- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 43,26 Кб
Семейные ценности и клановость в культуре
Семейные ценности и клановость в культуре
Введение
семейный традиция культура
Институт семьи задает нормы и ценности, утвержденные в обществе, с одной стороны, а с другой- отражает ценности и идеологию, соответствующие определенному обществу в конкретную эпоху. Исследование семейной культуры и клановых сообществ, как и отношений их членов, представляют собой одно из центральных направлений культурологических исследований, что в научном гуманитарном знании расширяет наши представления о культурной идентичности социумов и групп, а в прикладном значении может быть использовано для проектирования мероприятий по повышению стабильности института семьи.
В своей работе мы опирались, прежде всего, на работы по культурной антропологии и социологии культуры. В центре внимания культурной антропологии, как и других направлений антропологии, находится человек, который рассматривается в контексте культуры. Логика культур-антропологического исследования такова: чтобы познать человека какого-либо общества, необходимо изучить его культуру.
В данной работе мы предприняли попытку осмысления итальянских семейно-родственных отношений, рассмотрев их в широком контексте итальянской культуры и национальной ментальности. Актуальность темы исследования, таким образом, определяется необходимостью изучения комплекса проблем, связанных с формированием семейно-клановых субкультур и с угрозой исчезновения культурно-национальных особенностей ведения семейного быта, унификацией семейных ценностей.
Степень разработанности темы исследования в различных гуманитарных науках не может быть признана вполне удовлетворительной. С одной стороны, существует определенное количество публикаций, направленных на изучение проблемы бытования института семьи в постиндустриальных обществах, а с другой почти полностью отсутствуют публикации, анализирующие исторический опыт конкретной культуры в связи с современными процессами постиндустриальных обществ, так как подобного рода исследования нацелены на изучение вопроса с точки зрения психологии или социологии. Другой аспект нашего исследования изучает вопрос существования клана и института семьи с позиций социокультурных методов исследования в Италии. Перестройка семейных ценностей, трансформация структуры семьи, возникновение, формирование и морфология типов семьи в культуре Италии- тема малоизученная, в том числе и из-за недостаточности источников, переведенных с итальянского языка, особенно в том, что касается культуры кризисного XX века. Для этого мы проанализировали исследования современных итальянских социологов, психологов, историков, направленных на изучение формирования семейных ценностей, их развитие и трансформацию в ХХ веке под влиянием политических событий, распространения новых идей в массах. Также мы обратились к итальянской литературе, например, к произведениям Данте, Альберти и Боккаччо, чтобы выявить главные особенности традиционно итальянских семейных ценностей.
Для изучения данного вопроса мы определили в качестве объектов исследования: традиционные семейные ценности в Италии и «клановость», как производный от них культурный феномен и как носитель специфических национальных культурных традиций, сделав основным предметом исследования культурологический анализ их формирования и влияние глобализации на трансформацию семьи в более широком смысле.
Таким образом, целями и задачами нашего исследования является: проведение комплексного культурологического анализа семейных ценностей и клановости в культуре и исторической значимости семейных отношений на примере семейных ценностей в итальянской традиции с тем, чтобы выявить особенности развития семенной культуры и рассмотреть трансформации семейных отношений в XX-XXI вв. под влиянием глобализации в Италии.
Методология исследования: историко-культурный анализ итальянской семьи и клана как культурного явления и носителя культурных традиций с позиций культурно-ценностного подхода; социокультурное исследование объективных и существенных связей между явлениями и их особенностей в диахронном срезе; культурологический анализ трансформаций традиционных ценностей в условиях кризиса исторического сознания.
Научная новизна работы заключается в изучении итальянской семьи культурологическими средствами с позиций культурно-ценностного подхода. Такой подход позволяет выявить как формировались семейные ценности в итальянской культуре и показать, как принятые европейские ценности в мире в настоящее время влияют на институт семьи.
На защиту выносятся следующие положения.
1.Семейные отношения в Италии не подвергались значительным трансформациям на протяжении длительного времени, начиная с Высокого средневековья до начала ХХ века, за исключением влияния религиозного аспекта.
.С начала ХХ века происходит увеличение вариаций различных форм брака, в то время как внутренняя структура семьи упрощается, что можно условно считать влиянием глобализации.
.Несмотря на глобализационные изменения и унификацию культуры в западном мире, возникший феномен итальянской клановой культуры продолжает существовать, как и на территории Италии, так и за ее пределами.
Теоретическая значимость. Содержание данной ВКР может использоваться для дальнейших исследований в области культурологии, психологии, социологии, истории, а изучение семейной и клановой культуры на протяжении веков, предшествовавшие сложному XX веку могут дать необходимый исследовательский опыт для более точного описания состояния современных процессов, касающихся выстраивания семейных отношений.
Практическая значимость. Осмысление исторического процесса формирования семейных ценностей, типов и форм семьи и клана, влияния процессов глобализации на семейные ценности позволяет построить новую социально-культурологическую теорию трансформации семейных ценностей и изменения гендерных ролей в структуре семейных отношений в современном мире с возможностью дальнейшего планирования и проектирования работы с точки зрения культурологии, психологии, социологии.
Структура и объем дипломной работы. Исходя из заявленных целей и задач исследования, предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников. В первой главе работы представлены определения семьи, семейных ценностей, клановости, родственных отношений и традициий в современном социогуманитарном знании. Раскрыты современные представления о бытовании семейных традиций в разных культурах.
Вторая глава посвящена исследованию истории развития семейных отношений в Италии в период формирования национальных традиций. Исследованию политических, социальных процессов в ХХ веке в Италии, которые повлияли на трансформацию института семьи и семейных ценностей.
Третья, заключительная, глава непосредственно содержит попытку начального исследовательского анализа семейных отношений, и клановости в Италии в ХХ-ХХI веках, влияние глобализации на семейные ценности.
В заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Глава 1. Семейные ценности и клановость в культуре
1.1Семья, семейные ценности, клановость, родственные отношения в социогуманитарном знании
Энциклопедия философии описывает родственные отношения как синоним понятия семья. Родственные отношения представляют собой такие социальные отношения между индивидуумами, которые являются (как в прямом, так и в символическом значении) опосредованными определенными: кровными, матримониальными, племенными, родовыми и другими групповыми связями. В качестве объекта научного исследования различия в родственных отношениях у современных европейцев и первобытных народов появляются у этнографов конца XIX века, таких как Л.Г. Морган (1818 – 1881). По Моргану родственные отношения, устанавливаемые в различные эпохи социальной эволюции человека, включают в себя отношения устанавливаемые по средствам рождения, брачной связи, связей, образующихся после возникновения брака с кровными родственниками супруга, формируют системы, которые соответствуют ступени развития общества и обусловлены вопросами выживания. Семейные связи являли собой основу древнего общества на протяжении всего исторического периода, предшествовавшего формированию государства.
О номенклатуре родственных отношений и развитии форм семейной и социальной организации размышлял также антрополог Тейлор Э.Б. (1832 – 1917), Риверс В.Х. (1864 – 1922), Вестмарк (1862 – 1939) продемонстрировали, что так называемого «группового брака», о котором писали Морган и Тейлор в действительности никогда не существовало. Кребер А. Л. (1876-1960) в 1909 году предложил заменить социально-эволюционную концепцию различия типов родства психолого-лингвистической. Два его основных тезиса состоят в том, чтобы, во-первых, отказаться от этноцентрической позиции в описании, а во-вторых, реконструировать заново на основании лингвистического выбора структуру и номенклатуру архаичной семьи.
Древнегреческий автор, философ Платон (428 или 427 до н. э. – 348 или 347 до н. э) считал, что семейные отношения не являются естественным процессом, а искусственным. Полагал, что создавать семьи людей принуждают традиции, хотя человек вполне мог бы обойтись без заключения брака. «О самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожительством друг с другом без жен.» В диалогах «Государство» Платон выражает идею общества, где институт семьи отсутствует. Очевидно, что не все разделяли взгляды Платона. Однако такое мнение имело место быть в древнегреческом обществе. В некоторых полисах, таких как Спарта, Фивы гомосексуальные связи были институализированы. В Афинах было противоречивое мнение на этот счет.
Аристотель (384 до н. э – 322 до н. э.) разделял мужскую и женскую природу. Женская природа по Аристотелю более эмоциональная, в то время как мужская более рациональная. Поэтому роли мужчины и женщины не только в общественной жизни, но и в семейной должны отличаться по гендерному признаку. Также такие союзы, где отношения мужчины и женщины регламентированы определенными правилами поведения в зависимости от их пола наиболее гармоничными и естественными. Считал семью началом государства и естественной потребностью людей образовывать союзы, стремление людей к продолжению своего рода. Он писал: «Действительно, дела с самого начала распределены [между супругами] так, что у мужа одни дела, а у жены другие; таким образом муж и жена поддерживают друг друга, внося свою [долю участия] в общее [дело]. Этим объясняется, видимо, то, что в данной дружбе присутствует как польза, так и удовольствие. А дети, как считается, тесно связывают [супругов], потому-то бездетные скорее разводятся: дети- это общее обоим благо, а общее [благо] объединяет».
В древнем Риме основной долг гражданина был долг перед государством. Люди по своей природе, избегая одиночества или из-за страха опасностей (набегов враждебных племен, нападений диких животных) собирались в союзы вначале естественные – семейные, а затем семьи сформировались в новое объединение – государство. Так древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106 до н. э – 43 до н. э.) как и Аристотель определял брак как начало государства: «В то время как от природы общая черта всех живых существ – желание продолжать свой род, первоначальные узы состоят в само́м супружестве, далее – в появлении детей, затем в создании одного дома и общего имущества; это уже начало и как бы рассадник государства. В дальнейшем возникают связи между братьями, затем между двоюродными братьями и сыновьями, которые, когда один дом уже не может их вместить, уходят в другие дома, словно в колонии. Затем возникают браки и связи между свойственниками, благодаря чему близких людей становится еще больше. Это появление и распространение потомства служит началом государств».
Немецкий философ Ф. Ницше (1844 – 1900) размышлял о семейных ценностях следующим образом: «Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке. Много коротких безумств – это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конец многим коротким безумствам. Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу – ах, если б могла она быть жалостью к страдающим и сокрытым богам! Но почти всегда два животных угадывают друг друга. И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл. Любовь – это факел, который должен светить вам на высших путях». Он определял брак как взаимоуважение супругов и их стремление объединиться в браке. Он писал: «Брак – так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его. Глубокое уважение друг перед другом называю я браком, как перед хотящими одной и той же воли». Также Ницше ставит проблему кризиса брака, вытекающую из проблемы нравственного кризиса человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы. Он пишет: «Но то, что называют браком многое множество, эти лишние, – ах, как назову я его? Ах, эта бедность души вдвоем! Ах, эта грязь души вдвоем! Ах, это жалкое довольство собою вдвоем! Браком называют они все это; и они говорят, будто браки их заключены на небе. Ну что ж, я не хочу этого неба лишних людей! Нет, не надо мне их, этих спутанных небесною сетью зверей! Пусть подальше останется от меня Бог, который, прихрамывая, идет благословлять то, чего он не соединял! Не смейтесь над этими браками! У какого ребенка нет оснований плакать из-за своих родителей?»
Британский философ Бертран Рассел (1872 – 1970) писал о браке: «…человеческое общество отличается от любой биологической популяции тем, что оно живет по своим законам, которые предписывают членам общества определенные нормы поведения в зависимости от положения в обществе. Эти нормы определяют положение мужчины и женщины и их обязанности и права в отношениях друг с другом. Эти нормы представляют собой законы и обычаи, которыми определяются брак и семья в обществе на данном отрезке истории. Безусловно, правы те антропологи, которые доказывают, что вначале была семья, потом возникло объединение связанных общим родством семей, потом племена объединились в союз – так возникло первобытное общество с его зачатками и культуры, благодаря которым только и могло быть обеспечено сохранение вида homo sapiens».
Французский философ, теоретик культуры и истории М. Фуко (1926 – 1984) определял семью как естественную среду социальной жизни. В работе «История сексуальности» он пишет, что семья является основным элементом общества. М. Фуко выводит двойственное обоснование естественности брака, которое складывается из нужды продолжить род и потребности в взаимопомощи.
Социологи А.И. Антонов и В.М. Медков определяют понятие семья как «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Социолог Антонов А.И. разделяет понятия брак и семья. Он говорит о том, что в браке нет детей, но в семье есть. Только после рождения детей брачная пара превращается в семью.
Советский социолог А.Г. Харчев (1921 – 1987) определяет брак как «исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семья – институированная общность, которая складывается по средствам брака, где супруги несут правовую и моральную ответственность за воспитание и здоровье детей.
Психолог Леви Д.А. видит семью как систему, как сеть взаимоотношений между всеми её членами.
А. Р. Редклифф-Браун (1881 – 1955) описывая родственные системы, изучал их в сочетании с правовыми и моральными нормами поведения, принятыми в данном обществе и, по-видимому, именно он первым научно описал понятия lignaggio – клан, как характеристику отношений, распространяющихся по отцовской, материнской или обеим линиям. Редклифф-Браун связывает типы родственных связей с социальными институтами и считает, что они являются их зеркальным отражением. Функционализм Редклиффа-Брауна связан с изучением социальной динамики, заложил основы последующих family-studies исследованиями семьи.
Термин «клан» восходит к латинскому языку «clan», что в переводе обозначает «семья» или «потомство». По словарю Ожегова «клан – а, м. 1. Род, родовая община [пер-вонач. у кельтских народов](спец.). 2. перен. Замкнутая группировка людей, считающих себя избранными, лучшими в каком-либо отношении (книжн.).» В итальянской истории существует два культурных феномена являющиеся яркими примерами клановых отношений: непотизм и мафиозные структуры.
По словарю Д.Н. Ушакова непотизм – «служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство». Кембриджский словарь определяет непотизм как действие властного человека, который с помощью своей силы и влияния несправедливо наделяет привилегиями родных или устраивает на хорошую работу членов семьи. В историческом смысле непотизм являлся формой укрепления собственной власти римскими Папами путем раздачи высоких должностей, церковных знаний или земель своим близким друзьям и родственникам. На территории Италии был особенно распространён в XV-XVI веках. Изначально римские папы раздавали свои земли племянникам. Отсюда происходит название непотизм. Позже привилегиями папы пользовались незаконнорожденные дети. Так, например, Папа Александр VI назначил на должность кардинала своего сына Чезаре, а Папа Павел III- своих внуков. Наибольшего рассвета непотизм достиг в эпоху Возрождения, когда папы стремились приобрести для своих родственников княжества и герцогства. Следующим примером непотизма может случить история с римским папой Родриго Борджиа, по происхождению испанцем, избранным в 1492 году. После избрания получил имя Александр VI. Он давал кардиналам взятки, чтобы быть избранным папой. Также назначил своего сына и брата своей любовницы кардиналами в достаточно юном возрасте.
Данная практика была приостановлена в 1692 году, когда Папа Иннокентий XII издал буллу, запрещающую передавать имения или должности родственникам. Исключением были квалифицированные родственники, которые могли претендовать на должность кардинала.
В современной политике также отмечаются случаи непотизма. В той или иной форме непотизм свойственен большинству странам. Что касается Италии, в одном из последних случаев было отмечено, что сын основателя партии Северной Лиги Ренцо Босси был избран на в состав регионального совета Ломбардии. Он учувствовал в скандале растрате средств государственного финансирования политических партий.
Следующий вариант клановости – мафиозные структуры. Мафия возникла на Сицилии ко второй половине ХIX века. Сицилия с 1735 находилось под властью Бурбонов эксплуатировавшие местное население. Это привело к образованию бандитских группировок, которые грабили богатых чужеземцев, а нажитом делились с сицилицами, давали ссуды в рассрочку и получали поддержку от односельчан. Так сформировалась типичная структура мафии, где дон (отец) покровитель – первый человек в семье. Подручный – заместитель дона, его правая рука, консильери – главный советник дона, учувствует в решении спорных вопросов. Капореджиме – капитан боевой группы. Капо может быть несколько, как и самих боевых групп (от 6 до 9 команд). Солдат – самый младший член семьи, который доказал свою полезность. Вступает в семью по рекомендации капореджиме и находится под его командованием. Стоит подчеркнуть, что необязательно члены мафиозной группы связаны кровным родством. Возможен вариант, когда только несколько участников группы являются родственниками (например, дон и подручный – отец и сын).
Дон обеспечивает безопасность, финансовую поддержку членов мафии, а также тех, кто обращается к нему за помощью. В свою очередь люди, находящиеся под защитой дона обязаны возместить долг в тот момент, когда глава семьи будет в этом нуждаться. Отсюда можно сделать вывод, что клан – это группа людей, объединенная общей идеей, несвязанная или частично связанная родством, где структура напоминает семейные отношения.
Таким образом, обращаясь к социологам, философам, культурантропологам, психологам, можно сделать вывод, что семья- это естественная среда социальной жизни, являющаяся небольшой группой людей, основывающаяся на родстве и браке, которая имеет внутреннюю структуру, базирующуюся на взаимоотношениях и взаимообязательствах между ее членами. Также некоторые социологи разделяют такие понятия как брак и семья, с той разницей, что брак- это узаконенная социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, а семья институированная общность, которая складывается по средству брака, где супруги несут ответственность за своих детей. Клановость это группа людей, которая представляет собой вариант семейных неродственных отношений, объединенная общей идеей, основывающейся на получение экономической или политической выгоды.
Таким образом, семья в социо-гуманитарном знании представляет собой единицу общества, которая базируется на браке и родстве, имеет внутреннюю структур и основывается на взаимоотношениях между родственниками и супругами.
1.2Современные представления о бытовании семейных традиций в разных культурах
Существует множество определений культуры. Это связано с разнообразием самой культуры, с ее пониманием. Можно говорить об антропологическом понимании культуры. В таком понимании любая культура – это образ жизни отдельного человека или общества. Она уникальна и неповторима.
Культурантропология американского антрополога, этнолога и культуролога Лесли Уайта (1900 – 1975) интересна тем, что она показывает прямую связь становления культурологии как науки о культуре с развитием этнографических (антропологических) исследований и на их основе, и в то же время близость теоретического рассмотрения ряда культурологических вопросов их философскому осмыслению. Л. Уайт разделяет культуру на три подсистемы: технологическую, социальную (типы коллективного поведения) и идеологическую.
Развитие культурной антропологии (этнографии) в России имело свою специфику. В России не применялось название культурной или социальной антропологии. Эта область знаний носила название «этнография», в последующем «этнология». Само понятие «культурная антропология», несомненно, было известно, но научное сообщество не сочло нужным применять его по отношению к российской науке. С конца 1980х- начала 1990х гг. ХХ века в России происходит процесс институционализации культурной (социальной) антропологии.
Культурная антропология занимается исследованиями поведения человека и результатами его деятельности в том числе процессы, связанные с браком, семейной жизнью людей. Современные социологи и психологи выделяют несколько семейных типов в зависимости от их структуры родственных связей, выбора партнера, местожительства и т.д.
В зависимости от устройства родственных отношений семья делится на два типа: нуклеарная и традиционная. Традиционная семья эта та семья, где отец глава семьи, работающее лицо; женщина занимается бытовым хозяйством и детьми, не работает. Детей в составе такой семьи от трех и более. Родители живут вместе с супругами и внуками. Итак, традиционная семья- эта та семья, где роли между ее членами разделены и строго регламентированы в соответствии с их полами. Жена исполняет роль матери, отец отвечает за материальное положение семьи. Такой тип семьи крепко существовал в Европе до конца XIXв. – начала ХХ в.
Нуклеарная семья, как отмечает Шнейдер Л.Б., заключаются в свободе (т.к. супруги живут отдельно от родителей), более демократична (супруги совместно принимают решения), мобильна (разводы, уход из дома детей по достижению совершеннолетия), проста (несложная структура). Социолог А.И. Антонов подчеркивает частичность семейных групп, где отношения делятся между ближайшими кровными родственниками по принципу муж-жена, муж – дети, жена – дети, дети – родители, дети – дети. Эти структуры внутри семьи, имеющие относительную независимость, выражают её социально-психологическое единство.
В современном мире преобладает традиционный тип семьи в странах третьего мира. Такие семьи распространены и в современной Италии, но в процентном отношении невелики. Чаще всего представители такого типа семьи – иммигранты. Таким образом, преобладающий тип семейных отношений в современной Италии – нуклеарная.
Существует разделение семей на эндогамные и экзогамные по типу выбора семейного партнера. Эндогамная семья предполагает заключение брака в пределах одной группы – клана, племени и т.д. Экзогамная – заключение брака в пределах узкой группы людей, например, брак между родственниками. Также выделяют моногамную и полигамную семью. Европейский брак моногамен, в Италии в том числе.
Существует деление семей в зависимости от местопроживания мужа и жены: патрилокальные (la famiglia patriarcale) , когда молодая пара живет в семье мужа; матрилокальные (la famiglia ceppo) , когда супруги живут у родителей жены и неолокальные (la famiglia instabile), когда супруги живут отдельно от родителей в общем жилье. Нелокальная форма является наиболее распространённой в современном европейском мире, однако матрилокальные и патрилокальные типы семей не являются исключением.
В современном европейском обществе семья как социальный институт претерпевает изменения, когда она трансформирует некоторые функции, когда роли между супругами видоизменяются и семейные роли перераспределяются. Появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства и церкви, но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды. К ним относятся такие формы как: Годвин-брак, т.е. гостевой брак, когда супруги живут отдельно друг от друга и ведут отдельное хозяйство и быт. Впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. Вторая форма брака: конкубинат, когда мужчина имеет постоянную связь с женщиной, которая имеет от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В западном мире в связи с тенденцией феминизации все больше распространяется в обществе. Следующей формой брака является открытый брак, когда супруги ведут независимо друг от друга образ жизни, включая внебрачные сексуальные отношения. Следующая форма: сожительство – форма незарегистрированных отношений мужчины и женщины, проживающих на одной территории, возможно, имеющих детей, обладающих общим семейным бюджетом, выполняющие функции мужа и жены. И завершающая форма – пробный брак. Его идея заключается в том, что супруги живут вместе пробный период и определяются стоит ли вступать в брачные отношения. С появлением детей, такой брак регистрируется.
Таким образом, в разных культурах существуют множество видов семейных отношений, которые базируются по принципу формы брака, структуры родственных связей, от способов выбора семейного партнера, от местожительства супругов, от критерия семейной власти. Также в современном обществе появляются альтернативные формы брака, которые неприняты на законодательном уровне, однако допускаемы общественным мнением той или иной социальной среды.
Глава 2. Историческая значимость семейных отношений
2.1 История развития семейных отношений в Италии в период формирования национальных традиций (от Высокого средневековья до новейшего времени)
Период Высокого Средневековья (приблизительно XI – XIV века) характеризовался сильным влиянием христианства на жизнь общества. Поэтому семейная жизнь была строго регламентирована по христианским принципам и законам церкви. Идеалом женской модели служил образ Девы Марии. Она была примером поведения для женщин того времени. Дева Мария являла пример безгрешности, святости, чистоты, верности и светлой любви к своему ребенку. Культ Богородицы вылился в такое явление в культуре как образ Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это девушка высокого социального положения, как правило, замужняя. Она является недоступной для своего воздыхателя. Эта модель отношений в средневековом обществе являлась примером самой чистой, безгрешной любви . Итальянский поэт Данте определял брак как безгрешный союз:
«Вновь песнь; и вновь превозносили клики
Жен и мужей, чей брак для многих впредь
Явил пример, безгрешностью великий».
Однако, наряду с существованием культом прекрасной дамы, существовало и противоположное мнение о женщине. В рамках христианской мысли того времени фигурировал библейский сюжет изгнания из рая Адама и Евы. Именно женщина обладала природой соблазнения и искушения. Августин Блаженный в своем труде «О граде Божьем» писал, что брак может существовать, однако, лучше стоит воздержаться от такого рода отношений. Таким образом, женщина – виновница грехопадения. В то время существовали нормы внешнего вида женщины и нормы ее поведения.
Произведение «Декамерон» Джованни Боккаччо (1313 – 1375) являлось революционным для его времени. Оно хорошо отражает быт, повседневную жизнь людей средневекового общества. Сама манера письма достаточно легка для читателя, что было весьма необычно для его времени. Боккаччо пишет о любви, но не о той любви, что писал Данте, о высокой и чистой любви, любви к богу или платонических чувствах. Он пишет об обычных людях, о земной любви и простых человеческих отношениях, высмеивая пороки, как и обычных людей, так и представителей церкви. Материал Декамерона отражает семейно-брачные отношения. Вместе с Декамероном в Итальянскую культуру входит эпоха гуманизма, и отношение к женщине начинает меняться. Автор делает акцент на том, что браки заключались в основном по экономическим причинам, инициаторами которых являлись родители, а воля их детей, вступающих в брак не принималась во внимание. Отсюда Боккаччо выдвигает проблему: супружеские союзы являются слабыми. Он изображает жен, которые изменяют своим мужьям, не осуждая их, а лишь посмеиваясь над положением их мужчин. Боккаччо был против брака, который являлся лишь экономической сделкой, выступал против авторитарных прав мужчины. Боккаччо провозглашает брак по любви естественным правом обоих сторон. Женщина имеет право выбора. Например, в десятой новелле третьего дня женщине предоставляется свобода выбора и она в итоге покидает своего нелюбимого мужчину.
Боккаччо представитель нового типа мышления, новых идей, возникающих в обществе. Однако, новые идеи не всегда приживаются в обществе быстро. Следует отметить, что эти мысли фигурировали среди небольшого пласта населения. В массах еще очень долго сохранялись христианские идеи о браке и положении женщины.
Таким образом, в средневековом обществе ведущую роль играло религиозное сознание, поэтому брак и отношение к женщине строился по принципам христианства. В то же время появляются новые идеи гуманизма, которые постепенно начинают влиять на все сферы общества, включая и институт семьи.
Так, итальянский гуманист Джованни Конверсини да Равенна (XIV – нач. XV века) размышлял в трактате «De Christi conceptu», что девушке непозволительно пользоваться косметическими средствами, маскирующими ее естественную природу, так как это вредит ее здоровью, мешает ей ведению домашнего хозяйства, а также такая девушка выглядит неопрятно.
Леон Баттиста Альберти в трактате «О семье» писал, что женщины таким образом вредят нежнейшей коже, используя ядовитые мази. Причины использования косметики, по Альберти, заключаются в, том, что красящиеся женщины стремятся быть красивой не для своего мужа, а для других мужчин. Женское украшательство способствует порокам, соблазнению мужчин, склонению его к греху.
Итак, в итальянском средневековом обществе существовало два образа-антипода женщины, совершенно противоположных по отношению друг к другу. На протяжении XV – XVI веков в культуре укрепляются идеи гуманизма, которые влияют на изменения общества в Италии. В то время брачный возраст для девушки, по современным оценкам и представлениям, был весьма ранним. Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось четырнадцать лет для мальчиков и двенадцать лет для девочек. Выбор супруга для девушки осуществлялся ее родителями, как правила, отцом. Отец был главой семьи и обеспечивал девушку приданным. В случае гибели его функции переходили к старшему брату. На его плечи ложилась ответственность обеспечения семьи, своих сестер приданным и выдачей их замуж. Так, например, этот сюжет прослеживается в биографии Галилео Галилея.
В эпоху Возрождения (XIV – XVI) начинают зарождаться семейные кланы. Связанно это прежде всего с раздробленностью Италии и существования на ее территории множество княжеств и королевств, нередко конкурирующих и враждующих между собой. Наиболее могущественные государственные образования на территории Италии в период Возрождения были Неаполитанское королевство, Папская область, герцогство Миланское, Флорентийская, Венецианская, Генуэзская республики. Во главе каждой единицы стояла влиятельная семья. Например, во Флоренции – семья Медичи, в Неаполе- Анжуйской династия, в Милане – Сфорца, в Венеции – основную элиту составляли семьи патрициев, из которых выходили представители власти, в Генуэзской республике по примеру Венеции была организована система Дожей, в Папской области процветал непотизм римских пап.
Каждая из семей была заинтересована в процветании своего королевства, республики, герцогства. Это рождало конфликты и конкуренцию между семьями, таким образом наличие внешнего врага способствовало укреплению семейных единиц. Так зарождаются кланы и итальянская олигархия.
Однако, существовали также браки, которые были своеобразным договором и знаком дружбы между королевствами. Так, например, был заключен брак Лоренцо и Клариче Орсини, прибывшей во Флоренцию из папской области. Мать Лоренцо Лукреция женила его на женщине из знатной семьи в целях повышения социального статуса Медичи. В последствии у Лоренцо и Клариче родился сын, ставший Папой Львом X.
Одним из самых неоднозначных пап в эпоху возрождения был Родриго Борджиа – Папа Александр VI. В истории Италии стал синонимом кумовства и распущенности. Был уличен во множественных внебрачных связях. Политика Борджиа несла чрезвычайно личностный характер и выходит за рамки простого кумовства.
Лукреция Борджиа – незаконная дочь папы Александра VI. Родриго Борджиа, став Папой, выдал свою дочь в 1493 году замуж за незаконнорождённого двоюродного племянника правителя Милана Лодовико Сфорца- Джованни Сфорца, союз с которым был в тот момент нужен для него. Позже, Борджиа добился ее развода с Джованни и выдал Лукрецию повторно замуж за за Альфонсо, герцога Бишелье и князя Салерно – внебрачного сына Альфонсо II, короля Неаполя. Через некоторое время, с ослаблением неаполитанского королевства для Александра VI их союз оказался невыгодным. Через два года после заключения их брака, мужу Лукреции нанесли несколько ножевых ранений, однако он остался в живых. Лукреция около месяца занималась лечением мужа, но 18 августа он был задушен в собственной кровати. Борджиа женил свою сестру в третий раз на вдовце Альфонсо д’Эсте. В этот брак был выгоден, так как речь шла о возможном союзе Папы и Феррары против Венеции.
Последующие после Борджиа Папы также причастны к ведению собственной политики, задействуя собственную семью, однако не в таком масштабе как Папа Александр II.
Главная функция женщины в браке была рождение и воспитание детей, а также ведение быта. Так как семьи были традиционными во времена средневековья, то в типичной итальянской семье того времени было от трех детей и более. Порядок наследование проходил по принципу майората. Так как все имущество переходило к старшему брату, остальные дети оставались без наследства и были вынуждены идти либо в монастырь, либо составить часть войска крестовых походов, либо становиться на преступный пусть. Этот момент наследования был безусловно значимым для истории не только Италии, но также для истории Европы в целом. Так в основном складывались отряды воинов в крестовых походах, которые принесли в Италию знания и богатства из арабских стран.
Известной влиятельной семьей средневековья была флорентийская семья Медичи. Основателем клана Медичи срастается Козимо старший, который при поддержки угнетенного властью народа захватил власть во Флоренции. Не менее значимой и известной фигурой в истории Флоренции был его внук Лоренцо, прозванный великолепным.
Эта фигура примечательна не только тем, что во времена его правления Флоренция достигла экономического расцвета и политической силы, но также и стала центром культурной жизни в Италии. Лоренцо возобновил традицию высших представителей древнего Рима, и тем самым повлиял на своих современников и задал тенденцию будущим поколениям всей Европы. Он организовал Академию Кареджи, куда привлекал ведущих философов, художников, скульпторов своего времени. Примерно с этих времен создаются портреты светских лиц, желающих увековечить себя в истории. Так мы можем видеть портреты Лоренцо и его современников. На полотнах художников остаются не только религиозные события, но также исторические и бытовые сюжеты. Членами Академии были философы Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Полициано и другие. Это философы представители такого философского течения как неоплатонизм. Ренессансный неоплатонизм, зародившийся во Флоренции, являлся целым языком узкого круга: семьи Медичи и приближенным к ним лиц. Ярким примером этого языка являются картины Боттичелли, такие как Весна, рождение Венеры, Венера и Марс и другие. Они наполнены образами, символами, которые до сих пор являются предметом обсуждения искусствоведов. Также примечательно то, что в этих образах запечатлены современники Боттичелли. Например, целый ряд картин флорентийского художника изображает свою недостижимую возлюбленную Симонетту Веспуччи.
С наступлением эпохи нового времени (XVII – XVIII) постепенно изменяется положение женщины. Это связанно с повелением новых философских течений, основанных на рационализме, открытие нового света и новых торговых путей, зарождением научного метода познания мира, который постепенно вытесняет жесткое догматическое религиозное сознание. Стоит отметить, что данный процесс идет в определенных слоях обществе и внедряется в бытование масс постепенно. Преимущественно отношение к женщине в семье начинает трансформироваться в аристократических кругах. Женщина становится более свободной, в эпоху просвещения знания становятся более доступны для нее, открываются светские женские гимназии, где девушка может получить образование и заниматься не только воспитанием детей. Часто девушка может проводить с детьми время по минимуму, потому как их воспитанием занимаются няни, а образованием наемные учителя. Однако, женщина оставалась все равно зависимой от двух мужчин, первоначально от своего отца, затем от своего мужа. Она не обладала полной свободой, не имела избирательных прав и собственного денежного имущества, все вопросы решал мужчина практически единолично. Также, религия не изжила себя полностью, люди оставались верующими, что влияло и на семейный быт и уклад, однако не в такой мере. Библейский образ Евы не переносился на женщин, а такой мере как в эпоху Возрождения, однако, так как итальянская нация достаточно религиозная, данный стереотип подсознательно существовал в сознании людей.
Библейские образы святости подрывает знаменитый итальянский художник – Микелаанджело Меризи да Каравааджо (1571 – 1610). Он изображает библейские сюжеты, известных персонажей носителей абсолютной святости – Деву Марию, апостолов, в атмосфере своего времени и своего окружения. Преступники и игроки всыпают на его картинах в качестве апостолов, Святая Дева Мария больше напоминает девушку легкого поведения. Он изображает мир, в котором он жил, людей, с которыми он общался. Его повседневность является полным антиподом представлений о святости. Эти работы широко критиковались в высших кругах на момент их создания, однако, эти образы с течением времени принимают признание и историческую и художественную ценность. Они постепенно входят в мышление людей, приближая религиозных героев к их повседневности.
Небогатые слои населения, не входившие в элиту, в основном сохраняли старые представления, что сказывалось на ведение семейного быта. Глава семьи – мужчина, женщина занималась воспитанием детей, и ведением домашнего хозяйства. Семья была строго традиционной, после замужества, девушка переходила в дом к мужчине, который был полностью ответственным за ее содержание и их общих детей. Браки были в основном сделкой родителей молодоженов. Однако любовь постепенно выходит на первый план, в отличии от экономической выгоды. Распространяется практика прошение руки своей возлюбленной у ее отца мужчиной. Однако, окончательный вердикт стоит за главой семьи. Браки продолжают легализоваться церковью.
Таким образом мы видим, что религия не влияет на бытование людей так сильно, как в предыдущие эпохи, однако ее роль не исчерпана полностью. Также сама структура семьи остается по прежнему традиционной и не принимает сильных трансформаций. Меняется отношение к женскому началу, однако, это отношение не является революционным.
Клановость в Италии в период XVII – XVIII приобретает новые формы. К XVIII веку непотизм начинает постепенно сходить на нет, это было связанно с распоряжением папы Иннокентия XII, которое вводило ограничение на количество родственников в кардинальской коллегии. В XIX веке практически полностью исчез среди Римских Пап, однако в это время зарождается другой вид клановости – мафиозные структуры на Сицилии и в Неаполе.
Это было связано с внедрением иностранного господства на юге страны, продолжавшегося почти 200 лет. Местное население подвергалось эксплуатациям и репрессиям, что вызывало недовольство среди жителей. Так начинали образовываться местные группировки бандитов, грабивших богатых иностранных жителей острова, которые со временем преобразовались в мафиозные структуры с четкой организацией по семейному принципу. Существует несколько теорий о зарождении мафии. Одна из них говорит, что мафия зародилась примерно к IX веку, когда Сицилия захватывалась арабами. Считается, что было основано сообщество, стремящееся сохранить местные традиции, которые в последствии сформировались в мафиозные группировки. В XI веке Сицилию захватили викинги, ставшие высшим сословием, а сицилицев приняли более угнетенное положение. Беглые местные жители скрывались в опорных пунктах, где могли получить поддержку от таких же беглых. Некоторые относят зарождение мафиозных групп к средним векам, когда в XIII веке народ Сицилии восстал против французских завоевателей. Но в XV веке на острове появились новые захватчики- испанцы. Сицилийский народ опять был вынужден объединяться и искать поддержки друг у друга. Таким образом, мы видим, что непростая судьба Сицилийского острова, связанная с захватническими обоснованиями чужеземцев, привело к постепенному формированию местного населения в кланы в этой области Италии. Законы в то время действовали против местных обитателей, так они были вынуждены объединяться, чтобы гарантировать безопасность своих свобод и жизней. Слабые могли находить поддержку у более сильных жителей своих деревень и городов. Со временем группировки приобретают четкую структуру. И к XIX веку мафиозные организации на Сицилии уже окончательно сформировались. Из-за своей истории, уходящей в глубь веков, мафиозные структуры оказались настолько устойчивыми, что сохраняются до сих пор. Однако, под влиянием правительства и изменением политической ситуации в стране и в западном мире, следует подчеркнуть, что мафия перестала носить своей героически-освободительный характер.
XIX век нес изменения, как для мира, так и для Италии. В XIX веке начинают зарождаться идейные течения, которые полностью изменят повседневность людей веком позже. Политические события, быстрое развитие и начало внедрения в жизнь промышленных и научных достижений- все это начинало влиять на привычный семейный уклад.
В первой половине XIX века в культуре расцветает такое идейное направление как романтизм. Литературные произведения читаются в высших кругах, что несомненно формирует мировоззрение их читателей. Многие из романов посвящены историям любви. Происходит концентрация на чувствах людей. Это приводит к тому, что годами позднее браки начинают заключаться, основываясь все больше не на экономической выгоде, а на чувствах влюбленных. Выбор молодых людей находится все под меньшим давлением родителей. Однако в массах еще преобладает традиция. На протяжении XIX века девушка также еще не имеет политических, экономических прав. Она остается полностью зависимой от мужчины. Во второй половине XIX века появляется такое течение как феминизм, но в Италии, как и в других странах Европы, он не изменил общество быстрыми темпами.
В XIX веке начинается эпоха рисорджименто. Хотя Макротопоним «Италия» имеет древнее происхождение, страна была раздроблена на мелкие княжества-государства и не имела целостной идентичности. Однако семейный уклад имел общие черты, так как семья в Италии в XIX веке была традиционной и не сильно зависела от региональных особенностей. Однако существует разделение страны на северные и южные регионы. Так как южные регионы обладали более сильным религиозным влиянием, то это несомненно влияло на семейные ценности, которые строились в рамках христианских догмах и положениях. Северные регионы, благодаря контактам с представителями более северных европейских стран, были ознакомлены с философскими течениями и идеями, провозглашавших рациональный способ восприятия мира, были менее подвержены влияниям церкви. В этом состояло основное региональное различие в Италии касающееся семейных ценностей в XIX веке.
Можно сказать, что итальянская семья со времен средневековья до XX века перенесла изменения, а именно: стала более стабильной за счет снижения смертности из-за голода и эпидемий, что привело к уменьшению сложности семейных форм. Семья претерпела уменьшение различий в степени сложности браков, присущих различным сословиям, изменения в правилах передачи имущества и прав патрилинейной системе в высших классах и купечестве.
Как и философские идеи, так и достижения в научной области начинают проникать не территорию Италии. Первая железная дорога была построена в Италии в 1939 году. К концу века это дало возможность семьям переезжать в города. Развивается медицина, появляются санитарные нормы, что понижает детскую смертность. Все это привело к сильным изменениям в семейной жизни в ХХ веке.
Таким образом, в период Высокого средневековья в Италии семья была строго регламентированной единицей общества, которая строилась на общепринятых ценностях и находилась под влиянием идей католической церкви. На протяжении истории до ХIX века влияние религии на институт семьи постепенно ослабевает, что было связанно с общими мировыми тенденциями. В ХIX веке зарождаются новые идеи, которые расспространяются в Италии и европейском обществе в ХХ веке.
2.2 XX век – век перемен
Научные достижения и промышленный рост вошел в жизнь итальянцев в ХХ веке. Развитие медицины позволило избежать детской смертности. В семьях сократилось количество детей. Теперь стало можно заводить двух – трех детей, вместо пяти и выше. Развитие транспортной системы позволило переезжать в города, развитие промышленности увеличило количество рабочих мест. Все больше людей переходят на городской образ жизни. Итальянские женщины вступают в феминистское движение и начинают бороться за свои права и финансовую и политическую независимость от мужчин.
С развитием транспортных средств, средств передачи информации, в Италию все больше и больше проникают новые идеи. Однако они не приживаются в Италии в том виде, в котором они зародились в других странах. Новый образ жизни накладывается на итальянский менталитет, традиции, не изживая их, а считаясь с ними и принимая новые формы. Так, например, в экономической сфере в Италии не развивались крупные предприятия, подобно тому, как это происходило в США. В городской среде открывались много мелких семейных предприятий. Семейный бизнес очень типичен для итальянской культуры. Это позволяет производить товар качественным, в небольших партиях, что способствовало поиску своего потребителя и также, это позволяет работать с надежными людьми, то есть со своими домочадцами, передавая знания из поколения в поколение, экономить на наемных рабочих и иметь стабильное место работы.
По мнению некоторых современных психологов, в начале ХХ века по всему западному миру начинает укореняться образ сильной женщины, что связанно с военными событиями, сложным экономической ситуацией и распространением феминистского движения. Таким образом, на семейных отношениях сильно сказалась Первая мировая война. Мужчины были вынуждены отправиться на фронт. Женщины, разделяя ранее обязанности с мужчиной по традиционному принципу, приняли на себя функции, которые принадлежали мужу в традиционной семье, а именно, содержание семьи, забота об обеспечении бытового хозяйства, обеспечении детей и решения всех фундаментальных вопросов. Многие матери лишились своих старших сыновей. В итоге, итальянская женщина оказалась выносливой, сильной и самостоятельной, способной справиться со всеми вопросами без участия мужчины. В свою очередь, голод, постоянная угроза жизни, гибель детей, породили гиперпротекцию со стороны итальянских матерей, желание дать своим детям лучшее, ограничивая их от проблем. Вдобавок, культ богоматери в итальянской культуре сформировал особое отношение к матери, что играло немаловажную роль в усилении материнской заботы. Отсюда следует, что Первая Мировая Война в сочетании с давними традициями сделала женщин сильными, которые выражают чрезмерную опеку за своих детей, преимущественно мужского пола, пережив факт их потери. Следующее поколение копировало модель данной семьи, в которой ему приходилось расти и воспитываться новым ценностям в корне. Также, данная модель, оказалась актуальной и укоренилась, так как Италии наступала новая череда военных событий.
В 1922 году в Италии был провозглашен фашизм. Утратив нить соседского, семейного, общинного единства, люди чувствовали потребность в замене сообщества. Такую замену они нередко находили в чувстве сопричастности нации, в авторитарной и военизированной организации или в тоталитарной идеологии. Именно на этой почве в начале ХХ в. появились первые группы, которые стояли у истоков фашистского движения.
Характерная черта фашисткой политики – расизм. Режим не отказывался от расистских принципов, включая их гендерное выражение и политику по отношению к «низшим женщинам». Нацистские призывы к возрождению семьи были обращены как к мужчинам, так и к женщинам. Проводимая политика была направлена на стерилизацию «низших женщин», дабы избежать рождаемость ненужных государству и идеологии людей, но также и повышение рождаемости за счет национально-чистых женщин. Вдобавок идеология не поощряла свободные аборты, объясняя это тем, что долг как мужчины, так и женщины – создание семьи. Государство давало брачные ссуды мужьям, чьи женщины не могли работать после рождения детей. Молодым семьям с детьми уменьшали налоги, а также оказывалась экономическая поддержка семьям с детьми, в целях стабилизации института семьи. Таким образом, фашизм давал финансовые преимущества чистым по национальному признаку итальянским семьям, однако, такое выгодное положение было выборочным, и не относилось к другим национальным группам, а напротив, лишало их шанса заводить полноценные семьи, а также всех свобод и прав, в том числе, право на жизнь.
Вопрос существования клана в годы фашизма был весьма спорным. Была проведена политика по искоренению мафиозных групп на территории страны. Местные власти проявляли особую активность в борьбе с мафией, что стало одной из причин эмиграции многих мафиози в США и другие страны. Бенито Муссолини давал специальные полномочия новым руководителям Сицилии, разрешал массовые аресты без лишней буржуазной волокиты, захват членов семей в заложники – и уже к 1929 году газеты фашистской Италии рапортовали, что с мафией покончено. Таким образом, во времена фашисткой эпохи мафия временно прекратила свое существование в Италии, так как члены мафиозных групп эмигрировали в США или были арестованы местными властями. Однако члены мафиозных групп, перебравшихся в США, сыграли огромную роль во время Второй мировой войны, когда услуги сицилийских гангстеров понадобились американским военным. Тогда американская контрразведка решила выйти на лидеров мафии, ссылаясь на их вражду с Муссолини. Договариваться приходилось с людьми Лаки Лучано, но без его согласия не могло идти и речи о помощи. Лучано согласился помочь в обмен на гарантии освобождения после войны. Вскоре его камера каждые две недели стала превращаться в штаб по разработке спецоперации, целью которой было полное уничтожение неблагонадежных элементов в доках. К работе были привлечены все лидеры Cosa Nostra, отвечавшие за «порядок» на означенных территориях. В кратчайшие сроки были ликвидированы даже самые законспирированные гнезда немецкой агентуры. Позднее Лаки Лучано помог организовать высадку американских войск на Сицилии. Лучано в 1946 году был освобожден из тюрьмы и отправлен в Италию, без права въезда в Соединенные Штаты. Таким образом мафия в Италии, после завершения Второй мировой и падения фашизма стала возрождаться.
После окончания Второй мировой войны, Итальянская экономика была подорвана. Из Второй мировой войны Италия вышла в числе наиболее пострадавших и разрушенных европейских стран. В 1950ые она набирала рост посредствам масштабных капиталовложений со стороны компаний, получивших кредиты по «плану Маршалла», и активной роли государства в экономике. В 1946 году женщины получают избирательные права наравне с мужчинами.
Постепенно увеличивается уровень жизни Итальянского народа. Благодаря массовому распространению телевизоров и радио, итальянцы становятся более причастны к процессам, происходящим в мире. В западном обществе транслируются идеи, провозглашенные в декларации независимости США, а именно, принципы равенства всех граждан, свободы и равноправия. Эти идеи подхватывают итальянские женщины, которые борются за собственные свободы и равноправие с мужчинами. К этому времени, семья в Италии полностью трансформируется в нуклеарный тип. Женщины работают и зарабатывают наравне с мужчинами, не потому, что они вынуждены, как это было в военные годы, а потому что это их собственный выбор, потому что они имеют на это право. Таким образом, семейный бюджет формируются по принципу внесения дохода с двух сторон. Развитие медицины практически полностью сократило детскую смертность. Позднее, развитое здравоохранение позволяет иметь здоровых детей в более позднем возрасте.
Конец 1950ых – середина 1970ых годов в Италии называют «экономическим чудом». В эти годы преображается жизнь Итальянцев. Интенсивное развитие промышленности вызвало массовую миграцию в город сельского населения, особенно из южных областей. Увеличивается городское население, меняется образ жизни, увеличивается уровень образования в стране. Все это приводит к тому, что растёт количество браков. Но после 1972 года эти цифры начинают падать. Итальянцы стали все более концентрироваться на личностном росте, достижении карьерных успехов, финансовой стабилизации. Также, провозглашается образ жизни – жить для себя, жить в удовольствие. Развитая медицина позволяет иметь одного- двух детей, увеличивая детородный возраст женщины. Таким образом, все это повлияло на то, что заключение браков начинает происходить в более поздние возрастные сроки, в отличии от того, как это было еще 10 – 20 лет назад. Это давало Итальянцем больше свободы, однако, существовала и другая сторона. Итальянцы сохраняли элементы традиционного склада семьи, которые конфликтовали с новыми ценностями. В это же время утрачиваются общепринятые традиционные семенные ценности, а новые не сформировались.
Таким образом, структура семьи претерпела изменения под влиянием военных событий, экономических переворотов и укреплением в обществе новых идей. Традиционная семья переходит в нуклеарный тип, где исключается распределение обязанностей по половому признаку. Прежние общепринятые ценности в новом обществе становятся не актуальны и перестают существовать, однако новые ценности не были созданы. В начале ХХ века клановая культура на территории Италии оказывается под угрозой исчезновения, однако после Второй мировой войны продолжает свое существование.
Глава 3. Характеристика семейных отношений в XX-XXI вв. в Италии
3.1 Сравнительный анализ существующих семейных типов на территории Италии
Нуклеарный тип семьи является наиболее распространённым на территории Италии. Такой тип появляется на севере страны в городах в начале ХХ века. Это было вызвано тем, что богатые семьи высокого положения стали переходить на данную систему взаимоотношений членов в семье. Их примеру последовали торговцы и ремесленники. Постепенно на этот тип семьи перешли практически все итальянцы. Также влияние глобализации стало немаловажным. В западном обществе, а затем и во многих других странах нуклеарная семья становилась ведущей. Во многом примером послужила модель американского общества, где нуклеарный тип семьи укоренился раньше, чем в других странах и был естественным для США. Однако, в Италии нуклеарный тип семьи существует не в таком виде, как в Соединенных Штатах. На семью влияют традиционные взгляды, которые существуют в культуре. Особенно это заметно в южных регионах страны. Например, почтение к матери, особенно мужским населением, что связано с культом Девы Марии. Поощрялся брак, заключенный перед смертью одного из супругов, если до этого бракосочетания не произошло, чтобы душа усопшего попала в рай. Такую картину мы можем увидеть в итальянском кинематографе, в фильме «брак по-итальянски» режиссера Витторио де Сика, когда героиня Филумена Мартурана притворилась умирающей, чтобы заключить брак с возлюбленным. В Италии существует сложная процедура разводов, узаконенный брак расторгнуть практически невозможно, так как это не поощряется церковью, эти традиционные представления о супружестве повлияли на законодательство Италии. Поэтому, в настоящее время, показатели регистрации браков упали вниз, итальянцы предпочитают сожительство, или женятся достаточно поздно. Герой фильма Фердинандо Чефалу «развод по-итальянски» режиссера Пьетро Джерми был готов пойти на убийство собственной жены, чтобы выйти из брачного союза. К тому же, в кинокартине есть интересные моменты, которые также связанны с традиционным мышлением, например, когда в суде Фердинандо Чефалу дали за убийство супруги 2 года заключения, так как убийство произошло в состоянии аффекта, вызванное изменой жены и оскорблением чести мужа. Хотя религия потеряла свое прежнее значение, она не утратила своей актуальности, особенно к ней апеллируют поколения ХХ века. Сегодня нуклеарные семьи присутствуют во всех регионах страны независимо от их регионального места положения. Если в прошлом, нуклеарные семьи были в основном на севере страны, преимущественно в городах, то сегодня в Италии, когда идет речь о семье, ассоциативно в умах итальянцев представляется нуклеарный тип семьи.
В связи с иммиграцией североафриканских народов на юг Италии, на территории страны сохраняются традиционные формы семьи, так как переселенцы сохраняют свою культуру, в том числе способ формирования семьи. Однако, данный тип семьи не оказывает особого влияния на жителей Италии, более того, он не является итальянским. Традиционный тип ведения семейного быта среди этнических итальянцев практически не распространён и изжил свою актуальность.
В Италии все более возрастает процент сожительствующих пар. Связанно это прежде всего с сложной процедурой развода, которая сопровождается долгими судебными разбирательствами. Такие браки, практически ничем не отличаются от зарегистрированных. Статистика показывает, что в 2014 году количество зарегистрированных браков упало на 10000 по сравнению с 2009 годом, в то время как количество сожительствующих пар за это время увеличилось в 2 раза. Дети, рожденные в сожительстве совершенно не ограничены в правах по сравнению с детьми, рожденными в зарегистрированном браке. Подобные примеры можно найти в современном итальянском кинематографе, например, «последний поцелуй» режиссера Габриэле Муччино, где главные герои состояли в сожительстве, а героиня была беременна от своего мужчины.
В то же время существуют и зарегистрированные браки. Зарегистрировать свой брак можно через католическую церковь или через муниципалитет населенного пункта. Оба брака являются законными. В последнее время форма регистрации гражданского брака по сравнению с церковным получает все большее распространение. Связанно это с более легкой процедурой регистрации брака, более короткими временными сроками ожидания регистрации и меньшими требованиями к молодоженам. А также по статистике возрастает процент смешанных браков, где есть представители другой религии, и поэтому регистрация через католическую церковь не может быть осуществлена.
Гостевой брак также существующая форма взаимоотношений в Италии. В основном такой брак распространён среди возрастной группы 25-35 лет, когда молодые люди заканчивают университет и начинают строить карьеру, и отношения в дали друг от друга их устраивают. Также такой брак встречается и среди других возрастных групп по разным причинам. Есть пары, которые не идут на официальный развод, но перестают жить вместе, и такой брак является официально зарегистрированным, но фактически супруги не живут вместе.
У итальянцев распространены все 3 вида брака, а именно: патрилокальный, матрилокальный и неолокальный. В зависимости от супруга, пара живет у мужа или жены. Если супруг представитель другой страны, то семья проживает у местного жителя, обладающего жильем. Матрилокальный брак менее распространён, однако, в последнее время имеет место быть. Патрилокальный брак более часто встречающееся явление, так как итальянцы мужчины более связанны со своими матерями, и им часто сложно покинуть родительский дом. Следующая причина кроется в том, что мужчина является главой семьи, но, часто, по факту за все вопросы отвечает именно женщина. Также, итальянцы могут снимать жилье, или совместно приобретать новое, живя, таким образом в браке на общей территории. Этот тип брака в основном распространён в городской среде.
Таким образом, брак в Италии перешел в новые формы. Традиционные формы семьи перестают существовать, за исключением тех семей, которые составляют проживающие на территории страны представители других культур. Появление и распространение новых форм брака приводит к тому, что наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменяются некоторые ее функций, наблюдается перераспределение семейных ролей.
3.2 Клановость в итальянской культуре и в культуре итальянской эмиграции
Поднимая вопрос существования клана в эмиграции, следует рассмотреть мафиозные структуры в Соединенных Штатах. Итальянская диаспора состоит из итальянцев и потомков эмигрантов из Италии. Сформировалась из двух волн: крупномасштабной миграции итальянцев из Италии в период между объединением Италии в 1861 году и приходом фашистов к власти в 1920-х годах, а также волну, которую можно наблюдать после окончания Первой мировой войны. Первоначально это были гангстерские разрозненные группировки, неорганизованные с общую систему. В Начале ХХ века итальянец Лаки Лучано организовал мафиозные группировки в Нью-Йорке по принципу мафии в Сицилии. Однако, он предложил заменить Capo do tutti Capi советом, состоящим из главных представителей пяти семей в Нью-Йорке. Во время сухого закона в США мафиозные клановые структуры становятся более стабильными и могущественными. В 1951 году правительство США объявило о действиях мафии по всей стране, СМИ транслировало последствия и следы преступлений мафии, привлекающие внимания американского общества. Однако, по официальным источникам, только в 2011 году правительство США смогло окончательно покончить с мафиозными организациями в штатах, когда было вынесло 16 обвинительных заключений.
Сегодня существуют несколько мафиозных группировок, таких как Cosa Nostra, STIDDA, Ndrangheta, Camorra, апулийская организованная преступность. По данным исследования Европола Cosa Nostra располагается в основном на территории ЕС в Испании, Франции и Германии, а также в Канаде, США, Венесуэле и Южной Африки. Сицилийская STIDDA не имеет централизованную структуру и четкой организации своей преступной деятельности. Группировки совершают вооруженное преступление в целях ограбления и возвращаются на Сицилию. В 2013 году были замечены на территории Германии. Калабрийская Ndrangheta входит в число самых мощных организованных клановых итальянских группировок. Ее влияние распространяется на страны практически по всему миру, но особенно в Испании, Франции, Нидерландах, Германии и Швейцарии, в Восточной Европе, а в Канаде, Соединенных Штатах, Колумбии и Австралии. Кланам Camorra не хватает четкой единой структуры. Их действия были замечены во Франции, Нидерландах, Германии и Швейцарии, США. Члены Апулийской организованной преступности были замечены или арестованы в Нидерландах, Германии, Швейцарии и Албании.
На территории Италии, по данным итальянских новостей, мафия и в настоящее время имеет влияние на экономику и политику. В Италии существует аспект теневой экономики, которая находится в руках мафиозных группировок. Правительство Италии ведет борьбу с мафиозными структурами. Анализируя информацию, предоставленную итальянскими новостными службами, можно увидеть, что в ХХI веке практически каждый год арестовывали хотя бы одного члена мафии. Однако, члены мафиозных групп проводят экономические манипуляции и манипуляции с законами, поэтому часто их сложно распознать и уловить.
Таким образом, итальянская клановость существует в других странах в виде преступных мафиозных структур. Хотя по сравнению с расцветом мафии в США во время сухого закона ее влияния стало меньше, однако итальянские мафиозные группировки распространены практически по всему миру. На территории Италии, мафиозные организации имеют большую мощь и влияние, однако итальянское правительство ведет борьбу по искоренении мафии, как и в других странах. Несмотря на это, итальянские клановые структуры существуют, как и в Италии, так и в мире.
3.3 Проблема семейных традиций в условиях глобализации
Итальянские социологи полагают, что институт семьи в Италии по сравнению с прошлым опытом является нестабильным. Несмотря на то, что итальянцы во многом сохранили традиционные элементы, они не несут в себе ту форму отношений между полами, когда союз может быть гармоничным, что влияет на стабильность института семьи. Стирание разниц между мужчиной и женщиной в семейных отношениях приводят к тому, что брак перестает быть актуальным среди молодых итальянцев. Это связанно с индивидуализацией западного общества, где на первом месте стоит личность. Также потребность людей в утверждении своих прав влияют на семейные отношения. Молодая пара до брака понимает, что вступление в брачные отношения во многом ограничивают их свободу и создает дополнительную ответственность друг за друга и за собственные действия. Ставится вопрос об распределениях обязанностей в браке, что приводит к конфликтным ситуациям между субъектами культуры. Частично это вызвано тенденцией к потреблению, которое распространено в постиндустриальных обществах. На первом месте стоят вопросы: что я получу от брака, и что входит в твои обязанности. Борьба женщин за свои права в Италии привела к тому, что жена стала ответственной за финансовые вопросы, а также за воспитание детей. Поэтому встает острая проблема, а именно вопрос равноправия двух сторон. Из-за незнания как распределять обязанности между супругами, отсутствии четкой фиксации прав и обязанностей сторон в законодательстве часто приводит к кризисным ситуациям. Супруги либо избегают легализацию своих отношений, либо идут на развод. Поэтому стоит проблема в Италии, а именно, уменьшение количества людей, вступающих в брачные отношения, ослабление института семьи, а в следствии уменьшение рождаемости и на этом фоне увеличение процента пожилого населения.
Существование разнообразных форм брака на территории Италии, в том числе и альтернативные, непризнанные на законодательном уровне, но существующие в культуре, приводит к тому, что институт семьи становится нестабильным. Происходит рост различных форм брака, в то время как структура внутренних связей ослабевает. Традиционные ценности, под влиянием мировых тенденций, связанных со свободой, равноправием, теряют свою актуальность и значимость. На этой почве происходит конфликт новых и старых ценностей, что приводит к отсутствию общепринятых правил поведения, распределения обязанностей и ценностей в семье. Эта ситуация становится для института семьи кризисной, так как общепринятого мнения строительства внутресемейных отношений на данный момент не существует. Пример того, как нужно выстраивать отношения в семье итальянцы берут из опыта семьи в которой они росли и воспитывались, а также выстраивают модель поведения семейных отношений под влиянием массовой продукции, которая признана и распространена в западном обществе, поступающая в Италию преимущественно из Соединенных Штатов. Зачастую, молодые люди не хотят прожить опыт своих родителей, однако проживают его из поколения в поколение, что связанно с аспектом человеческой психики, когда ребёнку закладываются на бессознательном уровне модели поведения между мужчиной и женщиной в семье, где он воспитывается и растет. Следует отметить, что фильмы, реклама, шоу также имеют свое влияние, формируют наши ценности и часто работают на бессознательном уровне. Западный кинематограф транслирует образ сильной женщины, ответственной за любые аспекты в семейной жизни, готовой идти на поступки, хитрость, чтобы вовлечь мужчину в брак, или образ жертвенного поведения со стороны женского пола. С женской стороны образы, транслируемые масс-медиа, являются аналогом независимости и свободы. Возьмем в качестве примера популярные фильмы голливудского кино. Например, «унесенные ветром» режиссёров Виктора Флеминга, Джорджа Кьюкора, Сэма Вуда, где главная героиня Скарлет, в диалоге со своим возлюбленным настаивает на том, чтобы ее взяли замуж, когда мужчина ей напрямую говорит, что выбрал другую. Она соглашается на брак с нелюбимым человеком, чтобы вызвать ревность у человека, с которым нет взаимной симпатии. Скарлет, когда началась война, взяла на себя все обязанности, ответственность за всех членов своей семьи. Такой образ показан героичным, раскрывает такие качества человека как сила характера, умение решить проблемы самостоятельно, ум, независимость, умение находить выход из сложных ситуаций. Или, например, фильм «Титаник» Джеймса Кэмерона, где главная героиня отказывается от своего супруга, статуса, ради мимолетного влечения с молодым человеком. В том числе и итальянские фильмы транслируют нам образ девушки, которая готова практически на все, чтобы заманить мужчину в брачные отношения. Например, фильм «укрощение строптивого» Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа, где девушка готова идти унижения и оскорбления со стороны мужчины, только бы добиться взаимности с его стороны. Режиссеры изобразили данную ситуацию в комедийном формате. Фильм «Брак по-итальянски», где девушка соглашается жить в сожительстве с мужчиной, полностью отвечая за быт в доме, помогая ему с бизнесом, вступая с ним в сексуальные отношения, при этом имея трех детей от разных мужчин, растущих без матери, наблюдая за изменами своего любовника, пытаясь обманом завлечь его в зарегистрированные отношения, притворившись умирающей. Популяризируется секс и жизнь ради секса. Девушки, готовы идти на сексуальные связи ради физического и психологического удовлетворения. Такие фильмы как «секс в большом городе», где главная героиня меняет постоянно половых партнёров, превозносится как девушка, которой хочется подрожать, потому что она желаема, сексуальна и имеет успех среди мужчин. Таким образом, теряется концепция женского достоинства, утрачиваются моральные ценности на которых держатся не только отношения между мужчиной и женщиной, но и в дальнейшем вся семейная структура. Молодым людям приходиться самим учиться на своем, родительском опыте поведению с противоположным полом, воспринимать ценности, транслируемые средствами массовой информации. Мужчина, воспитываемый сильными женщинами, современным кинематографом, транслирует поведение человека, неспособного на ответственность и выбор достойной женщины, находясь под давлением матери и инициативы со стороны ухаживающей женщины. По факту получается, что женщина является главой семьи, отвечая за все вопросы, и супруга может самостоятельно обеспечить себя и своих детей. Как считают некоторые итальянские социологи, мужчина остается ненужным в семейных отношениях, так как он утрачивает свои основные функции в браке, потому что они все перешли супруге. Именно поэтому за последнее время сокращается количество браков, а также увеличивается количество разводов.
Основа традиционных семейных отношений, строящаяся на разделении обязанностей по половому признаку, где муж глава семьи, принимающий решения и несущий финансовую ответственность за членов своей семьи, и жена, отвечающая за воспитание детей и создание эмоционального и бытового комфорта в доме, уже почти полностью утрачена, в то время как новая единая модель семейных отношений в Италии на данный момент не существует. Таким образом, модель семьи, транслируемая западным миром, где присутствует полное равноправие двух сторон и в финансовом, и в бытовом, и в воспитательном плане, приживается в итальянском обществе искаженно и не функционирует в полной мере.
Итальянская конституция «признает права семьи как естественного союза, основанного на браке.» Закон предоставляет экономическую поддержу молодым семьям. Дети, рожденные вне брака по итальянской конституции, обладают всей защитой: юридической и социальной, совместимую с правами членов законной семьи. Родители обязаны содержать, обучать и воспитывать своих детей вне зависимости от того, родились они в браке или нет. Трудящийся имеет право на денежное вознаграждение достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования.
Таким образом, в современной Италии семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Общепринятые семейные ценности и правила функционирования института семьи утрачиваются под давлением новых ценностей, делающих акцент индивидуальности, которые проникают Италию с помощью средств масс-медиа.
Заключение
В данном исследовании мы попытались провести комплексное культурологическое рассмотрение семейных ценностей и клановости в культурах (представленных в различных гуманитарных науках). Историческая значимость семейных отношений (на примере Италии от периода расцвета городов-коммун до новейшего времени), деконструирует особенности развития семенных отношений на территории Аппенинского полуострова. Анализ трансформации семейных отношений в XX-XXI веках под влиянием глобализации на той же географической территории позволил нам прийти к следующим выводам:
В работах социологов, философов, культур антропологов, психологов содержится представление о том, что семья это естественная среда социальной жизни, являющаяся небольшой группой людей, основывающаяся на родстве и браке, которая имеет внутреннюю структуру, базирующуюся на взаимоотношениях и взаимообязательствах между ее членами. Некоторые социологи разделяют такие понятия как брак и семья, с той разницей, что брак это узаконенная социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, а семья институированная общность основанная на браке. Клановость это группа людей, которая представляет собой вариант семейных неродственных отношений, объединенная общей идеей, основывающейся на получение экономической или политической выгоды, копирующая модель устройства семьи.
Начиная с коммунальной эпохи до конца XIX века институт семьи был стабильной единицей общества, основывающийся на общепринятых ценностях, организующийся по принципу традиционной семьи. Во времена средневековья институт семьи находился под жестким контролем католической церкви, что сформировало определенные культурные явления в семейном укладе и в обществе. Однако, со временем влияние религии постепенно стало ослабевать, в Италию начинают проникать и зарождаться новые направления в культуре, которые формируют отношения между полами. В конце ХIX века начинают зарождаться новые идеи, которые заметно повлияют на итальянскую семью веком позже. Таким образом, институт семьи в итальянской культуре в диахронном срезе не подвергался значительным изменениям, за исключением влияние на него религии.
На взаимоотношения между членами семьи и функционирование их в семье начале ХХ века сильно повлияли политические конфликты, мировые войны, изменения структуры общества. Женщины в Италии становятся более независимыми от мужчин в экономическом и политическом аспекте. Распространение феминистского движения в Италии привело к увеличению женских прав в будущем и полной независимости их от мужчин, что повлияло на распределение ролей в семье, и исключило фигуру единственно кормильца в семье. Семья перешла в форму нуклеарных отношений, постепенно происходит увеличение вариаций форм брака, в то время как внутренняя структура семьи упрощается.
Брак в Италии перешел в новые формы. Сохраняются элементы традиционных отношений, однако этот процент невелик и относится в основном к представителям других культур, проживающих на территории Италии. Появление и распространение новых форм брака приводит к тому, что наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменяются некоторые ее функции, наблюдается перераспределение семейных ролей. В современной Италии семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Общепринятые семейные ценности и правила функционирования института семьи утрачиваются под давлением новых тенденций, делающих акцент индивидуальности, которые проникают Италию с помощью средств масс-медиа.
Итальянская клановость носит нелегальный, преступный характер. В начале ХХ века в США происходит расцвет итальянской клановой культуры, в то время как в Италии она находится под угрозой полного исчезновения. После Второй мировой войны наблюдается спад ее активности. Однако, несмотря на борьбу властей по всему миру с итальянской организованной преступностью, мафиозные группировки, представляющие вид клановости, остаются на территории Европы и Америки и в наши дни.
Список литературы
семейный традиция культура
1.Альберти Л.Б. Книги о семье. / Пер. М.А. Юсима. М.: 2008
.Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. СПб.: Речь, 2005.
.Баранова О.М. Социально-философский анализ феноменов любви и пола: дис. . канд. филос. наук. Уфа, 1998.
.Григорьева И.В. Италия в XX веке: Учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.
.Дианова В. М., Солонин Ю. Н. История культурологии: Учеб. Пособие для вузов. М.: Юрайт, 2012.
.Дмитриев И.С. Упрямый Галилей. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
.Дмитрук Ю.Ю. Идентификация личности в супружеской паре как фактор субъективного благополучия семейных отношений: дис. . канд. психол. наук. Петропавловск-Камчатский, 2004.
.Иванова Ю.В. Брак у народов Западной и Южной Европы. М.: Наука, 1989.
.Конституция Итальянской Республики.
10.Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: Макет, 1995.
.Лихачева А.Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии: дис. . канд. филос. наук. – Воронеж, 2002.
.Надолинская Л.Н. Стереотипы любовных отношений в европейской культуре: историческая трансформация: дис. . канд. филол. наук. – Ростов н/Д, 20 Павловская A.B. Италия и итальянцы. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.
.Прокаччи Д., История итальянцев. М.: Весь мир, 2012.
.Рассел Б. Брак и мораль: Пер. с англ. М.: Крафт+, 2004.
.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 2006
.Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. канд. филос. наук. Архангельск, 2003.
.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: 1979.
.Adkins L., Gendered work. Sexuality, Family and the Labour Market. Bristol, 1995.
.Allegrini A., Donne, lavoro e tecnologie IC. Prospettive femministe/di genere sul lavoro nella società in rete del capitalismo post-fordista. Bologna: Pitagora Editrice, 2004.
.Allegrini A., Genere e scienza nella contemporaneità: uno sguardo storicoconcettuale. Padova: Università di Padova, 2012.
.Andolfi M. La crisi della coppia. Una prospettiva sistemico-relazionale. Milano: Raffaello Cortina Editore, 1999.
23.Balbo L., Interferenze. Lo Stato, la vita familiare, la vita private. Milano, 1979.
.Balbo L., Stato di famiglia. Bisogni, privato, collettivo. Milano, 1976.
.Barbagli M., Castiglioni M., Zuanna, G. Fare famiglia in Italia. Un secolo di cambiamenti. Bologna: II Mulino, 2003.
.Bonolis, M., Struttura e mutamento della famiglia. Roma: Maltemi, 1999.
.Bourdieu Pierre., La domination masculine. Milano: Feltrinelli, 1999.
.Cambridge Advanced Learners Dictionary & Thesaurus. [Электронный ресурс]:-URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/nepotism?fallbackFrom=learner-english (дата обращения: 15.02.2017)
.Cavarero, Adriana- Restaino, Sergio. Le filosofie femministe. Milano: Bruno Mondadori, 2002.