы не можем анализировать современные отношения России и Китая без оглядки на их историю и предыдущий опыт. Именно поэтому данная тема до сих пор не теряет своей актуальности, ведь ПДМ оставила после себя богатейшее наследие, плодами которого ученые- китаеведы пользуются и сейчас.
Целью данной работы является определение той роли, которую сыграла ПДМ в становлении ориентальной науки. Таким образом, из цели вытекает определенная задача: оценить вклад ПДМ в развитие отечественной синологии и синологии в целом.
В данном реферате рассматривается деятельность Пекинской Духовной Миссии, ее влияние на становление востоковедной науки в целом, ее история и вклад в развитие дипломатических отношений.
Анализируются причины, по которым ПДМ смогла добиться блестящих результатов в освоении и изучении Китая, а так же добилась признания с Китайской стороны, благодаря чему смогла стать полноценным представительством России в Китае.
Реферат написан на основе статей А. Ипатовой "Православие на дальнем востоке", "Очерков истории русского китаеведения" П.Е. Скачкова , материалов Открытой Православной энциклопедии "Древо", а так же статей свободной энциклопедии "Википедия".
пекинский духовный миссия православный
1. Русская православная духовная миссия в Китае
.1 История основания духовных миссий в Пекине
В отличие от западной ветви христианства, проникшей в Китай еще в VII веке и практически сразу же развернувшей активную деятельность, православие пришло на китайскую землю значительно позже, лишь в конце XVII века и имело весьма ограниченную сферу деятельности – духовное окормление небольшой русской общины, оказавшейся в Пекине в результате военных действий в Приамурье.
В 1685 г. после очередной осады расположенного на берегу Амура Албазинского острога многотысячным цинским войском защитники крепости, не получив подкрепления из Нерчинска, были вынуждены принять условия осаждавших- покинуть Албазин. Часть из них цинские военачальники увели в Пекин как доказательство своей победы.
Албазинцев компактно поселили во Внутреннем городе. Они были причислены маньчжурским императором Сюанье <#”justify”>.2 Вклад русских духовных миссий в развитие русского востоковедения
По мере того, как албазинские пленники уходили из жизни, их потомки от браков с китайскими, маньчжурскими и монгольскими женами , вырастая в инокультурной среде, которая от поколения к поколению становилась для них все более родной, постепенно утрачивали связь с православными корнями. Стремясь вернуть в православие эту паству, члены ПДМ обратили внимание на необходимость перевода на китайский язык как богословских, так и богослужебных текстов, чтобы сделать для нее православие понятным по своей сути.
Так начался титанический труд по переводу русской духовной литературы с русского и церковно-славянского языков на китайский.
Сознавая уникальную устойчивость традиций в китайском обществе, особую роль конфуцианства, даосизма и буддизма, давно заполнивших все сферы жизни китайского общества, члены Миссии параллельно с изучением официальных языков Китая занимались изучением тибетского и санскрита.
Приобретенные знания они использовали для перевода на русский язык и изучения важнейших древнекитайских и средневековых трактатов, в первую очередь конфуцианских, необходимых для понимания менталитета народа страны, где им предстояло жить и выступать проповедниками православия. Члены Миссии также уделяли время современной им жизни народов Китая, истории правящей династии Цин, особенностям ее правления.
Русские миссионеры в отличие от католических <http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/960767> не занимались распространением православия среди китайцев и маньчжур, тем более не участвовали в придворных интригах. Миссия ограничивалась лишь поддержанием веры среди албазинцев, выполняла дипломатические поручения российского правительства, давала пристанище и оказывала помощь русским торговым караванам, её ученики изучали китайский <http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/9625> и маньчжурский <http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/275321> языки. В силу перечисленных особенностей китайские власти относились к ней лояльно. Православная миссия избежала гонений, предпринятых Цинами против христиан.
Члены Пекинской Миссии преподавали русский язык в созданной в Пекине в начале XVIII в. Школе русского языка при императорской канцелярии. По рекомендации и при непосредственном участии ПДМ происходил обмен книгами и произведениями искусства на уровне царствующих особ и правительств. Активное участие в научной деятельности и культурном обмене, в изучении китайской культуры- духовной и материальной- достижений китайской науки, принимали и находившиеся в составе Миссии и светские ее члены- ученики, позднее студенты, художники, врачи, прикомандированные к Миссии ученые, а так же приставы, назначавшиеся для препровождения в Китай очередной миссии.
Многие члены ПДМ были удостоены правительственных наград, высоких ученых званий, многие из них стали всемирно известными учеными.
Основной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучался с целью, во-первых, ведения проповедей, во-вторых, изучения и исследования культуры Китая. За время существования
Занятия между студентами распределялись согласно с их предварительными знаниями, желанием и способностями; они изучали медицину, математику, литературу и философию, систему Конфуция <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B9>, историю, географию, статистику и юриспруденцию китайского государства. Пекинская миссия дала России первых видных учёных-китаистов: Рассохин И.К. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD_%D0%98._%D0%9A.&action=edit&redlink=1> (1707-1761), Леонтьев А.Л. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> (1716-1786), Бичурин И.Я. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%84_(%D0%91%D0%B8%D1%87%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD)> (1785-1853), Ковалевский О. М. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> (1800-1878), Войцеховский И.П. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D1%86%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> (1793-1850), Захаров И.И. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87> (1814-1885), Кафаров П.И. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_(%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2)> (1817-1878), Васильев В.П. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> (1818-1900). Научное наследие этих подвижников и ныне представляет собой настоящую сокровищницу российского китаеведения.
С середины XVIII в. Пекинская Миссия занималась изучением Китая по программам, разработанным Российской Академией наук. Долгое время она оставалась единственным центром отечественного китаеведения. К середине XIX века фундаментальные труды ученых, прошедших школу Пекинской Миссии , вывели российское китаеведение на уровень мировой науки.
Заключение
Пекинская Духовная Миссия с самого дня своего основания играла, безусловно, огромную роль в становлении русского востоковедения.
По оценкам Су Фэнлиня, директора Института истории России АОН провинции Хэйлунцзян доктора исторических наук , большинство самых первых китаеведов России и основоположников российского китаеведения были либо учениками, либо священнослужителями Пекинской Миссии. "Именно благодаря стараниям этих людей,- делает вывод китайский ученый,- российское китаеведение избежало влияния западной синологии и, основываясь на собственном независимом разумении, смогло сформировать свой самобытный облик и продолжает оставаться в истории развития мирового китаеведения одной из самых значительных его страниц".
И.Б. Кейдун, автор статьи "Изучение членами Российской Духовной Миссии в Пекине классического конфуцианского трактата "Ли цзи"" считает, что что до конца XIX века членами Российской Духовной Миссии в Пекине были заложены основы для дальнейшего изучения Китая и классических конфуцианских текстов и что качество выполненных трудов было довольно высоким и находилось на уровне мировой китаеведной науки. 2
Мы с полной уверенностью можем говорить, что именно Пекинская Духовная Миссия вывела русское китаеведение на недосягаемую высоту, подготовила прочную базу для последующего развития этой науки, подарила Отечеству целую плеяду выдающихся специалистов-синологов, чьи имена на веки останутся в истории изучения Китая. Миссия подарила огромное количество ценных артефактов, манускриптов и переводов, благодаря деятельности ее членов существенно пополнились фонды Азиатского музея.
Список литературы
. Ипатова, А.И. Православие на Дальнем Востоке // Проблемы Дальнего Востока-2006. -№ 2.- С. 147- 156
. Русская Духовная Миссия в Китае [Электронный ресурс]. –
URL: Русская_духовная_миссия_в_Пекине
. Скачков, П.Е. Очерки истории русского китаеведения/ П. Е. Скачков.- М.: ИВ АН СССР: Наука, 1997. – 508с.
. Пекинская Духовная Миссия [Электронный ресурс]. –