- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,9 Кб
Шорская культура в г. Мыски
Введение
Как известно, 2014 год объявлен в Кузбассе Годом культуры и туризма. В нашей области проживают коренные народы, чья культура очень самобытна. Это калмаки, телеуты, сибирские татары. На юге нашей области, в Горной Шории, проживают- шорцы. Их национальные обычаи, обряды, праздники представляют собой увлекательнейшее зрелище и являются сокровищами национальной культуры Кемеровской области. Проживают шорцы и в городе Мыски. Если раньше этот народ жил в тайге обособленно, то в настоящее время их быт мало отличается от быта русского народа. Шорцы живут в благоустроенных квартирах, говорят и пишут на русском языке , одеваются в европейскую одежду, создают шорско-русские семьи, не занимаются традиционными промыслами и т.д. Мы заинтересовались тем, как проявляется шорская культура на территории нашего городского округа? Будет ли она развиваться в дальнейшем?
Цель моей работы – исследование наиболее ярких проявлений шорской культуры в городе Мыски.
Задачи работы:
üобосновать существование шорской культуры в нашем городе;
üизучить наиболее яркие традиции культуры шорского народа Мысковского городского округа.
Гипотеза исследования:
üВ дальнейшем шорская культура в нашем городе сохранится и будет активно развиваться.
Методы исследования:
üпоиск информации в печатных и электронных источниках (Интернете);
üпосещение шорских национальных праздников, духовного центра «Эне Таг», а также экспозиции краеведческого музея, посвященной культуре шорского народа.
üобобщение полученных знаний.
Объект исследования:
üДуховный центр «Эне Таг»;
üКраеведческий музей;
üПредставители шорского народа.
Предмет исследования:
Традиции и обычаи шорцев, проживающих на территории Мысковского городского округа.
Шорская культура в г. Мыски
Первые шорцы, заселившие высокий мыс у устья рек Кийзак и Мрассу, появились примерно в 1770-е годы после сильнейшего наводнения. Они назвали эту местность – улус Томазак (поселение на холмах у Томи). Шор-кижи (железные люди) жили не только тем, что давала тайга. Славились шорцы умением плавить железо и делать из него разные изделия.
Каждый год в нашем городе празднуются национальные праздники «Пайрам» и «Чыл-Пажи», на которые приезжают представители шорского народа со всех уголков Кемеровской области. Также в ДК «Юбилейный» проходят традиционные ежегодные фестивали коренных народов Кузбасса «Элим» и «Мы живем семьёй единой».
Самыми яркими представителями шорской культуры в нашем городе являются фольклорный ансамбль «Отчагаш» и известная певица и кайчи Ольга (Чылтыс) Таннагашева. Кроме того, сравнительно недавно в поселке Чувашка открылся духовный центр шорского народа «Эне Таг».
Шорский фольклорный ансамбль «Отчагаш»
Ансамбль «Отчагаш», что означает «Огонёк» был создан в 1978 году Граборовым Аркадием Ивановичем, человеком, радеющим за сохранение, как русских, так и шорских национальных традиций.
Аркадий Иванович объединил любителей и знатоков шорской песенной культуры, и вновь зазвучала шорская песня.
Многочисленные экспедиции в отдалённые посёлки, встречи со старожилами, изучение обрядов и обычаев дали хороший результат – ансамбль «Отчагаш» в 1985 году получил звание «Народный».
Ансамбль делился на 2 состава: в 1-й состав входило 20 человек, который состоял из шорцев, кому около 50 лет и за 50 лет; 2-й состав, на базе студии «Радость» был организован младший состав народного коллектива «Отчагаш». С маленькими детьми начала заниматься Тайбычакова Юлия Владимировна. С 2006 года младшим составом руководила Долгополова Евгения Валерьевна.
«Отчагаш» – коллектив со своей самобытной шорской культурой. В репертуаре ансамбля народные шорские песни, а также авторские песни. Коллектив тесно сотрудничает с Тотышевой Валентиной Семёновной, Рыжкиной Валентиной Ивановной, Апонькиной Антониной Алексеевной, на их стихи были написаны песни, которые входят в репертуар ансамбля.
За время существование ансамбля «Отчагаш» – лауреат областных фестивалей и конкурсов, дипломант фестивалей «Саянское кольцо», участник фестивалей во многих городах России.
Коллектив побывал во многих уголках Сибири, выступал в Большом зале им. Чайковского в Москве, выступал в г. Красноярске, вс. Шушенском, на Турецком центральном телевидении в музыкальном проекте «Духовные узы».
Коллектив также участвовал в Международном фестивале малочисленных коренных народов «Курултай Сказитель» (республика Алтай 2009 г.), в V традиционном празднике народов Саяно-Алтая «Чыл-Пажи» (Томская Писаница, 2010 г.), в национальном обряде «Благопожелание» народам, проживающим на территории республики Хакасия и во многих других мероприятиях.
Ансамбль «Отчагаш» является постоянных участником городских и областных мероприятий, таких, как «Пайрам», «Краса Шории», «Айдас Оганар», «Элим».
В 2008 году на базе ансамбля «Отчагаш» создан детский хореографический коллектив «Пайрам». Руководитель ансамбля – Бондарь Ирина Олеговна. Коллектив обучается по программе, в которую входят основы народного, классического, эстрадного и фольклорного танцев.
Хранительница традиций горлового пения Ольга (Чылтыс) Таннагашева
Родилась Ольга Таннагашева (Чылтыс) в городе Мыски Кемеровской области. До 24 лет в её жизни не происходило ничего необычного. Потом случилась автокатастрофа. Девушка долго была без сознания, в бреду. А когда пришла в себя, стала петь. Да не просто петь, а так, как поют только очень одарённые шорцы – горлом. Женское горловое пение – большая редкость, так как шорцы не позволяют своим женщинам петь. По их поверьям женщины из-за горлового пения могут не забеременеть или мучиться в тяжёлых родах. Но Чылтыс поёт и воспитывает дочь.
В 2007 году на празднике «Чыл-Пажи», проходившем в «Томской Писанице», Чылтыс исполнила свою знаменитую «Песню волчицы». Певицу услышала кемеровчанка Нина Бескровных и была очарована ею. Когда-то Нина жила в Германии. Потом вернулась в Россию и здесь стала заниматься переводами книг немецких авторов. С одним из них, Михаэлем Эбмайером, часто переписывалась. Ему-то Нина и написала о Чылтыс. Так у Михаэля, который в тот момент как раз подыскивал сюжет для нового романа, и появилась идея написать экзотический роман о девушке из Сибири. Он выиграл грант фонда Роберта Боша на издание новой книги и отправился в таёжный край. Целую неделю Михаэль любовался красотой сибирской природы и наслаждался общением с Ольгой и её родными. Для него здесь всё было в диковинку. Впечатлений хватило на написание целой книги.
Основные действия романа «Холодные ключи» происходят в посёлке Чувашка. Прототипом главной героини Ак Торгу (Белый Шёлк) стала Чылтыс. С 8 по 25 марта 2009 г. в двенадцати городах Германии, Швейцарии и Австрии проходила презентация книги немецкого писателя Михаэля Эбмайера, на которую была приглашена исполнительница шорской этнической музыки Ольга Таннагашева (Чылтыс). Для консервативной и пресытившейся европейской публики роман о сибирской глубинке и необычной истории любви стал словно глотком свежего воздуха. На презентации Ольгу встречали тепло, задавали много вопросов о Сибири, о шаманах. Публика заворожённо и с большим интересом слушала горловое пение Чылтыс, а после выступления все подходили к ней со словами благодарности. Роман «Холодные ключи» был издан в швейцарском книжном издательстве в Цюрихе, и 28 января 2009 года книга появилась в продаже в городах Европы.
апреля в Анкаре на государственном канале TRT«AVAZ» в прямом эфире транслировалось выступление представителей шорского и алтайского народов. – «Связь с душой» – так называется телевизионный проект под руководством Аднана Сюера на канале TRT, в котором участвовала российская группа, в их числе шорская певица, исполнительница женского горлового пения Ольга Таннагашева (Чылтыс).
Ольга с неподдельным интересом изучает культуру и историю своей священной земли. В ней открылся талант не только к музыке, которую она теперь сама пишет. Ольга довольно быстро изучила несколько музыкальных инструментов, освоила горловое пение. Ольга выходит на сцену и несёт с собой лес: пение птиц, волчий вой, шум травы, свист ветра, шептание горных духов, и звуки шаманского бубна врываются в душу, сознание, тело. Это не исполнение песни, это представление на сцене, это мини-спектакль с одной лишь героиней во всевозможных образах, это языческое камлание, огонь, ветер, связь с миром потусторонним до холодного пота по спине, до дрожи.
Ольга использует в своём исполнении различные жанры и стили – этно, транс, этно-джаз. Она не поёт, она живёт на сцене, в этом весь секрет Чылтыс. Она несёт свою великую культуру в огромный мир, совершенно не боясь оступиться и быть непонятой, несёт её бережно, красиво и искренне с колоссальной подачей – и её слушают, её хотят слышать.
ноября 2013 г. в посёлке Чувашка состоялось открытие центра духовной культуры шорского народа «Эне Таг» (Мать Гора). Инициатором создания центра выступила городская общественная организация «Шория».
Буквально три месяца назад между сельским домом культуры и магазином был пустырь, заросший кустарниками и травой. Теперь на этом месте, которое шаманы из Тывы, Алтая и Таштагола определили как священное, появился Центр духовного объединения. Он создан не только для шорцев, но и для представителей других тюркских народов, которые приезжают в Горную Шорию для обмена знаниями и умениями. Коренные жители Мысков и других городов верят в то, что «Эне Таг» поможет делать более уверенные шаги в деле возрождения нации и станет для них родным домом.
Специально на открытие духовного центра приехали шаманки из Хакасии и Таштагола, чтобы провести обряд и попросить у духов гор, рек и тайги благословения, благополучия и процветания. Получив благословения духов, все участники праздника с пожеланиями добра и процветания для своего народа, близких людей и для себя, повязали чалама (цветные ленточки) на специальную коновязь. А затем, взявшись за руки и образовав неразрывный круг, с чистыми помыслами обошли три раза вокруг юрты (аала). Лишь после дружеских объятий с рядом стоящими соседями позволено было войти в новый «духовный храм» шорского народа.
Двенадцатигранный добротный аал из бруса внутри и снаружи обшит деревом. Перед входом установлены две большие резные фигуры из цельного дерева в виде волка и волчицы (символ шорского народа), охраняющие покой и защищающие территорию от недоброжелателей.
Самая главная достопримечательность Центра духовного развития находится у самой дальней стены напротив входа – это массивный трон из цельного дерева «тыных чер» («духовное место»). Только после того, как человек помолится, попросит прощения у духов и очистит свои помыслы, ему позволено сесть в это кресло и попросить о чем-то самом сокровенном, но обязательно хорошем.
Каждому участнику праздника хотелось попасть в «волшебную комнату», образовалась целая очередь. Затем большая часть гостей переместилась в здание сельского дома культуры, где был организован щедрый стол традиционными шорскими блюдами.
Для гостей мероприятия с концертной программой выступили ансамбль из республики Алтай «Чагылган» («Искрящийся»), шорская певица Инна Тунекова (г. Междуреченск), а также мысковские национальные ансамбли «Отчагаш» и «От Эне». Невероятная энергетика добра, сплочённости и веры в хорошее будущее витала в атмосфере праздника.
Следующим шагом для развития культуры в городе Мыски станет открытие национального культурного центра в районе лесхоза, для этой цели уже выделен земельный участок. Люди смогут приходить туда для того, чтобы поближе познакомиться с шорской культурой и попробовать блюда национальной кухни, у них будет возможность остановиться в гостинице и прокатиться по реке на лодке, любуясь красотами нашей природы и т. д.
традиция обычай шорский фольклорный
Заключение
Французский учёный Пьер Симон Лаплас сказал: «То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно». Начиная работу над данной темой, я стремилась расширить границы своих знаний о культуре шорского народа в г. Мыски.
В результате работы гипотеза была подтверждена: в дальнейшем в городе Мыски шорская культура сохранится и будет активно развиваться
Проанализировав развитие шорской культуры в городе Мыски, я пришла к выводу, что Мыски – это город, в котором созданы благоприятные условия для её активного, прогрессирующего развития. К примеру, духовный центр «Эне Таг», по образцу которого в городе планируется создать еще не один «духовный храм» для шорского народа.
Шорский народ развивается, растёт. Впереди у него много планов, замыслов и задач, направленных на созидание.
Данная работа может быть использована на уроках географии, истории, а также классных часах в среднем звене школы для того, чтобы дать ученикам более точное и ясное понятие о шорском народе и его культуре.
Список литературы
1.Шорцы в кн. Тюркские народы Сибири, М., 2006, с. 236-324
2.Васильев В.И. Шорцы Народы мира. Историко-этнографический справочник., М.: "Советская Энциклопедия", 1986, с. 522
.Чудояков А.И. Шорцы сегодня и завтра Шорский сборник – Вып. 1.-163 с.