- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,01 Кб
Русское барокко
Введение
Эпоха Барокко – это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта. В связи с этим, эта тема является актуальной, потому что изучая русское барокко, знакомишься не только с архитектурным искусством, но и с эпохой Екатерины Великой. В эти годы Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо.
В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина:
) от итальянского «baruecco» – жемчужина неправильной формы;
) «baroco» – одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
) от итальянского «barocco» – грубый, неуклюжий, фальшивый.
Целью данной работы, является знакомство с русским барокко XIII в., спецификой оформления интерьеров.
Интерьер в стиле барокко поражает пышностью, величием и красотой. В нем огромное количество различных переплетений, изящных изогнутых линий, а также овалов. Шелка и бархат, гобелены и расписные потолки, бахрома и приглушенный свет, обилие позолоты, медь и бронза-все это характерные черты стиля барокко.
Интерьер в стиле барокко роскошен. При этом барокко в интерьере это не напыщенность, а изящество, красота и мастерство. Позволить себе его могут только действительно состоятельные люди, знающие толк в искусстве и умеющие отличать подлинные работы великих художников от их, хоть и удачных, но все же, копий.
Предмет исследования в данной работе является стиль Русское барокко XIII века. Объект – специфика оформления интерьеров.
Задачи данной работы следующие:
изучить историю стиля Барокко.
рассмотреть появление и роль барокко в России.
изучить специфические черты русского барокко в интерьере.
в ходе изучения исторического стиля барокко, необходимо выполнить ассоциативные наброски и зарисовки, которые отображают Дух времени как графические символы.
Данная курсовая работа состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, нескольких глав, где идет уже более детальное ознакомление с основными направлениями русского барокко, заключения и списка использованной литературы.
1. История стиля барокко
В XVII в. Италия – первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы – испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций – она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям – знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.
Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского – «жемчужина неправильной формы»; в значении «причудливый», «странный», «изменчивый» это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты барокко – парадность, торжественность, динамичность.
На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно – в течение жизни одного поколения.
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.
2. Барокко в России. Временные рамки
В XVIII веке барокко перешел в свою завершающую фазу, получившую название позднего барокко. В разных странах его временные границы определялись по-своему. Дольше всего оно просуществовало в монументально-декоративной живописи, особенно в росписях храмовых интерьеров и скульптуре.
В России в первой четверти XVIII века сложился первый общенациональный стиль – русское барокко. Для него характерны: ясность композиции при декоративно пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, начинающиеся прямо от пола окна, обрамленные сложными наличниками; анфилады комнат, украшенных золоченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафонами с иллюзорным прорывом пространства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красочность цветовых сочетаний (интенсивно-голубого или бирюзового и белого, иногда сочетание оранжевого и белого).
В XVIII веке русскому искусству всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (натюрморт, портрет, пейзаж, исторических Жанр и др.) Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантливыми иностранными архитекторами, скульпторами и живописцами, посылал учиться за границу русских художников.
В России наиболее ярко стиль русского барокко проявил себя в архитектуре. При этом существовали определенные различия архитектурных школ Москвы (нарышкинское барокко) и Петербурга (петровское барокко).
Национальные устремления эпохи проявились в программном следовании древнерусским образцам в культовом строительстве. Планы церквей и соборов вновь, как в допетровское время, обретают центричность и пятиглавие, которое воспринимается буквально как символ русской народности и национальности. Позолота маковок, золоченые орнаменты главок и куполов, причудливая лепнина в обрамлении окон и порталов, золоченая деревянная резьба иконостаса, киотов и обрамления икон сближали культовые постройки с дворцовыми, вносили в их облик светский характер.
2.1 Нарышкинское барокко
барокко искусство интерьер
В декоративных формах русской архитектуры второй половины XVII века появились барочные элементы. Новый богато декорированный стиль получил название нарышкинского, или московского, барокко, так как русская архитектура XVII века существенно отличается от итальянской и астро-немецкой. Если для западноевропейского барокко характерны напряженность, скованная энергия, то для русского – оптимистичная приподнятость и праздничность.
В барочной архитектуре для создания величественности и богатства по-разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался разнообразный декор интерьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигурными зеркалами, светильниками. Мебель подбиралась также сложная и затейливая по формам, богатая по декору. Все это создавало общее впечатление пышности и роскоши.
2.2 Петровское Барокко
Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренного Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников) это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Таким образом, петровское барокко не является барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он, безусловно, отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому барокко сер. XVIII столетия. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляло решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали над российской архитектурой почти тысячелетие.
Его главные представители : Жан-Батист Лeблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж.М. Фонтана, Н. Микетти и Г. Матарнови – прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял.
2.3 «Церковное» барокко
Его мотивы появились в декоре русских церквей еще в XVII веке, а затем развивались в светском строительстве и проектировании. Знаменитое нарышкинское барокко было красочным, ярким, сочным по цвету и живым в линиях и пластике. Наверное, можно назвать его оптимистичным. Связь нарышкинского барокко с народной традицией говорит о его общих корнях с «русским стилем».
В архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей XVII века сказалась трогательная русская сентиментальность и то, что историки называют светским влиянием. Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам или вазонам, вместо простых плоскостей или фигурных росписей – абстрактным орнаментам, розанам и «виноградьям». Характерным примером раннего московского барокко может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни. Здесь и обилие декора – даже, что называется, «с перебором», – и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика.
Ранние барочные здания в России обязательно красили в красный или синий цвет, таким образом тоже выделяя среди других, не барочных построек. Внутри церквей, ранее скромных, отражавших религиозное мировоззрение, появились пышные, в основном резные иконостасы с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Иконостасы словно перешли в категорию зрелища рая и изобилия, составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам. Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. «Пряничный» облик русского «церковного» барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик.
2.4 «Дворцовое» барокко, или «дворцовый стиль»
В конце XVII века в боярском быту впервые происходит деление жилого пространства по функциям – на помещения, в которых спят, принимают гостей и т.д. До эпохи Петра I даже в Кремле не было, скажем, трапезных или приемных. При необходимости праздничные столы расставляли в Грановитой или Оружейной палате. Великие и невеликие князья могли принимать челобитчиков и заморских послов даже в опочивальнях, полулежа на перинах и подушках, укрывшись лисьими шкурами от холода. Деление дома на, как мы теперь говорим, функциональные зоны происходило по двум принципам: на господские помещения и помещения для прислуги; на женскую и мужскую половины. Жилые покои в боярских теремах строились во многом по правилам, общим с крестьянскими избами. Например, невысокие потолки и низкие дверные притолоки диктовались соображениями экономии тепла. Всюду – во дворцах, в боярских и дворянских домах, в крестьянских избах – сохранялась традиция встроенной мебели. Так что экономичный вариант организации интерьера, вновь вошедший в моду в конце XX века, известен был нашим предкам уже триста лет назад и широко применялся ими.
Впервые в начале XVIII века архитекторы начинают проектировать внутреннее оформление здания одновременно с внешним, то есть подчеркивают взаимосвязь внешнего и внутреннего облика, сообразуясь с понятиями удобства и красоты.
При Петре в России родился первый, наиболее скромный вариант национального барокко. Он был близок одновременно и к народному варианту стиля, и к североевропейскому (в частности, голландскому). Известна любовь Петра к немцам, а они отличались от французов и итальянцев как раз сдержанностью оформления быта. Домик Петра в Коломенском – по сути, деревянная изба с низкими потолками и небольшими дверными проемами. Связь с народными вариациями стиля проявилась в декоре и резьбе мебели, скажем в расписных вставках и украшении кровати. В росписях использовались популярные мотивы вазонов и незатейливых гирлянд.
Несравнимо фешенебельней и нарядней одна из более поздних резиденций Петра – дворец Монплезир в Петергофе. Дворец спроектирован и построен архитектором Браунштейном в голландском стиле. Стены украшены дубовыми панелями, живописными полотнами голландских и фламандских художников, лаковыми росписями. Комнаты, в духе времени, оформлены в стиле «шинуазри» – расписаны миниатюрами на китайскую тематику и покрыты лаком. Чисто барочным мотивом было сочетание черного лака с изысканной золоченой резьбой и ярко-красной отделкой панелей. В меблировке появляются так называемые кресла-бержер, мягкие и глубокие.
2.5 Елизаветинское барокко
Можно назвать высшей точкой проявления стиля в России. Словно яркое золотое солнце взошло над суровыми заснеженными полями и лесами нашей родины. Образ «рая золотого» воплотился в строительстве Екатерининского дворца в Царском Селе, названного в честь жены Петра императрицы Екатерины I. Для осуществления замысла был приглашен великий Растрелли. То была своего рода вершина «дворцового» стиля. В парадных залах количество позолоты достигло «критической массы» – архитектор добился уникального впечатления: реальная плоскость растворилась, исчезла в торжественном и замысловатом блеске отраженного света. Иными словами, свершилось окончательное уничтожение плоскости, декор сделался самоценным.
Позолота всегда была близка нашему национальному восприятию цвета. Строго говоря, столь любимый нашими предками золотой цвет был не цветом, а символом некого «запредельного», «райского» света. Именно свет, а не цвет виделся человеку в сияющем блеске позолоченных иконостасов, «золотых» иконных фонов и одежд Богородицы. И так же органично образ «рая золотого» был перенесен в дворцовые покои императрицы Елизаветы.
Пространство оживилось благодаря динамике линий – они стали теперь более извилистыми, причудливыми. Парадные залы, предназначенные для балов и «машкерадов», делались, впрочем, с очевидным пренебрежением к «особенностям национального климата». Слишком большие, в несколько сот квадратных метров, с высокими потолками и огромными окнами, они никогда не протапливались достаточно хорошо и вечно продувались безжалостными сквозняками. Внутреннее пространство парадного барочного зала было скорее декоративным, чем функциональным. Пребывание в нем не отличалось большим комфортом. Порядка и правда было не слишком много. Скажем, мебельного гарнитура в современном понимании не существовало, в одной комнате находились разные по происхождению и назначению предметы обстановки, разностильные столы и стулья. В наборах производили только мебель для сидения, куда входили канапе и несколько кресел. Кресла в эпоху елизаветинского барокко делали широкие, с сиденьями трапециевидной формы, очень подходящими для необъятных дамских парадных платьев с фижмами.
Искусство мебельного декора включало золочение по левкасу, рельефную резьбу, фанеровки, росписи с сюжетными композициями. В отделке мебели часто применяли также весьма изысканный прием инверсии – чередования светлых и темных деталей изображения и фона одного и того же рисунка.
Камерные жилые покои были меблированы значительно разнообразнее. Здесь появились принципиально новые, неведомые досель предметы: столики-геридоны (подставки для прелестных безделушек); столики – «бобики», получившие свое название благодаря столешнице в форме боба; столики для рукоделия; знаменитые и поныне ломберные столы, предназначенные для игры в карты. В моду уверенно входила лаковая мебель. Волнистые линии и гнутые ножки придавали предмету выразительность и одновременно оттенок некоторого легкомыслия. Оно было заложено в самом настроении эпохи, так любившей празднества, балы и фейерверки.
Так или иначе, реальное пространство превращалось усилиями декораторов в фантастические вымышленные сады и мифические парки, где нежились лукавые нимфы и богини. Если в эпоху великого отца Елизаветы Петровны в настенных росписях, обивочных тканях, гобеленах и шпалерах преобладали бессюжетные орнаментальные композиции, то теперь возникла мода на «поучительные и занимательные картинки из греческой али римской гиштории».
2.6 «Народное» барокко
С одной стороны, отнесем к этому явлению стихийно возникшее стремление к избыточности, проявившееся в обилии красочных росписей и разнообразной резьбы в крестьянских избах. Все объясняется достаточно просто: человеку нужен праздник в быту, каждый день. Этой потребности ежедневного праздника стиль барокко отвечает наиболее полно. Другой стороной «народного» барокко было наивное отражение в крестьянском и купеческом быту дворцовых проявлений высокого стиля.
Барокко в обычном народном восприятии было признаком высшего процветания. К такой эстетике стремился практически каждый человек, только-только достигший достатка и ищущий его зримого выражения. Барокко предлагает нам именно идеальные образы богатства и во многом тождественно им. Отсюда излюбленные стилем символы процветания и много позолоты. Росписи, орнаменты, скульптурный декор поражают обилием цветов и экзотических плодов, которых в России отродясь не росло, – винограда, ананасов…
Образ райского богатства простодушно и в то же время затейливо проступает в ярких орнаментах и прикладном крестьянском искусстве. Во многом национальной тягой к зримому, предметному благополучию объясняется и популярность барокко в современности, когда после советской аскезы мы вступили в эпоху изобилия дорогих вещей, ранее недоступных. Похожее явление наблюдалось при Петровских реформах. Тогда, после относительной изоляции, Россия тоже окунулась в избыточность европейской культуры начала XVIII века.
Современный дизайн интерьера в основном предпочитает «дворцовый стиль» «народному» барокко. Даже недавняя советская мода на украшение городских квартир деталями псевдокрестьянского быта была избирательна в предпочтениях. Интеллигенция 60-70-х выбирала для своих городских интерьеров не прялки и кросна, а иконы поценнее и понаряднее – даже не из народного, а из церковного быта.
3. Специфика оформления интерьеров в стиле барокко
Русское барокко зародилось в конце XVII в. – это время назвали «петровским барокко». Первая четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» или «елизаветинское барокко». Новый уклад жизни русского дворянства и царского двора, требовал дворцов в стиле европейского барокко, где можно было давать богатые обеды, устраивать роскошные приемы, балы.
Дочь Петра I, Елизавета Петровна, склонялась к формам насыщенного итальянского барокко. Именно в годы ее правления были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшиеся от итальянского отсутствием религиозного мистицизма. Франческо Бартоломео Растрелли, выдающийся архитектор, построил для Елизаветы дворец в Царском Селе. Другими его постройками являются Зимний дворец и Смольный собор. В оригинальной архитектуре Растрелли соединились композиционные приемы Европейского Классицизма, Барокко и Французского Рококо.
Интерьеры середины XVIII века – периода зрелого барокко – могут быть охарактеризованы великолепными отделками Растрелли. Развиваемый им декоративный, поистине блестящий стиль нашел яркое выражение в парадных, наиболее крупных залах пригородных дворцов. Но они все, же составляли исключение из всех отделок. В помещениях же средних и небольших размеров Растрелли обычно применял следующую разбивку стен: внизу шла низкая панель, расчлененная на ряд орнаментированных филенок, основная часть стены разделялась на большие поля, обрамленные тонкими резными рамами, которые затягивались цветным штофом. Потолки были плоскими и покрывались подчас плафонной живописью. Основанием плафонам часто служила невысокая падуга, или же, что было нередко, потолки опирались просто на профилированный карниз.
Относительно проще по рисунку, в основном геометрическому (квадраты, ромбы, звезды), были полы дворцовых залов. Печи растреллиевского времени, более чем что-либо другое в интерьерах, были связаны с традициями предыдущего – петровского периода. Во дворцах выкладывались большие «многоярусные» печи, которые покрывались сплошным ковром гладкими сине-белыми голландскими изразцами. Форма этих печей совершенствуется, в их обработку включаются новые красивые детали. Роскошь парадных дворцовых интерьеров дополнялась в свое время мебелью, во многом отличавшейся от той, что употреблялась в скромных резиденциях первой трети XVIII века. По своему стилистическому характеру она в значительной степени была связана уже с французской мебелью.
В середине века стиль мебели находится в тесном соответствии с архитектурой: стулья, кресла, диваны в основном расставлялись вдоль стен. Их формы соответствовали усложненной, изгибающейся рокайльной резьбе, применявшейся для обработки элементов стен, рам, зеркал, картин и других деталей. Мебель становится более сложной в своих линиях, в абрисе спинок, сидений, подлокотников, ножек, в очертаниях столешниц, рам зеркал. Отмечается тенденция к уменьшению размеров и габаритов предметов. Неокрашенное дерево резко сокращается количественно и заменяется деревом с левкасной обработкой и окраской, соответствующей общему колориту данного помещения, или полностью позолоченным. Резные части выделялись если не позолотой, то дополнительным цветом – фисташковым, розовым, желтым, голубым и другими тонами.
Мягкие части мебели (спинки, сиденья) затягивались узорными шелковыми штофными тканями, в рисунке которых преобладал крупный цветочный, растительный орнамент. Наряду с шелковыми тканями использовалась и так называемая «стуловая шпалера».
В дворцовом и дворянском интерьере наряду с зеркалами, вделанными в стены, использовались и навесные в деревянных левкасных рамах, состоявших из сплетенных рокайлей. Подобные же рамы применялись для картин и портретов.
Осветительные приборы дворцовых помещений отличались подчеркнутой пышностью форм. Люстры приобретали грушеобразные очертания, в сравнительно же небольших помещениях – форму фонаря. Основным элементом убранства люстр служили хрустальные подвески в виде дубовых листьев, дополняемых «флаконами», «пирамидами» и другими украшениями. Большую роль, как и прежде, играли стенники, форма которых также усложняется. Их зеркальные поверхности составляли фон для свечей.
Особой изысканностью и нарядностью отличались жирандоли, иногда имевшие полукруглую в плане форму. Они ставились на золоченые левкасные консоли перед зеркалами, вследствие чего создавалось впечатление круглого светильника, что значительно усиливало освещенность.
Ткани, их общий характер, а также композиции рисунков принципиально не отличались от применявшихся в Западной Европе, и прежде всего во Франции.
Стиль барокко можно узнать с первого взгляда. Его трудно принять за какой-либо другой стиль. Барокко – это, несомненно, воплощение эпохи, в которой он появился. В нем хорошо сочетаются два понятия, а именно: стиль и образ жизни.
Пространственная свобода, исключительная пышность и роскошность, величественность являются отличительными чертами стиля Барокко. Важно отметить, что неповторимая игра образов и динамичность стиля можно сравнить с морской раковиной, которая и послужила названием для него. Определенную скромность и минимализм в оформлении домов заменяет превосходство, изысканное богатство и величие интерьера. При декорировании в стиле барокко используются пластичные формы, затейливые и несколько вычурные орнаменты и узоры, а также свойственна объемность силуэтов. Во всем этом чувствуется дух превосходства и возвышенности. Важно отметить, что главным элементом декора все-таки остается фресковая роспись. Она украшает как потолки, так и стены помещений. Кроме того потолки можно также декорировать с помощью тканых ковров, которые спускаются от потолка до самого пола.
В интерьере очень популярно применение инкрустаций драгоценными металлами, такими как золото и серебро. Мрамор, кость, медь, мозаика также часто используются в самых разных предметах дизайна. Зеркала, живописные полотна с изображениями полуобнаженных тел в динамике, – то есть в движение, в физическом усилии, напряжении борьбы, – или скульптур очень популярны в интерьерах стиля барокко. Пейзажные полотна также очень уместны в интерьере. Это могут быть разнообразные природные мотивы, на фоне которых изображаются сюжеты из крестьянской жизни.
Мебель отделывают дорогими, изысканными тканями, бахромой. Текстильные драпировки применяются также и для стен. Кроме того используется много лепнины.
Характерные волнообразные линии воплощаются в дизайне мебели. Для ножек характерны интересные изогнутые формы. Среди предметов мебели очень популярными становятся комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.
Кресла и диваны в стиле барокко отличаются волнообразными спинками. Конструкция диванов напоминает собой интересный ансамбль из вместе сложенных нескольких кресел. Столы зачастую уснащают круглыми и достаточно массивными столешницами, а также декорируются перламутром, мозаикой или цветным мрамором.
Кровать стиля барокко напоминает некий шатер, в котором используется много драпировок, занавесей и бахромы.
Драматизм бытия для сторонников стиля Барокко является естественной формой существования природы и человека.
Стиль барокко несет в себе сильные эмоции и мощную энергетику. Он выражает довольно прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и разнообразии мира и его непостоянстве.
Основу барокко составляют три основных изобразительных принципа: асимметрия, контрасты, крупные объёмы. Именно реализация этих принципов в архитектуре и дизайне помещений позволяет создавать такие пластичные замысловатые линии и динамичные выразительные формы, эмоционально наполняя окружающее пространство. Воплощение стиля барокко в архитектуре должно стремиться к органичности и целостности внешнего оформления здания и внутреннего убранства помещений. Причём конструктивные детали обязательно должны быть скрыты декоративно. В дизайнерском оформлении богато используются сложные орнаменты и живописные картины.
4. «Дворцовое барокко». Постройки Ф. Растрелли в Петербурге
XVIII век стал для русского искусства веком архитектуры, временем блестящего его рассвета.
Развитие русской архитектуры первой половины XVIII в. связано было с определенным кругом мастеров, среди которых были и русские и приезжие иностранные архитекторы. Деятельность в Петербурге в середине XVIII в. архитектора Варфоломея (Франческо Бартоломео) Растрелли (1700-1771) во многом определили стиль зрелого столичного барокко. В. Растрелли прошел школу мастерства у своего отца (Карло Растрелли), а позже изучал архитектурный опыт барочной Италии, дважды побывав в ней.
Весь блеск растреллиевского искусства в дворцовом строительстве, в разработке им репрезентативных парадных композиций фасада, торжественных анфилад и парадных лестниц. Весь запал барокко, его чувственно-пластическая экспрессия в основном выражается им в декоре стены, в развитии ее ритмов по горизонтали. Растрелли органично соединил в своем творчестве западноевропейскую и «московскую» ветви барокко, дав национальное проявление этого стиля, отличающееся ликующим мажорным строем, яркой цветностью, пластичностью и подчеркнуто декоративной интерпретацией форм. Дарование зодчего было настолько значительным и уникальным, что исключало воспроизведение его подчерка кем-либо из последователей. Искусство Растрелли оказало заметное влияние на развитие российского барокко.
Демонстрируя уважение к национальной традиции, В Растрелли возобновляет в середине века (1750-1760) грандиозный храм Ново-Иерусалимского монастыря, возведя над ним шатер, но, в сущности, создав здесь, ликующее барочное пространство, торжественное, напоенное светом, с дивным великолепием форм.
В условиях города окончательно оформляется схема дворца «в ризалитах» с разворотом главного фасада по линии улицы.
Уже в ранних московских и петербургских дворцах с симметричными ризалитами появилась строго упорядоченная компоновка помещений, объединенных вокруг расположенного в центре большого парадного зала. Однако в дальнейшем парадная зона разрастается в сплошную анфиладу, знаменуя кульминацию барочного пространства. Если для сравнительно небольших городских особняков характерно круговое движение по анфиладе комнат, то в крупных дворцах начинает преобладать более парадная линейная организация помещений, выстраиваемых в один или два ряда. Такого рода планировочная схема окончательно сложилась в середине XVIII в. и стала особенно характерна для стадии зрелого барокко.
Особое место среди дворцов середины XVIII в. занимают царские резиденции, созданные В. Растрелли в Петербурге (Зимний Дворец) и его пригородах – в Петергофе и Царском селе. Барочный дворец был рассчитан, прежде всего, на парадные церемониальные формы жизни. Это определило характер его архитектуры с торжественным разворотом фасадов и анфиладой приемных залов. Обязательным элементом дворцовых композиций этого времени становятся и подъездные парадные дворы. К этому времени в организме городского дворца произошло обособление его хозяйственной и парадной частей. Рядом с дворцом появились отдельные корпуса служб, подсобную роль выполнял и первый этаж дворца.
Парадно-церемониательная его функция сосредотачивается в зоне бельэтажа, в расположенной здесь анфиладе зальных помещений, восприятие которых предварялось парадной лестницей, откуда начиналось торжественное прохождение по залам. В состав помещений барочного дворца входили несколько столовых, гостиных комнат, картинный зал, где обычно экспонировалась живопись, залы с восточными раритетами, часто называвшиеся «китайскими» или «японскими», обязательно кабинет, парадная опочивальня, большая столовая. Кульминацией служил танцевальный зал, а в царских дворцах еще и тронный, где происходили наиболее пышные церемонии. «Набор» парадных помещений всякий раз варьировался в зависимости от размеров дворца и состоятельности его владельца.
В парадном пространстве дворца либо стояли, созерцая, либо двигались в танце, поэтому мебели в анфиладах барочных дворцов было немного. Парадная торжественность дворцового интерьера создавалась необычайно пышным декоративным оформлением стен и потолка, с обилием золоченой резьбы, лепки, скульптуры, живописи и различных других предметов искусства, сливающихся в единый образ. Ощущение счастливого, нескончаемого праздника ассоциировалось с мажорным ликующим образом живой природы в пору ее бурного роста и цветения. Отсюда преимущественное увеличение в декоре растительными мотивами, олицетворяющими жизненные силы и щедрое изобилие земли. Стреляющая по стенам резьба то устремлялась вверх, то тяжело оплывает вниз, охватывая окна, двери и образуя пышные картуши вокруг картин и зеркал. Плотная вязь декора создает ощущение упругости растительной рамы, через которую открывается вид на реальное или иллюзионное пространство.
Барокко стремилось удивить, часто прибегая к иллюзии, особенно в выражении бесконечности пространства. Окна, зеркала, настенная и плафонная живопись уводили взгляд в недостижимую даль. Весь это сияющий иллюзионный мир и рождал настроение праздника и блаженства, столь близкое гедоническому мироощущению процветающего дворянства.
Пластика фасада здания с множеством колонн и различных скульптурных деталей контрастно оттенялась яркой мажорной окраской наружных стен. В активном использовании цвета зрелое растреллиевское барокко развивало декоративные черты, унаследованные от московской архитектуры рубежа XVII – начала XVIII в.
Заключение
Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.
Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса – и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной «дворцовости», однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет «далекой европейской звезды» первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.
Как уже сказано выше, атмосферой барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества – от аристократии до крестьян. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. На всех уровнях – от утонченно-профессионального до стихийно-народного – в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы.
Повсюду – и в мебели, и в украшении интерьеров – мы видим обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна.
Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.
Русское барокко конца XVII – начала XVIII веков – первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.
Таким образом, цель данной работы достигнута. Мы изучили историю создания стиля Русского барокко XIII в., ознакомились со спецификой оформления интерьеров.
В ходе изучения исторического стиля, ознакомились с большим количеством литературы, обсуждали фото с интерьерами в стиле Русского Барокко. И на основании изученного, сделали несколько ассоциативных набросков, которые отображают Дух времени как графические символы. Что в большей степени закрепило изученный материал.
Библиографический список
1) Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 4 / Под.ред. академика Б.А. Рыбакова. – М.: Изд-во МГУ, 1990 – 382 с.
) Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 400 с.
) Картины русского быта. XVIII в., Москва 2000 г.
) Некрасов А. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII вв. М., 1936. С. 364. См. также: Виппер Б. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978.
) Иоаннисян О. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века (история вопроса и некоторые аспекты архитектурной формы). Русское искусство эпохи барокко. СПб: Эрмитаж, 1998. С. 38-39.
) Андросов С. Русское искусство первой трети XVIII в. и итальянское барокко // Барокко в России. М.: Искусствознание, 1994. С. 47-57.
) Курбатов В. Значение графа Б. Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. №45. С. 463; №47. С. 477.
8) «История русского барокко» том 5 изд. АН СССР 1980.