- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,19 kb
Санкт-Петербург. Две столицы: Духовное величие
Санкт-Петербург. Две столицы: Духовное величие
Перевезенцев С. В.
Новые духовные веяния, охватившие Россию в царствование Петра I, ярче всего выразились в храмовом строительстве Санкт-Петербурга. В этом отношении здесь сразу же столкнулись две тенденции. Первая из них восходила к древнерусской традиции, когда возведением церквей освящался сам город. Другая тенденция имела западноевропейские рационалистические корни, и в соответствии с этой тенденцией, строительство церквей подчинялось исключительно мирским задачам. А главным критерием, зачастую, становился «экономический» — храм строился только тогда, когда численность паствы была достаточной для его достойного содержания. В 1723 г. Святейший Правительствующий Синод определил, что на приход в 100–150 дворов полагалась церковь, в которой служит один священник, один дьячок и один пономарь. Соответственно, приход в 200–250 дворов мог содержать церковный штат из двух священников, двух дьячков и двух пономарей, а 300 дворам дозволялось иметь церковь с тройной квотой церковнослужителей. Более того, само строительство церквей было строго регламентировано — в начале XVIII в. вышло несколько указов, запрещающих строить «лишние» церкви и часовни. Вот и получалось, что, если в Москве в начале XVIII в. при населении в 200 000 человек было 679 церквей и 22 монастыря, то в Санкт-Петербурге к 1723 г. при населении в 40 000 человек, было всего 30 церквей, причем семь из них были домовыми. Но во второй половине XVIII — начале XX вв. русские традиционные представления взяли верх. В этот период храмовое строительство в Петербурге значительно расширилось, и к 1917 г. в городе и ближайшей округе действовало около 680 соборов, церквей и часовен, а также 4 монастыря.
Еще одна особенность Санкт-Петербурга заключалась в том, что в городе, по сравнению с Москвой, изначально много строили католических и протестантских храмов. Причиной тому было стремление Петра I привлечь в город иностранных купцов, создать для них комфортные условия жизни, в том числе и условия для духовного бытия. Первая католическая церковь в Санкт-Петербурге была построена уже в 1710 г., а к началу XX в. действовало 8 католических соборов и не менее 10 приходских и домовых церквей. Еще раньше, в 1704 г., была возведена первая лютеранская церковь, и перед 1917-м годом в Санкт-Петербурге действовало около 40 протестантских церквей, часовен и молитвенных домов разных направлений.
***
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга и в ближайших окрестностях действуют 4 монастыря. Крупнейший и старейший из них — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — мужской монастырь в Санкт-Петербурге, расположенный при впадении в Неву Черной речки (ныне р. Монастырка). Обитель была в 1710 г. Петром I на том месте, где, по преданию, Александр Невский в 1240 г. одержал победу над шведами.
Архитектурный ансамбль Лавры представляет обнесенное каменной оградой каре, прямоугольник. Несколько, преимущественно двухэтажных, корпусов окружают трапецевидный двор созданиями в виде башен по углам, с соборным храмом и другими храмами, в основном в стиле русского барокко.
В 10-е — нач. 20-х гг. XVIII в. архитектор Доменико Трезини возвел северные корпуса келий и двухэтажную церковь, в нижнем этаже которой разместился Благовещенский храм, а в верхнем — Александро-Невский храм. С 1723 г. Благовещенский храм стал усыпальницей для членов царской семьи и родовитого дворянства. Здесь погребены: вдова царя Ивана VI царица Прасковья Федоровна, сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, дети Петра I Петр и Анна. В церкви находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткой надписью на белой мраморной плите: «Здесь лежит Суворов».
В 1716 г. было положено начало строительству центрального Свято-Троицкого собора. Собор строили почти полвека. Но в 1755 г. его разобрали из-за обнаружившихся трещин в фундаменте. В 1776–1790 гг. по проекту архитектора И.Е. Старова был возведен новый величественный собор в стиле классицизма — с одним большим куполом и двумя пристроенными колокольнями. Над внутренним убранством собора работали скульптор Ф.И. Шубин, художники И. Пинкетти, И. Акимов, Ф. Давыдов.
В 1740–1780-е гг. построены южные корпуса келий и комплекс зданий, опоясывающих монастырский двор. В 1783–1785 гг. И.Е. Старов возвел главные ворота монастыря с надвратной церковью. Всего в пределах монастырских стен, кроме Свято-Троицкого собора, расположено еще 10 церквей. В 1797 году монастырь был возведен в статус Лавры.
Главная святыня Лавры — мощи св. князя Александра Невского. Торжественное перенесение святых мощей в Александро-Невский монастырь произошло в 1724 г. Пусть из Владимира, где хранились мощи, в Петербург занял несколько месяцев. Святые мощи везде встречали и провожали с молебнами, иконами и колокольным звоном. 30 августа 1724 г. состоялось водружение святых мощей в специально возведенный деревянный храм св. Александра Невского. Позднее, до 1790 г. святые мощи хранились в верхнем храме — св. Александра Невского — Благовещенской церкви. В 1747–1752 гг. для хранения св. мощей князя из чистого серебра изготовили раку в пышном стиле барокко, весом 86 пудов. Она включала в себя саркофаг, пирамиду, постаменты с воинскими доспехами и канделябры. В 1790 г. рака с мощами св. Александра Невского была перенесена в Свято-Троицкий собор. В 1922 г. святые мощи были изъяты из обители, и возвращены только в 1989 г. Другие особо почитаемые святыни Лавры — чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Достойно есть».
На протяжение XVIII–XX вв. рядом с обителью сложился знаменитый некрополь Александро-Невской лавры, который служил местом захоронения знати и известных деятелей культуры. Некрополь состоит из трех кладбищ — Лазаревского, Тихвинского и Никольского. На старейшем Лазаревском кладбище похоронены М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, фельдмаршал Б.П. Шереметев, архитекторы И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, К.И. Росси, скульптор Ф.И. Шубин, художник В.Л. Боровиковский. На Тихвинском кладбище погребены писатели Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Ф.М. Достоевский, композиторы М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и многие другие деятели отечественной культуры.
В 1918 г. Лавра была закрыта, все ценности и реликвии изъяты. В 1924–1935 гг. закрыли все действующие храмы. Только в 1956 г. Свято-Троицкий собор возвратили церковной общине. Сам монастырь был возрожден в 1996 г.
Ныне при лавре находятся Свято-Петербургское Александро-Невское духовное училище, духовная семинария и Академия, православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы.
Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь ведет свою историю с 1732 г. Главный храм обители — собор в честь преп. Сергия Радонежского, основанный в 1735 г. и перестроенный в византийском стиле в 1854–1859 гг. Этот пятиглавый, двухэтажный храм вмещал 2 тысячи человек. Кроме того, до 1917 г. в монастыре было 6 храмов и 4 часовни. Расцвет обители приходился на 30-е гг. XIX в., когда монастырь возглавил святитель Игнатий Брянчанинов. К 1917 г. в монастыре жило около 100 человек, из которых, по традиции, выбирались судовые священники для русского военного флота. Монастырь был закрыт в 1920-е гг. и возрожден в 1994 г.
Воскресенский Новодевичий монастырь возник в 1748 г. по велению императрицы Елизаветы Петровны, ибо именно в эту обитель, по преданию, императрица собиралась удалиться в старости. Для размещения насельниц императрица передала свой летний дворец, известный под именем «Смольный». Рядом государыня открыла училище для воспитания девиц из дворянских семей. Но уже в 1764 г. монастырь закрыли и возобновили только в 1845 г., при этом переместили на Васильевский остров, а в 1848 г. — перевели на новое место (ныне — Московский проспект). В центре монастыря располагается пятиглавый каменный собор Воскресения Христова (1849–1861 гг.), рядом — Троицкий храм и церковь в честь Казанской Божией Матери. Закрытый в 1925 г., монастырь возобновлен в 1997 г.
Свято-Иоанновский женский монастырь был основан преп. Иоанном Кронштадтским в честь своего небесного покровителя св. Иоанна Рыльского на берегу р. Карповки на Петроградской стороне. Как самостоятельная обитель существует с 1902 г. Величественное каменное пятикупольное здание монастыря было построено по проекту архитектора Н.Н. Никонова. Два верхних этажа в главном четырехэтажном здании соединены в один, и в нем устроен просторный храм Собора Двенадцати Апостолов. На первом этаже располагается храм св. Иоанна Рыльского. В подвальном этаже (крипте) устроена церковь-усыпальница преп. Иоанна Кронштадтского — беломраморный храм св. пророка Илии и св. царицы Феодоры. На западной стороне — колокольня. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1989 г. верующим возвратили нижний храм св. Иоанна Рыльского. В 1991 г. возродилась и сама обитель.
***
«Первенствующим в империи» — так называли Исаакиевский собор, ибо до 1922 г. был главным храмом имперской столицы Санкт-Петербурга.
Сооружение Исаакиевского собора длилось сорок лет и стало триумфом отечественной строительной техники. Под фундамент вбили более 10 тыс. трехсаженных свай. На них положили цоколь из двух рядов гранитных камней. Стены собора были сложены из кирпича и гранита с облицовкой внутри и снаружи лучшими сортами итальянских и финляндских мраморов. Заготовки для колонн доставляли в Петербург морем на специальных судах.
В итоге многолетних усилий возникло монументальное, величественное пятикупольное здание, ставшее одним из символов Санкт-Петербурга. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Монументальный объем здания завершен громадным металлическим золоченым куполом на барабане, окруженном 24 монолитными гранитными колоннами. Всего в храме 112 монолитных колонн различной величины из карельского гранита.
Размеры Исаакиевского собора поражают: высота собора — 101, 5 м, занимаемая площадь — более 1 га. Вмещает собор около 12 000 человек!
Главный вход в Исаакиевский собор устроен в западном портике. Кроме него было сделано еще 6 входов: два больших и четыре малых. Двери больших входов отлиты из бронзы, на семи дверях размещен 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Фронтоны портиков включают в себя каждый по барельефу. По углам каждого фронтона поставлены по три статуи, из которых средние изображают Евангелистов, крайние — Апостолов. По углам фасадов собора размещены колокольни, украшенные колоннами коринфского ордера.
Внутри собор имеет в плане форму греческого креста. Пол выложен разноцветным мрамором и обрамлен фризом из шокшинского порфира. В барабане главного купола размещены скульптурные изображения 12 ангелов. Иконостас собора облицован белым мрамором и украшен 10 малахитовыми и 2 лазуритовыми колоннами. Иконы размещены в три яруса: в первом и втором ярусе они мозаичные, в третьем — живописные. В Исаакиевском соборе были устроены два придела — во имя св. Александра Невского и великомученицы Екатерины.
Главный алтарь в честь св. Исаакия Далматского освятили 30 мая 1858 г., а приделы — в июне того же года. С тех пор собор был объявлен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таковым до 1922 г. В 1928 г. собор закрыли окончательно и создали в нем музей, предназначенный для антирелигиозной пропаганды. В апреле 1931 г. «для наглядного подтверждения вращения земного шара» в соборе был подвешен маятник Фуко.
В годы Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского собора были укрыты художественные сокровища из пригородных царских усадеб. Купол для маскировки закрасили в серый цвет, но собор все равно получил повреждения — на его колоннах можно увидеть выбоины от немецких бомб и снарядов.
Ныне здание собора принадлежит Государственному музею «Исаакиевский собор». В последние годы по большим церковным праздникам в соборе начали совершать богослужения.
Казанский собор был устроен императором Павлом I в честь иконы Казанской Божией Матери. К основанию собора императора побудила мечта о возведении в Петербурге храма, похожего на собор Святого Апостола Петра в Риме, ибо красотой римского собора Павел был поражен еще в юности. Казанский собор построили в 1801–1811 гг. на пересечении Невского проспекта с Екатерининским каналом на месте церкви Рождества Богородицы. Именно в этой церкви хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная из Москвы в 1710 г.
Строительство собора велось по проекту русского архитектора А.Н. Воронихина, который выиграл представительный конкурс. А.Н. Воронихин обратил к Невскому проспекту не главным (западным), и боковым (северным) фасадом, ибо иначе величественная колоннада не была бы распахнута на главную улицу столицы. В итоге архитектор нашел блестящее решение: сохранив главный вход с запада, северный фасад он зрительно превратил в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду из 96 поставленных в четыре ряда колонн. Раскрытая в сторону Невского проспекта, колоннада образует парадную площадь. Всего же собор украшает 136 колонн.
После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор стал главным хранилищем трофеев русской армии и своеобразным памятником русской воинской славы. Здесь хранились 115 французских знамен, ключи от 28 покоренных русскими войсками европейских городов и крепостей, а также жезл французского маршала Даву, захваченный в сражении. В склепе у стены Казанского собора в 1813 г. погребли прах фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1837 г. на постаментах возле соборной колоннады установили памятники фельдмаршалу князю М.И. Кутузову-Смоленскому и фельдмаршалу князю М.Б. Барклаю де Толли, которые выполнил скульптор Б.И. Орловский.
Чудотворный образ Казанской Божией Матери, помещенный в главном иконостасе, имел богатейший оклад: на ризе из чистого золота сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, более 1400 жемчужин, кораловый крест, украшенный бриллиантами, жемчугом и бирюзой.
В 1932 г. Казанский собор был окончательно закрыт, а в его здании разместили Музей истории религии и атеизма. Ныне в соборе возобновились церковные богослужения.
Выдающимся памятником русского храмового зодчества стал собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале (ныне — канал Грибоедова), известный также под названием «Спас-на-Крови».
Собор возводился как храм-памятник на месте гибели императора Александра II, убитого террористами-народниками 1 марта 1881 г. Уже вскоре новый император Александр III объявил конкурс на проект собора, в котором участвовали многие крупные русские архитекторы. Победа была присуждена проекту академика архитектуры А.А. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия, выполненному в стиле русских церквей XVI–XVII вв. Воскресенский собор строился в 1883–1907 гг.
В композиции Воскресенского собора были широко использованы приемы и формы московского собора Василия Блаженного (Покровского собора) и киевского Владимирского собора. С востока собор имеет три алтарные апсиды, каждая из которых завершается малым луковичным куполом. С запада располагается трехъярусная колокольня, завершенная также куполом-«луковкой». Вход в собор с северо-запада оформляют четыре крыльца с высокими шатровыми кровлями. Все пять глав собора покрыты цветной ювелирной эмалью. Стены здания облицованы эстляндским мрамором и специальным глазурованным кирпичом, керамикой и изразцами. В нишах цоколя, который облицован гранитом, установлены 20 гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования Александра II.
Особое место в интерьере храма занимает сень, возведенная на месте, где император был смертельно ранен. Сень держалась на четырех колоннах, а завершалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом. Свод был инкрустирован звездами из сибирских самоцветов, лазуритов и топазов в виде звезд.
Вокруг храма была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом.
К 1907 г. здание собора было полностью электрифицировано, снабжено отопительной системой, а также защитой от удара молний.
Внутреннее убранство Воскресенского собора — это великолепное произведение русского храмового искусства. Стены храма украшены уникальными мозаичными иконами. Некоторые из них выполнены в традициях академической живописи по эскизам А.П. Рябушкина, Н.А. Кошелева, Н.К. Бодаревского. Другие — в традициях стиля модерна по эскизам М.В. Нестерова и В.В. Беляева. В композициях В.М. Васнецова и Н.Н. Харламова использованы традиции византийской иконописи. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А. Парланда и А.П. Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Сами мозаики выкладывались группой русских мастеров, среди которых особым талантом выделялись Г.Ф. Батюшков, В.С. Кузнецов, И.М. Баранов, М.А. Петров.
Центральное место в мозаичном убранстве храма занимают работы художника Н.Н. Харламова. «Пантократор», помещен в главном куполе Воскресенского собора. Художник создал яркий монументальный образ — лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. По канонам византийского искусства исполнены также мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь», размещенные в малых куполах собора. Потрясающей глубины проникновения в церковное таинство отличается харламовская «Евхаристия».
До 1917 г. Воскресенский храм не был приходским, доступ в него был ограничен, ибо существовала опасность разрушения богатого внутреннего убранства. Что и случилось, после того, как храм стал общедоступным. В 1930 г. собор закрыли, позднее готовился снос храма-памятника. В 1970 г. храм передали в ведение Государственного музея «Исаакиевский собор», филиалом которого он остается по сей день.
Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира строился на протяжении нескольких десятилетий в XVIII в. на месте бывшей церкви Успения Богородицы, поэтому Князь-Владимирский собор носит и еще одно именование — «Успения на Мокрушах». Этот собор действует уже более 200 лет, а в 1928–1941 гг. считался кафедральным. В XIX в. храм был определен Собором Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира. Одна из самых почитаемых святынь храма –чудотворная икона Казанской Божией Матери, помещенная в малахитовый киот. Другие святыни собора — копия с чудотворного образа Успения Божией Матери, главной святыни Киево-Печерской Лавры, а также Берлинское Евангелие 1689 г., пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной.
Николо-Богоявленский кафедральный собор в народе прозвали собором Николы Морского. И это неслучайно, ибо собор был построен в 1753–1762 гг. на Корабельном (или Морском) полковом дворе, а посвящен во имя св. Николая Мир Ликийского, одного из самых почитаемых на Руси святых и покровителя моряков. По проекту архитектора С.И. Чевакинского пятиглавый, с широко расставленными куполами, собор был двухэтажным: нижняя церковь устроена в честь св. Николая Мир Ликийского, с приделами в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. Димитрия Ростовского, а верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. В 1756–1758 гг. на некотором удалении от собора по проекту С.И. Чевакинского была выстроена четырехъярусная колокольня, увенчанная куполом с тонким изящным шпилем. Уже после строительства колокольни по велению императрицы Екатерины II был прорыт Никольский (позже — Крюков) канал и колокольня оказалась стоящей на набережной. В Морском Никольском соборе хранилось множество святынь и икон святых, чья память связана с победами русского флота. До сих пор одной их великих святынь собора остается частица мощей святителя Николая Мир Ликийского.
Морской Николо-Богоявленский собор никогда не закрывался, в 1941 г. стал кафедральным и остается таковым по сию пору. Именно в нем в годы Великой Отечественной войны тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский и будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) ежедневно служил божественные литургии.
По планам государя Петра I главное место среди святых Русской Православной Церкви должен был занять Святой Апостол Андрей Первозванный. Именно ему император намеревался посвятить грандиозный собор в Санк-Петербурге на Васильевском острове, который должен был стать центральным государственным кафедральным собором, равным по значению собору Св. Петра в Риме. Но смерть царя оборвала и его планы… Построенный после смерти Андреевский собор на Васильевском острове был сооружен на другом месте, нежели предполагал царь, и стал обычной приходской церковью. В 1764 г. церковь сгорела от удара молнии. Новый каменный собор по проекту А.С. Виста закончили сооружать в 1779 г. и сделали Собором Кавалеров Ордена Святого Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи. В 1938 г. собор закрыли, но с 1990 г. в нем совершаются богослужения.
Воскресенский Смольный собор — один из самых удивительных по красоте храмов города. С 1748 г. он создавался по проекту Ф. Растрелли и по повелению императрицы Елизаветы Петровны как главный храм основанного государыней Воскресенского Новодевичьего женского монастыря. Но смерть Елизаветы Петровны в 1761 г. прервала строительные работы, а в 1764 г. Воскресенский монастырь закрыли. Строительство и внутренняя отделка собора возобновились по повелению императора Николая I только через 70 лет, в 1832 г. и были доверены архитектору В.П. Стасову. В 1835 г. Смольный собор был освящен и указом императора Николая I был именован Собором Всех учебных заведений.
Планировка этого пятиглавого собора удивительна. К высокому центральному куполу с четырех сторон примыкают высокие двухъярусные колокольни, завершенные луковичными главками. При этом центральный купол и четыре боковые башни-колокольни объединены в единый массив. Само здание богато украшено декоративной скульптурой, а на выступающих углах размещены пучки пышно орнаментированных колонн. Окна над входами с собор сделаны круглыми, а над ними размещены полуциркулярные фронтоны.
Весной 1923 г. собор окончательно закрыли, в 1972 г. в храме сняли иконостас. В последние годы собор превращен в концертный зал, где исполняются произведения русской духовной музыки.
В Санкт-Петербурге всегда размещались императорские лейб-гвардейские полки, каждый из которых имел свой полковой храм.
Спасо-Преображенский собор был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны на месте размещения гренадерской роты Преображенского полка, гвардейцы которой первыми присягнули новой государыне в 1741 г. С 1796 г. Спасо-Преображенский собор носит гордое имя «Собора Всей гвардии». После пожара 1825 г., в котором храм елизаветинских времен почти полностью сгорел, по проекту В.П. Стасова в 1827–1829 гг. возвели новое здание, которое и стоит по сию пору. Вокруг собора был разбит сквер, обнесенный оградой, состоящей из стволов турецких пушек, захваченных в боях русскими воинами. Внутри Спасо-Преображенского Собора Всей гвардии находились многочисленные трофеи, отбитые у турок, а также полковые знамена русских гвардейских полков.
Главные святыни храма — чудотворный образ Спаса Нерукотворного, принадлежавший царям Алексею Михайловичу и Петру I; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости»; образы Казанской Божией Матери, Знамения Божией Матери, икона Божией Матери «Утоли мои печали». Собор никогда не закрывался и ныне продолжает оставаться одним из самых посещаемых храмов города.
Собор во имя Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка возник как полковая церковь гвардейцев-измайловцев. Ныне существующий собор был построен в 1828–1835 г. архитектором В.П. Стасовым на месте предыдущего собора, возведенного еще при Елизавете Петровне и сильно пострадавшего при наводнении 1824 г. Новый храм мог вмещать до 3 тыс. человек. Стены пятиглавого собора и четырех портиков были украшены скульптурными фризами, а 24 колонны коринфского ордера центрального купола придают зданию нарядность и пышность. В стены собора вмонтированы доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях, а в самом соборе были размещены полковые знамена, ключи от крепостей, в штурме которых полк участвовал, трофеи военных кампаний 1854–1856 и 1877–1878 гг. В 1886 г. напротив Троицкого собора была установленная чугунная колонна-памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. (демонтирован и переплавлен в 1930 г.). Закрытый в 1938 г., Троицкий Измайловский собор возвращен церкви в 1990 г.
***
Изначальный многонациональный состав жителей Санкт-Петербурга определил и тот факт, что в городе существовало много храмов различных религий.
Старейший и наиболее крупный католический храм — собор Святой Екатерины Александрийской, Девы и Мученицы на Невском проспекте. Величественное, увенчанное мощным куполом здание собора было построено в 1763–1783 гг. и отличалось необычайным богатством внутреннего убранства. Здесь покоились останки польских королей и прах французского маршала Моро. Закрытый в 1939 г., в 1984 г. собор сильно пострадал во время пожара 1984 г. В 1992 г. собор святой Екатерины передали католической церкви, в нем ведутся ремонтно-восстановительные работы.
В 1990-е гг. верующим были возвращены здания трех евангелическо-лютеранских немецких церквей, в том числе церковь Святого Петра на Невском проспекте, построенное в 1833–1838 гг. по проекту А.П. Брюллова (в настоящее время церковь полностью перестроена внутри, но сохранила почти неприкосновенным свой внешний облик), а также финская лютеранская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице и шведская лютеранская церковь Святой Екатерины.
Соборная мечеть в Санкт-Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Проект ее постройки был разработан архитекторами Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским при участии А.И. фон Гогена и академика-востоковеда С.Ф. Ольденбурга. При разработке проекта за основу были взяты композиционные приемы мавзолея Гур-Эмира в Самарканде. Мечеть строилась с 1910 по 1920 гг. Стены мечети облицованы серым гранитом, облицовка портала, оформление купола и минаретов проведено с широким применением керамики и майолики. При этом большинство керамического убранства фасада мечети копирует орнаментальные украшения различных мусульманских храмов Средней Азии, Ирана и Турции. Фасады мечети украшают майоликовые надписи с цитатами из Корана. Внутренняя отделка мечети выполнена в строгом соответствии с традициями мусульманского зодчества. Закрытая в 1940–1956 гг., в настоящее время Соборная мечеть принадлежит Петербургской общине мусульман-суннитов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru