- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,56 kb
Самарканд – Эдем Древнего Востока
Самарканд – «Эдем Древнего Востока».
Дорогие друзья! Сегодня Вы познакомитесь с одним из старейших городов мира – Самаркандом. Перед вами предстанет город, где древняя цивилизация как бы встречается с современной действительностью.
« Как небеса средь неба – купола
Индиговые, синие… Над ними
Фарфоровые стаи голубей
В лазури плещут крыльями своими.
О мира блеск, лазурный Самарканд!
В тебе седой истории преданья
И нового Востока красота, –
Величественный пафос созиданья…
Расположенный на торговых караванных путях, игравших огромную роль в экономических связях стран Востока, он еще много сотен лет назад стал одним из центров древней цивилизации и носителем историко-культурных традиций народов Средней Азии.
Город, чей возраст исчисляется более чем двадцатью пятью веками, завораживает и заманивает своей красотой и неповторимостью. Прозрачная тихость спокойных улиц, пение иволг, трели соловьев, щебет перепелок, журчание воды в арыке, невольно заставляют вас остановится, глубоко вздохнуть и, сев за достархан, под тенистой чинарой, задуматься о смысле жизни. Недаром на Востоке говорят: « Кто познал жизнь, тот не торопится.» И под крики муэдзина с минарета, мечтательно глядя на дорогу, где машины обгоняют арбу с запряженным ишаком, забыть о безумии неотвратимо наступающего 21 века.
Справедливо поэты и историки прошлого наделяли его такими пышными эпитетами, как « Эдем Древнего Востока », «Драгоценная жемчужина восточного мира », « Краса подлунных стран », « Рим Востока »…
История города сложна и противоречива. С ней связаны имена Александра Македонского, арабского полководца Кутейбы ибн Муслима, грозных Чингисхана и Тимура, ученого Улугбека.
Древнейшие страницы истории Самарканда погребены под землей, в археологических объектах, в руинах замечательных архитектурных памятников. И, лишь, благодаря археологам мы можем узнать о чем говорят древнесогдийские поселения. Изумительные архитектурные памятники Самарканда поражают высоким качеством работ зодчих, керамистов, красотой и гармонией их мастерства. В мировой архитектуре известны лишь 3 памятника, в отделке которых использованы рельефные украшения из папье-маше, и все они находятся в Самарканде. Это мечеть Биби-Ханым, усыпальница тимуридов- Гур-Эмир, и медресе Тилля-Кари.
Самарканд – город легенд. Здесь каждый камень, овраг или водоем – живое предание о былом, каждый памятник старины – свидетель действительных или воображаемых событий, каждое старое дерево связано с какой – нибудь притчей, каждый квартал города (гузар или махалля) хранит, как родословную свою легенду. Иногда эти легенды срастаются между собой и образуют циклы.
Но чаще всего они привязаны к каким – нибудь историческим местам или событиям, чем – то запомнившимся самаркандцам. И таким местом справедливо можно назвать городище Афрасиаб, захоронившее в своих недрах остатки разрушенного монголами древнего Самарканда. С него мы и начнем наше путешествие по старинным архитектурным памятникам Самарканда, как по страницам учебника истории, где каждый параграф – здание, беспристрастно повествует о самых светлых и самых темных этапах его жизни.
Афрасиаб.
До начала 18 века Самарканд располагался на территории близ северо – восточной окраины современного города. Название «Афрасиаб» появилось в письменных источниках только в 17 веке. В 15 веке место древнего и средневекового называлось «Старой крепостью» ( Хисори Кухна). Название «Афрасиаб»некоторые исследователи связывают с героем древнего эпоса «Шахнаме» – Афрасиабом, могучим владыкой Турана. Существует также предположение, что название городища произошло от таджикского слова «Парсиаб» ( согдийское Паршваб), что означает «над черной рекой» (Слоб), которая омывала городище с северной стороны. Видимо, позднее население по – своему осмыслило это название, связав его с легендарным царем Афрасиабом.
Ныне Афрасиаб – огромное скопление безжизненных холмов, но в далеком прошлом здесь кипела жизнь. Именно этим и объясняется пристальный интерес ученных к Афрасиабу.
Пологие холмы городища Афрасиаб скрывают руины единственного в своем роде среднеазиатского города. Его уникальность в необычайно крупных для своего времени масштабах укрепленного городского поселения. Древний Самарканд, располагавшийся здесь, был средоточием экономической, культурной и, по всей вероятности, политической жизни долины Заравшана в его среднем течении. Город на Афрасиабе формировался, видимо, как обширная, негусто населенная территория, окруженная стенами. Укрепление возникло на базе естественного стратегически выгодной рельефа территории. Городище Афрасиаб расположено на крупном останце лессовидной террасы. Площадь Афрасиаба 288.9 га. Граница, идущая по краю обрывов, с большим изгибами тянется на протяжении 5.4 км. В рукописях говорится, что он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной 70 стадий – около 14 км.
Трудоемкие работы по организации водоснабжения и сооружению крепостных укреплений были вызваны сложившимися к тому времени социально – экономическими условиями, необходимостью перемещения населения из небольших, разбросанных по округе неукрепленных селений под защиту мощных стен.
Посмотрите на вот эти монументальные кладки, они характеризуют первые этапы становления города, они были возведены еще 5 – 3 веках до нашей эры.,
их расчистили только на 80 м. в длину и 13м. в высоту, а сколько еще спрятано под землей?! Городские укрепления тех же периодов представлены и на западе Афрасиаба, где наиболее полно сохранился наружный фасад стены 3 века до нашей эры, с многочисленными пилястрами и стреловидными бойницами.
У подножья цитадели издревле лежали городские кварталы с жилищами горожан, храмами, водоемами и рыночными площадями, оплетенные сложной сетью улиц, переулков, каналов.
Давайте заглянем ненадолго в наиболее полно изученный сейчас квартал
7-8 в.в. нашей эры., где были обнаружены знаменитые на весь мир настенные росписи, выполненные талантливейшими самаркандскими живописцами. Пока вы будете рассматривать фрески я расскажу вам еще немного об истории этого городища. В исторических хрониках античного времени самое ранее письменное упоминание о Самарканде, известном под названием Мараканд, относится к 329 г. до н. э. ( в описаниях завоевательских походах Александра Македонского). Весной 329 г. до н. э. греко – македонская армия во главе с Александром за 15 дней совершила трудный переход через горный Гиндукуш и вторглась на территорию Средней Азии. Александр Македонский двинулся к Самарканду и после упорного боя захватил его. Свободолюбивый народ оказывал ожесточенное сопротивление, отстаивая свою независимость. Центром восстания, которое продолжалось три года, явилась Согдиана. Восстание местных племен и народов под руководством Спитамена против греческих завоевателей – одно из ранних народно – освободительных движений в истории Средней Азии. С 329 по 327 гг. до н. э. Александру пришлось трижды завоевывать каждый раз поднимавшуюся против него Согдиану. Только вследствие измены местной знати и военного превосходства армии восстание народных масс было жестоко подавлено. Предательски был убит Спитамен.
После Александра Македонского Самарканд вместе с другими районами Средней Азии входил сначала в состав государства селевкидов, а затем в греко-бактрийское царство. В первые века нашей эры город попал под власть могущественной кушанской державы. В 5 веке свое господство над землями Средней Азии установили правители династии эфталитов.
В 6-7 вв. во главе Самарканда стояли ишхиды (цари), действовавшие в тесном контакте с тюркским каганатом. В конце 7 – начале 8 вв. в Средней Азии появились войска арабов – завоевателей. В 712г. полководец Кутейба в результате жестоких сражений овладел Самаркандом. Население выступало против иноземного гнета, город становился центром освободительных войн против Халифата. Самарканд находился и под властью местной династии Саманидов, позже входил в состав Карахонидского государства.
Весной 1220 года в пределы Заравшанской долины ворвались орды Чингиз – хана. Послушайте, как отразил события того времени историк 8 века, Ибн-Аль-Ассир, – « Они ни над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей. Пришли, разрушили, умертвили, ограбили и ушли.»
Обрывки кольчуг и панцирей, наконечники стрел, молитва на стене, нацарапанная тут же клинком, ослабевшей рукой воина, обгорелые до красна стены, обращенные в уголь резные деревянные панно – вот свидельство последних дней жизни города на холмах Афрасиаба, уже более здесь не возродившегося. Нового расцвета Самарканд достиг уже широко раскинувшимся к югу от своих древних руин.
И, наконец, 14-середина 15 вв. знаменуются новым значительным подъемом экономической, политической и культурной жизни Самарканда. И именно в это время возросла и мировая известность Самарканда, как столицы созданной Тимуром обширной империи, простиравшуюся от Волги до Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора. Тщеславный правитель мечтал превратить Самарканд в недосягаемо – прекрасный город. До нас дошли постройки времен Тимура: живописные мавзолеи Шахи – Зинда, соборная мечеть Биби – Ханым, усыпальница Гури – Эмир.
Давайте вернемся в автобус. Сейчас мы проедем с вами по Ташкентской улице до большого перекрестка и свернув влево, на улицу Кожевенную подъедем к восхитительному древнему ансамблю Шахи – Зинда.
Шахи – Зинда.
Некрополь складывался почти 9 веков, с 9 – по 19, и только в сохранившейся на поверхности части заключает более двадцати строений разного времени, представляя не только мавзолейское зодчество Самарканда, но фактически всю архитектурную школу Мавераннахра в ее развитии. Шахи – Зинда – единственный в Самарканде археолого – архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25 – вековая история города.
Я приглашаю вас выйти из автобуса и подойти поближе к входному порталу Шахи -Зинда, он, завершая весь ансамбль, является позднейшим сооружением.
Надпись над входом гласит: « Это величественное здание основано Абдулазиз – ханом, сыном Улугбека – Гурагана, сына Шахруха, сына Амира Тимура – Гурагана в 883 г.» ( 1443 г. н. э.) Достройки и реконструкции в Шахи – Зинда продолжались вплоть до прошлого века.
Давайте поднимемся по ступенькам входной лестницы и по прохладному полумрачному коридору совершим путешествие в глубь времен. Чем дальше мы будем идти, тем древнее будут постройки.
Посмотрите, с левой стороны лестницы на террасе 15 в., располагается двухкупольный мавзолей, ранее приписываемый Казы – заде Руми – математику и астроному времен Улугбека и его приближенному. ( Вскрытие показало, что захоронение принадлежит женщине 30 – 35 лет с выраженными чертами монголоидности). Сейчас, поднявшись с вами по этой крутой тридцатишестиступенчатой лестнице, мы попадем в открытую галерею. Слева и справа здесь расположены мавзолей – усыпальницы ближайших родственников Тимура, в том числе его жены Туман – ака и сестры Ширин – бика – ака. Галерея заканчивается круглым двориком со сводчатой аркой. Под которой, справа вы видите старинную резную дверь, ведущую к самому древнему сооружению ансамбля, мавзолею Куссам ибн Абасса. Он объявлен святым за проповедь и насаждение ислама в Самарканде после его завоевания арабами. Существует легенда о том, что живший здесь Куссам ибн Абасса, закончил однажды проповедь, снял собственную голову с плеч, взял ее подмышку и скрылся через узкую щель в пещере, где и продолжает жить и по сей день. Отсюда происходит и название «Шахи – Зинда», что означает «живой царь». Гробница Куссам ибн Абасса, отгороженная от других помещений резной деревянной решеткой, облицована изразцами с арабскими надписями.
В целом, архитектурный, Шахи – Зинда представляет собой уникальный музей глазурованного декора 14-15вв. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости и изяществу ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи – Зинда.
А теперь, давайте вернемся в наш автобус и, проехав, по утопающим в зелени улицам доберемся до другого выдающегося архитектурного сооружения средневекового Самарканда – соборной мечети Биби-Ханым.
Обратите внимание, какие замечательные дороги в Самарканде. Вместо привычной белой разделительной полосы, в Европе, здесь ее заменяют газоны с цветами и вечнозелеными растениями.
Биби- Ханым.
Полюбуйтесь этим величественным зданием. Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Строилась она в течение 5 лет. Сооружение ее было завершено в 1404 году . По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. 200 каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана м других стран работали в самой мечети, а 500 рабочих в горах Пенджикента трудились над добычей, обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд.
Грандиозное здание занимали прямоугольный двор размером 130 х 102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Давайте войдем во внутренний двор мечети. Вход во двор оформлен в виде высокого портала с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветным глазурованным кирпичом, образовавшим прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаики, резным мрамором, тиснением на папье-маше, позолоченными узорами. Во дворе на постаменте установлен каменный коран. Существует поверье, что если женщина проползет под ним с правой стороны, то первый ребенок будет мальчик, с левой – девочка. Время сурово обошлось с соборной мечетью Биби-Ханым. Здания ее начали разрушаться еще при жизни Тимура, и ныне от нее остались по существу лишь величественные развалины. Но и они производят неизгладимое впечатление. Сейчас ведутся работы по реставрации всего комплекса построек Биби-Ханым в ее неповторимом былом величии. Укреплены кирпичная кладка в основании стен и облицовка портала, выпрямлен минарет, восстанавливаются стены, ограждавшие мечеть, реставрируются порталы. Предстоит возвести часть галереи, восстановить внутренний купол здания большой мечети. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим Биби-Ханым (дорогую тетушку), восставшую из пепла прошлого как, птица Феникс.
А теперь давайте вернемся в автобус и проехав по Регистанской улице доберемся до центра средневекового Самарканда площади Регистан. Сюда вели все основные дороги. И наша дорога сейчас тоже направляется к сердцу старого Самарканда – Регистана, что в переводе означает (Песчаное место).
Регистан
Регистан – форум и торгово-ремесленный центр древнего города. Воздвигнутый здесь ансамбль монументальных зданий – уникальный образец градостроительной культуры минувших веков.
Когда-то, давно, здесь под звуки огромных медных труб – джарчи глашатаи объявляли гражданам милости и грозные кары властителя. Здесь всенародно совершались казни, провозглашались начало и конец войн и походов. Сюда являлся триумфатор-победитель, чтобы покичиться перед самаркандцами награбленными в далеких странах трофеями, добычей и отрубленными головами врагов, воздетыми на длинные пики. Сюда же, на Регистан, сбегалось мятежное население, чтобы идти в кварталы знати, громить ненавистных угнетателей и тиранов.
Площадь Регистан с трех сторон замыкает величественное здание: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), Шердор (1619-1636 гг.), Тилля-Кари (1647-1660 гг.).
Высшее духовное заведение, своеобразный университет средневековья – медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. Среди них, по преданию, жил и учился знаменитый таджикский поэт Джами. Существуют сведения, что в медресе читал курс математики сам Улугбек. В 15 веке на Регистане были построены два монументальных здания – медресе Шердор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу – бессмертному памятнику зодчества – медресе Улугбека. Медресе Шердор, то есть здание со львами, является зеркальным отражение медресе Улугбека. Оно строилось почти 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура. Спустя 10 лет после завершения Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Название медресе означает в переводе отделанное золотом. Площадь золочения составила около 1000 кв.метров и содержит 14 кг 300 грамм золота. Медресе, по мимо своей основной задачи – обучение студентов – выполняло роль соборной мечети. Значение центральной городской площади Регистан не потерял и до наших дней. Здесь смонтирована светозвукопанорама, дающая возможность устраивать яркие представления на семи языках. Каждое медресе на площади Регистан ведет свой рассказ о жизни предков о войнах и разрухе, о мирных днях и созидании. Кончается представление под величественную мелодию словами:
Я Регистан, я сердце Самарканда
Я памятник прошедших войн и бед.
Потомок, слушай мудрости завет: мир береги.
Жить в мире, дружбе-счастье.
Ты всюду помни это, человек.
Заключение.
Итак, мы с вами совершили экскурсию по историческим местам г. Самарканда. Посмотрели, как он рос и менялся на протяжении более чем 25 вековой истории. Узнали, имена тех, кто завоевывал этот город, в чьи периоды правления он достигал наивысшего расцвета, либо падал в тартарары. Сейчас, я предлагаю вам самостоятельно побродить по мечетям Регистана, зайти во множество антикварных и ремесленных лавочек, которые располагаются на месте бывших келий, посмотреть представление местной театральной группы и встретиться через 1.5 часа, на этом же месте, где вас заберет автобус и отвезет к гостинице. Всего Доброго, Вам!
Характеристика экскурсии.
По содержанию: обзорная, одноплановая.
По месту проведения: городская.
По способу передвижения: транспортная, автобусная.
По форме проведения: общеобразовательная.
По составу экскурсантов: для гостей города.
Продолжительность: 4 часа.
Протяженность: около 10 км.
Экскурсия разработана впервые.
Цель экскурсии: Ознакомить гостей города с красотой, величием, историей 25 – векового города Самарканда.
Задачи: 1) Показать исторический и современный облик города.
2) Рассказать, как формировался город на протяжении 25 веков.
3) Рассказать о великих людях, населявших этот город.
4) Рассказать о древних легендах и преданиях Самарканда.
5) Показать наиболее интересные и красивые памятники архитектуры.
Объектно – тематическое планирование.
Объект |