- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,67 Кб
Русская икона (по работе П. Флоренского ‘Иконостас’)
Московский государственный университет им. Ломоносова
Исторический факультет
Реферат
на тему:
Русская икона по работе П. Флоренского «Иконостас»
Москва
Введение
Икона – основной и, как нам кажется, наиболее интересный и необычный в силу своей природы вид древнерусского искусства. Интерес к русской иконописи начал проявляться лишь в XIX веке. Начало ее объективной оценки, свободной от предрассудков, навеянных европейскими канонами, связано, прежде всего, с именем Федора Ивановича Буслаева. Он первым по достоинству оценил древнерусское искусство, не принижая его. Не меньших поклонников иконопись обрела в лице писателя Н.С. Лескова и художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и М.А. Врубеля. В 1864 году Г.Д. Филимоновым, ученым, изучавшим иконопись, совместно с Ф.И. Буслаевым, В.Ф. Одоевским и А.Е. Викторовым было организовано Общество любителей древнерусского искусства, которое занималось поиском и сохранением памятников древнерусского христианского искусства. Главной вехой в «историографии» иконописи, как нам кажется, является 1913 год, в который произошло знаменательное событие: в Москве открылась выставка, на которой широкие массы населения могли увидеть расчищенные от позднейших наслоений иконы XV-XIV веков.
Теперь немного из истории иконописи на Руси. Русская икона берет начало в X веке. Тогда после принятия на Руси христианства начался активный процесс развития культуры и искусства. Из Византии проникали образцы православного христианского искусства, на Русь приезжали византийские мастера-иконописцы. Изначально русские мастера просто заимствовали каноны, выработанные греками, но постепенно стали проявляться особенности русского искусства, которые затем формировались в национальные школы. Так, в течение XII столетия происходил процесс утверждения различных местных особенностей в национальную школу. Наиболее активно этот процесс протекал на русском севере: в Новгороде и Пскове. В XIII веке, особенно со времени Андрея Рублева, уже можно говорить о сформировавшейся московской школе иконописи. Таким образом, к XIII веку образовались три национальные школы: московская, новгородская и псковская. Но в данной работе мы почти не касаемся самой истории иконы.
В данной работе делается попытка более глубоко понять феномен русской иконы, проникнуть в сущность этого удивительного явления. Для этого была выбрана книга «Иконостас» П. Флоренского, одного из наиболее интересных отечественных философов. Эта книга интересна тем, что в ней как раз дается не история иконы, не описывается во всех тонкостях процесс ее изготовления и все присущие этому подробности, а дается более глубокое, онтологическое понимание этого явления. В этой работе П. Флоренский, имеющий духовное образование, духовный сан, а самое главное – особую чуткость к духовной сфере мира, подводит читателя к пониманию тонкой природы иконы. Помимо того, что его книга полностью посвящена описанию духовных аспектов иконы, в ней также описывается духовная сущность художественного творчества вообще. Хотя автор и уделяет большое внимание материальным аспектам иконописи (поверхности, на которой пишется икона, процессу ее изготовления, процессу ее «утверждения» и пр.), все это он делает исключительно для того, чтобы более наглядно раскрыть изначальное назначение иконописи, открыть для читателя духовное понимание древнерусского искусства. Его работа произвела большое впечатление на читателей в XX веке и производит впечатление до сих пор, давая тонкое и сокровенное понимание мира.
Определение творчества
Прежде всего, хотелось бы заметить, что икона не просто изображение. Хотя и исполненная на материи материальными красками, она содержит в себе нечто большее, чем просто рисунок. Для того, чтобы понять что такое икона, нужно в принципе разобраться в понятиях «творчество» и «искусство». Каждый образ в материальном мире содержит в себе элемент изначального духовного первообраза. По Флоренскому, первообразом всего видимого грубыми чувствами является невидимый тонкий духовный мир. Особенно важно это положение при рассуждении об искусстве. П. Флоренский описывает весь процесс творчества как процесс «восхождения от образа к первообразу». «Всякое изображение раскрывает свое духовное содержание не иначе, как в нашем духовном восхождении "от образа к первообразу"», – пишет мыслитель. А подлинное искусство – это попытка приблизиться к первообразу, приблизиться к истине, изобразить ее. Таким образом, чем ближе изображаемое к истине, тем оно яснее отражает объективно прекрасное. «Истинный художник хочет не своего во что бы то ни стало, а прекрасного, объективно-прекрасного, т. е. художественно воплощенной истины вещей…», – пишет философ.
Здесь важно упомянуть понятие канона. Хотя многие художники пытались отойти от традиции, от канонов, вырабатывая свой неповторимый стиль, такое искусство, как нам кажется, недолговечно, так как не основано на утвержденных временем канонах. Канон – это проверенные временем идеалы, можно сказать, утвержденные в искусстве вечные вкусы души, поэтому существенно отходя от них, художник, скорее всего, рискует быть непонятым и неоцененным. Многие художники все же считали канон чем-то отягощающим, и, следовательно, икону – примитивным искусством, где отсутствует свобода. Наоборот, считает П. Флоренский, канон дает свободу художнику. Он поднимает его на высоту, достигнутую человечеством, и о него, о канон, разбиваются несовершенства. Художник, решивший создать произведение, не придерживаясь никаких канонов, сравнивается с пешеходом, который думает, что не нуждается в почве под ногами и дойдет до пункта назначения быстрее, если будет идти по воздуху.
Многие удивляются, почему на иконе предметы и люди изображены в таком «нереалистичном» виде. На это есть ответ, что поскольку все-таки иконопись – это церковное искусство, в ней должны отражаться качества духовного мира, одновременно величественность и скромность, отраженные в каноне. Сама икона должна быть проводником в духовный мир, а не служить усладе глаз.
Икона – окно в духовный мир. Она не изображение на доске, не доска, краски и олифа, а настоящее окно, через которое можно взглянуть на духовную реальность изображаемого, или даже дверь, через которую изображенное нисходит к зрителю. Так, есть случаи, когда к молящимся нисходил сам святой, изображенный на иконе.
Икона является водоразделом между материальным и духовным миром, а потому все, что связано с ней особенно. Важна поверхность, важны краски и цвета, важен исполнитель иконы, и даже тот, кто заверяет икону по окончании, – все это влияет на то, как икона будет проводить духовный свет. Остановимся подробнее на особенностях создания иконы и на духовных проявлениях в этом процессе.
Создание иконы
С точки зрения стороннего неопытного наблюдателя, в этом процессе нет ничего сверхъестественного, но, как мы уже сказали, весь он пронизан некоторой тайной и духовным смыслом. В основе ее лежит духовный опыт.
Прежде всего, нужно сказать об иконописцах. Иконописцем мог стать только искренний православный человек. Он занимал промежуточное положение между мирянином и священником, должен был соблюдать особый режим в период написания иконы, пребывать «в посте и молитве». От того, кто писал икону, очень сильно зависело, насколько она будет пропускать Божественный свет. Так, если иконописец сам пережил духовный опыт, связанный с изображаемым, то он гораздо точнее сможет передать, основываясь на своих переживаниях, ту реальность, которую изображает. Но на самом деле, П. Флоренский отмечает, что не иконописец пишет икону, а святой. «В собственном и точном смысле слова иконными художниками могли быть только святые и, может быть, бóльшая часть святых художествовала в этом смысле направляя своим духовным опытом руки иконописцев».
Далее что касается самой иконы. Икона пишется на доске – и это тоже важная особенность, имеющая духовные корни. Дело в том, что икона должна как можно точнее, как можно «тверже» описывать иную, духовную реальность. Поэтому холст с его вольными мягкими мазками в иконописи неуместен. П. Флоренский объясняет, что не должна кисть «проваливаться» в мягкую ткань. Оказывается, что стремление к монументальности нашло свое отражение в том, что доска, на которой пишется икона, становится имитацией стены. Это достигается посредством процесса левкаски, когда доску перед началом работы слой за слоем покрывают различными материалами, подобно стене. В конце концов, нагрунтованная доска представляет собой настоящий кусочек стены, на котором можно писать, не стесняясь особенностями архитектуры. Причем сначала рисунок на этой «стене» графируется, вырезается.
Во-вторых, краски в иконописи достаточно мягкие и неяркие, что связано с природой духа, тонкого и мягкого. Черты тоже необычайно мягки, однако нельзя сказать, чтобы они были невыразительны – наоборот, черты лица, особенно глаза, например на иконах Андрея Рублева, удивительно яркие и выразительные. Например, когда наблюдаешь икону «Спас» Андрея Рублева, складывается впечатление, что икона живая, а сам Иисус Христос смотрит на тебя.
В-третьих, сама последовательность нанесения рисунка этими красками совершенно иная, чем в живописи. Действительность как бы постепенно равномерно высвечивается, краски равномерно кладутся по доске, тогда как в живописи сначала пишется какой-то объект или группа объектов, а затем к ним добавляется фон, или наоборот. Но смысл в том, что в живописи есть тенденция выделить что-то из общей картины, в то время как в иконописи все изображение есть действительность, ничто нельзя от нее отнять и ничего нельзя прибавить к ней. Отличительной особенностью иконописи также является светотень в изображении. В живописи свет – нечто отдельное, с чем художник работает, так что изображаемый объект ставится как бы в зависимость от света, не существует сам по себе без него. В иконописи же сам объект есть свет. Объект самодостаточен и должен так быть изображен, чтобы из него проистекал к зрителю свет. Очень интересен подход иконописца к обратной стороне света тени. Тень олицетворяет небытие, поэтому ей не уделяется отдельного внимания, как в живописи. Она, если и есть, то появляется в результате, так сказать, постепенного проявления бытия, проявления света, который заполняет не все пространство полотна.
Кроме того, изображение на иконе состоит не только из красок. По завершении росписи иконы накладывается золотая ассистка. Любой художник возразил бы, зачем золото на изображении. И действительно в живописи этот прием по правде был бы излишним, но в иконописи он имеет свою сакральную функцию. Поскольку икона предназначена отражать духовную сферу бытия, наполненную светом, то золото как раз подходит для этой функции. В отличие от красок, статично лежащих на поверхности доски, золото дает живой блеск изображению. Причем надо сказать, что, конечно, не все контуры обводились золотой ассисткой, а только те, выразительность которых необходимо было подчеркнуть. Золото с поверхности доски касается своим ярким светом зрителя, притягивает к себе. Это золото не имеет ничего общего с роскошью, у этого золота другая функция. Его мягкий блеск призван подчеркнуть значительность изображаемого.
После окончания работы над рисунком икона покрывается олифой и затем следует последний этап. Икону заверяет священник, занимающий специальный пост.
Таким образом, в иконописи, как мы увидели, существует множество особенностей, часто незнакомых простому зрителю и даже многим православным. Тайну иконостаса и особенностей этого искусства приоткрыл П. Флоренский, дав читателю новое понимание этого жанра.
икона флоренский духовный творчество
Вывод
Итак, что же такое икона? Если воспринимать икону только грубыми чувствами, то да, в ней не найти разнообразия изображаемых объектов и широкой цветовой гаммы. Также не найти разнообразия форм: все должно изображаться в соответствии с каноном. Однако это не значит, что это искусство неяркое и неинтересное. Это особое искусство.
Сам процесс создания иконы сакрален, таинственен, наполнен Божественным присутствием. Поэтому и иконостас с его изображением иной реальности является окном в тот мир.
П. Флоренский говорит о том, что икона является тончайшей гранью между видимым образом и невидимым Первообразом. Через такое «окно» можно соприкоснуться с Божественным и почувствовать некоторое духовное переживание. Также П. Флоренский замечает, что «именно иконы – это возвещение истины всякому, даже безграмотному».
Пожалуй, икона – наиболее близкое к Божественному искусство. Она не стремится к яркости, пышности, пересыщенности, часто свойственным живописи. Она создается человеком, общающимся с Богом, и фактически создается для Бога. В иконе заключена иная красота – не материальная, но духовная, Божественная красота.
П. Флоренскому как глубокому мыслителю-христианину удается познакомить читателя с духовной стороной искусства. Именно этому аспекту искусства посвящена книга «Иконостас», и именно икона является полностью выражающим эту духовную сторону видом искусства. Она не просто рисунок, но воплощение духовного и Божественного на Земле.
Литература
1.Флоренский П. Иконостас. – СПб.: Русская книга, 1993 – 365 с.
.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – 538 с.