- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,59 kb
Русская скульптура ХVIII – начала XIX веков
Контрольная работа по культурологии на тему:
Русская скульптура ХVIII – начало XIX веков
План
1. Понятие скульптуры
2. Достижения русской скульптуры ХVIII – начало XIX веков
3. Бартоломео Растрелли
4. Фёдор Шубин
5. Михаил Козловский
6. Феодосий Щедрин
7. Иван Мартос
8. Иван Прокофьев
Список литературы
1. Понятие скульптуры
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура, ваяние, пластика, — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический и мифологический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура); станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
2. Достижения русской скульптуры в ХVIII – начало XIX веков
В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде всего начинает развиваться монументально — декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники.
Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для творчества. Самое лучшее, что он сделал, — это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего. Редкий пример разоблачительного парадного портрета.
Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В отличии от Б, Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов — Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, Ф. Щедрин.
3. Бартоломео Растрелли
Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных школ.
Занятия скульптурой считались почетными.
Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы: был разносторонне подготовлен к работе в различных материалах и особенно в бронзе, уверенно владел искусством художественного литья, хорошо рисовал, не был чужд ювелирному делу, мог выступать как театральный живописец-декоратор, имел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику.
В 1716 г. прибыл в Россию по приглашению Петра I. Вместе с ним приехал и его сын Франческо, будущий архитектор.
По приезде в Россию Растрелли начал работать как архитектор, принимая участие в планировке Васильевского острова и проектируя ансамбль в Стрельне. Петр I одобрил проект, после чего Растрелли приступил к работам в Стрельне. Однако вскоре у него появился соперник – Ж.-Б.Леблон, назначенный на должность генерал-архитектора. Между Растрелли и Леблоном сразу установились сложные отношения, переросшие затем в открытую вражду, в результате чего Растрелли был отстранен от работ в Стрельне.
В 1721 г. скульптором были отлиты из свинца и установлены девять барельефов для Большого каскада в Петергофе, где получила отражение тема Северной войны. Примерно в это же время Растрелли выполнил эскизы двух больших свинцовых статуй – Нептуна и Амфитриты, которые предполагалось поместить в ковше Большого петергофского каскада. Однако заказ на их исполнение передали в Англию. В том же году Растрелли создал 85 медных деталей в виде листьев аканта для украшения балконных решеток Верхнего дворца в Петергофе. Утраченные во время Великой Отечественной войны, они были воссозданы в 1949 г. Из свинца была отлита статуя «Зима», когда-то стоявшая в Верхнем саду.
В 1723 г. Растрелли создает свинцовую скульптуру «Гладиатор с пистолетом» для Большого каскада, простоявшую вплоть до 1803 г.
Совместно со скульптором Н.Пино в 1723 г. Растрелли создает две модели для предполагаемого строительства Руинного каскада в Петергофе. В одной из них разрабатывалась общая планировка сооружения, другая представляла собой скульптурную группу «Нептун в колеснице», впоследствии так и не переведенную в материал.
Примерно тогда же Растрелли создал сохранившиеся до наших дней свинцовые маскароны для аттика Марлинского каскада. Взяв за основу рисунки архитектора Н.Микетти, Растрелли нашел интересные образы фантастических существ, скорее забавных, чем свирепых, с маленькими глазками, хохлатыми гребешками, круглыми ушами, похожими на плавники, и широко растянутыми ртами, выбрасывающими искрящиеся потоки воды.
После смерти Петра I для Растрелли начался трудный период. Правда, в 1726 г. он продолжает работать для Петергофа, создавая скульптурную группу «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» для Оранжерейного фонтана в Нижнем парке. Кроме этой основной группы, напоминающей «Самсона», в композицию входили четыре черепахи, размещенные на небольших, искусственно насыпанных островках. Скульптурная группа «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» была отлита из свинца, и в 1875 г. в связи с сильной деформацией ее убрали из бассейна. Взамен снятой скульптуры Оранжерейный фонтан украсила новая. О произведении же Растрелли мы можем судить по сохранившемуся рисунку Д.Иенсена, зафиксировавшего скульптуру мастера с характерной для него сочной лепкой и подчеркнуто рельефными объемами. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили произведение Растрелли. Советский скульптор-реставратор А.Ф.Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченную композицию на основе рисунков XVIII в.
В 1730-е гг. Растрелли создает для Петергофа значительные работы – ряд скульптурных групп (в настоящее время не сохранившихся).
В 1735 г. он создал свинцовую группу «Самсон, раздирающий пасть льву», в аллегорической форме прославившую победу русской армии в Полтавской битве, произошедшей 27 июня 1709 г. в день св. Сампсония. Группа предназначалась для самого главного фонтана Петергофа, расположенного в ковше Большого каскада. Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной; фигура его отличалась сильно моделированными формами, подчеркнутой массивностью. Свинцовая группа простояла вплоть до конца XVIII в. и в 1800 г. как сильно деформированная была заменена одноименным произведением М.И.Козловского.
В 1735 г. для круглого бассейна Верхнего сада Растрелли выполнил интересную композицию: свинцовый дуб с золочеными листьями и под ним декоративные изображения трех тритонов и шести дельфинов. В 1737 г. в центральном бассейне Верхнего сада устанавливают группу «Нептун на колеснице», над которой Растрелли работал, начиная с 1735 г. Кроме Нептуна, группа включала восемь дельфинов, шесть трубящих в раковины тритонов, четыре морских всадника и колесницу, запряженную двумя морскими конями.
В 1736-1737 гг. Растрелли декорировал фонтан западного квадратного пруда группой «Диана с нимфами», состоявшей из 28 фигур, а восточный квадратный пруд Верхнего сада – группой «Прозерпина и Алфей» из 15 фигур.
В 1738 г. в бассейне, устроенном перед главным входом в Верхний сад, была установлена скульптурная группа «Персей и Андромеда» – аллегория освобождения Ижорских земель от власти шведов. Тогда же для Большого каскада Растрелли выполнил «Тритонов». К этому же времени относятся и четыре свинцовые статуи времен года, стоявшие в Нижнем парке Петергофа. Все статуи и группы были позолочены.
Создавая скульптуру для Петергофа, Растрелли проявил себя тонким мастером, умеющим органично «вписать» произведение искусства в природное окружение. Изваянные им фигуры людей, богов, реальных и фантастических животных живут одной жизнью с природным ландшафтом – окружающим пространством сада и водными бассейнами. К сожалению, ни одно из этих произведений не дошло до наших дней.
4. Фёдор Шубин
Родился 28 мая 1740 г. в одной из деревень Двинского уезда Куростровской волости Архангельской губернии. Его отец – И.А. Шубной, черносошный (государственный) крестьянин, по преданию, обучал грамоте Михайлу Ломоносова. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются еще до начала XVIII в., но, возможно, уходят своими корнями много глубже.
В Петербурге жил с 1759 г. В 1761-1767 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Париже (1767-1770) и Риме (1770-1772), где изучал скульптуру античности и эпохи Возрождения. В 1773 г. вернулся в Петербург. В 1774 г. за скульптурное исполнение бюста Екатерины II получил звание академика. Автор скульптурных портретов А.М.Голицына, братьев Орловых, П.А.Румянцева, Г.А.Потемкина, М.В.Ломоносова, Павла I и др.
Одна из последних работ Шубина – статуя Пандоры (1802), помещенная с правой стороны восточной водопадной лестницы Большого каскада в Петергофе. Статуя привлекает особенным изяществом и одухотворенностью.
Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета, Шубин сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованной развернувшейся перед ее взором праздничной картиной. На этом празднике жизни она не решается открыть сосуд несчастий и бед.
Шубин скончался 12 мая 1805 г.
5. Михаил Козловский
Родился в Петербурге в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте.
В 1764-1773 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780).
Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре,архитектуре, живописи.
С весны 1800 г. в Петергофе начались работы по обновлению скульптуры Большого каскада, которые завершились лишь к лету 1806 г. К делу были привлечены лучшие русские мастера: Шубин, Щедрин, Прокофьев и др. Роль Козловского была особенно значительна: созданная им группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле Большого каскада. Это последнее и, может быть, наиболее совершенное произведение скульптора.
Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей еще в петровское время.
Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII в. считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) – побежденного Карла XII.
Воплотив эти символы и сохранив основы прежней композиции, Козловский, по существу исполнил свое оригинальное произведение. В отличие от Б.-К.Растрелли, он изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным, что дало ему возможность создать классически выразительный силуэт статуи.
Исследователи справедливо указывали на близость «Самсона» к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы можно заметить отдаленные отзвуки иной традиции. Единоборство человека со зверем является одним из излюбленных сюжетных мотивов национального русского фольклора. В произведении Козловского выступают внутренние связи с русским народным искусством. Недаром в облике Самсона – особенно в лице – подчеркнут национальный русский и притом простонародный тип.
Козловский был последним великим русским художником XVIII в. 18 сентября 1802 г. он внезапно умер в расцвете сил и таланта. Поток его творчества не иссяк, а внезапно оборвался, едва достигнув высшей точки развития.
6. Феодосий Щедрин
Федос Щедрин родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Отец определил его в возрасте 13 лет в воспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. Федос вскоре начал учиться скульптуре у профессора Н.-Ф.Жилле и выдвинулся среди сотоварищей. В 1773-1775 гг. стажировался в Риме, а в 1775-1785 гг. – в Париже. Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию, статуя «Венера» (1792). Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы.
Преподавал в Академии художеств. С 1818 г. – ректор скульптуры. Мастер монументально-декоративной и станковой пластики.
Годы XIX в. стали самыми плодотворными в жизни мастера. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства.
Статуи Петергофа выполнены в излюбленном Щедриным жанре декоративной садово-парковой скульптуры, однако их решение потребовало принципиально нового подхода. Здесь впервые перед Щедриным встала задача создания не самостоятельного, отдельно стоящего произведения, а статуй, которые должны были органично войти в уже существующий сложный ансамбль. И скульптор успешно справился с этой трудной задачей. Он создал для петергофского Большого каскада статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805).
Щедрин создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой – протягивает зрителю голову побежденной Горгоны. Щедрин строит композицию на сложных перекрещивающихся движениях: направленном вперед, создаваемом широким шагом Персея, и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей» шаг. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, «Персея» отличает убедительная жизненность. В его ладно сложенной фигуре и очень русском, очерченном мягким овалом лице нет никакой идеализации. Интересно, что даже отсеченную голову Горгоны скульптор изобразил не отталкивающей химерой, а как вполне реальную женскую голову с несколько крупноватыми, неправильными чертами лица и застывшим выражением безысходной тоски. Существует также версия, что лицо Горгоны имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, так как образ и подвиг Персея в XVIII в. отождествлялись с Петром I и его победами.
«Персей» – единственная петергофская статуя, всю блокаду находившаяся в осажденном Ленинграде в Исаакиевском соборе, куда были эвакуированы ценности и экспонаты из пригородных дворцов-музеев.
Женская фигура, олицетворяющая Неву, как и парная к ней мужская фигура Волхова, принадлежащая И.П.Прокофьеву, помещены на полукруглых выступах Самсоньевского ковша. Это определяет их важную роль в общей композиции ансамбля Большого каскада.
«Нева» воссоздана скульптором В.В.Эллоненом.
Безусловно удались скульптору и две группы «Сирен», фантастических обитательниц морских глубин. Размещенные попарно на восточной и западной сторонах Большого ковша, они перекликаются с исполненными Ж.Д.Рашеттом группами «Наяда с тритоном».
Сравнительно со статуей Невы сиренам присуща большая декоративность и экспрессия. Очень живо и реалистично трактованы лица сирен. Фигуры даны в легком повороте, что в сочетании с изломанной линией силуэтов создает впечатление разворачивающегося по спирали движения. Небрежно рассыпавшиеся влажные волосы сирен, их чешуйчатые рыбьи хвосты, изогнутые морские раковины, изливающие серебряные струи, – все эти точно найденные детали позволили скульптурным группам Щедрина органично войти в неповторимый ансамбль искусства и природы.
Все статуи, выполненные Щедриным для Петергофа, были отлиты в бронзе, а чуть позже позолочены мастером П.Брюлло, отцом знаменитого живописца К.П.Брюллова.
Дети Щедрина также были связаны с искусством. Сын Сильвестр стал известным пейзажистом, Аполлон – архитектором. Дочь Елизавета стала женой скульптора В.И.Демут-Малиновского.
Щедрин скончался 19 января 1825 г. в возрасте 74 лет и был погребен на Смоленском кладбище. Впоследствии прах скульптора был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры.
7. Иван Мартос
Родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В возрасте 10 лет был отправлен в Петербургскую академию художеств. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Л.Роллана. Затем его воспитанием занялся Н.Ф.Жилле. В 1773-1779 гг. стажировался в Риме. Это сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора. Автор многих надгробий в некрополях Петербурга, в том числе С.С.Волконской, М.П.Собакиной, Е.С.Куракиной, Е.И.Гагариной и др. Выполнял скульптурные работы для Казанского собора. Автор памятников Минину и Пожарскому в Москве, Э.Ришелье в Одессе, Александру I в Таганроге, М.В.Ломоносову в Архангельске и др. В 1779-1835 гг. преподавал в Академии художеств, с 1814 г. был ее ректором.
В 1799 г. Академия художеств направила в Петергоф для осмотра обветшавшей свинцовой скульптуры Большого каскада скульпторов М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева и Мартоса, который дал техническое объяснение причин ее изменения. Для Большого каскада Мартос выполнил статую Актеона, которая стоит особняком в его творчестве, хотя отточенная классичность его пластики явственно проявилась и в этом произведении. Заданность образа, связанного с общим аллегорическим замыслом каскада, и место у последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно мощен ниспадающий поток, диктовали необходимость неординарной динамичной композиции. Юноша Актеон похвастался пред страстной охотницей богиней Артемидой, что он более искусный охотник, нежели она. Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, и его растерзали собаки. Мартос представил Актеона остановившимся на бегу в тот момент, когда охотник почувствовал, что превращается в оленя. Он тревожно оглядывается, левая рука его тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным животным. В движении правой руки чувствуются растерянность и подступающий страх; невозмутимое лицо отмечено печатью обреченности. Сила дарования Мартоса проявилась в мастерской передаче чисто пластическими средствами целой гаммы противоречивых чувств, в широкой обобщенной лепке. Сложный ракурс статуи сочетается с ясностью силуэта и формы, которые отчетливо читаются на живописном фоне водопадных потоков и рассыпающихся брызгами струй. В начале XVIII в. миф об Актеоне получил в России иной смысл: Актеон – это наказанный за самонадеянность и хвастовство король Швеции Карл XII,спасающийся бегством от своих бывших союзников, перешедших после Полтавской битвы на сторону России. По модели Мартоса были отлиты бронзовые маскароны Римских фонтанов, заменившие прежний свинцовый декор. Поврежденные во время Великой Отечественной войны Римские фонтаны в 1949 г. были реставрированы. Спустя 5 лет скульптор А.Гуржий по сохранившемуся образцу выполнил маскароны и воссоздал все бронзовые декоративные детали.
8. Иван Прокофьев
Сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге.
В 1771 г. из воспитательного училища при Академии художеств перешел в скульптурный класс, руководимый Н.Ф.Жилле. Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, Прокофьев быстро овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград. В 1776 г. его перевели в класс исторической скульптуры, где преподавал Ф.Г.Гордеев. В 1779-1784 гг. Прокофьев стажировался во Франции. Вскоре по возвращении в Россию его возвели в академики за статую «Морфей» (1785).
Значительная часть из 400 работ Прокофьева приходится на государственные заказы: работы для Казанского собора, дворцов в Павловске и Гатчине, Академии художеств, Публичной библиотеки.
Прокофьев был одним из авторов пластического комплекса петергофских фонтанов. Он исполнил для Большого каскада статую «Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» и группу «Тритоны».
Мощные, стремительные, возвещающие военную славу России «Тритоны» венчают композицию петергофского каскада. В их полных жизни и экспрессии телах чувствуется безупречное знание анатомии и истинно барочное умение заставить бронзу подчеркнуть каждый мускул в светотеневой игре.
Величав и суров, как сама северная природа, старец «Волхов», сидящий у стены ковша. Он напоминает сказочного водяного и в то же время удивительно реален в трактовке могучей фигуры, в самой позе человека, с удивлением и интересом смотрящего в воду.
Погруженный в грезы любви пастушок «Акид», – пожалуй, самый нежный и проникновенный образ фонтанной сюиты. Его стройный, тонкий силуэт привлекает античной чистотой пропорций, одухотворенной сдержанностью жестов. Если «Тритоны» определяют собой победные мажорные интонации, в симфоническом звучании ансамбля, то «Акид», напротив, воплощение мелодичной По модели Прокофьева были отлиты бронзовые львы, установленные в 1801 г. на парапете основного водоема «Львиного каскада».
Во время Великой Отечественной войны скульптура «Волхов» и группа «Тритоны», которых не удалось эвакуировать, были похищены немецко-фашистскими захватчиками.
Среди замыслов Прокофьева видное место занимал проект петергофских фонтанов, названный «Триумф Нептуна». Он остался в стадии вполне разработанной модели.
Мастеру удалось без надуманного аллегоризма олицетворить грозную силу бурной стихии. «Триумф Нептуна» – наглядная иллюстрация к тому положению, что скульптурная группа не составляется из отдельных кусков, но должна быть заранее задумана как нечто целое и неделимое.
Профессорское звание Прокофьев получил только в 1800 г., а звание старшего профессора – лишь в 1819 г. и дальше не пошел. Скорее всего скульптор не сумел поладить с академическими верхами. Одновременно с настоящей творческой работой ему приходилось брать много заказов полуремесленного характера. В 1821 г.
Прокофьева постигло большое несчастье. Во время занятий в Академии с ним случился удар, правая рука и нога были наполовину парализованы. Несмотря на это, он продолжал работать. В последние годы жизни Прокофьев не был совсем забыт.
Академия художеств, как бы там ни было, продолжала высоко ценить художника, в частности как педагога. Именно ему передали осиротевший класс самого М.И. Козловского. Прокофьев состоял руководителем медальерного класса и преподавал рубку в мраморе.
Список литературы
1. Карпова Е.В Русская и западноевропейская скульптура 18 – начала 20 века
2. Доронина Людмила Мастера русской скульптуры. Том 1. Скульптура XVIII-XIX
3. Мария Бурганова "Русская скульптура"