- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,47 Кб
Русские в Дагестане
Контрольная работа
Русские в Дагестане
1. Миграция русского населения на территорию Дагестана в дореволюционный период
На протяжении всего XX в. в воспроизводстве населения Дагестана произошел демографический переход от высокой и очень высокой рождаемости к средней рождаемости, низкой смертности и относительно высокой продолжительности жизни населения. Это повлекло вначале рост, а затем (вслед за падением рождаемости) и уменьшение естественного прироста населения Дагестана; при этом снижение рождаемости в сельской местности идет интенсивнее, чем в городах, где рождаемость в 1,3 раза ниже сельских жителей.
За этот же период смертность населения Дагестана претерпела значительные качественные и количественные изменения, В результате ослабления экзогенных факторов (войны, конфликты, кровная месть, инфекционные и паразитарные болезни: особенно туберкулез, пневмония, желудочно-кишечные и детские инфекции) происходило качественное изменение смертности. Количественные изменения в смертности населения Дагестана вызваны увеличением среднего времени проживания каждого поколения, т. е. трансформацией порядка вымирания, обусловленного ростом средней продолжительности жизни населения.
Среди этнических факторов, которые оказывали и оказывают влияние на рождаемость в Дагестане следует указать на следующие:
). различия в традиционном брачном возрасте у мужчин и женщин,
). в господствующих отношениях к браку и к безбрачию,
). в условиях заключения брака и его основных формах,
). в видах и формах семьи,
). в положении женщины в семье и обществе,
). в традиционных отношениях между супругами,
). в половых табу,
). в отношениях к внебрачным половым связям и к детям, рожденным вне брака,
). в потребностях в детях, традиционном отношении к бездетности и малодетности и др.
Эти этнические факторы, наряду с другими, формируют репродуктивные мотивации и установки, которые проявляются в соответствующем репродуктивном поведении дагестанцев и, в конечном счете, во многом определяют демографическое развитие, ход демографической эволюции, переход на новый тип воспроизводства.
Этнические особенности смертности народов Дагестана менее выражены, так как уровень смертности в основном определяется социально-экономическими факторами.
Поскольку народам Дагестана в значительной степени свойственна эндогамия (на уровне родственной группы, селения, союза сельских обществ, этноса и края), то закреплению этнических традиций способствовали и генетические факторы. Отсюда следует, что одним из перспективных направлений этнический демографии Дагестана необходимо считать изучение этнических аспектов заболеваемости и смертности, которые взаимосвязаны с различными системами жизнеобеспечения и проявляются при учете культурно-бытовых факторов (рацион питания, особенности жилища и одежды, специфика ухода за детьми и беременными и т.д.).
Изучение роли России и проблем русского населения в Дагестане, как органической части его истории, дает возможность объективно судить о целом ряде важнейших вопросов истории республики, отечества и зарубежных стран. Без раскрытия роли русского населения Дагестана невозможно глубоко и всесторонне исследовать социально-экономическую, политическую и культурную жизнь народов «Страны гор».
Когда и как русские появились в Дагестане? Первые известия о славянах на территории Дагестана относятся к VII-VIII вв. – это были торговые люди, возившие на рынки Кавказа, Закавказья и стран Ближнего Востока воск, меха, янтарь и другие товары. В течение последующего тысячелетия Юго-восточная часть современной Европейской России, где географически расположен Кавказ, становиться лакомым куском, которым не раз пытались завладеть многие державы.
Со второй половины XVI в. после присоединения к Руси Астраханского, Казанского и Тюменского ханств можно говорить уже о начале первых поселений русских в Дагестане. Для обороны южных границ Московского государства начинается строительство крепостей. Тогда же начался процесс зарождения казачества. Но настоящая организация обороны южных границ России казачеством началась с 1571 г., когда князем М.И.Воротынским был составлен устав сторожевой и станичной службы.
В устье реки Терек строится крепость Терки, по холмам и предгорьям вдоль реки возникают поселения русских «вольных людей» (чаще всего это были беглые), которые впоследствии получили имя терских (по названию реки) казаков. «Вольные люди» прибывали сюда с Дона, Волги, из Рязани и т.д. Позднее в состав терских казаков влились представители многих северокавказских, в том числе и дагестанских народов.
Персидский поход Петра I (1722 г.) дал толчок к сооружению в XVIII в. целого ряда опорных пунктов и укреплений вдоль побережья Каспийского моря: на Аграханском полуострове, Святой Крест, на реке Сулак, Орта-Бугам, Рубас. По приказу Петра I было начало строительство Порт-Петровска, современной столицы Республики Дагестан – г. Махачкала (ныне самый южный морской форпост России на Каспии). На реке Сулак было поселено от пятисот до тысячи семей донских казаков. В 1735 г. было завершено строительство крепости Кизляр, куда перебросили гарнизоны из крепости Святой Крест и др. Кизляр стал крупным политическим и торговым центром России на Северном Кавказе.
Следующий этап расселения русского населения в Дагестане связан с заключением Гюлистанского мира между Россией и Персией (1813 г.), в результате которого завершился процесс вхождения края в состав России. Преследуя военно-политические и экономические цели, Россия строит новые укрепления (крепости Бурная, Внезапная и др.), размещая в них русские войска. По официальным данным генерал-губернатора Дагестанской области русские составляли 3,6 тысяч человек, или 0,8%.
После окончания Кавказской войны, Российская империя, утвердившись на Кавказе, занялась его обустройством. Важную роль в этом играла переселенческая политика, о чем свидетельствует «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России (10 мая 1862 г.). В 1863 г. было принято специальное постановление, согласно которому частным лицам было предоставлено право переселяться на казенные земли Терской и Дагестанской областей.
Новая волна русской миграции в Дагестан начинается с конца 80-х годов XIX в. Существенную роль в этом играло переселенческое движение крестьян на рубеже XIX и XX вв. Царские власти поощряли переселение русских на Кавказ, и в частности в Дагестан, оказывая им аграномическую, ссудную и другую помощь. Строительство Владикавказской железной дороги (Ростов – Баку) способствовало оседанию русских переселенцев (в том числе «технической» интеллигенции, гражданских чиновников и т.д.) на многочисленных станциях и разъездах. Это вызвало необходимость привлечения русских учителей и открытия школ с преподаванием дисциплин на русском языке. Были созданы объективные предпосылки для приобщения дагестанских народов к русской, а через нее и к мировой культуре.
Ввод в эксплуатацию железной дороги дал сильный толчок дальнейшему развитию рыночных связей между Дагестаном и Россией, увеличению числа предпринимательских хозяйств, развитию отраслей промышленности, вовлечению Дагестана во всероссийскую экономическую систему, привлечению в промышленность коренного дагестанского населения. Во второй половине XIX в. политику России в Дагестане трудно назвать грабительской или колониальной, т.к. «Россия вкладывала значительные средства из своего бюджета в развитие экономики …(Кавказ оставался затратной частью бюджета как царской России, так и позже, в советское время)».
Новый этап миграции русских переселенцев связан с законом 6 июня 1904 г. (заменил «Правила» 13 июня 1889 г.) и указом от 9 ноября 1906 г. (период столыпинской политики). В конце XIX – начале XX в. русские составляли уже около половины городского населения Дагестана. Согласно материалам Первой переписи населения Российской империи 1897 г., русские составляли 3,5% населения. К 1913 г. их численность возросла до 5,9%. Значительный поток переселенцев из центральных российских губерний направлялся в города. В 1914 г. в городах Дагестанской области проживало 27.563 представителя русского населения, что составляло 75,5% всего русского населения области.
Огромная роль в развитии культуры народов, подготовке кадров, в приобщении дагестанцев к сокровищницам русской и мировой культуры принадлежала и принадлежит русскому языку. Величие и мощь русского языка общепризнаны. Его богатство, гибкость, выразительность, самобытность отмечались и отмечаются многими учеными мира.
В пропаганде и распространении русского языка среди дагестанцев огромная роль принадлежала самому русскому народу -творцу и носителю языка. В экономическом и культурном развитии Дагестана ведущую роль играла постоянная и всесторонняя помощь русского народа, особенно в решении одной из основных задач переходного периода – подготовки национальных кадров для народного хозяйства, просвещения, культуры. Эту помощь хорошо и образно определил дагестанский писатель А. Агаев. «Пожалуй, – писал он, – на свете не было, нет и не знаю, когда еще будет другой народ, как русский, который так много работал и работает на все народы СССР, да не только СССР».
Русский язык в дагестанской национальной школе не посягал на родные языки, потому что только они могли служить языком обучения в начальных школах республики, и только при их помощи могли ликвидировать свою культурную отсталость трудящиеся массы Страны гор. С другой стороны, русский язык не мог считаться здесь иностранным языком, так как он становился для дагестанцев почти с первых лет советской власти языком межнационального общения, языком культурной жизни, экономических и политических связей с центром, со всей страной.
Было установлено, что преподавание русского языка как предмета во всех начальных школах должно начинаться со 2-го класса.
Плодотворная работа по дальнейшему усилению роли и значения русского языка как предмета изучения и как языка обучения дала хорошие результаты. Если в первой половине тридцатых годов русский язык изучался как предмет менее чем в 30% национальных школ республики, то в 193 9-1940 учебном году он преподавался в 788 школах из 892, что составляло около 90% всех нерусских начальных школ.
Намного улучшилась подготовка и переподготовка учителей, способных вести занятия на русском языке, путем организации краткосрочных курсов.
Русский язык для дагестанцев, таким образом, стал средством межнационального общения добровольно, исключительно в силу политических, экономических и культурных интересов. Сама жизнь, значительные изменения, происходившие в экономике, культуре и быту горцев, привели их к этому.
Благодаря России и русскому населению дагестанцы получили возможность приобщиться к передовой русской науке, технике, культуре, литературе, просвещению, а через русский язык – к достижениям западноевропейской культуры.
В настоящее время, к сожалению, численность русского населения резко сократилась. Процесс этот начался в 1970-80 годы: если в 1950 г. русские составляли 20,1%, то в к 1970 г. – 14,7%, в 1995 г. – только 7,3% населения республики. Изменения в национальном составе населения РД были обусловлены в основном политической обстановкой (развалом СССР, войной в Чечне). Эти обстоятельства особенно отразились на численности населения русской и чеченской национальностей. Доля русского населения сократилась с 20,1% (1959г.) до 6,6% (2002 г.), чеченского увеличилась с 1,2% до 4,9% соответственно. Рассмотренные тенденции изменения структуры населения негативно влияют на характер воспроизводства населения. Дагестан от расширенного воспроизводства перешел к простому. Переход от второго этапа демографического старения населения к третьему чреват ростом иждивенческой нагрузки на трудоспособное население. Уменьшение доли населения русской национальности в составе населения привело к потере работников высокой квалификации, в которых в Дагестане потребность сохраняется, несмотря на его трудоизбыточность.
дагестан русский население прирост
2. Этно-иноверцы в Имамате Шамиля
Одним из важных и недостаточно еще изученных вопросов в истории Имамата XIX в. является вопрос, который мы условно обозначили как «проблема волонтерства» (ПВ). В данном случае это понятие (ПВ) подразумевает всестороннее рассмотрение причин дезертирства из царской армии и всех аспектов положения беглых солдат и офицеров в Имамате.
Насколько можно судить, национальный состав этих «дезертиров» и «предателей» (говоря официальным языком рапортов и донесений царских командиров) был представлен прежде всего русскими, поляками и казаками. Говоря о последних ряд исследователей называет их «украинцами», что не исключено, но, думается, далеко не все солдаты и офицеры Черниговского полка были украинцами. На наш взгляд, правильнее было бы причислить к «казакам» так же и донских и/или терских казаков, живших на территории (или прилегающей к ней) боевых действий. Помимо уже указанных национальностей имеются упоминания о венгре и англичанине.
Мотивы и причины дезертирства из царской армии, разумеется, были самые разные (мы их только коснемся), о многих из них можно лишь строить предположения, но этот вопрос требует самостоятельного изучения с привлечением специалистов по исторической и социальной психологии.
Для нашей темы важен сам факт наличия таких перебежчиков, который высвечивает новые грани в истории Имамата и его руководителя – Шамиля.
Сам факт существования института волонтеров в Имамате может вызвать удивление только у несведущего читателя, тогда как история мусульманских государств дает нам множество подобных примеров – достаточно напомнить об Арабском халифате, Османской империи и т.д. Дело в том, что в этих могущественных средневековых державах как и в Имамате идеологическими и теоретическими основаниями для включения иноверцев (в том числе и перебежчиков из вражеского стана) в свою структуру и толерантного к ним отношения служили предписания Корана о «людях писания» – к каковым относились христиане и о так называемых зиммиях («ахл аз-зимма»).
К зиммиям ислам причисляет инаковерующих, которые при завоевании не оказали сопротивления и добровольно согласились жить в мусульманском государстве, подчиняясь предписаниям Корана и законам шариата – за это зиммиям предоставлялось право сохранения своего (не исламского) вероисповедания (веры отцов).
Возвращаясь к вопросу о вероятных мотивах и причинах – «движущих силах» – перебежчиков, следует сказать о сосланных на Кавказ «штрафниках»: участниках восстания декабристов на Сенатской площади (1825 г.), восставшего Черниговского полка и многих сочувствовавших декабристам. Второй эшелон «штрафников» составили поляки – около 10 000 человек – после подавления восстания в Польше (1830-1831 гг.). Только в 1830-х годах царь Николай I (1825-1855) направил в южную армию около двадцати двух тысяч штрафников и новых рекрутов.
О настроениях штрафников польский историк Ежи Енджевич писал: «Большинство поляков служило в полках, оккупировавших Дагестан и Чечню. Именно там кипела острая борьба. Им не раз должна была приходить в голову мысль о сходстве судеб Польши и Кавказа, пока то у одного, то у другого не закрадывалась мысль бежать к этим рыцарям свободы и биться плечом к плечу с ними против общего врага…» – царского самодержавия.
Не исключая, и, не отвергая подобного хода мыслей, приведем свидетельство современника тех событий о штурме горцами крепости Агач: «Защитники (крепости – С.М.) постреляли из пушек для того, чтобы говорили, что они сражались, и сдались в плен». Причинами подобных имитаций (они были не редкостью) сопротивления могли быть не только указанные Енджевичем, но и желание получить «вольную» – «попасть под статью». Согласно существовавшему положению, солдат, бежавший из плена, освобождался от крепостной зависимости. Поэтому не следует исключать вероятность «солдатской уловки» – имитации сопротивления и добровольной сдачи в рискованный «временный» плен с последующим бегством-возвращением (в случае удачи) в армейский строй.
Сдача в плен без серьезного сопротивления (или только имитация оного) могла гарантировать не только сохранение жизни, но, зачастую, и неплохое дальнейшее существование в Имамате. Если же солдат или офицеров захватывали в плен после боя, то в этом случае горцы продавали их в рабство. Мухаммед-Тахир аль-Карахи писал: «Солдаты и снаряжение были разделены на 5 частей и распределены (по положенному порядку). Цена солдат упала настолько низко, что их даже не покупали за 10 шахов за человека».
Начальник левого фланга Кавказской линии генерал-майор Ольшевский доносил в январе 1842 г. генерал-лейтенанту Граббе: «Вашему превосходительству известно, что до сих пор наши дезертиры считались у чеченцев ясырями и принуждены были исполнять самые трудные работы. Каждый военный дезертир составлял собственность чеченца, которым был пойман. … Плохое обращение чеченцев с нашими дезертирами удерживало многих неблагонадежных солдат … от побегов».
Однако в Дагестане отношение горцев к дезертирам-перебежчикам было иное. Уже второй имам Дагестана Гамзат-Бек, «набирая мюридов, дал при себе убежище беглым русским солдатам, из которых составил роту своих телохранителей, обмундировав и вооружив их подобно…пехоте. Эта рота постоянно несла караул при его доме, а в поле – при его стоянке. Он доверял им больше, нежели мусульманам; кроме того, принял к себе одного из беглых офицеров, который очень приблизился к Гамзат-Беку». Гамзат-Бек был первым, кто создал особый корпус из русских и польских перебежчиков, среди которых немало было и офицеров.
Положение российских и польских перебежчиков улучшилось, когда имамом стал Шамиль. Согласно данным Б. Гаджиева, имам создал корпус волонтеров, насчитывавший «более 4000 человек из разных наций! Беглые стали находить в Имамате достойный приют и работу, обретали семьи. Князь Барятинский вынужден был признать, что в горах постоянно «скапливалось…довольно большое число пленных и беглых нижних чинов, которые, оставаясь между горцами долгое время, освоились с их образом жизни и нравом, а некоторые женились, прижили семейства». Часть волонтеров оставалась с Шамилем до самого конца (по одним данным – 30 русских солдат, по другим – около 100) и принимала участие в последней битве за Гуниб в августе 1859 г.
Мы не склонны идеализировать «прорусскую» политику Шамиля в Имамате (тому было много причин), но, считаем своим долгом, отметить тот факт, что многие перебежчики относились к нему с большим уважением. Уже в период пребывания Шамиля в Калуге к нему приходили побывавшие в плену солдаты.
Сведения источников опровергают взгляды сторонников концепций об изначальной «экстремистской природе ислама», о Шамиле – фанатике, об Имамате как негативном прообразе чеченской Шуры, о Кавказской войне как войне христианского креста с мусульманским полумесяцем.
Список литературы
1.Булатов Б. Б. Из истории социально-экономического развития Дагестана в конце XIX – начале ХХ вв. Махачкала, 2003 – 321 с.
2.Булатов Б. Б., Рамазанова Д. Ш. деятельность органов государственной власти Республики Дагестан в области межнациональных отношений Махачкала, 2000 – 192 с.
.Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 – 253 с.
.Муртузалиев С. И. Формирование этнической идентичности дагестанцев Народы Дагестана, 2004, № 1, с. 34 – 37.