- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,92 kb
Саврасов А. ‘Грачи прилетели’
А. Саврасов. “Грачи прилетели”
Прилетели грачи, но печальна земля,
и у церкви кричит в небо вся их семья.
Здесь размытая ширь непроезжих полей,
ослабевшая жизнь почерневших ветвей,
и в затертом пальто я стою на снегу –
это лучшее, что я увидеть смогу.
Бережков В.
Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым, такой сохранилась она до наших дней.
В Третьяковской галерее собрано много картин, рассказать о каждой не хватит и ста листов. Я много слышала о галерее, но побывала там впервые – мне очень понравилось, я смогла посмотреть произведения выдающихся художников, увидеть достояние нашей культуры.
Далее я хотела бы рассказать о картинах, которые мне знакомы, но видеть их “в живую” мне не приходилось. Мне было интересно увидеть такие картины как “Утро в сосновом лесу” Шишкина И., “Утро стрелецкой казни” Сурикова В., “Грачи прилетели” Саврасова А., “Золотая осень” Остроухова И. “Иван-царевич на сером волке” Васнецова В.
Остановлюсь на одной из них, на картине Алексея Константиновича Саврасова “Грачи прилетели”, которая явилась вершиной его творчества. Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью к чистоте природы.
Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Пейзаж занимал значительное место и в творчестве художников передвижников. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.
Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок.
На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, — “Грачи прилетели” (1871 г.).
Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек. Художник, создавая картину, заставил зрителя слышать их неумолчный гомон. На втором плане тянутся сельские постройки: серый забор, за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше узкой лентой раскинулись побуревшие поля.
В воздухе пахнет весной: набухают почки на березах, поблескивает синевой пруд, выделяются на зернистом снегу следы грачей, а где-то меж облаков проглядывает кусочек ярко-голубого весеннего неба. Саврасов с большей любовью написал изогнутые стволы березок, кусты на дальнем берегу пруда, грачиные гнезда. А сами грачи – какое разнообразие поз и движений, можно легко рассмотреть, что делает каждый грач.
Весна везде начинается одинаково — с тающего снега, еще невысокого, но уже светло-голубого неба, с мягких лучей солнца, еще не горячих, но уже и не таких безжизненных, как зимой. Тишину и спокойствие деревенской окраины потревожила беспокойная стая прилетевших грачей, с шумом опускающаяся на березы, уже ожившие после перенесенных морозов. Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам, к темнеющим на горизонте полям, к крышам и заборам небогатых сельских дворов. А это значит, что вот-вот проснется жизнь в городах и селах, упадут первые зерна во влажные темные борозды на полях, появятся первые, еще несмелые листочки в садах, обещая к маю буйное цветение вишен, абрикос, яблонь. Перед нами время, которое с нетерпением ждешь во время последних отчаянных попыток зимы удержать свои позиции. Но прилетевшие грачи поют о том, что власть Снежной Королевы окончена — начинается новая жизнь.
Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. Прекрасна и сама живопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, жёлтого, коричневого, розового. В луже отражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет пространство картины, вызывая ощущение пробуждающейся природы.
А грачи всё прилетают. Мир оживает. Образ весны в картине сливается с образом Родины. Художник Л.Каменев сказал о картине: “Ведь это молитва святая!”.
Работу над картиной Саврасов начал в Ярославле, а окончил уже в Москве. В ноябре 1871 года “Грачи прилетели” была показана на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге (символично, что передвижничество появилось во многом под знаком саврасовских “Грачей”). Вскоре, купленная у автора П.М.Третьяковым, картина заняла почётное место в Третьяковской галерее в Москве.