- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,21 Кб
Самобытность культуры Средневековой Руси (IX-XVI)
Самобытность культуры Средневековой Руси (IX-XVI)
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика средневековой Руси
Глава 2. Русская культура в IX – XVI веках
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Период Средневековья имеет огромное значение в истории русской культуры. При этом эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах.
Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. При этом знамение крещение Руси положило начало становлению российской православной цивилизации. В свою очередь, крещение было вызвано комплексом факторов. И среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство.
Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире – самого характера народа и его психологии.
В свою очередь, византийские мастера построили на Руси каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями. Однако следует отметить, что, в отличие от религии и основных философских знаний, принятых Русью из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь начала сразу вырабатывать самостоятельные формы. Так, к началу XII в. блестящих успехов достигла оригинальная русская литература и прежде всего летописание. Разительно отличались летописи и от западноевропейских анналов. В том случае, если летописи Древней Руси были неким воплощением осознания возникновения нового народа, то летописи Московском Руси имели целью собрать и сохранить всю предшествующую традицию. Это свидетельствовало о высоком развитии чувства исторической памяти.
Характеристика средневековой Руси как последовательной смены фаз развития позволяет проследить все многообразие, многофакторность ее экономической жизни, политических изменений, духовной и художественной культуры. Это процессы динамические, изменяющиеся в своих внутренних пределах, вектор которых указывал в направлении трансформации средневекового культурно-исторического комплекса.
Целью данной работы является изучение особенностей культуры Средневековой Руси.
Глава 1 Общая характеристика средневековой Руси
В истории Российского государства и культуры периода с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в этот период определились границы всего государства. Только в Средние века были неким образом заложены этнокультурные основы будущих наций и многих национальных языков. В период Средневековья сформировались православно – христианские общественные идеалы.
При этом в истории средневековой Руси можно проследить несколько этапов:
·I – древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;
·II – вторая половина XIII-XV в.;
·III – начало XVI-XVII в [3, c. 102].
Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и, в конце концов, в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.
Экономическое и политическое развитие Древней Руси дохристианской поры, отличавшееся динамизмом и многокачественностью, породило множественность форм и проявлений духовной культуры, достаточно высокой для своего времени. К сожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено: в том повинны и безжалостное время, и всесокрушающие стихийные бедствия (прежде всего пожары), и многочисленные вражеские нашествия, перемежавшиеся княжескими междоусобицами, и пренебрежительное отношение господствующих классов к народному культурному наследию. Есть доля вины (и притом немалая!) и на русской православной церкви: по ее повелению истреблялись как «порождения языческого суеверия» или предавались забвению многие произведения культуры дохристианского времени [9, c. 129].
Киевская Русь являлась крупнейшим государством периода Средних веков. При этом в отличие от других восточных и западных стран процесс формирования российской государственности имел свои некоторые особенности. Одна из них – это пространственная и геополитическая ситуация. В этом смысле Российское государство занимало средне положение между Европой и Азией. В свою очередь, Киевская Русь не имела определенных, ярко выраженных границ.
В процессе становления Русь смогла приобрести особенности как восточных, так и западных стран. Помимо этого, острая потребность в постоянной защите от внешних врагов огромной территории вынуждала сплачиваться народы с различным типом развития, вероисповедания, а также культуры.
Крещение Руси оказало определенное влияние и на культурную жизнь общества. Христианство сыграло огромную роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Огромное влияние крещения отразилось и в художественной области. В данном случае многие греческие художники создавали в новообращенные стране произведения искусства. К, примеру, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
В свою очередь, с православием на Русь пришло искусство красноречия. В данном случае древнерусские ораторы – проповедники в собственных речах утверждали духовно – нравственные ценности веры. Они объединяли людей, а также учили многих [13, c. 109].
Стоит отметить, что церковное проповедничество могло быть устным и письменным. Именно оно было школой непосредственного приобщения народа к высоким ценностям культуры. А моральное сознание и поведение являются основными характеристиками человека как социального существа. При этом мораль представляет собой духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе.[9, c. 95]
Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, – «Слово о Законе и Благодати». Подобное произведение было создано митрополитом Илларионом – первым русским митрополитом на Руси.
И, тем не менее, историю русских земель II периода следует разделить на три этапа:
I – 40-е годы XIII – начало XIV в. (этап характеризуется довольно глубоким демографическим кризисом);
II – XIV в. (этап характеризуется преодолением кризиса);
III – XV в. (этап характеризуется достаточно быстрыми темпами роста производительности, а также непосредственным вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно – угорским населением).
Стоит обозначить, что к концу XV века образовалось государство типа сословной монархии – Московское государство. Оно при этом добилось полного освобождения от монголо – татарской зависимости. Начиная с XV века также довольно постепенно складывались некоторые предпосылки формировании новых народностей и даже выделения языков. В пределах Московского государства началось непосредственное воссоединение бывших земель Киевской Руси [1, c. 267].
Начатый первыми московскими князьями процесс непосредственного собирания земель и определенного укрепления собственной власти в это время активно продолжался. И после долгой и тяжелой борьбы между князьями Москва стала политическим центром русских земель.
Так, Иван III (1440 – 1505) присоединяет Новгород в 1478 г. Он отменяет вече. Затем последовали Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоянием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном III стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.
В свою очередь, начинает налаживаться система органов центрального управления. Данная система включала в себя:
·казну (финансовые, внешнеполитические и иные общегосударственные дела);
·дворцы (управление из центра присоединенными землями);
·наместников (назначаемые из центра правители уездов) [15, c. 256].
Важно подчеркнуть, что довольно длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завершался. И Иван III принял титул Великого князя Всея Руси. Так, он имел печать великого государя. На одной стороне такой печати изображен двуглавый орел, а на другой – всадник. При этом прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.
Важно подчеркнуть, что русская культура за два с половиной века прошла тернистый путь от страшного разорения, что приостанавливало ее развитие, к упорному возрождению которое смогло привести ее к высочайшим достижениям. В свою очередь, многообразная по собственным местных особенностям, культура все более складывалась как единое целое.
Что касается III периода развития, то в условиях Московского государства сформировался феномен России. Именно в тот период и закрепилось название страны. В течение середины второй половины XVI-первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории – подготовки страны к эпохе реформ Петра I.
Таким образом, период Средневековья имеет огромное значение для развития Российского государства. Именно в этот период определились границы всего государства. Именно в этот период Средневековья сформировались православно – христианские общественные идеалы.
Русская культура в IX – XVI веках
Развитие культуры Древней Руси осуществлялось в тесной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением всего государства, а также укреплением отношений с соседними странами. Необходимо подчеркнуть, что культура Древней Руси достигла довольно высокого уровня. Она смогла создать основы для культурного развития последующих эпох.
Отметим, что понятие «культура» восходит от латинского слова «cultura». Культура обозначает определенную функцию, которая непосредственным образом связана с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу [16, c. 195].
На современном этапе развития общества, понятие культуры многозначно. Отметим различные направления к пониманию данного термина. Так, в рамках социологического подхода культура понимается в качестве некоторой совокупности многих духовных ценностей. В свою очередь, в рамках философского подхода культура представляет собой исторически сложившийся конкретный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. При этом, следуя антропологическому подходу, под культурой понимается некоторая совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.
Что касается материальной культуры Древней Руси, то довольно успешно в этот период развивалось земледелие, лесные промыслы, оружейное и ювелирное производство. В этом смысле глиняная посуда, которая изготавливалась с использованием гончарного круга, была повсеместно распространена. На Руси изготавливали разнообразную глиняную посуду не только для варки пищи, хранения продуктов (зерна, меда, вина и др.), но и для застолья. Гончары изготавливали не только посуду, но и кирпич, черепицу, декоративную плитку, а также другие стройматериалы, которые делались из обожженной глины. Также интенсивно развивалось плотницкое ремесло.
В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси. Всего в Киевской Руси можно насчитать до 70 ремесленных специальностей [12, c. 265].
Типичным жилищем в Древней Руси была полуземлянка или же бревенчатый сруб. При этом жилье в Древней Руси отапливалось печью. И топилась она по – черному для меньшего расхода дров. Стоит обозначить, что у зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В свою очередь, основу внутреннего убранства жилища составляли лари и лавки. На них и сидели и спали.
Что касается одежды жителей Древней Руси, которые принадлежали разным сословиям, различалась не только покроем, но и материалом. Основу костюма составляли рубаха, штаны, которые заправлены в сапоги, плащ, а зимнее время – меховой кожух.
Необходимо обозначить, что повседневная жизнь жителей Древней Руси в полной мере отражалась в устном народном творчестве. Здесь стоит выделить обрядовый фольклор. Он тесно связан с земледельческим календарем и уходит в корнями в древние языческие верования. Язычество – это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру до возникновения христианства.
При этом в славянском язычестве отложилось многое из того, что неистово следует отнести к общему индоевропейскому единству. Здесь сохранилось кое – что из более ранних охотничьих представлений.
До настоящего времени сохранилось большое количество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Значительное место в фольклоре занимает былинный эпос. Былины – это составная часть исторического фольклора. Непосредственное появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило определенное укрепление государственной власти. При этом фольклор оказал огромное влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Отметим развитие письменности и литературы в Древней Руси. В этом смысле сообщения средневековых авторов в полной мере позволяют предполагать наличие у древних славян письменности еще до принятия христианства. Как известно, эстетическое чувство формировалось у человека в процессе трудовой деятельности и под ее непосредственным воздействием. Наблюдая гармонию в природе и воспринимай ее как выражение прекрасного, люди стремились внести красоту и в свой труд: добивались того, чтобы и орудия труда и продукты трудовой деятельности были гармоничными, порождающими эстетическое наслаждение [7, c. 87].
И, тем не менее, довольно широкое распространение письменности началось с распространением христианства и созданием славянского алфавита – кириллицы. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества
В древней Руси писали на пергаменте. В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы «книжного учения». При этом грамотность достаточно быстро распространилась в Древней Руси.
Также огромное влияние крещения отразилось и в художественной области. С принятием православия на Руси стало активно развиваться церковное зодчество и иконопись. В данном случае многие греческие художники создавали в новообращенные стране произведения искусства. К, примеру, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
В свою очередь, с православием на Русь пришло искусство красноречия. В данном случае древнерусские ораторы – проповедники в собственных речах утверждали духовно – нравственные ценности веры. Они объединяли людей, а также учили многих.
Стоит отметить, что церковное проповедничество могло быть устным и письменным. Именно оно было школой непосредственного приобщения народа к высоким ценностям культуры. А моральное сознание и поведение являются основными характеристиками человека как социального существа. При этом мораль представляет собой духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе.[9, c. 95]
История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. При этом другой формой было политическое красноречие.
В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра – дидактическое (назидательное) «Поучение» и торжественное панегирическое хвалебное «Слово». Поучение» имеет целью формирование идеалов, воспитание человеческой души и тела. Оно проще, доступней, адресовано не слишком просвещенному читателю. «Слово» трактует высокие и общие темы – духовные, государственные, политические. Хвала князю или святому, сложное по форме, обильно украшенное произведение обращено к более образованному кругу.
Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, – «Слово о Законе и Благодати». Подобное произведение было создано митрополитом Илларионом – первым русским митрополитом на Руси. Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Иллариону. В данном случае летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним [6, c. 76].
Многие историки полагают, что именно он и князь Ярослав были инициаторами сооружения собора Софии в Киеве. И не исключено, что именно в этом храме – тогда самом величественном и роскошном – в присутствии самого князя и членов его семьи и произнес он свое «Слово».
Стоит обозначить, что любимым чтением русских людей были жития святых (называемые также агиографией). При этом в самом начале в Древней Руси существовали лишь переводные жизнеописания
Что касается архитектуры, до принятия христианства на Руси стали строиться храмы. И первые церковные постройки были деревянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь.
В период с XII по XIII вв. ведущей темой литературы было создание единства Русской земли. При этом крупнейшим литературным произведением данной эпохи является «Слово о полку Игореве». Необходимо подчеркнуть, что в XIII в. русские земли подверглись сокрушительному монгольскому нашествию. Это, в свою очередь, нанесло непоправимый ущерб русской культуры.
Главной темой фольклора данного периода являлась борьба против монгольского нашествия. При этом в XIII – XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания.
В свою очередь, с XIV в. помимо пергамента стали применять привозную из Европы бумагу. Однако по – прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Важными центрами летописания в этот период являлись Новгород, Тверь, Москва. При многих различиях летописей отдельных земель и княжеств главной темой русского писания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры. Подобная тема преобладала и в литературе. В данный период были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Батыем Рязани».
В изобразительном искусстве XIII – XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Так, для фресок и икон Феофана Грека свойственна особая эмоциональная напряженность, а также насыщенность цвета. Другая манера была присуще Андрею Рублеву. Он стремился к мягкости, плавности линий.
Важно обозначить, что в XVI в. Русское государство завершило объединение русских земель. И к концу XVI в. определенным образом утвердилось новое наименование страны – Россия.
В этот период в городах стали возникать каменные жилые постройки. они в основном принадлежали борам и богатым купцам. Главным руководством по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей стал «Домострой». Он написан протопопом Сильвестром в середине XVI в.
Рост производительных сил страны выражался в конце XV и в XVI в. не только в подъёме сельского хозяйства, но и в дальнейшем развитии ремесла, в совершенствовании техники, орудий производства и навыков мастеров. В XVI в., особенно во второй его половине, усилилось развитие как в городе, так и в деревне мелкого товарного производства [2, c. 125].
В устном народном творчестве этого периода видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.
Стоит подчеркнуть, что в конце XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. Так, в период с 1476 по 1479 гг. был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Именно он выстроил Успенский собор. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре под Вологдой, которые были созданы художником Дионисием.
Таким образом, культура Средневековой Руси отличается своей самобытности. До настоящего времени сохранились некоторые памятники культуры того времени.
Заключение
средневековый русский культура искусство
Культура Средневекой Руси имеет определенные черты, отражающие е самобытность. Важнейшей особенностью культуры Руси в Средние века является религиозность. В то время, когда в Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия русского человека были пронизаны православным религиозным воздействием и во многом определялись им. Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло огромную роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Также характерной чертой культуры Средневекой Руси является двоеверие, то есть сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Важно помнить, что древнерусская культура, главным очагом которой являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской культурой, но она впитала также значительные воздействия культур Востока.
При этом развитие культуры Руси осуществлялось в тесной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением всего государства, а также укреплением отношений с соседними странами.
Именно в культуре наиболее полно отражаются важнейшие события ив истории всего государства: принятие православия, моноголо – татарское нашествие, объединение земель.
Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской и византийской культур.
Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.
Список использованной литературы
1.Аксёнова М. Д. История России и её ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого – М.: Аванта+, 2001. – 590 с.
.Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2013. – 592 c.
.Ахиезер А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. – М.: Новое Изд.-во, 2013. – 496 c.
.Бессолицын А.А. История российского предпринимательства: Учебник / А.А. Бессолицын. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 400 c.
.Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь. Тверь-Москва, «Леан Аграф», 1996. – 590 c.
.Вурста Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 191 c.
.Гуревич П.С. Культурология. – М.: Наука, 2009. – 456 с.
.Захаревич А.В. История отечества: Уч.- М.: «Дашков и К», 2006. – 589 с.
.Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005. – 432 с.
.Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс»,1994. – 512 с.
.Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., «Наука», 1991. – 678 c.
.Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 589 с.
.Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. – М.: СП «Слово», 1991. – 462 с.
.Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. – М.: издательство НОРМА, 2001. – 390 с.
.Соловьев С.М. Об истории древней России (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.
Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Отв. редактор Радугин А.А. – М.: Центр, 1998. – 784 с.