- Вид работы: Ответы на вопросы
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,21 kb
Шпаргалка по курсу "Культурология"
Шпаргалка по курсу “Культурология”
Лекция №1. Сущность и предназначение культуры. Место культурологии в системе гуманитарных наук
1)Культура – слово очень многозначное:
-культура Древней Греции;
-человек высокой культуры;
-с/х культуры;
-конопля культурная;
-деятели культуры и т.д.
Научное определение: Культура – это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. [БЭС]
Культура – сложная целостность, включающая в себя привычки, приобретённые человеком как членом общества (вера, мораль, искусство, право, обычай и т.д.). [Тайлер, XIX в.]
Культура в противовес природе, т.е. миру не созданному человеком.
Cultura – возделывание почв (Рим).
Человек – природа как отрицание природы, “надприродное” существование. В сознании любого человека – проблема соотношения природы и культуры. Человек может исключить себя из общества, но не из культуры.
Жан Жак Руссо. Его система возникла как реакция на действие цивилизации, мира социума на естественную человечность: всё, что приносится – зло; всё добро – в естественном, диком. Примитивный, естественный человек – основа.
Эдмунд Берг: ‘Art is men’s nature’.
Артефакт – созданный искусственно, т.е. все материальные и духовные реальности.
Бердяев: «Необъятность русской земли выразилась в трагедии русской души».
Культура создает для нас некую “вторую реальность”, не только материальную, но и духовную.
Сам по себе человек – артефакт, т.е. объект действия культуры. 99% наших знаний мы приобретаем от культуры, а не на собственном опыте. Человечество – это все, кто был до нас и будет после нас. Культура – это то, что нужно передать, в частности, через систему образования. Общество может отторгать человека, но культура принимает все.
Категория ценности
А. Белый: «Важнейшая цель культуры – пересоздание человечества».
Cultus – почитание богов, абсолютных ценностей. Культура – смыслопередающий, смыслонесущий аспект человеческой деятельности.
Религия – один из важнейших культуропередающих факторов. Также – язык.
Генезис целостности – от прошлому к настоящему, будущему, некое движение. Целостность должна быть структурирована.
2)Культурология – гуманитарная дисциплина, которая говорит нам о сущности и закономерностях развития культуры. Также: философия культуры, социология культуры, история культуры. На рубеже XIX-XX вв. культурология стала развиваться как самостоятельная область знаний.
Лекция №2. Культура во времени и пространстве
I.Диохрония
Историческая преемственность культуры. Культура, развиваясь, приобретает новые качества, но и сохраняет саму себя. Трансляция культуры – передача культуры из поколения в поколение. Единица времени – примерно 30 лет. Традиция и новация (модернизация) – два полюса культурной жизни. В различных обществах различны соотношения традиции и новации. Основная масса культурного пласта формируется на протяжении многих веков. Традиционное общество противопоставляется современному. Концепция “новый Адам” – идея создания нового общества, новой культуры, нового человека (в США созданные приехавшими пуританами), т.е. принципиально новое общество, Адам без первородного греха. В любом случае, любая культура, основанная на новациях не мыслит себя без традиции. Т.С. Элиот – крупный англоязычный поэт и культуролог XX века – традиционалист. Культура существует как совокупная единица, но когда появляется новая единица, вся совокупность немного изменяется. Прошлое влияет на настоящее так же как настоящее влияет на будущее. Всё новое знание перестраивается.
Проблема периодизации Существуют разные подходы к периодизации культуры, т.к. не существует единого критерия. 1)Наиболее известный – Марксистский формационный подход. Такая периодизация дает нам некий стержень, но она ограничена. 2)Также: древность – средневековье – новое время. Но в эту периодизацию не вписываются многие культуры с другим летоисчислением. 3)По объектам материальной культуры: каменный, железный, бронзовый век и т.д. Но: одной цивилизации может соответствовать несколько типов культур: культура религиозна,.
Дюркгейм – один из основателей современной социологии. “Время есть некая символическая структура”. Время не просто математически делит день, у него есть определенное качественное содержание. Например, 7 дней недели – из христианства: -суббота, воскресение – религиозное значение; -thursday – бог Тор (Скандинавия), saturday – сатурн, sunday – бог Солнца (из язычества). Каждая культура переживает свои циклы развития.
Культура и цивилизация Сivilis – гражданский. В слово “цивилизация” разные люди вкладывают разное значение. Морган выделял цивилизацию как этап развития человечества: (3 этапа) -дикость; -варварство; -цивилизация (аграрная, индустриальная, постиндустриальная). Т.е. внутри культуры могут быть разные цивилизации (Герасов). Некоторые авторы противопоставляют культуру и цивилизацию. Тогда цивилизация – материально-техническая сторона жизни (Сорокин, Бердяев, Тоэнби). Культура достигает уровня цивилизации, материально-технические ценности отчуждаются. Бердяев: “Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию…культура религиозна, национальна в основе, а цивилизация не религиозна и интернациональна…цивилизация есть воля к мировому господству”. Цивилизация – совокупность изобретений и открытий, имеющих целью сделать человека независимым от природы, содействовать увеличению благосостояния людей. Закон диалектики – отрицание отрицания, например, вторая мировая война.
II. Синхрония Синхрония – временной срез. Пространство – доминирующий фактор. Первые культурологические концепции – географические деления. Культурологи выделяют различные типы культурных общностей, в зависимости от определённых “ареалов”. Наиболее часто культурообразующими факторами бывают: -расовые/этнические; -языковые; -хозяйственные и т.д. Глобальная древняя конфигурация: Запад – Восток. Существует ли мировая культура? Мировая культура существует, т.к. имеет единый корень – человека. Но понимать ее надо по-особому, поскольку она складывается из множества компонентов. Бердяев: “Национальность есть индивидуальное бытие…”
Лекция №3. Функции культуры. Язык культуры
Культура выше общества. Культура определяет общество. Культура как единая система ценностей.
Культура опирается на развитие человека как субъекта. Мы – субъекты действительности.
Цивилизация:
1) этап развития культуры; 2) материально-техническая сторона развития.
Функции культуры:
1) Культура – самоопределяющийся аспект человеческой деятельности, следовательно, целеполагающая (оценочная) функция – даёт методы и модели оценки действительности. Создаются идеалы.
2) Нормативная
3) Функция продуцирования материально-духовных ценностей.
4) Гносеологическая функция (познавательная).
5) Коммуникативная.
6) Разграничения и интеграции различных групп (молодёжная культура и т.д.).
7) Рекреативная.
1) Оценочная: науки о природе опираются на отличные от культуры объекты, т.к. природа № культура; продукт природы – то, что свободно произрастает на земле; плоды культуры – то, что выросло на поле; деятельность согласно сознательно осмысленной цели (Риккерт); это важнейшая функция; если цель не выполняется, то становится объектом природы.
2) Нормативная:
– ценности – общественно значимые представления (хорошо – плохо); ценности – основа мира;
– нормы – конкретно выраженные, закреплённые ценности; бывают запретительными и разрешительными Е санкция.
Нормы изменяются с изменением культуры. Обычаи – образцы поведения, передаваемые подсознательно. Соблюдение норм может быть автоматическим, тогда как санкция – сама культура.
В каждом обществе есть механизм социализации – сознательного и несознательного включения человека в культуру. Институты социализации – семья, школа, органы информации, культуры. Человек сознаёт существующие ценности как правильные. Для протестантов ценности (деньги) – проявление Божьей благодати. Норма = абсолют. Проявляется в священных (?). Даётся образно в модели жизни + в обычаях, традициях, проверенных временем.
3) Гносеологизм. Знание обычно отождествляется с научным знанием. Но Знание – это еще и обыденные сведения, зафиксированные исторической практикой (не обязательно книги, но и обычаи, свидетельства).
Существует много сфер знаний. Объем знаний, полученный человеком до 7 лет больше, чем полученный им за всю оставшуюся жизнь.
Символ – это орудие культуры. Существует великое множество общих и частных символов. Например, человеческий язык:
-семиотика;
-семантика.
Знак – средство выражения человека. Знак – это показатель, выразитель, служащий условным знаком.
Значение – отображение предмета действительности, явления, отношения, качества и т.д. в сознании.
“Почему символ мира – голубь, а не ворона?!”
Между знаком и значением есть неразрывная связь.
Символ наделен некой образностью, органической многозначностью. Для научного языка важна однозначность, а в культуре символ многозначен.
Миф (Myth) – важнейшая культурологическая единица. Это предание. В нем есть тождество символической формы и содержания. Миф отражает действительность в конкретных чувственных образах, в виде образного повествования. Мифы прошли очень сложный этап развития, например, матриархат – патриархат.
Высшее знание не фиксируется рационально.
Кассирер: “Человек – животное символическое”. Т.о., язык – центральная категория культуры. Он существует для коммуникации, человек мыслит с помощью язык.
Все, о чем говорилось выше, и есть язык культуры:
-образы, представления;
-мифы, символы;
-обычаи, традиции и т.д.
Язак культуры диалогичен, онр не для одного.
Объяснение и понимание – важная часть культурной активности. Смысл одной культуры непереводим в полной мере на смысл другой культуры. Также и язык.
Проблема взаимодействия культур
Лихачев: “Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами…”
Ассимиляция может происходить натуральным путем, но она часто бывает насильственной.
Транскультурация – один народ, живший в одном месте, переселяется + ссылки и т.д. (например, США).
Лекция №4. Художественная культура и ее особенности
Худ. культура шире, чем искусство (+дизайн), но искусство – центр жизни.
Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры, одна из форм духовного, художественно-образного освоения действительности.
Между искусством и культурой есть масса аналогий. Искусство создает “2ую реальность”. Артефакт – важнейшее понятие культуры – все созданное человеком. Отличие рукотворного от боготворного. Бог-творец – artifex mundi. Мыслительные аналогии привели к тому, что культура – рукотворная.
Искусство не является жизнью, оно лишь воспроизводит структуру бытия, человеческую жизнь. Произведение существует в восприятии. Язык культуры – знаковая система. Важное средство – образ. Всякий образ отчасти символ.
Искусство – это вымысел, некоторое допущение, которое помогает проникнуть в некие глубины жизни, в которые нельзя проникнуть с помощью логики. Напр., оригинальность художника как выявление природы предмета. Искусство – самовыражение и самоосознание культуры.
Синкретизм (нерасчлененность) первобытной культуры. Есть неделимое единство культуры и религии, формальное единство обряда и мифа. В нем существуют науки, религия и искусство. Но здесь миф является доминирующим – это синкретическая форма.
Части синкретического целого становятся самостоятельными, но синкретическая природа сохраняется.
Искусство – мышление в образах, оно ставит перед нами вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность. Образ является отражением действительности в мышлении. Она преображается в нашем сознании, появляется 2 реальности.
Образ – категория искусства: абстракция отвлекается от единичного, конкретного, частного случая.
О произведении искусства – нельзя отличить свое отношение от предмета искусства. Человек в редкое мгновение похож сам на себя. Человеческая реальность редко проявляется во внешней реальности.
Образ – не рупор идей, не волевое преобразование действительности. Искусство рождается из таинственной области мирового бытия. Не является ли вдохновение божественной благостью?
3 слоя искусства:
-1 слой: внешняя материя. Поэзия – язык, живопись – краски, цвета, театр – слова, скульптура – мрамор и т.д. Материя чрезвычайно важна. Чтобы создать произведение искусства необходимо знать законы данного материала.
-2 слой: уровень художественного образа. Живопись – цветы. У этого уровня свои законы. Нельзя, например, все писать акварелью. Также существуют разные законы, напр., закон перспективы. Если не знать законов, невозможно придать смысл произведению.
-3 слой: смысл, замысел (в любой части произведения). На образе сказывается общий смысл. Нельзя понять высшего смысла, если не видишь этой вертикали, применительно к опр. виду произведения.
Внешняя материя является формой по отношению к образу, который является формой по отношению к смыслу. Образ – факт идеального бытия, материально закреплен. Материя очень важна.
Утилитарность и полезность
Садовник – вишня – чтобы съесть. Художник – вишня – как образ, нет утилитарного значения. В некоторых произведениях утилитарного значения вообще нет.
Произведение не принадлежит автору.
Искусство воздействует не только эмоционально. Гете: “Я познавал, жил и чувствовал, что мое существование множилось на бесконечность”.
Лекция №5. Эстетика
Эстетика – наука о прекрасном, об эстетическом творчестве людей. Искусство – высшее проявление. Способность судить о красоте. Искусство – вещь очень сложная. Эстетика изучает субъективные формы и отношения.
Aisthesis – чувства, ощущения, связана с чувственным восприятием. Научное знание – отвлеченная мысль. В XIX веке – абстракция, классификация.
Эстетика возникла в IV-V вв. в Древней Греции. Наука эстетика возникла в 1735 г. – немец Баугартен (теория чувственного познания). Красота – как совершенство чувственного познания.
Важнейшие категории эстетики
1) Прекрасное – определяется по-разному, в зависимости от религии, философии. Что первично: идеальное или материальное? Оно может быть объективно и существовать в реальной действительности. Это некие объективные свойства самой действительности. Прекрасная сущность у нас в голове. Наше отношение ко всему через преломление того, что мы думаем.
Внешний мир как космос (Демокрит, Гераклит). Стройность, упорядоченность, симметрия – они превращались в критерии прекрасного. Человек творил подражая космосу.
Сократ – прекрасное как полезное, целесообразное в человеческой деятельности.
Платон – стройная концепция. Весь чувственный мир – копия, отражение мира идей, общих, абстрактных понятий. Истоки прекрасного в мире духовных сущностей. Искусство подражает миру чувств, оно – копия копии. Его познавательная ценность = 0. Искусство излишне в гос-ве.
Аристотель – говорил, что прекрасное находится в космосе. Искусство – подражание природе, зак-тям космоса, аналог реального мира.
Познание, узнавание – эстетические категории, путь к гармонии в человеке. Эстетическое наслаждение зависит от узнавания.
Безобразное – дисгармония, асимметрия.
Одни и те же предметы могут быть и прекрасными, и безобразными в зависимости от соотношения.
2) Трагическое – комическое: антиномии сущего и должного рождают трагическое.
Антиномия между миром свободы (личн.) и природы, между сверхчувственным и чувственным. Трагическое присуще Вселенной.
В мире всё трагично для человека по своей сути (Кант). Противоречие между свободой и необходимостью (Гегель) Катарсис.
Комическое связано со смехом, с нарушением меры внутренней гармонии. Это оценочная категория. Несоответствие внутреннего и внешнего в человеке. Комедия (?) – радость, наслаждение бытием.
Лекция №6. Культурологические концепции
До середины XIX в. культурология развивалась в рамках философии и истории.
Гегель (1770-1831) – объективный идеалист.
Существует некий мировой дух, мировой разум, который развёртывает свою сущность в реализации самого себя. Он воплощается в культурологии в судьбе народа.
Развёртывание мирового разума – развитие культуры, он определяет историю. В основе бытия – разум, мысль.
Развитие культурологии во всём мире приобретает целостность, единое развитие.
Свобода – важное свойство духа. Время проникновения свободы в человеческие отношения – составляет её историю. После реформации человек – абсолютно свободный деятель.
Сущность духа – мышление. Искусство – в подчинении. Оно получает своё подлинное подтверждение в науке.
3 этапа в развитии культурологии:
1) восточный (нет свободы);
2) греческий (появление свободы);
3) христианский.
В XX в. возникает ощущение кризиса культурологии.
Параметры кризиса культурологии:
1) культурология возникла как культурология гуманизма Ю осознание самоценности человеческой личности. В кризисе – человеческая личность стала отчуждена от природы, подчинена технике. Человек стал отчуждён от себя Ю тотальное отчуждение.
По Гегелю логика и разум способны на многое, но в XX в. их уже недостаточно. В оплощение кризиса – WW1, торжество техники над человеком.
Возникают философско-научные школы, утверждающие, что разум и рациональность не могут привести к истине. Появляется акцент на интуиции.
Религия, искусство, интуиция – источники познания.
Ницше (1844-1900) – рубежная фигура. Ницше – поэт, по произведениям в форме эссе. «Вся европейская культурология направлена к катастрофе». Ницше – философ декаданса. «Бог умер» – культурологии, смерть ценностей.
Философия жизни, жизнь – хаос. Всё, что близко к жизни, то адекватно. Искусство адекватно. Фантазия – важный элемент выживания.
Концепция сверхчеловека: воля к жизни и воля к власти господствуют. Через систему воспитания и самовоспитания мы можем преодолеть свою ограниченность и уменьшить свой биологический вид. Культурология непроницаема, постоянное развитие двух начал: дионисийского и аполлонского.
Шпендлер: нет единой мировой культуры. Есть различные локально-исторические культуры, у каждой своя судьба. У человечества нет идей или плана. Важно пространство. Он – идеалист. Он против мир. волн. Существует иррациональная душа. Каждой великой культуре присущ свой язык мирочувствования.
У каждого своё искусство, своя природа, своя судьба.
Культура – внутреннее единство в форме мышления, стилистическое единство в религии, политике.
Средства постижения культуры поддаются аналогии.
8 локально-исторических культур:
1) египетская;
2) вавилонская;
3) майя;
4) греко-римская;
5) арабская;
6) индийская;
7) китайская;
8) западноевропейская.
Эти культуры не могут внутренне взаимодействовать.
Периоды детства, зрелости и смерти.
Западноевропейская культура на рубеже XIX-XX вв. на стадии смерти.
Душевная противоположность античной и западноевропейской культур. Телесность и пластичность противопоставляются бестелесности, обесплоченности. Гёте (Фауст) – обесплоченный разум.
Критик гегелевской системы, идеи центральности европейской культуры. Критик евроцентризма.
Гуманистическая направленность. Ценности культуры существуют до тех пор, пока существуют носители культуры.
Лекция №7. Культурологические концепции (продолжение)
Зигмунд Фрейд – австрийский психолог и психиатр, автор психоанализа. Его концепция рождалась из его врачебной практики. Фрейд полагал, что человеческому самомнению были нанесены 3 удара:
-космогенический (Коперник);
-учение Дарвина;
-учение Фрейда (т.е. удар по человеческому “я”, по гуманизму).
“Несчастное я” – не хозяин самому себе.
2 психоаналитических системы:
Ю 1)Бессознательное в человеке, некое иррациональное начало, то, в чем человек не отдает себе отчет. Существует сознание, восприятие внешнего мира. Между сознательным и бессознательным существует предсознание и предсознательное.
Бессознательное – источник всей человеческой энергии, основные проявления бессознательного – сны, сновидения. Сны представляют собой закодированную информацию, у Фрейда – свой код. Другие источники бессознательного – оговорки, шутки, т.е. нечто спонтанное.
Фрейд также открыл либидо (влечение) – источник всей психической энергии, в первую очередь сексуальной.
Тогда почему человек занимается не только сексом, но и чем-то помимо него?
Энергия либидо стремится выразится, но при невозможности реализации все институты культуры “выдавливаются” обратно в сознание.
Закон сублимации – т.е. возвышение сексуальной энергии в какую-то другую энергию, например, творчество. Т.о., вся энергия превращается, является сложнейшим механизмом.
Даже в пищеварении – можно есть мясо и умереть.(?)
Ребенок тоже сексуален, даже в момент рождения, а неудовлетворение ведет к неврозу.
Ю 2)В энергии либидо – 2 импульса:
-к жизни (эрос);
-к смерти (танатос).
Например война – это проявление этого массового психоза. Существует ego – это наше подсознание, существует “я”, существует сверх-“я” – это и есть вся культура. Основное чувство человека – чувство вины, мы все время под давлением подсознания.
Т.о., концепция Фрейда строится на антагонизме биологического начала человека и культуры. Культура живет за счет сублимации биологического, она паразитирует на этом.
В результате Фрейд пишет “Неудовлетворенность культуры” – о том, что прогресс делает человека несчастным.
Фрейд оказал огромное влияние на XX век, даже на сексуальную революцию 60-ых, движение хиппи и т.д.
Сейчас, когда производится коммерциализация всего, секс тоже стал отчужден. “Товар-деньги-товар” или “деньги-товар-деньги”.
Как лечат психические заболевания? Вы прекрасно знаете. От сумы и тюрьмы не зарекайся!! Болезнь приходит внезапно, и вы можете заболеть уже через секунду. Вы ведь все люди!
Болезнь лечится:
-лекарством;
-оперативным вмешательством;
-физиотерапией;
-словом (!), рукоприкладством (в хорошем смысле), аурой.
Фрейд начинает активно лечить словом, психика – новая реальность. Например невроз – это некая невыносимая идея, избавившись от которой, человек “вытесняется” от невроза.
Метод катарзиса (Аристотель) – все в человеке едино. Метод лечения – катарзический, он заставляет человека как бы пережить свою идею.
Второй источник (после либидо) – миф. Мифы стали для Фрейда парадигмой:
-Идипов комплекс;
-комплекс Электры.
Т.е., выясняется то, что мучит человека подсознательно, человек переводит это в сознание и может уже контролировать это. Через сны, через свободный ассоциации.
Карл Густав Юнг начинал как ученик Фрейда, но затем они разошлись в:
-проблеме сексуального;
-понимании роли бессознательного.
Юнг тоже полагает, что существует единая энергия, но она не охватывает все явления. Для Юнга было важно соединить культуру и бессознательное. Получается “коллективное бессознательное”.
Вывод: существует колоссальная аналогия между снами здорового, галлюцинациями больного и древним мифом. Юнг очень сильно разрабатывает эту тему. Миф – как нечто, закрепляющее культурные парадигмы.
Архитип – коллективное бессознательное, он выделяет основные образы и символы, их свойства. Их нельзя адекватным образом изменить систематически, логически (например, галлюцинация, сон).
Фрейзер (?) (я вышел покурить).
Структуралистская школа (Франция). Леви-Стросс и др.
1)Структуралисты вносили в культурологию некую описательность, они опирались на лингвистику. Также – комплексные методы. В лингвистике есть структура, некая содержательная форма очень важна.
Допустим: Лектор стоит. (подлежащее + сказуемое).
-Стоит женщина.
-Женщина стоит. (уже разный смысл).
В языке все структурно. По аналогии с такими структурами структуралисты стали рассматривать все общество.
2)Структуралисты пришли к выводу, что европейцы внутри себя не нашли некоторых важных начал.
Концепция Тоэнби (концепция метаистории).
Вслед за Шпендлером он выделил много культур, как различные этапы в развитии человечества.
Тоэнби сел между двумя стульями.
Существует некое духовное начало, культура же – диалог между духовным и человеческим.
“Дьявол обречен на проигрыш… божественная цель достигается с помощью человека, но без его ведома”.
Природа и культура бросают человеку вызов. Так видит Тоэнби развитие культуры. Кто смог дать ответ, тот выжил.
Игровая концепция (методологически новое зерно). Представители – Хейзинг, Ортега-и-Госсет.
Представления о культуре как об игре. Хейзинг – “Homo lutens” (книга), т.е. человек играющий; важность, серьезность игры в жизни человека; некая спонтанная незапланированная деятельность с утилитарными целями.
Сама игровая идея в культуре еще более древняя, чем романтика. Вся культура Древней Греции существовала как игра (например, Олимпийские игры). По мере развития буржуазного общества, отчуждения культуры этот элемент (игры) стал очень важен.
Ортера-и-Гоосет – также принадлежит к числу элитарных авторов. Т.е., игровой элемент доступен не всем людям. Он превозносит спортивные зрелища, в которых остался элемент игры.
Игра – аналог культуры и в другом смысле. Вот, ребенок играет. Создается некая “2ая реальность”. Игра тоже создает свои собственные правила.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/