- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,69 kb
Символика иконописи Древней Руси
Символика иконописи Древней Руси
В истоках русской культуры, и литературы – в частности, лежит православие. Древнерусские художественные произведения часто напрямую использовали религиозные сюжеты – как в живописи (иконописи), так и в литературе. Христианская православная символика, запечатленная на иконах работы древних мастеров, отразится и в русской культуре последующих веков, вплоть до наших дней.
Можете ли вы сказать, что понимаете смысл православной иконы? В большинстве случаев, к великому сожалению, ответ будет отрицательным. А ведь в иконе все наполнено смыслом, каждая деталь имеет свое значение. При этом многие понятия обозначаются символами. Важное значение имеет сочетание цветов и оттенков и многое другое. В Православной Церкви существует великое множество икон. На этой странице мы расскажем только о некоторых из них.
ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ:
1. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА.
На некоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников.
Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе – отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре – 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: "Есть ли что трудное для Господа?". И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.
Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре.
На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела.
2. НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА
Встречаются и другие иконы Святой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца. В нимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие, как говорилось выше, "Сущий", но сам нимб может быть не круглым, а треугольным.
Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой – орудие нашего Спасения – Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя.
3. ОТЕЧЕСТВО.
Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный во младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе "Новозаветной Троицы", – Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется "Отечество".
Это и предыдущее изображения Святой Троицы, строго говоря, неканонические, хотя встречаются нередко.
ИКОНЫ СПАСИТЕЛЯ:
4. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ.
Как известно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, или иначе "Спас Нерукотворный" встречаются очень часто. На иконе "Спас Нерукотворный" изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.
Существует празднование в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29 августа (16) по старому стилю.
5. СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ.
Другой наиболее распространенный образ Спасителя – это "Спас Вседержитель". По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже этот образ стали писать на иконах. Икона Спаса Вседержителя – это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит открытое, как правило, Евангелие, в котором написан евангельский текст. Чаще всего это следующие слова: "Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы", или "Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный".
6. СПАС НА ПРЕСТОЛЕ.
На иконе "Спас на престоле" Господь Иисус Христос изображается так же, как и "Спас Вседержитель", только в полный рост и сидящим на престоле. И если на иконе "Спас Вседержитель" Господь – Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе "Спас на престоле" Он уже его Судия. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит: "Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома".
7. СПАС В СИЛАХ.
Кроме обычного изображения Спасителя на престоле, существует иконописный тип, именуемый "Спас в силах". На этих иконах Спасителя, сидящего на престоле, окружают "силы" – символические знаки в виде трех ромбов, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром – вещественным и духовным. Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть в "силах", окружающих Спасителя, лики ангелов.
Иконы "Спас на престоле" и "Спас в силах" обычно помещаются над Царскими Вратами, в центре деисусного ряда (деисус, в переводе с греческого означает – молитва). Справа от Спасителя в этом ряду расположен образ Богоматери, а слева – Иоанна Предтечи, а также пророков и апостолов, в молитве простирающих руки к Господу.
8. СПАС ЭММАНУИЛ.
Иногда Спаситель изображается в отроческом возрасте. Такое изображение называют "Спас Эммануил". Образ "Спаса Эммануила" обычно помещается в куполе храма.
ИКОНЫ С ЕВАНГЕЛЬСКИМИ СОБЫТИЯМИ:
9. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
В центре иконы обычно изображается пещера, в ней – красное ложе, на котором возлежит Богоматерь. Рядом в яслях спеленутый младенец, около которого – вол и осел.
На небе – Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса Христа. Среди гор – ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
Внизу – сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним – старец в шкуре, олицетворяющий "дух сомнения". Внизу справа – сцена омовения младенца: две женщины держат ребенка и кувшин с водой.
10. СРЕТЕНИЕ.#
В основе – евангельское повествование о том, как Богоматерь с Христом и своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Богомладенца, чтобы посвятить Его Богу.
В церкви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. И вот произошло сретение (встреча).
На иконах изображается храм, на ступеньках которого стоит Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей – очистительную жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук – к жертве нельзя прикасаться руками.
11. КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ).
В основе – евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
В центре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа от него – Иоанн Креститель, на берегу – Ангелы. Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя или луча.
12. ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
В основе сюжета – евангельский текст о том, как Иисус Христос вместе со своими тремя учениками – Иаковом, Иоанном и Петром – взошел на гору Фавор помолиться и там преобразился: "вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею".
Явились пророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем. С небес сошло светлое облако и слышен был глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте".
Апостолы испугались (это изображается обычно в виде падающих апостолов), но Христос успокоил их, а когда сходили с горы, предупредил, чтобы они никому не рассказывали об увиденном, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
На иконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус Христос, по обеим сторонам Его стоят на горках пророки Илья и Моисей, а внизу – три апостола, испуганные и пораженные увиденным чудом. Петр и Иаков по бокам, в середине – самый молодой из них, Иоанн. От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча.
Моисей (молодой), со скрижалью в руках, – слева от Христа, Илья (старец) – справа.
Одежды Христа обычно белые, расписанные золотом или серебром, вокруг него – "слава" овальная или круглая, светло-голубого, светло-синего или белого цветов.
Часто добавляются сцены восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы.
13. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ.
За неделю до Своего распятия Христос пошел в Иерусалим.
Он остановился у горы Елеонской, подозвал к себе двух учеников и велел им идти в близлежащее село, чтобы взять там осла. Если же спросят, зачем берете, ответить, что это нужно Господу.
Осла привели, ученики накрыли его своими одеждами, Христос сел на него и поехал. Около Иерусалима навстречу ему вышло много народа. Спасителя приветствовали криками и ветками деревьев, люди бросали на дорогу свои одежды.
Это было в последнее воскресенье перед Пасхой, которую иначе называли неделей Ваий – пальмовых ветвей. В России пальмовые ветви заменила верба, и потому воскресенье Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем.
На иконах изображается Христос, который едет на осле. Он въезжает в город – это Иерусалим. Христа с учениками встречает народ, путь Его устилают одеждами и ветками деревьев. Часто встречаются бытовые сценки с детьми.
14. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ.
Евангелие рассказывает, что в местечке Вифании жили две сестры – Марфа и Мария. Однажды захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и громко сказал: "Лазарь! Выходи!".
И вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый, как младенец, по обычаям того времени. Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом.
На иконах изображается Христос с группой апостолов сзади Него, справа – темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.
15. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
В праздник Пасхи Иисус вместе со своими двенадцатью учениками собрался вкусить пасхального агнца. Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и уже договорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что он предаст за деньги учителя.
В день опресноков (Пасха) Христос и апостолы собрались за столом. На этой встрече было установлено Спасителем таинство причащения. Он взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: "Сие есть Тело Мое…". Потом дал чашу вина со словами: "Сие есть Кровь Моя Нового Завета…".
На иконах Христос и апостолы сидят вокруг праздничного стола, на котором – чаша, хлеб.
Иуда протягивает руку к солонке.
16. СТРАСТИ ХРИСТОВЫ.
Среди множества других икон Спасителя можно встретить цикл икон Страстей Хритовых. В них входят: "Целование Иуды", "Суд Пилата", "Бичевание Христа", "Иисус в терновом венце", "Несение Креста", наконец "Распятие Христово". На последней иконе стоящими вокруг креста изображаются Пресвятая Богородица, женщины (некоторые из жен Мироносиц), Иоанн Богослов и иногда Лонгин, сотник с копьем в руке. Сзади – стена города. Это Иерусалим. Крест укреплен в горе, под нею чернота пещеры – место погребения Адама (символическое сопоставление Первочеловека и Богочеловека Христа). На символических изводах два ангела ниспускаются ко Христу. Один из них держит чашу у груди Иисуса, в которую стекает кровь и вода из прободенного (то есть проколотого воином ) ребра Его.
В этом же ряду следуют: "Снятие с Креста", "Положение во гроб". Весь цикл Страстей Христовых ставится либо в иконостасе, либо клеймами в иконе "Воскресение с праздниками".
17. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. СОШЕСТВИЕ ВО АД.
Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника мы не имеем. Более того, в православии принято считать каноническим, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Собственно воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически. Первый образ Воскресения, самый распространенный – это Сошествие во ад. Сюжет иконы мистический, открытый в откровении и основаный на Евангелии.
Спаситель сходит вниз, в ад, который изображается черной пустотой. Его ноги попирают ворота ада, рядом – обломки ограды ада. Навстречу Ему поднимаются праведники – Адам, Ева и другие. Часто существуют композиции, называемые Воскресение Христово с праздниками. Средник такой иконы – Сошествие во ад.
Другой, теперь часто встречающийся, образ – Явление Воскресшаго Господа женам Мироносицам. Здесь, кроме Спасителя, стоящего во "славе" у гроба, пишутся ангелы (один или два) и женщины (жены) Мироносицы. Это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Марфа и Мария (сестры Лазаря), Сусанна.
18. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
В основе – евангельский текст о том, что на сороковой день после Своего воскресения из мертвых Христос повел Своих учеников на гору Елеонскую и там у них на глазах вознесся на небо. Когда пораженные апостолы смотрели на возносящегося Христа, к ним явились два мужа и рассказали о втором пришествии Спасителя в конце мира.
Вверху иконы в круглой "славе", поддерживаемой двумя Ангелами, изображается возносящийся Христос. Под ним – в центре – Богоматерь с поднятыми в стороны и вверх руками (в позе Оранты). Вокруг Нее стоят апостолы.
ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ:
19. ВЛАДИМИРСКАЯ.
По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: "Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет".
На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят "пяточка" – по которой узнают Владимирскую).
От этой иконы совершалось множество чудотворений. Не раз Москва была избавлена от нашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы, получая неизменную помощь по молитвам пред чудотворной Владимирской иконой.
К чудотворной Владимирской иконе Божией Матери приходили люди со всех концов России. Перед ней совершалось избрание и поставление Российских митрополитов, а затем – Патриархов, начиная с первого – святителя Иова и кончая святителем Тихоном. Весь народ почитал Владимирскую икону как главную святыню русской земли.
Празднование Божией Матери в честь Владимирской Ее иконы совершается 3 июня (21 мая) , 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).
20. КАЗАНСКАЯ.
Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.
На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу.
Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону.
Она пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие молитвы были услышаны Царицей Небесной и 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.
Два столетия спустя, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом в армию приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на него была возложена Казанская икона И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой.
Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября).
21. ИВЕРСКАЯ.
На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке; правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указуя на Него. Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена рана, из которой течет кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.
Празднование Божией Матери в честь Ее Иверской иконы совершается 25 (12) февраля, 26 (13) октября и во Вторник Светлой (Пасхальной) седмицы.
22. ЗНАМЕНИЕ.
На иконе "Знамение" Пресвятая Богородица изображена с молитвенно воздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующей Божественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображение Богородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов.
"Знамением" же икона стала называться после чудесного знамения от Новгородской иконы, бывшего в 1170 году. В тот год удельные князья, объединившись, замыслили покорить Великий Новгород. Громадная рать обложила город. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Они молились дни и ночи. Архиепископ Новгородский, с тех пор как город был окружен, неустанно молился в Софийском соборе перед иконой Всемилостивого Спаса. В третью ночь он вдруг почувствовал священный трепет, и от иконы раздался голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону вынесли на городскую стену и поставили ее лицом к осаждающим, те не смягчились сердцем и не вразумились, а пустили на это место стены тучу стрел. Одна из стрел попала в священный лик Богоматери. И тут свершилось чудо – икона сама отвернулась от осаждающих и обратилась лицом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы.
В то же время на воинов, осаждавших город, напал великий ужас. У них помрачилось зрение, они стали поражать друг друга. Тогда новгородцы, ободренные знамением, наголову разбили многочисленное войско нападавших.
Тогда же, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено 10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой "Знамение".
23. ДОНСКАЯ.
Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тоже склонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянул вперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.
Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве с татарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во время Куликовской битвы (1380 год) – ее носили по лагерю. После победы казаки поднесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе в Коломне.
Празднование Донской совершается 1 сентября (19 августа).
24. ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ.
Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней – бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: "Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление". Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на Богоматерь.
Празднование этой иконе совершается 6 ноября (24 октября).
25. ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ.
С древних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, дали Ей наименование "Взыскание погибших" как последнему прибежищу и надежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, в малоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затем раскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовного совершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.
На иконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединенной с левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шею Богородицу, которая чуть наклонила к нему голову.
Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Взыскание погибших", совершается 18 февраля (5 февраля по старому стилю).
26. ОДИГИТРИЯ.
Тип Богоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница) зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцем на левой руке. У икон Богоматери Одигитрии много различных названий: Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская и другие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
27. ФЕОДОРОВСКАЯ
Пресвятая Богородица изображена с Предвечным младенцем на правой руке, которой Она придерживает Его ножку. Правая ножка Младенца согнута и обнажена по колено. Он прижимается к Своей Матери щекой, а левой ручкой обнимает Ее за шею.
Первое прославление Феодоровской иконы относится к XII веку. В середине XII века был построен Городецкий монастырь, где и находила икона. В времена нашествия Батыя Городец был полностью сожжен, однако, икона осталась цела. Она явилась князю Василию Костромскому, после чего икону отнесли его в Кострому, где поставили в соборе Феодора Стратилата. Отсюда и произошло название иконы.
С Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы связано избрание на царство Михаила Романова. Перед этой иконой совершилось поставление на царство первого царя фамилии Романовых.
Празднование Феодоровской иконе совершается дважды в год – 27 (14) марта и 29 (16) августа.
28. УМИЛЕНИЕ.
Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название "Елеуса" (милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь с умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери. Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.
Часто иконы типа "Умиление" так же, как и типа Одигитрии, имеют второе название – по месту, где они находились. Многочисленные списки с этих почитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяются по иконографическим признакам, присущим каждому варианту. Одна из самых древних икон типа "Умиление" находится в Успенском соборе Московского Кремля – это памятник XII века. Прекрасно передающая нежность и трогательность общения Матери с Сыном, эта икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с одной стороны, Иисус прижался щекой к щеке Матери, а с другой – держит правой рукой свиток, который поставил на колено. В отличие от других изображений, где Мария одета в мафорий – длинный плащ-покрывало, спускающийся почти до земли, здесь на голове Богоматери короткий, до плеч, темный плат. Голубое платье и голубой чепец Богородицы оживляют, делают праздничным общий колорит иконы.
29. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.
В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда – треугольников) с вогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда. Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя.
На фоне звезды – Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображается гора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ видения Иакова: "Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней"), врата (видение пророка Иезекииля: "Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш"), жезл – символ изображения Христа ("жезл от корене Иессеева и цвет от него – Христос"…).
В четырех красных углах – символы евангелистов: святого Марка – лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел.
Иногда Богоматерь с младенцем пишутся в "славе", состоящей из двух концентрических кругов, заполненных Ангелами.
Празднование – 17 (4) сентября.
30. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Сюжет иконы – предание, известное с X века, о видении святого Андрея Христа ради юродивого во Влахернском храме Константинополя. В один воскресный день, 1 октября, святой Андрей и его друг Епифаний молились в храме о спасении города от сарацин (мусульман) и вдруг увидели Богородицу в окружении ангелов и святых. Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (омофор – длинное и узкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
На иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря (иногда – на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров (иногда покров придерживают ангелы). Внизу – апостолы, мученики, святители, толпа молящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученик Епифаний.
"Покров Пресвятой Богородицы" празднуется 14 (1) октября.
31. О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ.#
В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храм и раю словесный…"
В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в "славе". Вокруг Нее – ангельский собор.
Наверху – большой храм, деревья, травы; внизу – род человеческий, пророки, святители, преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу – Иоанн Дамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: "О Тебе радуется…"
32. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.#
Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не было у них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у нее дочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать на воспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, и этот момент запечатлен на иконах "Рождества Богородицы".
Анна полулежит на высоком ложе, около нее – служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит у изголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычно изображается сцена купания младенца – Марии. Служанки держат ребенка, пробуют воду в чаше.
Иногда есть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются Ласкание Богородицы.
33. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ.
Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна была воспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда и первосвященник Захария.
На иконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник и девочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители Марии Анна и Иоаким, девы с зажженными свечами.
Иконография может быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней – пять или семь юных дев.
Иногда изображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом.
34. БЛАГОВЕЩЕНИЕ.
Тогда же, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено 10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой "Знамение".
23. ДОНСКАЯ.#
Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тоже склонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянул вперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.
Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве с татарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во время Куликовской битвы (1380 год) – ее носили по лагерю. После победы казаки поднесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе в Коломне.
Празднование Донской совершается 1 сентября (19 августа).
24. ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ.#
Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней – бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: "Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление". Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на Богоматерь.
Празднование этой иконе совершается 6 ноября (24 октября).
25. ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ.
С древних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, дали Ей наименование "Взыскание погибших" как последнему прибежищу и надежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, в малоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затем раскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовного совершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.
На иконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединенной с левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шею Богородицу, которая чуть наклонила к нему голову.
Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Взыскание погибших", совершается 18 февраля (5 февраля по старому стилю).
26. ОДИГИТРИЯ.
Тип Богоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница) зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцем на левой руке. У икон Богоматери Одигитрии много различных названий: Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская и другие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
27. ФЕОДОРОВСКАЯ.
Пресвятая Богородица изображена с Предвечным младенцем на правой руке, которой Она придерживает Его ножку. Правая ножка Младенца согнута и обнажена по колено. Он прижимается к Своей Матери щекой, а левой ручкой обнимает Ее за шею.
Первое прославление Феодоровской иконы относится к XII веку. В середине XII века был построен Городецкий монастырь, где и находила икона. В времена нашествия Батыя Городец был полностью сожжен, однако, икона осталась цела. Она явилась князю Василию Костромскому, после чего икону отнесли его в Кострому, где поставили в соборе Феодора Стратилата. Отсюда и произошло название иконы.
С Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы связано избрание на царство Михаила Романова. Перед этой иконой совершилось поставление на царство первого царя фамилии Романовых.
Празднование Феодоровской иконе совершается дважды в год – 27 (14) марта и 29 (16) августа.
28. УМИЛЕНИЕ.
Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название "Елеуса" (милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь с умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери. Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.
Часто иконы типа "Умиление" так же, как и типа Одигитрии, имеют второе название – по месту, где они находились. Многочисленные списки с этих почитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяются по иконографическим признакам, присущим каждому варианту. Одна из самых древних икон типа "Умиление" находится в Успенском соборе Московского Кремля – это памятник XII века. Прекрасно передающая нежность и трогательность общения Матери с Сыном, эта икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с одной стороны, Иисус прижался щекой к щеке Матери, а с другой – держит правой рукой свиток, который поставил на колено. В отличие от других изображений, где Мария одета в мафорий – длинный плащ-покрывало, спускающийся почти до земли, здесь на голове Богоматери короткий, до плеч, темный плат. Голубое платье и голубой чепец Богородицы оживляют, делают праздничным общий колорит иконы.
29. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.#
В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда – треугольников) с вогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда. Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя.
На фоне звезды – Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображается гора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ видения Иакова: "Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней"), врата (видение пророка Иезекииля: "Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш"), жезл – символ изображения Христа ("жезл от корене Иессеева и цвет от него – Христос"…).
В четырех красных углах – символы евангелистов: святого Марка – лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел.
Иногда Богоматерь с младенцем пишутся в "славе", состоящей из двух концентрических кругов, заполненных Ангелами.
Празднование – 17 (4) сентября.
30. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Сюжет иконы – предание, известное с X века, о видении святого Андрея Христа ради юродивого во Влахернском храме Константинополя. В один воскресный день, 1 октября, святой Андрей и его друг Епифаний молились в храме о спасении города от сарацин (мусульман) и вдруг увидели Богородицу в окружении ангелов и святых. Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (омофор – длинное и узкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
На иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря (иногда – на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров (иногда покров придерживают ангелы). Внизу – апостолы, мученики, святители, толпа молящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученик Епифаний.
"Покров Пресвятой Богородицы" празднуется 14 (1) октября.
31. О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ.
В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храм и раю словесный…"
В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в "славе". Вокруг Нее – ангельский собор.
Наверху – большой храм, деревья, травы; внизу – род человеческий, пророки, святители, преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу – Иоанн Дамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: "О Тебе радуется…"
32. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.
Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не было у них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у нее дочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать на воспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, и этот момент запечатлен на иконах "Рождества Богородицы".
Анна полулежит на высоком ложе, около нее – служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит у изголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычно изображается сцена купания младенца – Марии. Служанки держат ребенка, пробуют воду в чаше.
Иногда есть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются Ласкание Богородицы.
33. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ.
Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна была воспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда и первосвященник Захария.
На иконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник и девочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители Марии Анна и Иоаким, девы с зажженными свечами.
Иконография может быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней – пять или семь юных дев.
Иногда изображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом.
34. БЛАГОВЕЩЕНИЕ.
Благовещение – это добрая, радостная весть. На иконах изображается явление архангела Гавриила Деве Марии – он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станет Матерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангел Гавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногда сидящая, иногда – без рукоделия).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl