- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,01 Кб
Секс в культурах мира
1. Секс в культурах индийцев Южной Америки
Культуры индейцев Южной Америки существенно различаются по языку, религии, обычаям. Многие из них формировались небольшими общностями до несколько десятков человек. Различные культуры часто соседствовали друг с другом имея противоположные установки относительно секса, пола, брака.
Южную Америку населяли и населяют племена как патрилинейные с доминирующей ролью мужчины, отца, так и матрилинейные, в которых почиталась женщина, мать. Имеются модели моногамии, полигамии, полиандрии (многомужества), пробных браков и т.д. в мифологии этих культур особое место занимает сексуальная тема.
Женщины часто ассоциируются с животным миром, например со змеей, с ягуаром.
Половое созревание сопровождается обрядами, запретами, в большинстве культур первая менструация рассматривалась как нечто нечистое и обряды служили для того, чтобы отогнать злые силы. Обряды инициации в мир взрослых вместе с тем готовили к супружеским ролям. Например: прокол раковины уха у турмаи, вертикальные надрезы на теле у гуаки, татуировка всего тела у мокови и т.д.
В некоторых культурах одобрялись добрачные сексуальные отношения. Эти контакты имели место во время пьяных оргий, открытого сожительства в присутствии других, но в большинстве культур они носили интимный характер.
Заключение брака связывалось с соблюдением определенных принципов, временных рамок, например с достижением половой зрелости, соответствующего возраста (чаще всего у женщин 11-13 лет, а у мбая мужчины вступали в брак в 30 лет), с получения согласия вождя или старейшины деревни, родителей. Старшими по возрасту чаще всего были мужчины, а у отомак старшими были женщины.
Инициатива заключения брака могла быть навязана мужчине, например, у харуа достаточно было признаться в своих чувствах девушке.
В других культурах выбор супруга совершала женщина. Весьма различны были и обряды заключения брака – от отсутствия всяких церемоний, до торжества во всем племени.
Дефлорация производилась мужем, старыми женщинами с помощью бамбукового ножа, матерью при помощи пальца, путем сексуального контакта с будущим крестным отцом. Во многих культурах существовало право первой ночи, принадлежавшее колдунам, вождям. Это объяснялось стремлением отогнать злых духов лицами, обладающими необходимой для этого силой. У нико чародей наблюдал за брачной ночью, у патангоро другие мужчины имели право сожительствовать с молодой женщиной, у отомак молодые мужчины должны были заключить браки со старыми женщинами для того, чтобы познать тайны интимных отношений.
Однако сексуальных контактов было меньше, чем в других культурах, это связано с многочисленными ритуальными предписаниями, периодами сексуальных табу (племенные, религиозные торжества, периоды перед охотой, войной и т.п.) многочисленными беременностями, а также коротким средним периодом жизни этих людей.
Досупружеские контакты в этих культурах были довольно распространены. С большой терпимостью относились к измене со стороны мужчины. В некоторых культурах измены встречались редко, и не следовало наказаний. Однако в других культурах измена каралась смертью (инки, каламари, амани). Причиной развода чаще служило бесплодие, старение женщины, импотенция, леность жены, плохое с ней обращение, измена.
Сексуальные отклонения у индийцев встречались чаще, чем в других культурах. Были распространены содомия, кровосмешения (инки), гомосексуализм (часто наблюдался у гуахибо, аймара).
В религии этих культур также находим сексуальные элементы. Например в литургии включались тексты сексуального характера и содержания, приносились в качестве культовых жертв женщины (хираяра, инки, хибха). У инков существовали жреца, дающие обед безбрачия.
Мексиканский антрополог Гуэйрра отмечал, что в доколумбовой Америке многие виды сексуальной практики сочетались с каннибализмом, приношением в жертву людей, с употреблением наркотиков. Анальные контакты были известны и практиковались повсеместно. Был знаком гомосексуализм. Зоофилия встречалась в Перу. Мастурбация осуждалась. Измена женщины сурово каралась, что вытекало из двойственного стандарта полов – одни нормы поведения для мужчин, а другие для женщин. Проституция не была главной проблемой, в некоторых регионах существовала гомосексуальная проституция. Кровосмесительство встречалась в высших социальных слоях.
Общей чертой для индийцев является позитивное отношение к сексу, терпимость к различным формам сексуальной активности.
2. Секс в китайской культуре
В Китае эпохи Ин и Чжоу (второе тысячелетие до н.э.) доминировал культ фала. Здесь были найдены фаллические символы относящиеся к эпохе неолита.
На ранних этапах развития общества женщины занимали в нем высокое положение. Они имели право сами определять свою судьбу. Были известны женщины-шаманки, которые служили культу плодородия.
В эпоху Чжоу развивалась патриархальная культура и связанная с ней полигамия, культивировалась роль мужчины. Это, в частности, проявлялось в формах интимных связей, широкое распространение получили гаремы, с большим количеством жен и наложниц.
Конфуцианство (5 век) противопоставляется даосизму. Взгляды Конфуция носили явный антифеминистский характер, женщину он рассматривал как существо низшее по сравнению с мужчиной. По мере роста влияния конфуцианства все больше ценилась женская чистота, преданность мужу. Они рассматривались как важнейший фактор семейной жизни, материнства. Сохранению женской чистоты должно было содействовать разделение полов. Подобная ситуация постепенно ограничивала влияние даосизма, и его известные учебники об арсаманди (искусство любви) начали исчезать с территории Китая и сохранились в Японии и китайской диаспоре. Другим фактором, повлиявшим на сексуальные установки стал буддизм который в 9 веке достиг вершины своего развития и влияния. Идеи конфуцианства, буддизма, нашествие монголов углубили процесс сегрегации полов и способствовали распространению ханжеской морали.
Китайцы критически оценивали мужскую мастурбацию (потеря семени, считали они, равносильна потере жизненной силы), терпимо относились к женской мастурбации, культивировали разделение полов и иерархию семьи, что ограничивало интимные отношения и способствовало развитию мужской дружбы, мужского общения. Конфуцианство негативно оценивало обнаженное тело, секс рассматривался как личное дело каждого. Он был лишен того значения, которое ему придавалось в даосизме, но все же секс для китайцев не был чем-то дурным, грешным, его скорее стремились нейтрализовать, не замечать.
В конфуцианстве светские этические нормы доминировали над религиозными, но принижалась роль чувств в жизни человека, их следовало подавлять и подчинять разуму, как нечто более низкое по сравнению с ним.
В такой ситуации чувство и секс приобретают второстепенное значение, отходя как бы на второй план. Женщина подчинена семье и мужу. От нее требуется верность, домовитость, не проявлять чувство ревности, в тоже время романтическая, сексуальная, партнерская любовь цениться невысоко. Мужчина имеет право на большую свободу, в том числе и сексуальную.
При выработке установки относительно секса большинство современных китайцев испытывают влияние конфуцианства, и в частности таких предписаний как создание крепкой семьи, подчиненное положение женщины. Среди китайцев живущий в Юго-Восточной Азии, сохранилось влияние даосизма.
В период «культурной революции» была попытка разрушить конфуцианские традиции и навязать новые идеи. Этот эксперимент протекал болезненно для многих китайцев. Хотя традиции конфуцианства не были искоренены, государство, используя правовое регулирование, ограничивает количество детей и навязывает однодетную модель семьи, тем самым вызывая большие изменения в структуре семейных отношений, и наверняка в отношениях между партнерами.
3. Секс в культуре Индии
Индия является тиглем многих народов, культур и традиций.
Индуизм – это одна из древнейших религий мира. В рамках этой религии существует богатая сексуальная культура. Она учит, что значение о любви и сексе имеет божественные истоки. Одной из установок, которая ярко отличает индуизм от других религий, является принцип сексуального наслаждения как блага, ценности. Сексуальная жизнь сравнивается с тончайшей борьбой, в ходе которой мужчина активен, а женщина проявляет сопротивление. Подробно описаны более 90 позиций сексуальных контактов, позволяющих получить большее сексуальное наслаждение.
Женщины согласно индуизму более сексуальны, чем мужчины, способны к более широкому диапазону сексуальных переживаний. Полнота сексуальной жизни, любовь являются для женщины большой ценностью, они делают ее не только счастливой, но и верной, сильной, альтруистичной. Секс имел магическое значение. Сексуальная близость рассматривалась как ритуал ведущий к духовному озарению.
В индуизме существуют разнообразные установки относительно тела и секса. Одни культуры чтили мужские половые органы, другие головам божеств придавали женские черты. Одни ценили верность партнеров, другие обязывали иметь внебрачные контакты, что рассматривалось как служение богам. в джайнизме секс трактовался как выражение слабости, зла, женщины рассматривались как воплощение зла, искушения, причина погибели. Им запрещалось входить в святыни. В одних сектах одобрялись все формы сексуальных контактов, в других отрицательно относились к некоторым конкретным формам. Оральные и анальные контакты оценивались различно, что вытекало из трактовки семени, как специфической ценности. Различно оценивалась и мастурбация.
В индуизме также существует понятие третьего пола, который разделен на четыре категории: евнух мужской кастрированный, нейтральный, гермафродит, женский евнух.
Тантризм – древнее изотерическое учение передаваемое секретно только посвященным и достойным. Американский историк В. Беллоу отмечает, что тантризм в течение нескольких тысяч лет был единственной культурной традицией полностью принимающей секс. Секс является одним из измерений тела, служащим творчеству, воспроизводству. Он способствует погружению в медитацию.
Тантризм является единственным направлением в индийской культуре, которое культивирует эротическое искусство и музыку, пробуждающую сексуальную энергию и сексуальные чувства.
Буддизм – это религиозно-философское учение принадлежит к древнейшим религиям. В одном из буддийских источников написано, что сексуальное сношение начинающего буддиста является одним из четырех грехов (к ним относятся воровство, обман, убийство).
Народы населяющие страну принимают секс как ценность и придают ему мистическое значение. Они высоко ценят сексуальное наслаждение, единение с абсолютом. Женщины здесь более сексуальны, чем мужчины. В сексуальной жизни существует принцип партнерства.
4. Секс в культуре ислама
Ислам можно отнести к религиям, позитивно относящимся к сексу. Многие установки относительно секса заимствованы из других религий, из доисламских культур. Арабские племена, среди которых возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия, обрезание, общественное положение женщины было намного ниже общественного положения мужчины.
Согласно Корану, при создании человека Аллах использовал не только прах, землю, но и семя, свернувшуюся кровь. Тем самым ислам признавал, что Аллах имел семя, одобрял секс как благо, ценность, что брак – это благо, идущее от Аллаха. Женщины рассматривались в исламе как сексуальные партнерши мужчин, возносились благодарности Аллаху за создание женской красоты, за обаяние женщины, ее способность возбуждать желание мужчин и т.д. с другой стороны женщинам приписывались отрицательные черты, они предстают как источник зла. Мужчина рассматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчинялась его власти.
Ислам требовал от мужчины закрывать область гениталий, запрещал ему касаться тела другого мужчины от колен до пупка, показывать свои половые органы. Грехом были сексуальные отношения вне легальных связей.
Уже с раннего возраста мальчики и девочки вели разный образ жизни. Девушки находились в своем обществе, юноши – в своем. В браке основная обязанность женщины сводилась к рождению детей, к выполнению работы по дому, от нее требовалось умение налаживать психический контакт с мужем. Сексуальная близость трактовалась как благо, источник наслаждения, полигамия и конкубинат отражали мужскую ориентацию этой культуры. Возникали проблемы и на сексуальной почве, гомосексуализм был запрещен, но не все мужчины могли иметь партнерш. Особой проблемой в обычаях стала кастрация. Хотя исламская традиция запрещала кастрацию мужчин, но для присмотра за гаремами нужны были евнухи.
Возник такой тип брака, как договорный, на определенное время, в течение которого мужчина был обязан содержать жену. Шииты рассматривали такие союзы как норму, дети от этих браков признавались законными. Часто встречалась модель семьи с двумя женами, с одной женой и с незамужней женщиной (конкубинат). Количество жен зависело от социального положения мужчины, его финансовых возможностей, профессии, количества детей и т.д. Полигамия, однако, по естественным причинам не распространилась на всех: численность женщин для этого была недостаточна, сказывались и финансовые ограничения. Сегодня во многих исламских странах иже богатые мужчины часто имеют одну жену.
Жизнь в гаремах отнюдь не была раем. Его многочисленные обитательницы, которые делились на разные категории (жены, наложницы, невольницы), плели постоянные интриги. Сексуальные потребности женщин чаще всего не удовлетворялись. Муж, как правило, выделял одну из жен, с годами он старел, и его сексуальные способности уменьшались. Женщины по сути дела лишались брачных связей. У одних это приводило к неврозам, апатии, сварливости, патологической ревности. Другие превращались в лесбиянок, нимфоманок и т.д. Личность человека, подвергшегося кастрации, также деформировалась, он становился инфантильным – вел себя как ребенок, очень привязывался к своим господам. К тому же операция кастрации в те времена проводилась в антисанитарных условиях и много молодых мужчин умирало. Этим объяснялись высокие цены на таких людей.
Сведение о сексуальных обычаях народов, населявших тысячелетия тому назад долины Тигра и Евфрата, дают многочисленные правовые кодексы, показывающие развитие правовой стороны этих обычаев. Женщины рассматривались как собственность, вещь, поэтому неверность трактовалась не как нарушение нравственности, а как посягательство на собственность. Сексуальные отношения со свободной женщиной оценивались совсем иначе: ни с той, ни с другой стороны не соблюдались никакие обязательства. Браки заключались в первую очередь исходя из экономических соображений и в целях продолжения рода. Широко практиковалась проституция. Кодексы не запрещали гомосексуальные отношения, правда, позднее гомосексуализм рассматривался уже как действие, порочащее человека. Кровосмешение, как и зоофилия, запрещалось. Эта культура выражала примат мужчины, а мужской половой орган трактовался как основа оплодотворения. Секс был ограничен определенными правовыми и культовыми предписаниями. Например, было известно понятие ритуальной нечистоты.
В ассирийский период появилась более жесткая оценка отклонений в сфере сексуального поведения. Примат мужчин, их занятий, их положения выражался, в частности, в дружбе между мужчинами, которая поощрялась, в то время как дружба между женщинами оценивалась негативно. Жена была собственностью мужа. Секс помимо прокреативного значения был источником сексуального наслаждения для мужчин. Проституции придавалось сакральное значение, она выражала вид служения божествам. Но к ней прибегали и в утилитарных целях – она давала возможность накопить приданое. Она была различна по формам: гетеросексуальная, бисексуальная, гомосексуальная, оральная, зоофильная и т.д. Эта древнейшая традиция культуры шумеров наибольшее распространение получила в городе Урук, в котором был храм бога Ану. Проститутки служили культу богини Иштар. Они жили в особом доме, называемом «гагум», и делились на три группы. Их дети отдавались на воспитание в другие семьи. Кроме профессиональных проституток подобным образом богине Иштар служили другие женщины. Существовали даже рекомендации, чтобы каждая женщина по крайней мере раз в жизни принадлежала в храме чужому мужчине.
В VI в. до н.э. вторжение персов и культуры, которую они несли с собой, повлияло на установки относительно секса народов, живших в долине Тигра и Евфрата, позднее частично и в долине Нила. Культура этих народов опиралась на зороастризм, в котором существовали добрые и злые божества, ведущие между собой борьбу. Заратустра, проповедуя дуализм относительно секса, рекомендовал воздержание, контроль над вожделением. Секс трактовался как источник деторождения, другие его значения (наслаждение) сурово осуждались. Понятие вожделения связывалось с Первой Блудницей – Йех, которая смешала семена добра и зла. Зороастризм изменил относительно терпимое отношение вавилонско-месопотамской культуры на более суровое. Сношение, не служащее прокреации, трактовалось как грех. Гомосексуальный контакт считался большим преступлением, чем убийство.
5. Культура Египта
Жители Древнего Египта проявляли относительно секса большую терпимость. В их мифологии сожительство богов – источник жизни и существования мира (мифы о сотворении мира). Главную роль играл мужчина. В сексуальных отношениях его мнение было решающим. Супружеские связи являлись моногамными, но фараоны, аристократы имели много жен. Женатый мужчина помимо жен мог иметь других партнерш. Неверность же замужней женщин была основанием для развода, она сурово наказывалась, вплоть до смертной казни. Мужчина легко получал развод, однако он был обязан выплатить жене определенную сумму денег. Женщины таких прав не имели. Браки заключались в юном возрасте: женщины – в 12-14 лет, а мужчины – в 15-17. Сексуальная инициация у мужчин происходила тогда, когда они чувствовали потребность сексуального сожительства. Для Египта характерны кровосмесительные связи, в частности среди фараонов и аристократии. Мужской примат этой культуры проявлялся также в почитании мужского полового органа. Существовала вера, что только от него зависит плодовитость женщины. Строение женского тела не вызывало большого интереса. В то же время понималась важность сексуальной жизни для психического состояния женщины, считалось, что у женщины наступает истерия, если ее матка после созревания осталась неприкосновенной. Известна была мастурбация.
В Египте были известны случаи содомии, трансвестицизма, что нашло отражение в мифологии. Терпимость относительно различных форм сексуального поведения объясняли тем, что люди, использующие эти формы, не наносят вред другим, что лицо, их практикующее, имеет детей и справляется со своими обязанностями. В многочисленных надгробных рисунках мы находим различные виды сексуальных отношений: типичные контакты, орализм, анализм, зоофилия. Из них мы черпаем сведения о распространенности проституции, связанной с культом плодородия, и сакральной проституции (культ Изиды). В Египте большое значение придавалось девственности и ритуальной дефлорации, которая, с одной стороны, рассматривалась как жертва, приносимая богам, с другой – как желание избежать кровотечения при естественной дефлорации.
6. Еврейская культура
секс культура гигиена кодекс
В раннем иудаизме (до 600 г. до н.э.) существовал довольно простой кодекс сексуальных норм, поскольку еврейская культура этого периода была типично патриархальной. В обычаях существовало много элементов, заимствованных из соседних культур (полигамия, сакральная проституция, наложницы, трактовка секса как наслаждения). Постепенно развивалось аскетическое и ригористическое течение, которое усилилось после возвращения евреев из вавилонского изгнания. В этом втором периоде сексуальному акту приписывалось в основном прокреативное значение. Мастурбация, девиация, проституция, супружеская неверность, полигамия были запрещены и сурово наказывались. Многие элементы еврейской культуры этого периода впоследствии были восприняты христианством.
Целью брака была семья. Бездетность осуждалась, безбрачие трактовалось как патология, супружеская неверность каралась смертью. Нормы, регулирующие взаимоотношение полов, опирались на религиозные предписания, зосходящие к богу. Браки заключались в раннем возрасте. Сексуальное сожительство регулировалось определенными правилами. Оно разрешалось з рамках брачного союза, девственность невесты ценилась высоко. Закон не запрещал сексуальных контактов между свободными от уз брака лицами, не регулировал принципов аре аманди, позиций. Однако он включал ритуальные предписания, например после менструации женщина была нечистой в течение 7 дней. Хотя главной целью сексуальной близости считалась прокреация, но признавалось и другое ее значение. Например, мужчина должен быть в сексуальном контакте с женой даже тогда, когда это не служит деторождению. Прерывание сексуального акта было запрещено. В случае поллюции мужчина становился ритуально нечистым, и обрести чистоту он мог только после короткого периода сексуального воздержания. Семя трактовалось как основа оплодотворения.
Что касается женщин, то по отношению к ним проявлялась определенная двойственность. В библейских книгах представлены как добродетельные, идеализированные женщины, так и женщины, наделенные крайне отрицательными чертами, живущие страстями. Опасения относительно женского сексуализма заставили издать закон, запрещающий вдовам приобретать невольников.
Евреи, как и другие народы Среднего Востока, ценили фаллос как символ плодородия, но культа фаллоса у них не существовало. Фаллос использовался в качестве военного трофея. Он тщательно оберегался, и женщинам было запрещено повреждать генитальные области у мужчин. В талмудистский период вопросам секса уделялось большое внимание. Раввины отвергали установку, что тело является воплощением зла, они призывали супругов не отказывать себе в сексуальных наслаждениях, хотя подчиненное положение женщины и настороженное отношение к ней сохранялись в культуре еврейской диаспоры. Например, Талмуд так трактует насилие над ней: поскольку первоначальное возмущение этим насилием можно обратить в согласие, то нельзя говорить о насилии над женщиной.
7. Греческая культура
Греческая культура была патриархальной, ориентированной на мужчину. Женщина, как бы по-разному ни трактовалась, всегда была подчинена мужчине. Отношение к ней не было однозначным, в литературе она чаще очернялась. Эта культура в отношении секса проявляла позитивную ориентацию и выделяла много форм сексуального поведения. Например, мастурбация трактовалась как форма, замещающая сексуальный контакт. Известны были различные предметы, служащие самовозбуждению. Большое внимание уделялось красоте тела и духа, главной целью воспитания была гармония, полнота личности, калокагатия, т.е. умение быть красивым и добрым. Наготой восхищались уже с момента развития спортивных игр. Фаллос трактовался не как постыдная часть тела, а как символ плодородия, отражения враждебных сил, поэтому его изображали на домах, в публичных местах, на предметах повседневного обихода. Выделялись различные нормы сексуального поведения.
Законы Дракона запрещали насилие, супружеские измены, эксгибиционизм, совращение детей. Законодательство Солона преследовало за проституцию, внебрачные половые связи. Кровосмешение не наказывалось законом, но трактовалось как проступок перед религией.
В Греции не привилась сакральная проституция. Исключением был Коринф, в котором якобы жило около 10 тыс. проституток. Жизнь типичных, «серых» проституток была тяжелой. Они жили в многочисленных борделях. Цена услуг была очень низкой. Существовали также элитарные проститутки – куртизанки.
Гомосексуальные связи получили наибольшее распространение среди воинов, спортсменов, учащихся. Много преданий сохранилось относительно среды аристократов, в которой педерастия приобретала особый смысл.
8. Культура Рима
Римская культура оставалась патриархальной, с мужской доминацией. Согласно римскому праву, женщины были лишены самостоятельности и находились под опекой мужчин. В течение длительного периода они не имели фамилий, а только имена. Сферой их жизни и деятельности был дом, семья, воспитание детей. По мере роста богатства воинственной империи и усиления власти императора стали проявляться сексуальные эксцессы и оргии в высших социальных слоях.
Римляне в своем искусстве не отделяли эстетических ценностей от эротических. Они ценили тело с хорошими пропорциями. Идеалом женственности была стройная фигура, полные бедра и ноги, светлая кожа и волосы. Идеалом мужчины было мускулистое, загорелое тело. Нагота в искусстве была акцентирована позднее, что, вероятно, было связано с распространением городских бань.
Римляне ценили девственность (культ Весты), но от будущей жены она не требовалась. Девственниц нельзя было осуждать на смерть, чтобы этот запрет снять, совершалось насилие. Известно, что дефлорация производилась ритуально, фигуркой бога Приапа. В древние времена первый супружеский сексуальный контакт совершался при свидетелях, первенство имели друзья жениха.
В первые столетия нашей эры происходит ориентализация греческой мысли. В орфических верованиях человек трактовался как дух, погрязший в теле. Зевс создал человека из пепла Титанов. Человек имеет двойную натуру: божественную и дьявольскую. Целью жизни является развитие божественного в себе и уход от дьявольского. Жизнь – это конфликт между высшей и низшей натурой человека. Дуализм охватывал также мир секса и пола. Сексуальное сожительство означало подчинение низшей натуре, или чувствам.
Другие направления греческой мысли также проявляли негативное отношение к сексу. Неоплатонизм рассматривал сексуальное сожительство как унижение человека, низводящее его до уровня животного, а сексуальное вожделение трактовал как самую низменную сторону психической жизни. Благо, согласно его сторонникам, состоит в уклонении от сексуальной активности.
Гностицизм был доктриной, стремящейся соединить восточные и христианские установки. Его идеи были известны уже в античном мире, его сторонники разрабатывали крайне пессимистическую и дуалистическую концепцию мира, говорили о борьбе добра и зла, видя источник зла в теле и сексе. Крайней формой гностицизма было манихейство. Школа Филона из Александрии считала, что секс в браке служит лишь деторождению, на женщину смотрели косо за ее грехопадение в раю. Она олицетворяла чувственность, а мужчина – рациональность души. Чувственные наслаждения осуждались. Близки к этим взглядам были взгляды неопифагорейцев. Плотин полностью отбрасывал мир чувств, секса. Философы этого периода в большинстве своем не состояли в браке, были предубежденно настроены относительно секса, проявляли антифеминизм.
9. Сексуальная культура христианской Европы
В христианстве существуют два вида установок относительно секса и пола. Первая доброжелательно относится к человеку, его полу, сексу, сексуальным контактам. Элементы такого отношения мы находим в Ветхом завете. В Новом завете Христос как бы продолжает это направление и придает ему новое качество. Под влиянием идей христианства была создана принципиально новая концепция брака, учитывающая всесторонние связи: этические, психологические, биологические. Целью брака стала не только прокреация (воспроизведение потомства). Изменились установки относительно женщин. Доброжелательное отношение к женщине проявлялось и позже в учениях и трудах некоторых теоретиков христианства (Климента Александрийского, Иоанна Хризостома, Альберта Великого, Франциска Салези и т.д.). Однако нельзя не отметить, что это направление не было определяющим, оно было скорее побочным, не переходило традицию. Только в XX в. (в католицизме) оно возродилось и нашло выражение на II Ватиканском соборе, в многочисленных публикациях теологов нового склада.
Сторонники второго направления в своих взглядах на проблемы пола и секса проявляли двойственность, скрытое или явное неодобрение сексуальной близости. Их взгляды носили явно антифеминистский характер. Доктрины христианства навязывали идеи аскезы, негативные остановки относительно секса, тела, супружества, женщины. Хотя гностицизм в целом и был отвергнут теологами, некоторые его установки были восприняты христианством. Долго продолжались дискуссии относительно того, что лучше – брак или безбрачие.
В позднем средневековье секс еще отождествлялся со злом, считался чем-то опасным, но уже получала распространение такая форма любви, как придворная любовь, имеющая яркую эротическую окраску. Все более усиливалось расхождение между теоретическими установками и практикой сексуального поведения. Право, например, предусматривало наказание за грехи интимной жизни, в то же время оно относилось терпимо к нарушениям других сторон жизни. Расхождение между теорией и практикой существовало, впрочем, с момента возникновения христианской культуры. Этому имеются многочисленные доказательства.